Supplementary education teachers’ professional improvisation culture development by reflective pedagogy means

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The activity of supplementary education system employee is associated with the syncretic pedagogical and creative process organization with students’, their parents’ and various social partners’ participation. The circumstances in which supplementary education teacher finds himself often turn out to be unforeseen and require spontaneous effective actions from him ‒ professional improvisation. It becomes more productive with the expected understanding of its prerequisites, conditions and results. In this regard, the purpose of this article was the theoretical and methodological substantiation of the potential of reflexive pedagogy use in supplementary education teacher’s professional improvisation culture development. Within the framework of the described study, conducted on Donetsk Republican Institute for the Education Development basis, the reflective pedagogy possibilities were studied as part of the supplementary education teacher’s professional improvisation culture formation in the postgraduate education system. The experiment involved the inclusion of the module «Supplementary education teacher’s professional improvisation culture» in the additional professional program for supplementary education teachers, which included a section using the reflective pedagogy potential. The practices offered to teachers involved improvised professional actions assessment with their subsequent discussion. As a result, the personal reflexive skills structure and content within the framework of the supplementary education teachers’ professional improvisation culture were described, and their development methodology for was proposed. The practical significance of the study is confirmed by the professional and personal results diagnostics data of additional professional program mastering, in connection with which the author considers promising further research in the field of reflective practices use in the supplementary education teachers’ postgraduate education system.

Full Text

Введение. Актуальность проблемы формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования обусловлена тем, что его профессиональная деятельность постоянно требует от него спонтанных действий, направленных на решение неожиданно возникающих перед ним оперативных задач, не предусмотренных программами и планами, регламентирующими организацию образовательного процесса [15, с. 98].

Исследования, связанные с проблемами педагогической импровизации, довольно популярны в отечественной и зарубежной методологии и технологии профессионального образования. Так, например, Е.П. Турбина рассматривает импровизацию как основу интереса к педагогической деятельности [17]. В педагогической науке большое внимание уделяется условиям эффективности применения профессиональной импровизации в рамках организации образовательного процесса. Несомненный интерес представляют работы О.В. Маховой [8, с. 127], И.Н. Димуры, И.В. Клецко [3, с. 37] и др., которые рассматривают термин «педагогическая импровизация» как синонимичный «педагогическому творчеству». В данном контексте большое научно-прикладное значение имеют работы Е.Ю. Савина, который обосновывает взаимосвязь между готовностью педагога к профессиональной импровизации, его опытностью и методической компетентностью [12] И.С. Николаенко акцентирует внимание на одной из наиболее важных составляющих культуры профессиональной импровизации педагога ‒ его импровизационных речевых умениях [9].

Проблемам подготовки педагогов к профессиональной импровизации посвящены исследования O. Bashkir, V. Panchenko, O. Osova, A. Zhytnytska [20] и D.G. Hedden [22]. Перечисленные аспекты изучения проблемы профессиональной импровизации можно отнести к общепедагогическим, поскольку они в равной степени значимы для различных уровней образования ‒ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего профессионального.

У педагога дополнительного образования необходимость в спонтанных действиях может возникнуть не только в связи с разного рода ситуациями профессионального общения, но и с процессом индивидуального или коллективного творчества участников объединения по интересам, которым он руководит. Например, В.В. Золотухин рассматривает импровизацию как неотъемлемую составляющую театральной деятельности, акцентируя внимание на её эвристических, познавательных возможностях [4, с. 31].

M. Biasutti [21] и Л.Н. Пепеляева [10] описывают педагогический потенциал музыкальной импровизации. А.В. Криваксина презентует импровизацию как важный компонент хореографического творчества педагога в рамках образовательного процесса [5]. Б.К. Писанчева актуализирует значимость импровизации в сфере декоративно-прикладного творчества [11]. Отдельно следует отметить работу Я.В. Даниловой, которая на примере музыки, живописи и кинематографа рассказывает о синестезии как основе импровизации [2]. Такой взгляд особенно интересен в рамках интегративного подхода к организации дополнительного образования детей, который преобладает при проектировании современных дополнительных общеобразовательных программ.

В рамках исследования также представляют интерес работы, посвящённые проблеме педагогической рефлексии. Психолого-педагогические аспекты её формирования рассматриваются А.А. Головиным и В.Н. Кормаковой [1], В.А. Чупиной и О.А. Федоренко [18] и др. По мнению авторов, рефлексия является важнейшим свойством личности, которое способствует её самоопределению, саморазвитию, самореализации. А.В. Таракановым, И.В. Архиповой и М.В. Ляшенко обоснована зависимость уровня профессиональных компетенций и готовности к педагогической рефлексии [16]. Исследователи описывают её взаимосвязь с общекультурными и общепрофессиональными компетентностями специалиста [16, с. 108].

В рамках изучаемой проблемы особенно важен потенциал рефлексивной педагогики, которая, как утверждают исследователи, направлена на развитие и саморазвитие творческого потенциала педагога [13, с. 116] и обучающихся [1, с. 265]. Н.Я. Сайгушев и Л.И. Сайгушева указывают на способность рефлексии предотвратить превращение педагогической деятельности в функциональное поведение и расширить рамки профессиональной роли [13, с. 116].

При всём многообразии трудов, посвящённых проблемам педагогической импровизации и рефлексии, в современной методологии и технологии профессионального образования отсутствуют исследования, в которых данные направления научных изысканий пересекались бы. При этом очевидно, что импровизированные действия педагога в равной степени могут оказаться результативными или же привести к ситуации профессиональной неудачи. Подобную непредсказуемость результата импровизированных действий можно свести к минимуму путём развития их рефлексивного компонента, который предполагает готовность педагога дополнительного образования к осмыслению собственных неподготовленных действий в ситуации педагогического и творческого взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса. Данный компонент определяет адекватное самоотношение педагога к собственным спонтанным действиям в рамках ситуации профессионального общения, правильную их самооценку и, как следствие, профессиональное самоуважение педагога.

Цель статьи ‒ теоретико-методологическое обоснование использования потенциала рефлексивной педагогики в формировании культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования в системе последипломного образования.

Экспериментальная часть. В 2021-2022 учебном году на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Донецкий республиканский институт развития образования» в рамках изучения проблем профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования была разработана и апробирована в ходе реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов дополнительного образования программа учебного модуля «Культура профессиональной импровизации педагога дополнительного образования». Она предназначена для ознакомления слушателей с возможностями использования импровизированных действий в педагогической практике и мотивации педагогов дополнительного образования к самостоятельной работе по формированию надпрофессиональной импровизационной компетенции.

В исследовании приняли участие две группы слушателей ‒ педагогов дополнительного образования, координирующих деятельность объединений по интересам различных типов и направлений. Структура и содержание учебного модуля, предлагавшегося для изучения в экспериментальной (84 педагога) и контрольной (78 педагогов) группах, были практически идентичными (табл. 1). Исключение составил четвёртый раздел модуля, который использовался при работе со слушателями экспериментальной группы и изымался из плана занятия с контрольной группой педагогов.

В рамках 4 раздела модуля слушателям экспериментальной группы предлагались различные рефлексивные практики, в основе каждой из которых лежала технология оценки импровизированного профессионального действия (рис. 1). Данные действия фиксировались педагогами в дневнике самонаблюдения в рамках самостоятельной работы на заочном (дистанционном) этапе освоения дополнительной профессиональной программы.

 

Рис. 1. Технология оценки импровизированных профессиональных действий педагога дополнительного образования

 

Таблица 1. Учебный план модуля «Культура профессиональной импровизации педагога дополнительного образования»

№ п/п

Наименование раздела

Всего, час

Аудиторные занятия

Занятия с использованием ДОТ и ЭО

ср, час

Форма аттестации по модулю

из них

из них

теоретические занятия

практические занятия

теоретические занятия

практические занятия

1.                

Сущность, структура и типология профессиональной импровизации педагога дополнительного образования

3

-

1

1

-

1

 

2.                

Оценка сформированности культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования

5

-

1

1

2

1

 

3.                

Методика формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования

8

-

1

-

6

1

 

4.                

Педагогическая рефлексия как условие формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования

6

-

1

2

2

1

 

Аттестация по модулю

2

-

-

-

-

-

2, собеседование

Всего

24

-

4

4

10

4

2

 

Опираясь на типы рефлексивных умений (РУ), выделенные В.А. Чупиной и О.А. Федоренко [18, с. 96-97], и обобщённые результаты самонаблюдений педагогов дополнительного образования за собственными импровизированными профессиональными действиями, в таблице 2 — конкретизировали их содержание в структуре культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования. Участники исследования в ходе обсуждения эффективности рефлексивных практик, предложенных им для проработки на заочном (дистанционном) этапе освоения дополнительной профессиональной программы, отметили значимость уровня развития профессионального критического мышления, которое, по мнению В.Ю. Яковлева, позволяет педагогу избежать когнитивных искажений собственного мышления [19, с. 125].

 

Таблица 2. Рефлексивные умения в структуре культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования

Типы РУ

Содержание РУ в структуре культуры профессиональной импровизации

Личностные

Умение проанализировать собственные импровизированные профессиональные действия, адекватно воспринимать собственное профессиональное творчество, переосмысливать провокации, с которыми сталкивается педагог в профессиональной деятельности – ошибки, образовательные симулякры, фейки, хайп [14, с. 113-114], проблемно-конфликтные ситуации педагогического общения и собственное поведение в их рамках

Интеллектуальные

Умение оценивать правильность собственных импровизированных действий и собственную позицию, прогностические умения в рамках спонтанной профессиональной деятельности и умения адекватно оценивать прошлый опыт неподготовленных действий в сложных ситуациях педагогического общения

Кооперативные

Принятие организационно-методических решений, умение соотносить прогнозируемые и реальные результаты импровизированных действий, умение брать на себя ответственность за спонтанно выбранную тактику поведения, умение находить решение проблем в группе в режиме реального времени

Коммуникативные

Умение адекватно воспринимать информацию от субъектов педагогического общения (обучающихся, их родителей (законных представителей), коллег, социальных партнёров учреждения дополнительного образования; демонстрация эмпатии; саморегуляция, интерпретация и самооценка собственных и чужих импровизированных высказываний в различных ситуациях педагогического общения

 

Такие искажения, действительно, отмечались слушателями, которые указывали на различия в сиюминутном и отсроченном восприятии одной и той же неординарной ситуации педагогического общения, потребовавшей от них использования профессиональной импровизации. Описанные рефлексивные умения представляют собой своего рода социальный заказ со стороны педагогов на содержание дополнительных профессиональных программ, ориентированных на формирование у слушателей культуры профессиональной импровизации. На основании данной информации и с учётом выделенных В.В. Марико и Е.Е. Михайловой типов рефлексивных действий [7, с. 36] была спроектирована методика формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования средствами рефлексивных практик (табл. 3).

 

Таблица 3. Методика формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования средствами рефлексивных практик

№ п/п

Рефлексивная практика

Содержание деятельности

Предметно-функциональная рефлексия

1

Методическая рефлексия

Самоанализ использованных педагогом методических средств в рамках импровизированного профессионального действия

2

Организационная рефлексия

Самоанализ организационных действий педагога в нестандартной ситуации педагогического взаимодействия

3

Рефлексия ‒ критический инцидент

Самоанализ деятельности, вышедшей за рамки личностно-профессионального опыта педагога

Личностная рефлексия

4

Рефлексия достижений

Самоанализ максимально эффективных (по результатам обсуждения в группе и по итогу самооценки) импровизационных действий педагога

5

Рефлексия ошибок

Самоанализ наименее продуктивных (по результатам обсуждения в группе и по итогу самооценки) импровизационных действий педагога

6

Рефлексия профессионально-эмоционального состояния

Самоанализ сиюминутного и отсроченного профессионально-эмоционального состояния по завершении импровизированного педагогического действия

Межличностная рефлексия

7

Рефлексия-скаффолдинг [6]

Самоанализ импровизированных профессиональных действий при поддержке опытного педагога-практика

8

Креатив-рефлексия

Самоанализ импровизированных профессионально-творческих совместных действий педагога и других участников образовательного процесса

9

Рефлексия-фасилитация

Самоанализ положительных последствий импровизированных профессиональных действий педагога

 

По результатам освоения программы учебного модуля «Культура профессиональной импровизации педагога дополнительного образования» участникам контрольной и экспериментальной групп было предложено провести самооценку рефлексивных умений в структуре профессиональной импровизации и общей готовности к спонтанным профессиональным действиям по шкале: 1) 0-3 ‒ низкий уровень; 2) 4-6 ‒ достаточный уровень; 3) 9-10 ‒ высокий уровень. По результатам самооценки участников эксперимента, готовность педагога дополнительного образования к профессиональной импровизации напрямую зависит от степени сформированности его рефлексивных умений (рис. 2).

 

Рис. 2. Самооценка сформированности рефлексивных умений педагога дополнительного образования и его готовности к профессиональной импровизации

 

Каждая рефлексивная практика в экспериментальной группе завершалась коллективным обсуждением импровизированных профессиональных действий и совместным моделированием будущего профессионального поведения педагога дополнительного образования в подобных обстоятельствах ‒ подготовкой к квазиимпровизации. Такая подготовка во многом нивелирует выявленные Е.Ю. Савиным [12, с. 132-133] различия в готовности к спонтанным профессиональным действиям у молодых и более опытных педагогов.

Выводы. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Предложенные участникам экспериментальной группы практики подтвердили значимость рефлексивного анализа по результатам спонтанных, неподготовленных профессионально-творческих действий для формирования культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования и его подготовки к последующей квазиимпровизации в подобной ситуации педагогического взаимодействия. Каждая группа рефлексивных умений, выделенная в ходе исследования, способствует развитию педагогической эмпатии, взаимопониманию между участниками профессионального общения, разрешению внутренних противоречий педагога, минимизации когнитивных и эмоциональных искажений, возникающих в нестандартных обстоятельствах, выходящих за рамки опыта конкретного практика. В этой связи в перспективах данного исследования — дальнейшее изучение потенциала рефлексивной педагогики при формировании культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования.

×

About the authors

Natalie A. Surkova

Donetsk Republican Institute for the Education Development

Author for correspondence.
Email: nata_surkova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9530-9091
Donetsk People's Republic, Donetsk

References

  1. Golovin, A.A., & Kormakova, V.N. (2016). Formirovanie professional'noi refleksii budushchego spetsialista kak psikhologo-pedagogicheskaya problema. Nauchnyi dialog, (7(55)), 265-279. (in Russ.).
  2. Danilova, Ya.V. (2020). Sinesteziya kak osnova improvizatsii (na primere muzyki, zhivopisi i kinematografa). In Ad rupturam. U razryva: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (g. Krasnodar, 04-06 marta 2020 goda), Krasnodar, 227-240. (in Russ.).
  3. Dimura, I.N., & Kletsko, I.V. (2020). Improvizatsiya kak komponent razvitiya dvigatel'nogo voobrazheniya studentov tvorcheskikh spetsial'nostei. Fizkul'turnoe obrazovanie Sibiri, (2(44)), 34-38. (in Russ.).
  4. Zolotukhin, V.V. (2019). Segodnya my improviziruem: metod N.F. Skarskoi v kontekste rannesovetskoi teatral'noi samodeyatel'nosti. Shagi-Steps, 5(4), 23-35. (in Russ.).
  5. Krivaksina, A.V. (2020). Improvizatsiya kak element tvorchestva na zanyatiyakh khoreografii s det'mi doshkol'nogo vozrasta. In Doshkol'noe detstvo: teoriya, metodika, praktika, Ioshkar-Ola, 172-176. (in Russ.).
  6. Kur'yan, M.L., & Voronina, E.A. (2020). Primenenie tekhnologii pedagogicheskoi podderzhki (“skaffolding”) pri obuchenii studentov effektivnoi obratnoi svyazi. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, (461), 183-191. (in Russ.). https://doi.org/10.17223/15617793/461/22
  7. Mariko, V.V., & Mikhailova, E.E. (2013). Refleksiya v pedagogicheskoi deyatel'nosti: etapy stanovleniya i sredstva razvitiya. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, (6-1), 35-40. (in Russ.).
  8. Makhova, O.V. (2015). Usloviya effektivnosti ispol'zovaniya improvizatsii v obrazovatel'nom protsesse. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika, 21(3), 127-130. (in Russ.).
  9. Nikolaenko, I.S. (2022). Improvizatsionye rechevye umeniya studentov fakul'tetov inostrannykh yazykov kak sostavlyayushchaya ikh professional'noi pedagogicheskoi kompetentsii. Voprosy pedagogiki, (1-1), 202-205. (in Russ.).
  10. Pepelyaeva, L.N. (2021). Ob improvizatsii v sovremennom muzykal'no-pedagogicheskom protsesse. In Iskusstvo. Pedagogika. Kul'tura: Sbornik nauchnykh i nauchno-metodicheskikh statei (Sankt-Peterburg, 09-10 iyunya 2021 goda), Moscow, 99-105. (in Russ.).
  11. Pisancheva, B.K. (2020). Improvizatsiya v khudozhestvennom kruzhevopletenii. Traditsionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie, (1(32)), 87-95. (in Russ.). https://doi.org/10.24411/2619-1504-2020-00024
  12. Savin, E.Yu. (2016). Sootnoshenie sklonnosti k pedagogicheskoi improvizatsii s sub"ektnym i professional'nym opytom studenta-pedagoga. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, (61), 123-138. (in Russ.). https://doi.org/10.17223/17267080/61/9
  13. Saigushev, N.Ya., & Saigusheva, L.I. (2013). Postanovka problemy pedagogicheskoi refleksii kak mekhanizma razvitiya professional'no-pedagogicheskoi deyatel'nosti. Obrazovanie i samorazvitie, (4(38)), 111-116. (in Russ.).
  14. Surkova, N.A. (2021). Provokativnaya strategiya formirovaniya kul'tury professional'noi improvizatsii pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. In Lichnost' v kul'ture i obrazovanii: psikhologicheskoe soprovozhdenie, razvitie, sotsializatsiya: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, (9), 110-116. (in Russ.).
  15. Surkova, N.A. (2021). Sushchnost', struktura i tipologiya professional'noi improvizatsii pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov, (3(48)), 95-107. (in Russ.).
  16. Tarakanov, A.V., Arkhipova, I.V., Lyashenko, M.V., Durachenko, O.A., & Siizkova, T.E. (2020). Refleksivnaya gotovnost' k osvoeniyu professional'nykh kompetentsii. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, (76), 105-124. (in Russ.). https://doi.org/10.17223/17267080/76/7
  17. Turbina, E.P. (2016). Ispol'zovanie pedagogicheskoi improvizatsii v protsesse razvitiya interesa k pedagogicheskoi deyatel'nosti u budushchikh uchitelei. Perspektivy nauki i obrazovaniya, (6(24)), 41-47. (in Russ.).
  18. Chupina, V.A., & Fedorenko, O.A. (2019). Teoriya i praktika professional'noi pedagogicheskoi refleksii. Ekaterinburg. (in Russ.).
  19. Yakovlev, V.Yu. (2021). Tekhnologii kriticheskogo myshleniya v sovremennoi obrazovatel'noi praktike. In Aktual'nye tekhnologii prepodavaniya v vysshei shkole: Materialy nauchno-metodicheskoi konferentsii (g. Kostroma, 17 maya 2021 goda), Kostroma, 124-128. (in Russ.).
  20. Bashkir, O., Panchenko, V., Osova, O., & Zhytnytska, A. (2021). Technology of Forming Future Teachers’ Readiness for Pedagogical Improvisation. https://doi.org/10.34142/2709-7986.2021.26.1.02
  21. Biasutti, M. (2015). Pedagogical applications of cognitive research on musical improvisation. Frontiers in psychology, 6, 614. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00614
  22. Hedden, D. (2017). Lessons from Lithuania: A pedagogical approach in teaching improvisation. International journal of music education, 35(2), 289-301. https://doi.org/10.1177/0255761416667462

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Technology for assessing improvised professional activities of a supplementary education teacher

Download (194KB)
3. Fig. 2. Self-evaluation of a supplementary educator's self-assessment of reflexive skills and readiness for professional improvisation

Download (86KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies