Professional Development of Teaching Staff in the Issues of Education and Socialization of Students Using the Resources of the Urban Environment

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the results of a study of the practice of professional development of the director's advisers on education and interaction with children's public associations, an analysis of foreign and domestic approaches, models, practices and programs of professional development of pedagogical and managerial personnel in the issues of education and socialization of students, including using the resources of the urban environment. In the course of the study, various groups of methods were used, including the method of comparative analysis of normative, legal documents; analysis, systematization and generalization of the data obtained; complex analysis, classification and structuring of information and statistical data; modeling method; generalization of research results. As a result, model solutions have been developed and theoretically substantiated for the professional development of pedagogical and managerial personnel, including advisers to the director for education and interaction with children's public associations, in matters of education and socialization of students. It should be noted that one of the conceptual ideas that is reflected in almost all countries is the idea of continuity and individualization of professional development of teachers in the field of education and socialization of students. It should be noted that one of the conceptual ideas that is reflected in almost all countries is the idea of continuity and individualization of professional development of teachers in the field of education and socialization of students. Continuous professional development of teachers, including advisers to the Director of education and interaction with children's public associations, is carried out through the integration of formal and non-formal education, as well as through self-education and self-development. Teachers, advisers to the director of education should be able to design a socio-cultural educational environment for the upbringing and positive socialization of students, while including socio-cultural objects and resources in educational practice.

Full Text

Изменения в образовательном процессе в области воспитания школьников, введение с 2023 года новой должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями выдвигают новые требования и задачи, связанные с профессиональным развитием педагогических и управленческих кадров, формированием у них новых компетенций в области воспитания и социализации обучающихся. Профессиональное развитие управленческих и педагогических кадров связано с освоением новых функций, организацией воспитательной деятельности в образовательной организации, организацией взаимодействия с детскими общественными объединениями, с социально-педагогической поддержкой обучающихся в процессе воспитания и социализации. Поскольку деятельность советников по воспитанию в большей степени связана с использованием ресурсов воспитания и социализации обучающихся вне образовательной организации, внешкольной работе, то важным является использование ресурсов городской среды.

Неоспоримым фактом является то, что человек формируется и реализуется в роли личности, в основном, благодаря социуму, который в системе духовных, материальных, общественных отношений образовывает структуру социокультурной среды. Как следствие, рассматриваемая среда выступает в качестве решающего условия развития и становления личности. Однако человек в процессе активной адаптации, в свою очередь, также влияет на окружающую его среду, именно поэтому она является областью интересов множества дисциплин: социологии, философии, социальной психологии и многих других.

В ходе анализа научных статей по вопросу подготовки педагогов к воспитанию и социализации обучающихся нам удалось обнаружить значительное количество работ, базирующихся на широкой теоретической базе в области психологии и социологии. Статьи посвящены эффективным стратегиям формирования у школьников моральных принципов, духовных ценностей и т. д., а также решения возникающих в классе проблем (неуважение друг к другу, жадность, воровство и т. д.) в разных странах. Широко рассмотрен концепт «Teacher as a Moral Educator». В частности, такие вопросы поднимаются исследователями из США (Schaps, Schaeffer, & McDonnell, 2001; Lickona, 1978), Малайзии (Guy, Abdullah, Yasin & Saharuddin, 2020), Румынии (Velea & Farca, 2013), Индии (Kanzal, Subikshalakshmi & Lopamudra, 2016), Турции (Turan & İşçitür, 2017), Сингапура (Teo, 2013), Финляндии (Rissanen, Kuusisto, Hanhimaki & Tirri, 2018), Великобритании (Pantić & Wubbels, 2012), Южной Африки (Oladipo, 2009), Нигерии (Okeke & Okoye, 2016), Индонезии (Ibrahim, Robandi, Supriatna & Nuryani, 2017), Пакистана (Siddiqui & Soomro, 2022), Ирландии и Австралии (Gleeson & O’Flaherty, 2016). Широкий временной охват (с 70-х гг. ХХ в. по наши дни) показывает неослабевающий интерес ученых к исследуемой проблеме.

 Поднимается вопрос и о том, какими личностными качествами должен обладать преподаватель для полноценного развития и воспитания обучающихся (Weissbourd, 2002), (Petig, Chávez & Austin, 2019).

В контексте нашего исследования в качестве ведущих подходов к воспитанию и социализации школьников в условиях городской среды могут быть названы субъект-субъектный и субъектно-деятельностный подходы.

В соответствии с концепцией социализации и социального воспитания А.В. Мудрика ведущим выступает субъект-субъектный подход к социализации. Он также находит отражение в трудах Б.В. Куприянова, в концепции социализации У. Бронфенбреннера (Urie Bronfenbrenner), в представлениях А. Макинтайра (Alasdair MacIntyre) о концепциях детства в различных культурах. Под субъект-субъектным подходом, в контексте феномена социализации, принято понимать такой подход, где ведущую роль играет сам человек. Безусловно, в процессе интеграции человека в общество важны и само общество, и различные социальные группы, тем не менее, именно человек является активным участником данного процесса.

В работах Куприянова Б.В., Араповой П.И., Никитиной Э.К. доказывается, что возможности человека будут реализовываться только тогда, когда он реализует активную деятельность. С целью развития индивидуальности ребенку должен быть предоставлен реальный субъектный опыт и полномочия в построении деятельности, общения и отношений [2]. Рассматриваемый подход основан на том, что личность человека неразрывно связана с её деятельностью, что находит выражение в следующих проявлениях: различные виды деятельности ребенка оказывают влияние на его личность, а личность, в свою очередь, выбирает, осуществляет и вносит изменения в собственную деятельность.

С точки зрения субъектно-деятельностного подхода, взрослый не предоставляет ребёнку готовые решения, а участвует в процессе выработки их совместно и наравне с ним, задачи и цели деятельности также вырабатываются ребенком и взрослым. Процесс воспитания и социализации, таким образом, сконцентрирован вокруг совместного поиска решений в процессе деятельности [2].

Эффективность деятельности институтов воспитания и социализации детей и молодежи в значительной степени зависит от создания в городе безопасной и гармоничной среды. Благоприятная городская среда не только создает условия для повышения качества жизни детей и взрослых, но и снижает стресс, косвенно уменьшает количество насилия, а наличие в ней пространства для людей с ограниченными возможностями благоприятно сказывается на их социализации.

Таким образом, можно сделать промежуточных вывод о том, что городская среда может стать ресурсом воспитания и социализации обучающихся в случае, если она безопасна и комфортна. В исследованиях Куприянова Б.В., Араповой П.И., Никитиной Э.К. обосновывается, что городскую среду можно назвать достаточно безопасной и гармоничной в том случае, если в ней нейтрализуется негативное воздействие городских предприятий, если люди в ней имеют возможность соблюдать нормы и правила, заботиться об окружающей среде. Помимо всего прочего безопасная городская среда предоставляет возможность детям подросткового возраста экологично выражать свои чувства и эмоции, а также создает позитивное настроение благодаря тому, что основана на доброжелательном  отношении людей друг другу и к тому, что их окружает. Многофункциональная среда в городе оказывает благоприятное влияние на родителей в том случае, когда создает условия для достижения воспитательных и образовательных успехов. В исследованиях Куприянова Б.В. выделяются следующие противоречия в осуществлении воспитания и социализации подрастающего поколения в современной городской среде:

  • противоречия, возникающие в процессе взаимодействия системы воспитания и городской среды: между наличным и актуальным состояниями (идейной парадигмы воспитания, ценностей ребенка, технологий воспитания, подготовленности кадров);
  • ограниченность ресурсного обеспечения (нормативного, финансового, кадрового, информационного).

Соответственно, преодоление противоречий и раскрытие потенциала городской среды как фактора, условия и средства воспитания и социализации детей возможно только при условии профессиональной работы педагогов, которых к этому необходимо специально готовить. Сопровождение педагогическими работниками воспитания и социализации детей с опорой на городскую среду – это процесс, который постоянно усложняется, так как изменяются и сами условия. Следовательно, он особенно нуждается в организации, супервизии, контроле и корректировке, что определяет и необходимость специальной подготовки педагогических и управленческих кадров.

Обратимся к анализу ключевых подходов профессионального развития педагогических и управленческих кадров в вопросах воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов городской среды. Данный анализ нам интересен прежде всего с точки зрения выявления опыта, потенциально эффективного в российских реалиях, соответственно в основу анализа положим следующие критерии:

  • системность и структурированность в соответствии с целевыми установками;
  • объективность (результаты должны отражать реальное состояние дел, личный фактор должен быть минимизирован);
  • доступность (информация должна поступать в форме, доступной для восприятия и удобной для переработки, хранения и принятия управленческих решений);
  • валидность (средства диагностики должны охватывать главные аспекты изучаемого явления и позволять выносить однозначные суждения именно о том параметре, который исследовался, наблюдался);
  • оперативность и достоверность должны обеспечивать возможность проверки всех возникающих вопросов по качеству информации;
  • целостность представляет собой не сведение его к единичным оценочным процедурам, а проведение системного анализа функционирования изучаемой системы и взаимосвязи между ее звеньями;
  • комплексность выражается в полноте и взаимосвязанности различных структурных элементов анализа, планирования и управления;
  • учет особенностей объекта исследования связан с анализом объективных условий его функционирования.

Анализ, проведенный подобным образом, осуществляется с целью информирования членов профессионального сообщества и широкой общественности, служит «инструментом обратной связи» в оценке опыта и программ или выработке концептуальных подходов в области стратегии и тактики новой образовательной политики в области воспитания.

Так, в педагогической литературе описаны подходы к организации практики сопровождения в дополнительном профессиональном образовании (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына). В настоящее время сложилось несколько систем научно-методического сопровождения: региональная и федеральная. Методическое сопровождение рассматривается как процесс, направленный на помощь в разрешении актуальных проблем, возникающих в профессиональной деятельности, связанной с воспитанием обучающихся.

Как отмечают авторы, к основным профессиональным компетенциям, требующим развития, относятся:

  • методологическая компетентность (умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребёнка в образовательном учреждении с позиций группы и каждого ребенка, совместной (партнерской) деятельности взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач);
  • психолого-педагогическая компетентность (теоретические знания в области индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся разного возраста, умение использовать эти знания в проектировании образовательной деятельности);
  • коммуникативная компетентность (практическое владение приёмами общения, позволяющими осуществлять позитивное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители, члены семьи, педагоги);
  • исследовательская компетентность (умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательной деятельности: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности);
  • презентационная компетентность (умение презентовать положительный результат своей профессиональной деятельности в написании статей в журналах, на образовательных сайтах, выступления на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам образования на сайте учреждения и т. д.);
  • акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию);
  • информационно-коммуникационная компетентность.

С учётом понимания важности потенциала городской среды как ресурса воспитания и социализации обучающихся, роли педагога как организатора указанного процесса и обоснованной необходимости системной подготовки педагога к воспитанию и социализации обучающихся с использованием ресурсов городской среды, мы обратились к анализу существующих моделей и подходов профессионального развития педагогических и управленческих кадров (Т.Б. Волобуева [3], Е.Н. Каленик [4], Ю.В. Косолапова [5], Н.Ю. Лозинская [6], Е.В. Лопанова [7], Л.Н. Макарова [8], В.К. Маркова [9], И.А. Мекеня [10], Л.Ю. Монахова [11], Л.Н. Нугуманова [12], С.Н. Петрова [13], Л.Ф. Савинова [14], М.В. Токарев [15], Е.В. Филатова [16], Л.В. Фурсова [17], М.М. Шалашова [18; 19], Н.Л. Жмакина [20]).

Модель супервизии профессионального развития педагогических и управленческих кадров в вопросах воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов городской среды представляет собой достаточно эффективную схему профессионального развития педагогических и управленческих кадров, которую можно задействовать в профессиональном развитии и советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Ее можно применять как для обучения молодых специалистов, которые только готовятся войти профессию, так и для тех педагогов, которые уже имеют опыт.

Среди основных преимуществ данный модели можно выделить направленность на практику; гибкость, многообразие форм и методов работы, которые можно применить как в условиях смоделированной, так и реальной трудовой ситуации. Для данной модели характерен достаточно тесный межличностный контакт педагога и обучающегося.

В основе модели непрерывного профессионального развития лежит внутренняя активность педагога. Педагог стремится к преобразованию своего профессионального поведения, опыта, и его внутренний мир изменяется, затем меняется способ педагогической деятельности. Непрерывное профессиональное развитие подразумевает важный компонент – обмен знаниями, как один из вариантов распространения педагогического опыта. Внутри образовательной организации должны действовать системы, помогающие педагогам взаимодействовать друг с другом, передавать и распространять педагогический опыт. Обмен знаниями обеспечивает постоянное движение информации в образовательной организации, и хорошо, когда это движение происходит по правилам и согласно обозначенным процедурам. Обмен опытом может происходить в виде докладов, в формате педагогических разработок, в ходе профессиональных встреч и в работе педагогических сообществ. Чтобы грамотно реализовать модель непрерывного профессионального развития, необходимо понимать существующие закономерности, которые носят объективный характер и не зависят от людей, поэтому игнорировать их нельзя. Это такие закономерности, как: творческое мышление развивается на протяжении всей профессиональной деятельности педагога, интенсивность развития может меняться, но при этом развитие происходит; профессиональные знания и умения развиваются в любом возрасте, но только тогда, когда педагог готов к освоению новых форм и приемов; мотивация педагога повышается, когда он переживает ситуацию успеха; творческое мышление педагогов активизируется в ходе выполнение совместных проектных работ.

В рамках вышеназванных моделей профессионального развития педагогические и управленческие кадры готовят к реализации различных подходов к воспитанию и социализации детей.

Следует отметить, что анализ существующих практик профессионального развития педагогических и управленческих кадров в вопросах воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов городской среды свидетельствует, что основными направлениями являются следующие:

  • неформальное образование, т. е. обучение и консультирование, организованное различными организациями, фондами, не предполагающее выдачу документов установленного образца;
  • формальное образование педагогических и управленческих кадров в вопросах воспитания и социализации обучающихся организациями, оказывающими услуги дополнительного профессионального образования, предполагающее получение документов государственного или установленного образца по окончании (в ДПО-дипломов о профессиональной переподготовке и/или удостоверений о повышении квалификации).

Представляется возможным выделить черты неформального образования, которые могут присутствовать в работе с педагогами, советниками директора по воспитанию:

  • гибкость в освоении содержания и возможность выбора тех тематических акцентов, которые представляются им наиболее значимыми и актуальными;
  • вариативность и гибкость: совместное выстраивание и достраивание содержания образования, гибкий подход к внесению требуемых корректив, адекватный ответ на существующие запросы и потребности;
  • учет индивидуальности и особых потребностей управленческих кадров и педагогов;
  • широкое использование ресурсов открытого образования (информационных, тьюторских, консультационных, дистанционных, навигационных, программных и др.);
  • использование социокультурных ресурсов городской среды и выход за рамки стен образовательных организаций;
  • сетевое взаимодействие различных организаций по реализации программ дополнительного образования.

В рамках профессионального развития могут быть реализованы модельные решения в области непосредственной деятельности педагогов и советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, которые представлены в трех направлениях: информационно-методическом, консультативно-методическом и учебно-методическом.

Таким образом, модельные решения информационно-методического характера включают следующие аспекты:

  • регулярное информирование педагогов, советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями о современных образовательных (отечественных, зарубежных) и информационных трендах, вызовах, о лучших педагогических практиках в области воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов городской среды, об эффективных подходах, технологиях, формах и методах организации воспитания и социализации обучающихся, научных исследованиях и современном оборудовании, возможности организации образовательной деятельности обучающихся;
  • организация информационного обмена между педагогами, советниками директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и ключевыми стейкхолдерами в зависимости от запросов организации и выявленных профессиональных дефицитов;
  • внедрение многообразных форм информационно-методического сопровождения: интерактивные события, например, форсайт-сессии, практико-ориентированные семинары, консультации как в онлайн, так и в офлайн-формате, методические выставки и рекомендации, создание банка лучших педагогических практик, обеспечение информационно-образовательными ресурсами и пр.

Модельные решения профессионального развития педагогических и управленческих кадров могут осуществляться через освоение магистерских программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

В рамках формального образования могут реализовываться различные модельные решения профессионального развития педагогических и управленческих кадров в вопросах воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов городской среды, которые разрабатываются на основе: персонифицированной модели, дефицитарной модели, образовательной организации как саморазвивающейся системы, сетевого взаимодействия, реализации вертикальной или горизонтальной модели сетевого взаимодействие, смешанной модели.

Социально-экономическая действительность, изменения международной и политической жизни в стране актуализируют значимость воспитания будущего поколения, готового к быстрой адаптации к новым условиям существования, усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество; формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений. Как следствие, возрастает значимость воспитательной работы в образовательных организациях, а, следовательно, подготовки и переподготовки педагогических кадров, готовых решать обозначенный задачи и управленческих кадров для организации воспитательной деятельности.

Система профессионального развития педагогических и управленческих кадров в вопросах воспитания и социализации обучающихся с использованием ресурсов городской среды должна быть выстроена с учетом взаимодействия всех институтов воспитания и социализации под контролем органов управления образованием города. В Москве под руководством и контролем Департамента образования и науки проводится комплекс мер по выстраиванию подобной системы, одним из флагманов указанного направления является Московский городской педагогический университет, проектирующий и реализующий образовательные программы для субъектов институтов социализации и воспитания подрастающего поколения.

×

About the authors

Nikolay V. Antonov

Department for the Implementation of State Policy in the Field of Education of the Department of Education and Science of the City of Moscow

Email: antonovnv80@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3118-6162
SPIN-code: 4486-6818

Candidate of Pedagogic Sciences

Russian Federation, Moscow

Svetlana Y. Goncharuk

Moscow Center of Educational Practices

Email: goncharuk.svetlana@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9565-0254
SPIN-code: 2713-3272
Russian Federation, Moscow

Olga A. Ivanova

Moscow Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: ivanova_msc@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7043-4870
SPIN-code: 7137-4390

Doctor of Pedagogic Sciences, Institute of Lifelong Learning

Russian Federation, Moscow

References

  1. Antonov, N.V., & Ivanova, O.A. (2021). Professional`noe razvitie pedagogov v usloviyax cifrovizacii obrazovaniya: ot konceptual`ny`x idej k praktike. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. № 4. S. 5-15.
  2. Arapova, P.I., Borisova, M.M., Voropaev, M.V., Kupriyanov, B.V., L`vova, A.S., Lyubchenko, O.A., Murodxodzhaeva, N.S., Nikitina, E`.K., Savenkov, A.I., Savenkova, T.D., Serebrennikova, Yu.A., & Smirnova, P.V. (2022). Rekomendacii po razrabotke kompleksa mer po preodoleniyu deficitov v funkcionirovanii (podderzhke) institutov vospitaniya i socializacii podrastayushhego pokoleniya v sovremennom megapolise. Moskva: Izvestiya Instituta pedagogiki i psixologii obrazovaniya, 128 s.
  3. Volobueva, T.B. (2021). Proektirovanie modeli veb-integracii dlya povy`sheniya kvalifikacii pedagogov. Nauchnoe obespechenie sistemy` povy`sheniya kvalifikacii kadrov. № 4 (49). S. 31-41.
  4. Kalenik, E.N. (2017). Model` povy`sheniya kvalifikacii pedagogov, napravlennaya na formirovanie kompetencij v oblasti socializacii uchashhixsya s OVZ sredstvami adaptivno-sportivnoj deyatel`nosti. Simbirskij nauchny`j vestnik. № 4 (30). S. 32-40.
  5. Kosolapova, Yu.V., & Nevzorov, M.N. (2014). Strukturno-dinamicheskaya model` e`ksperimental`no-orientirovannogo povy`sheniya kvalifikacii pedagogov. Obrazovanie. Nauka. Innovacii. №6 (38). S. 59-67.
  6. Lozinskaya, N.Yu., & Evdokimov, V.A. (2015). Organizaciya sistemy` povy`sheniya kvalifikacii pedagogov na osnove universal`noj servisnoj modeli integrirovannogo informacionnometodicheskogo prostranstva «Shag za shagom». Metodist. № 9. S. 19-26.
  7. Lopanova, E.V. (2011). Kompetentnostnaya model` sistemy` povy`sheniya kvalifikacii pedagogov. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. № 7. S. 237-248.
  8. Makarova, L.N., & Sharshov, I.A. (2011). Metodologicheskoe obespechenie kompetentnostnoj modeli povy`sheniya kvalifikacii pedagogov dopolnitel`nogo obrazovaniya. Psixologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. № 1 (17). S. 9-15.
  9. Markova, V.K., Ioffe, A.N., Vinogradova, I.A., Ivanova, E.V., & Mayakova, E.V. (2021). Aprobaciya modelej obuchayushhixsya soobshhestv pedagogov v kontekste novy`x formatov povy`sheniya kvalifikacii. Vestnik MGPU. Seriya: Pedagogika i psixologiya. № 3 (57). S. 109-130.
  10. Mekenya, I.A. (2021). Polikul`turnoe obrazovatel`noe prostranstvo kak faktor diversifikacii modelej povy`sheniya kvalifikacii pedagogov. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya 1. Pedagogika. Psixologiya. Filologiya. № 4 (110). S. 25-29.
  11. Monaxova, L.Yu. (2021). Nakopitel`naya personificirovannaya model` povy`sheniya kvalifikacii pedagogov. Chelovek i obrazovanie. № 1 (66). S. 145-150.
  12. Nugumanova, L.N., Shajxutdinova, G.A., & Yakovenko, T.V. (2019). Nastavnichestvo kak sovremennaya model` povy`sheniya kvalifikacii pedagogov v dopolnitel`nom professional`nom obrazovanii. Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. № 64-3. S. 182-185.
  13. Petrova, S.N. (2015). Metodicheskie rekomendacii k realizacii modeli modul`nogo povy`sheniya kvalifikacii pedagogov doshkol`ny`x obrazovatel`ny`x organizacij v innovacionnoj obrazovatel`noj srede. Metodist. № 9. S. 7-11.
  14. Savinova, L.F. (2013). Sovremenny`e modeli podgotovki pedagogov k produktivnomu obucheniyu v sisteme povy`sheniya kvalifikacii. Obrazovanie. Nauka. Innovacii. № 4 (30). S. 103-110.
  15. Tokarev, M.V. (2019). Ispol`zovanie distancionnogo obucheniya kak e`ffektivnoj modeli povy`sheniya kvalifikacii pedagogov. Informacionno-kommunikacionny`e texnologii v pedagogicheskom obrazovanii. № 4 (61). S. 74-77.
  16. Filatova, E.V. (2014). Povy`shenie kvalifikacii social`ny`x pedagogov: variativny`e modeli. Social`naya pedagogika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. № 5. S. 51-56.
  17. Fursova, L.V. (2017). Variativnaya model` deyatel`nosti social`nogo pedagoga v strukture programm kursov povy`sheniya kvalifikacii specialistov v oblasti vospitaniya. Regional`noe obrazovanie: sovremenny`e tendencii. № 1 (31). S. 29-32.
  18. Shalashova, M.M., & Shevchenko, N.I. (2016). Korporativnaya model` povy`sheniya kvalifikacii: podgotovka shkol`ny`x komand pedagogov dlya realizacii FGOS obshhego obrazovaniya. Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika. № 2. S. 190-199.
  19. Shalashova, M.M., & Ivanova, O.A. (2016). Realizaciya modeli «Obuchenie shkol`ny`x komand» v sisteme povy`sheniya kvalifikacii pedagogov. Vestnik TOGIRRO. № 1 (33). S. 89-91.
  20. Zhmakina, N.L. (2000). Formirovanie professional`no-refleksivnogo my`shleniya budushhix uchitelej nachal`ny`x klassov na zanyatiyax po metodike trudovogo obucheniya: special`nost` 13.00.08 «Teoriya i metodika professional`nogo obrazovaniya»: avtor-t dis. .. kand. ped. nauk. Moskva, 28 s.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies