Teaching pre-school children gender tolerance through folk culture
- Authors: Fadeev S.B.1
-
Affiliations:
- Perm State Humanitarian and Pedagogical University
- Issue: No 4 (2013)
- Pages: 39-44
- Section: Articles
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49299
- ID: 49299
Cite item
Full Text
Abstract
The article elaborates upon methodology-related issues in teaching gender tolerance to pre-schoolers studying in preschool educational institutions.
Full Text
Среди многих проблем организации дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности. В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании», проект стандарта дошкольного образования и др.). Толерантность как сложное личностное образование многоаспектно. В зависимости от разновидности сфер социального взаимодействия в современной научной литературе рассматриваются особенности межличностной, конфессиональной, межнациональной, этнической, возрастной и иных видов толерантности. И, несмотря на довольно обширный спектр исследований в данном направлении, вопросы, связанные с изучением формирования понимающего, принимающего и уважительного отношения к людям другого пола, т.е. гендерная толерантность, остаются малоизученными в системе как общего, так и дошкольного образования. Признание учета половых различий детей в образовательном процессе в качестве основного принципа его организации, наличие широкого спектра работ по различным аспектам полоролевой социализации детей дошкольного возраста не привело к детальному изучению проблемы формирования основ гендерной толерантности в данном возрастном периоде. Дошкольный возраст является сензитивным периодом полоролевой социализации, осуществляемой как стихийно, так и в ходе целенаправленного полового воспитания. С изучением проблем полоролевой социализации детей дошкольного возраста связаны научные интересы многих исследователей в области детской и возрастной психологии, дошкольной педагогики, нейрофизиологии, составляющие достаточно серьезный фундамент разработки программно-целевых и технологических аспектов взаимодействия педагога с детьми в процессе их приобщения к основам гендерной культуры. Одним из средств, обеспечивающих целостное развитие человека в период дошкольного детства, является народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов, синкретичности, созвучности витагенному опыту. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников. Вместе с тем, воспитательный потенциал народной культуры как педагогического средства не рассматривался до сих пор в процессе формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста. Изучением проблемы сущностных характеристик толерантности занимались Р.Р.Валитова, В.А.Васильев, С.А.Герасимов, Н.В.Круглова, Е.В.Магомедова, А.А.Погодина, Г.У.Солдатова, G.Moreno-Riano и др. Терминологическая неопределенность понятия «толерантность», по мнению А.Г.Асмолова, связана с разноплановыми ориентирами ценностно-смысловых обоснований в условиях современного полипарадигмального образовательного пространства и изучением данного феномена в разных аспектах: философском (В.С.Библер, М.Бубер, Ф.М.Достоевский, И.М.Лебедева, Ф.М.Малхозова, Б.Ф.Поршнев); аксеологическом (А.Г.Асмолов, Р.Г.Апресян, С.М.Шалютин, Е.В.Магомедова, Л.М.Иванова, L.Burwood, R.Wyeth); социально-правовом (Н.В.Круглова, Е.В.Магомедова, Е.А.Темичева, А.А.Чичановский, Л.П.Ильиченко); психологическом (А.Г.Асмолов, Л.Я.Коломинский, М.Медовар, А.В.Петровский А.А.Реан). Разноплановость изучения толерантности подчеркивает интерес исследователей разных сфер взаимоотношений человека с социумом, государством, правом. Особую актуальность проблема сущностных характеристик толерантности приобретает в сфере научного педагогического поиска, поскольку является центральной в определении общих ориентиров организации педагогического процесса по ее целенаправленному формированию. В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное или формируемое моральное качество, моральная добродетель, комплексное личностное качество, родовое сущностное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие. Проявление толерантности зависит от усилий самого человека, наличия у него социально активной позиции. Формирование толерантности происходит в процессе обучения, воспитания и самовоспитания (А.А.Гусейнов, П.Ф.Комогоров, Д.В.Зиновьев, А.А.Реан, В.А.Ситаров, О.В.Цируль и др.). Ее сущностные характеристики раскрываются через описание личностных качеств человека, в которых она проявляется: открытость, согласие, солидарность, невраждебность, внимание, сочувствие и сострадание другому, готовность выслушать иную точку зрения, терпимость, взаимопонимание и взаимоподдержка, любовь и милосердие, чувство единства с миром, людьми (А.Г.Асмолов, В.В.Глебкин, Д.В.Зиновьев, В.А.Тишков, С.Ашикова). Ребенок дошкольного возраста обладает огромным потенциалом развития и установления социальных связей с миром, овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослым, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Особое место этот возраст занимает в процессе полоролевой социализации и формирования основ гендерной толерантности. В отечественной психологии и педагогике термин «полоролевая социализация» введен в категориальный аппарат науки И.С.Коном и рассматривается как процесс и результат общего и психосексуального развития, обусловленный конкретными социальными условиями, в ходе которого происходит усвоение в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола в рамках социальной культуры (Я.Л.Коломинский, В.Е.Каган, Т.А.Репина, Е.А.Конышева). Полоролевая социализация представляет собой динамичный процесс, генезис которого обнаруживается в половой идентификации, освоении половой роли, становлении маскулинных и феминных качеств, межполовых отношений и гендерной толерантности. Анализ исследований по проблемам гендерной толерантности позволяет рассматривать ее как кульминационное образование, имеющее место в генезисе полоролевой социализации в старшем дошкольном возрасте, сущностные характеристики которого связаны с принимающим, понимающим и уважительным отношением к представителям своего и противоположного пола. Под гендерной толерантностью мы понимаем сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях внешних проявлений, личностных качествах, сферах деятельности и поведения людей разного пола и способах проявления понимающего и принимающего отношения; в наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола; в проявлении уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола. Гендерная толерантность как сложное личностное образование проявляется в трех сферах — когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой. Ее формирование происходит как стихийно, в процессе накопления опыта социального взаимодействия, так и организованно, в ходе целенаправленного педагогического процесса, которому отводится доминирующая роль. Проблема формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста в современных психолого-педагогических исследованиях остается малоизученной как в контексте программно-целевого, так и диагностического, технологического сопровождения. Особо в этом отношении следует отметить ограниченность исследований по вопросам изучения средств формирования гендерной толерантности. Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы послужил основанием для изучения воспитательного потенциала народной культуры в этом процессе. Под народной культурой в контексте нашего исследования понимается совокупность материальных и духовных ценностей, надбиологических программ деятельности, создаваемых, хранимых, передаваемых и творимых народом с целью собственного прогрессивного развития, в которых интегрированы артефакты разных видов социальной культуры, в том числе гендерной. Традиционно народная культура рассматривается как совокупность ценностей народа (объектов, предметов, явлений, имеющих значения и смыслы) однозначного порядка при котором, например, маскулинные и фемининные характеристики определяются стандартным набором специфических проявлений. Вместе с тем, во многих элементах народной культуры (произведения устного народного творчества, малые формы фольклора, ремесла и труд) отражается специфика нетрадиционного, вариативного полоролевого поведения, что позволяет предположить наличие воспитательного потенциала народной культуры в формировании гендерной толерантности. Народная культура является одним из наиболее значимых средств личностного развития и используется в этом качестве с целью патриотического, нравственного, трудового, художественно-эстетического, умственного, физического, интернационального воспитания дошкольников, что свидетельствует о ее универсальном воспитательном потенциале. Анализ исследований позволяет говорить о высокой роли и значении народной культуры в сохранении лучших традиций своего народа, в реализации принципа преемственности поколений и их социальных ценностей, в осуществлении взаимодействия культур и позволяет предположить возможность использования ее воспитательного потенциала в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста. Гипотетически это связано с тем, что народная культура доступна детям в силу своей «простоты», смысловой однозначности артефактов, близка витагенному опыту детей данного возрастного периода, синкретична (что соответствует специфике детского мышления), синтезирует в себе разные виды социальной культуры, отражает в отдельных своих элементах специфику межполового взаимодействия. Компоненты гендерной толерантности рассматриваются в нашем исследовании как структурные составляющие сложной системы, находящиеся в тесном взаимодействии и представлены в соответствии со сферами полоролевой социализации (когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой). Под показателем мы понимаем качественную характеристику объекта, описывающую какое-либо его свойство. Под критерием — признак, на основании которого производится оценка, определение степени выраженности показателя. Показатели гендерной толерантности в нашем исследовании представлены по сферам личностного развития (когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой). Критерии оценки когнитивной сферы: объем; осознанность и глубина (умение аргументировать); отсутствие стереотипов восприятия у детей поступков литературных героев в нестандартных ситуациях; отсутствие избирательности в оценке поведения людей разного пола в ситуациях нравственного выбора. Критерии оценки эмоционально-чувственной сферы: устойчивость интересов; внешняя выраженность эмпатийных проявлений; отсутствие избирательности в общении по половому признаку; соотношение положительных и отрицательных выборов; наличие общих и взаимных выборов. Критерии оценки поведенческой сферы: самостоятельность; инициативность; адекватность ситуации; направленность поведения (на себя, на другого, на ситуацию); характер взаимодействия (конфликтный, эмоционально-положительный, безразличный). Соотношение показателей и критериев позволило определить уровни сформированности гендерной толерантности (высокий, средний, низкий). Организация и проведение работы, направленной на формирование гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста посредством народной культуры, осуществлялись в соответствии с рядом теоретических позиций, раскрывающих основные подходы к построению педагогического процесса. Признавая возможность формирования гендерной толерантности в процессе специально организованной целенаправленной деятельности, в определении содержания и логики формирующего этапа опытно-поисковой работы, мы обозначили ряд подходов, реализация которых предположительно обеспечивает результативность полового воспитания в контексте реализации исследовательских задач: системный, личностно-ориентированный, деятельностный и культурологический. Совокупность теоретических позиций, раскрывающих методологические основания прикладной части исследования, обеспечила построение модели формирования гендерной толерантности посредством народной культуры. Программно-целевой компонент педагогического процесса определяется в нашем исследовании в соответствии с общими теоретическими основаниями и связан с организацией работы, направленной на достижение соответствующего возрастным возможностям ребенка уровня гендерной толерантности. Реализация обозначенной цели осуществляется посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к содержанию народной культуры, характеризующему специфику межполовых отношений в соответствии с возрастными возможностями и спецификой половой идентификации. Признание народной культуры, характеризующей специфику межполовых отношений, в качестве целеполагающего основания гендерной толерантности позволило нам выделить ее основные элементы в содержании проводимой работы: традиционные представления о внешнем виде и особенностях полоролевого поведения (одежда, прическа, аксессуары, преобладающие интересы, увлечения, виды труда); специфика нестандартных полоролевых взаимоотношений и межполового взаимодействия, представленная в устном народном творчестве, народных гуляниях; доминирующие личностные качества и проявления в социальной сфере, нашедшие отражение в малых формах фольклора; проявления достоинства и благородства, имеющие место в характеристике героев эпических произведений; социальные роли в семье, раскрытые в народных сказках и малых формах устного народного творчества. Отбор содержания различных элементов народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений, осуществлен в соответствии со следующими принципами: — доступности, обеспечивающим его адаптацию к специфике возрастных и половых особенностей развития детей старшего дошкольного возраста; — прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков и отношений, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого (как традиционного, так и нестандартного) поведения в сфере межполового взаимодействия; — интегративности, предусматривающим возможность использования содержания народной культуры, отражающего специфику межполового взаимодействия в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, конструктивной, изобразительной, трудовой); — культуросообразности, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа. Технологический компонент педагогической системы формирования гендерной толерантности представлен в нашем исследовании совокупностью методов и форм организации взаимодействия педагога с детьми в разных видах деятельности. Ориентируясь на реализацию основополагающих идей культурологического подхода, мы рассматриваем народную культуру, характеризующую специфику межполовых отношений, не только в качестве содержательно-целевого, но и технологического ориентира формирования гендерной толерантности, что предполагает: учет генезиса оснований культурологической идентификации (от видовой — к родовой — к половой и т.д.); учет логики освоения элементов культуры (от первоначального приобщения — к интериоризации ее ценностей в разных видах деятельности и далее — к культуротворчеству). Разработка технологического сопровождения формирования гендерной толерантности посредством народной культуры осуществлялась в соответствии с принципами: субъектности — направленности социальных влияний на сознание ребенка, актуализацию интереса к своему «я», установление связи с окружающим миром, создание ситуаций осознанного выбора; активное включение ребенка в постижение ценностей народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений; развитие культуротворчества; диалогичности в приобщении к разным элементам народной культуры, характеризующим специфику межполовых отношений, в установлении межличностного взаимодействия с детьми противоположного пола; единства сознания, чувств и поведения, опосредующего формирование понимающего, принимающего и уважительного отношения к детям противоположного пола; соответствия мотивации и рефлексии деятельности доминирующим возрастным потребностям и возможностям ребенка; доверия, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия. Реализация контрольно-оценочного компонента формирования гендерной толерантности осуществлялась в соответствии со следующими принципами: надежности и валидности диагностических методик; психологической комфортности при проведении диагностических процедур; профессиональной компетентности диагностов; объективной определенности основных параметров гендерной толерантности (компонентов, показателей, критериев, уровней). Реализация системно-структурной модели осуществлялась с привлечением многих специалистов: воспитателей, руководителей по изобразительной и двигательной деятельности, музыкального руководителя, специалистов по разделам «Человек в истории» и «Человек в культуре», в соответствии с определенными ранее тремя направлениями: приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия; отражение элементов народной культуры в разных видах деятельности; организация творческой деятельности по вариативному их использованию. Распределение форм организации детской деятельности по направлениям представлено достаточно условно, что связано с интегративным характером их воспитательного потенциала. Работа по первому направлению (приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия) осуществлялась с помощью чтения и рассказывания народных сказок, разучивания малых форм фольклора, дидактических игр, бесед, просмотра и обсуждения содержания мультфильмов и диафильмов, бесед-диалогов, рассматривания картин и составления рассказов, прослушивания песен, проведения экскурсий в музей, занятий, рассматривания образцов и результатов ремесленного творчества. В процессе работы по данному направлению особое внимание было уделено тем элементам народной культуры, в которых отражались гендерно нестереотипные свойства личности, поведенческие проявления, интересы, увлечения, виды труда. В беседах по литературным произведениям акцент делался на вариативных позициях в поведении героев соответственно жизненной ситуации; к анализу привлекался социальный опыт детей, поощрялись рассуждения дискуссионного характера, апеллирование к собственным переживаниям. Выбор литературных произведений осуществлялся по принципу отраженности в них различных характеристик межполовых отношений, возможности изменения (при творческом рассказывании) полоролевого поведения или характеристик героя (возраст, характер и т.д.), наполненности отношений людей разного пола толерантным содержанием, возможности реализации в них гендерно нестереотипных моделей поведения. Существенное место в формировании представлений детей о неспецифичном полоролевом поведении было отведено малым формам фольклора: дразнилкам, пословицам, поговоркам, частушкам, наполненным народным искрометным юмором. Задавая ориентиры межполовых отношений, эти элементы народной культуры не ограничиваются функцией обогащения информационного поля, а однозначно способствуют становлению эмоционально-чувственной сферы гендерной толерантности, неспецифического полоролевого поведения. Работа по второму направлению предполагала отражение имеющихся у детей знаний в разных видах деятельности с целью активизации эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности, интериоризации освоенных элементов народной культуры, отражающих специфику межполовых взаимоотношений: художественно-эстетической (рисование «Люди в праздниках и быту», «Мальчишки и девчонки в крестьянских семьях», аппликация «Кокошник», конструирование из бумаги и бросового материала, лепка из глины, ручной труд по изготовлению подарков); музыкальной (исполнение народных танцев, слушание народных песен, исполнение частушек, музыкально-дидактические игры); двигательной (подвижные игры с изменением полоролевых позиций «Наседка и коршун», «Золотые ворота», народные забавы «Взятие снежного городка); трудовой (труд в огороде с дифференциацией мужских и женских позиций); игровой (инсценирование народных сказок, сюжетно-ролевые игры); коммуникативной (дискуссии, разрешение проблемных ситуаций). Работа по третьему направлению была организованна в форме творческой деятельности детей, раскрывающей возможности поведения людей разного пола в различных жизненных ситуациях. Особое место в реализации данного направления отводилось составлению творческих рассказов с изменением условий взаимодействия литературных героев (их возраста, статуса, времени действия, социальных ролей). Существенное внимание по данному направлению формирования гендерной толерантности мы уделяли проведению дискуссий, потенциальные воспитательные возможности которых были рассмотрены в исследовании О.В.Прозументик. Новизна проведенного исследования состоит в определении качественных характеристик гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, ее места в генезисе полоролевой социализации периода дошкольного детства, в изучении воспитательных возможностей народной культуры в процессе ее формирования, разработке модели организации педагогического процесса по формированию гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры.×
About the authors
Sergey Borisovich Fadeev
Perm State Humanitarian and Pedagogical University
Email: slai_86@mail.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Preschool Pedagogy and Psychology
References
- Проект Федерального государственного стандарта дошкольного образования. М., 2013.
- Фадеев С.Б. Проект «Формирование гендерной толерантности посредством использования народной культуры» // Инновационные проекты в дошкольном образовании: Сб. мат-лов по итогам конкурса среди ДОУ г. Перми / Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми. Пермь, 2010.