Formation of Russian Patriotism Among Migrant Teenagers Based on the Materials of Advanced Training Courses of the Federal State Educational Institution “Academy of the Ministry of Education of Russia”

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the study lies in the fact that in recent  decades a large number of labor migrants have been arriving on the territory of the Russian Federation. Some of them move to Russia with their children. Will the new place of residence for migrant teenagers become a new homeland? Will they be able to become patriots of Russia? How can educational organizations carry out work on the formation of patriotic education among migrant adolescents? How can a teacher prepare for the formation of patriotic education of migrant teenagers? The modern system of additional professional pedagogical education offers teachers a wide variety of professional development programs, including the formation of patriotic education. FSAOU DPO “Academy of the Ministry of Education of Russia” maintains a federal register of additional professional training programs, which contains about 2,100 programs. A large proportion of programs are devoted to the topic of education and, in particular, are aimed at improving the professional competencies of teaching staff in the formation of patriotic education among students. The article considers the program of the Federal State Educational Educational Institution “Academy of the Ministry of Education of Russia” “School of modern teacher (subject): achievements of Russian science” (60 hours). Its purpose is to improve the professional competencies of teachers in the field of formation of personal results of students – the values of scientific knowledge, civic understanding of the role of Russian science, patriotic attitude to the achievements of Russian scientists. The categories of students in these programs are teachers of Russian language and literature, history and social studies, biology, geography, physics, chemistry, mathematics and computer science. Each subject has its own program. The program consists of two parts: basic and subject-methodical. The basic part of the program contains a module dedicated to the study of the state symbols of the Russian Federation. It reflects the issues of the main functions of the state symbols of the Russian Federation, the main milestones in the history of the coat of arms, anthem and flag of the Russian Federation. Knowledge, ideas about Russian symbols, and embedded in the materials of the module, represent the basis for the formation of a respectful attitude towards it. Further, the authors describe the subject-methodical part of the PC program Patriotic education is embedded in every school lesson and the materials of the PC programs show us scientific achievements in a particular subject, upon familiarization with which patriotism is formed. Thus, the materials of the advanced training programs “School of a modern teacher (subject): achievements of Russian science” can be used to form Russian patriotism among migrant adolescents.

Full Text

Современная демографическая ситуация во многих странах, включая Россию, характеризуется усилением миграционных потоков. Миграционная ситуация в России является не чем иным, как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны. По мнению О.В. Катаева основными причинами миграции в Россию трудоспособного населения стран-доноров являются стагнация производства, низкий уровень заработной платы, широкое распространение бедности, высокий уровень безработицы, отсутствие рабочих мест [4]. Больше половины (около 60%) прибывших в Россию трудовых мигрантов из стран СНГ, опрошенных в ходе многочисленных исследований ЦМИ, имеют семейный статус (состоят в официальном или неофициальном браке); у 40–45% есть дети до 16 лет [11]. И эти дети в дальнейшем останутся жить и трудиться на территории России.

В Указе Президента Российской Федерации от 31.10.2018 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 гг.» говорится о повышение доступности образования для иностранных граждан, провозглашается открытость образовательных организаций в качестве одного из приоритетов.

Процесс миграции связан, прежде всего, с потерей или расставанием с Родиной. Появление нового места постоянного проживания ставит естественные вопросы: а должно ли оно становиться Родиной, как в образовательных организациях вести патриотическое воспитание с детьми-мигрантами.

Современная система дополнительного профессионального педагогического образования насчитывает большое количество программ повышение квалификации, направленных на совершенствование компетенций педагогических работников в области патриотического воспитания обучающихся.

ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» за последние 3 года реализовала порядка 200 программ повышения квалификации, часть из которых посвящена теме патриотического воспитания.

Таким образом, объектом нашего внимания в этой статье стало патриотическое воспитание.

Гипотеза исследования – процесс патриотического воспитания подростков-мигрантов будет эффективным при использовании педагогами содержания программ повышения квалификации Академии Минпросвещения России «Школа современного учителя: достижения российской науки».

Методы исследования – в ходе исследования использовались теоретический анализ научной, педагогической литературы, описание, обобщение.

А что, собственно, представляют собой понятия «воспитание» и «патриотизм»?

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – федеральный закон) по вопросам воспитания обучающихся» дал старт обновления многих аспектов образования, в том числе целей, содержания, организации воспитания, взаимодействию школы с социальными партнерами, детскими общественными организациями. Действующим законодательством воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [9]. Обновленная формулировка подчеркивает патриотическую составляющую определения на законодательном уровне.

В качестве методологической основы исследования выступили идеи и положения многих ученых, государственных деятелей, раскрывших суть понятия «патриотизм», занимавшихся проблемами патриотизма и его формирования – Сократа, Демокрита, Я.А. Коменского, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева и др.

A.C. Макаренко, выдающийся советский педагог, отмечал, что чувство патриотизма проявляется не только в героических поступках, основным критерием патриотических убеждений педагог считал общественный труд. А в понимании В.А. Сухомлинского патриотизм – это чувство, в котором «органично переплетается любовь к малой Родине с её народом, природой, традициями и культурой и чувство любви, верности, уважения к своему государству, готовность служить своему Отечеству, и, если нужно, то отдать жизнь за него» [3].

Сам термин «патриотизм» сравнительно молодой. Он появился в XVIII веке, но аналоги понятия существовали и раньше. Согласно словарю С.И. Ожегова «патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [8].

Современная энциклопедия дает более широкое определение понятия «патриотизм» – любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям (https://clck.ru/36qhDS).

В философском словаре патриотизм определяется как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [10].

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как совокупность нравственных чувств и черт поведения, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, включают в себя любовь к стране, активный труд на благо государства, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к памятникам истории и обычаям родной страны, привязанность и любовь к малой родине; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество, самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [12].

Для нашего исследования представляет интерес определение патриотизма американским ученым М. Мерри, который рассматривает его как особое чувство влечения, которое индивид испытывает к своей родине (или приемной родине), вызывающее особую психологическую привязанность и гордость [13].

Обретение новой/приемной Родины достаточно сложный жизненный процесс. Как же воспитать в подростке-мигранте патриотизм к новой Родине, России? На каких нормативно-правовых документах строится процесс патриотического воспитания?

Основные направления в организации патриотического воспитания обучающейся молодежи отражены в перечне документов и государственных программах, где патриотизм рассматривается как основа политического, духовно-нравственного единства страны.

Основу нормативных правовых документов составляет Конституция РФ. В статье 67.1. говорится: «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим».

В качестве значимого документа в нормативно-правовом регулировании патриотической сферы стоит отметить Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.07.2020 № 474 «О Национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года», где тема воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций определена в качестве национального приоритета в развитии государства. В рамках исполнения данного указа был разработан профильный федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который вошел в национальный проект «Образование» и стал серьезным этапом в развитии и государственной поддержке области патриотического воспитания. Кроме того, область патриотического воспитания затрагивают и другие входящие в данный нацпроект федеральные проекты – «Социальная активность», предусматривающий развитие и поддержку добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества; «Социальные лифты для каждого», направленный на создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста; «Молодежь России», направленный на создание условий для эффективной самореализации молодежи.

Важнейшим документом в области патриотического воспитания выступает и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации). Пункт 3 статьи 3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет одним из принципов государственной политики в области образования воспитание патриотизма. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из приоритетных целей государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

Кроме того, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит статью 12.1. «Общие требования к организации воспитания обучающихся», которая устанавливает обязательства образовательной организации по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, в которые включаются в том числе мероприятия по формированию патриотизма.

С 1 сентября 2022 года в общеобразовательных организациях реализуются обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования. Одно из основных изменений обновленных ФГОС - это патриотический уклон. В утративших силу ФГОС начального и основного общего образования от 2009-2010 гг., патриотическая составляющая была изложена кратко. Она была направлена на обеспечение «овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России». По итогу обучающийся обретал российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, Родину, прошлое и настоящее многонационального народа страны. Обновленные ФГОС содержат больше патриотических установок. В них прописаны требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования, включающие в себя требования как к результатам обучения, так и к результатам воспитания, которые должны отражать развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания [6].

Документ четко определяет требования к результатам патриотического воспитания:

– «осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

– ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

– уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране».

В методических рекомендациях «Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации» определено, что уважение к государственным символам страны - флагу, гербу, гимну, государственным праздникам, ценностное отношение к достижениям своей Родины, сохранение исторической памяти, знание истории страны, гордость за ее победы и героев (День России, День Победы и др.) и т. д. есть не что иное, как патриотические ценности, т. е. такие ценности, которые понятны для каждого человека и общества в целом, установки, идеалы и нравственные ориентиры, формирующие и выражающие преданность гражданина своей стране и ее интересам [5].

Тема формирования патриотизма у подростков-мигрантов в настоящее время определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы. Как показывает анализ научно–педагогической литературы патриотическому воспитанию подростков-мигрантов уделяется недостаточно внимания. Но в современных реалиях оно приобретает особую актуальность.

Изучив работы российских и зарубежных исследователей, посвященных адаптации подростков-мигрантов, мы пришли к выводу, что практически все исследователи уделяли недостаточно внимания такому мощному инструменту социокультурной адаптации, как воспитание национального патриотизма принимающей страны – российского патриотизма, в нашем случае. С.В. Барышникова указывает на ряд актуальных проблем в организации патриотического воспитания подростков-мигрантов: негативное отношение к новому месту жительства, потребность подростка-мигранта сохранить обычный образ жизни в страхе перед переменами, отсутствие взаимопонимания между подростками-мигрантами и окружающим социумом [1]. О.И. Денисенко определил основные этапы: диагностический, организационно-прогностический, практический, аналитический и направления работы по формированию российского патриотизма у подростков-мигрантов: морально-этическое, гражданско-правовое, культурно-историческое, национально-патриотическое [2].

Школа выступает основным агентом по формированию патриотического воспитания у подростков-мигрантов. Успех реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов во многом зависит от качества профессиональной подготовки учителя, т. к. именно педагог выполняет многочисленные социально значимые функции, влияет на формирование патриотических качеств подрастающего поколения. Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения обучающимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Как же педагогу подготовиться к формированию патриотического воспитания подростков-мигрантов? Как можно формировать у подростка-мигранта патриотизм, если он не знаком с российскими патриотическими ценностями: с государственной символикой Российской Федерации, государственными праздниками, культурными традициями, особенностями природы, научными и культурными достижениями? Именно эти знания, на наш взгляд, будут способствовать формированию у подростков-мигрантов основ российского патриотизма. В контексте нашего исследования мы остановимся на следующих ценностях патриотического воспитания: государственных символах Российской Федерации и достижениях российской науки.

Греческое слово «символ» в переводе на русский язык – это знак, примета, отличительная черта. Как пишет Н.Н. Рубцов «символ – это наиболее емкая и значительная, продуктивная и концентрированная форма выражения культурных ценностей и смыслов» [8]. Символом может быть любой предмет, музыкальное произведение. За отдельным предметом, документом, литературным или музыкальным произведением, имеющим символическое значение, мы видим события, развитие и ход истории государства. Именно поэтому государственной символике в патриотическом воспитании отводится особая роль.

Важную роль в патриотическом воспитании подростков-мигрантов играет наука и научные достижения российских ученых. Научные достижения страны определяют ее место на международной политической и экономической арене, служат основой для гордости ее научными открытиями. Научные достижения позволяют обеспечить технологический суверенитет страны. Научные открытия и разработки позволяют гарантировать безопасность государства: военную, продовольственную, безопасность жизни и здоровья населения. В системе обучения и внеурочной работы следует акцентировать внимание подростков-мигрантов на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, культуры и различных отраслей производства. История российской науки богата открытиями мирового значения, которые изменили жизнь и определили современную реальность. Радио, телевидение, первый искусственный спутник, электродвигатель, цветная фотография, наркоз, периодическая таблица Менделеева, редактирование генома были созданы российскими учеными. Вклад российской науки в мировую науку связан с именами таких выдающихся российских деятелей науки и культуры, как М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, Н.И. Лобачевский, Д.Д. Шостакович, Н.М. Сеченов, С.В. Ковалевская, Н.И. Пирогов, А.С. Попов, А.Н. Туполев, Б.С. Якоби, С.М Прокудин-Горский, Е. Кунин и многие другие.

Для того чтобы процесс патриотического воспитания был эффективным и приводил к положительным результатам, педагогический работник должен отличаться профессионализмом, теоретической и практической компетентностью, обладать такими качествами, как истинный патриотизм, гражданская ответственность и нравственность, ему необходимо знать содержание понятия «патриотизм», историю его развития в нашей стране, качества настоящего патриота, а самое главное, развивать в себе чувство патриотизма, чтобы быть примером для своих обучающихся. Для овладения необходимыми знаниями и умениями необходимо систематически проходить обучение по программам дополнительного профессионального образования, в частности, по программам повышения квалификации.

Для нашего исследования мы рассмотрим программы повышения квалификации ФГОАУ ДПО «Академия Минпросвещения России» «Школа современного учителя (предмет): достижения российской науки» (60 час.) (далее – программа ПК), которые направлены на совершенствование профессиональных компетенций учителей в области формирования личностных результатов обучающихся – ценностей научного познания, гражданского понимания роли российской науки, патриотического отношения к достижениям российских ученых. Категории слушателей этих программ – учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, биологии, географии, физики, химии, математики и информатики. Каждому предмету соответствует своя программа. Программа состоит из двух частей: базовой и предметно-методической.

Базовая часть программы содержит модуль, посвященный изучению государственных символов Российской Федерации. В нем отражены вопросы основных функций государственных символов РФ, основные вехи истории герба, гимна и флага РФ. В материалах модуля говорится о государственных символах как отражении многовековой истории Отечества, связи настоящего с прошлым и ориентиры на будущее. Знания, представления о российской символике, заложенные в материалах модуля, представляют основу формирования уважительного к ней отношения.

Уважение к государственным символам не просто показатель формирования патриотизма – это важное достижение общей и политической культуры подростков-мигрантов, которая, как известно, не может сформироваться в одночасье. Процесс формирования непрерывен, и многое в его успехе зависит от усилий педагога, его умения организовывать ознакомление подростков-мигрантов с государственной символикой.

Поэтому немаловажное значение в модуле имеет освещение вопросов методики обучения государственным символам: основным методическим приемам и формам конструирования учебных занятий государственной символике, методическим приемам для изучения герба, гимна и флага Российской Федерации, а также использование форм внеурочной деятельности при работе с государственной символикой. Практическая часть модуля подразумевает разработку слушателями фрагмента учебного занятия по теме: «Государственные символы Российской Федерации».

Патриотическое воспитание должно быть заложено в каждом уроке и содержание предметно-методической части программы ПК показывает нам научные достижения в том или ином предмете, при ознакомлении с которыми и формируется патриотизм.

Так, формирование у школьников чувства патриотизма на уроках физики может быть связано с их знакомством с историей открытий и изобретений, с жизнью и достижениями ученых, внесших большой вклад в развитие российской и мировой науки.

При обучении по программе ПК учителя физики познакомились с такими достижениями российской физической науки, как развитие российской авиации, где были рассмотрены вопросы истории развития российской гражданской авиации; физики атома и атомного ядра, где речь шла о современных инновациях в атомной энергетике России, а Россия, как известно, является признанным мировым лидером; истории космических полетов, где были освещены инновационные направления в развитии космических полетов, такие как разработка новой российской космической орбитальной станции, а также создание космического аппарата с ядерной электродвигательной установкой.

В современных условиях также важно усилить внимание и к географическому образованию как к фактору патриотического воспитания. География относится к числу важнейших учебных предметов, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания подростков-мигрантов.

При обучении по программе ПК учителя географии познакомились со следующими достижениями российской географической науки: это и отечественные географы: их концепции, теории, взгляды; изучение Арктики: тема посвящена этапам изучения и исследования Арктики – исследованиям российских ученых на полярных станциях в Арктике, добыче нефти на шельфе в Арктике, новым открытиям в Арктике; изучение и освоение Мирового океана Россией, научные экспедиции в Северном Ледовитом и Тихом океанах в XX в., научные направления исследования Мирового океана, опасные явления в Мировом океане, геохимия и геология Мирового океана, минеральные ресурсы Мирового океана, космические исследования Мирового океана и др.

В содержании учебных дисциплин истории и обществознания заложены большие возможности для патриотического воспитания подростков-мигрантов. Огромную роль играет обществознание, которое способствует формированию у подростков-мигрантов знаний о человеке, об обществе и социальных отношениях, о человеческой деятельности, о видах и методах его организации. Уроки обществознания помогают развить у подростков-мигрантов способность применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться к быстро меняющемуся миру социально-экономических и политических отношений. Уроки обществознания формируют любовь к семье, правам и свободам человека, к России как к новой Родине, к окружающей природе.

Уроки истории призваны помочь обучающимся подросткам-мигрантам прочувствовать и осознать все положительное, что было в прошлом. Усвоение ими идеи любви к Родине, к России, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования патриотичности, гражданственности, воспитания гражданина России.

Программа ПК «Школа современного учителя истории и обществознания: достижения российской науки» знакомит педагогов со следующими достижениями: достижения советской исторической науки. В этой теме слушателей знакомят с количественными методами в исторических исследованиях, а также с обобщающим трудом «История СССР с древнейших времен до наших дней»; достижения современной исторической науки, в которой освещены вопросы: достижения современной исторической науки, обобщающий труд «История России», современная трактовка истории славян Восточной Европы, новые подходы в исследованиях по возникновению и формированию государства Русь, современные подходы к истории Первой мировой войны и революции 1917 г., новая трактовка истории Гражданской войны; исследования в области демографии, раскрывающие вопросы демографической политики Российской Федерации, демографических процессов: рождаемость, смертность, брачность, семьи и домохозяйства, миграция населения, совершенствования демографической политики.

Любовь к русскому языку есть одно из проявлений патриотизма. Для формирования чувств патриотизма дисциплины «Русский язык» и «Литература» обладают большим потенциалом, неся в себе высочайшую познавательную ценность. Перед учителями русского языка и литературы проблема патриотического воспитания стоит особенно остро, так как цель учителя передать обучающимся завещание в виде художественного слова, речи, книги, предотвратить нравственную деградацию, возродить и укрепить духовно-нравственные ценности. Слово учителя обладает мощным средством воспитательного воздействия, а сам учитель является в первую очередь примером.

Программа ПК «Школа современного учителя русского языка и литературы: достижения российской науки» знакомит педагогов со следующими научными достижениями: технологии искусственного интеллекта в российской лингвистике, открытия российских ученых в исследовании афазии, межполушарной асимметрии и патопсихолингвистики; социолингвистические и лингвокультурологические исследования российских ученых, развитие современной медиалингвистики: в этом направлении рассматривается актуальный вопрос о проблемах сохранения языков малых народов России как одной из актуальных проблем социолингвистики в XXI веке; современное литературоведение, где рассматриваются современные подходы к анализу текста художественного произведения.

В решении задач патриотического воспитания подростков-мигрантов ведущую роль играют и предметы естественно-научного цикла, поскольку они имеют специфические возможности и особенности, способные активизировать процесс патриотического воспитания.

Программа ПК «Школа современного учителя биологии: достижения российской науки» знакомит слушателей с достижениями российской биологической науки в области эволюционной биологии, где рассматривается вклад отечественных ученых в становление и развитие эволюционной биологии в XVIII–XX вв.; в области микробиологии, где рассматриваются основные направления исследований в современной микробиологии; в области генетики, где освещены научные идеи Н.К. Кольцова, А.С. Серебровского, Н.П. Дубинина и работы Г.Д. Карпеченко, И.А. Рапопорт. Особый интерес представляет материал о развитии генетики в настоящее время: секвенирование «нового поколения», расшифровка генома, генотерапия, генетические банки.

Контент программы ПК «Школа современного учителя химии: достижения российской науки» содержит материал, раскрывающий развитие представлений о строении вещества: вклад советских и российских ученых: М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И. Менделеева, Н.Н. Семенова, Е.В. Бирона и других в развитие представлений о строении вещества, взаимосвязи строения и свойств; механизмы химических реакций, где раскрывается содержание работ ученых-химиков: Н.Н. Семенова, Н.Н. Зинина, В.В. Марковникова, А.М. Зайцева, М.Г. Кучерова, М.И. Коновалова; основные сведения о координационных соединениях, где дается представление об основных положениях координационной теории.

Если говорить о целях патриотического воспитания подростков-мигрантов на уроках математики и информатики, то это – развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности Конституции РФ, высокой ответственности. Уроки математики и информатики воспитывают у обучающихся новую коммуникативную культуру, основанную на осмыслении полученной информации, критическим подходам к различным источникам, манипулирующим фактами и искажающим исторические факты, умении противостоять потоку негативной, антигуманной, антипатриотической информации.

Программа ПК «Школа современного учителя математики: достижения российской науки» знакомит слушателей с результатами исследований и научными достижениями Н.И. Лобачевского, С.В. Ковалевской, Л.В. Канторовича и М.В. Келдыша, математического гения ХХ столетия А.Н. Колмогорова.

Программа ПК «Школа современного учителя информатики: достижения российской науки» освещает вопросы достижения российской науки в области современных информационных технологий: где рассматриваются беспилотные технологии и технологии дистанционного управления объектами, робототехника, технологии распознавания образов, изображений, речи, синтез речи и изображений; достижения российской науки в области программных решений: это и российские операционные системы, предназначенные к использованию в образовательных организациях, это и обзоры российских офисных решений, облачные цифровые сервисы, назначение, принципы работы и возможности геоинформационных систем на примере 2ГИС и Яндекс карт; достижения в области защиты информации: российские системы резервного копирования и шифрования данных, достижения российских компаний–разработчиков антивирусного программного обеспечения.

В методическом модуле программ ПК «Школа современного учителя: достижения российской науки» рассмотрены вопросы формирования патриотизма на уроках, требования к личностным и предметным результатам освоения образовательных программ по предметам, рассмотрен воспитательный потенциал курса «Школа современного учителя: достижения российской науки».

Таким образом, материалы, содержание программ повышения квалификации «Школа современного учителя (предмет): достижения российской науки» ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» способствуют формированию патриотизма подростков-мигрантов. Материалы курса направлены на совершенствование педагогических компетенций и представляют собой единство цели, принципов, содержания, форм, методов и средств, необходимых для эффективной работы по патриотическому воспитанию подростков-мигрантов. Содержание программы «Школа современного учителя (предмет): достижения российской науки» ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» направлены на углубление нормативно-правовых, психолого-педагогических, методических знаний у педагогических работников, развитие умений и навыков, необходимых для результативного осуществления работы по формированию российского патриотизма у подростков-мигрантов.

×

About the authors

Svetlana E. Mansurova

Academy of the Ministry of Education of Russia

Email: s.mansurova@apkpro.ru

Doctor of Philosophy

Russian Federation, Moscow

Tatyana A. Silantieva

Academy of the Ministry of Education of Russia

Author for correspondence.
Email: silanteva@apkpro.ru
ORCID iD: 0009-0007-3275-1967

Candidate of Pedagogical Sciences

Russian Federation, Moscow

References

  1. Bary`shnikova, S.V. (2010). Aktual`ny`e problemy` patrioticheskogo vospitaniya detej-migrantov. V mire nauchny`x otkry`tij. https://clck.ru/36rZG5 (in Russ.).
  2. Denisenko, O.I. (2017). Osobennosti vospitaniya nacional`nogo (rossijskogo) patriotizma kak instrument sociokul`turnoj adaptacii shkol`nikov iz semej migrantov k sociokul`turnomu prostranstvu prinimayushhej strany`. sravnitel`ny`j analiz opy`ta SShA i Rossii. Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. № 2. (in Russ.).
  3. Kazakova, A.G., & Novashina, M.S. (2016). Neprexodyashhee znachenie idej A.S. Makarenko i V.A. Suxomlinskogo o patrioticheskom vospitanii. Vestnik MGUKI. 4 (72). S. 131-138. (in Russ.).
  4. Kataeva, O.V. (2017). Faktory`, obuslovlivayushhie migraciyu v Rossijskuyu Federaciyu. Vestnik VGU. Seriya: Pravo. №1. S. 102-108. (in Russ.).
  5. Osnovy` patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii. Metodicheskie rekomendacii. Utverzhdeny` E`kspertny`m sovetom po patrioticheskomu vospitaniyu pri FGBU «Rospatriotcentr» 10.10.2022 goda. Federal`noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie «Rossijskij centr grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya detej i molodezhi». (in Russ.).
  6. Prikaz Ministerstva prosveshheniya RF ot 31.05.2021 № 287 «Ob utverzhdenii federal`nogo gosudarstvennogo obrazovatel`nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovaniya».
  7. Rubczov, N.N. (1991). Simvol v iskusstve i zhizni. M., S. 41-43. (in Russ.).
  8. Tolkovy`j slovar` russkogo yazy`ka: 80 000 slov i frazeologicheskix vy`razhenij. M.: Azbukovnik, 1999. 944 s. (in Russ.).
  9. Federal`ny`j zakon ot 31.07.2020 g. № 304-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal`ny`j zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». (in Russ.).
  10. Filosofskij slovar`. 5-e izd. M.: Politizdat, 1987. 590 s. (in Russ.).
  11. Florinskaya, Yu.F. (2012). Migraciya semej s det`mi v Rossiyu: problemy` integracii (po materialam sociologicheskix oprosov Centra migracionny`x issledovanij). Problemy` prognozirovaniya. №4. S. 118-126. (in Russ.).
  12. Xarlamov, I.F. (2006). Pedagogika: kurs lekcij. M.: Gardariki, 438 s. (in Russ.).
  13. Michael, S. Merry. (2009). Patriotism, History and the Legitimate Aims of American Education // Educational Philosophy and Theory. Vol. 41, № 4. P. 381.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies