МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ, АДАПТАЦИИ, РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
- Авторы: Мельникова О.А.1, Шевелева И.Н.1
-
Учреждения:
- Омский государственный технический университет
- Выпуск: № 3 (2017)
- Страницы: 99-105
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49605
- ID: 49605
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема построения современного образовательного процесса на принципах здоровьеформирования имеет исключительное значение для высшей школы, так как установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении будущего конкурентоспособного специалиста. Здоровьесберегающий образовательный процесс должен обеспечивать сохранение и укрепление психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья студенческой молодежи в период ее обучения. В статье рассматривается мониторинг показателей здоровья, адаптации и работоспособности в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов. В ходе работы были проведены исследования по оценке уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья; анкетирование студентов по самооценке состояния здоровья и физической активности; оценка гармоничности телосложения; выявлена динамика физической подготовленности; оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; оценка психологических показателей студентов. Данное исследование проводилось в период с 2014 по 2016 гг. у 300 студентов по различным видам спортивных специализаций, преподаваемых на кафедре физического воспитания Омского государственного технического университета. Цель исследования: определение правильности подбора средств, методов и физических нагрузок в период обучения в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Анализ показателей, выявленных в результате педагогических исследований, позволил нам внести необходимые коррективы в организацию здоровьесберегающей деятельности по улучшению состояния здоровья, повышению физической активности, физической подготовленности и работоспособности студентов за период обучения.
Ключевые слова
Полный текст
Радикальные изменения социально-экономического развития Российского общества оказали значительное влияние на требования к современному вузу в подготовке выпускника как личности, обладающей не только высоким культурным уровнем и профессиональной компетентностью, но и здоровьем. В этих условиях проблема построения современного образовательного процесса на принципах здоровьеформирования имеет исключительное значение для высшей школы, так как установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении будущего конкурентоспособного специалиста. Здоровьесберегающий образовательный процесс должен обеспечивать сохранение и укрепление психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья студенческой молодежи в период ее обучения (Сафонова и др. 2007). В этой связи особенно возрастает роль физического воспитания в вузах, так как к моменту окончания учебного заведения заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных навыков и умений, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья. От них требуется значительная мобилизация сил для адаптации к высоким умственным нагрузкам, формированию межличностных отношений, новым условиям обучения, а зачастую и проживания (Мысина 2011; Кудашова, Кудашов 2014). Следует отметить, что в настоящее время активно изучается адаптационно-приспособительная деятельность организма, при этом важна не единовременная оценка показателей, а организация динамичного наблюдения и анализ полученных результатов (Кабачкова, Капилевич 2013). В данной работе представлены результаты мониторинга показателей здоровья, адаптации, работоспособности, а также уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья в образовательном процессе студентов. Исследование проводилось в период с 2014 по 2016 гг. у 300 студентов по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета по различным видам спортивных специализаций, преподаваемых на кафедре физического воспитания Омского государственного технического университета. В ходе работы у студентов основной группы были проведены следующие исследования: анкетирование по самооценке состояния здоровья (по В. П. Войтенко, 1991) и физической активности; оценка гармоничности телосложения; выявление динамики физической подготовленности; оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; оценка психологических показателей студентов; оценка уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья. За период исследования выявлена положительная динамика самооценки состояния здоровья (по В. П. Войтенко) студентов, что связано с расширением резервов функционирования систем организма, а также с познавательной, социальной деятельностью, направленной на приобретение знаний о человеке, его здоровье и здоровом образе жизни, на формирование ценности здоровьесберегающей деятельности по отношению к себе и окружающим; к потребности в освоении способов сохранения своего здоровья. Известно, что одним из определяющих факторов здоровья человека является его двигательная активность (Шустова 2016). Результаты анкетирования по оценке физической активности свидетельствуют о положительной динамике за период опытно-экспериментальной работы и приведены на рисунке 1. Для определения гармоничности телосложения был использован индекс грудного показателя, определяемый по формуле: окружность груди в сантиметрах, умноженная на 100 и разделенная на рост в сантиметрах. За период работы отмечено улучшение показателей гармоничности физического развития у 21% исследуемых. Для выявления динамики физической подготовленности использовался 12-минутный тест ходьбы и бега (по Куперу К., 1989), прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине (табл. 1). Рис. 1. Самооценка уровня физической активности студентов Таблица 1 Показатели физической подготовленности студентов Показатели Период исследования n-300 Р между 2014 г. и 2016 г. 12-минутный тест по Куперу, м 2014 г. 2416±38 >0,05 2015 г. 2537±41 2016 г. 2585±32 Прыжок в длину с места, см 2014 г. 225±0,01 >0,05 2015 г. 230±0,03 2016 г. 235±0,05 Подтягивание на перекладине, кол-во 2014 г. 10,6±1,21 >0,05 2015 г. 10,8±1,21 2016 г. 10,9±1,21 Примечание: Р - достоверность различий. В ходе исследования выявлена достоверная положительная динамика вышеперечисленных показателей. Для определения физической работоспособности широко используются пробы с дозированной физической нагрузкой (степ-тест). Для проведения степ-теста исследуемые выполняли две нагрузки в течение 3-х минут каждая в виде восхождения на гимнастическую скамейку высотой 30 см. Первая нагрузка выполнялась со скоростью 20 подъемов в минуту, вторая нагрузка - со скоростью 30 подъемов в минуту. Между первой и второй нагрузкой - отдых, стоя в течение 10 секунд, необходимый для подсчета частоты сердечных сокращений (ЧСС) после первой работы. После проведения пробы и восстановительного периода ЧСС через 5 минут по специальной таблице находили значение А (величину PWC170 на 1 кг веса) на пересечении максимальной частоты пульса после первой и второй работ. Затем по формуле A×B=PWC170(кг/мин), где А - величина PWC170 на 1 кг веса, В - вес тела исследуемого в кг, рассчитывали физическую работоспособность. Результаты ЧСС, полученные в процессе исследования, необходимы для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Величина максимального потребления кислорода (МПК) является одним из самых важных и демонстративных показателей состояния здоровья человека, являясь основным фактором, определяющим способность человека к физической работе и установление индивидуальной чувствительности или толерантности каждого занимающегося к физической нагрузке. Повышение МПК свидетельствует об эффективности применяемых тренировочных программ. Данный показатель определялся по общепринятой методике (Карпман и др. 1988). Анализ полученных результатов исследования показал повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы студентов за период обучения (табл. 2). Таблица 2 Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов Показатели Период исследования (n-300) Р между 2014 г. и 2016 г. ЧСС в покое, уд/мин 2014 г. 77±0,4 >0,05 2015 г. 73±0,2 2016 г. 71±1,4 ЧСС максимальная, уд/мин 2014 г. 158±1,3 >0,05 2015 г. 142±1,2 2016 г. 141±0,5 PWC170, кгм/мин 2014 г. 952±67,1 >0,05 2015 г. 1030±41 2016 г. 1250±41 МПК абс., л/мин 2014 г. 2,8±0,5 >0,05 2015 г. 3,9±0,3 2016 г. 4,7±0,2 ЧСС на 5-мин. восстановления 2014 г. 87±1,2 >0,05 2015 г. 86±1,3 2016 г. 78±0,6 Примечание: Р - достоверность различий. Все полученные результаты имеют достоверную значимость. Одним из основных показателей аппарата внешнего дыхания является величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ), отражающая их вентиляционную способность. За период исследования (2014-2016 гг.) отмечена положительная тенденция ЖЕЛ. Кроме того, к показателям внешнего дыхания относятся жизненный индекс (ЖИ) и гипоксические пробы (Штанге и Генчи). Жизненный индекс, характеризующий функциональные возможности дыхательного аппарата и свидетельствующий об увеличении дыхательной поверхности легких на единицу массы тела, в начале исследования составил в среднем 60 мл/кг, при норме не менее 65-75 мл/кг. В конце исследования выявлено увеличение ЖИ. Помимо этого для определения функционального состояния дыхательной системы использовались гипоксические пробы Штанге - регистрация времени задержки дыхания при глубоком (но не максимальном) вдохе, время задержки дыхания отмечали по секундомеру. Проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе выполняется после обычного (но не чрезмерного) выдоха. Исследуемый задерживает дыхание, продолжительность задержки отмечают по секундомеру. За период исследовательской работы было выявлено достоверное (р < 0,001) увеличение продолжительности задержки дыхания на вдохе, а показатели пробы Генчи - задержка дыхания после выдоха - имели положительную динамику. Таким образом, результаты свидетельствуют об адаптации дыхательной системы к физическим нагрузкам. Изучение психоэмоционального статуса студентов особенно актуально в современных условиях, поскольку учебный процесс, как правило, протекает на фоне высокого нервно-эмоционального напряжения, при воздействии на организм неблагоприятных экологических факторов, осложненных гипокинезией, избытком информации и другими негативными явлениями внутренней и внешней среды. Принимая во внимание, что под влиянием физических тренировок уменьшается уровень личностной тревожности (Ханин 1976), а также ситуационной тревожности и депрессии, было проведено исследование этих показателей. Показатели субъективных оценок психического состояния у студентов по госпитальной шкале тревоги и депрессии (Zigmond 1983), представленные в таблице 3, до начала исследования существенных различий не имели. Учитывали суммарный показатель по каждой подшкале, при этом выделяли три области значений: 0-7 - норма, т.е. отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии, 8-10 - субклинически выраженная тревога или депрессия», от 11 и выше - клинически выраженная тревога или депрессия. Результаты мониторинга свидетельствуют о снижении количества студентов (от 12% до 15%) с симптомами тревоги и депрессии. Оценка уровня личностной тревожности представлена в таблице 4. Таблица 3 Показатели субъективных оценок психического состояния у студентов (по госпитальной шкале тревоги и депрессии) Госпитальная шкала тревоги и депрессии, баллы Период исследования 2014 г. 2016 г. Абс. число % Абс. число % 0-7 (норма) отсутствие тревоги 195 65 231 77 0-7 (норма) отсутствие депрессии 246 82 291 97 8-10 (субклинически выраженная форма тревоги) 60 20 54 18 8-10 (субклинически выраженная форма депрессии) 45 15 9 3 11 и выше (клинически выраженная форма тревоги) 45 15 15 5 11 и выше (клинически выраженная форма депрессии) 9 3 - - Таблица 4 Показатели уровня личностной тревожности (вторая часть шкалы) Спилбергера-Ханина у студентов Уровень тревожности Период исследования n = 300 Абс. число, человек % Низкий 2014 г. 114 38 2016 г. 123 41 Средний 2014 г. 135 45 2016 г. 156 52 Высокий 2014 г. 51 17 2016 г. 21 7 Полученные результаты подтверждают, что регулярная физическая нагрузка обладает антистрессовым действием, снижающим тревогу и депрессию. Кроме того, мониторинг включал в себя не только оценку физической активности, физической подготовленности, морфофункциональных и психологических показателей студентов, но также анализ и оценку результатов теоретических знаний. Оценка уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья осуществлялась по тестовым заданиям, разработанным на кафедре «Физическое воспитание и спорт» (рис. 2). Рис. 2. Оценка уровня знаний студентов Следует отметить, что к концу периода исследования уровень знаний у 90% студентов оценивался на «отлично». Таким образом, результаты мониторинга в образовательном процессе по физическому воспитанию у студентов технического вуза свидетельствуют о том, что за период исследования у студентов улучшились самооценка состояния здоровья и показатели гармоничности телосложения, увеличились физическая активность, показатели физической подготовленности и работоспособности, повысились функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшились психологические показатели, что в целом подтверждает правильность подбора средств, методов и физических нагрузок в период обучения в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Анализ показателей, выявленных в результате мониторинга, позволил нам внести необходимые коррективы в организацию здоровьесберегающей деятельности по улучшению состояния здоровья, повышению физической активности, физической подготовленности и работоспособности студентов за период обучения.×
Об авторах
О. А. Мельникова
Омский государственный технический университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта
И. Н. Шевелева
Омский государственный технический университеткандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта
Список литературы
- Войтенко В. П. 1991. Здоровье здоровых (введение в санологию). Киев: Здоровье.
- Кабачкова А. В., Капилевич Л. В. 2013. Мониторинг функционального состояния студентов младших курсов // Теория и практика физической культуры 7, 30-33.
- Карпман В. Л., Белоцерковский З. Б., Гудков И. А. 1988. Тестирование в спортивной медицине. Москва: ФиС.
- Кудашова Л. Т., Кудашов В.Ф. 2014. Тенденции преподавания физической культуры в вузах // Полевщиков М. М. (отв. ред.). Физическая культура, спорт и здоровье: «Виртуаль-23»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 35-38.
- Купер К. 1989. Аэробика для хорошего самочувствия. Москва: Физкультура и спорт.
- Мысина Г. А. 2011. Создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в здоровьесберегающей образовательной среде вуза: Дис.. д-ра пед. наук. Тула.
- Сафонова Ж. Б., Мельникова О. А., Колтошова Т. В., Шевелёва И. Н., Петрова Г. А. 2007. Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация). Омск: ОмГТУ.
- Ханин Ю. Л. 1976. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Ленинград: ЛНИИТЕК.
- Шустова Ю. А. 2016. Здоровьесберегающие технологии в вузе // Юсупова Р. А., Акишина Б. А., Покровская Т. Ю. (отв. ред.). Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: Материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Казань: Фолиант, 575-577.
- Zigmond A. S., Shaith R. P. 1983. The Hospital Anxiety and Depression scale // Acta Psychiatz 67, 361-370.
Дополнительные файлы
