Soviet socialism VS African socialism: promotion of socialist ideas in the African States in the 1960-1970s

Cover Page

Cite item

Abstract

The article examines the issues concerning the perception and promotion of socialist ideas on the African continent in the 1960s and 1970s. The purpose of this article is to show how socialism was perceived and interpreted in African countries that chose the "socialist way" of development, namely Egypt, Tunisia, Morocco, Algeria, Mali, Guinea, Senegal, Ghana, Tanzania, Angola, Mozambique, Sudan and Ethiopia. The author set the task to show the reasons for the failures in the promotion of Soviet socialism in Africa. Attention was focused on the analysis of difficulties and obstacles in the promotion of socialism in the economic, political and cultural spheres. The work is based on the information of a survey conducted by the author among representatives of the African intelligentsia from different countries, many of whose representatives studied in the Soviet Union. The research showed that, despite the fact that the USSR spent an active policy in Africa, developing economic, military, political, educational cooperation, it was unable to implement its plans for socialist construction on the continent. This can be explained by the fact that after independence, Africans developed their own views on the socialist system. Perceiving socialism at the level of ideology, African leaders could not accept the socialist economic system. It was impossible to fully accept the Soviet model, since it did not correspond to the realities of African life in many ways. The fact that many African leaders studied in the West also played a role. The materials contained in the article can be used in educational and training activities, as well as for a better understanding of why Soviet socialism could not gain a foothold in Africa.

Full Text

Введение

Проблемы восприятия советского социализма в странах Африки и попытки построения социалистического строя на континенте были предметом исследования в нескольких зарубежных работах, а именно А. Клингхоффера, М. Оттавея, З. Лаиди[1; 2; 3]. З. Лаиди проанализировал ситуацию в государствах с «социалистической ориентацией» (Конго, Танвания, Ангола). По его мнению, эти страны, хотя и намеревались принять социализм, но по разным причинам потерпели неудачу. Так, президент Танзании хотел создать уникальное общество, копирующее китайскую модель. В Конго и Анголе воплотить советскую модель помешали революционные движения и гражданские войны [3, p.683-686].Российские исследователи об оценках советского социализма  на Черном континенте писали мало.

Цель данной статьи – показать, как социализм воспринимался и трактовался в странах, которые выбрали «социалистический путь». Это Египет, Тунис, Марокко и Алжир в Северной Африке; Мали, Гвинея, Сенегал, Гана, Танзания, Ангола, Мозамбик, Судан и Эфиопия к югу от Сахары. Задачи, которые мы поставили перед собой, заключаются в том, чтобы показать сложности в экономической, политической, культурной сферах в продвижении социалистических идей в африканских государствах.

В период с сентября 2018 г. по ноябрь 2021 г. нами  был проведен опрос представителей африканской интеллигенции из разных государств: франкоговорящих (Кот-д'Ивуар, Мали, Сенегал, Гвинея Конакри, Демократическая Республика Конго, Бенин, Камерун, Габон Конго Бразавиль), англоговорящих (Гана, Нигерия, Танзания, Замбия), португалоговорящих (Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау) и арабоговорящих (Марокко, Египт, Судан, Мавритания и Алжир). Всего было опрошено 50 человек: 30 мужчин и 20 женщин в возрасте от 50 до 75 лет. В список опрашиваемых были включены бывшие студенты, обучавшиеся в СССР в период 1950-х – 1990-х гг. Они  были живыми свидетелями советского социализма, поскольку находились в СССР достаточно длительное время (пять – шесть лет). Опрос проводился посредством электронной почты, для уточнения использовалась видеоконференцсвязь (Skype). Серьезной, но преодолимой проблемой для нас оказался поиск  таких студентов. Благодаря Интернету и социальным сетям мы смогли найти для интервью значительное число людей, которые откликнулись на просьбу поделиться своими воспоминаниями о студенческих годах. Мы просили респондентов ответить на вопросы:  1.Что Вы можете рассказать о советском социализме? 2. Как Вы думаете, почему  в Африканских странах не удалось построить социализм по советскому образцу?

Обсуждение и результаты

До середины 1950-х г. Советский Союз мало интересовался Африкой, поскольку советские лидеры не видели на континенте перспектив для  социалистической революции, т.к. он почти полностью контролировался европейскими империалистическими державами, кроме того, пролетарское сознание немногочисленного рабочего класса было низким, а крестьянство находилось под политическим контролем племенных вождей. Активная деятельность в африканских странах была развернута Советским Союзом  в конце 1950-х гг. СССР переориентировал свою внешнюю политику, последовательно стремясь расширить свое участие, влияние и возможности на африканском континенте [4, p.415-464]. Важно отметить, что помимо экономической, военной и образовательной помощи, Советский Союз намеревался распространить на африканский континент свою социалистическую идеологию. Многие африканские лидеры, как и рядовые жители разных стран, достаточно высоко оценивали военно-техническую, экономическую, политическую и образовательную помощь со стороны СССР,  а амбиции по поводу строительства социализма в Африке по советской модели оказались нереализованными. Некоторые исследователи считают, что социальные, экономические и политические условия Африки исключают применение советской экономической модели, и что попытки воспроизвести эту модель там были всего лишь длинной серией дорогостоящих ошибок[5, p.150].

Нужно отметить, что любое исследование, касающееся африканского общества, не может проводиться без учета его колониального прошлого. Дело в том, что в годы колониализма среди африканцев протекали процессы аккультурации, т.е. они воспринимали стандарты жизни, культуру и  идеи стран-колонизаторов. Наш информант из Гвинеи указал на это: «Мы, африканцы, были вынуждены забыть нашу историю, оставить наши обычаи в ущерб культуре колонизаторов. Сегодня нам очень трудно найти нашу личность, наши ориентиры».Ф. Бобин  подчеркивал, что с точки зрения европейцев, они пришли на континент, на территории которого не было письменности, культуры и истории. Следовательно, колонизаторы выполняли важную цивилизующую миссию, в том числе распространение христианства, а африканское население должно было с благодарностью принимать ее, чтобы выйти из состояния «дикости» и «примитивности» [6, p.159-160].

После освобождения от колониального ига в 1960-х и 1970-х гг. африканцы  познакомились с двумя главными теориями, господствовавшими на международной арене – с капитализмом и социализмом. Выбор идеологической ориентации африканскими странами в значительной степени зависел от их лидеров-интеллектуалов, которые получали высшее образование либо на Западе (в Европе или США), либо  в СССР. Африканцы понимали значимость образования для процессов деколонизации. Специальная конференция по развитию образования в Африке была проведена в Аддис-Абебе в мае 1961 г. В ее Заключительном докладе отмечалось, что «африканцы видели в образовании средство, с помощью которого могли быть удовлетворены их устремления» [7, p. 261]. По словам нашего респондента из Бенина: «В то время для африканских лидеров было крайне важно проявить себя на международной арене благодаря наличию и качеству своих квалифицированных кадров и интеллектуалов. Они полагали, что получившие образование африканцы могут стать основой для социально-экономического развития своих стран».

Понимая это, СССР развернул массовый прием африканских студентов в свои ВУЗы во второй половине 1950-х гг.  Это была не только помощь в подготовке квалифицированных кадров для освободившихся стран, но и  важный способ идеологического воспитания африканских студентов в духе коммунизма-социализма.  Нельзя забывать и о том, что многие африканские страны получили независимость благодаря финансовой и военной поддержке СССР. Таким образом, можно говорить о том, что африканцы были готовы «вступить в брак» с социализмом, поскольку многие африканские лидеры отправляли своих студентов учиться в СССР.

Обратим внимание на то, что социалистический строй привлекал внимание африканцев и в колониальный период, и в ходе обретения независимости. Это видно по результатам исследования Ж. П. Ндиайе. Он привел интересные данные об опросах среди африканских студентов, обучающихся во Франции в 1961 году. Оказалось, что 25% студентов высоко оценивали СССР, 20% – Китай, 12,4% – Израиль, 12% –Кубу и 8%  – Францию, в то время как Соединенные Штаты сильно отстали, набрав всего 3,3% одобрительных ответов [8]. Как видим, социалистическая система вызывала расположение значительной части африканцев. Причинами, лежащими в основе восхищения СССР, были быстрый советский прогресс во всех областях (35%), коммунистическая идеология (22,3%) и научные достижения (18,5%), прежде всего в  освоении космоса.  При этом 37,8% студентов считали, что «полноценный социализм» представлял собой наилучшую экономическую систему для развития Африки [8, p.228-229]. По словам нашего респондента из Мозамбика: «Мы знали, что в различных странах по-разному относятся к социализму, поэтому для нас было важно знать о разных типах социалистической системы. Мы больше склонялись к советскому социализму из-за того, что мы знали об СССР,  поскольку  он оказывал нам разностороннюю помощь и сотрудничал с нашими странами».

Однако в африканских странах далеко не все интеллектуалы выражали восторг по отношению к советскому социализму. Среди тех, кто получил образование в колониальный период на Западе, зародились и распространялись такие идеологические течения как негритюд, панафриканизм, основные идеи которых  сводились к  представлениям о ценностях чернокожей расы и борьбе за права африканцев. Поэтому после обретения независимости некоторые африканские лидеры предпочли присоединиться к самобытным доктринам, которые, по их мнению, больше соответствовали африканским реалиям. Один из наших сенегальских респондентов заметил по этому поводу: «Тот факт, что мы подвергались мученической смерти в колониальный период, и тот факт, что мы узнали, что история Африки была фальсифицирована, и что у нас были свои собственные культуры, о которых мы узнали  во время учебы в университетах, мы сочли нужным придерживаться наших собственных идеалов».

К.А. Диоп, осуществивший сравнительное исследование социальных и политических систем Африки и Европы, высказал мнение, что Африка до колониального периода была социалистическим обществом задолго до прихода западных и арабских империалистов [9]. По его мнению, в 1960-е гг. социализм не должен был быть чуждым термином для африканцев. В те годы, не без влияния концепции негритюда, родилась идея африканского социализма. Ее распространяли африканские лидеры, такие как бывшие президенты Леопольд Седар Сенгор в Сенегале, Модибо Кейта в Мали, Ахмед Секу Туре в Гвинее, Джулиус Ньерере в Танзании, Кеннет Каунда в Замбии и Кваме Нкрума в Гане, а также лидер сторонников независимости Амилькар Кабрал в Гвинее-Бисау. В июле 1959 г., незадолго до обретения Сенегалом независимости, Леопольд Седар Сенгор представил на учредительном съезде партии Африканской федерации доклад об африканском социализме. По его мнению, последний воспринял некоторые элементы марксизма. Сенгор считал теорию К. Маркса устаревшей и неподходящей для африканского континента, поскольку она возникла в контексте европейского общества XIX в. Кроме того, сенегальский лидер отвергал атеизм, а также понятие классовой борьбы, считая, что последнее противоречит африканской традиции единодушия и примирения [10, p.18-19]. Вдохновленной работами Пьера Тейяра де Шардена [11], Сенгор разрабатывал теорию «экзистенциального социализма», в которой совместил  марксистскую концепцию с  духовностью, присущей африканцам, а также с культурными ценностями черного мира. Он верил, что путем развития производительных сил можно обеспечить африканцам общество изобилия. Ж. Дроз справедливо заметил, что Сенгор сочетал социализм с концепцией негритюда, победа которого для него была победой социализма [12, p.321-346].

В Кении Африканский национальный союз Кении (КANU), партия президента Джомо Кеньятты, придерживалась демократической социалистической линии. Однако сущность «социализма» стала предметом ожесточенных внутренних дискуссий в КANU еще в 1960-х г. Том Мбойя опубликовал в 1965 г. документ, который стал уставом партии. Кенийский вариант социализма допускал смешанную экономику, предполагал демократию, адаптированную к африканским традициям.  Однако вопрос о кенийском  социализме стал предметом дебатов. Многие сомневались даже в   выборе  Кенией социалистического пути развития [13, p.131].

Известно, что в Дакаре в 1962 г. и в Тунисе в 1975 г. проходили Социалистические конгрессы,  на которых обсуждались идеи о социальном равенстве, высказанные великим  мыслителем XVIII в. Жан Жаку Руссо [14, p.83]. В связи с этим  приведем высказывание одного из наших сенегальских респондентов: «Африканские социалисты пытались соединить европейские социалистические учения (включая утопический социализм образца XIX века, народничество, марксизм) с особенностями исторического развития и местными культурно-религиозными традициями Африки, а иногда и с исламским либо христианским социализмом. Африканский социализм – это форма хозяйствования, предполагающая рациональное использование ресурсов «традиционным» африканским способом, в отличие от классического социализма».

Подобное африканское восприятие социалистических идей вызывало критику со стороны советских наблюдателей. И.И. Потехин, который был ведущим советским специалистом по Африке, считал, что не может быть такого понятия как «африканский социализм», поскольку есть только научный, истинный или марксистско-ленинский социализм, обладающий одинаковыми  характеристиками, независимо от того, где он строится [15, с.84]. По его мнению, допустимым является только понятие «африканский путь к социализму». Как заметил А. Клингхоффер, с точки зрения советских ученых и политиков, провозглашаемый многими африканскими лидерами «африканский социализм», на самом деле не являлся социализмом [1, p.197-198].

Нужно помнить, что в колониальной Африке социалистические идеи распространялись среди интеллигенции европейцами, поэтому многие лидеры были вдохновлены европейской моделью социализма. Однако революционные движения, которые возникли в тот период, переплетались с национальными движениями. Например, в Марокко студентов-националистов  в начале 1930-х гг. поддерживал французский адвокат-социалист, внук Карла Маркса,  Рене Жан Лонге [14, p. 83]. Поэтому среди молодых африканцев  существовал серьезный выбор между социализмом и национально-освободительным движением. В Тунисе существовали два течения среди социалистов. Одно руководствовалось довольно радикальными идеями коммунистического синдикализма (CGTU), другое, более мягкое, предполагало активную деятельность общественных организаций, кооперативов, сотрудничество с администрацией [14, p. 83]. Коммунисты, хотя и конкурировали с националистами, объединялись с ними для контроля за биржами труда[14, p.83].

Определенное внимание на восприятие социалистических идей оказывала религиозность африканцев. Наш респондент из Северной Африки заметил: «Идея столкновения цивилизаций, связанных с Великими Религиями, возникла не сегодня. У нас, по большей части, были различные взгляды на то, чтобы полностью принять советский социализм, потому что, с одной стороны, у нас был панарабизм, а с другой – панисламизм. Это течения, к которым мы принадлежали». Можно предположить, что важным фактором, затрудняющим принятие советской социалистической модели в Африке, было  этнорелигиозное многообразие. Респондентка из Ганы указала: «Сегодня в Африке, в эпоху XXI века, африканцам трудно достичь единства и в своих странах, и в целом в Африке. Это сдерживается этническими и религиозными различиями,  которые могут разделять даже братьев».

Воспринимая социализм на уровне идеологии, африканские лидеры не смогли принять социалистическую экономическую систему. Африканские государства после обретения независимости испытывали нехватку финансовых и материальных средств для экономического развития, несмотря на  наличие природных ресурсов. Многие африканские страны поддерживали связь со странами-колонизаторами и в них утвердилась капиталистическая экономическая система.

В начале 1960-х г. большинство населения Африки понятия не имело о развитии Советского Союза и жизни в нем. Поэтому необходимо было познакомить африканцев  со страной, сформировать позитивный имидж социалистической системы. Вначале СССР стал усиливать свои позиции в странах  с наиболее активной антиколониальной борьбой: Гана, Гвинея и Мали. Именно в  них были открыты первые советские посольства в Западной Африке.  Большое внимание советская пропаганда уделяла  такому искусству как кино.  В мемуарах дипломата  А.Б. Карелина говорится о том, что в 1960 г. он и два киномеханика были отправлены МИД СССР в Гвинею для того, чтобы помочь развить там кинематографическую инфраструктуру. До этого жители Гвинеи не знали советских фильмов, которые прежде не показывали из-за цензуры [16, c.75]. Можно говорить о том,  что со стороны Советского Союза это было стремление распространить посредством кинофильмов свою «культурную дипломатию»  на новые территории и таким путем «внедрить» социализм в «сердца и умы» населения Африки. В начале  1960-х гг.  СССР проводил культурную политику, в том числе  активный  показ советских кинофильмов, в Гвинее, Эфиопии, Гане, Республике Мали и Марокко. Предполагалось, что это будет способствовать восприятию советской политической и экономической модели [17, p.459].

Наши респонденты из Гвинеи-Конакри и Мали высказали свое мнение о советском кино: «Кинематография и вкусы горожан в столицах Африки  к тому времени уже сформировались. Американские, французские, египетские и индийские фильмы пользовались успехом среди африканской публики. Кинокомпании, которые были известны в колониальные времена, сохраняли свою популярность.   Распространяемые советские фильмы не имели успеха». Многие  наши респонденты из стран Африки к югу от Сахары отметили, что советские фильмы не были привлекательны для зрителей. Так было потому,  что они не переводились на африканские языки, поэтому их было невозможно понять, поскольку население Африки в основном было неграмотным, дублирование на европейских языках  не спасало ситуацию».

Советский Союз столкнулся  в Африке с двумя  типами элит, которые появились после освобождения от колониализма: радикальными и умеренными. Первые считали, что необходимо окончательно разорвать отношения со странами-колонизаторами и обратиться к СССР, который не только не был колонизирующей страной, но сотрудничал и оказывал помощь в различных регионах Африки, при этом не высказывал  стремления грабить природные ресурсы и вмешиваться в управление африканских государств. Умеренные придерживались другой идеи. Они считали, что африканцы достаточно свободны и могут вступать в любые отношения с любой страной (даже с колонизирующими странами). Они продолжали сотрудничать с бывшими странами-метрополиями, подписывая соглашения с США, Францией, Бельгией и т.д.

Политическая атмосфера, создаваемая африканскими элитами, определяла возможности внедрения социалистической идеологии в африканских странах. Если лидер был радикален, страна устанавливала  отношения с СССР и ориентировалась на социализм.  В качестве примера можно назвать страну Гана и ее лидера К. Нкрума.  Разработанная им теория нкрумаизма состояла из трех основных компонентов: концепции африканской личности, панафриканизма и социализма. Если два первых элемента были сакральной константой и символизировали африканскую идентичность, то социализм использовался конъюнктурно, он становился «африканским» или «научным» в зависимости от обстановки[18, c.621].Нужно отметить, что у просоветских африканских правительств не было времени для реализации программ, поскольку они подвергались нападениям со стороны вооруженных групп, поддерживаемых страной-колонизатором.  Так,  24 февраля 1966 г. во время поездки в Китай Нкрума был свергнут в результате военного переворота, который, возможно, был спровоцирован США.

Африканские варианты социализма отличались от советского тем, что на черном континенте не было однопартийности. В Советском Союзе с начала 1920-х до 1990 г., партия (под разными названиями — РКП(б), ВКП(б), КПСС) действовала в условиях однопартийной системы и обладала монопольным правом на политическую власть, что способствовало установлению в стране автократического режима. Этот статус был закреплён конституционно: в статье 126 Конституции 1936 г. Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций трудящихся, а в принятой в 1977 г. Конституции СССР КПСС была, согласно статье 6, провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества в целом [19, c.67]. В Африке большинство революционных движений, поддерживаемых социалистическими африканскими лидерами, которые в основном учились на Западе, особенно во Франции, проповедовали многопартийность. Так обстоит дело, например, с Кот-д'Ивуаром, где лидер Лоран Гбагбо, близкий к французской Социалистической партии, был сторонником и основателем многопартийности.

Выводы

Наше исследование показало, что, несмотря на то, что СССР проводил в Африке активную политику, развивая экономическое, военное, политическое, образовательное сотрудничество, он не смог реализовать на континенте свои планы по социалистическому строительству.  Это можно объяснить тем, что после обретения независимости  африканцы развивали свои собственные идеологии. И хотя они позитивно воспринимали социализм в Советском Союзе,  считали невозможным полностью принять советскую модель, поскольку она во многом не соответствовала реалиям африканской жизни. При попытках со стороны СССР распространить социализм на африканском континенте, были допущены  ошибки и просчеты.  Получение образования в СССР не всегда  заканчивалось перевоспитанием молодежи в социалистическом духе.  Советские лидеры игнорировали колониальное прошлое государств, недооценивая степень культурного и идеологического влияния  стран-метрополий на африканскую элиту и городских жителей. Советского культурного присутствия было недостаточно, что  было  проиллюстрировано неудачами советского кинематографа на континенте.

×

About the authors

Yapi Joelle Roland

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: jojoetestou@yahoo.fr
Russian Federation, Tula

Elena P. Martynova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Email: ep_martynova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1132-2286

д-р ист. наук

Russian Federation, Tula

References

  1. Klinghoffer, A.J. (1968). The Soviet view of African socialism. African Affairs, 67(268), 197-208. http://www.jstor.org/stable/719903
  2. Ottaway, M. (1978). Soviet Marxism and African Socialism. The Journal of Modern African Studies, 16(3), 477-485. https://doi.org/10.1017/S0022278X00002536
  3. Laidi, Z. (1983). L'URSS et l'Afrique: vers une extension du système socialiste mondial?. Politique étrangère, 679-699. https://www.jstor.org/stable/42674333
  4. Béguin, J., & Martres, J.L. (1982). L'Union soviétique dans les relations internationales (Vol. 2). Collection Politique Comparâee.
  5. Birgerson, S.M., Kozhemiakin, A.V., Kanet, R.E., & Tchimichkian, M. (1996). La politique russe en Afrique: désengagement ou coopération?. Revue d'études comparatives Est-Ouest, 145-168. https://www.jstor.org/stable/45350757
  6. Bobin, F. (2000). Histoire africaine et acculturation. Hypotheses, 3(1), 159-167. https://doi.org/10.3917/hyp.991.0159
  7. Katsakioris, C. (2017). Creating a socialist intelligentsia. Soviet Educational aid and its impact on Africa (1960-1991). Cahiers d’études africaines, (226), 259-288. https://doi.org/10.4000/etudesafricaines.20664
  8. N'Diaye, J. P. (1962). Enquête sur les étudiants noirs en France. Éditions" Réalités africaines".
  9. Diop, C. A. (1960). L'Afrique noire pre-coloniale: etude comparee des systemes politiques et sociaux de l'Europe et de l'Afrique noire, de l'antiquite a la formation des etats modernes. Presence africaine.
  10. Debré, J.L., & Diouf, A. (2006). Léopold Sédar Senghor: la pensée et l’action politique. Actes du colloque organisé par la section française de l’Assemblée parlementaire de la Francophonie, Paris.
  11. La place de l'homme dans la nature: le groupe zoologique humain (1964). Union générale d'éditions,
  12. Bourdet, Y. (1978). Histoire générale du socialisme Publiée sous la direction de Jacques Droz Tome IV: de 1945 à nos jours Paris, PUF, 1978. Autogestions, 41(1), 273-274.
  13. Bourmaud, D. (1988). Histoire politique du Kenya: État et pouvoir local (Vol. 7). Karthala Editions.
  14. Gallissot, R. (2009). Socialisme colonial, socialisme national des pays dominés Le socialisme contraint par le nationalisme. L'Homme la Societe, (4), 75-96. https://doi.org/10.3917/lhs.174.0075
  15. Potehin, I.I. (1960). Afrika smotrit v budushhee. Moscow. (in Russ.).
  16. Tarelin A.B. (1996). Zapiski diplomata-zatejnika. Moscow. (In Russ..
  17. Chomentowski, G. (2021). Implanter le socialisme par le cinéma? La diffusion des films soviétiques en Afrique au début des années 1960. (in Russ.).
  18. Mazov, S.V. (2020). USSR and the 1966 Coup d’État in Ghana: Based on Materials from Russian Archives. Vestnik RUDN. International Relations, 20(3), 619-633. (in Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-0660-2020-20-3-619-633
  19. Mukhametov, R.S. (2017). Party system of russia: "Rises" and "Falls" of liberalizing party regulations. Sotsium i vlast', (4 (66)), 67-72. (in Russ.).


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies