DECORATIVE ARTS AND DESIGN IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS


Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the pedagogical potential of decorative arts and design in the process of training, education and development of students, enhancing their professional competence necessary for further work in school with students. Discusses the relevance and importance in modern conditions of optimization of education, the teaching of students, future teachers artists in these disciplines. Relying on knowledge of such teachers was developed by groups of experts and individual scientists, a number of training programs, tutorials, textbooks, manuals for teachers and pupils with 1 on 11 classes shown in the article. It is stressed that the teaching of decorative art based on folk traditions and skills passed down from generation to generation, gives you the opportunity to join the inherited culture and creative perception of the world. Examines a number of issues related to the teaching subjects of the educational area “Art” and drawing in school, so necessary for comprehensive, harmonious development of personality. The solution of these problems largely can contribute to the study of the fundamentals of design and contemporary, that are attached to the world of aesthetic form of design and artistic culture, develop students ' creative potential. Learning the basics of design shapes a versatile developed personality, able to engage in design, art and design and graphic activities. Integration of design activities possible by training the learner on the basis of universal principles and unity of such subjects as drawing, painting, composition, drawing and technical graphics, art design, sculpture, ergonomics, history of art and others. Today, in the age of globalization, constant sociocultural processes becomes folk art culture, the basis of decorative art and design education with its moral and aesthetic potentials. Therefore, training students in this direction should correspond to the trends of the time, i.e. it must strengthen, grow and develop. Such training contributes to personal development and self-perfection of personality, the ability to think creatively and to design its activities.

Full Text

Основой современной педагогики является формирование компетентного специалиста, опирающегося на высокий уровень профессиональной и специальной подготовки, достигаемый в результате качественного освоения изучаемых дисциплин. Уровень данной подготовки во многом зависит от совершенствования методики преподавания с опорой на имеющийся положительный опыт, обогащенный современными педагогическими технологиями, инструментарием и наработками в области теории профессионального образования. История изучения декоративно-прикладного искусства и основ дизайна в системе подготовки учителя изобразительного искусства имеет давние традиции, хотя и разные по времени их введения в учебные планы. Декоративно-прикладное искусство как одно из направлений подготовки художника всегда изучалось в специализированных учебных заведениях. В процессе подготовки будущего художника-педагога этой дисциплине в разные периоды, в силу изменяющихся социально-экономических и политических условий общественного развития, уделялось различное количество времени и внимания, но в той или иной степени она всегда присутствовала на художественно-графических факультетах и соответственно преподавалась на уроках в школе. Особое внимание уделялось декоративно-прикладному искусству в процессе подготовки студентов - будущих учителей рисования, черчения и труда (Пономарьков 1976). Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, выполняемые студентами, не только повышали их уровень подготовки, но и прекрасно иллюстрировали принцип использования межпредметных связей в процессе проведения занятий - рисунка, живописи, композиции, истории искусств, черчения, технологии и др. (Демчев, Черемных 2004). Освоение технологий народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства приобщали их к культуре, эстетически воспитывали личность, вырабатывали художественный вкус, знакомили с глубинным смыслом народного промыслового искусства и декоративно-прикладного творчества, в которых заложены мудрые идеи и духовно-нравственные заповеди народа. На примере этого творчества воспитывалось уважение к творческому труду предков, родной природе, любовь к Родине. Одновременно трудная, кропотливая, требующая внимания и усидчивости работа, предполагавшая использование различных материалов, пробуждала у студентов умение чувствовать красоту и желание творить ее. С опорой на знания такого учителя научно-творческим коллективом под руководством Т. Я. Шпикаловой была разработана школьная программа «Изобразительное искусство», в которой большое внимание уделялось изучению народных художественных промыслов и декоративно-прикладному искусству. Одновременно с программой вышло пособие для учителей «Народное искусство на уроках декоративного рисования», написанное Т. Я. Шпикаловой в соавторстве с Л. В. Ершовой. Этими же авторами были изданы учебники для учащихся 1-4-х классов. В это же время данные дисциплины успешно преподает студентам художественно-графического факультета А. С. Хворостов, используя дидактический принцип межпредметных связей в процессе обучения, понимая важность и значимость возможностей декоративно-прикладного искусства для формирования и развития положительных качеств личности. Будучи художником, прекрасно владея художественной обработкой различных материалов, он написал пособие для учителей «Декоративно-прикладное искусство в школе», которое, пользуясь большим спросом и популярностью, выдержало несколько переизданий (Хворостов 1981). Продвигая свои идеи использования декоративно-прикладного искусства в процессе обучения, воспитания и развития обучаемых, А. С.Хворостов в 1983 г. успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством». Все это время профессор и его многочисленные ученики успешно обучают студентов и школьников различным направлениям и видам декоративно-прикладного искусства. Вслед за А. С. Хворостовым и Т. Я. Шпикаловой проблемой развития преподавания декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов стали заниматься многие преподаватели художественно-графических факультетов страны. Они на научной основе разрабатывали интересные методики с учетом местных традиций и материальных возможностей данного региона, что соответствовало положению об использовании национально-регионального компонента. Достаточно вспомнить Ю. К. Беджанова, М. К. Даутова, М. А. Ершову из Карачаевска, К. Ж. Амиргазина из Казахстана, В. П. Строкова из Хабаровска, Д. М. Холматова из Таджикистана, Р. А. Гильман, М. В. Соколова, М. С. Соколову, Т. В. Саляеву из Магнитогорска, В. В. Сидоренко, Т. В. Ганову из Москвы, Е. В. Плотникову из Уфы, В. Ф. Григорьева из Липецка, С. Н. Новикова, Н. В. Ефремичеву из Орла, И. В. Марченко из Курска и многих других, которые своими научными, практическими и творческими работами убедительно доказали необходимость изучения и преподавания декоративно-прикладного искусства на художественно-графических факультетах. Положительный опыт, наработанный ими, и сегодня используется в профессиональном образовании, а многие из них являются ведущими специалистами в области теории и методики профессионального образования. В 1966 г. научно-творческий коллектив, возглавляемый Т. Я. Шпикаловой, пересматривает свою программу для школы в сторону еще большего внимания к декоративно-прикладному искусству и разрабатывает новую «Изобразительное искусство и основы народных промыслов и декоративно прикладного искусства», что потребовало уделять еще больше внимания этим предметам при подготовке учителей на художественно-графических факультетах. Этому способствует и повышенное внимание в этот период к проблеме гуманитаризации педагогического процесса. Преподавание декоративно-прикладного искусства, основанное на народных традициях, умениях и навыках, передаваемых из поколения в поколение, дает возможность соединить исторически унаследованную культуру и творческое восприятие современного окружающего мира. Модернизация образования внесла свои коррективы по отношению ко многим предметам, в том числе и к изобразительному искусству. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), введенные для всех уровней образования, заставили по-новому посмотреть на преподавание предметов, входящих в образовательную область «Искусство». Одной из рекомендованных для использования в школе программ по изобразительному искусству стала новая редакция программы, созданной научно-творческим коллективом под руководством Т. Я. Шпикаловой, «Изобразительное искусство и художественный труд», где вполне обоснованно по целям и задачам воспитания и развития учащихся объединились два предмета - изобразительное искусство и технология, которая познается через изучение основ народного промыслового творчества и декоративно-прикладного искусства. В сложившейся ситуации, при использовании в работе данной программы, школьному учителю изобразительного искусства просто необходимо владеть каким-либо видом декоративной деятельности. Следовательно, изучение этих предметов является составной частью подготовки компетентного специалиста. В то же время изменившиеся образовательные приоритеты большую часть нагрузки по эстетическому воспитанию школьников перенесли в систему дополнительного образования. Следует заметить, что декоративно-прикладное искусство является одним из наиболее востребованных направлений (Гильман 2005). Педагогический потенциал этих дисциплин, относящийся ко всем направлениям, видам и жанрам, раскрывается в художественно-творческом освоении мира, что способствует решению целого комплекса образовательных и воспитательных задач. В произведениях народного промыслового творчества и декоративно-прикладного искусства воплощены представления о добре и красоте, о мудрости и народной смекалке. Система ценностей, созданная в этих произведениях, посредством образов и художественных средств показывает и раскрывает душу народа, его отношение к природе, окружающей среде (Буровкина 2016). Важной задачей во время проведения занятий является формирование художественного вкуса, понимания глубинного смысла народного искусства, заложенных в нем идей и духовно нравственных ценностей. Сегодня, в условиях наступления глобализации, константой социокультурных процессов становится народная художественная культура со своим образовательным, нравственным, эстетическим потенциалом. Следовательно, подготовка студентов в этом направлении должна соответствовать веяниям времени, т.е. она должна укрепляться и развиваться, используя для этого все необходимые современные методики совершенствования профессионального образования. Дизайн как художественное проектирование на художественно-графических факультетах стал преподаваться лишь в середине 60-х гг. прошлого века, после известного Постановления Совета министров СССР от 28 апреля 1962 г., вслед за ведущими художественными вузами страны. Первые программы по художественному проектированию для студентов художественно-графических факультетов педвузов были разработаны С. И. Пономарьковым, и уже в 1967 г. были выполнены первые дипломные работы с дизайнерской направленностью. Само выполнение этих работ очень хорошо увязывало три направления подготовки студентов того времени - рисование, черчение, труд. Выпускники, пришедшие в школу, стали использовать знания по художественному проектированию на уроках черчения и труда. С приходом в 1973 г. на художественно-графический факультет профессора Б. В. Нешумова, первого в нашей стране доктора искусствоведения по дизайну, подготовка студентов в этом направлении значительно усилилась, появились на кафедре аспиранты, научная работа которых выполнялась в русле художественного проектирования. Понимая значимость дизайна в качестве фактора социально-политического, экономического и общекультурного развития общества и важность продвижения этих знаний в широкие слои населения, ведущие специалисты и ученые начали говорить о необходимости введения такого предмета в подготовку школьников. Издательством «Просвещение» был выпущен школьный учебник «Дизайн» Л. М. Холмянского и А. С. Щипанова, в котором, наряду с историей возникновения и развития дизайна, давались знания основ художественного проектирования. Одновременно все знания, полученные школьниками на различных предметах, объединялись в стройную систему, необходимую для выполнения любого проектного задания. Этим же издательством выпускается еще одна книга для учащихся старших классов «Искусство современного интерьера - школьнику» (автор В. Л. Глинкин), которая знакомит их с основными художественными средствами организации среды. Одна из глав этой книги посвящена интерьерам школьного здания, что позволяло учащимся дизайнерски грамотно оценивать художественно-эстетическую организацию окружающей среды. Все это ложится в основу признания художественного проектирования и соответственно возможности развития метода художественно-творческой деятельности, рассматриваемой в процессе дизайн-образования. Признание необходимости использования в различных сферах деятельности метода художественного проектирования как мощного средства общественного развития проявляется в ходе проведения Учредительного съезда Союза дизайнеров СССР 3-4 апреля 1987 г., на котором юридически официально за всеми видами проектной, художественно-творческой деятельности закрепляется термин «дизайн». Как вид творческой деятельности он содержит научное, техническое и художественное начала. Изучение основ дизайна формирует разносторонне развитую личность, способную заниматься проектной, художественно-конструкторской и графической деятельностью (Корешков 2015). Интеграционная дизайнерская деятельность возможна в результате подготовки на основе универсальных принципов и единства таких предметов, как рисунок, живопись, композиция, черчение и техническая графика, лепка, эргономика, история искусств и др. Дизайн приобщает обучаемых к миру эстетическому, к пониманию языка пластических форм, пространственных объемов, цветовых отношений, законов и закономерностей композиционного решения различных объектов проектирования (Жданова 2003). Все это лежит в основе формирования и развития общей проектной, художественной и графической культуры, творческого потенциала обучаемых, что необходимо для оригинального и нестандартного решения поставленных задач (Новикова 2012). В условиях роста конкурентоспособности всех сфер производства и технологий, улучшения качества выпускаемой продукции и роста благосостояния народа, понимание значимости дизайн-образования привело к необходимости внедрения его во все уровни образовательного процесса (Игнатьева 2010). Для решения этой задачи рядом ученых и педагогов-практиков были разработаны школьные программы по основам дизайна для разных возрастных групп учащихся: программа для учащихся 1-4-х классов «Мы, дизайн и архитектура» (автор В. В. Степакова), «Изобразительное искусство и основы проектирования» для 1-6-х классов (автор С. А. Полищук), программа и учебники для учащихся 7-8-х классов «Дизайн и архитектура в жизни человека» (авторы Г. Е. Гуров, А. С. Питерских), программа для учащихся 5-9-х классов «Основы дизайна» (авторы В. С. Кузин, А. С. Близнюк, В. В. Сидоренко), «Техническая графика и основы дизайна» для 8-9-х классов и для углубленного изучения в 10-11-х классах (автор Ю. Ф. Катханова), программа для 9-11 классов дизайн-школы (автор Н. С. Жданова). Предполагалось, что реализацию программ будут осуществлять выпускники художественно-графических факультетов, владеющие необходимыми знаниями. К сожалению, широкого внедрения подготовки школьников по основам дизайна не произошло, несмотря на целый ряд удачно проведенных экспериментов. Дизайнерские знания, полученные студентами, могут успешно использоваться во время работы в школе не только для обучения школьников, они помогут стать им незаменимыми помощниками администрации в художественно-эстетической организации среды, отвечающей современным требованиям педагогики: среды обучающей, развивающей, воспитывающей, дружественной для учащихся. Понимание значимости дизайн-образования в современных условиях социально-экономического развития общества поможет будущим педагогам убедительно доказывать и добиваться введения этого предмета в процесс обучения школьников (Корешков, Новикова 2013), учитывая, что черчение и техническая графика, столь необходимые для инженерных специальностей, в современных школах практически не преподаются. Техническая составляющая в процессе изучения основ дизайна является важнейшим фактором пробуждения интереса школьников к современным технологиям, технологическим процессам и новым инженерно-конструкторским разработкам, что лежит в основе профессионального образования. Значительное место в этой программе занимает экологическая составляющая. Формирование экологической культуры всеми возможными визуальными, графическими, объемно-пространственными и другими средствами дизайна способствует воспитанию потребности эстетического преобразования окружающей среды, ее любовного и бережного сохранения. Подготовка студентов по направлениям декоративно-прикладного искусства и дизайна в современных условиях оптимизации образования крайне актуальна и необходима. Она формирует компетентного специалиста, свободно владеющего широким спектром полученных знаний, умеющего их творчески использовать, готового к постоянному самосовершенствованию, социально и профессионально мобильного, этому способствует проектно-исследовательский метод и художественно-творческий вид учебной деятельности в процессе подготовки художника-педагога.
×

About the authors

V. V. Koreshkov

State Autonomous Educational Institution of Moscow City Pedagogical University

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Decorative Arts

L. V. Novikova

State Autonomous Educational Institution of Moscow City Pedagogical University

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Decorative Arts

References

  1. Буровкина Л. А. 2016. Основы декоративно-прикладного искусства. Москва: МГПУ.
  2. Гильман Р. А. 2005. Художественная роспись тканей: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Москва: ВЛАДОС.
  3. Демчев П. Г., Черемных Г. В. 2004. Художественное оформление в школе. Учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. Москва: ВЛАДОС.
  4. Жданова Н. С. 2003. Основы методики преподавания дизайна в средней школе. Учебно-методическое пособие для студ. художественно-графического факультета. Магнитогорск: МаГУ.
  5. Игнатьева А. В. 2010. Дизайн и монументально-декоративное искусство в профессиональной подготовке художника-дизайнера // Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: периодический научный журнал. Москва; Магнитогорск: МаГУ, 168-172.
  6. Корешков В. В. 2015. Художественное образование для всех // М. С. Соколова, М. В. Соколов (отв. ред.). Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна: Сборник статей. Вып. 13. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 267-273.
  7. Корешков В. В., Новикова Л. В. 2013. Основы дизайна в современной школе // Ханты-Мансийск и наука: актуальные вопросы современного дизайна и декоративно-прикладного искусства: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Ханты-Мансийск: Печатный мир, 51-55.
  8. Новикова Л. В. 2012. Проектное мышление - основа саморазвития личности // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. Москва: ГБОУ ВПО МГПУ, 249-252.
  9. Пономарьков С. И. 1976. Декоративное и оформительское искусство в школе: Учебное пособие для студентов ХГФ педагогических институтов. Москва: Просвещение.
  10. Хворостов А. С. 1981. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. Москва: Просвещение.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies