№ 3 (2022)
Педагогические науки
Актуальные вопросы современной дидактики регионального профессионального образования в обучении родному языку
Аннотация
В статье анализируются актуальные проблемы методологии профессионального образования в гуманитарной области знаний, в частности, сургутского диалекта хантыйского языка в ХМАО-Югре. В современном профессиональном образовании изучение родного языка становится неотъемлемой частью национальной культуры, которая вбирает в себя историю, духовные ценности, нормы морали и модели речевого этикета. Именно поэтому важно сохранение родного языка каждого этноса. Назрела необходимость в социализации и развитии личности обучающегося как субъекта этноса и как гражданина РФ. «Сохранение и развитие родных языков и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера – одна из государственных задач, стоящих на современном этапе перед Россией и Югрой как субъекта Федерации». Отсутствие единого утвержденного алфавита по хантыйскому языку и учебно-методических комплексов, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации, не позволяет изучать родной (хантыйский) язык в профессиональном образовании. Автор считает, что недопустимо изучать учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» (предметная область «Родной (хантыйский) язык и литература») за счет учебного времени, отведенного образовательной организацией в рамках внеучебной деятельности и воспитательной работы. Таким образом, необходимость разработки содержания и методологической организации учебного процесса по дисциплине «Родной язык» в обучение в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях и в вузах, а также курсового обучения в ХМАО-Югре - очевидна. Родной язык выступает не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных, культурных традиций и приобщения к ним последующих поколений. От качества обучения родному (хантыйскому) языку в профессиональных учреждениях в целом зависит качество образования современного поколения коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. Совершенствование навыков и развитие умений по учебному предмету «Родной язык» будет успешным, если реализовать эффективную методическую систему на основе интеграции фонетических, словообразовательных, лексических, грамматических и синтаксических уровней хантыйского языка.



Организация научной работы обучающихся технического профиля
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос организации научной работы обучающихся (НРО) ООВО технического профиля в ЧВВМУ имени П.С. Нахимова. Приводится реализация НРО в ЧВВМУ имени П.С. Нахимова в форме докладов на конференцию ВНОК и ВНОС и подготовке докладов, которые издаются в «Сборнике докладов курсантов и студентов на конференции ВНОК и ВНОС ЧВВМУ имени П.С. Нахимова». Подготовка к данной конференции проводится в течение 6 месяцев и имеет своей целью повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета. Доклады выполняются в соответствии с учебными планами и программами. Данные доклады содержат элементы научных исследований. Участие в научно-исследовательской работе помогает студентам постигать основы своей специальности, применять знания в решении практических задач, развивает навыки работы в научно-производственных коллективах. В процессе выполнения учебных исследований студенты учатся самостоятельно работать с научной литературой и систематизировать её, применять свои знания при решении конкретных задач исследовательского характера. Итогом проведения конференции стали «Рекомендации руководителям студенческих учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ ЧВВМУ имени П.С. Нахимова. Итак, главная цель НРО – самореализация личности обучающегося на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности студента в трех направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание. В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества студента: навык самостоятельной исследовательской деятельности; навык работы с научно-познавательной литературой; инициатива и творчество; использование, расширение и углубление предметных знаний; навык совместной работы с участниками исследования; самоутверждение обучающихся в данной предметной области и т. д.



Методологические подходы к созданию условий для успешного профессионального роста преподавателей общеобразовательной организации
Аннотация
В данной статье, посвященной актуальной проблеме профессионального развития преподавателей общеобразовательной организации, представлен содержательный анализ методологических подходов к созданию условий для успешного профессионального роста преподавателей общеобразовательной организации. Рассмотрены подходы к формированию и развитию кадрового потенциала как одному из условий, способствующих построению индивидуальной траектории успешного профессионального роста педагога школы. Раскрыта технология командного взаимодействия субъектов внутришкольной системы. Важнейшей задачей современной системы образования можно считать развитие педагогических кадров и повышение уровня их профессиональной квалификации. И прежде всего руководство образовательной организации должно быть нацелено на предоставление этих возможностей педагогическим кадрам для их профессионального роста и развития. Выбор той или иной формы обучения педагогов зависит от целей обучения, имеющихся финансовых, временных и технических ресурсов образовательной организации, а также от методического обеспечения проблемной области. Особое внимание в статье уделено условиям формирования кадрового потенциала образовательной организации. Авторы дают обобщенную характеристику этих условий. Так одним из важнейших условий для продуктивной работы формирования кадрового потенциала образовательной организации, рассмотрена совместимость (межличностная) и сработанность в процессе коллективной работы. На эффективность формирования кадрового потенциала образовательной организации оказывают влияние такие психологические характеристики личности (члена педагогического коллектива) как: вовлеченность и приверженность команде. В заключении авторы предлагают рассматривать кадровый потенциал образовательной организации, как качественную характеристику педагогического коллектива.



Сущность готовности военного специалиста к функциональной деятельности в конфликтогенной профессиональной среде
Аннотация
Объектом исследования является рассмотрение проблемы готовности военного специалиста к функциональной деятельности в конфликтогенной профессиональной среде. В статье проанализированы модели профессиональной деятельности военных специалистов, описанные в диссертационных исследованиях, научной литературе и нормативных документах, что позволило классифицировать их по группам. Готовность человека к эффективной профессиональной деятельности рассмотрена с точки зрения двух основных подходов к изучению этого феномена: функционального и личностного, описаны виды готовности специалистов к профессиональному труду, проанализированы работы по изучению состояния готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, к которым относится конфликт. Раскрыты специфические особенности военно-профессиональной деятельности. Проанализированные подходы позволили выдвинуть предположение, что в рамках функционально-личностного подхода интегрирующим образованием, позволяющим добиваться функционализма деятельности военного специалиста в условиях конфликтогенной профессиональной среды является самоопределение будущего офицера. Рассмотрены сущность и содержание понятия «самоопределение» в зависимости от сферы социально-гуманитарных наук. Проведенный анализ подходов к определению сущности готовности к деятельности и связанного с ней феномена самоопределения позволяет сделать вывод о том, что готовность военного специалиста к функциональной деятельности в конфликтогенной профессиональной среде – это его способность к самоопределению оптимального способа взаимодействия с элементами (факторами) окружающей профессиональной среды (личностной и безличностной) в конфликтной ситуации на основе сформированной системы ценностных ориентаций, осознания собственной роли в процессе ее конструктивного разрешения и субъективной оценки своих возможностей в соотнесении с возникшими трудностями достижения цели профессиональной деятельности.



Общая характеристика профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности
Аннотация
Цели и направления устойчивого развития страны выдвигают высокие требования к будущим выпускникам учебных заведений, всесторонне развитым и социально активным личностям, со сформированными необходимыми профессионально значимыми качествами, являющимися важной составляющей их профессиональной компетентности. Основной задачей профессиональной подготовки будущих специалистов в современном высшем учебном заведении является формирование их профессиональной компетентности, профессионально значимых качеств и психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности на основе введения и реализации инновационных технологий обучения. Цель и задача научного исследования состоит в уточнении сущности понятия «профессионально значимые качества бакалавра техносферной безопасности». В качестве основных методологических подходов формирования профессионально значимых качеств как составляющей профессиональной компетентности будущих бакалавров техносферной безопасности обозначены системный, личностно-деятельностный и компетентностный. Основным результатом работы является определение структуры, групп, признаков и общей характеристики профессионально значимых качеств, раскрытие сущности понятия профессионально значимых качеств будущих бакалавров техносферной безопасности как совокупности социально значимых для реализации функций, задач и интересов общества, отдельных граждан и государства личностных характеристик специалиста, формируемых в рамках системы профессионального становления на основе принципа формирования всесторонне развитой, творческой личности. Рассмотрен генезис и содержательное наполнение понятия «профессионально значимые (важные) качества» на основе анализа трудов ведущих российских и зарубежных ученых и приведена авторская редакция изучаемого понятия. Выполнен также анализ научно-теоретических работ известных ученых по формированию профессионально значимых качеств и различным аспектам профессиональной подготовки будущих специалистов техносферной безопасности. Выявлена социальная значимость профессионально важных качеств и основная социально значимая государственная функция будущих бакалавров техносферной безопасности, которая заключается в обеспечении жизнестойкости каждого члена общества и окружающей природной среды в целом.



Иностранный язык и практическая подготовка студентов и аспирантов неязыкового вуза
Аннотация
Поднимается проблема статуса иностранного языка в контексте актуализации практической подготовки студентов и аспирантов и нарастающей востребованности работодателями профессиональной иноязычной компетенции выпускников российских неязыковых вузов. Иностранный язык для современного выпускника, например, технического университета, уже не та «проходная дисциплина», о которой еще не так давно можно было не вспоминать после получения диплома, а действенный инструмент решения профессиональных задач различного типа, а часто и ключ к выстраиванию профессиональной карьеры. Результаты критической оценки действующей системы иноязычной подготовки студентов и аспирантов в нескольких десятках неязыковых вузов, проведенной авторами статьи по открытой документации, выложенной в сеть Интернет, показали ее несовершенство в части профессионализации и привели к выводу о необходимости перемен, связанных в первую очередь с акцентуацией на связи иноязычной подготовки обучающихся с их будущей профессиональной деятельностью, и наличии предпосылок для этого. Нормативно-юридическая база, необходимая для проведения изменений, уже сформирована, поэтому инициатива локальных изменений системы должна проявляться «на местах» самими вузами. Авторами статьи описываются корректирующие мероприятия, касающиеся иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза, связанные с уточнениями или изменениями основных характеристик образования и/или организационно-педагогических условий реализации конкретных образовательных программ подготовки студентов и аспирантов направлений 22.03.02 «Металлургия», 22.04.02 «Металлургия» и 22.06.01 «Технологии материалов» кафедры «Металлургические технологии и оборудование» Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, и уже доказавшие свою эффективность. Среди них: наращивание на практических занятиях по языку по мере продвижения обучающегося внутри каждого из уровней и перехода с уровня на уровень обучения доли иноязычной практической подготовки, связанной с выполнением обучающимися отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы; проведение практических занятий по факультативным дисциплинам иноязычной подготовки, включенным в учебный план, полностью в формате практической подготовки, а также организация практической иноязычной подготовки в рамках производственных практик обучающихся на площадках российских и зарубежных организаций, осуществляющих деятельность по профилю конкретной образовательной программы.



Профессиональная подготовка будущих специалистов посредством курса «Английский язык для академической мобильности»
Аннотация
Рассматриваются вопросы подготовки будущих специалистов посредством курса «Английский язык для академической мобильности». Данный курс является важным звеном в процессе непрерывного профессионального образования, которое подразумевает подготовку современного специалиста, готового реализовать свой потенциал, используя существующие информационные и технологические платформы, ресурсы организаций и выстраивая индивидуальную образовательную траекторию с учетом меняющихся потребностей рынка труда. Авторы подчеркивают, что, несмотря на сложившуюся общемировую ситуацию, российские вузы продолжают реализацию программ в рамках международного сотрудничества, а также ищут новые возможности и направления партнерских отношений. В статье отмечается, что академическая мобильность, как ключевой аспект деятельности любой образовательной организации, в современных условиях не утратила своей актуальности. В Нижневартовском государственном университете для подготовки студентов-будущих специалистов к участию в программах международной академической мобильности и будущей профессиональной деятельности был разработан и реализуется курс «Английский язык для академической мобильности» преподавателями кафедры филологии, лингводидактики и перевода (ранее преподавателями кафедры иностранных языков). В статье представлены структура и описание курса «Английский язык для академической мобильности», раскрыта его значимость как одного из важных компонентов профессиональной подготовки студентов Нижневартовского государственного университета в рамках непрерывного образования как для участия в программах международного академического обмена, так и успешной профессиональной деятельности в будущем.



Профессиональный рост преподавателей общеобразовательной организации
Аннотация
Рассмотрен профессиональный рост педагога общеобразовательной организации как социально-психологический феномен. Описаны этапы профессионального роста педагога. Выделены уровни процесса профессионального роста учителя: начальное обучение и практика, индукция, самостоятельное профессиональное развитие. Автор раскрывает закономерности профессионального роста педагога. Отмечена значимость влияния условий микро- и мезосреды как образовательной организации, так и семьи. Успешность профессионального роста в результате совместной деятельности зависит от имеющихся качеств взаимодействующих субъектов и от имеющихся представлениях о качествах друг друга. Формирование феномена сопряженной профессиональной карьеры осуществляется в процессе взаимодействия большого спектра детерминант, например, согласованность психофизиологических особенностей людей, сходства их стилей деятельности / поведения / общения и т. д. В статье представлен фрагмент программы развития кадрового потенциала одной из общеобразовательной организации города Нижневартовска, как одно из ключевых условий, влияющих на построение индивидуальной траектории успешного профессионального роста педагога общеобразовательной организации. В заключении автор выводит условия, обеспечивающие эффективность реализации программы формирования и повышения кадрового потенциала общеобразовательной организации. Автор приходит к выводу, что профессиональный рост преподавателя – целенаправленный двусторонний процесс, эффективность которого зависит от множества факторов.



Развитие культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования средствами рефлексивной педагогики
Аннотация
Деятельность работника системы дополнительного образования сопряжена с организацией синкретичного педагогического и творческого процесса с участием обучающихся, их родителей и различных социальных партнёров. Обстоятельства, в которых пребывает педагог дополнительного образования, зачастую оказываются непредвиденными, требуют от него спонтанных эффективных действий – профессиональной импровизации. Она становится более продуктивной при условии постоянного осмысления её предпосылок, условий и результатов. В связи с этим целью данной статьи стало теоретико-методологическое обоснование использования потенциала рефлексивной педагогики в сфере развития культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования. В рамках описанного исследования, осуществлённого на базе ГБОУ ДПО «Донецкий республиканский институт развития образования», проведено изучение возможностей рефлексивной педагогики в рамках формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования в системе последипломного образования. Эксперимент предполагал включение в дополнительную профессиональную программу для педагогов дополнительного образования модуля «Культура профессиональной импровизации педагога дополнительного образования», который включал раздел с использованием потенциала рефлексивной педагогики. Практики, предложенные педагогам, предполагали оценку импровизированных профессиональных действий с последующим их обсуждением. В результате — описана структура и содержание личностных рефлексивных умений в рамках культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования, а также предложена методика их развития. Практическая значимость подтверждается данными диагностики профессионально-личностных результатов освоения дополнительной профессиональной программы, в связи с чем автор считает перспективными дальнейшие исследования в области использования рефлексивных практик в системе последипломного образования педагогов дополнительного образования.



Образовательные технологии в непрерывном образовании
Аннотация
Повсеместное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в течение последних двух десятилетий и глобальный переход к использованию технологий дистанционного обучения (ДОТ) привели к пониманию, что педагоги школ и университетов остро нуждаются в непрерывном повышении квалификации в области ИКТ и электронного обучения для повышения их готовности, и способности адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды. Непрерывное профессиональное образование и последовательное повышение квалификации становится одними из самых значимых процессов, качественно влияющих на содержание, формы и методы обучения. Авторы полагают, что университеты могли бы заполнить эту нишу на рынке образовательных услуг и обеспечить непрерывное повышение цифровых компетенций преподавателей школ и ВУЗов. В исследовании рассматривается множество условий, предположений и рисков, влияющих на качество образовательного контента для эффективного онлайн-курса непрерывного профессионального образования. В статье подробно описаны этапы и принципы проектирования электронного учебного онлайн-курса повышения квалификации. На примере инструментов визуализации информации и обратной связи авторы предлагают практические рекомендации по разработке контента и управлению рисками. Авторы подразумевают, что для создания качественного онлайн-курса для непрерывного профессионального образования команда разработчиков должна учитывать характерные отличия онлайн-образования от традиционных методов, принципы активного обучения, тайм-менеджмент, мониторинг прогресса обучающихся и средства обратной связи. Предлагаемая структура и дополнительные стратегии создания образовательного контента онлайн-курса могут представлять интерес для преподавателей и методистов, занимающихся разработкой электронных курсов, а также широкого круга пользователей.



Теоретическое обоснование подготовки будущих педагогов к реализации инновационных практик воспитательной деятельности в вузах
Аннотация
В статье представлены результаты научного исследования проблем теоретического обоснования и разработки инновационных практик воспитательной деятельности в вузах. Проведение мониторинга результативности практик воспитательной деятельности в вузах становится все более актуальной проблемой. В настоящее время сформировалась потребность в создании банка лучших практик воспитательной деятельности. В качестве теоретической основы исследования избраны, проанализированы и обоснованы: теории деятельности, психологические теории личности, принцип событийности в воспитании, феномен готовности к деятельности, теория “soft skills” или «гибких» (или «мягких») навыков, теория социальных эстафет. В результате анализа теории деятельности, авторы пришли к выводу, что: воспитательные практики должны иметь целенаправленный и осмысленный характер, а подготовка педагогов к воспитательной деятельности должна осуществляться в рамках практико-ориентированной деятельности и моделирования воспитательных ситуаций. Структура личности С.Л. Рубинштейна служит опорой (прообразом) для определения компонентного состава готовности педагогов к воспитательной деятельности. На основе устойчивых и динамических характеристик личности, выделенных ученым, могут быть выявлены устойчивые и гибкие качества личности, образующие готовность педагогов к воспитательной деятельности. Проанализировав феномен готовности к деятельности, авторы пришли к выводу, что готовность к реализации практик воспитательной деятельности предполагает активность и предрасположенность к ней, потребность в ее осуществлении, способность к активизации необходимых для ее осуществления психических функций; предполагая наличие устойчивой мотивации к ее осуществлению, а также преадаптивных способностей, умения проецировать будущие события в воспитательной деятельности. «Гибкие навыки» являются необходимым элементом профессиональной компетентности педагога, обеспечивая эффективность реализации практик воспитательной деятельности. Анализ работ, посвященных теории социальных эстафет позволил сделать вывод, что они могут быть использованы в качестве одного из действенных методов формирования ценностного отношения педагогов к воспитательной деятельности, посредством социальных эстафет может быть передан накопленный жизненный опыт, образцы поведения, идеалы, необходимые педагогам для эффективного осуществления практик воспитательной деятельности. Рассмотренные психолого-педагогические теории, концепции, труды различных авторов, выступают в качестве теоретической основы для разработки и адаптации практик воспитательной деятельности в вузе, являются основой для разработки системы подготовки и модели готовности педагогов к воспитательной деятельности в вузе.


