Models of IT specialist competences in 2 cycle education systems


Cite item

Full Text

Abstract

Based on the analysis of the requirements for competences of professional engineers and university graduates of engineering programs as described in the documentation of international organizations, the article considers a feature of the Bologna-based model of an engineer that should be taken into account when developing new federal state educational standards for training specialists in the areas of equipment and technologies in Russia.

Full Text

Необходимость модернизации стран — вопрос, поставленный временем. В связи с этим хочется привести слова Дмитрия Медведева, выступавшего на Петербургском международном экономическом форуме 17 июня 2011 г.: «Я буду говорить о проекте развития нашей страны, который должен стать реальностью благодаря совместным усилиям всего российского общества. Он должен быть реализован независимо от того, кто и какие должности займет в ближайшие несколько лет», — заявил экс-президент. Модернизация России — это выход страны из сырьевой экономики. И это значит, что необходимость в людях — специалистах в области высоких технологий — неуклонно растет. Рассматривая проблемы подготовки и обучения IT-специалистов, мы выходим к требованиям ассоциаций работодателей, требующих от выпускников вузов компетентности (осведомленности) в проблемах, требующих их непосредственного участия. Причем мы видим, что инженерные специальности вузов и перечень IT-специалистов на предприятиях в России разнятся. Эту проблему уже не разрешишь на уровне подготовки бакалавров, а в магистратуре можно рассматривать и подготовку отдельных специалистов с учетом требований работодателей. Было бы весьма продуктивно привлечение работодателей для формирования личностно ориентированной траектории подготовки магистров в области IT. Европа в рамках Болонского процесса, а также Россия, присоединившаяся к нему в 2003 г., в настоящее время активно вводят двухцикловую систему высшего образования, преобразуя, таким образом, и модель подготовки инженеров. Предполагается, что в университете, после усвоения 3-летней программы первого цикла в области техники и технологий выпускник с академической степенью «бакалавр» будет готов к началу практической инженерной деятельности. Это в принципе не противоречит существующей в Европе системе сертификации инженеров в рамках деятельности Европейской федерации национальных ассоциаций инженеров (Federation Europeenne d'Associations Nationales d'Ingenieurs (FEANI)) [3—4]. По истечении четырех лет положительного опыта практической работы специалист с академической степенью «бакалавр», полученной в результате освоения вузовской программы, может претендовать на звание «европейский инженер». Однако в отличие от американской системы EMF, два года практической деятельности специалиста со степенью «бакалавр» в болонской системе FEANI могут быть заменены обучением в университете по 2-летней программе второго цикла с присвоением академической степени «магистр». Но хочется отметить также и то, что изменение системы подготовки инженеров по Болонской системе беспокоит многих специалистов в промышленности и ведущих технических университетах, особенно в Германии и Франции, где традиционно инженеров готовили по 5-летним программам, а также в России, где 5-летняя программа подготовки «дипломированных специалистов» заменена теперь двухуровневой системой «бакалавр (4 года) — магистр (2 года)». Таким образом, намечаются серьезные изменения в подготовке инженеров и в России, а именно сокращение длительности обучения в вузе минимум на один год — переход на 4-летние программы получения степени бакалавра, что уже с тревогой обсуждалось [2]. Меньшая продолжительность довузовского образования (11-летняя средняя школа) и отсутствие в России какой-либо системы послевузовского регулирования инженерной профессии (лицензирования, регистрации, сертификации инженеров) являются поводом для беспокойства, поскольку Ассоциация работодателей хочет видеть на российских предприятиях технически грамотных специалистов. С учетом болонской системы Европейской организацией FEANI были сформулированы следующие требования к профессиональным инженерам, претендующим на присвоение звания Euring [5]: 1. понимание сущности профессии инженера и обязанности служить обществу, профессии и сохранять окружающую среду посредством следования Кодексу профессионального поведения FEANI; 2. наличие высокого уровня понимания принципов инженерии, основанных на математике и других научных дисциплинах, имеющих отношение к специализации; 3. общие знания об инженерной деятельности в области специализации и о характере современного производства, включая использование материалов, компонентов и программного обеспечения; 4. способность применять соответствующие теоретические и практические методы к анализу и решению инженерных проблем; 5. умение использовать существующие и перспективные технологии, относящиеся к области специализации; 6. знание инженерной экономики, методов обеспечения качества, умение использовать техническую информацию и статистику; 7. умение работать в команде над междисциплинарными проектами; 8. способность быть лидером, включая административные, технические, финансовые и личностные аспекты; 9. коммуникативные навыки и поддержание необходимого уровня компетенции с помощью непрерывного профессионального развития; 10. знание стандартов и правил, соответствующих области специализации; 11. следование постоянно развивающимся техническим изменениям и творческий поиск в рамках профессии; 12. свободное владение европейскими языками, достаточное для общения при работе в Европе. Анализ требований к компетенциям показывает, что в американской модели бакалавр-инженер должен обладать «принципиальными знаниями», уметь «анализировать, решать и оценивать результаты решения комплексных инженерных задач», «осуществлять коммуникации и нести ответственность за принятие решений по всему комплексу инженерной деятельности», демонстрировать «знания для решения проблем устойчивого развития», быть «лидером команды». В болонской модели от бакалавра-инженера требуется обладать «системными профессиональными знаниями в определенной области наук», способностью их применять «для разработки и реализации проектов, удовлетворяющих заданным требованиям», иметь «навыки работы в мастерской и лаборатории», способность «осуществлять подбор и использовать необходимое оборудование, инструменты и методы», «работать как член команды». Согласно болонским принципам бакалавр, подготовленный в области техники и технологии, как выпускник программы первого цикла должен иметь достаточную квалификацию для того, чтобы «войти» в инженерную профессию и найти себе соответствующее место на рынке труда. Профессиональное развитие инженера до уровня самостоятельного творчества предусматривается последующей магистерской подготовкой по программе второго цикла. Здесь хочется привести пример американской системы образования, где, в отличие от болонской, специалисты со степенью «бакалавр» являются основой инженерного корпуса. Однако этот пример можно иметь в виду при создании новых федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки профессионалов в области техники и технологий. Например, при разработке стандарта 4-летней программы подготовки бакалавра, ориентированного на практическую инженерную деятельность, целесообразно в качестве примера иметь модель «американского» бакалавра-инженера, а при создании стандарта 2-летней магистерской программы — соответствующую болонскую модель. Подобным образом поступила Ассоциация инженерного образования России (АИОР) при разработке критериев общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в российских вузах, совместимых с критериями WA и EUR-ACE. Как участник проекта EUR-ACE и один из учредителей European Network for Accreditation of Engineering Education (ENAEE) АИОР с конца 2006 г. получила право присваивать EUR-ACE Label программам российских вузов, аккредитуемым в аккредитационном центре АИОР. Это дает возможность отечественным специалистам — выпускникам аккредитованных программ — претендовать на звание «европейский инженер» FEANI.
×

About the authors

Tatiana Vasilievna Mosjagina

Nizhnevartovsk State University of Humanities

Email: mt.skorp@yandex.ru
Master’s degree candidate

References

  1. Ассоциация инженерного образования России. URL: http://www.aeer.ru
  2. Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Боев О.В. Бакалавр-инженер: реальность и перспективы для России // Высшее образование в России. 2004. № 9.
  3. Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Боев О.В. Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов // Вопросы образования. 2004. № 4.
  4. Чучалин А.И., Боев О.В, Криушова А.А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций // Высшее образование в России. 2006. № 8.
  5. European Federation of National Engineering Associations. URL: http://www.feani.org

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies