Family Values in the Perceptions of Modern Youth

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the study of modern youth's ideas about family values. The problem of family values is again becoming relevant and in demand in the context of the proclamation of the priority of education, the implementation of working programs of education at all levels of education, which have a single conceptual and value basis for the organization of the educational process, including on the basis of the axiological approach. The analysis of the content of the concept of “family values” is carried out in the context of studying the regulatory legal documentation regulating the activities of educational institutions of higher education in the field of education, and other sources on the basis of an interdisciplinary approach to understanding the categories of “value”, “family values”. The theoretical substantiation of the essay as a method of studying students' ideas about family and family values is given, the structure of analysis and interpretation of the results are given. The conclusions of the study of students' ideas about family values will make it possible to form the image of the family, to identify family values, their place and role in the life values of young people, to identify trends in the development of young people's ideas about family values, to determine the prospects in educational work with students in the formation of traditional national values.

Full Text

В последнее десятилетие большое внимание уделяется процессам воспитания на всех уровнях образования. Это связано, прежде всего, с приоритетами государственной политики в сфере образования, воспитания и культуры, ориентированными на формирование российских базовых ценностей, содержание которых актуализировано в целях и содержании образования. В каждой образовательной организации высшего образования реализуются рабочие программы воспитания, ориентированные на формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей. «Концептуально-ценностные основания организации воспитательного процесса в вузе включают наличие системы ценностно-целевых ориентиров и установок, предполагают активную роль ценностей обучающихся в формировании их мировоззрения и жизненной позиции» [11, с. 8]. Методологической основой примерной рабочей программы воспитания определен аксиологический (ценностно-ориентированный) подход. Приоритетной задачей программ воспитания в вузах является развитие мировоззрения на основе актуализации системы базовых ценностей личности, перечень которых определяется Стратегией безопасности РФ, среди которых - ценность семьи. В Примерной программе воспитания в образовательной организации высшего образования (под редакцией О.Ю. Васильевой и др.) к базовым национальным ценностям отнесены ценности семьи в системе нравственных представлений, отношений, мотивов деятельности: любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, о продолжении рода [10]. Следует отметить, что среди направлений воспитательной работы в большинстве вузов не выделяется отдельно направление по формированию/развитию представлений о семье, о семейных ценностях. Как, впрочем, не определено и само содержание понятия «семейные ценности».

В примерной рабочей программе воспитания для вузов акцентируется внимание на том, что необходимо сформировать у обучающихся понимание изменчивости перечня базовых ценностей в зависимости от конкретной социально-исторической и социально-культурной ситуаций развития общества, особенностей организации образовательного процесса вуза и специфики организации воспитательной деятельности в вузе.

Цель статьи – изучить понимание и содержание семейных ценностей современной молодежью – студентами вузов.

При определении понятий «ценности», «семейные ценности» будем учитывать междисциплинарный ракурс феноменологии понятия и его вхождения в педагогическую науку и практику. Понятие «ценность» возникло в рамках философии, социологии; в психологию понятие вошло в контексте ценностных ориентаций в качестве содержательного компонента направленности личности. Следует отметить отметим, что понятие «ценность» как междисциплинарное и общенаучное базовое понятие имеет значительное теоретическое и методологическое значение для педагогики. Так, А.В. Кирьякова, разрабатывающая в педагогике аксиологический подход, уточняет, что «ценность» как общенаучная категория, безусловно, имеет значение и для других научных областей – философии, социологии, психологии, но именно для педагогики это значение «велико» [5]. Практически в каждой социологической теории уделяется внимание ценности. Скажем, М. Вебер в русле материалистической социально философии утверждал, «во-первых, ценности рассматриваются как для конкретного человека, так и для социальных групп; во-вторых, ценности носят исторический характер; в-третьих, ценности обусловлены деятельностью людей, их уровнем развития и общим уровнем развития общества» [14, с. 5].

В философии образования предметом изучения являются ценностные ориентации личности, представляющие собой «выражение основных жизненных принципов человека, включающих направленность личности на общественные ценности в соответствии с ее конкретными потребностями» [4; 5]. Как видно, и в социологии, и в философии, и в философии образования подчеркивается детерминированность содержания ценностей исторически конкретной общественной формой, имеющей свой «специфический набор и иерархию ценностей, система которых является высоким уровнем социальной регуляции. Все ценностные системы обусловлены определенной исторической эпохой, формируются и трансформируются в ходе общественного развития [5]. Как видим, именно данный тезис находит свое отражение в Примерной рабочей программе воспитания для вузов.

Также отметим, что в современной философии «ценности фиксируются в различных формах: добра, если в их основе лежит моральная деятельность, моральное поведение, отношения, или формы, которые иллюстрируют содержание прекрасного, совершенного, если это относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности» [19].

Проблема изучения семейных ценностей не нова. В разные периоды развития общества семейные ценности так или иначе отражались в нормативных правовых документах. Так, в 2008 году указом президента России был провозглашен Год семьи, в котором важными событиями стало принятие нормативных правовых и иных документов, регламентирующих вопросы государственной политики в сфере семьи, семейных отношений, брака. К их числу следует отнести принятие Указа Президента России от 14 июля 2007 года «О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», ФЗ «Об опеке и попечительстве» (2008), который «узаконил» правовой статус опекунов и попечителей, новой Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации [Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р] и ряд других документов, ориентированных на укрепления авторитета и поддержку института семьи, базовых семейных ценностей. Цель объявленного Года семьи одна – улучшить демографическую ситуацию в стране.

Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, показал наличие некоторых разночтений в употреблении понятия «ценности» – базовые национальные ценности [2; 12], традиционные российские ценности [15, п. 24], традиционные духовно-нравственные ценности [12, п. 91].

Проанализируем трансформацию содержания понятия «ценности» в нормативных документах за последние пятнадцать лет. Так, под базовыми национальными ценностями в Концепции духовно-нравственного воспитания, 2009 года понимались ценность семьи, отражающая такие характеристики как: любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода [2, с. 3].

Принятие этих и ряда других документов было продиктовано государственной политикой в ответ на глобальные и внутренние вызовы, которые стояли перед обществом и государством в сферах образования и культуры. Следует отметить, что первое десятилетие нынешнего века характеризуется как относительно экономически и политически стабильное. Однако, на фоне устойчивого развития обозначились новые проблемы социального характера. Об этом говорит статистика по безнадзорности, по употреблению алкоголя несовершеннолетними, по социальному сиротству, а также росту детей с особыми потребностями и их семей. Так, в 2010 году фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, опубликовал доклад о положении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В докладе представлены детерминанты неблагополучия детей, попадания детей в трудную жизненную ситуацию и выделены три группы таких детей: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями и дети, находящиеся в конфликте с законом [3, с. 7]. В решении насущных социальных проблем государственная политика обращается к ресурсам семейной политики: выходит Концепция семейной политики в Российской Федерации (2014). Целью Концепции является поддержка материнства и детства; механизмами – различные мероприятия на федеральном и региональных уровнях.

В тексте Концепции под семейными ценностями понимается «ценности брака, заключаемого в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению» [7, с. 10]. Как видно, государственная политика по-прежнему ориентирована на демографическую проблему, но обращает внимание на сохранение семьи как ресурс профилактики негативных социальных явлений.

Одной из задач по повышению ценности семейного образа жизни, сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании является разработка и реализация дополнительных образовательных программ подготовки молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, конструктивному разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, старшему поколению, репродуктивному здоровью и поведению. Такие программы реализуются во всех субъектах РФ.

В 2015 году принимается Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, в которой также определены традиционные духовно-нравственные ценности уже с учетом новых вызовов развития общества, страны. В качестве позитивных тенденций отмечаются возрождение традиционных российский духовно-нравственных ценностей; консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, к которым отнесены уважение семейных и конфессиональных традиций [7, с. 5-6].

Большую роль в развитии представлений о семейных ценностях у подрастающего поколения сыграла Концепция развития духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, принятая в 2009 году [2]. К базовым национальным ценностям России в данной Концепции отнесены семья, раскрывающаяся в системе нравственных ценностей (представлений) таких, как любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода [2, с. 4].

Динамичные изменения в мироустройстве, нестабильность и трансформация базовых моральных и культурных норм, насаждение чуждых идеалов и ценностей без учета исторических традиций и опыта страны стали основой для принятия в 2021 году новой Стратегии национальной безопасности РФ, в которой выделен раздел по защите традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти и определена задача по укреплению института семьи, сохранению традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян. В Стратегии безопасности РФ 2021 года представлены «традиционные духовно-нравственные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [12].

Следом, в 2022 году выходит еще один документ – «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей», в котором в целях укрепления и обеспечения сферы безопасности в Российской Федерации, конкретизируется и дополняется перечень данных ценностей, а именно: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [15]. Именно в данном документе впервые уточняется понятие «ценность семьи», а именно – «крепкая семья» и четко прописана задача: «сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей (в том числе защита института брака как союза мужчины и женщины), обеспечение преемственности поколений, забота о достойной жизни старшего поколения, формирование представления о сбережении народа России как об основном стратегическом национальном приоритете» [15, с. 7].

Анализ Стратегии национальной безопасности РФ на фоне появления новых вызовов мирового и внутреннего характера актуализируют ряд новых социально-общественных проблем. Так, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях и докладах федерального уровня все настойчивее звучат угрозы национальным ценностям, демографической ситуации, под идеологически деструктивным информационным валянием. В ответ на новые вызовы, Президент России объявляет 2024 год Годом семьи с целью поддержки и развития семейных ценностей, укрепления института семьи и создания благоприятной среды для семейного благополучия. Государственная политика в сфере воспитания проецирует культуру пропаганды семейных ценностей на региональные уровни с учетом особенностей экономического и социокультурного развития конкретного субъекта РФ.

Так, например, с 2019 года в Тюменской области реализуется Комплексная программа просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Тюменской области до 2025 года. Цель программы заключается в формировании позитивного отношения у детей, подростков и молодежи к семейным ценностям, конструктивного отношения к созданию семьи и ответственному родительству. В теоретическом обосновании комплексной программы приведены причины необходимости ее разработки и реализации, а именно выделены негативные факторы влияния на подрастающее поколение: разрушение нравственных представлений о семье и браке, смещение традиционного понимания роли родительства, снижение престижа материнства и отцовства, утрата семейных традиций; резко выросло количество разводов и юридически незарегистрированных браков (за период с 2015 года по 2019 год рост разводов в области составил 3,2%), доля неполных семей в регионе составляет в среднем 12,5% от общей численности семей с детьми, проживающих в регионе [6, с. 4].

Представим краткий обзор результатов изучения семейных ценностей в диссертационных исследованиях. Наибольшее число диссертационных исследований осуществлялось в период с 2003 по 2012 годы с достаточно широкой географией и, преимущественно, в области философского и социологического научного знания. Остановимся на работах, имеющих значение для наших рассуждений. Так, например, в работе А.Н. Нестеренко «Динамика семейных ценностей: социологический аспект» (2006), предметом исследования является развитие системы семейных ценностей российского общества (а материала Московского региона). Автором выявлены тенденции усиления кризиса российской семьи, роста прагматизации семейных отношений по причине разрушения системы семейных ценностей. Автор обосновывает особенности развития института современной российской семьи, среди которых – рост гражданских (незарегистрированных) пар, рост числа церковных браков (венчание), увеличение числа разводов, рост равноправия партнеров в семье, снижение рождаемости, рост нуклеарной семьи и др. Интересно, что автор уже актуализирует наличие демографической тенденции. Так, в работе А.Н. Нестеренко приводится число многодетных семей в РФ всего 7%. В числе базовых семейных ценностей автором обосновываются любовь, рождение и воспитание детей, совместный быт. Важно, что автор утверждает, что несмотря на традицию в определении семейных ценностей (архитипичность) современные условия негативно отражаются на развитии представлений о них, разрушая систему семейных ценностей, что влечет за собой деструкцию социального института семьи [9].

А.Б. Федулова в диссертации «Семья и семенные ценности: философско-аксиологический анализ» (2003) обращается к историческому развитию института семьи как хранителю и транслятор семейных ценностей. На примере поморской семьи автор сравнивает развитие семейных ценностей прошлого и настоящего. К традиционным семейным ценностям в рамках философского осмысления прошлого автором относятся материнство, родительство, супружество, домашний очаг. Интересно, что спустя столетие, автор подчеркивает трансформацию в традиционных семейных ценностях поморской семьи: изменились такие семейные ценности, как общность хозяйственных интересов, значимость родства, особая роль отца в семье, семейно-свадебная обрядность, грамотное распределение семейных обязанностей и др.» [16]. И далее: «Неизменными для современной поморской семьи остались такие ценности как: материнство и родительство, особая роль женщины в семье, традиционная моногамия, уважение и любовь между членами семьи, поэтому значимость семьи как ценности для северян неоспорима» [16].

В период первого десятилетия на фоне значительных социальных изменений в российском обществе и в мире в диссертационных исследованиях, осуществленных, в основном, в области социологии и философии, отражается тенденция влияния меняющегося мира на систему традиционных семейных ценностей, что изучаете в общем контексте («Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX – начала XXI века» В.А. Уварова, 2004; «Проблемы семейных ценностей в этико-философской перспективе» В.В. Попова, 2012; «Государственная информационная политика в продвижении семейных ценностей в современной России» В.В. Тучкова, 2013 и др.) или в отдельных аспектах (семейные ценности эмигрантов изучает Н.В. Шалыгина, 2005; семейные ценности алтайцев исследует Э.В. Енчинов, 2009; семейные ценности чувашской диаспоры Р.Ф. Яковлева, 2011 и др.).

В рамках данной статьи интерес представляют диссертационные исследования в области педагогики. Так, следует назвать работы С.П. Акутиной, 2010; Н.В. Гибадуллина, 2015; Т.У. Гочияевой, 2017; Ж.Н. Дюльдиной, 2010; М.В. Заярной, 2023; Т.Н. Моловой, 2014 и др.). Большинство исследований в области педагогики, разумеется, обращается к изучению (развитию, формированию) семейных ценностей у подрастающего поколения (школьников, подростков, курсантов, студентов).

Так, М.В. Заярная (2023) определяет и обосновывает социально-педагогические детерминанты развития представлений о семейных ценностях у сельских подростков, опираясь на ресурс взаимодействия семьи и школы. В диссертации Т.У. Гочияевой (2017) изучаются семейные ценности у старшеклассников на основе ведущих этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии. Автор дает свое понимание семейных ценностей как «…совокупности представлений о семье, опосредующих в будущем выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия (потребность в семейном образе жизни, приоритет семейно-групповых интересов над индивидуально-личными; солидарность поколений в семье, основанная на взаимоуважении и взаимовыручке; осознанное и ответственное родительство; целомудрие и пр.)» [1, с. 6]. Таким образом, контент-анализ даже незначительного числа диссертационных работ подтверждает актуальность проблемы развития семейных ценностей; междисциплинарный интерес к данной проблеме только подчёркивает очевидность влияния внешних деструктивных факторов современности на развитие представлений, убеждая в необходимости дальнейшего изучения проблемы.

Обратимся к результатам некоторых плановых, проектных, инициативных исследований по изучению семейных ценностей, проведенных с 2010 года.

Так, в 2010 году в рамках опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) было выявлено, что 97% россиян главной ценностью считают семью; 59% россиян отдали голос за сохранение многопоколенной семьи [19]. В 2017 году на базе Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (САФУ) были опрошены студенты из Узбекистана и России (бакалариат). Так, полученные результаты подтвердили конфессионное влияние на развитие представлений о семейных ценностях студентов:

– число российских студентов, поддерживающих равные права супругов, составило 90,2%, в то время как 88,3% студента из Узбекистана считают, что главный в семье мужчина (88,6%, поддерживающих патриархат, исповедуют Ислам);

– и те, и другие студенты главными мотивами заключения брака назвали любовь и желание создать семью;

– важнейшей задачей семьи все респонденты в числе первых задач назвали воспитание детей [18, с. 8].

Центром (ВЦИОМ) в 2023 году были представлены результаты опроса главных ценностей россиян. Согласно представленным результатам, 7 из 10 россиян считают крепкую семью самой важной ценностью, причем эта ценность является приоритетной для всех групп респондентов, независимо от возраста и пола. Однозначного понимания сущности термина «крепкая семья» пока нет. (В 2022 году термин «крепкая семья» и ее сущность были вынесены на обсуждение на платформе «Стратегия 24» по раскрытию понятий традиционных российских духовно-нравственных ценностей) [19]. По данным опроса, о ценности семьи чаще рассуждают респонденты в возрасте 35–44 года, имеющие свои собственные семьи (77%).

Также в 2023 году был проведен опрос в рамках проекта президентской платформы «Россия - страна возможностей», согласно результатам которого, среди жизненных ценностей семья занимает третью строчку (89%), причем особенную важность семьи отмечают женщины старше 35 дет (94%) и мужчины старше 55 лет (92%), а также жители сел (93%)

Как видно, предметом исследований по проблеме семейных ценностей, проводимых в разное время разными научными организациями и исследовательскими центрами, являлись отдельные аспекты изучения феномена «семейные ценности». Можем сделать вывод, что проблемы семьи и семейных ценностей не теряют своего значения и интереса в любые периоды развития страны. Это подтверждается и систематическим обновлением нормативной правового сопровождения государственной политики в сфере образования, воспитания, культуры, конкретизирующей приоритеты формирования и развития семейных ценностей, сохранения и укрепления института семьи, родительства, сохранения традиционных национальных духовно-нравственных ценностей у детей молодежи.

Наш исследовательский интерес заключался в изучении представлений современной молодежи о семейных ценностях. Исследование было проведено в рамках Дней студенческой науки. Участие принимали студенты 1–2 курсов бакалавриата: 140 студентов, в том числе 98 девушек, 42 юношей.

Методы исследования: контент-анализ нормативных правовых документов, диссертационных исследований, научных статей; метод качественной стратегии – анализ студенческих эссе по теме: «Семейные ценности – мое видение». Мы рассматриваем эссе как форму записи своих мыслей, рассуждение по заданной тематике, формулирование и обоснование (отстаивание) своего мнения. Эссе можно рассматривать как метод изучения представлений студентов о семейных ценностях. Этому способствуют такие преимущества эссе, как лаконичность, структурированность содержания, обращение автора к основе (сути) вопроса, а не к деталям, абстрагирование от излишней эмоциональности при ответе.

Метод эссе позволит исследовать предпочтения студентов не только к семейным ценностям, но и к созданию семьи.

Представления студентов предполагают воссоздание ими образа рассматриваемого явления (семейных ценностей) на основе предыдущего опыта, степени осознанности процесса формирования образа рассматриваемого явления.

Анализ эссе показал, что студенты затрудняются с определением понятия «семейные ценности». В большинстве работ (80%) студенты декомпозируют задание для эссе, разделяя его на более простые вопросы. Так, практически все респонденты начали свои рассуждения с ответа на вопрос: «Что такое семья?».

Для анализа студенческих работ возникла необходимость выделить критерии.

Наличие определение понятия «семейные ценности». Только 12% респондентов попытались сформулировать понятие. В качестве примера приведем высказывания респондентов:

«Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома: радость и горе, благополучие или проблемы и трудности».

«Это образование. Это уважение и доверие».

Следующий критерий – степень дифференциации основного понятия «семейные ценности».

Большинство респондентов (80%) начали свои рассуждения с вопроса: «Что такое семья?». Следовательно, представления студентов о семейных ценностях формируются через базовую ценность - семья. Анализ на уровне ключевых слов: «семья – это фундамент нашего общества..., это ячейка общества..., это святилище..., это социокультурный институт..., это духовное явление, основа нравственности». Приведем примеры определения понятия «семья» из эссе в авторском изложении:

«Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира».

«Для меня семья – это мои родные люди, которые в любой момент поддержат и дадут совет, если это необходимо».

«По моему мнению, семья — это самое главное, что есть в жизни человека, ведь она дает ему самое важное – начиная от знаний и опыта, заканчивая любовью и поддержкой. В ней человек формирует свою личность и мировоззрение».

Понятие «семья» в представлениях респондентов ассоциируется со следующими, наиболее часто употребляемыми, понятиями: любовь, счастье, поддержка, терпимость, прощение. Респонденты приводят примеры высказываний о семье из классических произведений Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, О. Генри.

Следующая часть вопросов респондентов касается назначения/значения семьи: «Для чего человеку нужна семья?». «Чем же таким особенным одаривает человека семья? Почему именно в семье видим мы источник человеческого счастья?»

Ключевым понятием в представлениях респондентов является понятие «счастье»:

«Счастье человека в семье – наибольшая человеческая ценность».

«Человек, в семье которого царит любовь и взаимопонимание, способен ощутить настоящее счастье».

Таким образом, студенты в попытке определить содержание понятия «семейные ценности» раскрывают свое ядро представлений в цепочке: семья – значение семьи – счастье, любовь.

Достаточно большой и разнообразный представлен в эссе блок ответов на вопрос о семейных ценностях. Следует отметить, что многие респонденты приводят примеры семейных ценностей, рассказывая о своей семье, родителях, сестрах, братьях, бабушках и дедушках, что является, несомненно, важным и значимым для исследования, что говорит о стремлении к осознанности, ответственном и личностно значимом подходе к определению содержания семейных ценностей.

Перечислим семейные ценности в представлениях респондентов на уровне ключевых слов: «счастье в доме, в котором ты живешь; уважение к старшим, почитание нашей истории, любовь к Родине и вера; это обычаи и традиции; чувства, благодаря которым семья становится крепкой; образование». Приведем примеры высказываний респондентов о семейных ценностях:

«К сожалению, не многие люди задумываются о своей роли в сотворении будущего, о роли своей семьи и вовсе не считают это ценностью».

«В нашей семье еще одной ценностью является творчество: у нас поют мама, папа и дедушка».

«Важной частью нашей жизни является культурный досуг: походы в театр, на балет, различные концерты. Все эти места мы посещаем с удовольствием и обсуждаем увиденное».

«Мама и бабушки учат меня быть настоящей хозяюшкой, они прекрасно шьют».

«Одной из традиций в моей семье является встреча Рождества. Мы всей семьей идем в храм на ночное богослужение, также посещаем вертеп, а по окончанию службы мы возвращаемся домой, и разговляемся вкусной едой. Мама заранее накрывает праздничный стол и запекает рождественскую утку. Я думаю, что важно сохранять традиции и помнить о ценностях. Ведь это – тот костяк, основа, без которой сложно представить себе счастливую семью».

«Семья сильна своими традициями. В нашей семье – это семейные обеды и ужины».

В завершении эссе большинство студентов сформулировали свои выводы – представления о жизненных планах в контексте заданной темы, о своих сомнениях, о возможности принятия новых для них ценностей. Проекция рассуждений о семейных ценностях на проектирование своей будущей семьи, семейных ценностей представлены в следующих примерах:

«К двадцати годам я понял, зачем, почему и для чего нужна была такая, казавшаяся излишней, честность. И равенство для всех и во всем. Все это было для того, чтобы вследствие такого воспитания мой брат стал ответственным и надежным человеком, бизнесменом, делал все возможное для жены и дочери, и не имел в жизни «ненужных» людей. Именно сейчас, написав это, я прихожу к выводу, что лучшая семья — это сильные родители, у которых никогда нет мысли сдаваться. А пока я только могу помечтать, представив «семью мечты». В семье мечты самой главной ценностью является семья с определяющими ее жизнь ценностями и сформированными традициями».

«Таким образом, семья не обязана быть связана с нами биологически. Роднее и ближе нам могут быть люди, которые случайно и неслучайно появляются в нашей жизни. Я считаю, что очень важно ценить каждую свою «маленькую семью» за те уроки, опыт и эмоции, которые дарит нам каждая из них».

«Почему люди стали жить семьями? Да потому, что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, всегда помогут в трудную минуту».

«Надежно привязанные дети чувствуют себя в безопасности, и о них заботятся».

«В заключение хочется сказать, что без семьи никак нельзя. Это чудо, которое человек обретает, может и не раз в жизни, но оно становится главным в его жизни. Так что важно беречь близких и никогда не забывать о них, и, тем более, не променять, чтобы потом не жалеть».

«Я считаю, что очень трудно создать крепкую, любящую и настоящую семью, но это важно сделать каждому человеку, ведь жить в «счастливом» одиночестве невозможно, и только семья всегда будет рядом с тобой!»

Представления студенческой молодежи развиваются в логике: от семьи – к семейным ценностям – назначению семьи – к проекции жизненных семейных планов. Из анализа эссе можно предположить, что у студентов представления о семейных ценностях формируются через объективацию ценностей родительской семьи, отношений с ближайшими родственниками.

Анализ эссе позволяет заключить, что несмотря на то, что большинство студентов не смогли сразу сформулировать свое понимание семейных ценностей, их дальнейшие рассуждения демонстрируют наличие этих представлений как позитивных традиционных ценностей, подтверждаемые примерами своих семей.

Анализ представлений студентов на уровне ключевых слов не выявил существенных расхождений с трактовками в нормативных документах. Проблема трансформации семейных ценностей по результатам эссе не выявлена. Можно констатировать, что представления студентов о семейных ценностях практически не меняются, несмотря на изменения, происходящие в обществе, и остаются традиционными.

Судя по результатам анализа предпочтений студентов о семейных ценностях, вопросы о введения специальных курсов и программ по формированию семейных ценностей не являются целесообразными.

Следует учесть, что респонденты – это студенты, обучающиеся в творческом вузе. Воспитательный ресурс среды, учебных дисциплин, творческой атмосферы, специфики творческой деятельности способствуют формированию, воспитанию духовно-нравственных ценностей, в том числе - семейных ценностей. Сегодня в институте организована работа 46 творческих коллективов (инструментальных, хоровых, хореографических, вокальных, театральных и других). Кроме того, в воспитательной работе института реализуется система мероприятий по формированию у студентов семейной культуры, ориентации на создание и сохранение полноценной семьи. На протяжении последних десяти лет творческая группа студентов является соорганизатором регионального конкурса «Лучшая студенческая семья», в котором принимают участие молодые семьи - представители всех вузов Тюменской области.

×

About the authors

Natalia G. Milovanova

Tyumen State University

Author for correspondence.
Email: natamil2004@mail.ru

 

 

Russian Federation, Tyumen

References

  1. Gochiyaeva, T.U. (2017). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya semejnyh cennostej starsheklassnikov obsheobrazovatelnyh shkol: na materialah Karachaevo-Cherkesii. Karachaevsk, 27. (in Russ).
  2. Danilyuk, A.Ya., Kondakov, A.M., & Tishkov, V.A. (2009). Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveshenie, 26. (in Russ).
  3. Deti v trudnoj zhiznennoj situacii: novye podhody k resheniyu problem. Moskva, 2010. (in Russ). https://clck.ru/3DCxQz
  4. Ignatenko, P.R. (1078). Formirovanie professionalnyh cennostnyh orientacij starsheklassnikov na trud v sfere obsluzhivaniya: Avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Kiev. 18. (in Russ).
  5. Kiryakova, A.V. (2018). Orientaciya lichnosti v mire cennostej. Shag v nauku. № 1. 5-16. (in Russ).
  6. Kompleksnaya programma prosvesheniya i formirovaniya cennostej semejnoj zhizni sredi detej, podrostkov, molodezhi i roditelskoj obshestvennosti v Tyumenskoj oblasti do 2025 goda. Rasporyazhenie pravitelstva Tyumenskoj oblasti ot 27 dekabrya 2019 goda № 1796-rp. (in Russ). https://clck.ru/3DCxUL
  7. Koncepciya gosudarstvennoj semejnoj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 25 avgusta 2014 № 1618-r. (in Russ). https://clck.ru/3DCxV5
  8. Latypov, I.Ya. (2018). Kultura kak faktor formirovaniya zhiznennyh cennostej rossijskih studentov i studentov iz Uzbekistana. Vestnik Instituta sociologii VShE. № 1. T. 9. 155-170. (in Russ).
  9. Nesterenko, A.I. (2006). Dinamika semejnyh cennostej: sociologicheskij aspekt. Avtoref. dis… kand. sociolog. nauk. M., 28. (in Russ).
  10. Primernaya programma vospitaniya/ O. Yu. Vasileva [i dr.]. Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2023. 36. (in Russ).
  11. Primernaya rabochaya programma vospitaniya obrazovatelnoj organizacii vysshego obrazovaniya. (in Russ). https://clck.ru/3DCxXj
  12. Strategiya nacionalnoj bezopasnosti RF. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07. 2021 № 400. (in Russ). https://clck.ru/3DCxYp
  13. Strategiya nacionalnoj bezopasnosti RF. Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 goda № 683. (in Russ). https://clck.ru/3DCxZR
  14. Troickij, K.E. Pereocenka cennostej v aksiologicheskoj mysli M. Vebera. (in Russ). https://clck.ru/3DCxZq
  15. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej». (in Russ). https://clck.ru/3DCxao
  16. Fedulova, A.B. (2003). Semya i semejnye cennosti: filosofsko-aksiologicheskij analiz: Avtoref. … kand. filos. nauk. 25. (in Russ).
  17. Hmyrova-Pruel, I.B. (2002). Koncepciya cennostej V. P. Tugarinova i cennostnaya problematika v otechestvennoj sociologii (60 - 90-ye gody HH veka). Dis. ... kand. sociol. nauk. Moskva, 238. (in Russ).
  18. Duhovno-nravstvennaya set. (in Russ). https://clck.ru/3DCxdA
  19. VCIOM. (in Russ). https://clck.ru/3DCxft

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies