Creativity as a Factor in The Formation of Stage Reading Culture in University Education

封面

如何引用文章

全文:

详细

The authors of the article explore the problem of forming a culture of stagereading for students of creative specialties of universities. The research is based on the general scientific principles of anthropocentrism and consistency. A synergetic approach is used as a methodological basis, which has heuristic value in identifying the mechanisms of pedagogical interaction between the subjects of the educational process that is the object of research. The subject of the research is creativity as a cognitive ability of the student's personality and as a factor contributing to the formation of a culture of acting reading. The purpose of the article is to identify the stages of formation of the culture of acting reading and clarify the role of creativity in the process of professional training. The authors consider three stages of professional training: initial, advanced, and high, during which there is an introduction to the culture of acting reading, mastering the culture of acting reading, and the implementation and scenic embodiment of the culture of acting reading. The theoretical provisions of the study were tested during the experimental training of students of the acting course of the Perm State Institute of Culture from the first to the fourth year. A longitudinal experiment was conducted, in which one academic group of 15 people participated. The article presents the content and objectives of the experimental work of this group in the first semester of the first year. The results of the study showed the importance of developing creativity in the process of professional training of students. As a research perspective, it is assumed to study other psychological personality traits and cognitive abilities of students that influence the successful formation of a culture of acting reading.

全文:

В отечественной педагогической науке проблема культуры чтения поднималась в течение многих десятилетий, а иногда и столетий, при этом культура актерского чтения как самостоятельный предмет изучения до сих пор не рассматривалась [10; 14; 15; 17; 20]. Независимо от данных направлений существует театральная педагогика, в русле которой происходит обучение актёрскому мастерству, где в той или иной степени затрагиваются проблемы культуры актерского чтения [19; 21].

Исследовательской задачей данной статьи является реализации системоцентрического и антропоцентрического подходов к процессу формирования культуры чтения студентов, обучающихся на творческих специальностях: будущие актеры, режиссеры, лингвисты-переводчики, педагоги, что позволит нам выстроить его содержание и структуру, а также определить принципы, подходы и методы анализа.

Системный подход позволил нам вычленить три уровня формирования культуры актерского чтения: начальный, когда студент приобщается к культуре чтения; продвинутый, когда студент овладевает знаниями и умениями в сфере культуры чтения; высокий, когда студент реализует читательские компетенции в профессиональной деятельности. Далее мы рассмотрели и проанализировали психофизиологические и когнитивные свойства личности, а также филологические способности студента в контексте образовательного процесса, т. е. выявили внешние и внутренние факторы, которые наиболее активно «задействованы» на каждом уровне становления, развития и совершенствования личности. В качестве непосредственного предмета нашего анализа выступает культура актерского чтения, формирование который мы намерены проанализировать на трех уровнях.

  1. Начальный уровень: приобщение к культуре актерского чтения на основе двух критериев: мотивационно-целевого и теоретико-нормативного.
  2. Продвинутый уровень: овладение культурой актерского чтения на основе коммуникативно-деятельностного и личностно-результативного критериев.
  3. Высокий уровень: сценическая реализация культуры актерского чтения на основе интегративного и рефлексивного критериев.

Цель проводимого исследования – проанализировать фактор креативность в процессе формирования культуры актерского чтения на каждом уровне и этапе профессиональной подготовки.

Прежде чем перейти к описанию фактора креативность, поясним наши методологические позиции.

Антропоцентрический подход реализуется с позиций синергетической идеологии, исследующей механизмы взаимодействия субъектов в процессе формирования культуры чтения личности студента.

Принцип антропоцентризма провозгласила Е.С. Кубрякова в конце ХХ века, и в настоящее время для гуманитарных наук он остается доминирующим [6]. В фокусе нашего исследования – принцип антропоцентризма, предполагающий, что отправной точкой анализа является человек –языковая/речевая/коммуникативная личность (по терминологии В.В. Красных) [5]. Другими словами, речь идет о homo loquens, homo audiens, homo legens – человеке говорящем, человеке слушающем, человеке читающем.

Идеи синергетики были сформулированы учеными в 1960-х годах прошлого века и связаны с именами Г. Хакена, Р.Г. Пиотровского и др. [10; 13]. Сам термин был предложен немецким ученым Г. Хакеном и обозначал науку о взаимодействии. Синергетика лежит в основе явлений живой и неживой природы, общества, человеческого мозга, где совершаются фундаментальные процессы самоорганизации.

Эвристическая ценность синергетического подхода к выявлению механизмов педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в настоящее время не исчерпана, что обусловило наше обращение к данной исследовательской парадигме.

В качестве методологии исследования мы опираемся на синергетику в ее классическом освещении, исходя из того, что многие сложные явления в природе и в обществе развиваются по типу неравновесных структур, порождая порядок из хаоса: в ходе их саморазвития и самоорганизации происходит порождение нового [13]. Иными словами, мы намерены изучать возникновение новых свойств в системах, новых смыслов в текстах, новых компетенций и качеств в субъектах образовательного взаимодействия.

Идеи лингвистической синергетики высказывались Р.Г. Пиотровским, который подчеркивал, что метасистема языка балансирует между сохранностью и изменениями, порядком и хаосом. При этом индивидуальная речемыслительная деятельность человека сохраняет внутреннюю устойчивость благодаря заложенным в ней синергетическим механизмам самоорганизации и саморегуляции.

В качестве примера функционирования лингвистической синергетики Р.Г. Пиотровский приводит термины-дуплеты в лексической системе французского языка. Ученый определяет их как флуктуации, которые вносят беспорядок и создают неравновесное состояние в виде лексической избыточности (locuteur – auditeur, émetteur – recepteur, encodeur – décodeur, destinateur – destinataire) [10].

В нашей концепции переводческого пространства мы также обратились к идеям синергетики и обосновали принципы синергетики перевода, согласно которым, качественный– гармоничный перевод есть результат синергии гетерогенных смысловых полей переводческого пространства. Речь идет о приращении новых смыслов, приемлемых и понятных коммуникантам иноязычной культуры [7].

Актуальным проблемам синергетической педагогики применительно к дистанционному образованию посвящена одна из наших работ [3]. Мы пришли к выводу, что «... благодаря синергетической идеологии можно объяснить процесс возникновения нового, включая педагогическое взаимодействие субъектов дистанционного образования, результатом чего становится формирование ноосферной личности преподавателя и студента» [3].

В рамках данной статьи мы намерены изучить взаимодействие субъектов образовательного процесса при формировании культуры актерского чтения, в связи с чем мы также апеллируем к терминам синергетики. В качестве флуктуаций можно рассматривать поиск эффективных стратегий гибкого чтения текста пьесы, поиск «образа в себе» и «себя в образе», когда начинающий актер перебирает в сознании и в своем бессознательном линию вербального и невербального поведения, находящегося в неравновесном состоянии. Точкой аттракции будет сформированное представление образа персонажа, что приведет к устойчивости и придаст уверенность в выражении чувств, эмоций, мыслей. Таким образом, в системе представлений и ценностей студента произойдут изменения и перерождение в иную систему, т.е. определенный синергетический эффект.

Опираясь на синергетическую идеологию, мы намерены выстроить систему профессиональной подготовки студентов в процессе формирования культуры актерского чтения. Мы изучаем синергетический эффект взаимодействия на разных уровнях. Во-первых, речь идет о взаимодействии автора текста и студента-актера, в ходе которого происходит медленное, вдумчивое, аналитико-синтезирующее чтение и постепенное погружение в содержание текста и образы персонажей. Это начальный этап читательской культуры.

Во-вторых, осуществляется взаимодействие студента-актера с другими студентами, партнерами, артистами, а также с преподавателем актерского мастерства. Студент «вживается» в образ, «присваивает» его черты, переосмысляет их, вербализует и откликается эмоционально. На данном этапе уровень культуры чтения обогащается новыми представлениями, размышлениями.

Высокий уровень читательской культуры и читательской компетентности наступает в процессе взаимодействия студента-актера и зрителей. Это могут быть его коллеги, преподаватели, но их роли меняются. Сценическая реализация требует максимального напряжения всех интеллектуально-эмоциональных и творческих усилий с тем, чтобы вызвать у зрителя понимание, соучастие, сочувствование, сопереживание. Синергетический эффект означает, что зритель разделяет мысли и чувства, порывы и помыслы, которые были заложены автором, транслированы актером и стали неотъемлемой частью не только личности актера, но и личности зрителя, готового к восприятию театральной культуры.

Каждый из обозначенных выше уровней мы рассматриваем как элемент единой системы подготовки специалиста в вузе.

Мы предположили, что процесс синергетического взаимодействия на каждом из уровней – это не абстрактный феномен, но конкретная деятельность, основанная на определенных психологических свойствах и когнитивных способностях личности, что находит соответствующее лингвистическое выражение, так как внутренняя жизнь личности может быть познана только благодаря языку, речи, тексту, дискурсу. Характеристика психологических качеств личности наиболее глубоко изложена выдающимся советским ученым С.Л. Рубинштейном, изучение которых позволило нам вычленить значимые для нашего исследования психологические свойства и когнитивные способности [11].

В рамках данной статьи мы намерены осветить одно из ключевых свойств личности, которое на разных этапах определяет успешность формирования культуры актерского чтения, являющегося неотъемлемым системным компонентом общей культуры личности актера. Таким свойством мы считаем креативность или творчество личности студента-актера.

Термин креативность появился в середине XIX века и является междисциплинарным. Условием формирования креативной способности личности является постоянная конфронтация между теорией и практикой [8; 21] Обратимся к современным трактовкам. Согласно Новейшему Философскому Словарю, «творчество – высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур» [9]. Авторы уподобляют творчество проявлению синергетической парадигмы и подчеркивают, что «человеческое творчество суть интегральная совокупность фантазии, предвидения и интуиции» (там же). Как видим, само понятие творчества несет в себе черты синергизма, объединяя фантазию, предвидение, интуицию. Все эти качества развиваются в процессе формирования культуры актерского чтения.

Психология творчества, креативности, одаренности исследуется Е.П. Ильиным, А.И. Савенковым, Е.В. Белиной, М. Грейвзом и др. [1; 4; 12; 18]. Опираясь на результаты исследований ученых в данной области, Е.П.Ильин дает различные трактовки творчества: от нормы человеческого бытия, реализуемой в интеллектуальной и духовной деятельности до внутренне мотивированного процесса активного поиска личностью возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий. Особым видом творчества является художественное творчество как эстетическое освоение и удовлетворение эстетических потребностей.

Мы проанализировали также дефиниции креативности в других энциклопедических изданиях, в частности, во франкоязычном Энциклопедическом словаре Озу (Dictionnaire encyclopédique Auzou), в котором креативный процесс описывается как последовательность, состоящая из четырех фаз: подготовка, развитие, воодушевление, оценка, реализация (préparation, incubation, illumination, évaluation, réalisation) [16]. Этот процесс варьируется для каждого творческого человека, но фазы остаются неизменными.

Мы предположили, что при характеристике эффективности развития речевой культуры, фактор креативности является наиболее значимым, и он проявляется в той или иной мере на всех уровнях, активно участвуя в формировании творческой личности студента-актера.

Признавая креативность неотъемлемым свойством личности, которое формируется в процессе овладения культурой актерского чтения и осуществляется, как было отмечено выше, на трех уровнях: начальном, продвинутом, высоком, проанализируем их соотношение с критериями эффективности развития речевой культуры, которые были описаны нами ранее [2]. На каждом уровне осуществляется целенаправленная учебно-познавательная деятельность студента, неотъемлемым компонентом которой является культура актерского чтения, что находит отражение в виде следующих показателей.

  1. Начальный уровень: интерес к освоению лингво-психологических закономерностей речевой деятельности; стремление к овладению речевыми и стилистическими нормами литературного языка; культурно-речевая направленность повседневного поведения; направленность речевого самосовершенствования; качество усвоения лингвистических знаний; степень осознания потребности в качественной профессиональной речевой деятельности.
  2. Продвинутый уровень: умение организовывать и поддерживать устные речевые контакты в различных ситуациях; качество и регулярность речевой деятельности; стремление к построению диалогового общения; умение регулировать собственную речевую деятельность; самооценка; сформированность профессионально значимых коммуникативных качеств и речевых компетенций; творческое решение профессиональных коммуникативных задач; сформированность умений самостоятельно развивать свою речевую культуру, эрудицию, словарный запас.
  3. Высокий уровень: степень речевой готовности выпускника к искусству словесного действия; владение невербальными средствами выразительности; преобразование литературного произведения в материал для исполнения на сцене; создание малых театральных форм: композиций, моноспектаклей и др.; самоанализ творческой деятельности; выявление причин профессиональной неуспешности; уточнение несовершенства личностных качеств.

В рамках данной статьи мы намерены проиллюстрировать на примере работы со студентами актерской специальности в первом семестре первого курса, каким образом происходит процесс целенаправленного формирования культуры актерского чтения с акцентом на креативность. Опираясь на описанную выше синергетическую идеологию в процессе формирования культуры актерского чтения, мы провели педагогический эксперимент. В качестве экспериментальной площадки выступил Пермский государственный институт культуры, кафедра режиссуры и мастерства актера. Организатором эксперимента выступил один из авторов данной статьи. Был проведен лонгитюдный эксперимент, так как мы привлекли студентов с первого по четвертый курс в период с 2020–2021учебного года по 2023–2024 учебный год. Было задействовано 15 студентов, что соответствует одной учебной группе актёрского курса. С этой группой мы работали в течение всего периода их обучения в вузе. В качестве материала были использованы художественные прозаические и поэтические тексты российских и зарубежных писателей, классиков и современников. Такая широкая палитра обусловлена, с одной стороны, рабочей программой вуза, с другой стороны, интересом и предпочтениями преподавателя и студентов, которые могут выбирать индивидуальную траекторию художественного чтения. Художественные тексты выступают основой создания художественной композиции по выбранной теме. Постановка композиции является своего рода кульминацией всей предыдущей деятельности по формированию высокого уровня читательской компетенции студентов.

В основу формирования культуры актерского чтения была положена Рабочая программа ФГОС ВО по специальности 52.05.01 по дисциплине «Сценическая речь». В качестве экспериментальной программы была составлена дополнительная авторская программа по данной специальности по дисциплине «Актерское чтение».

Основная идея состоит в создании системы работы над художественным словом и над произведением в целом. Эта система описана нами для всех четырех курсов по обозначенным выше дисциплинам. В качестве примера приведем фрагмент, отражающий данную систему на начальном уровне, т.е. в первом семестре первого курса.

Поясним, что содержательное наполнение представлено сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок». В сказке показаны яркие характеры персонажей, которые попадают в непростые ситуации. Сказка отражает нравственные устои общества, культуру народа, его национальный колорит. Приобщение к актерскому чтению начинается с первых занятий по сценической речи. Студенты зачитывают вслух запомнившиеся им с детства или специально подобранные преподавателем фрагменты текста. В демонстрационном показе студенты впервые осознают себя не как отдельную творческую личность, но как участника единого творческого актерского коллектива.

Ниже дано описание одного из элементов разрабатываемой нами системы, а именно, рабочая программа и экспериментальная программа для первого семестра первого курса.

Представим их в виде таблицы.

 

Таблица 1. Система работы над художественным словом: первый курс, первый семестр (фрагмент)

Рабочая программа

ФГОС ВО, специальность 52.05.01

Сценическая речь

Программа эксперимента, дополняющая рабочую программу

ФГОС ВО, специальность 52.05.01

Актёрское чтение

1 курс - 1 семестр Система работы над художественным словом, произведением

  • освобождение от устоявшихся стереотипов речи, развитие речевого слуха, приведение речи к литературной норме;
  • коррекция регионального произношения;
  • речь в движении;
  • синтезирование владения психотехникой с речевыми и пластическими навыками;
  • выработка навыков быстрого чтения и понимания текста, оценивание его содержания, языкового воплощения;
  • работа над дикцией и чистотой произношения,
  • развитие фонационного дыхания;
  • исправление орфоэпических ошибок;
  • разбор, анализ текста по фактам.
  • самостоятельный выбор студентом фрагмента текста;
  • самостоятельный разбор текста студентом в соответствии с его уровнем культуры чтения;
  • освоение содержания текста на основе методики понятийно-образного чтения;
  • совместный с преподавателем разбор не понятых студентом метафор, эпитетов, речевых конструкций и т. д.
  • отработка чтения текста с листа с акцентом на чёткость, скорость, яркость образов;
  • выстраивание творческого показа в единую композицию.

Рефлексия – восприятие и оценка чужой и собственной речи.

 

Подчеркнем, что в течение первого курса, т. е. на начальном этапе, студенты осваивают общекультурные компетенции, накапливают опыт художественно-выразительной техники звучащего слова, приобретают навыки владения литературной, интонационно богатой образной речью.

Вместе с тем, на каждом этапе экспериментального исследования нас интересует формирование определенного когнитивного свойства личности студента.

В данном случае мы анализировали проявление креативности, что потребовало решения следующих педагогических задач:

  • создание творческой, вдохновляющей образовательной среды;
  • формирование критического мышления студентов;
  • формирование способности адаптироваться к изменившимся обстоятельствам;
  • формирование навыков общения в группе и сотрудничества;
  • развитие творческого воображения;
  • стимулирование личностного роста студента.

Разумеется, данный перечень педагогических задач, нацеленных на формирование креативности, может быть продолжен.

Приведем примеры практикуемых нами заданий (по материалам сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок»)

  • Прочитайте внимательно сказку. Как вы считаете, изменилась ли ваша позиция по поводу того, что вы ценили в этой сказке в детстве, и что вы цените в ней в настоящее время? (формирование навыков критического мышления).
  • Изучите творчество П.П. Ершова, выдающегося русского писателя, поэта, драматурга. Напишите эссе на тему: «Моя интерпретация сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (развитие навыков творческого мышления).
  • Выберите персонажа сказки, которого вы хотели бы воплотить на сцене. Опишите сценический образ этого персонажа: вербально, визуально, паравербально (развитие творческого воображения).
  • Представьте, что вам предложили поставить мини-спектакль по мотивам сказки. Что вы измените в тексте? Что оставите неизменным? Почему? (стимулирование личностного роста).

Подчеркнем, что в ходе эксперимента мы изучали синергетический эффект взаимодействия субъектов образовательного процесса. На первом этапе нас интересовало взаимодействие автора текста, имплицитно присутствующего в данном процессе, и студента-актера, который использует разнообразные стратегии чтения: от медленного аналитико-синтезирующего чтения к вдумчивому чтению и воссозданию в своем сознании образов персонажей, которые отражают творческую индивидуальность студента. Так мы представляем начальный этап формирования культуры актерского чтения – приобщение к профессиональной читательской культуре.

Таким образом, опираясь на исходную рабочую программу, на разработанную нами экспериментальную программу, а также на дополнительно сформулированные исследовательские задачи по развитию личности студентов в образовательном процессе, в ходе эксперимента мы успешно решили поставленные педагогические задачи, что дает возможность констатировать овладение студентами культурой актерского чтения на начальном этапе.

В рамках данной статьи мы акцентировали внимание на одном из свойств личности – креативности как неотъемлемой составляющей педагогической системы, нацеленной на формирование культуры актерского чтения студентов творческих специальностей вузов, что было экспериментально подтверждено в процессе подготовки студентов актерского курса ПГИК.

В качестве перспективы исследования мы предполагаем, с одной стороны, изучать другие психологические свойства и когнитивные способности личности, которые влияют на уровень культуры актерского чтения, такие как воображение, память, фантазия, интуиция, эрудиция, эмпатия, эмотивность и др.; с другой стороны, продолжить эксперимент на всех этапах обучения с целью решения глобальной задачи – формирование элитарной личности актера, в совершенстве владеющего культурой актерского чтения.

×

作者简介

Lyudmila Kushnina

Perm National Research Polytechnic University

编辑信件的主要联系方式.
Email: lkushnina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4360-7243

Doctor of Philological Sciences

俄罗斯联邦, Perm

Dmitry Vasyov

Perm State Institute of Culture

Email: vasevdima@mail.ru
ORCID iD: 0009-0009-4077-5680

Candidate of Pedagogical Sciences

俄罗斯联邦, Perm

参考

  1. Belina, E.V. (2014). O razvitii ponyatiya “kul'tura chteniya” v russkoj kul'ture i nauke. Chelovek i obrazovanie. 3, 61-65. (inRuss.).
  2. Vasev, D.V. (2021). Chteniekakpolifunkcional'noeyavleniekul'tury. Perm'. PGIK. 176 s. (in Russ.).
  3. Gejhman, L.K., Kushnina, L.V., & Kushnin, A.V. (2011). Sinergeticheskayapedagogika: monografiyaPerm': Izd-voPerm. gos. tekhn. un-ta, 176 s. (in Russ.)
  4. Il'in, E.P. (2002). Motivaciya i motivy. SPb: Piter, 512 s. (in Russ.).
  5. Krasnyh V.V. (2002). Etnopsiholingvistika i lingvokul'turologiya: Kurslekcij. M.: ITDGK «Gnozis», 284 s. (in Russ.).
  6. Kubryakova, E.S. (2012). V poiskahsushchnostiyazyka: Kognitivnyeissledovaniya. Institut yazykoznaniya RAN. M.: Znak. 208 s. (in Russ.).
  7. Kushnina, L.V. (2012). E`kosistema perevoda kak proyavlenie sinergii smy`slov vzaimodejstvuyushhix kul`tur. E`kologiya yazy`ka na perekrestke nauk: materialy` 2 mezhdunar. nauch. konf. Ch. 1. Tyumen`, 16-21.
  8. Murtazova, D, & Nematzullaeva-Zubajdova, N. (2023). Rol` kreativnosti v pedagogike // ScienceandEducation. 12, 527-533.
  9. Novejshij filosofskij slovar` / sost. i gl. nauch. red. A.A. Griczanov. Minsk: Interpress-servis: Kn. Dom, 2003. 1279 s. (Mir e`nciklopedij).
  10. Piotrovskij, R.G. (1975). Tekst, mashina, chelovek. Leningrad: Nauka. 188 s.
  11. Rubinshtejn, S.L. (2018). Osnovy` obshhej psixologii. Sankt-Peterburg: Piter, 713 s.
  12. Savenkov, A.I. (2005). Social`ny`j intellekt kak problema psixologii odarennosti i tvorchestva. Psixologiya, Vol. 2, 4, 94-10.
  13. Xaken, Xaken-Krell` (2002). Tajny` vospriyatiya. Sinergetika kak klyuch k mozgu. M., 272 s.
  14. Bloome, D. & Power‐Carter, S. (2025). Languaging and Reading. 10.1002/9781405198431.wbeal20255
  15. Boatright, M. (2025). Reading Experiences and Reading Transactions. 10.1007/978-3-031-76242-0_3
  16. Dictionnaire encyclopédique AUZOU, Editions Philippe Auzou, Paris, 2006, 2176 p.
  17. Eker, C. (2014). The effect of teaching practice conducted by using metacognition strategies on students’ reading comprehension skills. International Online Journal of Educational Sciences, 6(2), 269-280.
  18. Graves, M.F., Juel, C., & Graves, B.B. (2011). Teaching reading in the 21st century. 2nd ed. Boston: Allyn& Bacon, e-book. https://clck.ru/3MKFD3
  19. Kriklenko, E., Kovaleva, A., Likhomanova, E., Nizhelskoy, V., & Shurganova, N. (2023). The relationship between the quality of reading by students-actors and their level of neuroticism and preferred coping strategies. Retrieved from Researcgate.net. https://clck.ru/3MKF8h
  20. Rey, V.M. (2020). The Effects of ACTOR in College Students’ Reading Comprehension and Perceptions. International Online Journal of Educational Sciences, 12(3), 126-135.
  21. Tamez, V. 33 first lessons for the actor. Retrieved from: https://actorsconservatorycorner.com/e-book

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML


Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可