The Pedagogical Conditions for the Formation of Information and Analytical Culture Among Military University Cadets
- Authors: Kornoukhov A.Y.1
-
Affiliations:
- Perm Military Institute of the Troops of the National Guard of the Russian Federation
- Issue: No 2 (2025)
- Pages: 59-70
- Section: Articles
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/640886
- DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/25-2/06
- ID: 640886
Cite item
Full Text
Abstract
The quality of an officer's managerial activity is largely determined by their information calculation and analytical training, their attitude towards the rational use of information, and their readiness to apply new information technologies in their work. All these qualities are essential aspects of information-analytic culture, which makes it relevant and necessary to develop it in military universities. The aim of this article is to theoretically justify and develop pedagogical conditions for developing information-analytically oriented culture in cadets of these universities. A systemic, cultural, and participatory approach forms the basis for the study. The process of developing the culture is ensured through the implementation of developed pedagogical methods. The first pedagogical condition is the saturation of the content of academic disciplines with problematic material. Its implementation generates in cadets a need to resolve information contradictions and promotes the activation of cognitive interest, as well as the development of motivation for forming information-analytical skills. The second condition is situational modeling of digital information technologies. This allows cadets to see scenarios for using digital technologies in their official and everyday lives. It also helps to develop the personal qualities that ensure effective use of these technologies in official activities. The third pedagogical condition is the creation of a unified information and communication space for a military university. This space allows effective use of cadets' free time to self-train in the field of theoretical knowledge assimilation and practical skills related to information-analytical culture. A wide range of forms of this developed space allow involving as many cadets as possible in the process of forming an information-analytically culture.
Full Text
В последние годы информационные технологии и различные аспекты аналитической деятельности стали неотъемлемой частью работы в различных сферах, а в первую очередь службы в вооруженных силах [1]. В условиях современного военного конфликта на первый план выходит информационно-цифровое противоборство враждующих сторон, что предъявляет особые требования к сформированности информационно-аналитической культуры офицеров, так как именно они своими управленческими упреждающими действиями могут снизить уровень системной организованности противника [9]. Профессиональный успех будущих офицеров во многом определяется возможностями грамотной обработки больших объемов информации, возможностями ее критической оценки, интерпретации, анализа, систематизации и воспроизводства [15].
Актуальность исследования состоит в том, что качество управленческой деятельности офицера во многом определяется их информационно-расчетной и аналитической подготовкой, ценностным отношением к рациональному использованию информации, а также готовностью применять новейшие информационные технологии в служебной деятельности. Все вышеперечисленные качества выступают содержательным аспектом информационно-аналитической культуры, что определяет актуальность и необходимость ее формирования в условиях военного вуза [3; 18].
Различные аспекты проблемы формирования информационно-аналитической культуры курсантов военных вузов представлены в работах Т.П. Кондауровой [11] и Е.Н. Семеновой [13]. В данных исследованиях представлены модель и педагогические условия формирования информационно-аналитической культуры, инновационные методы и формы становления исследуемой культуры. При этом в них не уделяется должного внимания цифровым образовательным технологиям, специфике военного образования и формированию ценностного отношения к исследуемой культуре.
Целесообразность разработки темы. Необходимость формирования информационно-аналитической культуры курсантов военных вузов обуславливают и события Специальной военной операции, проводимой на Украине, где значимую роль стали занимать беспилотные летательные аппараты, новейшие образцы вооружения, основанные, в том числе, и на методах искусственного интеллекта, инженерные системы, системы радиоэлектронной борьбы. Новые реалии ведения боевых действий предъявляют особые требования к цифровой грамотности будущих офицеров, высокому уровню владения технологиями информационного анализа и применению их для решения служебных задач, а, следовательно, и к их информационно-аналитической культуре.
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка педагогических условий формирования информационно-аналитической культуры курсантов военных вузов.
Задачи исследования: 1) теоретическое обоснование проблемы информационно-аналитической культуры; 2) выявление методологических основ исследования; 3) теоретическое обоснование и выявление педагогических условий формирования информационно-аналитической культуры курсантов военного вуза.
Научная новизна исследования состоит в том, что обоснованы педагогические условия формирования информационно-аналитической культуры, которые обеспечивают успешность реализации модели. Разработаны цифровые образовательные технологии формирования информационно-аналитической культуры курсантов военных вузов, учебные дисциплины военного вуза насыщены содержанием проблемного характера. Разработано информационно-коммуникативное пространство позволяет эффективно использовать свободное время курсантов для самоподготовки в области усвоения теоретических знаний и практических умений, связанных с информационно-аналитической культурой.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятийного аппарата исследуемой проблемы, обосновании специфики информационно-аналитической деятельности курсантов военного вуза, теоретическом обосновании педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование исследуемой культуры.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретного инструментария формирования информационно-аналитической культуры курсантов, разработке форм ситуационного моделирования, которые возможно реализовать в образовательном процессе военного вуза, в создании единого информационно-коммуникативного пространства военного вуза.
В рамках данного исследования под термином «информационно-аналитическая культура курсантов» мы будем понимать интегративное качество личности, обуславливающее способность курсанта анализировать и разрабатывать алгоритмы собственных действий и прогнозировать результаты, целесообразно использовать современные цифровые технологии при выполнении служебных задач. В ходе исследования была разработана модель формирования информационно-аналитической культуры курсантов, в данной статье будут описаны педагогические условия ее успешного функционирования. Под термином педагогические условия будем понимать «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности» [11, с. 41].
При выявлении совокупности педагогических условий, обеспечивающих успешность реализации модели формирования информационно-аналитической культуры курсантов военных вузов, были учтены следующие факторы [10; 19]:
- анализ требований к современному офицеру в области информационных и цифровых технологий;
- обоснование роли информационных и аналитических умений в выполнении служебных обязанностей будущими офицерами;
- была учтена совокупность выявленных методологических подходов, содержательное наполнение разработанной модели и компонентный состав информационно-аналитической культуры;
- педагогические условия выявлялись с учетом передовых педагогических практик военных вузов, собственного педагогического опыта автора исследования, а также накопленного учеными опыта в области решения поставленной проблемы.
Учитывая данные факторы, были выявлены педагогические условия формирования информационно-аналитической культуры курсантов военных вузов:
- насыщение содержания учебных дисциплин материалом проблемного характера;
- ситуационное моделирование применения курсантами цифровых информационно-аналитических технологий;
- создание единого информационно-коммуникативного пространства военного вуза.
Методы исследования: анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, обобщение, формулировка выводов, анализ практического опыта. В качестве методологической основы исследования выступили системный (общенаучная основа исследования, позволяет рассмотреть процесс формирования информационно-аналитической культуры курсантов, как комплекс взаимосвязанных элементов, способов организации педагогической деятельности, которые возможно представить в виде системы), культурологический (теоретико-методологическая стратегия исследования, позволяет рассмотреть образовательный процесс военного вуза через культуру ценностей, личностных и профессиональных смыслов) и партисипативный (практико-ориентированная тактика исследования, ориентирует субъектов процесса формирования информационно-аналитической культуры на готовность к совместной деятельности) подходы.
Охарактеризуем подробнее каждое из выявленных педагогических условий. Первое педагогическое условие – насыщение содержания учебных дисциплин материалом проблемного характера. Материал проблемного характера требует от курсантов сбора и смысловой оценки информации, ее анализа и оценки в контексте решения служебных задач. Наполнение учебных дисциплин специальными компонентами проблемного характера в первую очередь направлено на вовлечение курсантов в информационно-аналитическую деятельность [11]. Проблемный характер учебного материала порождает противоречивость информации и способствует возникновению потребностей у курсантов в преодолении затруднений в получении глубоких теоретических знаний [4; 10].
Насыщение содержания учебных дисциплин материалом проблемного характера способствует повышению активности курсантов, что способствует увеличению амплитуды познавательной деятельности, за счет самостоятельного осмысления нестандартных проблемных задач, логического анализа текстов, использования дополнительных информационных источников [2; 10]. Одной из форм материалов проблемного характера в рамках реализации данного педагогического условия выступили интеллект-карты. Они позволяют развивать у курсантов умение перерабатывать информацию, грамотно доносить ее до подчиненных, прогнозировать действия по достижению поставленных целей, развивать устойчивую мотивацию к формированию информационно-аналитической культуры [11; 21].
В рамках работы с интеллект-картами курсанты узнают учебный план, конкретные темы с которыми предстоит познакомиться, могут увидеть последовательность усвоения темы через дидактическую схему, структурируют информационные потоки [11; 20].
Проблемные лекции также позволяют насытить учебные дисциплины содержанием проблемного характера. Данные лекции позволяют курсантам более подробно изучить конкретный материал, увидеть взаимосвязь теории и практики, сформировать общие выводы по изучаемой теме [10]. В рамках реализации данного педагогического условия в образовательный процесс военного вуза были внедрены такие формы обучения как: лекции с заранее запланированными ошибками, мозговой штурм, семинар-дискуссия, дебаты, семинар с эвристическими вопросами. Они помогают создать проблемную ситуацию в рамках учебного занятия, активизировать познавательный интерес курсантов, развивает у них умение использовать накопленный теоретический багаж для решения поставленной проблемы [20; 21].
Обобщая вышесказанное, отметим значение данного педагогического условия, для разрешения исследовательской задачи:
- проблемный характер учебного материала порождает противоречивость информации и порождает у курсантов потребность в разрешении противоречий;
- проблемный материал позволяет развивать у курсантов умение перерабатывать информацию, прогнозировать действия по достижению поставленных целей, развивать устойчивую мотивацию к формированию информационно-аналитической культуры;
- данное педагогическое условие способствует активизации познавательного интереса курсантов, развитию у них умение использовать накопленный теоретический багаж для решения поставленной проблемы.
Второе педагогическое условие – ситуационное моделирование применения курсантами цифровых информационно-аналитических технологий. Ситуационное моделирование способствует динамическому разворачиванию процесса применения цифровых ресурсов в служебной деятельности, приобрести опыт информационно-аналитической деятельности в учебной и военно-профессиональной деятельности, сформировать ответственное отношение к информации [12]. Ситуационное моделирование применения курсантами цифровых информационно-аналитических технологий дает возможность курсантам увидеть возможные сценарии их применения в служебной и повседневной деятельности, избегать импульсивных и непродуманных действий в работе с информацией [7].
Ситуационное моделирование предполагает обучение, приближенное к военно-профессиональной практике, позволяет преодолеть ограничения теоретического обучения, выступает эффективным подходом к развитию навыков информационно-аналитической деятельности [16]. Ситуационное моделирование позволяет анализировать влияние различных внешних факторов на процесс применения цифровых информационно-аналитических технологий в служебной деятельности, принимать курсантам более обоснованные решения. Ситуационное моделирование позволяет провести сценарный анализ различных служебных ситуаций, и принять решение о необходимости применения цифровых технологий в конкретных обстоятельствах [14].
Ситуационное моделирование способствует созданию у курсантов наглядно-практического образа, который характерен для конкретной служебной ситуации, построить линию поведения в них, просчитать возможности применения в них цифровых технологий [5].
Опираясь на ряд исследований [5; 7; 12; 14; 16] ситуационное моделирование применения курсантами цифровых информационно-аналитических технологий позволяет:
- выявить и осмыслить трудности, с которыми курсант может столкнуться при использовании цифровых информационно-аналитических технологий в служебной деятельности;
- развивать в процессе моделирования личностные качества курсантов (критическое мышление, рефлексивные способности) которые позволяют эффективно применять цифровые технологии при выполнении профессиональных задач;
- сделать цифровые информационно-аналитические технологии эффективным инструментом решения военно-профессиональных задач, грамотно работать с различными технологиями, комбинировать и анализировать их;
- сформировать устойчивое ценностное отношение к цифровым технологиям и возможностям их применения в служебной деятельности, имитировать отдельные элементы процесса и применения, закрепить у курсантов практические навыки, связанные с ними;
Обобщая вышесказанное, отметим значение данного педагогического условия, для процесса формирования информационно-аналитической культуры курсантов:
- данное педагогическое условие дает возможность курсантам увидеть возможные сценарии применения цифровых технологий в служебной и повседневной деятельности;
- ситуационное моделирование предполагает обучение, приближенное к военно-профессиональной практике, выступает эффективным инструментом развития навыков информационно-аналитической деятельности;
- ситуационное моделирование позволяет выявить трудности в процессе применения цифровых технологий, развивать в процессе моделирования личностные качества курсантов, которые позволяют эффективно их применять в служебной деятельности.
Третье педагогическое условие – создание единого информационно-коммуникативного пространства военного вуза. Информационно-коммуникативное пространство включает «совокупность материально-технических, интеллектуальных и дидактических средств (компьютеры, программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные учебники и пособия)» [8, с. 98]. Термин «информационно-коммуникативное пространство» рассматривается как «определенная совокупность условий, которые обеспечивают осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом с помощью интерактивных средств» [17, с. 25].
При создании единого информационно-коммуникативного пространства военного вуза необходимо учитывать информационные потребности курсантов, возможности компьютерных технологий, практико-ориентированные задачи, стоящие перед преподавательским составом [8]. Основными принципами построения информационно-коммуникативного пространства военного вуза выступают: 1) опоры на инновационные технологии предполагает обновление компьютерного оборудования и программного обеспечения, в соответствии с новыми возможностями; 2) типизации решений, предполагает, что частные решения должны быть универсальными, типовыми и подходить всем большинству субъектов информационно-коммуникативного пространства; 3) системности, разрабатываемое пространство должно восприниматься и функционировать комплексно и охватывать все аспекты образовательного процесса военного вуза; 4) непрерывного развития, предполагает возможность внесения изменений в разрабатываемое пространство с учетом изменяющихся условий внешней среды [6].
Информационно-коммуникативное пространство предполагает применение технологий социально-культурной деятельности курсантов: социально-просветительные, образовательные, социально-культурные и игровые мероприятия) которые стимулируют информационно-коммуникативную активность курсантов, активизируют их информационно-аналитическую деятельность [8]. Информационно-коммуникативное пространство позволяет эффективно использовать свободное время курсантов для самоподготовки в области усвоения теоретических знаний и практических умений, связанных с информационно-аналитической культурой [17].
Информационно-коммуникативное пространство в военном вузе было реализовано в следующих формах: 1) стабильные (коммуникативный клуб и медиатека информационных технологий); 2) эпизодические (хакатон «Интернет-коммуникация: возможности и угрозы», онлайн игры, виртуальный-квест «Цифровые технологии в военно-профессиональной деятельности», онлайн экскурсии по местам боевой славы, коммуникативные тренинги). В рамках данных форм реализации информационно-коммуникативного пространства курсанты включались в целостный процесс информатизации, обучались интернет-мониторингу и информационной экспертизе. Таким образом, происходило расширение сферы применения цифровых технологий в служебной деятельности курсантов, они погружались в социально-культурную среду информационного пространства.
Обобщая вышесказанное, отметим значение данного педагогического условия, для разрешения исследовательской задачи:
- информационно-коммуникативное пространство направлено на стимулирование информационно-коммуникативной активности курсантов и активизацию их информационно-аналитической деятельности;
- разработанное информационно-коммуникативное пространство военного вуза позволяет эффективно использовать свободное время курсантов для самоподготовки в области усвоения теоретических знаний и практических умений, связанных с информационно-аналитической культурой;
- широкий спектр форм реализации информационно-коммуникативного пространства (коммуникативный клуб, медиатека информационных технологий, хакатон, виртуальный квест, онлайн экскурсии и др.) позволяет вовлечь в процесс формирования информационно-аналитической культуры как можно большее количество курсантов.
Подводя итоги статьи можно обозначить следующие выводы: теоретическое обоснование проблемы информационно-аналитической культуры состоит в том, что, под данным термином мы понимаем интегративное качество личности, обуславливающее способность курсанта анализировать и разрабатывать алгоритмы собственных действий и прогнозировать результаты, целесообразно использовать современные цифровые технологии при выполнении служебных задач. Процесс формирования исследуемой культуры обеспечивается реализацией разработанных педагогических условий.
В качестве методологической основы исследования выступили системный, культурологический и партисипативный подходы.
Процесс формирования исследуемой культуры обеспечивается реализацией разработанных педагогических условий: 1) насыщение содержания учебных дисциплин материалом проблемного характера, его реализация порождает у курсантов потребность в разрешении информационных противоречий, способствует активизации их познавательного интереса и развитию устойчивой мотивации к формированию у них информационно-аналитической культуры; 2) ситуационное моделирование применения курсантами цифровых информационно-аналитических технологий, данное педагогическое условие дает возможность курсантам увидеть возможные сценарии применения цифровых технологий в служебной и повседневной деятельности, позволяет развивать в процессе моделирования личностные качества курсантов, которые обеспечивают эффективность их применять в служебной деятельности; 3) создание единого информационно-коммуникативного пространства военного вуза, данное пространство позволяет эффективно использовать свободное время курсантов для самоподготовки в области усвоения теоретических знаний и практических умений, связанных с информационно-аналитической культурой, широкий спектр реализации форм разрабатываемого пространства позволяет вовлечь в процесс формирования информационно-аналитической культуры как можно большее количество курсантов.
About the authors
Alexey Yu. Kornoukhov
Perm Military Institute of the Troops of the National Guard of the Russian Federation
Author for correspondence.
Email: yardballer@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-0811-3103
Russian Federation, Perm
References
- Belousov, R.A. (2024). Situacionnoe modelirovanie v obrazovatel'noj srede. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 1, 4-8. (in Russ.). https://doi.org/10.17805/trudy.2024.1.1
- Belyaev, R.V. (2017). Model' formirovan iyainformacionnoj kul'tury kursantov voennyh vuzov sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 22, 3(167), 97-102. (in Russ.). https://doi.org/10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-97-102
- Bogdanova, A.V. (2012). Ekonomicheskie aspekty diagnostiki i upravleniya kachestvom v informacionno-kommunikativnom prostranstve vuza. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 3(10), 13-16. (in Russ.).
- Kolenko, R.S. (2023). Sochetanie metodov igrovogo i situacionnogo modelirovaniya v professional'noj podgotovke sotrudnikov policii. Aktual'nye problem bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 23-2, 276-278. (in Russ.).
- Kondaurova, T.P. (2021). Formirovanie informacionnoj kul'tury kursantov voennogo vuza pri obuchenii fizike. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionny jaspekt. 2(52), 65-73. (in Russ.) https://doi.org/10.7442/2071-9620-2021-13-2-65-73
- Kornouhov, A.YU. (2022). K voprosu ob aktual'nosti problem formirovaniya informacionno-analiticheskoj kul'tury kursantov voennyh vuzov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 10(212), 190-195. (in Russ.) https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.10.р190-195
- Mokrecova, N.M. (2024). Ispol'zovanie situacionnogo modelirovaniya v sfere podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov (naprimere discipliny «Inostrannyj yazyk»). Nauchnyj komponent. 1(21), 55-60. (in Russ.)
- Naumov, V.V., & Zaharova, E.A. (2021). K voprosu ocenki effektivnosti informacionno-analiticheskoj deyatel'nosti organov upravleniya. Nauchno-analiticheskij zhurnal Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvenno jprotivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii. 3, 81-89. (in Russ.) https://doi.org/10.24412/2071-6168-2024-2-151-152
- Pletnev, A.V., Kochukova, M.V., & Bel'chinskij, V.V. (2014). Osobennosti integracii chteniya lekcii i seminarskih zanyatij problemnogo haraktera v medicinskom vuze. Innovacii v nauke. 39, 135-140. (in Russ.)
- Sadrieva, L.M., & Salihova, G.L. (2018). Realizaciya tekhnologii problemnogo obucheniya pri izuchenii kursa informatiki v tekhnicheskom vuze. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 58-2, 213-216. (in Russ.)
- Semenova, E.N. (2018). Pedagogicheskij smysl formirovaniya informacionno-analiticheskoj kul'tury kursantov vedomstvennogo vuza. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 1, 105-109. (in Russ.) https://doi.org/10.24158/spp.2018.1.20
- Sorokina, E.A. (2021). Kompetentnostnyj podhod dlya uspeshnoj integracii studenta v mir cifrovoj finansovoj gramotnosti. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 11-1 (62), 99-102. (in Russ.)
- Sorokina, E.A. (2022). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya cifrovoj finansovoj gramotnosti u studentov vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 3 (94), 243-247. (in Russ.) https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-11-1-99-102
- Subbotenko, O.A., Sazonova, E.A., & YUdickij, V.M. (2024). Primenenie intellekt-kart v informacionno-analiticheskoj deyatel'nosti: razvitie, tekhnologii, integraciya novogo programmnogo produkta. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Tekhnicheskie nauki. 2, 152-158. (in Russ.) https://doi.org/10.24412/2071-6168-2024-2-151-152
- Ushakov, D.A. (2021). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya cifrovoj kompetentnosti obuchayushchihsya v usloviyah dobrozhelatel'nogo obrazovatel'nogo prostranstva shkoly. Interaktivnaya nauka. 5(60), 40-43. (in Russ.) https://doi.org/10.21661/r-554317
- Hachikyan, E.I., Zaborina, M.A., & Ryabova, I.A. (2021). Formirovanie informacionnoj kul'tury budushchego pedagoga v obrazovatel'nom prostranstve sovremennogo vuza. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 71-4, 310-313. (in Russ.)
- Carapkina, YU.M., & Petrova, M.M. (2019). Obrazovatel'nyj portal kak osnova formirovaniya i razvitiya informacionnoj sredy uchebnogo zavedeniya. Vestnik MGPU. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2(48), 23-33. (in Russ.) https://doi.org/10.25688/2072-9014.2019.48.2.03
- Chun, W.C. (2013). Information culture and organizational effectiveness. International Journal of Information Management. 33, 5, 775-779. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2013.05.009
- Gillian, O. (2017). Understanding Information Culture: Conceptual and Implementation Issues. Journal of Information Science Theory and Practice. 5, 6-14. https://doi.org/10.1633/JISTaP.2017.5.1.1
- Gryaznova, E.V., Treushnikov, I.A., & Goncharuk, A.G. (2020). The role of information culture in the formation of a cultural ideal. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 1(43), 379-388. https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.27
- Morgan, G. (2017). The Ineffectiveness of the Provision of Input on the Problematic Grammatical Feature of Articles. Advances in Language and Literary Studies. 8, 1, 79. https://doi.org/10.7575/aiac.alls.v.8n.1p.79.
Supplementary files
