АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЮГРЕ
- Авторы: Говорухина А.А.1, Мальков О.А.1, Благородова Л.Д.1, Новоселова А.А.1
-
Учреждения:
- Сургутский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 1 (2017)
- Страницы: 85-93
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49476
- ID: 49476
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
На сегодняшний день благоприятное состояние здоровья молодежи считается необходимым условием для эффективного развития общества, а также экономического и социально-политического благополучия страны. Ухудшение здоровья и рост заболеваемости среди студенческой молодежи отражается на успешности учебной деятельности, оказывает негативное влияние на качество усвоения ими знаний, умений и навыков приобретаемой профессии. Адаптация к особенностям студенческого образа жизни, в том числе к постоянным нервно-эмоциональным перегрузкам, а также и условиям среды, требует выраженного напряжения адаптационных механизмов, что может приводить к ухудшению здоровья в период обучения в вузе (Бондарь и др. 2014). Особенно актуальна эта проблема для северных регионов нашей страны, где студенты наряду с традиционными учебными стрессами испытывают жесткий экологический прессинг. Известно, что от индивидуальных возможностей адаптационных систем организма зависит уровень здоровья. Поэтому не случайно в качестве интегрального критерия здоровья все чаще рассматривают адаптационные возможности организма, которые отражают степень его динамического равновесия со средой (Ялаева и др. 2015). Население Ханты-Мансийского автономного округа сформировано в основном мигрантами первого и второго поколений, поэтому студенты, обучающиеся в вузах Югры, не обладают генетически закрепленными адаптационными механизмами, даже если родились на территории ХМАО. Цель исследования: оценить адаптационные возможности и морфофункциональные особенности студентов, проживающих и обучающихся в Югре. Материалы и методы Исследование выполнено в 2015 г. в Сургутском государственном педагогическом университете при финансовой поддержке РГНФ (проект «Успешная адаптация пришлого населения ХМАО-Югры» № 15-16-86004/15). Всего было обследовано 84 студента (54 девушки и 30 юношей), средний возраст которых составил 19,5±0,24 лет. Все обследуемые студенты некоренной национальности, мигранты 1-2 поколения, со средней продолжительностью северного стажа 17,6±0,49 лет. Антропометрические показатели определяли общепринятыми методами. Интерпретация значений индекса массы тела (ИМТ) представлена в таблице 1. Таблица 1 Интерпретация значений ИМТ, рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения для людей старше 18 лет Индекс массы тела Соответствие между массой человека и его ростом <16 Выраженный дефицит массы тела 16-18,5 Недостаточная (дефицит масса тела) 18,5-24,99 Норма 25-30 Избыточная масса тела (предожирение) 30-35 Ожирение первой степени 35-40 Ожирение второй степени >40 Ожирение третьей степени (морбидное) Для определения жизненной емкости легких использовали сухой портативный спирометр. Должную величину ЖЕЛ - ДЖЕЛ рассчитывали, используя уравнения Болдуина: юноши - ДЖЕЛ (л) = Р(27,63-0,112 А); девушки - ДЖЕЛ (л) = Р(21,78-0,101 А), где Р - рост (см), А - возраст (лет). Артериальное давление регистрировали по стандартной методике при помощи автоматического измерителя артериального давления (тонометра) фирмы «А@D Medical», Япония, модель UA-777. На основании регистрируемых показателей АД рассчитывали пульсовое давление (ПД). Для определения систолического объема применяли формулу Старра: СО=[(40+0,5*ПАД) - (0,6*ДАД)]+3,2*А, мл, где СО - систолический объем (мл), ПАД - пульсовое давление (мм рт.ст.), ДАД - диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.); А - возраст испытуемого (лет). Минутный объем крови рассчитывали по формуле: МОК = СО*ЧСС, мл/мин, где МОК - минутный объем крови (мл); ЧСС - частота сердечных сокращений (уд./мин). Сердечный индекс (СИ) рассчитывали по формулам: СИ=МОК:S, мл/м2, где СИ - сердечный индекс (л/мин м2); МОК - минутный объем крови (мл/мин); S - площадь поверхности тела (м2) (Николаев 2011). Об уровне адаптации судили по величине адаптационного потенциала (АП). Величина АП<2,1 свидетельствует об удовлетворительной адаптации, от 2,11 до 3,2 - о напряжении механизмов адаптации, от 3,21 до 4,3 - о неудовлетворительной адаптации. Адаптационный потенциал рассчитывали по формуле Р. М. Баевского (Баевский и др. 2001): АП = 0,011 (ЧСС) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД) + 0,014 (В) + 0,009 (МТ) - 0,009 (Р) - 0,27, у.е., где ЧСС - частота сердечных сокращений (уд./мин); САД - систолическое артериальное давление (мм рт.ст.); ДАД - диастолическое артериальное давление (мм рт.ст.); В - возраст (лет); МТ - масса тела (кг); Р - рост (см). Статистическая обработка результатов и систематизация материала проводилась с помощью программ Microsoft Excel 2007, «Биостатистика 4.03», корреляционный анализ выполняли по методу Ч. Э. Спирмена. Результаты и обсуждение Средние значения показателей функционального состояния организма студентов представлены в таблице 2. Известно, что одним из показателей здоровья человека является соотношение массы и длины тела, поскольку как избыток, так и недостаток массы тела в равной степени опасны для здоровья, являясь причиной многих заболеваний (Ясько 2014). Таблица 2 Функциональное состояние организма студентов, М±m Показатель Значение Девушки Юноши Рост (см) 162,85±0,81 179,87±1,04*** Вес (кг) 54,16±0,86 77,87±2,05*** ИМТ (кг/м2) 20,41±0,31 24,2±0,79*** % жира 27,19±1,31 19,5±1,28*** ЖЕЛ (мл) 3400±432,1 4000,1±208,84 ДЖЕЛ (мл) 3225,92±16,74 4586,77±25,91*** ЖЕЛ/ДЖЕЛ,% 104,74±12,78 93,84±2,18 Примечание. Различия между группами юношей и девушек статистически достоверны: * - p≤0,05; ** - p≤0,005; *** - p≤0,001. Для более глубокого изучения мы определили частоту встречаемости нарушений массы тела среди студентов (рис. 1). Установлено, что значения ИМТ большинства обследуемых студентов находились в пределах нормы, однако у 18,5% обследуемых девушек выявлена недостаточная масса тела, возможно, это объясняется стремлением девушек соответствовать общепринятым эталонам красоты или высокой активностью симпатической нервной системы, стимулирующей расщепление жира. Обнаружено, что 7,5% девушек и 30% юношей имели избыточную массу тела. Кроме того, 3,3% юношей имели ожирение 2-й степени. Установлено, что в целом среднее содержание процента жира в организме студентов соответствовало нормам, половым и возрастным особенностям: для девушек (19-20 лет) 0-18% - недостаточное содержание, 18-33% - норма, 33-38% - повышенное содержание, более 38% - полнота; для юношей (19-20 лет) 0-9% - недостаточное содержание, 9-20% - норма, 21-25% - повышенное содержание, более 25% - полнота. Распределение студентов в зависимости от содержания жира в организме представлено на рисунке 2. Установлено, что у 20% юношей и 12,9% девушек выявлено повышенное содержание жира в организме, а также наличие полноты у 13,5% юношей. Таким образом, установлено, что частота встречаемости нарушений содержания жира в организме у юношей выше, чем у девушек. Высокий процент содержания жира может быть следствием как неправильного питания, так и развития психосоматических нарушений у студентов. Показатели динамометрии соответствовали возрастным особенностям физического развития студентов (Борисов 2016). Средние значения силы кисти юношей превышали аналогичные значения у девушек, что вполне закономерно. Известно, что высокая реактивность кардиореспираторной системы позволяет обеспечить приспособление к различным факторам, влияющим на адаптационные реакции. Многие исследователи отмечают, что у жителей Севера респираторная система работает в состоянии функционального напряжения. Система внешнего дыхания у северян испытывает морфологические и функциональные перестройки, которые регистрируются в виде различных отклонений от должных величин. Некоторые из них следует рассматривать как «плату за адаптацию» к суровым климатогеографическим условиям Севера и как фактор пульмонологического риска возможного формирования хронической легочной патологии (Ефимова, Попова 2012). Средние значения ЖЕЛ представлены в таблице 2. Для оценки дыхательной системы мы определили должные значения жизненной емкости легких (рис. 3). Установлено, что 18,5% девушек и 20% юношей имели показатели ЖЕЛ, отклоняющиеся от нормы более чем на 80%. Также необходимо отметить, что у 33,3% девушек и 26,6% юношей показатели ЖЕЛ превышали должное значение. Увеличение ЖЕЛ является компенсаторной адаптивной реакцией, позволяющей улучшить параметры кондиционирования вдыхаемого воздуха (Попова 2009). Таким образом, мы установили, что в процессе адаптации к средовым воздействиям северного региона в системе внешнего дыхания у студентов происходят функциональные перестройки, которые проявляются в виде различных отклонений от должных величин. Основные гемодинамические параметры организма студентов представлены в таблице 3. Установлено, что значения систолического (САД), диастолического (ДАД) артериального давления в группе юношей превышали аналогичные у девушек. В свою очередь, значения минутного объема крови (МОК) и систолического объема (СО) были выше в группе девушек. Это свидетельствует о там, что сердечно-сосудистая система девушек более пластична и лучше адаптирована к воздействию неблагоприятных факторов среды. На основе регистрируемых параметров нами были определены уровни артериального давления (рис. 4) и типы кровообращения у студентов (рис. 5) Таблица 3 Показатели гемодинамики организма студентов, М±m Показатель Значение Девушки Юноши САД (мм рт.ст.) 106,91±1,28 115,6±3,66** ДАД (мм рт.ст.) 64,19±0,97 72,47±2,47*** ЧСС (уд./мин) 80,28±1,82 78,4±4,06 ПД (мм рт.ст.) 42,72±1,16 43,13±5,25 СДД (мм рт.ст.) 82,42±0,95 90,88±1,58*** СО (мл) 85,31±1,08 78,88±3,81* МОК (мл/мин) 6855,19±182,83 6138,21±369,31* СИ (мл/м2) 2,65±0,08 1,86±0,11*** Примечание. Различия между группами юношей и девушек статистически достоверны: * - p≤0,05; ** - p≤0,005; *** - p≤0,001. p=0,016 Девушки Юноши Рис. 1. Индекс массы тела студентов, % Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: норма - z=0,457, p=0,647; избыток массы тела - z=2,413, p=0,016. p=0,049 p=0,005 % Рис. 2. Содержание жира в организме студентов, % Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: недостаток - z=0,548, p=0,584; норма - z=2,664, p=0,005; превышение - z=0,548, p=0,584; полнота - z=1,899, p=0,049. p=0,047 p=0,038 Рис. 3. Отношение жизненной емкости легких к должному значению, % Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: ЖЕЛ/ДЖЕЛ <80% - z=-0,122, p=0,903; ЖЕЛ/ДЖЕЛ 80-90% - z=1,957, p=0,047; норма - z=2,070, p=0,038; ЖЕЛ/ДЖЕЛ >100% - z=0,390, p=0,696. p=0,000 p=0,000 Рис. 4. Распределение студентов по уровню артериального давления, % Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: оптимальное АД - z=5,024, p=0,000; нормальное АД - z=3,954, p=0,000. p=0,018 Рис. 5. Распределение студентов по типу кровообращения, % Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: гипокинетический - z=2,366, p=0,018; эукинетический - z=1,560, p=0,119. Установлено, что для наибольшего числа студентов характерен оптимальный уровень артериального давления, однако в группе юношей встречались лица с высоким нормальным артериальным давлением (ВНАД) и артериальной гипертензией 1-й степени (АГ 1 ст.). Возможно, высокая частота встречаемости нарушений артериального давления среди юношей объясняется распространенностью избыточной массы тела, а также низкой мощностью механизмов саморегуляции, и может служить благоприятным фоном для развития заболеваний сердечно-сосудистой системы. По величине СИ, который является ведущим в характеристике кровообращения, мы выделили типы кровообращения (рис. 4). Различные типы кровообращения обладают своеобразием адаптационных возможностей. Сердечный индекс в среднем у взрослого человека составляет 2,20±0,30 л/мин м2. Обнаружено преобладание гипокинетического типа кровообращения (СИ равен величине менее 2,75 л/мин/м2) у студентов обоего пола. При таком типе гемодинамики сердечно-сосудистая система обладает большим динамическим диапазоном и деятельность сердца наиболее экономична, что можно рассматривать как результат адаптации к условиям Севера. Следует отметить, что в группе девушек процент лиц с эукинетическим типом кровообращения, при котором сердце работает в среднем режиме, выше, чем в группе юношей. Гиперкинетический тип кровообращения, который характеризуется наименее экономичным режимом работы сердца, наблюдался у 9,3% обследуемых девушек, что может быть связано с высоким вкладом симпатического отдела вегетативной нервной системы в регуляцию сердечного ритма. Изучение адаптационного потенциала позволяет оценить функциональное состояние организма и уровень его адаптационных возможностей в период, когда еще отсутствуют явные признаки заболеваний (Мартынюк 2015). Частота встречаемости различных уровней адаптации среди студентов представлена на рисунке 6. p=0,008 p=0,004 % Рис. 6. Распределение студентов по уровню адаптационного потенциала, % Примечание. Достоверность различий между группами девушек и юношей: удовлетворительная адаптация - z=2,646, p=0,008; напряжение механизмов адаптации - z=2,850, p=0,004. Установлено, что девушки в большей степени характеризовались удовлетворительным уровнем адаптации (77,7%), тогда как у 53,3% юношей встречалось напряжение механизмов адаптации, свидетельствущее о меньшей устойчивости организма юношей к умственным нагрузкам и неблагоприятным факторам среды. Таким образом, выявлено, что морфофункциональные нарушения чаще встречались среди юношей и проявлялись в нарушении содержания жира в организме, работы сердечно-сосудистой системы и снижении адаптационного потенциала. Изучение адаптационных возможностей может служить критерием выявления последующих нарушений.Об авторах
А. А. Говорухина
Сургутский государственный педагогический университетдоктор биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
О. А. Мальков
Сургутский государственный педагогический университетдоктор медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Л. Д. Благородова
Сургутский государственный педагогический университеткандидат биологических наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности
А. А. Новоселова
Сургутский государственный педагогический университетмладший научный сотрудник лаборатории «Основы безопасности образовательного пространства»
Список литературы
- Баевский Р. М., Максимов А. Л., Берсенева А. П. 2001. Основы экологической валеологии человека. Магадан: СВНЦ ДВО РАН.
- Бондарь Т. П., Губарева Л. И., Ермолова Л. С. 2014. Корреляционный анализ показателей липидного обмена, индекса массы тета, склонности к риску и стрессоустойчивости у студентов // Вестник Северо-Кавказкого федерального университета. 1 (40), 71-74.
- Борисов А. С. Инструментальные методы диагностики. Динамометрия // Все о лечении нервной системы // http://neurosys.ru/diagnostika/instrumentalnie-metodi (2016 09 янв.).
- Гапон Л. И., Шуркевич Н. П., Ветошкин А. С., Губин Д. Г. 2009. Артериальная гипертензия в условиях Тюменского Севера. Десинхроноз и гиперреактивность как факторы формирования болезни. М.: Медицинская книга.
- Ефимова, Н. В., Попова О. Н. 2012. Адаптивные реакции внешнего дыхания у здоровых студентов в годовом цикле на Европейском Севере // Экология человека. 3, 23-27.
- Мартынюк О. В., Вилянский В. Н. 2015. Оценка уровня здоровья студенческой молодежи по показателям адаптационного потенциала, биологического возраста и по резервам биоэнергетики организма // Физическое воспитание студентов. 3, 20-28.
- Николаев К. Ю., Николаева А. А., Отева Э. А., Гичева И. М. 2011. Проблемы артериальной гипертонии в условиях Сибирского региона. Обзор литературы // Сибирский медицинский журнал. Т. 26 3 (1), 14-18.
- Попова О. Н. 2009. Характеристика адаптивных реакций внешнего дыхания у молодых лиц трудоспособного возраста, жителей европейского севера: Автореф. дис. … док. мед. наук. М.
- Ялаева Э. Т., Зулькарнаева А. Т., Ахмадуллин У. З. 2015. Гигиенические подходы к изучению адаптационного потенциала личности учащихся // Современные проблемы науки и образования. 1-1, 1289-1296.
- Ясько Л. В. 2014. Оценка индекса массы тела у студентов специальной медицинской группы в процессе физического воспитания // Слобожанский научно-спортивный вестник. 2 (40), 135-138.
Дополнительные файлы
