Media Education: The Role in the Professional Training of Future Specialists
- 作者: Ezhukova A.V.1
-
隶属关系:
- Nizhnevartovsk State University
- 期: 编号 2 (2025)
- 页面: 26-36
- 栏目: Articles
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/678627
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/25-2/03
- ID: 678627
如何引用文章
全文:
详细
In the context of the rapid development of information technology and the predominance of media content in the life of a modern person, media education is becoming an important component in the training of future specialists. The integration of this approach into the educational process of higher education institutions helps to increase the level of critical thinking of students and improve their skills in processing and analyzing various types of information. The article analyzes the role of a media educator in the formation of student media centers, the study of media education as a mentoring tool, as well as the urgent problem of integrating media education into the educational process of training specialists in various professional fields. The purpose of the study is to analyze the impact of media education technologies on students' professional training in modern realities and continuous digitalization. To achieve this goal, the following tasks were set: to identify the main components of media education, to assess its impact on the formation of critical thinking and media literacy, and to identify the best practices for introducing media education into the educational and educational processes of higher education. The article considers the following elements: defining the concept of media education and its importance in today's society; researching the concept of student media centers and their role in a university educational process; analyzing the functions of a media educator and its impact on the development of students' professional skills; aspects of media education as a mentoring system; methods of integrating this system into the educational process. The results of the study confirm the need to develop and implement systematic media education technologies as tools for working with students in specialized and non-core areas of study in classroom classes and extracurricular activities. Further research may be aimed at studying the long-term impact of media education on the career success of graduates and developing new methods for evaluating its effectiveness.
全文:
В условиях стремительного развития информационных технологий и медиасреды медиаобразование становится необходимым элементом образовательного процесса в высших учебных заведениях. Студенческие медиацентры, как инновационные структуры, играют ключевую роль в подготовке будущих специалистов, способных эффективно работать в условиях современного медиаландшафта. Медиапедагог, выступая в роли наставника, способствует не только передаче знаний, но и формированию практических навыков у студентов, что делает его роль особенно важной в контексте медиаобразования.
В настоящее время педагогика трансформировалась в комплексную междисциплинарную науку. Этот процесс стал возможен благодаря фундаментальным трудам выдающихся мыслителей и ученых, включая Ф. Бэкона и Я.А. Коменского. Современная педагогическая наука концентрирует свое внимание на исследовании процесса становления личности в условиях целенаправленного воспитательного воздействия социума.
С точки зрения научного познания, педагогика представляет собой системную область знаний, изучающую:
- закономерности образовательного процесса;
- структуру и функционирование образовательных систем;
- условия и факторы личностного развития.
При рассмотрении терминологического аппарата следует отметить взаимосвязь между понятиями «медиаобразование» и «медиапедагогика». Медиапедагогика представляет собой научную дисциплину, изучающую целенаправленное формирование личности в условиях медиатизированной реальности, преимущественно в детском и подростковом возрасте, с учетом определенных методологических принципов и педагогических закономерностей [3].
В свою очередь, медиаобразование выступает более широкой категорией, охватывающей как институциональные, так и неформальные практики освоения медийного пространства. Важно отметить, что современное медиаобразование реализуется не только через формальные образовательные институты, но и посредством медиасреды, которую в профессиональной литературе нередко характеризуют как «альтернативную образовательную систему». Важным аспектом медиаобразования является его способность формировать навыки эффективной коммуникации и работы с большими массивами информации. Современные специалисты должны уметь не только потреблять контент, но и создавать его, используя мультимедийные технологии. Как отмечают исследователи, медиаобразовательные практики способствуют развитию креативности и умению работать в команде, что особенно востребовано в цифровой экономике [12, p. 45].
Обратимся к словарю терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности А.В. Федорова, где рассмотрены следующие определения понятия «медиаобразование».
«Медиаобразование (англ. media education) – процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета. Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т. д.), сведения основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т. д.), практические творческие задания на медиаматериале» [8, с. 8].
«Медиаобразование (англ. media education) – изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания (тогда как изучение медиа обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов). Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности» [14].
«Медиаобразование (англ. media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. <…> Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и образования в течение всей жизни» [10, c. 28].
Внедрение медиаобразования в учебный и воспитательный процессы высших учебных заведений представляет собой стратегически важный шаг к формированию медиаграмотного поколения, способного эффективно ориентироваться в сложном информационном пространстве. Современные студенты сталкиваются с огромным объемом информации, и задача медиаобразования заключается, во-первых, в обучении их техническим навыкам создания и редактирования контента, а во-вторых, в развитии способностей анализировать и грамотно интерпретировать медийные сообщения.
Медиаобразовательные дисциплины и технологии в учебном процессе позволяют интегрировать теоретические знания с практическими навыками, что способствует более глубокому пониманию предмета. Например, на занятиях по журналистике студенты могут изучать теорию медиа, параллельно создавая собственные новости или репортажи, что способствует лучшему усвоению материала и развитию творческого подхода; напротив, студенты непрофильного направления, например, «Психолого-педагогическое образование», могут использовать социальные сети и блоги для публикации статей, исследований и практических рекомендаций по психологии и педагогике, что поспособствует развитию навыков написания и редактирования текстов, а также позволит научиться взаимодействовать с аудиторией, получать обратную связь и уже на ранних стадиях входа в профессию расширять профессиональную сеть.
Воспитательный аспект медиаобразования также не следует недооценивать: через обсуждение этических вопросов, связанных с медиа, студенты учатся ответственности за свои слова и действия в цифровом пространстве.
Таким образом, в современном обществе, насыщенном медиаконтентом, медиаобразование становится необходимым для подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности. К ключевым компонентам медиаобразования можно отнести следующие:
- Критическое мышление – это способность анализировать и оценивать информацию, что позволяет студентам не только воспринимать, но и создавать качественный медиаконтент.
- Креативность – это умение генерировать новые идеи и подходы, что особенно важно в творческих профессиях.
- Цифровая грамотность – это навыки работы с цифровыми технологиями, включая создание и редактирование медиаконтента, что является основой для успешной работы в медиасфере.
Медиаобразование способствует формированию у студентов необходимых компетенций для успешной работы в медиаиндустрии. Оно помогает развивать навыки критического анализа, креативного мышления и цифровой грамотности, что в свою очередь повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
Традиционно к методам медиаобразования относят:
- словесные – рассказ, лекция, беседа, диалог, обсуждение, анализ, дискуссия;
- наглядные – просмотр аудиовизуального материала;
- практические – упражнения, ролевая игра, устный журнал, задания как репродуктивного, так и исследовательского характера, а также эвристические, игровые методы, «мозговой штурм», написание эссе, разработка презентаций и медиауроков [5, c. 43].
Если говорить о реализации данной концепции в высшем учебном заведении, то необходимо изучить процесс работы студенческих медиацентров. Студенческие медиацентры представляют собой образовательные и творческие пространства, добровольные объединения, где студенты могут развивать свои медианавыки и транслируют ту или иную информацию до целевой аудитории через различные информационные каналы (социальные сети, СМИ, официальные каналы университета). Студенческие медиацентры играют важную роль в образовательном процессе, предоставляя студентам возможность применять теоретические знания на практике. Основными целями медиацентров являются:
- Создание условий для практического обучения.
- Поддержка творческих инициатив студентов.
- Развитие медиапроектов и сотрудничество с профессиональными медиаструктурами.
Студенческие медиацентры в вузах выполняют двойную функцию: они являются как учебными лабораториями, так и площадками для реализации творческих и профессиональных проектов. Их эффективность во многом зависит от участия медиапедагога, который организует работу, обучает студентов медиаграмотности и помогает им развивать навыки работы с контентом [4]. В условиях роста влияния цифровых медиа такая деятельность становится особенно актуальной, поскольку формирует у студентов не только технические, но и аналитические компетенции.
Работа в медиацентре способствует формированию у студентов:
- командной работы и лидерских качеств;
- креативного мышления;
- навыков публичных выступлений и самопрезентации [9].
Медиапедагог выступает инициатором создания медиацентра, определяет его структуру и форматы работы. Согласно исследованию И.В. Жилавской [2], успешные студенческие медиацентры базируются на трех ключевых принципах:
- практико-ориентированное обучение;
- междисциплинарный подход;
- автономность студенческих проектов.
Современное высшее образование сталкивается с вызовами, связанными с цифровой трансформацией и ростом информационного потока. Медиапедагог выступает посредником между традиционными образовательными практиками и новыми медиатехнологиями, помогая студентам адаптироваться к цифровой среде [7]. Его роль включает не только обучение работе с медиа, но и формирование навыков критического анализа информации.
Медиапедагог в студенческом медиацентре выполняет роль наставника, который направляет студентов в процессе их обучения и творческой деятельности. Его задача заключается не только в передаче знаний, но и в формировании у студентов уверенности в своих силах, а также в развитии их креативных способностей.
Наставничество здесь является важным методом обучения в медиаобразовании. Оно предполагает индивидуальный подход к каждому студенту, что позволяет учитывать их интересы и потребности. Медиапедагог, выступая в роли наставника, создает поддерживающую и вдохновляющую атмосферу, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию практических навыков. Таким образом, можно определить ключевые компетенции медиапедагога:
- Коммуникация как умение эффективно взаимодействовать со студентами, объяснять сложные концепции и поддерживать диалог.
- Поддержка как создание комфортной среды для самовыражения студентов, где они могут свободно делиться своими идеями и получать конструктивную обратную связь.
- Организация как способность организовывать учебный процесс, планировать мероприятия и управлять проектами, что особенно важно для успешной работы медиацентра.
Взаимодействие медиапедагога и студентов может осуществляться через различные формы: мастер-классы, социально-значимые и творческие медиапроекты, семинары и практические занятия. Эти форматы позволяют студентам не только получать теоретические знания, но и применять их на практике.
Медиакомпетентный педагог должен быть способен критически и осознанно оценивать медиатексты, поддерживать критическую дистанцию по отношению к популярной культуре и сопротивляться манипуляциям. Неслучайно подготовка будущих педагогов к медиаобразовательной деятельности включает в себя только знакомство с произведениями медиакультуры, но и обсуждение эстетических, нравственных, философских проблем медиапроизведений, выполнение групповых и индивидуальных игровых, творческих заданий, диспуты и обсуждения, анкетирование, письменные работы: рецензирование, отзывы, сочинения на тему просмотренных фильмов, анализ фильмов, видео, информационных сообщений и статей [5, c. 40].
Медиапедагог способствует развитию у студентов способности анализировать, оценивать и создавать медиаконтент. По определению А.В. Федорова, медиакомпетентность включает:
- понимание механизмов функционирования медиа;
- критическое восприятие информации;
- умение создавать собственный контент [6].
Совместно с наставником-медиапедагогом студенты профильных («Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», «Дизайн» и т. д.) и непрофильных («Физическая культура», «Электроэнергетика и электротехника», «История» и т. д.) направлений подготовки могут принимать участие в создании различного контента (фото, видео, публикации), участвовать в фестивалях студенческой самодеятельности, научных конкурсах и конференциях. При этом, если роль наставника действительно оказала свое влияние, то зачастую студенты достигают высоких результатов. Так, например, под руководством главы медиацентра Нижневартовского государственного университета Ежуковой А.В. студенты направлений подготовки «Педагогическое образование (профиль «Историческое образование») и «Физическая культура (профиль «Физкультурное образование»)» в 2023 году стали лауреатами научного конкурса «Грант ректора НВГУ», а в 2025 году студенты направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» заняли 1 место в фестивале «Студенческая весна» городского уровня.
Если медиапедагогику также рассматривать с точки зрения классической педагогики в высшей школе, то роль такого наставника также может отражаться в подготовительном этапе методической разработки следующего характера (см. таб.).
Таблица. Методические рекомендации по видам занятий со студентами в медиацентре университета
№ п/п | Вид деятельности | Цель | Методы | Примеры заданий |
1 | Мастер-классы | Обучение практическим навыкам | Лекции, практические занятия | Запись и монтаж короткого видео, создание подкаста |
2 | Групповые проекты | Развитие командной работы и креативности | Брейнсторминг, ролевые игры | Создание новостного выпуска, разработка рекламной кампании |
3 | Индивидуальные консультации | Поддержка и развитие личных проектов | Открытые обсуждения, обратная связь | Помощь в написании статьи, подготовка к интервью |
4 | Работа с оборудованием | Освоение технических навыков | Практические занятия | Обучение работе с камерой, звуковым оборудованием |
5 | Анализ медиа-контента | Развитие критического мышления | Групповые обсуждения, анализ текстов | Анализ успешных примеров журналистики, разбор кейсов |
6 | Интервью с экспертами | Углубление знаний по актуальным темам | Приглашение гостей, открытые лекции | Организация интервью с профессионалами в медиа |
7 | Создание контента | Практика написания и редактирования | Редактирование, написание статей | Написание новостей, создание блогов и социальных постов |
8 | Проведение исследований | Углубление знаний в выбранной области | Исследовательские проекты | Изучение влияния медиа на общественное мнение |
9 | Обсуждение трендов | Ознакомление с современными тенденциями | Дискуссии, презентации | Обсуждение новых форматов медиа, анализ популярных платформ |
10 | Организация мероприятий | Развитие организационных навыков | Планирование, координация | Проведение медиафестиваля, создание выставки работ студентов |
Данные методические рекомендации могут стать вариантами организации занятий со студентами в студенческом медиацентре университета.
Медиапедагог играет ключевую роль в формировании студенческих медиацентров и в процессе медиаобразования. Его наставничество и поддержка помогают студентам развивать необходимые навыки и уверенность, что в свою очередь способствует их успешной интеграции в профессиональную среду. Студенческие медиацентры, в свою очередь, становятся важными площадками для практического обучения и реализации творческих проектов, что делает их неотъемлемой частью современного образовательного процесса. В ходе учебного процесса преподаватель должен использовать образовательные практики и задания, которые максимально раскрывают его медиакомпетентности перед учащимися. Такой подход имеет ряд преимуществ, так как позволяет не только поддерживать авторитет и «медиалидерство» перед студентами, но и демонстрировать важность медиакомпетентности в реальной жизни. Целенаправленность демонстрации медиакомпетентности преподавателя также позволит избежать нарушения спонтанности формирования медиакомпетентности учащихся, которая в большинстве случаев носит деструктивный характер. В последнем случае могут возникнуть искажения в восприятии содержания медиакомпетентности, а также могут развиться деструктивные практики работы с медиаресурсами [16, p. 575].
Медиапедагог, таким образом, не просто передает знания, а выступает в роли тьютора, помогая студентам осваивать:
- технологии создания контента (видео, подкасты, статьи);
- основы медиажурналистики и SMM;
- методы критического анализа информации [11].
Медиакультура особенно сильно влияет на молодежь, поскольку эффективность их обучения в высшем учебном заведении во многом зависит от умелого использования современных средств коммуникации [13]. В связи с этим, роль медиапедагога продолжает расширяться. Его деятельность способствует формированию медиаграмотного поколения, способного эффективно взаимодействовать с информационной средой. Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку стандартов медиапедагогики и интеграцию медиаобразования в образовательные программы вузов. Создание образовательной медиакультурной среды осуществляется преподавателями посредством определенных видов деятельности: использование наглядных пособий и мультимедиа для представления учебного материала, широкое использование компьютерных технологий в процессе обучения [1, с. 206-207].
Медиаобразование и роль медиапедагога в высшем учебном заведении взаимосвязаны и представляют собой динамическую систему, в которой обучение, творчество и критическое мышление становятся основными компонентами успешной подготовки студентов к вызовам современного общества. В условиях глобализации и цифровизации, медиаобразование предоставляет студентам возможность не только адаптироваться к быстро меняющемуся медийному процессу, но и активно влиять на него, становясь не просто потребителями, но и создателями медиаконтента. Так медиаобразование становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса, способствуя формированию нового поколения профессионалов, готовых к вызовам и возможностям будущего. Исследования подтверждают, что медиаобразовательные программы снижают уровень восприимчивости к манипулятивным технологиям и повышают осознанность в использовании медиа [15, pp. 90-92]. Таким образом, медиаобразование становится неотъемлемым элементом подготовки конкурентоспособных и социально ответственных профессионалов.
作者简介
Arina Ezhukova
Nizhnevartovsk State University
编辑信件的主要联系方式.
Email: a.ezhukova@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-7943-9162
俄罗斯联邦, Nizhnevartovsk
参考
- Ezhukova, A.V., Ibragimov, V.Sh. (2024). Sovremenny`e cifrovy`e texnologii v obrazovatel`nom processe universiteta. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, (6). 203-208. (in Russ.).
- Zhilavskaya, I.V. (2020). Mediaobrazovanie v e`poxu cifrovizacii. MediaMir, 176. (in Russ.).
- Zhilavskaya, I.V. (2021). Sistemny`e i institucional`ny`e transformacii rossijskogo mediaobrazovaniya: monografiya. Moscovskiy pedagogicheskiy gosudarstvenniy universitet, 368. (in Russ.). https://doi.org/10.31862/9785426310438
- Zhurin, A.A. (2021). Mediaobrazovanie v universitete: teoriya i praktika. Moscovskiy pedagogicheskiy gosudarstvenniy universitet, 210. (in Russ.).
- Troyanskaya, S.L. (2023). Osnovy` mediapedagogiki: ucheb.-metod. posobie. Udmutrtskiy Universitet, 131. (in Russ.).
- Fedorov, A.V. (2019). Mediakompetentnost` lichnosti: ot terminologii k pokazatelyam. Informacionnoe obshhestvo, 45-52. (in Russ.).
- Fedorov, A.V. (2020). Mediaobrazovanie v pedagogicheskix vuzax. Informaciya dlya vsex, 184. (in Russ.).
- Fedorov, A.V. (2001). Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika. “Centry valeologii vuzov Rossii”, 708. (in Russ.).
- Fedorov, A.V. (2022). Mediapedagogika v vy`sshej shkole. “Aleteya”, 195. (in Russ.).
- Fedorov, A.V. (2014). Slovar` terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti. Informatsiya dlya vsekh, 64. (in Russ.).
- Buckingham, D. Manifesto on media education. Polity Press. 2019. 140 p. https://doi.org/10.19195/1899-5101.13.2(26).10
- Grizzle, A., Wilson, C., & Tuazon, R. (2021). Media and Information Literacy in Journalism Education: A Handbook for Educators. UNESCO. 112 p.
- Ibragimova, L., & Skobeleva, I. (2018). Conditions of formation and development of media culture among students of secondary vocational education. Media education. 1. 89-94.
- International Encyclopedia of Social and Behavioral Sciences. Vol. 14. 2001. 927 p.
- Tully, M., Maksl, A., Ashley, S., & Vraga, E.K. (2022). Defining and Conceptualizing News Literacy. Journalism & Mass Communication Educator, 77(1), 84-98. https://doi.org/10.1177/14648849211005888
- Frolova, E. (2024). The Role of the Teacher in the Formation of Media Competence of University Students: Problems and Prospects. Mediaeducation. Rostov State University of Economics (RINH). 4, 570-578. https://doi.org/10.13187/me.2024.4.570
补充文件
