Ethnocultural component in regional schools activities

Abstract


The present work considers the ethnocultural component of school education, its content and nature. The author describes objective positive and negative tendencies that facilitate activities intended to help oncoming generation foster their inner world in accordance with the traditional pedagogy of Khanty and Mansi Indigenous People.

Full Text

В многонациональном Российском государстве, построенном по этнорегиональному принципу, необходимо учитывать этнокультурные потребности личности и в сфере образования. Правильное использование системы этнической культуры вместе с этнологией, этнопедагогикой, культурологией, философией, психологией гарантирует национально-культурное начало российской государственности. В связи с этим наблюдается и дефицит духовных ценностей, который может быть снят именно тем духовным потенциалом, который имеется в народной педагогике, в частности, в педагогике народов ханты, манси, ненцев. Этнокультурное образование в Югре основывается на единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих территорию округа, и направлено на защиту и развитие культуры и традиций коренных малочисленных народов региона. В условиях современного этапа развития российского общества возрастает роль науки и образования как факторов межрегиональной и межэтнической интеграции, что особенно актуально в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре с ее многообразным этническим составом населения. Очевидно, что за долгий период интенсивного взаимодействия культур, этносов, цивилизаций здесь накоплен богатый опыт интеграции, вписывания европейских по генезису моделей науки и образования в региональный социокультурный контекст. Одним из факторов межэтнической интеграции выступает российская система образования, которая является основным носителем идей о человеке, обществе, мире, основной формой существования систем ценностей. Культуру и образование во всем многообразии их форм и проявлений следует рассматривать в качестве предпосылок, определяющих всю дальнейшую динамику развития, отсюда и осознание необходимости рассмотрения образования как компонента культуры. Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной культуре и этносу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам. Изучение этнокультурных явлений является необходимым условием, способствующим позитивному развитию этнокультурного образования. Большая роль в этой связи принадлежит учебным заведениям, т.к. важнейшим транслятором национальной и мировой культуры является школа. Она призвана осуществлять общее образование и воспитывать уважительное отношение к инонациональным культурным ценностям. Именно в рамках школьного учебного процесса происходит приобретение и усвоение растущим человеком системы духовных и культурных ценностей, приобщение к национальным культурам, обрядам, верованиям, характерным для того или иного этноса, видам традиционного промысла, быта, стереотипам поведения. Поэтому многие исследователи (педагоги, психологи, социологи) определяют этнокультурное содержание образования как приоритетную составляющую для современной школы [1]. Процесс становления и развития школ с этнокультурным содержанием в Ханты-Мансийском округе во многом определялся социально-экономическими условиями жизни местного населения, состоянием и развитием народного хозяйства, перспективами его включения в активную экономическую структуру страны. Исключительно важной стороной развития этого региона была культурно-просветительная работа с местным населением, которая началась с ликвидации неграмотности среди взрослых. Мировым научным сообществом давно признаны психофизиологические особенности развития коренных народов и, следовательно, необходимость формирования специфических форм и средств обучения, программ профессиональной подготовки, учитывающих эти особенности и соответствующих действительным нуждам различных групп коренного населения. В нашей стране к изучению данного важного аспекта приступили относительно недавно. Существующая система школьного образования ориентирована главным образом на развитие формально-логического мышления, на заучивание готовых логических схем и на накопление информации. В связи с этим начало обучения для детей коренных народов региона связано с гораздо более значительными трудностями, чем для учащихся других национальностей. В ряде случаев они становятся непреодолимыми для ученика, что приводит к зачислению абсолютно нормального ребенка в категорию «умственно отсталых». При более благоприятных условиях следствием будет снижение общеобразовательной подготовки и увеличение немотивированного отсева, что и происходит на практике. Общее количество продолжающих обучение в 7 классе — менее 35%, успешно заканчивают неполную среднюю и среднюю школы только 5% поступивших в школу [3. C. 52]. Малочисленные народы Севера, не только автономного округа, но и других северных регионов России, в вопросах школьного образования своих детей полностью зависят от государственных органов, от различных решений и постановлений по этим вопросам и позиции управлений образования краев, областей, округов и других структур. Для решения проблем в сфере образования необходим серьезный государственный подход и активная заинтересованная позиция самих коренных народов. Обучение детей малочисленных народов идет по общегосударственным школьным программам, что способствует культурной ассимиляции подрастающего поколения северных этносов и обуславливает такие негативные моменты в школьном образовании, как немотивированный отсев, формальное получение образования, отсутствие заинтересованности в его продолжении и др. На ассимиляцию подрастающего поколения была направлена и сформировавшаяся еще в 30-е гг. государственная политика в области образования. В ее основе лежало получение образования через системы школ-интернатов. Естественно, невозможно однозначно определить некий единый стандарт развития системы образования с этнокультурным содержанием. Поэтому важно даже не просто включить этнокультурное содержание, но и использовать этнопедагогику для обучения и воспитания детей малочисленных народов. Во всех школах с этнокультурным содержанием изучают родной язык, историю края, культуру народов Югры. В округе ведется большая работа по созданию учебников и учебных пособий специально для школ с этнокультурным содержанием, издаются буквари на диалектах аганских и ваховских ханты, на языке манси, русско-хантыйский и хантыйско-русский разговорники, словари, книги для чтения на русском языке. Анализ содержания образования в национальной школе, изучение опыта школ позволяет нам сделать вывод о том, что национальные школы Ханты-Мансийского округа строят свою работу на основополагающих принципах человекосообразности, этнизации, природосообразности, культуросообразности и гуманизации. Педагоги и местные органы образования прилагают большие усилия к тому, чтобы каждая школа с этнокультурным содержанием была школой свободного развития роста учащихся [3. C. 24]. Учет объективных позитивных и негативных тенденций позволяет активизировать работу по решению проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения на традициях народной педагогики ханты и манси. Прогрессивные традиции связаны, прежде всего, с трудом древних предков народов ханты и манси, который являлся для них духовно-нравственной ценностью. Религиозные представления этих народов также являлись составной частью их духовного мира, т.к. в них отражались мировоззрение, чаяния и надежды людей. Базовые идеи религии касались Бытия и Вечности, Добра и Зла, происхождения Земли и Человека, Человека и Природы, человеческого Разума. Фольклор, прикладное творчество активно помогали в воспитании детей, особенно в семье, поскольку в них отражались главные идеи этнопедагогики. Целостность регионально-этнической культуры воспитания обеспечивается наличием в ней идеала «совершенного человека» (Г.Н.Волков), для которого характерны гармоническое развитие, трудолюбие, здоровый образ жизни, единение с природой, любовь к детям, почитание культа предков. Все это — слагаемые духовной культуры народа, а значит и духовного мира народов ханты и манси на уровне общности и каждого человека в отдельности. Духовный мир ханты и манси рождается из специфического образа мира, особого состояния их сознания и жизнедеятельности, включающих в себя такие составляющие, как труд, религиозные представления, народное творчество и семейное воспитание. Идеология этнокультурного содержания образования на практике реализуется через этнокультурный компонент образования. В научно-методической и педагогической литературе часто встречается понятие «этнокультурный компонент образования». Наиболее распространенным определением данного понятия является следующее: этнокультурным компонентом называется все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоко нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Способами реализации этнокультурного компонента является корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным русским компонентом. Этнокультурная направленность образования в большей степени может быть реализована в школах с этнокультурным содержанием образования, учебные планы которых включают этнокультурный компонент. Школа с этнокультурным содержанием образования и ее инновационный тип является важнейшим элементом сбережения и развития этнической культуры, освоения детьми и молодежью ценностей родной культуры, формирования национального самосознания, общероссийской и мировой культуры. Правовой основой в школах с этнокультурным содержанием образования являются Конституция Российской Федерации и Закон РФ «Об образовании». Закон и Конституция устанавливают государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Это дает возможность субъектам РФ обогащать содержание образования за счет включения в него материала, отражающего культурное достояние народа, региональные особенности развития культуры [4]. Этнокультурное образовательное пространство, где бы оно не реализовывалось, определено необходимостью уточнения языка преподавания учебных дисциплин, предметов изучения и содержания изучаемых курсов [2]. В связи с актуализацией этнокультурного образования в российском обществе появилась потребность в педагогических кадрах, способных решать соответствующие задачи в условиях существования этнических ценностей, концепций духовно-нравственного воспитания школьников. Именно в этих составляющих заложены главные прогрессивные традиции народной педагогики ханты и манси, опыт типичных народных форм взаимодействия, которые в наибольшей мере формировали личность, умеющую сопротивляться жизненным трудностям. Диалектика взаимосвязи общего, особенного и единичного позволяет рассматривать прогрессивные народные традиции как общечеловеческие и конкретно-исторические нравственные ценности, в которые внесли свой вклад и народы ханты и манси. Характер традиций данных народов отличается глубиной, устойчивостью, эмоционально-нравственным содержанием, и уходит корнями в одну из самых древних цивилизаций. Теоретический подход к формированию духовного мира личности на традициях народной педагогики ханты и манси заключается в том, чтобы проследить, во-первых, каков духовный мир народов ханты и манси, во-вторых, как он отражен в этнопедагогике и, в-третьих, как реализовать идеи духовного мира предков народов ханты и манси при формировании духовного мира у нынешнего поколения. Психологический подход к традициям народов выявляет в них комплекс психолого-педагогических воздействий на личность, представляющих наиболее значимый опыт предшествующих поколений. Педагогический подход состоит в том, чтобы отобрать из содержания народных традиций оптимальный объем знаний, скоординировать отобранные знания с Федеральными государственными образовательными стандартами, создав тем самым педагогическую модель совершенной личности. Национально-региональные компоненты, определяющиеся содержанием, способами и формами народной педагогики, необходимо включать в современный учебно-воспитательный процесс через педагогическую модель, обозначенную целью воспитания, через организацию педагогического воздействия воспитательными средствами и обратной связью, в процессе которой духовный мир личности поднимется на более высокий уровень. Рассмотрение уникального духовного мира древних народов важно, прежде всего, потому, что это единственный источник, позволяющий формировать современную систему воспитания учащихся школ с этнокультурным содержанием образования в регионе. Древние ханты и манси оставили своим народам в наследство художественно-прикладное творчество, отточенные до уровня искусства народные промыслы, а главное — незабываемый облик народа-труженика. Изучение закономерностей традиционного процесса воспитания у народов ханты и манси показывает, что самое важное значение придавали они труду, считая его главной духовно-нравственной ценностью. Обращение к религиозным представлениям народов ханты и манси — это обращение к народной философии, к мировоззрению, к духовной культуре этих народов, одной из древнейших религиозных философий народов Югры. Самое широкое отражение идей этнопедагогики мы видим в народном творчестве и в семейном воспитании народов. Сохранение семейных традиций — это и есть сфера передачи духовных и материальных ценностей от одного поколения к другому в повседневной жизни. Народное творчество через художественные промыслы народов ханты и манси, фольклор становится кладезем народной педагогики. Именно через него, учитывая отсутствие письменных источников, знакомится современное молодое поколение с духовным миром своих предков. Основные направления совершенствования процесса формирования духовного мира подрастающего поколения следующие: развитие интереса к народной педагогике и традициям; перестройка содержания обучения в современной школе путем внедрения в него регионально-этнического компонента; организация внеурочной деятельности по приобщению к народному творчеству, использование потенциала семьи в этом направлении. Приобщение обучающихся к народным традициям проходит в частично-поисковой деятельности, через сюжетно-ролевые, познавательные игры, кружковую и другие формы работы. Процесс воспитания интереса к народному творчеству и традициям включает в себя три взаимосвязанных этапа: формирование у обучающегося положительно-эмоционального отношения к предмету интереса, к людям, раскрывающим традиции; организацию систематической деятельности по изучению и использованию традиций; создание условий для духовного роста. При такой целенаправленной деятельности взрослых включение прогрессивных народных традиций в процесс оформления духовного мира учащегося ведет к его социокультурной адаптации, к формированию у него активности и самостоятельности. В данном контексте современная школа должна рассматриваться как важнейший гарант духовного возрождения народа, а учитель — как центральная фигура в деле реализации идей этнопедагогики, в формировании духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Однако учитель становится социально активным в национальном возрождении, если он подготовлен к этой работе: знает содержание этнопедагогики, методику ее преподавания, методику внедрения ее идей в школьную практику. Подготовка в этом направлении должна активно проводиться в профессиональных образовательных учреждениях. Проблема подготовки кадров к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования остается наиболее острой. Это относится не только к подготовке кадров с высшим образованием, но и со средним специальным и со средним профессиональным. Без решения данной проблемы сложно будет решать экономические, социальные, правовые и другие вопросы, которые встают перед представителями народов Севера в современных рыночных условиях. При этом основная задача состоит не столько в чисто механическом увеличении специалистов с высшим и средним специальным образованием, сколько в сбалансированной политике по подготовке квалифицированных кадров в соответствии с потребностями современных реалий.

About the authors

Liliya Akhmatyanovna Ibragimova

Nizhnevartovsk State University

Email: osp-nggu@mail.ru

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of General and Social Pedagogy

Asil Magomedovna Salavatova

Nizhnevartovsk State University

Email: osp-nggu@mail.ru

assistant teacher at the Department of General and Social Pedagogy

References

  1. Гогиберидзе Г.М., Егизарьянц А.А. Этнокультурная направленность образования как фактор формирования межэтнической толерантности подростков: Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки» № 4. URL: http://www.ncstu.ru
  2. Москалюк Л.И. Социолингвистические аспекты речевого поведения российских немцев в условиях билингвизма. Барнаул, 2000.
  3. Разработка модели профильного обучения для школ с этнокультурным содержанием образования ХМАО — Югры / Рук-ль темы Л.А.Ибрагимова. Нижневартовск, 2008.
  4. Формирование межэтнической толерантности личности обучающихся в воспитательной среде образовательных учреждений: Метод. рекомендации / Сост.: А.В.Кречетникова, А.А.Нарыгин, Е.В.Панюшкина. Ханты-Мансийск, 2010.

Statistics

Views

Abstract - 30

PDF (Russian) - 71

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies