«COINS OF THE UNKNOWN PEOPLE» OR ON THE ATTRIBUTION OF «TAMAN DENARII»

Abstract


The study considers quite rare, but, at the same time, historically important ancient coins - «Taman denarii». These barbaric imitations were introduced to the scientific revolution at the beginning of the XIX century. They are considered to be coins of the Goths. The head side of the coin contains the image of the Roman Emperor, the tail side depicts walking Mars. The very appearance of these coins is linked to the raids made by the allied Germanic tribes into the Roman territory during the «Scythian wars». However, we cannot accept this point of view. Based on the results of the iconographic analysis, we believe that these coins should not be considered replicas of the Roman denarii. The point is that the figure featured on its tail side is clearly a forward-facing image of Hercules. This could be proved both by the figure's position and the weapon which the deity is holding. At the same time the obverse image is not similar to the bust of the ruler of Rome. After all, it is inexcusably styled. And, in any case, it might have been created not only by the Germans. The idea and method of styling allows us to consider it to be Celtic. Apart from that, the prototype of the «Taman denarii» could is easily defined. This is the tetradrachm of Thasus which was traditionally copied from the Thracians. Furthermore, it should be taken into account that during the «Scythian wars» the Goths of the Black Sea Coast had little intention to advance money emission. After all, during the raids into the Roman lands they captured significant amounts of precious metals, including coins. In any case, the Goths could not have hammered billon and copper coins using the same dies -there was no economic sense. Based on the revealed facts, we conclude that the examined coins are not Gothic. It is likely that they were minted by Thracians, who, by the way, stopped maintaining contact with their fellow tribesmen from the Balkans and failed to establish ties with Rome and the Bosporan Kingdom. However, based on the results of archaeological research they were in active contact with the tribes of the Northern Black Sea coast. We hope that the findings of our research will be favorably received by the scientific community.

Full Text

Как известно, античные монеты являются ценнейшими историческими источниками. Их изучение позволяет уточить наши представления об уровне развития экономики и культуры, а также об административном, политическом и территориальном устройстве древних государств[11]. Так что уже не первое поколение историков изучает нумизматику Северо-Восточного Причерноморья. В результате было выявлено множество разновидностей монет городов и правителей этого региона[12]. Кроме того, исследователи обнаружили и описали выпуски северо-причерноморских варваров. В том числе и «таманские денарии». Их находят в основном на Северном Кавказе[13], точнее, на Тамани. На аверсе этих монет оттиснут бюст с исходящими от него лучами, а на реверсе выбита фигура в рост[14] (рис. 1). По мнению Г. К. Э. фон Кёллера, «таманские денарии» чеканили синды или какой-то иной кубанский этнос (Köhler 1822: 12). В свою очередь, Ф. А. Жиль предположил, что эти монеты выпускали варвары, населявшие окрестности Керчи (Древности Босфора Киммерийского 1854a: 160, 161, № 18-20; Древности Босфора Киммерийского 1854b: табл. LXXXVI: 18-20). Их выводы попытался уточнить П. О. Бурачков. Он допустил, что «таманские денарии» чеканили славяне. По его мнению, «лицевая сторона этих монет представляет солнце, напоминающее Сварога, бога языческих славян, как он описан у Шафарика» (Бурачков 1875: 108, табл. XIII: 5-7). Но этот аргумент вряд ли можно считать убедительным. В любом случае, А. В. Орешников его не принял. Ученый заключил, что «таманские денарии» - реплики римских монет II-III вв. (Орешников 1892: 37). А. В. Орешников попытался определить период их эмиссии. Для этого он попробовал истолковать дополнительные элементы оформления. Дело в том, что в нижней части поля реверса ряда разновидностей «таманских денариев», у ног фигуры, размещенной в центральной части поля, заметны знаки, в т.ч. и крестики (рис. 1: 1, 2, 6). Ученый допустил, что это культовые символы (Орешников 1892: 37, 38). Он предположил, что монеты с ними могли быть выпущены в IV-V вв., т.е. после того, как жители региона приняли христианство[15] (Орешников 1892: 37, табл. III: 52-56). По его мнению, эти монеты могли чеканить готы (Орешников 1892: 38). Однако А. В. Орешников не был уверен в бесспорности своего вывода. Судим по тому, что он продолжал считать «таманские денарии» «монетами неизвестного народа» (Орешников 1892: 35-38). Его исследование продолжили нумизматы-античники XX в. Так, Л. Н. Казаманова и В. В. Кропоткин пришли к выводу, что «таманские денарии» чеканили готы и родственные им германские племена (Казаманова, Кропоткин 1961: 134; Кропоткин 1961: 16-17, 39, 49, № 8, 9, 258, рис. 35: 1-8, 36). Однако А. Н. Зограф только осторожно заметил, что эти монеты представляли собой «официальные денежные знаки, выпущенные общинными властями» (Зограф 1951: 102). В то же время Н. А. Фролова и ее соавторы изначально полагали, что эти монеты могли выпускать сармато-аланы (Абрамзон, Фролова, Горлов 2002: 406), но позже они приняли точку зрения Л. Н. Казамановой и В. В. Кропоткина (Абрамзон, Фролова 2007-2008: 47-48). Во второй половине XX в. были разработаны схемы классификации этих монет. Первую из них предложили Л. Н. Казаманова и В. В. Кропоткин. По мнению ученых, «таманские денарии» первой группы могли быть выпущены к середине III в. Речь идет об искусных репликах денариев Марка Аврелия (161-180) (Казаманова, Кропоткин 1961: 131, табл. IV). Исследователи полагали, что их начали выпускать вследствие сокращения притока в регион полноценной римской серебряной монеты (Казаманова, Кропоткин 1961: 133). Ко второй группе ученые отнесли билоны со стилизованным изображением бюста на лицевой и со схематически переданной фигурой идущего Марса на оборотной стороне (Казаманова, Кропоткин 1961: 131, 133, табл. IV). Они датировали эти монеты второй половиной III в. (Казаманова, Кропоткин 1961: 133). В третью, позднейшую группу, исследователи выделили «таманские денарии» из низкопробного серебра или бронзы, на аверсе которых оттиснут узор из пучка линий, а на реверсе - схематичное изображение идущего Марса (Казаманова, Кропоткин 1961: 131, 133, табл. IV). По мнению ученых, эти монеты могли выпустить в конце III - начале IV в. (Казаманова, Кропоткин 1961: 134). Немаловажно и то, что Л. Н. Казаманова и В. В. Кропоткин по-новому атрибутировали заинтересовавшие А. В. Орешникова обозначения. Выделив на «таманских денариях» сочетания знаков + - +, ¡ - +, ¡ - ¡, ŸŸ - +, а также ++ - ¡¡, они предположили, что эти обозначения являлись дифферентами (Казаманова, Кропоткин 1961: 131). Однако наука не стоит на месте. Сравнительно недавно схему Л. Н. Казамановой и В. В. Кропоткина попытался уточнить нумизмат А. Я. Сергеев. В результате он разработал собственную классификацию «таманских денариев». При этом исследователь основывался исключительно на иконографическом анализе[16] (Сергеев 2001: 62;). А. Я. Сергеев выделил четыре стадии эмиссии этих монет. К первой он отнес искусно выполненные реплики римских денариев поздних Антонинов[17] (Сергеев 2001: 65) и ранних Северов (Сергеев 2001: 67) пяти серий (Сергеев 2001: 65-70; Сергеев 2012: 89-98, № 280-326). Выпуски второй стадии, разделенные на шестнадцать вариаций, характеризуются, по его мнению, утверждением «магистральной линии»: изображение римского императора на аверсе и фигура идущего Марса на реверсе (Сергеев 2001: 70-76, Сергеев 2012: 99-117, № 327-418). А. Я. Сергеев заключил, что многочисленные «таманские денарии» с сохранившим следы антропоморфности изображением на лицевой стороне следует отнести к третьему этапу эмиссии (Сергеев 2001: 76-81; Сергеев 2012: 117-135, № 419-507). Исследователь выявил одиннадцать их разновидностей (Сергеев 2001: 79-81). Позднейшие «таманские денарии», с декоративной композицией на аверсе, нумизмат выделил в выпуски четвертой стадии (Сергеев 2001: 81-82; Сергеев 2012: 135-140, № 508-533). А. Я. Сергеев разделил их на пять серий (Сергеев 2001: 81-82). Основываясь на этих умозаключениях, а также учитывая обстоятельства обнаружения самых ранних из этих монет в развалинах Танаиса (Сергеев 2001: 82), исследователь допустил, что «таманские денарии» выпускали с начала III до середины IV в. (Сергеев 2001: 82-83). По мнению А. Я. Сергеева, «таманские денарии» прошли путь эволюции от реплик римских денариев до вполне оригинальных, причем крайне стилизованных выпусков, предназначенных исключительно для регионального обращения[18] (Сергеев 2001: 65). Что же касается ухудшения стопы, то исследователь заметил, что оно может быть объяснено сокращением притока серебра в Северо-Восточное Причерноморье в III в. (Сергеев 2001: 83). Однако А. Я. Сергеев считал, что оно все же поступало, т.к. «таманские денарии», по его мнению, эмитировали воинственные готы (Сергеев 2001: 83). Сразу же заметим, что мы разделяем точку зрения вышеупомянутых исследователей по вопросу о возможности классификации, датирования и этнической атрибуции «таманских денариев». В то же время мы не считаем необходимым поднимать вопрос о достоверности разработанных ими схем. Дело в том, что проверка выводов уважаемых исследователей может быть проведена только в случае уточнения статистики находок «таманских денариев» в Северном Причерноморье, при выявлении всех их типов и после проведения анализа дифферентов[19]. Позволим себе лишь две реплики, как полагаем, облегчающих выполнение этих задач. Начнем с того, что обильное поступление в регион римской монеты, награбленной в ходе многократных, продолжительных и успешных набегов[20], отнюдь не должно было побудить готскую элиту наладить эмиссию собственных денег. Ведь в этом не было экономического смысла[21]. Наоборот, варвары, грабившие римские владения, использовали привозные деньги. Известны их сокровища, состоящие из разновременных монет средиземноморского чекана (Чореф 2013b: 199-211). Кроме того, обильный приток золота и серебра в Северное Причерноморье и вызванное этим развитие экономики, проявившееся в становлении собственной эмиссии, вряд ли могло побудить местных вождей чеканить деньги из биллона и меди, причем используя для этого одни и те же штемпели, что и для монет из драгоценного металла (Сергеев 2001: 62). Следовательно, у нас нет оснований считать «таманские денарии» выпусками готов. Что же касается фигуры на реверсе, то и она явно не похожа на классические изображения римского бога войны. Начнем с того, что изображенный не движется, а стоит, причем развернувшись к зрителю анфас. Да и в руках у него нет копья[22] и трофея - обязательных атрибутов идущего Марса. Чтобы убедиться в этом, обратим внимание на монеты на рис. 1. На их реверсе оттиснута фигура полуголого мужчины, облаченного в узкую набедренную повязку, поверх которой просматриваются пояса портупеи (рис. 1: 1). У него грудь с рельефными мышцами и сосками (рис. 1: 1-2, 4-6), также выделен пупок (рис. 1: 1). Голова мужчины (рис. 1: 1) покрыта шкурой - по сторонам видны полукружья непропорционально крупных ушей[23], а выше просматривается верхняя часть капюшона, сформованного из скальпа (рис. 1: 1, 2) или из черепа, покрытого кожей животного (рис. 1: 3, 5, 6). Допускаем, что на «таманских денариях» изображали Геракла, причем в его традиционном облачении[24] (рис. 2). Чтобы убедиться в верности этой атрибуции, обратим внимание на руки божества. Считается, что в них - копье. Однако, как видим, оно недопустимо короткое - его руки сопоставимы с ним по длине. Более того, оружие размещено не перед фигурой, а за ней (рис. 1: 1-2, 4-6). Но подобный способ ношения копья вряд ли можно считать функциональным. Ведь оно не могло быть мгновенно применено в боевых условиях. Полагаем, что изображенный держит не копье, а какое-то иное, компактное оружие. Но это не лук и не меч. Ведь оно передано одной линией. Считаем, что это палица. Ведь ее вполне можно носить и за спиной. К слову, она является одним из основных символов Геракла[25] (рис. 2). Мы отдаем себе отчет в том, что наши реплики наверняка вызовут возражения. Ведь на первый взгляд, отказ от идеи видеть в фигуре на реверсе «таманских денариев» изображение идущего Марса затрудняет датировку. Однако лишь верное определение всех элементов оформления изучаемых монет позволит выявить место, а также выяснить обстоятельства и период их эмиссии. Учитывая важность этих задач, заметим, что весьма близкие аналогии фигуры Геракла известны на монетах кельтов, в частности, выпущенных во Фракии. В качестве примера приводим изображения[26] тетрадрахмы Фасоса (рис. 3: 1) и реплик ей варварского чекана (рис. 3: 2-5). Видно, как творчески переосмыслили фракийцы фигуру божества на реверсе и обрамлявшую ее легенду. Примечательно, что надпись, как и на «таманских денариях», заменили точками (рис. 3: 3) и черточками (рис. 3: 4-5). Но перейдем к иконографическому анализу монет. Начнем с постановки ног. Как видим, фракийские монетарии, копирующие тетрадрахмы Фасоса, не могли реалистично отобразить ступни стоящего анфас Геракла (рис. 3: 3-5). Пытаясь передать постановку его фигуры, они разворачивали их в одну (рис. 3: 4) или в разные стороны (рис. 3: 3, 5). Допускаем, что тот же подход использовали при оформлении реверса «таманских денариев» (рис. 1). Так что Геракл на них, определенно, стоит, а не идет. Но куда более интересно оформление аверса. Дело в том, что одной из особенностей кельтского искусства являлась исключительная орнаментальность, использование сложных узоров, созданных из сплетенных линий, заполнявших все пространство изображения (Еременко 1997; Кельтские орнаменты 2003; Harding 2007). Это мы и наблюдаем как на общепринято кельтских монетах (рис. 3: 3-5), так и на аверсе «таманских денариев» (рис. 1). Заметим, что присутствие кельтов в Северном Причерноморье и, в частности, в Таврике, фиксируется не только в первые века н.э., но и в средневековье (Рахно 2012: 55-68). У нас есть основания полагать, что небольшая группа кельтов могла населять и Тамань. Вернее всего, они были оторваны от основной массы своих соплеменников. Причем у них не было контактов с Боспором и Римом. Вследствие этого они продолжали выпускать реплики не денариев или статеров, а тетрадрахм Фасоса, но, с учетом обстоятельств, меньшего веса и из худшего по составу сплава. У нас есть все основания видеть в «таманских денариях» кельтские монеты, чеканившиеся из меди (Depeyrot 2005a; Depeyrot 2005b; Depeyrot 2005c). Мы отдаем себе отчет в том, что наше исследование вряд ли можно считать законченным. Оно определенно нуждается в проверке, в том числе с привлечением результатов археологических исследований. Пока же заметим, что присутствие фракийцев в Северном Причерноморье в I-IV вв. прослежено М. И. Вязьмитиновой (Вязьмитина 1969: 119-134). Основываясь на письменных свидетельствах о нашествии Буребисты, учитывая распространение фракийской керамики, в том числе и культовой, на Нижнем Днепре (Вязьмитина 1969: 123-134), она пришла к выводу о значимости влияния кельтов не только на материальную, но и на духовную культуру скифского населения Северного Причерноморья (Вязьмитина 1969: 134). Далее, С. М. Крынкину удалось выявить факты их влияния и на жизнь населения северопричерноморсих полисов (Крынкин 1993). Учтем и то, что многие боспорские государи римского периода носили фракийские имена, к примеру: Котис, Радамсад, Реметалк и Рескупорид. Так что присутствие фракийцев в Северо-Восточном Причерноморье вполне вероятно. Мы считаем необходимым проверить наши допущения с привлечением новых источников, чем и планируем заняться в ближайшее время. Рис. 1. Таманские денарии Рис. 2. Коммод в облике Геркулеса Рис. 3. Тетрадрахма Фасоса (1) и подражания ей (2-5) фракийского чекана Список сокращений МИА - Материалы и исследования по археологии СССР. Москва; Ленинград. МАИАСК - Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Археология, история, нумизматика, сфрагистика и эпиграфика. Севастополь; Тюмень; Нижневартовск. ГИМ - Государственный исторический музей. Москва. НВБелГУ - Научные ведомости Белгородского государственного университета. Белгород.

About the authors

Mikhail Mikhailovich Choref

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Historical Sciences (PhD), Senior Researcher at the Laboratory for Regional Historical Research

References

  1. Абрамзон М. Г. Корпус боспорских кладов античных монет. Т. II. Симферополь; Керчь: АДЕФ-Украина (Боспорские исследования. Suppl. 7).
  2. Абрамзон М. Г., Фролова Н. А. 2007-2008. Корпус боспорских кладов античных монет. Т. I. Симферополь; Керчь: АДЕФ-Украина (Боспорские исследования. Suppl. 2).
  3. Абрамзон М. Г., Фролова Н. А., Горлов Ю. В. Клады античных монет на юге России (по материалам Краснодарского края). Москва: Эдиториал УРСС.
  4. Абрамзон М. Г., Фролова Н. А., Куликов А. В., Смекалова Т. Н., Иванина О. А. 2006. Клады античных монет. Из собрания Керченского государственного историко-культурного заповедника. Нумизматическая коллекция. Т. 1. Киев: Мистецтво.
  5. Анохин В. А. 1986. Монетное дело Боспора. Киев: Наукова думка.
  6. Анохин В. А. 1999. История Боспора Киммерийского. Киев: Одигитрия.
  7. Анохин В. А. 2011. Античные монеты Северного Причерноморья. Киев: Стилос.
  8. Бурачков П. О. 1875. О местоположении древнего города Киркинитиса и монетах ему принадлежащих // ЗООИД. Т. IX. Одесса: Городская типография сод. Алексомати, 1-133, табл. I-XIV.
  9. Вольфрам Х. 2003. Готы. От истоков до середины VI века. Москва: Ювента.
  10. Вязьмитина М. М. 1969. Фракийские элементы в культуре населения городищ Нижнего Днепра // Древние фракийцы в Северном Причерноморье. Москва: Наука, 119-134.
  11. Древности Босфора Киммерийского, хранящиеся в Императорском музее Эрмитажа. 1854. B: Жиль Ф. А. (сост.). Т. 2. Санкт-Петербург: Типография императорской академии наук.
  12. Древности Босфора Киммерийского, хранящиеся в Императорском музее Эрмитажа. 1854. B: Жиль Ф. А. (сост.). Т. 3. Альбом. Санкт-Петербург: Типография императорской академии наук.
  13. Еременко В. Е. 1997. «Кельтская вуаль» и зарубинецкая культура. Опыт реконструкции этнополитических процессов III-I вв. до н.э. в Центральной и Восточной Европе. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет.
  14. Зограф А. Н. Античные монеты // МИА. № 16. Москва; Ленинград: Академия наук СССР.
  15. Кельтские орнаменты. 2003. Сост. В.И. Ивановская. Москва: В. Шевчук.
  16. Кропоткин В. В. 1961. Клады римских монет на территории СССР. Москва: Академия наук СССР.
  17. Крынкин С. М. 1993. Фракийцы в античном Северном Причерноморье. Москва: Прометей.
  18. Рахно М. Ю. 2012. Кельтский субстрат Крымской Готии // МАИАСК 4, 55-68.
  19. Сергеев А. Я. 2001. Варварский чекан на Тамани // Нумизматика в Историческом музее. Нумизматический сборник. Ч. XIV. Труды ГИМ. Вып. 115. Москва: ГИМ, 61-88.
  20. Сергеев А. Я. 2012. Монеты варварского чекана на территории от Балкан до Средней Азии. Каталог коллекции А. Я. Сергеева в ГИМ. Москва: ГИМ.
  21. Терещенко А. Е. 2004. Автономная чеканка полисов Боспора Киммерийского VI - V вв. до н.э.: дисс.. канд. истор. наук. Санкт-Петербург: Институт истории материальной культуры.
  22. Фролова Н. А. 1997a. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. - середина IV в. н.э.). Ч. I. Монетное дело Боспора 49/48 гг. до н.э. - 210/211 гг. н.э. Москва: Эдиториал УРСС.
  23. Фролова Н. А. 1997b. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. - середина IV в. н.э.). Ч. II. Монетное дело Боспора 211 - 341/342 гг. н.э. Москва: Эдиториал УРСС.
  24. Фролова Н. А. 1998. К истории вопроса о монетной чеканке на Боспоре в I в. до н.э. // Нумизматический сборник. Ч. XIII. Новейшие исследования в области нумизматики. Труды ГИМ. Вып. 98. Москва: Стрелец, 14-41.
  25. Чореф М. М. 2011. Территориально-административное устройство Боспорского царства при Фарнаке II по нумизматическим данным // Шаров О. В. (отв. ред.). Петербургский апокриф. Послание от Марка. Санкт-Петербург; Кишинев, 247-259.
  26. Чореф М. М. 2012a. «Calamitas virtutis occasio», или к истории последних лет царствования Фарнака II // НВБелГУ. Вып. 22, № 7(126), 44-59.
  27. Чореф М. М. 2012b. «Non multa, sed multum», или дифференты на монетах боспорского царства периода «скифских войн», как исторический источник // Stratum plus 4, 171-200.
  28. Чореф М. М. 2013a. Династическая история Боспора рубежа новой эры по данным нумизматики // Stratum plus 6, 127-156.
  29. Чореф М. М. 2013b. К вопросу о периодизации денежного обращения Таврики в эпоху римского господства. Stratum plus 4, 191-215.
  30. Чореф М. М. 2014a. Боспорское царство при Фофорсе: по данным нумизматики. РАЕ 4, 329-371.
  31. Чореф М. М. 2014b. К биографии Асандра: путь к престолу. МАИАСК 6, 456-487.
  32. Чореф М. М. 2015. Надчеканки на медных монетах боспорского архонта Асандра. МАИАСК 7, 279-299.
  33. acsearch.info: 1: Obolos (by Nomos). Webauction 3. Lot 24 // https://www.acsearch.info/search.html?id=2739491 (2016. 30 апр.).
  34. acsearch.info: 2: Ira & Larry Goldberg Coins & Collectibles, Inc. Auction 80. Lot. 3234 // https://www.acsearch.info/ search. html?id= 2013085 (2016. 30 апр.).
  35. acsearch.info: 3: The New York Sale. Auction XX. Lot 364 // https://www.acsearch.info/search.html?id=562911 (2016. 30 апр.).
  36. acsearch.info: 4: Gerhard Hirsch Nachfolger. Auction 309. Lot 89 // https://www.acsearch.info/search.html?id=2452652 (2016. 30 апр.).
  37. acsearch.info: 5: Heritage Auctions, Inc. 2012 September Signature World & Ancient Coin Auction. Lot 24936 // https://www.acsearch.info/search.html?id=1341159 (2016. 30 апр.).
  38. clubclad.ru: 1: Таманские денарии // http://clubklad.ru/blog/article/6280/ 2 (2016. 30 апр.).
  39. Depeyrot G. 2005a. Le numéraire celtique, V, Le centre parisien // Collection Moneta. No 44. Wetteren: Moneta.
  40. Depeyrot G. 2005b. Le numéraire celtique, VI, De la Manche au Soissonnais // Collection Moneta. No 45. Wetteren: Moneta.
  41. Depeyrot G. 2005c. Le numéraire celtique, VII, La Gaule orientale // Collection Moneta. No 46. Wetteren: Moneta.
  42. detecting.mybb.ru: 1: Таманские денарии // http://detecting.mybb.ru/viewtopic.php?id=3&p=2 (Дата обращения 30.04.2016).
  43. Frolova N. A. 2004. Griechisches Münzwek. Die Frühe Münzprägung vom Kimmerischen Bosporus (Mitte 6. Bis Anfang 4. Jh. v. Chr.) Die Münzen der Städte Pantikapaion, Theodosia, Nymphaion und Phanagoria sowie der Sinder. Berlin: Akademie Verlag GmbH.
  44. Harding D. W. The Archaeology of Celtic Art. London; New York: Routledge.
  45. Højberg Bjerg L. M.-B. 2014. Money, Power and Communication: Coin Circulation in the Bosporan Kingdom in the Roman Period // Collection Moneta. No 168. Wetteren: Moneta.
  46. Köhler H. K. E. 1822. Médailles Grècques // Serapis oder Abhandlungen betreffend das Griechische und Römische Alterthum. T. I. St. Petersburg: Druckerei der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften, 1-29, pl. I, II.

Statistics

Views

Abstract - 51

PDF (Russian) - 113

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies