The Development of Future Social and Humanitarian Professionals' Communicative Skills for Effective Interaction with Families

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The proposed review focuses on the multifaceted field of communication skills in the socio-humanities, exploring the evolutionary trajectory from traditional transactional models to contemporary dialogue and interactive structures. Central to the discussion is an elucidation of the key role that effective communication plays in mediating complex social interactions, particularly within diverse family structures. Drawing on a variety of sources, the article carefully analyses the theoretical foundations and practical applications, highlighting the nuanced challenges – cultural, socio-economic, linguistic and psychological - faced by professionals in the field. Importantly, the review refers to the transformative impact of digital technologies on pedagogical approaches to teaching communication skills. These technologies not only enhance traditional educational methodologies, but also open up new paradigms of engagement and interactivity. Global educational initiatives are also examined in terms of their role in shaping transnational, culturally inclusive educational environments that foster the development of communicative competences in cross-border settings. Prospects for future development are discussed with optimism about the integration of advanced technological tools and global educational strategies. The aim of this study is to provide a solid foundation for the continuous development of communicative competences in socio-humanistic contexts, advocating a holistic approach that embraces technological innovation and global collaboration to better prepare professionals for the complexities of global interpersonal dynamics. The findings emphasise the need for continuous adaptation and innovation in communication skills training to meet the changing needs of a globally interconnected society.

Full Text

Область социогуманитарных исследований, в основном посвященная тонкому взаимодействию между людьми в рамках общественных структур, требует пристального внимания к коммуникативным навыкам, которые являются неотъемлемой частью эффективных межличностных отношений; действительно, способность к эффективной коммуникации выходит за рамки простого обмена информацией, превращаясь в жизненно важный инструмент для социогуманитарных специалистов, особенно тех, кто непосредственно работает с семьями. В данном обзоре мы попытаемся раскрыть многогранное значение этих навыков, стремясь не только определить их роль в социогуманитарной сфере, но и изучить траекторию их развития в образовательных учреждениях и их прагматическое применение в профессиональной среде.

Актуальность искусной коммуникации в этой сфере невозможно переоценить: она формирует основу, на которой профессионалы строят свою способность выступать посредниками, содействовать и часто улучшать динамику внутри семейных единиц (ситуация, изобилующая потенциалом как для конфликта, так и для сотрудничества). Цель данного обзора многогранна; прежде всего, он направлен на тщательное изучение различных теоретических рамок, сформировавших наше понимание коммуникации – от основополагающей трансакционной модели, рассматривающей обмен как линейную передачу сообщений, до более современного диалогического подхода, выступающего за взаимопонимание и постоянный диалог. Также в данной работе мы попытаемся рассмотреть структуру и составные элементы коммуникативных навыков, оценить эффективность различных методик обучения, применяемых в высших учебных заведениях, и критически оценить реальное применение этих навыков в работе с семьями, выделив как успехи, так и области, где препятствия мешают эффективной коммуникации.

Объективно цели этого научного исследования заключаются в следующем: (1) определить и прояснить основные теории, лежащие в основе коммуникации в социогуманитарном контексте, с особым акцентом на их эволюцию и актуальность для семейного взаимодействия; (2) изучить компоненты, составляющие профессиональную коммуникативную компетентность, с особым акцентом на эмпатии и активном слушании как ключевых элементах; (3) критически оценить множество педагогических подходов, направленных на развитие этих навыков, включая, но не ограничиваясь ролевыми играми, симуляциями и мастер-классами.

В целом, нельзя недооценивать важность формирования прочных коммуникативных навыков у будущих специалистов социогуманитарного профиля, учитывая их решающую роль в опосредовании сложной семейной динамики и содействии общественному благополучию. Поэтому в предстоящих разделах мы рассмотрим эти области с помощью строгого аналитического подхода, подкрепленного эмпирическими данными и построенного в рамках научной парадигмы.

Исследование теоретических основ, лежащих в основе коммуникации в социально-гуманитарной сфере, выявило прогрессию от структурированных моделей к более подвижным, диалогическим взаимодействиям. Начиная с трансакционной модели, эта перспектива рассматривает коммуникацию как динамичный и взаимный процесс, в котором каждый участник является одновременно отправителем и получателем, что разрушает традиционную дихотомию «излучатель – получатель». Диалогическая модель, ориентированная на более целостный подход, подчеркивает создание общего смысла через диалог – процесс не просто обмена информацией, а взаимопонимания и трансформации [12, с. 20].

На фоне этих теоретических выкладок отчетливо вырисовывается специфика коммуникативной динамики в рамках семейно-ориентированной социальной работы, которая требует не только артикуляции потребностей и эмоций, но и глубокой интерпретации и эмпатического участия, которые являются квинтэссенцией в этих интимных ситуациях. Если говорить дальше, то компетентность в этих коммуникативных взаимодействиях составляет основу эффективной социальной работы, воплощая в себе как способность передавать информацию, так и способность слушать, создавая тем самым атмосферу, способствующую решению проблем и поддержке [15, с. 2].

Актуальность различных коммуникативных теорий подчеркивается их практическим применением в подготовке социогуманитарных специалистов, где инновационные педагогические стратегии, такие как модели смешанного обучения, объединяют теоретические знания с практическими навыками, повышая коммуникативные компетенции студентов в условиях цифрового развития. Такая интеграция имеет ключевое значение, поскольку готовит будущих специалистов к эффективной работе как с традиционными, так и с современными коммуникационными платформами, расширяя тем самым их коммуникативный охват и адаптивность [6, с. 12].

При этом коммуникативный потенциал этих специалистов, проанализированный в различных эмпирических исследованиях, указывает на важнейшую роль коммуникативных навыков в посредничестве и разрешении конфликтов в семье, что еще больше подтверждает необходимость всестороннего коммуникативного образования. Развивающиеся педагогические технологии в коммуникативном обучении отражают парадигмальный сдвиг в сторону использования цифровых технологий, которые оказывают значительное влияние на методологические подходы в сфере социогуманитарного образования.

Теоретические основы коммуникации в социогуманитарной сфере представляют собой надежную базу для понимания и совершенствования коммуникативных практик специалистов, занимающихся семейно-ориентированной социальной работой. Переход от традиционных моделей к более тонким, диалогическим подходам свидетельствует о переходе к более эмпатичным и эффективным коммуникативным стратегиям, необходимым для решения сложной динамики человеческих взаимодействий в семейных контекстах. Данное теоретическое исследование, несмотря на строгую академическую направленность, служит основой для практического применения и постоянного развития коммуникативных навыков в социально-гуманитарной сфере.

Управление коммуникативными процессами в рамках семейных взаимодействий требует тонкого понимания различных социально-динамических факторов; более того, эти процессы характеризуются сложным эмоциональным подтекстом и требуют от специалистов по социальной работе высокого уровня эмпатии и адаптивности. Центральное место в этой работе занимает развитие коммуникативной компетентности – многогранного набора навыков, включающего в себя умение активно слушать, сопереживать и вести содержательный диалог [4, с. 198].

В образовательных контекстах, особенно в университетах медицины и социальной работы, особое внимание уделяется практике развития этих жизненно важных коммуникативных навыков. Как подчеркивают Фомина и Масловская, учебная программа направлена на интеграцию теоретических знаний с практическими сценариями общения, подготавливая студентов к эффективной работе с тонкими нюансами семейной динамики. Аналогичным образом Трубник и Коношенко подчеркивают использование технологии модерации на тренингах, которая способствует более глубокому пониманию межличностных коммуникаций и повышает способность студентов ориентироваться в сложных разговорных аспектах.

Специфика этих коммуникативных процессов также предполагает развитие «мягких навыков», к которым относятся, в частности, межличностные отношения, эмоциональный интеллект и способность к разрешению конфликтов. Васильева, Щербаков и Курагина подчеркивают, что эти «мягкие навыки» составляют неотъемлемую часть коммуникативной компетенции, необходимой в социогуманитарной сфере, способствуя более плавному переходу и эффективному взаимодействию в профессиональной среде [2, с. 101].

Умение воспитывать коммуникативную толерантность является краеугольным камнем в эффективном взаимодействии с семьями, где социальным работникам часто приходится выступать посредниками между различными точками зрения и конфликтующими интересами. Пасечкина и Файер говорят об императиве воспитания терпимости и понимания, которые имеют решающее значение для поддержания благоприятной коммуникативной среды [14, с. 93].

Также нельзя не отметить роль образовательных моделей в формировании будущего социально-гуманитарного образования. Зеер и Крежевских выступают за создание модели, которая не только отвечает современным требованиям транспрофессионализма, но и предвосхищает меняющиеся потребности мультидисциплинарных проектов, тем самым обеспечивая адаптивность и актуальность коммуникативных навыков [5, с. 100].

Итак, коммуникативные процессы в работе с семьями требуют комплексного набора навыков, выходящего за рамки традиционных теорий коммуникации. Эти процессы требуют интеграции эмпатического участия, глубокого понимания человеческих эмоций и умения ориентироваться в сложных социальных взаимодействиях, что крайне важно для эффективного функционирования профессионалов в социогуманитарной сфере. Постоянное развитие и совершенствование этих навыков имеет решающее значение, поскольку они вносят значительный вклад в общую эффективность и воздействие социальной работы в семейном контексте.

В контексте инженерного образования Лопес и др. подчеркивают ключевую роль социальных навыков, подмножества коммуникативных навыков, в развитии надежных межличностных взаимодействий между студентами; такие навыки необходимы для работы над проектами в команде и выполнения лидерских ролей в технических областях [10, с. 409]. Точно так же Койро, Котчик и Прейс выступают за включение групп социальных навыков в систему высшего образования, рассматривая эти группы как основополагающие платформы для обучения межпрофессиональным компетенциям [7, с. 90].

В области социальной работы Станифорт подчеркивает необходимость развитых коммуникативных навыков, которые включают в себя способность устанавливать значимые связи с клиентами, что способствует более эффективному социальному вмешательству [19, с. 286]. Данворт разделяет эту точку зрения, подчеркивая важность коммуникативных навыков как в сфере здравоохранения, так и в социальной работе, где они служат основой для взаимоотношений с клиентами и предоставления услуг [3, с. 77].

Фокусируясь на образовательных стратегиях развития этих компетенций, Бисенбаева, Убниязова и Сактаганов предлагают модель, которая подчеркивает постоянное совершенствование коммуникативных способностей, адаптированных к меняющимся потребностям профессиональной среды [1, с. 24]. Эта модель объединяет теоретические знания с практическими занятиями, обеспечивая тем самым глубокое понимание студентами динамики общения.

Руч, Винтер, Кри, Холлетт, Моррисон и Хэдфилд подчеркивают роль социальной педагогики в развитии коммуникативных навыков у студентов факультета социальной работы, в частности через установление более глубоких связей с детьми и семьями [18] Такой педагогический подход играет важную роль в подготовке студентов к сложным и деликатным взаимодействиям в рамках их будущих профессиональных ролей.

Наконец, расхождения в представлениях о необходимых коммуникативных навыках между работодателями и сотрудниками, которые исследовали Ремингтон и Ганапати в контексте усилий по восстановлению после стихийных бедствий, подчеркивают необходимость стандартизированной системы развития навыков, которая согласует ожидания работодателей с обучением сотрудников [15]. Такое согласование имеет решающее значение для обеспечения эффективной коммуникации в условиях высоких ставок, что еще больше подтверждает основополагающую роль коммуникативных навыков в профессиональной компетенции в различных отраслях.

Эмпатия и активное слушание, составляющие основу коммуникативной компетентности, все чаще признаются ключевыми в развитии глубоких межличностных связей в различных профессиональных сферах. Набиева и др. поясняют, что эмпатия, краеугольный камень профессиональных компетенций, позволяет специалистам воспринимать и интерпретировать эмоциональные состояния других людей, что способствует более тонкому и чуткому взаимодействию [13, с. 60]. В то же время Колдуэлл подчеркивает преобразующую силу активного слушания в профессиональной практике, отмечая, что благодаря внимательному и рефлексивному слушанию специалисты могут наладить более глубокие отношения с детьми, подростками и их семьями [8, с. 96].

В образовательной сфере, особенно в рамках гуманитарной подготовки, роль этих компетенций выходит за рамки обычных педагогических практик. Лукьянова, Данейкин и Данейкина подчеркивают стратегическое управление коммуникативной компетентностью в высшем образовании, выступая за учебные программы, включающие развитие эмпатии и умения слушать, чтобы подготовить студентов к сложной коммуникативной среде [11, с. 567]. Рейд и Фередей продолжают исследовать эту интеграцию, определяя ее как важную для инженеров-гуманитариев, которые должны ориентироваться в разнообразных и часто сложных социальных аспектах [16, с. 53].

На важность этих навыков в профессиональной среде указывают также Риддифорд и Холмс, которые исследуют социопрагматические аспекты коммуникации на рабочем месте. Они утверждают, что умение договариваться и отказывать, основанное на эмпатическом понимании и внимательном слушании, имеет решающее значение для поддержания профессиональных и этических границ [17, с. 135]. Эта точка зрения совпадает с мнением Баранюка, который отмечает успешное формирование профессиональной и коммуникативной компетентности в западноевропейских образовательных системах, где эмпатическое участие и активное слушание тщательно культивируются.

Необходимость этих навыков в социальной работе особенно остро ощущается Лефевром, который выступает за образовательные подходы, специально развивающие способности коммуникаторов к эффективному взаимодействию с детьми через эмпатию и активное слушание [9, с. 218]. Такая направленность образования гарантирует, что будущие социальные работники будут не только технически грамотными, но и эмоционально интеллектуальными, что позволит им реагировать на сложные потребности тех, кому они служат.

Следовательно, включение эмпатии и активного слушания в структуру профессиональных компетенций не просто полезно, но и необходимо. Они обогащают инструментарий специалиста, обеспечивая более эффективную коммуникацию, более глубокое понимание потребностей клиента и, в конечном счете, более успешные результаты в различных профессиональных взаимодействиях. Поэтому развитие этих навыков является важнейшим элементом подготовки и развития профессионалов в различных областях, особенно тех, кто занимается непосредственным оказанием услуг населению. Траектория развития коммуникативных навыков может значительно расшириться благодаря сочетанию технологических достижений и повышенного внимания к глобальной образовательной синергии. Эта эволюция неизбежно повысит способность профессионалов в социогуманитарной сфере решать сложные глобальные проблемы с помощью тонких, эмпатичных и эффективных коммуникативных стратегий. Будущее, изобилующее возможностями для углубления человеческих связей и взаимопонимания в различных социокультурных аспектах, требует постоянного и тщательного изучения процессов и парадигм, формирующих коммуникативные компетенции в этой жизненно важной области человеческого взаимодействия.

×

About the authors

Anastasia D. Danilova

Yugra State University

Author for correspondence.
Email: adustyanceva@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-5747-9048
Russian Federation, Khanty-Mansiysk

Vladimir A. Mishchenko

Yugra State University

Email: vam7405@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0135-712X
Russian Federation, Khanty-Mansiysk

Anna D. Ustyantseva

Yugra State University

Email: anyaustyanceva@mail.ru
ORCID iD: 0009-0008-3686-654X
Russian Federation, Khanty-Mansiysk

References

  1. Bissenbaeva, Z., Ubniyazova, S., & Saktaganov, B. (2015). Model` formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti. (7), 20–26. Academic Journal. (in Russ.). https://clck.ru/3MJvdX
  2. Vasil`eva, E.N., Shherbakov, A.V., & Kuragina, M.F. (2023). Kommunikativny`e kompetencii v strukture «soft skills» v ramkax professional`noj podgotovki studentov vuza. Psixologo-pedagogicheskie issledovaniya. (15;1), 21-36. (in Russ.). https://clck.ru/3MJveE
  3. Danvort, M. (2017). Kommunikativny`e navy`ki v zdravooxranenii i social`noj rabote. Practice. (31), 76-78. (in Russ).
  4. Domina, V., Roganov, M., & Shuba, D. (2019). Kommunikativnaya kompetentnost` specialista po social`noj rabote. Gumanizaciya uchebno-vospitatel`nogo processa. (in Russ.). https://doi.org/10.31865/2077-1827.6(98)2019.197465
  5. Zeer, E`.F., & Krezhevskix, O.V. (2018). Modelirovanie social`no-gumanitarnoj obrazovatel`noj platformy` razvitiya transprofessionalizma u sub``ektov polidisciplinarny`x proektov. Obrazovanie i nauka. (20), 90-108. (in Russ.).
  6. Ivanova, R., Gajfullina, N., & Said, N. (2022). Rol` social`ny`x setej v razvitii navy`kov professional`noj kommunikacii: e`mpiricheskoe issledovanie. Int. J. Web Based Learn. Teach. Technol. (17), 1-15. (in Russ.). https://doi.org/10.4018/ijwltt.299860
  7. Kojro, M., Kotchik, B., & Prejs, Dzh. (2016). Social`ny`e gruppy` navy`kov molodezhi: platforma dlya obucheniya mezhprofessional`noj kompetencii u vy`pusknikov. Interprofessional Education and Practice. (4), 89-92. (in Russ.).
  8. Koldue`ll, Dzh. (2015). Razvitie znachimoj kommunikacii i otnoshenij v professional`noj praktike s det`mi, molodezh`yu i ix sem`yami. Child Care in Practice. (21), 95-97. (in Russ.). https://doi.org/10.1080/13575279.2015.1015228
  9. Lefevr, M. (2015). Stanovlenie e`ffektivny`mi kommunikatorami s det`mi: razvitie sposobnostej praktikov cherez social`noe obrazovanie. British Journal of Social Work. (45), 204-224. (in Russ.).
  10. Lopes, D. [i dr.]. (2015). Social`ny`e navy`ki: klyuchevoj faktor dlya razvitiya mezhlichnostny`x navy`kov u studentov inzhenerny`x special`nostej. International Journal of Engineering Education. (31), 405-413. (in Russ.).
  11. Luk`yanova, N., Danejkin, Yu., & Daneekina, N. (2015). Podxody` k upravleniyu kommunikativnoj kompetentnost`yu v vy`sshem obrazovanii. Procedia – Social and Behavioral Sciences. (214). 565-570. (in Russ.).
  12. Moskvicheva, N., & Kostromina, S. (2019). Texnologiya provedeniya gruppovogo obucheniya dlya povy`sheniya kommunikativnoj kompetencii prepodavatelej social`no-gumanitarny`x discipline. Sovremenny`e texnologii prepodavaniya i obucheniya v social`no-gumanitarny`x disciplinax. (in Russ.). https://clck.ru/3MJvhu
  13. Nabieva, A. (2015). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya osnovny`x professional`ny`x kompetencij u studentov universitetov v processe gumanitarnoj podgotovki. Zhurnal ustojchivogo razvitiya. (8), 60. (in Russ.).
  14. Pasechkina, T., & Fajer, S. (2019). Kommunikativnaya tolerantnost` v kontekste social`ny`x navy`kov. Teoreticheskaya i prikladnaya nauka. (in Russ.). https://clck.ru/3MRPAf
  15. Rejt-Xoll, E`., & Montgomeri, P. (2023). Obuchenie kommunikativny`m navy`kam dlya uluchsheniya kommunikativny`x sposobnostej studentov social`ny`x rabotnikov. Campbell Systematic Reviews. (in Russ.). https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/cl2.1309
  16. Rid, B., & Feredej, E. (2016). Razvitie professional`ny`x kompetencij dlya gumanitarny`x inzhenerov. Civil Engineering. Special issue on humanitarian engineering. (169), 49-56. (in Russ). https://clck.ru/3MJvhD
  17. Riddiford, N., & Xolms, Dzh. (2015). Pomoshh` v razvitii sociopragmaticheskix navy`kov: peregovory` ob otkazax na rabochem meste. System. (48), 129-140. (in Russ.).
  18. Rux, G. [i dr.]. (2017). Ustanovlenie znachimy`x svyazej: ispol`zovanie znanij social`noj pedagogiki v rabote s det`mi i sem`yami. Child & Family Social Work. (22), 1015-1023. (in Russ.). https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/cfs.12321
  19. Stanifort, B. (2015) Kommunikativny`e navy`ki v social`noj rabote, 284-290. ScienceDirect. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.