Development of Leadership Competencies: From the Experience of the Yugra International 2023 Forum

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article provides an overview of the most interesting practices when working with foreign students as part of the development of their leadership competencies. The authors pay special attention to the problem of intercultural dialogue in the foreign language environment of students in Russia and technological solutions for establishing interaction between students. The published materials are the result of the Forum of Student Leaders of the Khanty-Mansiysk Autonomous Area-Yugra “Yugra International 2023” and are of a recommendatory nature both for various forum campaigns and for direct work with foreign students.

Full Text

Сегодня одним из важных вызовов при работе со студентами-иностранцами является выработка новых механизмов по их успешной интеграции в общую массу студенческой молодежи. Можно констатировать, что зачастую представители стран дальнего зарубежья, то есть тех, где русский язык не имеет широкого распространения [3, c. 97], сталкиваются со структурными проблемами по адаптации внутри российской системы образования, особенно это характерно для высшей школы [6]. Так, современные исследователи социокультурной стороны вопроса, Г.П. Иванова, Н.Н. Ширкова, О.К. Логвинова [2], отмечают, что задача о создании условий для иностранных граждан строится не только исходя из требований образовательной среды, но есть и уставные документы, например, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 [1; 5], ставящего увеличение не менее чем в два раза числа иностранных граждан обучающихся по системе высшего образования в российских вузах, в качестве одной из приоритетных задач для образования. Отмечается также необходимость предоставления безопасных условий, которые могут позволить овладеть профессиональными компетенциями для последующей реализации в карьере. При этом существует и система квотирования, которая гарантирует доступ иностранных студентов без российского гражданства к образовательным программам в Российской Федерации. Также, работает центральная система предоставления сведений о российских программах, представленная программой Education in Russia. И если система популяризации, предоставление открытого доступа к разнообразным программам высшего образования достаточно развиты, то проблема совершенствования адаптивных инструментов образовательного процесса постоянно модернизируется [4, c. 64-71; 6]. В связи с чем, одной из задач Форума студентов – лидеров Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры «Yugra International 2023» стало создание платформы для повышения межкультурных компетенций и профессиональных навыков, обучающихся НВГУ в региональном университете, усиление интернационализации «дома», а также повышение осведомленности о важности межкультурного обмена. Мероприятие состоялось в НВГУ 23–26 октября 2023 года. Среди задач Форума стоит отметить использование различных методов интерактивных занятий, реализацию лидерских компетенций, командообразующую работу, повышение навыков структурной презентации и обработки материалов, реализацию работы с использованием информационных технологий.

В качестве подготовительной работы проекта командой в апреле 2022 г. был проведен социологический опрос среди 567 иностранных обучающихся вузов ХМАО-Югры, направленный на оценку уровня социокультурной адаптации иностранных обучающихся НВГУ. В опросе приняли участие обучающиеся из следующих стран: Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Грузия, Замбия, Гана, Белоруссия, Туркменистан, Индия. Результаты показали, что 70,3% (398 чел.) владеют русским языком, однако 51,5% (292 чел.) испытывают трудности в восприятии лекционного материала, 28,2% (158 чел.) затрудняется отвечать в устном формате, 20,6% (116 чел.) встречаются с трудностями общения с одногруппниками и студентами других стран. 54,4% (308 чел.) отмечают отношения со студенческой группой как доверительные и дружеские, 25,2% (142 чел.) отметили, что возникают трудности и тяжело находить общий язык, 20,4% (115 чел.) имеют исключительно деловые отношения с одногруппниками. 43,7% (247 чел.) частично усваиваю нормы общества, но сохраняют традиции своего народа, в тоже время 38,8% (220 чел.) полностью принимают российские ценности, обычаи, ценности, 17,5% (99 чел.) вовсе не принимает культурные нормы и ценности, характерные для большинства россиян. В процессе учебной деятельности студенты НВГУ отмечают следующие трудности: 50,5% (286 чел.) социокультурные, связанные с трудностями в общении с преподавателями, администрацией, студентами, 28,6% (162 чел.) учебно-познавательные, связанные с организацией учебного процесса, 20,9% (118 чел.) психологические, связанные с адаптацией к новой среде. При возникновении различных трудностей и проблем, иностранные студенты НВГУ обращаются 51,5% (292 чел.) в отдел международного сотрудничества и работают со специалистами и волонтерами отдела международного сотрудничества, 29,1% (165 чел.) решают проблемы вместе с одногруппниками, 10,4% (58 чел.) вместе с земляками, 9% (51 чел.) стараются уладить вопросы с друзьями. Несмотря на активное проведение тренингов и мастер-классов для иностранных студентов для адаптации к учебе и проживанию 56,1% (318 чел.) респондентов отметили, что необходимы дополнительные мероприятия по адаптации со студентами из других стран, 43,9% (248 чел.) высказали пожелание по проведению мероприятий по реализации межкультурных студенческих проектов в учебной и внеучебной среде. Исходя из проведенного опроса, были выявлен низкий уровень межкультурного взаимодействия, в связи с которым иностранные студенты сталкиваются с социокультурными трудностями, проблематично интегрируются в академическую среду и коммуницируют преимущественно внутри сообществ по языковому признаку/стране рождения/месту рождения и т. д.

Задачи, определенные по итогам опроса, таким образом, показали, что, во-первых, необходимо расширить группу-респондентов, для лучшего понимания ситуации с иностранными студентами, и во-вторых, в качестве проектной работы в рамках проекта необходимо выбрать общую проблемную тематику для сотворчества иностранных студентов и российских.

В качестве предварительных итогов стоит назвать: формирование аудитории проекта в лице 100 студентов ХМАО-Югры в возрасте 18–27, включая 70 иностранных студентов из стран Индии, Египта, Китая, Замбии и Ганы, стран Центрально-Азиатского региона, обучающихся в вузах ХМАО – Югры. Список вузов представлен не только Нижневартовским государственным университетом, но и Югорским государственным университетом, Сургутским государственным университетом, Сургутским Педагогическим университет, Ханты-Мансийской Медицинской Академией. Предварительной темой для обеспечения проектной работы выбрана проблема создания «Университета будущего» как общего и прогностического направления для работы со студенческой молодежью.

Поэтапная реализация инициативы прошла по следующим пунктам: 1) Формирование организационный комитет проекта (не менее 15-ти человек); 2) разработка пакета документов проекта: пресс релиз проекта; программы Мероприятий и их сценария; информационного письма о проведении проекта; 3) Разработка брендбука проекта и раздаточной продукции; 4) Создание площадок форума в Вконтакте и Телеграм; 5) Приглашение, согласование и утверждение экспертного состава согласно целям и задачам проекта; 6) Формирование команды волонтеров по сферам деятельности: работа контактного центра, обработка заявок участников, сопровождение экспертов и иногородних участников, организация питания и трансфера участников Мероприятия, организационная поддержка на площадках проекта, медиа сопровождение проекта, регистрация участников, подготовка пакета участников, куратор студенческих групп университетов; 7) Проведение тренингов для волонтеров проекта; 8) Утверждение список участников форума и проведение опроса среди отобранных кандидатов, 9) Организация работы звукорежиссера, координация работы местных и региональных СМИ; 10) Регистрация и сопровождение участников; сопровождение экспертов; организация питания участников, волонтеров, экспертов, организаторов; организационная поддержка на площадках проекта; сопровождение проекта медиаволонтерами; куратор студенческих групп университетов (НВГУ, СурГУ, СурГПУ, ХМГМА, ЮГУ); 11) Проведение всех этапов реализации мероприятия; 12) Проведение опроса участников форума на веб-площадках форума с целью проведения анализа, оценке эффективной работы волонтеров, дальнейшей реализации проекта и масштабирования проекта на окружной уровень и отчетная компания.

Для обеспечения динамичной работы форума и проведения за счет его мероприятий разных адаптивных форматов были выбраны несколько тематических направлений: Площадка I «Межкультурная коммуникация в образовательном пространстве», Площадка II «Медиа и Арт», Площадка III «Спорт».

Каждая из площадок имела структурированное тематическое наполнение, которое могло бы: а) выявить проблемы во взаимодействии иностранных студентов и местных, б) изменить систему подхода к оценке традиционных проблем, в) определить лидеров среди студентов в качестве опоры при формировании проектов от участников.

Смысловые составляющие каждой из площадок подразумевали использование междисциплинарных подходов для создания разных форм коммуникации между участниками: от сессий на командообразование с тренерами до спортивных соревнований по разным дисциплинам. Сквозной задачей для участников Форума было создание проекта «Университета будущего», внутри которого они как студенты различных направлений могли бы наиболее эффективно реализовать свои профессиональные компетенции. Создание «Университета будущего» имела значение с двух сторон: первая – как проектная работа в исследовательском формате (участники последовательно определяли цель, задачи, проблему и концепцию проекта), вторая – создание самих интернациональных команд, которые могли бы установить диалог между собой, репрезентуя разные национальные группы.

Первый рабочий день проекта проходил на Площадке I «Межкультурная коммуникация в образовательном пространстве» (24 октября 2023 г.). Сессии Площадки касались разных подходов в установлении диалога с иноязычным пространством. Работа площадки складывалась по принципу презентации лучших практик и возможностей для участников и проектной сессии «Университет Будущего». В рамках проектной сессии «Университет будущего» участники в командах начали разработку проекта в одной из сфер деятельности (работа с молодежью/волонтерство/студенческая наука/эко-инновации/практика студентов/ сервисы для иностранных студентов), учитывая текущую ситуацию и проблемную повестку. Проектная сессия буквально была направлена на работу внутри интернациональной команды, создание основы для самого проекта. Первый день работы показал наличие лидерского потенциала у отдельных представителей участников, определил их совместные интересы и компетенции в отдельных областях. Общее число команд – 10 по 10 человек. Тематически команды выбрали следующие направления для реализации идеи «Университета будущего»: технологии, медицина, VR-образование, культурные проекты – студенческий сервис для креативных инициатив, проекты по интернациональному диалогу.

Следующий день – Площадка «Медиа и Арт» был направлен на более вовлекающий формат с использованием практических задач по съемке, монтажу, составлению сценария ролика (25 октября 2023 г.). На площадке «Медиа и Арт» участники форума создали видеопроекты, представив идеи продвижения своих культур через социальные сети. Задачей экспертной команды была работа с командами участников по созданию тематического видео-контента, который бы имел и образовательную, и развлекательную функцию. Отметим, что эксперты форума презентовали не только общие идеи о работе с видео (инструменты для монтажа, основные правила съемки и задачи сценарного характера), но и раскрыли проблемы современной подачи.

Заключительный день был полностью посвящен защите проектов (26 октября 2023 г.). Каждый из дней сопровождался спортивной программой, где участники попробовали на себе формат фиджитал, то есть спортивных занятий, которые сочетали разный опыт работы в цифровом и физическом пространствах.

В качестве результатов проектной работы по тематикам медиа-проект и «Университет будущего» участниками были проведены презентации, которые были оценены экспертами. А сам процесс работы Форума завершился разработкой картой действий для усиления интеграции студентов-иностранцев. Первый фактор, который был обозначен участниками, это совершенствование гида для иностранцев по российской специфике, при чем в качестве конкретного совета была выдвинута идея о записи собственных впечатлений студентов-иностранцев, проходящих обучение в местных университетах в данный момент. Другими словами, самым важным средством передачи информации был выбран формат «от студента к студенту». Еще одним фактором, который подтвердил проблему низкой интеграции студентов-иностранцев в университетскую жизнь, был обозначен специализированный характер мероприятий, посвященных иностранцам в вузе. В отличии от прошедшего Форума, где все студенты из разных стран имели целью не обозначения страны-выхода, а скорее решение общей проблемы, основное число других мероприятий направлено на демонстрацию разницы культур, языков и народов. Поэтому участниками был предложен вариант консолидирующих мероприятий, где все студенты получают одинаковый опыт. Еще одним важным дополнением стала идея о продолжении спортивных инициатив, основанных не на культурных отличиях, а наоборот имеющих цель презентации национальных игр вместе с общеизвестными спортивными занятиями. Главный вывод по развитию лидерских компетенций состоял в создании проектов и программ, с предоставлением выбора для групп молодежи, которые имеют структурированный формат «шаг за шагом».

Таким образом, Форум студентов – лидеров Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры “Yugra International 2023” стал площадкой для реализации различных идей, вовлекающих молодежь в процесс их создания, а не ставящих в качестве простого наблюдателя.

×

About the authors

Victoria B. Kondratieva

Nizhnevartovsk State University

Email: victoria.kondratieva@nvsu.ru
ORCID iD: 0009-0006-7546-8849
Russian Federation, Nizhnevartovsk

Oksana Ya. Moroz

Nizhnevartovsk State University

Email: oksana.moroz@nvsu.ru
Russian Federation, Nizhnevartovsk

Daria V. Saprynskaya

Institute of Asian and African Studies of the Lomonosov Moscow State University

Author for correspondence.
Email: saprinskayadv@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3255-0686
Russian Federation, Moscow

References

  1. Arkad`eva, T.G., Vasil`eva, M.I., Vladimirova, S.S., Sharri, T.G., & Fedotova, N.S. (2011). Metodicheskaya podderzhka processa yazy`kovoj adaptacii inostranny`x studentov-pervokursnikov. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. №12. https://clck.ru/36pzpc (in Russ.).
  2. Busurina, E.V., & Kuraleva, I.R. (2018). Rannij e`tap adaptacii inostranny`x studentov: zadachi i ix reshenie. Terra Linguistica. №3. (in Russ.). https://doi.org/10.18721/JHSS.9311
  3. Dos`ko, S.I., Levina, G.M., & Vasil`eva, T.V. (2006). Iz opy`ta organizacii uchebnogo processa dlya inostrancev-pervokursnikov v texnicheskom vuze. Nauchny`j vestnik MGTU GA. №102. https://clck.ru/36q23T (in Russ.).
  4. Ivanova G.P., Shirkova N.N., & Logvinova O.K. (2022). Inostranny`j student v rossijskom vuze: monografiya. M.: RUSAJNS, S. 138. (in Russ.).
  5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204. O nacional`ny`x celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. https://clck.ru/QWZy5 (in Russ.).
  6. Chernikova, T.V., Sokalskiy, E.A., Boluchevskaya, V.V., & Shutova, O.I. (2022). Sociocultural adaptation of international students from neighboring and distant countries: integrating analytical contexts. Education & Pedagogy Journal. Education & Pedagogy Journal. 2(4). P. 65-77. https://doi.org/10.23951/2782-2575-2022-2-65-77

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies