TRAINING BACHELOR STUDENTS FOR FUTURE WORK IN THE FIELD OF MORAL AND SPIRITUAL EDUCATION

Abstract


This study considers the issue of training bachelor students for future work in the field of moral and spiritual education. Moral and spiritual education is prioritized in the Federal State Education Standards and in the Strategy for Education Development in the Russian Federation until 2025. The author states that training students to work in the field of moral and spiritual development should be viewed not only as a state policy requirement, but also as a current pedagogical task which reflects the needs of modern Russian society where morality has decreased and spiritual and moral values have been significantly deformed. The paper proves the necessity to educate students so that they have knowledge, skills and abilities to organize their future work of development of moral and spiritual values during the educational process. The author suggests a possible solution for the specified issue in the form of a course aimed at shaping the following competencies: ability to develop moral and spiritual values through extracurricular activities; readiness to interact with the participants of educational process; ability to organize cooperation among students and to support their active and involved participation, support their autonomy and develop their creative abilities. The paper presents the major content of the «Basics of origin studies» course which discusses the basic concepts of moral and spiritual development of Russian students. This course is a part of sociocultural educational program «Social and cultural roots». The paper presents a diagnostic toolkit designed by the author for group student work. The author believes that the course «Basics of origin studies» taught with the help of active teaching and learning methods will allow developing professional competencies to further nurture basic national values.

Full Text

Современные общеобразовательные стандарты, как справедливо отмечают педагоги-практики, «одухотворены». Это требование времени определено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где указывается следующее: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Впервые в практике государственно-нормативного обеспечения процесса образования встали вопросы воспитания и развития подрастающего поколения через духовно-нравственные истоки Отечества. Для всех стало очевидным, что интеграция отечественной педагогической науки (ориентация на ведущий тип деятельности, системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы в обучении) и многовекового культурно-исторического опыта нашей страны - основа формирования духовно-нравственной личности, способной грамотно ориентироваться в мобильно изменяющемся современном мире. Сегодня снова становятся актуальными слова Б. Т. Лихачева: «на основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности» (Лихачев 2001). В практике современного образования успешно прошли апробацию и реализуются программы духовно-нравственного развития детей и молодежи, вместе с тем, недостаточно представлены технологии подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся современной школы. В данном контексте «современная школа должна рассматриваться как важнейший гарант духовного возрождения народа, а учитель - как центральная фигура в формировании духовно-нравственных ценностей у обучающихся» (Ибрагимова, Салаватова 2013). Кроме того, в образовательном процессе «следует так построить работу, чтобы было соответствие целей воспитания реально функционирующей в обществе системе относительно немногих наиболее значимых ценностей» (Дивногорцева 2012). В данной статье предпринята попытка обосновать педагогическую технологию профессиональной подготовки будущих педагогов (студентов бакалавриата направления 44.03.01 Педагогическое образование), формирование у них знаний, умений и способностей организовать работу по развитию у обучающихся ценностных установок духовно-нравственного содержания, определенных ФГОСами общего образования как ценности: социальная солидарность (доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); традиционные российские религии. Здесь внимание студентов обращается, помимо прочего, на то, что, учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий должны восприниматься и транслироваться будущими педагогами в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах. Кроме того, технология позволяет формировать у студентов немаловажную установку на то, что «сознательное нравственное отношение к себе и к миру есть нравственная саморегуляция» (Зинченко, Моргунов 1994), а «моральные знания и моральное поведение в жизненных проявлениях подрастающего поколения не всегда тождественны друг другу» (Сударчикова 2015). В Нижневартовском государственном университете на факультете педагогики и психологии разработан курс по выбору «Основы истоковедения» для студентов третьего курса бакалавриата направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. В курсе раскрываются основные положения концепции духовно-нравственного воспитания российских обучающихся, входящей в структуру социокультурной образовательной программы «Социокультурные истоки». Данная программа реализуется в 59 субъектах Российской Федерации с 1995 года (авторы Камкин, Кузьмин). Целью программы является преобразование образовательных организаций (детских садов, школ, центов дополнительного образования детей) в социальные институты, для которых гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный и духовный опыт своего Отечества - основополагающая задача. Программа направлена на возрождение исходного контекста ценностей и категорий, сложившихся в Российской культуре. Цели, принципы, методический и диагностический инструментарий программы «Социокультурные истоки» полностью соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования всех уровней, что позволяет готовить будущих педагогов к реализации данной программы независимо от профиля подготовки. В данной программе «транслируется равнонаправленность духовного развития для подрастающего поколения всех конфессий в России, т.к. ценности для России общие, а вот основы этих ценностей ориентированы на принадлежность к конкретной культуре, вероисповеданию» (Истомина 2015). «Национальная образовательная программа “Истоки” имеет устойчивую тенденцию к развитию ценностно-ориентированного пространства, основанного на социокультурном опыте» (Шеремет 2010). Таким образом, учебный курс «Основы истоковедения» ориентирован на формирование у студентов таких компетенций как: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности. Курс по выбору «Основы истоковедения» представлен разделами для теоретического изучения, такими как «Теоретические основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации программы “Социокультурные истоки”» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в сфере общего образования до 2025 г. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Состояние проблемы воспитания в дошкольном, начальном, основном и среднем общем образовании, в дополнительном образовании детей). Разделы «Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи» (Сущностная характеристика понятий: «воспитательный идеал», «ценности», «базовые национальные ценности». Особенности ценностных ориентаций современных обучающихся. Цели и задачи воспитания согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»), «Основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» (Основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Основные социально-педагогические условия духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на всех уровнях общего образования) ориентированы на теоретическое изучение и практическую работу, включающую в себя применение таких активных методов обучения как экспресс-дебаты и ресурсный круг. Разделы «Создание и оценка социально-педагогических условий духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» (Организация учебной деятельности в целях формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся и воспитанников. Организация методической работы, обеспечивающей реализацию программ духовно-нравственного воспитания, развития и социализации в соответствии с ФГОС общего образования) и «Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности» (Осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Содержание дополнительного образования на начальном этапе образования в целях формирования морально-нравственных ценностей и культурных традиций) имеют более практико-ориентированный характер и осваиваются с применение таких методов как кейс-стади, пазлы, ресурсный круг. Разделы «Практические основы организации учебной и внеучебной работы в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников в условиях реализации программы “Социокультурные истоки”» (Проблема «поколенческой справедливости» и пути ее решения в системе ценностей национальной социокультурной образовательной программы «Истоки». Развитие системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные истоки») и «Применение программы “Социокультурные истоки” в ФГОС ДОО, НОО, ООО и СОО в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения» (Требования к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на всех ступенях общего образования. Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. Требования к выполнению проекта «Служение Отечеству» по итогам реализации стержневой основы программы «Социокультурные истоки». Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся) носят инновационный характер не только для студентов, но и для самих образовательных организаций, реализующих программу «Социокультурные истоки». При изучении данных разделов студенты анализируют материал, представленный в специально разработанных кейсах. Кейс предназначен для закрепления полученных знаний и умений и для диагностики степени сформированности определенных компетенций. Кейс используются как в индивидуальной работе, так и для работы в парах на практических занятиях. Для целенаправленной работы по формированию ценностных установок, наряду с другими образовательными задачами, студентам предлагается для прочтения и дальнейшей работы с обучающимися (с самими студентами в условиях моделирования урока) следующий литературный фрагмент: «Часы-ходики занимались своей обычной работой: тик-так, тик-так… Старик слышал это сочетание звуков вчера, на прошлой неделе и много лет назад. Но только сегодня эти часы заговорили с ним: “Посмотри, как мы полезны и значимы! Когда ты был еще маленьким мальчиком, наши стрелки не торопясь определяли тебе время для игр, когда росли твои дети, мы взахлеб отсчитывали шаги времени, чтобы ты успевал сеять хлеб, косит траву, мастерить сынишкам деревянных лошадок. Вот и сейчас мы трудимся: тик-так, тик-так… а что делаешь ты? Дряхлый и немощный старик, ты всю жизнь свою сверял по нашему ходу, а сейчас успеваешь только дышать в такт стрелкам. Ты бесполезная сущность в сравнении с нами”. Старик слушал ходики молча, только тихонечко всхлипывал, да вытирал трясущейся рукой обильную слезу. Ему нечем было возразить. Часы отмеряют время, солнышко за окном согревает землю, даже случайно залетевшая мошка делает что-то для пользы этого мира. Когда-то и он был полезным, но вот теперь… сердце еще стучит, видят глаза, двигаются ноги, но живет ли дед? Наверное тлеет. Мысли эти заставили старика подняться. “Пойду вырою себе могилку, чтобы потом не доставлять людям лишних хлопот, не отрывать от важных дел”, - думал старик. Он зашел в сад, прислонился к любимой своей яблоньке. Слезы все капали и капали, и теперь уже яблонька своими листочками вытирала их: “Ну что ты надумал, старый? Зачем так? Ты не тлеющий огарок свечи, не бесполезная сущность, а сыновья не пишут потому, что дел в городе много. Знаешь ведь, какая там суета!” Но не унимался старик, копал ямку трясущимися руками, сухую землю смачивая слезой, а перед собой видел только быстро меняющиеся картинки прошедшей жизни. А яблонька все цеплялась веточками за рукава рубашки, за всклоченную седину… ничего не помогало, старик одержимо копал могилку. Что же придумать деревцу? Как остановить безумца? Яблонька напряглась, с большей силой пустила соки к каждой веточке и… О чудо! Одно из маленьких яблочек не выдержало такого напора энергии, оборвалось и упало прямо в могильную ямку, успев ударить старика по лбу. Старик тотчас начал закапывать яблочко, а закончив работу, вскинул руки к яблоньке и улыбнулся: “Вот, решил еще одну яблоньку посадить. Может, когда внуки приедут, отведают наших яблочек”. Встал старик с колен и вернулся в избу к часам: “Где вам, ходикам, до меня? Стучите, стучите, только головы людям забиваете грешными помыслами. Вот и сыновьям моим передохнуть не даете, гоните их все время куда-то, а куда - и сами не знаете”. Старик сел за стол, распахнул окно и вслух произнес: “Напишут! Вот придут вечером домой и обязательно сыночки мои письмо отцу-старику напишут!” Пыльный и шумный город не дает сосредоточиться даже в комфортном офисе. Мужчина подошел к окну, закрыл его, посмотрел на часы. “Скоро дочь из лицея забирать, водитель будет через пятнадцать минут. Напишу пару строчек отцу, давно ему не писал!” - произнес мужчина вслух. В избе старика в ту ночь еще долго мерцал свет свечи. Стоя на коленях у икон, старик, уливаясь слезами, о чем-то долго просил Святых». Далее предлагается организовать работу по модульному принципу: 1 модуль. Работа направлена на уточнение понимания прочитанного, на выявление художественного приема - олицетворения и т.д. 2 модуль. Ориентирован на содержательный анализ произведения, так как в данном возрасте активно развиваются аналитическое и абстрактное мышление. На данном этапе можно предложить задание «заполни пропуски» со следующим текстом (фрагмент): «В данном произведении олицетворение _ и _ - это художественный прием, литературный замысел. Монологи олицетворенных образов - это по сути _ самого старика. Иными словами, у старика наблюдался внутриличностный _, состояние человека, при котором в системе его ценностей сталкиваются противоположные желания, мысли… Старик был верующим человеком, а потому молил о прощении ему грехов, которыми был наполнен его день. Это _ и _». Слова для справок: уныние, конфликт, гордость, часы, мысли, яблоня. 3 модуль. Направлен на формирование основ духовности - понимание и принятие добродетелей. Такая работа крайне необходима, особенно с подростками, так как в этом возрасте сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей (10-11 лет), затем заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Поэтому целесообразно говорить с подростками о добродетелях не только и не столько через художественную литературу, сколько путем противопоставления пороков (грехов), повинных в смерти души (современный подросток может понимать их как качества, состояния, ведущие к стагнации и деградации личности) и добродетелей (дети подросткового возраста, например, узнают, что это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии). Кроме того, в данном возрасте интимно-личностное общение со сверстниками - это ведущий тип деятельности. Умственная активность высока, но способности активно развиваются только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Таким образом, эффективным видом работы в данном возрасте выступает работа в парах. Так, обучающимся в данном модуле можно предложить заполнить таблицу, организуя работу в парах, где пооперационный состав действий выполняется обоими обучающими и с позиции исполнителя, и с позиции контролера. При этом следует обратить особое внимание на последний абзац произведения, где речь идет о покаянии верующего старика. Ниже предлагается фрагмент материала для заполнения таблицы. Таблица 1 пороки (грехи) добродетели 1. Гордость. Презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая до самообожания Любовь. Верность, доказываемая постоянным отвержением всякого порочного помысла и ощущения. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам 2. Зависть. доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему 3. Уныние. Леность ко всякому доброму делу. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), совершенная беспечность, нерадение. Материал для работы в парах: · Нестяжание. Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши. Милосердие к нищим. Спокойствие и свобода духа. Мягкость сердца. · Целомудрие. Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания. Скромность. Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. · Кротость. Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Мир сердечный. Неощущение оскорблений. Незлобие. · Трезвение. Усердие ко всякому доброму делу. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Представленный выше кейс не ограничивается тремя модулями, вместе с тем он является вводным для работы с будущими педагогами по формированию основ духовности в контексте социокультурного опыта России. Является базисом для осознания и принятия того, что гражданская идентичность вне культурологического опыта нежизненна, что, принимая во внимание поликультурность нашей страны и воспитывая в себе уважение к другим культурам, религиям, традициям, не следует стесняться, а уж тем более скрывать свою принадлежность к конкретной культуре, вере. Студенты, работая с подобными кейсами, постепенно приходят к пониманию того, что не следует бояться говорить с детьми на языке взрослых, остерегаться, что духовная литература будет им непонятна. Если провести целенаправленную подготовительную работу, то ребенок сам потянется к взрослым за новыми знаниями, за советами, за словами поддержки. Кроме того, будущие педагоги осознают, что не только учителя, но и семьи обучающихся, в свою очередь, должны сами находиться в постоянной работе над собой, должны отказаться от мудрствований, которые приводят к смешению многих понятий и искажению значений слов, являющихся для граждан России основой его духовности. Так как «в программе “Истоки” сердцевину ее содержания составляют универсальные культуры, вечные ценности, передаваемые из поколение в поколение» (Кузьмин 2014), в результате освоения дисциплины в условиях профессиональной подготовки обучающиеся должны знать теоретические подходы к определению понятий «духовно-нравственное развитие», «духовно-нравственное воспитание», «патриотизм», «гражданское общество», «служение Отечеству», «базовые национальные ценности» и пр.; основные условия и принципы интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры; основы организации работы по формированию гражданской идентичности; концептуальные подходы к приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума. Должны уметь проектировать и организовывать индивидуальную и групповую работу в целях духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; разрабатывать и применять на практике методы и приемы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; использовать возможности УМК «Социокультурные истоки» в образовательном процессе. Должны овладеть основами проектной деятельности в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; диагностической, прогностической деятельностью в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; средствами мониторинга в области духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся. Все вышеперечисленные образовательные результаты закономерны и находятся под влиянием общечеловеческого закона резонанса, состоящего в том, что «ни одно впечатление внешнего мира или внутренних переживаний не исчезает из нашей души, ибо человек - это “компьютер” с бесконечной памятью, в которой в подсознании сохраняется абсолютно все. И не только сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на психологическое, поведенческое и нравственное состояние личности» (Осипов 2012). Современный педагог должен решать те воспитательные задачи, которые являются социально значимыми для настоящего и будущего поколений. Должен ориентироваться на достижения психолого-педагогической науки, беря во внимание то, что «мы разобрали человека на части и хорошо научились “считать” каждую из них. Но вот собрать человека воедино мы не в состоянии» (Леонтьев). Становится очевидным, что такую задачу можно решить только при условии консолидации всех заинтересованных сил в деле образования.

About the authors

I. P. Istomina

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Psychological Sciences (PhD), Associate Professor at the Department for Education and Developmental Psychology

References

  1. Дивногорцева С. Ю. 2012. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Москва: Изд-во Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
  2. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. 1994. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. Москва: Тривола.
  3. Ибрагимова Л. А, Салаватова А. М. 2013. Этнокультурный компонент в деятельности современных школ региона // Вестник Нижневартовского государственного университета 4, 79-83.
  4. Истомина И. П. 2015. Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи // Коричко А. В. (отв. ред.). Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Ч. II. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 209-213.
  5. Кузьмин И. А. 2013. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС НОО в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. Москва: Издательский дом «Истоки».
  6. Кузьмин И. А. 2014. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС ООО в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. Москва: Издательский дом «Истоки».
  7. Леонтьев А. Н. 2005. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. Москва: Смысл. Академия.
  8. Лихачев Б. Т. 2001. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей институтов и факультетов повышения квалификации. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт-М.
  9. Сударчикова Л. Г. 2012. Развитие самосознания будущих педагогов в практико-ориентированной образовательной среде высшего учебного заведения. Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технического института.
  10. Шеремет В. И., Грезнева А. А. 2010. Проблема «поколенческой справедливости» и пути ее решения в системе ценностей Национальной социокультурной образовательной программы «Истоки». Москва: Издательский дом «Истоки».
  11. Осипов А. И. 2012. Любовь, брак, семья: Разговор со взрослыми. 2-е изд., доп. Москва: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви.

Statistics

Views

Abstract - 32

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies