FRANÇOIS MITTERAND: TOUCHES ON THE PORTRAIT


Cite item

Full Text

Abstract

On October 26, 2016 is the 100the anniversary of François Maurice Adrien Marie Mitterrand. He was the head of the French State for fourteen years. His name is directly related to the experience of social and reformist (in its ideological profile) political party in the context of genuine democracy, mature constitutional state with deep traditions in civil society and a well-established market economy. Mitterrand was an example of a party leader who managed to turn his party into the most influential one in that left of the centre part of political spectrum. Mitterrand’s era identified the possibilities and boundaries of power-sharing by a socialist president and government head representing the right part of political spectrum. For the first time in Post-Soviet historical science the author attempts to carry out a systemic reconstruction of this politician’s and statesman’s life and activity. The author is undoubtedly aware of divergent assessments of Mitterrand’s personality made by politicians and historical experts. In the writing of this paper the intention was to make balanced assessments of all stages in François Mitterrand’s political biography.

Full Text

26 октября 2016 года исполнилось бы 100 лет Франсуа́ Мори́су Адриа́ну Мари Миттера́ну, который четырнадцать лет был главой французского государства. 10 мая 1981 года он стал четвёртым президентом Пятой республики, первым социалистическим главой государства в Пятой республике. Итоги выборов породили недовольства и страхи у консерваторов. Массового обывателя запугивали тем, что в случае победы Миттерана Париж превратится в новый Гулаг с советскими танками на Елисейских полях (Tiersky 2003: 436). Когда Миттеран вступил на пост президента, Франция находилась в экономическом кризисе с растущей безработицей и относительно высокой инфляцией. Причинами были среди прочих высокие цены на нефть с конца 1970-х гг. и высокий курс американского доллара. Экономическая политика правительства первого миттерановского премьер-министра Пьера Моруа несёт свою долю ответственности за дальнейшее обострение экономического кризиса. Под давлением неудовлетворительного положения в экономике и на рынке труда в июле 1984 года распалась коалиция с ФКП, за что коммунисты сделали в первую очередь ответственным Миттерана. Второй миттерановский премьер-министр Лоран Фабиус следовал принципиально иной экономической политике и реализовал вполне сбалансированную программу. С середины 1980-х гг. экономическое положение Франции улучшилось. Миттеран открыл значение Европа-политики и нашёл в федеральном канцлере Гельмуте Коле главу правительства, с которым он ускорил расширение и превращение Европейского Сообщества в Европейский Союз (forexaw.com: 1). Миттеран выступил за право палестинцев на самоопределение, но всё же потребовал от ООП признания права Израиля на существование в гарантированных границах (Weisenfeld 1997: 305). На парламентских выборах 1986 года социалисты потерпели поражение. Естественно, пришлось менять главу правительства. Им стал правоцентристский политик Жак Ширак. Жак Ширак относился к социально-экономической политике социалистов в 1981-1986 гг. с желанием всё делать с точностью наоборот, что нередко вызывало острые споры между президентом и премьером. Премьеру удалось дать обратный ход следующим мероприятиям, осуществлённым социалистами: 1) превращению крупных состояний в объект налогообложения; 2) включению в число экономических функций государства контроля над механизмом ценообразования; 3) существенному наращиванию финансовой базы социального страхования. Что же касалось национализации 1981-1986 гг., то здесь обратный ход в полном объёме не получился. Благодаря упорнейшему сопротивлению президента-социалиста он не затронул большинство субъектов хозяйствования, поменявших форму собственности в 1981-1986 гг. Вместе с тем кабинет Ширака полностью поддерживал внешнюю политику Миттерана (presidents.h1.ru: 1). В 1988 году Миттеран вновь побеждает на президентских выборах. Обойдя главного соперника Ширака, он набрал 54 % голосов (Loth 1995: 499). Как и после президентских выборов 1981 года Миттеран сразу же объявил о роспуске Национального собрания. Как и в 1981 году на досрочных парламентских выборах победили социалисты. Однако их победа не обеспечила получение того большинства в высшем законодательном органе Пятой Республики, которое позволяло бы в перманентном режиме проталкивать нужные партии президента решения. Если бы Миттеран пошёл на формирование однопартийного правительства, ему бы постоянно приходилось решать уравнение со многими неизвестными. Опытнейщий политик с учётом реального внутрипарламентского расклада решил так: к доминирующим в правительстве социалистам добавить пять центристов. Естественно, руководить таким правительством мог только представитель правого крыла Социалистической партии. Идеально подходил Мишель Рокар. Именно ему отдал предпочтение глава французского государства (Schmidt 2006: 122). Правительство Рокара просуществовало три года. Среднестатистического француза подкупала «тактика малых шагов», на которую в основном ориентировался Рокар. В эту тактику вписывались лозунг «Не национализировать и не денационализировать», адресованный субъектам хозяйствования; временный отказ от того, чтобы реально работал закон о денационализации 1986 г. Вместе с тем в правовом поле после определённого перерыва вновь прописывался механизм обязательного налогообложения крупных состояний; чётко фиксировался размер минимальной заработной платы, существенно превышающий тот, который существовал при правительстве Ширака. Конечно, перечисленные меры не соответствовали выражению «малые шаги» (Tiersky 2003: 634). Первые два года Рокар вполне удовлетворял Миттерана. Но на третьем году четвёртый президент Пятой Республики стал всё больше сомневаться в сособности действующего главы правительства внести соответствующий потенциалу Франции вклад в то, чтобы по максимуму наполнить реальным содержанием общее рыночное пространство, полностью совпадающее с территориальным массивом, который занимали государства - члены Европейского Сообщества. С начала 1990-х гг. именно эта задача была главным приоритетом для Миттерана. Сомнения Миттерана привели к тому, что он поменял Мишеля Рокара на Эдит Крессон. Глава государства считал, что Крессон весьма успешно сработает касательно указанного приоритета (Weisenfeld 1997: 336). Крессон побыла в данной должности с мая 1991 года по апрель 1992 года. В Вашингтоне и Токио сразу же поняли, что Рокар был более сговорчив, чем первая в истории Франции женщина премьер-министр. Она формулировала намного больше «но» и «если» в своём видении торгово-экономических отношений по линии Европейское Сообщество - США и по линии Европейское Сообщество - Япония. За всем этим стояла весьма амбициозная программа в области экономической политики. В ней был прокламирован сильный прорыв в состоянии отечественного народнохозяйственного комплекса; в нахождении баланса интересов во взаимоотношениях между государственными и частными субъектами хозяйствования, производившими промышленные товары как для французского рынка, так и для единого рынка в масштабах ЕС. Существенную финансовую подпитку со стороны государства получали частные субъекты хозяйствования, увеличивавшие число работополучателей. Крессон весьма эмоционально заверяла соотечественников, что поставит надёжный заслон обесцениванию франка, существенно увеличит его покупательную способность. К сожалению, её реальные достижения оказались далеко не удовлетворительными, что предопределило появление нового премьер-министра. Им стал Пьер Береговуа, возглавлявший правительство с апреля 1992 года по март 1993 года (Tiersky 2003: 576-609). Пьер Береговуа сразу же выделил приоритет номер один: резкое сокращение числа соотечественников, зарегистрированных на бирже труда в качестве безработных. Однако изменения к лучшему в данном вопросе не произошло. Заметим также, что именно во времена правительства Береговуа Европейское Сообщество превратится в Европейский Союз, начнётся маастрихтский процесс. Абсолютное большинство французов будет в данный момент разочаровано правлением социалистов, о чём свидельствовало их безоговорочное поражение на парламентских выборах 1993 года (Abst 2004: 92). И вновь было сформировано правое правительство при президенте-социалисте. Правые партии РПР и ЮДФ, которые в совокупности имели большинство мест в парламенте, вернули себе статус правящих. Во главе правого правительства стал видный деятель РПР Эдуард Балладюр, пробывший в данном качестве с марта 1993 года до мая 1995 года, то есть до конца второго президентского срока Миттерана (traditio-ru.org: 1). Балладюра объединяло с его предшественником выделение первого по значимости приоритета. Как и Береговуа, последний миттерановский премьер прежде всего сосредоточился на поиске жизнеспособной рецептуры по снятию остроты по целому кругу проблем, связанных с безработицей. Он отнюдь небезуспешно стремился к такой динамике в функционировании народнохозяйственого комплекса, при которой стало бы возможным резко возросшее число новых рабочих мест. Эта динамика достигалась за счёт перманентного наращивания объёмов финансовой подпитки отечественного народнохозяйственого комплекса, сокращения совпадавшей с соответствующей частью бюджета финансовой базы, необходимой для выполнения социальных функций государства (Weisenfeld 1997: 409). Миттеран ушёл из жизни 8 января 1996 года. Спустя два десятилетия после его смерти можно определённо сказать, что это была невосполнимая потеря для Франции, Европы, мира. Потеря выдающейся личности, которая на протяжении многих лет кардинально влияла на французскую политику, внесла существенный вклад в формирование европейской и глобальной архитектуры.
×

About the authors

Mikhail Vasilevich Strelets

Brest State Technical University

Doctor of Historical Sciences (DSc), Professor at the Department of Humanitarian Science

References

  1. forexaw.com: 1: Миттеран Ф. // forexaw.com/TERMs/People (2016. 17 февр.).
  2. presidents.h1.ru: 1: Миттеран Ф. // presidents.h1.ru/site/presidents (2016. 16 февр.).
  3. traditio-ru.org: 1: Миттеран Ф. // traditio-ru.org/wiki/Франсуа (2016. 26 февр.).
  4. Abst A. 2004. Frankreich, mit Karten // Hut A. (Red.). Informationen zur politischen Bildung. Heft 285. Bonn: Oldenburg. 78 - 132.
  5. Loth W. 1995. Geschichte Frankreichs im 20. Jahrhundert. Frankfurt: Fischer.
  6. Schmidt B. 2006. Frankreich-Lexikon. Schlüsselbegriffe zu Wirtschaft, Gesellschaft, Politik, Geschichte, Kultur, Presse- und Bildungswesen. Berlin: Schmidt.
  7. Tiersky R. 2003. François Mitterrand: a Very French President. London: Rowman and Littlefield.
  8. Weisenfeld E. 1997. Geschichte Frankreichs seit 1945. Von de Gaulle bis zur Gegenwart. München: Beck.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies