Pedagogical assistance for school scientific societies: assisting schoolchildren in research activities


Cite item

Full Text

Abstract

The article describes main stages of the programme devoted to pedagogical assistance in development of research culture in schoolchildren enrolled in school science communities.

Full Text

Современному обществу требуется личность, максимально развивающая свои задатки, имеющая высокий нравственный и деятельностный потенциал, стремящаяся к достижению поставленных перед собой целей, способная к саморазвитию на протяжении всей жизни. Целостное осмысление сложившейся образовательной ситуации приводит к поиску новых возможностей для реализации данных запросов через систему гимназического образования. Смена образовательной парадигмы современного образования ставит перед педагогами задачу осмысления сущности и принципов организации образовательного процесса, которые обеспечили бы ряд базовых потребностей личности школьника — в самореализации, самоутверждении, сотрудничестве и достижениях. Именно индивидуальные достижения как яркий показатель продуктивности личности школьника в процессе самореализации выступают критерием эффективности образовательной системы в целом. В МБОУ «Гимназия № 2» разработана программа, направленная на построение индивидуального образовательного маршрута развития старшего школьника через исследовательскую деятельность. Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена тем, что именно в этом возрасте у человека возникает потребность в самопознании и самореализации. В «Я-концепции» школьника появляются устойчивые представления не только о «Я» наличном, но и о «Я» будущем. Несовпадение реального и идеального «Я» выступает предпосылкой к целенаправленному самовоспитанию. Идет переориентация с внешнего контроля на самоконтроль, рост потребности в достижениях. При разработке программы были использованы подходы, разработанные во многих современных исследованиях, посвященных вопросам проектирования образовательных систем, программ и стандартов (В.И.Гинецинский, А.М.Моисеев, И.И.Ильясов, В.А.Караковский, М.В.Кларин, Л.И.Новикова, М.М.Поташник, А.П.Тряпицына и др.); проектирования личностных достижений в образовательном процессе (В.С.Безрукова, Е.С.Заир-Бек, О.Е.Лебедев). В исследованиях П.Р.Атутова, Н.Ю.Бугановой, А.А.Добрякова, Н.В.Матяш, Н.Н.Нечаева, В.Д.Симоненко, П.Г.Щедровицкого обоснованы закономерности проектной деятельности, а также опыт работы образовательного учреждения в области организации исследовательской деятельности. Цели Программы: 1. Разработать модель становления личностных достижений старшего школьника в процессе проектирования индивидуального образовательного маршрута. 2. Сформировать у учащихся способность самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. 3. Способствовать развитию интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ. 4. Создать условия для содействия профессиональному самоопределению. 5. Разработать индивидуальный образовательный маршрут. Задачи Программы: 1. Познакомить учащихся с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в профессиональных областях. 2. Обучить учащихся приемам критического мышления при работе с различного вида информацией. 3. Способствовать развитию творческого подхода к любому виду деятельности. 4. Создать условия для реализации индивидуальной образовательной траектории. В процессе работы используются различные формы организации и содержания работы с детьми общей одаренности: 1. Базовая подготовка учащихся, обеспечивающая развитие творческого потенциала детей: — профильное обучение; — групповая и самостоятельная формы работы с отдельными комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в профессиональных областях; — элективные курсы; — проектная деятельность. 2. Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей (внешкольное и дополнительное образование): — творческие конкурсы, фестивали, олимпиады (очные и заочные); — защита исследовательских проектов на научно-практических конференциях; — участие в предметных неделях; — кружковая работа; — курсы по подготовке к ЕГЭ; — работа в научном обществе учащихся. 3. Самообразование: — работа в библиотеке, медиатеке; — обучение на очно-заочных курсах. В качестве основных форм итогового результата выступают: освоение учащимся старшей профильной школы технологии построения индивидуального образовательного маршрута, проектирование личностью своего жизненного пути и подготовка к профессиональной деятельности. Структурные разделы Программы «Индивидуальный образовательный маршрут развития ученика-исследователя»: 1. Инвариантная часть (обязательные предметы) — заполняется классным руководителем: — объем (количество часов в неделю); — уровень (базовый, повышенный, др.); — форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.); — форма отчета (тестовая/творческая/исследовательская); — сроки предъявления образовательного продукта. 2. Вариативная часть (элективные курсы, кружки и т.п.) — заполняется классным руководителем: — объем (количество часов в неделю); — уровень (базовый, повышенный, др.); — форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.); — форма отчета (тестовая/творческая/исследовательская); — сроки предъявления образовательного продукта. 3. Формы работы (заполняется учеником, который фиксирует сроки участия и форму представления результата): — самообразование (работа с учебной литературой); — самообразование (работа с дополнительной литературой); — посещение НОУ; — олимпиады; — конкурсы; — конференции. 4. Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика по предмету (заполняется учителем-предметником). Этапы работы 1. Формулирование проблемы, целеполагание. 2. Изучение методов, приемов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приемов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана — тезисного, цитатного) и приемов оформления собственного продукта деятельности. 3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования. 4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез. 5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.). 6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом. 7. Обобщение, выводы. 8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности. Миссия гимназии в качестве участника проекта «Гимназический союз России» Всероссийского фонда поддержки образования: быть школой социально ответственного интеллекта, гибкого ума, высокой нравственности, диалогической компетентности, здоровья, построенной на принципах взаимоуважения, свободы и ответственности. Выполнение миссии обязывает гимназию иметь иные, отличные от других образовательных учреждений города результаты, например, обеспечение качества достижений учащихся основной школы в интеллектуально-творческой деятельности через реализацию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся; совершенствование системы поддержки одаренных и талантливых учащихся; проведение промежуточной аттестации учащихся с использованием защиты творческих и исследовательских работ в 5—8 классах. Активизировать индивидуальный подход в обучении, прогнозировании образовательных результатов через организацию командного способа в индивидуализации педагогических воздействий. В гимназии открыты: — Координационный центр национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»; — Региональное отделение ОДОО «Малая академия наук «Интеллект будущего»; — Городской инновационный ресурсный центр по отбору и поддержке одаренных детей в сфере проектной и исследовательской деятельности. Создание и организация работы на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2» ресурсного городского центра по организации поиска и поддержки учащихся с признаками академической одаренности — несомненное свидетельство признания эффективности деятельности педагогического коллектива гимназии в сфере проектной, исследовательской деятельности обучающихся. На базе гимназии проводятся мероприятия, направленные на повышение компетенции педагогов и руководителей учреждений: обучающие семинары; курсы повышения квалификации с участием ученых Российской Академии повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Основными задачами деятельности Гимназии № 2 в статусе ресурсного городского центра являются: 1. Создание эффективного механизма выявления одаренных (с академической одаренностью) детей среди учащихся города через организацию и проведение ежегодного фестиваля-конкурса проектных и исследовательских работ обучаемых. 2. Организация на базе гимназии развивающей социально-педагогической среды, ориентированной на контингент одаренных детей, и предоставление для данной категории обучаемых широкого спектра дополнительных образовательных услуг (в том числе с использованием технологий дистанционного образования через организацию тематического сайта). 3. Подготовка и проведение на базе гимназии комплекса мероприятий, направленных на повышение компетенции педагогов и руководителей учреждений в сфере проектной, исследовательской деятельности обучаемых. На базе МБОУ «Гимназия № 2» уже несколько лет аспиранткой кафедры общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного университета И.И.Евдокименко проводится экспериментальное исследование по разработке и реализации целостной функциональной модели педагогического сопровождения процесса формирования научно-исследовательской культуры школьников в условиях научного общества учащихся. Педагогический коллектив МБОУ «Гимназии № 2» и обучающиеся активно участвуют во всех мероприятиях по программе экспериментального исследования. На констатирующем этапе экспериментального исследования было организовано анкетирование, наблюдение, беседы с обучающимися (30) и педагогами (15) Гимназии № 2. На данном этапе были реализованы следующие задачи исследования: — разработать диагностический инструментарий, позволяющий определить сформированность исследовательских компетенций обучающихся; — изучить содержание, методы организации исследовательской деятельности; — выявить проблемы в организации исследовательской деятельности. Результаты исследования по выявлению сформированности исследовательских компетенций следующие: — умеют проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках — 87% (26 учащихся); — умеют отбирать необходимый материал из многообразия источников для самостоятельного решения задач исследования — 70% (21 учащийся); — умеют использовать информацию источников для доказательств какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения — 70% (21 учащийся); — умеют объяснять значение понятий, отражающих анализируемую проблему, вопрос — 63% (19 учащихся); — умеют выявлять причинно-следственные связи, выводы и положения автора, отраженные в источнике — 60% (18 учащихся); — умеют свободно излагать результаты исследования при соблюдении регламента — 53% (16 учащихся); — знакомы с видами научных работ — 87% (26 учащихся); — умеют создавать электронные презентации результатов работы — 83% (25 учащихся); — умеют задавать вопросы и оппонировать докладчику, вести дискуссию — 60% (18 учащихся); — умеют излагать суждения о взаимодействии явлений, о причинах и последствиях событий, процессов — 53% (16 учащихся). Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации педагогического сопровождения процесса формирования исследовательской культуры обучающихся на основе использования потенциала научного общества учащихся. Целью педагогического сопровождения является формирование и развитие компетенций исследовательского характера. У учащихся сформированы наиболее значимые компетенции исследовательского характера: — способность к обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; — владение методами подготовки и проведения исследования на выбранную тему; — владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; — готовность к работе в группе; — способность творчески подойти к решению поставленной задачи, найти нестандартные пути решения; — мотивированность на исследовательскую деятельность и способность к саморазвитию, как минимум, в рамках такой деятельности. Методологию взаимодействия между сопровождаемым и сопровождающим в рамках педагогического сопровождения формирования учебно-исследовательской культуры составляют следующие специфические методы педагогического сопровождения: — модерирование (выявление исследовательского потенциала сопровождаемого, его творческих способностей и активности, поскольку именно эти составляющие учебно-исследовательской культуры позволяют нам говорить о видении сопровождаемым исследовательских проблем, креативности в процессе исследования, а также дальнейшем творческом самосовершенствовании посредством исследовательской деятельности. Выявление высокого творческого и исследовательского потенциала сопровождаемого позволяет минимизировать впоследствии педагогическое воздействие, т.е. однозначно служит реализации педагогического сопровождения); — фасилитация (координация усилий сопровождаемых на всех этапах проводимого ими исследования. Необходимо учитывать тот факт, что фасилитатор не является экспертом, он лишь сопровождает поиск решения посредством предоставления специальных технологий. Такой метод очень хорошо подходит для сопровождения именно исследовательской деятельности, поскольку сопровождающий действительно не может быть экспертом во всех областях знания, по которым проводятся исследования, однако должен уметь организовать процесс исследования наиболее эффективно); — сотрудничество (анализ и взаимная оценка различных точек зрения на одну и ту же исследовательскую проблему); — коучинг (краткосрочное индивидуальное консультирование). Коучинг в сопровождении исследовательской деятельности в первую очередь дополняет фасилитацию. Если фасилитация носит групповой характер, то коучинг индивидуален по сути. Коуч и фасилитатор объединены одним общим условием — они не являются экспертами в заявленной области, а лишь предоставляют специальные образовательные технологии. Формирование учебно-исследовательской культуры — технологичный процесс, включающий следующие этапы: аналитико-проектирующий; реализующий; коррекционно-оценочный. Планируемые ожидаемые результаты на уровне гимназии: — рост числа участников НОУ с высоким уровнем сформированности исследовательской культуры, исследовательских компетенций; — количество работ и обучающихся, участвующих в конкурсах исследовательской направленности; — количество дипломов, грамот, лауреатов, призовых мест обучающихся, принявших участие в исследовательских конкурсах, мероприятиях.
×

About the authors

Tatiana Leonidovna Seredovskikh

Municipal Institution of General Institution Gymnasium № 2

Email: gimnazia2nv@mail.ru
Director of Municipal Institution of General Education

Lyudmila Sergeevna Solodovnikova

Municipal Institution of General Institution Gymnasium № 2

Email: ssolodovnikova@gimnazia2nv.ru
teacher of history

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies