Application of the Foresight Method in the Educational Process of Higher Education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In conditions of increasing life expectancy, declining fertility, increased migration and other demographic changes, the Foresight method can help families and society prepare for new challenges and opportunities. For example, anticipating an increase in the number of elderly people may prompt the state to develop a support program for this category of the population, and forecasting an increase in migration may contribute to the development of integration programs for new immigrants. The Foresight method is relevant in the context of demographic changes, as it allows you to predict possible scenarios for the future development of the family and society based on the analysis of current data and trends. This will make it possible to make more informed decisions and develop new tools for the state to improve the demographic situation in the country. The Foresight method is also of great relevance in education, especially in the context of technological innovations. Thus, the purpose of the article is to study the demographic situation of the Russian Federation by the Foresight method in sociology classes. The authors believe that the interest in the Foresight method lies in the fact that it allows the students of the Faculty of Economics and Management of VSTU to develope strategic thinking and planning skills, to apply those in the field of demography as well as in their future professional activity. The article presents the results of a survey of first-year students of Volgograd State Technical University (VSTU) in relation to the demographic situation in the country. The positive and negative factors affecting the demographic situation are considered. Some measures to improve the demography of the Russian Federation are proposed. The proposed Foresight method in the educational process may be of interest to teachers and methodologists of higher education engaged in the development of new approaches to training students.

Full Text

Метод Форсайт имеет широкое применение в современных условиях, особенно в сфере бизнеса, научных исследований, государственного управления и разработки стратегий развития страны.

Так, в бизнесе метод Форсайт позволяет компаниям анализировать текущие тенденции, прогнозировать будущие изменения и разрабатывать стратегии для достижения успеха в долгосрочной перспективе. Этот метод помогает компаниям быть готовыми к изменениям на рынке, адаптироваться к новым условиям, принимать обоснованные и стратегические решения, основанные на прогнозах и анализе данных. Кроме того, Форсайт помогает выявить потенциальные риски и возможности для инноваций и развития новых продуктов и услуг. В научных исследованиях метод Форсайт используется для оценки перспективных направлений исследования, а также определения ключевых современных трендов и предсказаний возможных изменений в научной сфере. В государственном управлении метод Форсайт помогает разрабатывать долгосрочные стратегии развития страны, прогнозировать социально – экономические угрозы и принимать меры для стабилизации и устойчивого развития.

Таким образом, метод Форсайт играет важную роль в современном мире, помогая предвидеть будущие изменения и принимать обоснованные решения в условиях неопределенности и риска.

На наш взгляд, весьма полезным Форсайт будет в контексте обучения студентов высшей школы. Мы убеждены, что данный метод является актуальным в обучении студентов, так как помогает развивать студентам навыки прогнозирования и планирования на основе анализа данных и текущих тенденций, способствует формированию у студентов умения мыслить стратегически, анализировать информацию и принимать взвешенные решения. Кроме того, метод Форсайт позволяет развивать критическое мышление и умение предвидеть возможные последствия своих действий. Это особенно важно в современном мире, где изменения происходят быстро, и человек должен быть готов к неопределенности и глобальным переменам.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что использование Форсайта также помогает студентам осознать важность долгосрочного планирования и стратегического мышления в своей будущей профессиональной деятельности. Это позволит им реагировать на вызовы и возможности, которые могут возникнуть в их карьере.

Следовательно, метод Форсайт является актуальным и полезным инструментом в обучении студентов, который помогает им развивать необходимые навыки для успешной адаптации к быстро меняющемуся миру и достигнуть успеха в своей профессиональной деятельности.

Данный метод как педагогическая технология, отвечает современным тенденциям общества, которые способны снять стрессовую нагрузку, эмоциональное напряжение и тревожность обучающихся [2], а также сформировать коммуникативную компетентность. Формирование коммуникативных навыков у будущих специалистов является залогом профессионального успеха и становления специалиста высокого уровня [3].

Форсайт (англ. «Foresight») – «это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага» [17].

Методология Форсайта отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования и не сводится к предсказанию: это методология организации процесса, направленного на создание общего у участников видения будущего, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими сегодняшними действиями. Таким образом, этот метод связан не с предсказанием будущего, а скорее с его формированием [10].

Метод Форсайт включает три уровня деятельности:

  1. Сканирование горизонта настоящего – оценка текущих трендов и событий, которые могут повлиять на будущее. Работа с карточками.
  2. Прогнозирование – разработка альтернативных сценариев развития событий и предсказание возможных последствий. Определение приоритетов, стратегический анализ. Форсайт является мощным инструментом для прогнозирования среднесрочного и долгосрочного будущего [9].
  3. Нетворкинг – это процесс взаимодействия участников Форсайта, обмен информацией и опытом с целью создания новых возможностей для развития Форсайт – идеи. Нетворкинг помогает расширить круг общения, узнать о новых возможностях, получить поддержку и советы от опытных профессионалов, а также продвигать свои идеи и проекты. Этот процесс является важным элементом успешной карьеры, поскольку позволяет быть в курсе последних тенденций в своей отрасли, находить новых партнеров и клиентов, а также получать поддержку и обратную связь от профессионального сообщества.

Базовые принципы метода Форсайт:

  1. Интегративный подход – учет различных аспектов и факторов, влияющих на будущее.
  2. Вовлечение в процесс различных групп и экспертов для получения разнообразных точек зрения.
  3. Долгосрочная перспектива – оценка не только текущих трендов, но и их потенциальных последствий в долгосрочной перспективе.
  4. Гибкость и адаптивность – учет изменяющихся условий и возможность корректировки стратегий в процессе реализации.
  5. Этические аспекты – учет социальных и этических вопросов при разработке стратегий будущего.

Важно отметить, что есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть [14].

В рамках изучения курса «Социология» метод Форсайт также играет очень важную роль. Он помогает студентам анализировать социальные тенденции и изменения, предсказывать возможные сценарии развития общества и разрабатывать стратегии для адаптации к ним. Это особенно важно в контексте быстро меняющихся социальных и экономических условий. Метод Форсайт позволяет студентам изучать влияние различных факторов на социальные процессы, а также оценивать возможные последствия различных социальных решений, что помогает развивать критическое мышление и умение анализировать сложные социальные ситуации.

Таким образом, метод Форсайт играет важную роль в изучении социологии, помогая студентам развивать навыки анализа, прогнозирования и планирования в контексте социальных изменений и вызовов.

Например, на занятиях по социологии рассмотреть вопрос, посвященный изучению демографических изменений в обществе РФ.

Понятие «демография» означает описание населения, т. к. образовано от греческих слов: «демос» – народ и «графо» – пишу.

Современные ученые рассматривают проблему демографии страны с разных сторон. Экономика и демография [18], влияние социальных выплат на демографию [8], эффективность реализации национального проекта «Демография» [13], демографические прогнозы [16] и угрозы [15], анализ демографической ситуации в России [6] и демографическая динамика [7]. Однако проблема демографии в нашей стране носит остросоциальный характер.

Демография – наука, изучающая численность, состав и распределение населения, а также процессы его изменения. Она включает в себя анализ рождаемости, смертности, миграции, возрастной структуры населения и других факторов, влияющих на динамику населения страны.

К 2023 г., согласно прогнозам, численность населения России сократится на 0,4%, что является серьезной угрозой для экономики и социальной стабильности страны [7]. Данная тенденция представляет собой демографический кризис, который негативно влияет на экономику России и вызывает серьезные опасения у правительства и экспертов в области демографии. Ведь ее решение требует комплексного подхода и немедленных мер, направленных на повышение рождаемости и снижение смертности [11].

Мы убеждены, что главный представитель достояния и силы страны – это студенческая молодежь. «Это резерв, который сочетает в себе культурный, интеллектуальный и профессиональный потенциал, от развития и становления которого зависит судьба нашей родины» [1]. В условиях демографического кризиса, мнение студенческой молодежи об институте семьи является приоритетным. Так, в рамках изучения демографического вопроса в ноябре 2023 г. был проведен опрос. Объектом исследования стали студенты I курса факультета экономики и управления Волгоградского государственного технического университета. Цели исследования – определить отношение студенческой молодежи к институту семьи, выявить факторы, способствующие увеличению рождаемости в стране. Метод сбора информации – интернет – опрос, который наиболее быстро и удобно произвел сбор информации. В опросе приняли участие студенты мужского пола– 33%, женского – 67%. Всего – 102 студента.

Студентам было предложено определить наиболее приоритетные жизненные цели в данный момент времени. Полученные результаты представлены в таблица 1.

 

Таблица 1

Наиболее приоритетные цели для студенческой молодежи

Варианты ответов

Количество опрошенных студентов в (%)

1.                

Семья

74%

2.                

Материальное благополучие, комфорт

75%

3.                

Здоровье

60%

4.                

Работа, профессиональное развитие

67%

5.                

Образование

71%

6.                

Общение с друзьями, знакомыми

60%

7.                

Общественное признание

25%

8.                

Свобода, независимость

53%

9.                

Творческая самореализация

44%

10.             

Дети

20%

11.             

Хорошая физическая форма

43%

12.             

Любовь, романтические отношения

42%

 

Анализ полученных результатов позволил заключить, что студенческая молодежь к основным приоритетным целям относит – материальное благополучие и комфорт (75%); семью (74%) и образование (71%), а вот позиция «дети» занимает самую низкую позицию – 20%.

На вопрос «Как Вы оцениваете демографическую ситуацию в России?» большинство респондентов ответили «удовлетворительно» – 49%; «хорошо» – 26%; «плохо» – 16%; «очень плохо» – 8% и 1% – «очень хорошо» (диаграмма).

 

Диаграмма. Демографическая ситуация в России, по мнению студентов в (%)

 

С целью прогнозирования тенденций в области демографии, студентам был задан вопрос «Как Вы считаете, изменится ли рождаемость в России в ближайшие 10 лет?». 53% ответили, что ситуация только усугубится, 39% – «изменится в лучшую сторону».

На вопрос «Изменится ли демографическая ситуация в России в 2050 году?» 32% опрошенных студентов ответили, что изменится в худшую сторону, смертность превысит рождаемость; 59% –изменится в лучшую сторону, рождаемость возрастет; остальные 9% затруднились ответить. Учитывая, тот факт, что в далеком будущем студенты прогнозируют положительную тенденцию в области демографии нашей страны, следующей важной исследовательской задачей было определить, какие же факторы повлияют на изменение демографической ситуации в России в лучшую сторону. Полученные результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Факторы, влияющие на демографическую ситуацию в стране

Факторы, влияющие на демографическую ситуацию в стране

Количество опрошенных студентов в (%)

1.                

Экономическая стабильность

82%

2.                

Уровень медицинского обслуживания и доступность качественной медицинской помощи

64%

3.                

Социальная поддержка семей с детьми

63%

4.                

Уровень образования и доступность образовательных ресурсов

45%

5.                

Культурные и религиозные убеждения

20%

6.                

Развитие инфраструктуры для семей с детьми

38%

7.                

Доступность жилья и условий для воспитания детей

68%

8.                

Миграционные процессы, влияющие на состав населения

30%

9.                

Демографическая политика государства

47%

 

Из таблицы видно, что к основным факторам, влияющих на демографическую ситуацию относятся – экономическая стабильность (82%); доступность жилья и условий воспитания детей (68%); уровень медицинского обслуживания и доступность качественной медицинской помощи (64%).

К факторам, которые негативно повлияют на демографическую ситуацию, студенты отнесли: низкий уровень доходов семьи – 85%; высокий уровень безработицы – 59%; недостаточная поддержка семей с детьми со стороны государства – 41%; негативные миграционные процессы – 41%; отсутствие развитой инфраструктуры для семей с детьми, включая недостаток детских садов, школ, спортивных площадок и т. д. – 41%; ограниченный доступ к образованию и медицинскому обслуживанию – 46%.

С полученными результатами опроса, мы знакомим студентов, т.к. этот материал поможет в работе Форсайт-сессии. Форсайт-сессия – это уникальная методика прогнозирования будущего, продолжительность которой включает от 2 до 4 часов в рамках образовательного курса.

Работа Форсайт – сессии проходила в три этапа.

Этап 1. Погружение в проблему. Участники изучают статистику в области демографии нашей страны за последние 10–15 лет, знакомятся с научными, литературными и интернет-источниками, анализируют результаты проведенного опроса.

Этап 2. Форсайт-исследование.

Форсайт-исследование включает в себя анализ трендов и прогнозирование технологических изменений. «Карта времени» является основным рабочим пространством Форсайт-сессии (табл. 3). Карта представляет собой доску или максимально большой лист бумаги, где по горизонтали расположены временные рубежи, а по вертикали тренды. Расположение участников необходимо продумать таким образом, чтобы каждый имел возможность подойти, изучить или внести заметки. Оптимальное количество участников до 20 человек. Работа Форсайт-сессии происходит в подгруппах по несколько человек.

«Карта времени» в Форсайте – это инструмент, который используется для визуализации и анализа временных аспектов (горизонтов) различных событий, трендов и изменений. Благодаря визуализации, возможно выявить связи между различными событиями и изменениями во времени, чтобы понять их влияние на будущие сценарии развития.

В ходе обсуждения преподавателю (модератору) и студентам необходимо проработать и заполнить карточки «Карты времени», которые представлены цветными стикерами, крепящимися на карту. Всего 5 типов цветных карточек: тренд (например, желтый стикер), возможности (зеленый), угрозы (красный), технология (синий), формат (фиолетовый). Данные стикеры необходимо разместить в один из трех временных горизонтов (табл. 3).

 

Таблица 3

Примерная «Карта времени»

Горизонт

Тренды

Возможности и угрозы

Технология

Формат

Ближний

(2023-2024 гг.)

 

В.:

 

 

 

 

 

 

 

У.:

 

 

В.:

 

 

У.:

Средний

(2030г.)

 

В.:

 

 

У.:

 

В.:

 

 

У.:

Дальний

(2050г.)

 

В.:

 

 

У.:

 

В.:

 

 

У.:

 

  1. Ближний горизонт (2023–2024 гг.) Здесь размещаются тренды, технологии и угрозы, которые большинство участников наблюдают уже сейчас или ожидаются в ближайшее время.
  2. Средний горизонт (2030 г.) В данный временной коридор попадают те явления, предпосылки к которым есть уже сейчас, но произойдут они или наберут силу (по предположению участников) в ближайшие 7 лет.
  3. Дальний горизонт (2050 г.) Представлены абсолютно новые тренды или явления, получившие своё развитие на новом технологическом уровне (например, ребенок робот с ИИ).

Тренд – базовая основа Форсайта. Это внешние устойчивые тенденции, направленные на развитие чего-либо.

Тренд демографии РФ – ведущая тенденция, оказывающая влияние на увеличение или уменьшение численности определенных возрастных групп, изменения рождаемости и смертности, миграционные тенденции и т. д.

Тренд может быть полезен для государственных органов при разработке стратегий развития отраслей экономики или социальных программ. Анализ будущих тенденций позволит принимать меры заранее, чтобы минимизировать негативные последствия или воспользоваться возможностями, которые могут возникнуть в будущем.

Далее, SWOT – анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз демографической ситуации в России, чтобы выявить ключевые факторы, влияющие на ее развитие.

Возможности – положительные последствия тренда, создающие новые перспективы. Для определения возможностей тренда используется вопрос: «Как это поможет демографии РФ?».

Угрозы – негативные последствия развития тренда. Для определения угроз тренда используется вопрос: «Как это может осложнить демографическую ситуацию в РФ?».

Технология – совокупность методов и способов, позволяющих получить нужный формат в условиях развития определённого тренда. Здесь необходимо ответить на вопрос: «Какие методы / способы / средства являются наиболее эффективными для достижения демографического роста в нашей стране?» (например, национальный проект «Демография», рассчитанный до 2024 года).

Формат – форма проведения какого-либо события. Для определения формата необходимо ответить на вопрос: «Какие требования к решению проблемы задаёт данный тренд?».

Задачи работы в подгруппах:

1) отметить, какие актуальные тренды/тенденции в вопросе демографии страны предлагали участники Форсайт – сессии;

2) выбрать эффективные технологий, которые, по мнению участников Форсайта, будут способствовать увеличению численности населения РФ;

3) указать возможности и угрозы;

4) определить формат;

5) результаты обсуждения записать в резолюцию (табл. 4).

 

Таблица 4

Резолюция

РЕЗОЛЮЦИЯ

МЫ, УЧАСТНИКИ ФОРСАЙТ – СЕССИИ__________________________________________

_______________________________________________________________________________

МЫ СОГЛАСИЛИСЬ,

что наиболее актуальными трендами в вопросе демографии страны будут

_______________________________________________________________________________

МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ,

что наиболее эффективными технологиями будут ____________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

МЫ ОПРЕДЕЛИЛИ МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ

СИТУАЦИИ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Этап 3. Заключительный этап работы – заполнение резолюции (табл. 4.), подготовка к выступлению по подгруппам (до 5 мин.).

Ключевые моменты заключительного этапа [12]:

  • соответствие проблематике исследования;
  • логичность сценарной версии/гипотезы;
  • аргументированность взглядов на позитивные и негативные последствия трендов;
  • «будущее в настоящем» (какие задачи необходимо решить уже сейчас).

В заключение, отметим, что на основе проведенного анализа и прогнозирования, мы сможем разработать стратегии прогнозирования и анализа будущих тенденций, которые могут быть применены для управления демографическими изменениями в России. Эти стратегии могут включать в себя меры по стимулированию рождаемости, улучшению условий жизни и здравоохранения, привлечению мигрантов и другие меры, направленные на поддержание устойчивого развития населения.

Несколько мер, которые предлагают студенты по улучшению демографии страны:

  1. Повышение доступности и качества медицинской помощи для населения страны (например, открытие новых медицинских центров охраны здоровья семьи и репродукции по всем регионам страны).
  2. Расширение программ поддержки семей с детьми (увеличить возможности материнского капитала, декретный отпуск для отцов и матерей, субсидии на детские товары и услуги и т. д.).
  3. Создание условий для улучшения экономической стабильности семей (создание новых рабочих мест для молодежи, увеличение возрастного ценза по программе доступного жилья, субсидии молодым семьям на покупку автомобиля, получения земельных участков и т. д.).
  4. Проведение информационных кампаний по планированию семьи, здорового образа жизни, и других вопросов, связанных с демографией.

Эти меры могут помочь улучшить демографическую ситуацию в стране и способствовать ее устойчивому развитию.

Анализ демографической ситуации в России с помощью метода Форсайт позволит нам не только понять текущую ситуацию, но и подготовиться к будущим изменениям и разработать эффективные стратегии управления демографическими процессами в стране.

Таким образом, применение Форсайт – метода в образовательном процессе поможет студентам, а именно будущим экономистам, выявлять и оценивать тенденции в поведении потребителей, прогнозировать изменения в их потребностях и установках [5], разработать бренд – стратегии на основе использования концепции форсайт-маркетинга [19], использовать сценарное моделирование, как наиболее подходящую технологию в маркетинге [20], анализировать потенциально новые рынки или продукты, которые могут быть востребованы в будущем (например, цифровой рубль). Кроме того, уже сейчас на производства всех отраслей требуются разносторонние сотрудники, которые способны действовать и принимать стратегически верные решения в кризисных условиях. Предполагается, что специалист, владеющий Форсайтом, будет более успешным и продвинутым, т. к. способен рассмотреть самые неожиданные пути развития и возможные «подводные камни». Применение метода Форсайта также поможет методистам и преподавателям определить потенциально новые направления подготовки специалистов и разработать рабочие программы, которые могут быть востребованы в будущем, что поможет вузу оставаться конкурентоспособным и привлекательным для абитуриентов и студентов. Также Форсайт может быть использован для определения новых технологий и инноваций, которые могут быть применены в образовании. Тем не менее, внедрение Форсайта в образовательную среду вуза может быть сложной задачей и требует регулярного анализа и постоянного исследования.

×

About the authors

Elena V. Abramenko

Volgograd State Technical University

Author for correspondence.
Email: abramella@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-4550-9295

Candidate of Pedagogical Sciences

Russian Federation, Volgograd

Sergey A. Abramenko

Volgograd State Technical University

Email: abramella@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-6393-9352

Candidate of Technical Sciences

Russian Federation, Volgograd

References

  1. Abramenko, E.V., & Fedotova, L.A. (2021). Professional'naya socializaciya studentov pri izuchenii gumanitarnyh disciplin v tekhnicheskom vuz. Primo Aspectu, 4(48), 60-65. (in Russ.).
  2. Abramenko, E.V., & Abramenko, S.A. (2024). Psihologicheskie vygody igropraktiki v usloviyah vysshej shkoly: ot stressa k schast'yu. Perspektivy nauki i obrazovaniy, 2 (68), 470-487. (in Russ.).
  3. Abramenko, E.V. (2019). Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti studentov tekhnicheskogo vuza. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 4, 22-27. (in Russ.).
  4. Antonova, N. L. (2014). Demografiya: ucheb.-metod. Posobie. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 154 s. (in Russ.).
  5. Afonichkin, A.I. (2017). Forsajt-tekhnologii marketinga kak instrument formirovaniya klientoorientirovannoj nelinejnoj ekonomiki. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 1, ch. 2, 168-172. (in Russ.).
  6. Bratkova, V.V, Kochesokov, A.K., & Kochesokova, M.K. (2021). Analiz demograficheskoj situacii v sovremennoj Rossii. Vestnik ekspertnogo soveta, 1 (24). (in Russ.).
  7. Goncharova, N.P. (2019). Demograficheskaya dinamika i ocenka rezul'tativnosti demograficheskoj politiki v regionah Rossii. Gosudarstvennyj sovetnik, 3 (27), 101-108. (in Russ.).
  8. Grabel'nyh, P.I. (2023). Vliyanie social'nyh vyplat na demografiyu, obrazovannost', blagosostoyanie, kul'turu i ekonomiku strany. Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, 10-1. (in Russ.).
  9. Erohina, E.V., & Dushkina, E. S. (2022). Problematika polucheniya informacii i sostavleniya prognoza v processe forsajt. StudNet, 6. (in Russ.).
  10. Koncepcii dolgosrochnogo prognoza nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. M., 2006. (in Russ.).
  11. Medvedkova, A.I. (2023). Demograficheskaya problema v Rossii. Nauchnye vyskazyvaniya, 9 (33), 87-89. (in Russ.).
  12. Poznyak, A.V., Egorova, Yu.N., & Baranova, A.V. (2018). Ispol'zovanie forsajt-tekhnologii v processe profil'nogo obucheniya pedagogicheskoj napravlennosti. Adukacyyavyhavanne, 6, 35-41. (in Russ.).
  13. Pochekutova, E.N., & Naumenko, N.S. (2020). Napravleniya povysheniya effektivnosti realizacii nacional'nogo proekta “Demografiya”. Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal, 2, 23-29. (in Russ.).
  14. Rahimov, O.D.. Otakulov, U.H., & Rahimova, D.O. (2021). Obrazovatel'nyj forsajt kachestva i rezul'tativnosti samostoyatel'nogo obrazovaniya. Vestnik nauki i obrazovaniya, 7-1(110), 69-72. (in Russ.).
  15. Rudakova, E.K. (2020). Mnogofaktornyj analiz vnutrennih demograficheskih ugroz Rossii. Vlast', 6. (in Russ.).
  16. Ryazancev, S.V., Arhangel'skij, V.N., & Vorob'eva, O.D., (2020). Demograficheskoe razvitie Rossii: tendencii, prognozy, mery. Nacional'nyj demograficheskij doklad .156 s. (in Russ.).
  17. Sokolov, A.V. (2007). Forsajt: vzglyad v budushchee. Forsajt, 1. (in Russ.).
  18. Tkachenko, A.A. (2021). Ekonomika i demografiya social'nogo gosudarstva. Vlast'. T. 29, 6, 9-19. (in Russ.).
  19. Chernyavskaya, E.I., Solov'eva, D.V. (2023). Ispol'zovanie metodov forsajt-marketinga pri razrabotke brend-strategii. Ekonomika. Pravo. Innovacii, 2, 65-72. (in Russ.).
  20. Shavlyuga, O.A. (2017). Forsajt v marketinge: ponyatie i primenenie. Ustojchivoe razvitie ekonomiki: sostoyanie, problemy, perspektivy. Sbornik trudov XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.. S. 237-238. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2.  Diagram. Demographic situation in Russia, according to students (%)

Download (45KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies