Public funding of the social policy under Tony Blair’s labour government in 1997-2001

Abstract


The study touches upon the issue of the state budget social welfare expenditure by Tony Blair’s Labour government in the United Kingdom in 1997-2001. Based on the budgetary papers from the Treasury, the author has identified key areas of «New Labour» social program financed by the government, including employment policy, family support and child welfare, healthcare, and education. The author has studied the amount of public funding for major social expenses in the period from 1997 to 2001. These social policy items are state-financed and have one common goal - the transformation of the «Welfare State» by means of reasonable use of public funds. The fiscal policy of Tony Blair’s Labour government has become a logical continuation of a «Third Way» position, which is serving as the ideological platform of «New Labour».

Full Text

«Новыми лейбористами» Великобритании была создана особая модель социальной политики, критически вобравшая в себя социальный опыт либералов, традиционных лейбористов и неоконсерваторов. После победы на всеобщих парламентских выборах 1997 г. лейбористы во главе с Т. Блэром сформировали новое правительство и приступили к претворению своей социальной программы в жизнь. Социальный блок лейбористского кабинета был представлен министром труда и по делам пенсий Эндрю Смитом, министром здравоохранения Аланом Милберном, министром образования и ремесел Чарльзом Кларком. В социальной сфере «новые лейбористы» провозгласили курс на реформирование «государства благосостояния» с акцентом на переход от раздачи денег к оказанию комплексной помощи людям. Программа социального реформирования предусматривала меры по укреплению семьи, совершенствованию заботы о детях, усилению борьбы с преступностью, реформированию системы здравоохранения и т.д. Эти вопросы получили частичное освещение в работах отечественных исследователей А. А. Громыко (Громыко 2000; 2001), С. П. Перегудова (Перегудов 1996; 1997; 1999). Лейбористское правительство начало пересмотр всей системы социального обеспечения, переосмысление управленческой роли государства (Громыко 1998: 178). Большое значение для социальных реформ они видели, прежде всего, в более рациональном расходовании государственных средств, а не в увеличении их объема. Первое промежуточное бюджетное послание нового правительства было направлено в Палату общин в ноябре 1997 г. В марте 1998 г. министр финансов Г. Браун на заседании Палаты общин представил первый полномасштабный бюджет правительства на 1998/99 финансовый год. В этом бюджете лейбористы выдвигали следующие приоритетные задачи в экономической и социальной сферах: обеспечение экономической стабильности на основе низкой инфляции и эффективной системы государственных финансов, поощрение предпринимательства посредством налоговых мер, развитие малых фирм и научно-исследовательских и опытноконструкторских разработок, содействие трудоустройству, борьба с безработицей, выделение дополнительных средств на нужды Вестник НВГУ. № 4/2015 ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 91 здравоохранения, школьного образования (Chancellor’s 1998; Budget Speech 1998). Согласно содержащимся в бюджетном послании данным, базовая годовая инфляция к марту 1998 г. составила 2,5%, что соответствовало долгосрочным параметрам министерства финансов и Банка Англии. Правительство рассчитывало, что этот уровень инфляции останется и в 1999 г. Задачу удержания инфляции в пределах намеченных параметров с мая 1997 г. самостоятельно решал Банк Англии. Правительство, а затем Банк Англии неоднократно увеличивали базовую учетную ставку, которая составляла тогда 7,25%, сравнительно высокий показатель, способствовавший «перегреву» британской экономики. Вставал вопрос об обменном курсе фунта (Chancellor’s 1998; Budget Speech 1998). Одной из важных составляющих роста инфляции является опережающий базовую инфляцию рост уровня оплаты труда. Впервые эта тема была затронута министром финансов в промежуточном послании в ноябре 1997 г. В послании 1998 г. Г. Браун обратился к работодателям и профсоюзам с призывом сдержанно относиться к пересмотру уровня заработной платы, связав с ростом этого показателя возможное увеличение учетных ставок, сокращение рабочих мест и падение темпов экономического роста (Chancellor’s 1998; Budget Speech 1998). Данная проблема усугублялась активными мерами самого правительства по борьбе с безработицей. Высокая занятость может привести к нехватке квалифицированных кадров и увеличению числа незаполненных мест, что, в свою очередь, ведет к удорожанию труда. Таким образом, в данном случае требовался точный расчет правительства. Анализ бюджетного послания лейбористского правительства 1998 г. не позволяет выявить серьезные отличия от прежней бюджетной политики консерваторов, так как лейбористы пообещали в ходе предвыборной кампании сохранить бюджет тори до тех пор, пока реформирование системы социального обеспечения не будет окончательно завершено (как минимум в течение 2 лет). Однако все же было решено перераспределить средства по статьям бюджета для улучшения положения малоимущих. Снижение отчислений по социальному страхованию с низкой заработной платы и повышение этих отчислений с высокой заработной платы было достигнуто за счет увеличения налога с работодателей. Цель лейбористов заключалась в том, чтобы стимулировать граждан к отказу от проживания на государственное пособие по безработице и поиску работы (welfare-to-work). В целом 20% семей с самыми низкими доходами должны были стать на 2% богаче, а 20% с самыми высокими доходами - на 0,3% беднее (Chancellor’s 1998; Budget Speech 1998). Согласно бюджетной программе лейбористов, озвученной Гордоном Брауном, за период 1999-2002 гг . государственные расходы должны были возрасти на 57 млрд. ф. ст. (Chancellor’s 1998; Budget Speech 1998). Расходы на социальное обеспечение должны были составить около 95 млрд. ф. ст. и представлять собой треть всех государственных расходов (Chancellor’s 1998; Budget Speech 1998). Средства на социальное обеспечение распределялись по следующим статьям: пособия престарелым - 46%, пособия инвалидам - 26%, семейные пособия - 20%, пособия по безработице - 6%, прочие расходы - 2% (Chancellor’s 1998; Budget Speech 1998). В программных документах лейбористской партии отмечалось, что есть такие области, которые должны находиться под контролем государства. К ним лейбористы относили образование, здравоохранение, выплату пенсий, обеспечение безопасности на улицах, политику в сфере занятости. «Несомненно, существуют секторы экономики, где в равной степени аморально и неразумно распределять товары и услуги по принципу рынка, - утверждали “новые лейбористы”. - Ресурсы на здравоохранение, просвещение и социальное страхование должны распределяться безотносительно к покупательной способности тех, кому оказываются подобные услуги. Достойные стандарты и достаточная обеспеченность жильем и транспортом должны быть доступными для тех, кто не может позволить себе пользоваться этими услугами на частной основе или предпочитает не делать этого» (Because Britain Deserves Better 1997). Анализ бюджетных документов лейбористского правительства позволяет выделить ключевые направления реализации социальной программы «нового лейборизма», которые представлены во всех ежегодных бюджетах в виде основных статей для государственного финансирования, - политика в сфере занятости, поддержка семьи и детства, Вестник НВГУ. № 4/2015 Л. А. Якубова 92 здравоохранение, образование (Chancellor’s 1997; Budget Speech 1997; Chancellor’s 1998; Budget Speech 1998; Financial Statement and Budget Report 1998; Chancellor of Exchequer’s Budget Statement 1999; Budget Report 1999). Эти четыре направления социальной политики имели своей общей целью, как не раз уже отмечалось, трансформацию г«осударства всеобщего благосостояния». Таким образом, модель социальной политики н«ового лейборизма» была представлена в виде своеобразного «квадрата». Ежегодно из государственного бюджета выделялись средства на данные приоритетные направления. В каждом отдельно взятом бюджете выделялись также и другие дополнительные направления. Основой социально-экономической политики правительства Тони Блэра была реформа системы государственного содействия увеличению занятости. Бюджет 1999 г. содержал ряд положений, развивающих лейбористскую стратегию максимального сокращения числа лиц, живущих на государственное пособие, и активного поощрения роста их занятости путем предоставления налоговых льгот (Budget Report 1999; Chancellor of Exchequer’s Budget Statement 1999). Бюджетом 1998/1999 г. было предусмотрено выделение на эти нужды 5,2 млрд. ф. ст., которые должны быть получены от введения налога на непредвиденную прибыль. Лейбористы планировали обеспечить рабочими местами всех граждан, включая нетрудоспособных. По их мнению, ни одна социальная группа не должна быть лишена возможности работать. На соответствующую программу из бюджета 1997 г. было выделено 200 млн. фунтов (Because Britain Deserves Better 1997). Особый акцент в бюджете 1998/1999 г . делался на поиск возможностей занятости для женщин; 60 млн. ф. ст. от налога на непредвиденную прибыль выделялись для помощи 250 тыс. женщин, чьи мужья не имели работы. Ряд мер был направлен на создание условий для увеличения занятости одиноких матерей. Многие критики лейбористов указывали на то, что правительство практически вытесняет матерей-одиночек с государственного пособия, заставляя их браться за временную и неквалифицированную работу (Because Britain Deserves Better 1997). Бюджет предусматривал специальные программы по способствованию занятости таких категорий населения, как выпускники школ, лица, лишенные полной дееспособности, бездомные, престарелые. Для придания большей эффективности шагам в данной области реструктуризировались методы исчисления и сбора подоходного налога и национального страхования; большими полномочиями наделялась Государственная служба налоговых сборов. Следующим компонентом социальной реформы стало предложение работодателям еженедельной государственной дотации в размере 75 фунтов для предоставления постоянного рабочего места безработным. На реформу из бюджета выделялось 3,5 млрд. фунтов (Because Britain Deserves Better 1997). Лейбористы предложили план государственной стратегии по защите детства, сделав это направление одним из приоритетных в социальной политике. Во-первых, эта стратегия предусматривала увеличение государственных ассигнований на заботу о детях. В 1997 г. в Великобритании существовал 1 млн. одиноких родителей, воспитывающих 2 млн. детей на пособие. Бюджет 1997 г . предлагал 200 млн. фунтов на создание инновационной программы, которая была призвана обеспечить обучение и рабочие места этой категории населения (Chancellor’s 1997 Budget Speech 1997). Во-вторых, стратегия заботы о детях была интегрирована в программу предоставления рабочих мест для молодых людей (до 25 лет) - они будут сначала обучаться, а затем работать в службах по заботе о детях. В-третьих, предполагалось сделать заботу о детях более широкой; каждый одинокий родитель, имевший более 1 ребенка, должен был получать еженедельно по 100 фунтов (Chancellor’s 1997; Budget Speech 1997). В бюджете 1998 г. были увеличены статьи расходов на поддержку семьи и детства. Вырастало детское пособие на самого старшего ребенка для всех семей на 2,5 фунта; вводилось дополнительное детское пособие (2,5 фунта еженедельно) на каждого ребенка не старше 11 лет; предусматривалось расширение финансовых возможностей семей, работавших на низкооплачиваемых местах, с помощью специальных семейных кредитов (Chancellor’s 1998; Budget Speech 1998). Бюджет 1998/1999 г. предусматривал также льготы для семей с детьми: безработная Вестник НВГУ. № 4/2015 ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 93 семейная пара с двумя детьми получала 390 фунтов в год; семья с тремя детьми, в которой работал только один родитель и его годовой доход составлял 12 тыс. фунтов, получала 1,540 фунтов в год; семья с двумя детьми, в которой работали оба родителя и их годовой доход составлял 25 тыс. фунтов, получала 1,210 фунтов ежегодно (Financial Statement and Budget Report 1998). В рамках реформирования системы здравоохранения лейбористы ставили цель вернуть доверие к Национальной Службе Здравоохранения. Для этого из бюджета 1997 г. было выделено 1,2 млрд. фунтов. Была объявлена программа создания новых больниц по всей стране (Chancellor’s 1997; Budget Speech 1997). В бюджете 1998/1999 г. дополнительно было выделено 500 млн. фунтов для сокращения очереди пациентов, ожидающих лечения (Chancellor’s 1998; Budget Speech 1998). Реформы в области здравоохранения включали ликвидацию планов по передаче в частную собственность больниц и поликлиник, запрещалась реклама табачных изделий. В бюджете 1999 г. было выделено 20 млрд. фунтов на реформу Национальной Службы Здравоохранения, в том числе 8 млрд. фунтов - на строительство новых больниц, клиник, приемных медицинских пунктов, центров здоровья. Уже в бюджете 1997 г. лейбористы объявили образование своим приоритетом номер один. На реформу образования выделялось 2,3 млрд. фунтов (Chancellor’s 1997; Budget Speech 1997). Правительство было уверено в том, что средства, отведенные на эту статью бюджета, поступят по назначению. Наряду с четырьмя основными направлениями социальных расходов бюджеты имели и дополнительные статьи расходов на пенсионное обеспечение. Пенсии для лиц старше 65 лет по бюджету 1997 г. должны были увеличиться на 1 тыс. 660 фунтов, для лиц старше 75 лет - на 1 тыс. 680 фунтов (Chancellor’s 1997; Budget Speech 1997). Лейбористы, встав на путь социальных реформ, понимали, что эти реформы требовали больших затрат бюджетных средств. Это влекло за собой рост налогов и отчислений на социальное обеспечение. Но н«овым лейбористам» помогла экономическая конъюнктура; они пришли к власти и приступили к выполнению своей социальной программы в тот период, когда британская экономика находилась в стадии длительного подъема, что позволило «новым лейбористам» увеличить расходы в социальной сфере. Спад в экономике, уменьшение налоговых поступлений вследствие либеральной налоговой политики, увеличение затрат на социальные выплаты могли привести к «свертыванию» социальных программ. Бюджеты лейбористского правительства оставляли нижний предел налога на прибыль - 10%. В бюджетном послании 1998/1999 г. министр финансов сообщил, что в рамках реформирования системы налогообложения и льгот для малообеспеченных слоев населения правительство намерено вскоре пойти на увеличение этого налога на прибыль, а также ввести кредит на налог на прибыль для наиболее низкооплачиваемых категорий работников. Первая мера, по словам Гордона Брауна, будет осуществляться, когда для этого будут иметься необходимые экономические условия. Налоговый же кредит для малообеспеченных семей вводился с октября 1999 г. Данная мера была призвана сократить сумму выдаваемых государством пособий для малообеспеченных семей. Аналогичная реформа предусматривала введение налоговых льгот и сокращение общей суммы пособий для лиц с частичной потерей трудоспособности (Budget Report 1999). Министр финансов также обнародовал программы правительства по совершенствованию систем государственного страхования, заботы о детях из занятых семей и др. (Chancellor of Exchequer’s Budget Statement 1999). Таким образом, бюджетная политика первого лейбористского правительства Тони Блэра (1997-2001 гг.) в целом соответствовала предвыборным обещаниям Лейбористской партии Великобритании, являлась фундаментом для реализации социальной программы «нового лейборизма».

About the authors

L. A Yakubova

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, the Head of the Department of Document Science and General History

References

  1. Громыко А.А. 2000. Победы и поражения современной социал-демократической Европы // Полис 3, 140-150.
  2. Громыко А.А. 2001. Политический реформизм в Великобритании (1970-1990 годы). Москва: XXI век - Согласие. Вестник НВГУ. №4/20 15 Л. А. Якубова
  3. Перегудов С.П. 1997. Великобритания после выборов 1997 года: обычная смена власти или прорыв в XXI век? // Мировая экономика и международные отношения 5, 74-85.
  4. Перегудов С.П. 1999. Тони Блэр. Москва: ИНИОН РАН.
  5. Перегудов С.П. 1996. Тэтчер и тэтчеризм. Москва: Наука.
  6. Because Britain Deserves Better. 1997. New Labour’s Election Manifesto. London: Labour Party.
  7. Blair T. 1996. New Britain. My vision of Young Country. London.
  8. Budget Report 1999. 1999 // www. hm-treasury.gov.uk (2015. 14 сент. ).
  9. Chancellor’s 1997 Budget Speech. 1997 // www. hm-treasury.gov.uk (2015. 14 сент. ).
  10. Chancellor’s 1998 Budget Speech. 1998 // www. hm-treasury.gov.uk (2015. 14 сент. ).
  11. Chancellor of Exchequer’s Budget Statement 1999. 1999. // www. hm-treasury.gov.uk (2015. 14 сент.).
  12. Financial Statement and Budget Report 1998. 1998. // www. hm-treasury.gov.uk (2015. 14 сент.).

Statistics

Views

Abstract - 25

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies