Teacher Training for the Development of Emotional Responsiveness in Older Preschool Children

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The problem of developing emotional responsiveness in older preschool children is currently being actualized by new contexts. Digitalization, informatization, technical and technological support of all spheres of human activity have led to a decrease in the share and role of direct human communication. As a result, a person, less often entering into interpersonal relationships, increasingly experiences the need for social support, social approval, and emotional involvement, while experiencing states of uncertainty, mental stress, and decreased vitality. People are increasingly in need of human involvement, which corresponds to prosocial behavior, which is so relevant in today's tense world. The determinant of the development of prosocial behavior of an adult is emotional responsiveness, the most favorable age for the development of which is the senior preschool age. The development of this ability occurs in direct social interaction. The success of developing emotional responsiveness as an ability is determined by the willingness and professional competence of an adult teacher. The purpose of the study: to substantiate the need to prepare a teacher of a preschool educational organization for the development of emotional responsiveness in older preschool children. The analysis of the literature made it possible to determine the content of the concept of “emotional responsiveness”, to substantiate the role and importance of an adult in the process of developing emotional responsiveness; to select and justify the most optimal form of teacher training for the implementation of this process in pedagogical practice. The results of the study confirmed the relevance of the problem of developing emotional responsiveness not only as a necessary human ability in today's complex world, but also the understanding of the importance of this task by teachers themselves. At the same time, teachers of preschool educational organizations have a number of difficulties in implementing the process of developing emotional responsiveness in preschoolers. The analysis of the difficulties of teachers made it possible to model the process of their training in the “On-the-job training” model. The choice of the model meets all the objectives of the study, and the positive results of its testing are confirmed by the satisfaction of teachers and the enrichment of professional competence.

Full Text

Современный высокотехнологический мир, включающий стремительное развитие интеллектуальных систем и нейросетей, современную социокультурную ситуацию, сложные социально-политические и социально-экономические события, трансформирующие традиционную систему социального взаимодействия, становится все более сложным для понимания человеком и оказывает существенное влияние не только на все сферы человеческой жизнедеятельности, но и на все сферы человека как личности.

В когнитивной сфере от современного человека ждут развития новых когнитивных процессов, обеспечивающих ему адаптивность и успешное функционирование в высокотехнологичном мире, таких как готовность и устойчивость к изменениям, гибкость и мобильность в социальном и профессиональном взаимодействии, навыки критического и креативного мышления; в коммуникативной сфере – умения работать в команде, компетентности межкультурного взаимодействия, навыки разрешения конфликтов. В эмоциональной сфере – развитой компетенции эмоциональной устойчивости и навыки эмоциональной регуляции. Учитывая растущие требования современного мира к навыкам, умениям, компетенциям, качествам человека, все чаще в научных публикациях обсуждается проблема духовно-нравственного кризиса современного человека. Как отмечал Ю.М. Федоров еще в 1992 году «за прогресс своего внешнего мира человек должен расплачиваться регрессом мира внутреннего…» [24]. Стоит согласиться и с мнением Е.В. Рягузовой, что данная проблема вполне обоснованно волнует умы ученых и мыслителей на современном этапе [20]. Перед гуманитарными науками сегодня остро стоят вопросы, уже сформулированные в междисциплинарной научной дискуссии: насколько «научно-технический прогресс способствует регрессу человеческого в человеке» [19]; чем «обусловлен рост экзистенциального безразличия людей» [31]; «вопросы деструкции экологии человека и утраты духовного начала» [1]; «вопросы трансформации и деформации идентичности личности» [26] и другие, которые сегодня как никогда созвучны концептуальным идеям трансгуманизма Ф. Фукуямы, обоснованными в начале текущего века, и согласно которым «человек постепенно становится объектом техносферы, теряющим свой культурный код» [25].

В данном контексте, по убеждению Е.В. Рягузовой такие категории как доброта, нравственность, этика, вера, справедливость, чуткость, помощь, милосердие, сострадание, великодушие, выступая предикторами просоциального поведения людей, становятся не только предметом нового осмысления, но и востребованными ценностями в меняющемся и неустойчивом мире. По мнению автора, «просоциальное поведение характеризуется внутренней социально-ориентированной активностью человека на благо Другому, не мотивированной собственной выгодой» [20]. Разумеется, что навыки и правила социального взаимодействия и социального поведения, в том числе и просоциальное поведение, формируются с детства в процессе воспитания и социализации. С раннего детства ребенок погружен в социальную и культурную среду, благодаря которой интериоризирует правила жизни – что такое «хорошо» и что такое «плохо». Все основные нравственные, духовные, культурные и социальные ценности формируются в раннем детстве. Важнейшей характеристикой человека как существа социального является его ориентация на Другого человека, конструирующая человеческое в человеке, проявляющееся в просоциальном поведении, в виде «различных поступков, направленных на помощь, поддержку, сочувствие Другому» [15]. Как подчеркивал А.В. Сухомлинский, отзывчивость относится к самым драгоценным достояниям человека [22]. А основным детерминантом просоциального поведения взрослого человека выступает эмоциональная отзывчивость, которая начинает развиваться в дошкольном возрасте. Работа преследует цель обосновать необходимость подготовки педагога дошкольной образовательной организации к развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Известно, что эмоциональные переживания как предмет исследования в контексте формирования индивидуального опыта, впервые были рассмотрены в работах Г.Г. Шпета (1879–1937) [29]. Далее связь эмоциональных переживаний с формированием культурной личности исследовали Г.М. Бреслав [4], Б.И. Додонов [10], Л.Я. Дорфман [11] и другие. В работах современных авторов проблема эмоционального воспитания детей осмысливается в контексте не только общекультурного, интеллектуального, нравственного и духовного развития, но и с учетом условий современной социокультурной ситуации развития ребенка. Так, Л.М. Шестакова и Т.В. Леонтьева подчеркивают: «в современном мире родители все больше ориентированы на когнитивное развитие детей, в то время как эмоциональная сфера ребенка выносится за рамки воспитательной работы» [28]. Поиски теоретического обоснования самого феномена эмоциональной отзывчивости, его детерминантов, механизмов, а также условий и средств развития по-прежнему являются предметами научных исследований в широком гуманитарном поле. Например, А.М. Цвицинская, М.В. Булыгина утверждают, что «в науке отсутствует согласие в понимании, что движет ребенком раннего возраста, когда он пытается помочь ближним» [27]. Таким образом, проблема эмоциональной отзывчивости представляется важной и актуальной современной педагогической проблемой.

Эмоциональная отзывчивость как педагогическая категория, с одной стороны, начинает активно разрабатываться в поле педагогических научных исследований с конца 1990-х годов и часто репрезентируется как новое понятие в педагогике. С другой стороны, концептуализация данной категории предопределена работами ведущих отечественных ученых прошлого и позапрошлого веков. Об эмоциональной отзывчивости как важнейшей человеческой способности писали, как выдающиеся отечественные педагоги и психологи (Г.В. Батищев [3], Л.С. Выготский [5], А.В. Запорожец [10], Я.З. Неверович [16], В.А. Сухомлинский [20]), так и зарубежные. Например, в самом фундаментальном труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в девятом томе двадцать девять глав посвящены вопросам зарождения и практического значения для воспитания «чувствований» [21].

Сегодня вопрос концептуализации понятия «эмоциональная отзывчивость» в педагогической науке практически решен. Разумеется, в каждом исследовании может рассматриваться тот или иной аспект проблемы, что вносит в определение какие-либо новые оттенки, но в целом, понятие в педагогике устоялось. Вопросы о правомерности развития данной способности также могут быть отчасти противоречивыми (может исследоваться разный возраст, разные средства, разная среда и т. д.), но, в целом, вопрос имеет однозначное положительное решение. Проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей посвящены исследования Т.И. Бабаевой [2], А.Г. Гогоберидзе [7], И.В. Груздовой [6], Н.А. Довгой [9], С.А. Курносовой [13], Ю.В. Лебедевой [14], Л.Н. Мартыновой [16], А.В. Славской [21], Л.В. Ясинских [30] и других. Стоит уточнить, что в последние десятилетие данная проблема не возникает на уровне кандидатских исследований.

Анализ фундаментальных и современных работ в данной области позволяет сделать определенные выводы. Так, во-первых, эмоциональная отзывчивость – самостоятельный феномен, отдельная педагогическая категория, не являющаяся синонимом или заменяющим понятием таких семантически близких понятий как, синтония, децентрация, эмпатия, эмоциональный отклик; и более современных – эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, хотя, разумеется, онтологически связана с названными понятиями.

Во-вторых, эмоциональная отзывчивость как способность откликаться, активно и действенно реагировать на эмоциональное состояние Другого, зарождается и развивается именно в старшем дошкольном возрасте на фоне соответствующих новообразований, характерных для данного возраста (произвольности воли, поведения, регуляции; развития мышления, возникновение потребностей в социальных контактах и связях).

В-третьих, как было обосновано ранее, эмоциональная отзывчивость как способность сама по себе не развивается (или развивается стихийно); она является результатом целенаправленного эмоционального воспитания [5]. Следовательно, для развития эмоциональной отзывчивости необходима специальная организация образовательного процесса с ведущей ролью педагога.

В-четвертых, эмоциональная отзывчивость, будучи сугубо высшей социальной способностью, может формироваться и развиваться только в социальной среде во взаимодействии со взрослыми и, что особенно стоит подчеркнуть, в профессиональном педагогическом взаимодействии педагога и детей в образовательной среде дошкольной образовательной организации.

Таким образом, наиболее целесообразным представляется развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в эмоционально насыщенном взаимодействии педагога с детьми в среде образовательной дошкольной организации. Именно педагог, демонстрируя социально приемлемые способы проявления эмоциональной отзывчивости в зависимости от ситуации, и являясь для дошкольников значимым взрослым, оказывает непосредственное педагогическое воздействие на развитие данной способности.

В ходе предыдущих исследований «была проведена фокус-группа с педагогами дошкольных образовательных организаций, благодаря чему были выявлены основные затруднения педагогов в организации педагогического взаимодействия, направленного на развитие эмоциональной отзывчивости у детей. К ним относятся следующие:

  • педагоги дошкольной образовательной организации испытывают затруднения в осуществлении «переноса» детских знаний об эмоциях и эмоциональных состояниях в деятельностное проявление эмоциональной отзывчивости;
  • педагоги не учитывают роль, содержание и характер межличностного взаимодействия как важнейшего условия развития эмоциональной отзывчивости у детей;
  • «педагоги нередко подменяют качественный подход к переживаниям ребенка количественным («чем больше эмоций, тем лучше»)» [5];
  • педагоги испытывают затруднения в выборе средств развития эмоциональной отзывчивости у детей.

Вместе с тем, педагоги согласны с важностью и необходимостью развития эмоциональной отзывчивости у детей; с тем, что необходимо больше уделять внимания данному вопросу, а целенаправленная работа должна быть системной; что в среде дошкольной образовательной организации имеются все необходимые условия и возможности.

Следовательно, развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в среде дошкольной образовательной организации требует определенной подготовки педагога.

Теоретическими и методическими основаниями для моделирования подготовки педагога к развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста послужили результаты научных исследований в данной области, имеющие место в педагогической практике методические продукты, а также выводы наших исследований. В результаты были определены основные следующие положения:

  • анализ и декомпозиция выявленных ранее затруднений педагогов в организации процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей, что определило содержание подготовки;
  • особенности и образовательные потребности педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, что позволило выбрать наиболее оптимальную форму подготовки;
  • учет и использование возможностей модели «Обучение на рабочем месте», позволяющие максимально реализовать субъектность педагога в процесс подготовки (табл.).

 

Таблица 1. Результаты моделирования подготовки педагога к развитию эмоциональной отзывчивости

Этап

Цель

Результат

Содержание и формы деятельности

Проблемно-ориентируемый

Анализ и декомпозиция выявленных затруднений педагогов в организации процесса по развитию эмоциональной отзывчивости у детей

Выявление образовательных потребностей педагогов; определение основного содержания подготовки.

Диагностические процедуры по определению затруднений педагогов в организации педагогического взаимодействия и развитию эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретически-образовательный

Повышение теоретической основы профессиональной компетенции педагогов по организации педагогического взаимодействия и развитию эмоциональной отзывчивости у дошкольников

Разработанное содержание занятий в модели «Обучение на рабочем месте»

Содержание, структура, механизмы развития эмоциональной отзывчивости.

Формы и способы проявления эмоциональной отзывчивости взрослыми и детьми.

Содержание, структура, особенности организации педагогического взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста.

Формы: семинары, практикумы, тренинги, упражнения, ролевые игры, фокус-группы, рефлексивные сессии.

Рефлексивно-практический

Развитие практических умений проявления эмоциональной отзывчивости.

Развитие диагностических компетенций педагогов.

Разработанные игры, упражнения, ситуации для развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.

Подобранные средства для развития эмоциональной отзывчивости (музыкальные произведения, литературные сюжеты, педагогические ситуации, дидактические материалы и др.)

Семинары, ролевые и ситуационные игры, тренинги, рефлексивные сессии с педагогами, на которых проигрываются различные ситуации по проявлению эмоциональной отзывчивости.

Анализ и рефлексия полученных и интериоризированных знаний и умений; анализ и обсуждение работы коллег; подготовка к «переносу» нового опыта в процесс педагогического взаимодействия с детьми.

Опытно-стажировочный

Апробация нового опыта в непосредственной профессиональной деятельности

Закрепление нового опыта, обогащение профессиональной компетенции

Реализация замысла подготовки непосредственно в педагогическом взаимодействии с группами дошкольников – апробация нового опыта, рефлексия результатов, обсуждение с коллегами.

Этап сопровождения

Сопровождение и поддержка педагога в процессе освоения нового педагогического опыта

Повышение профессиональной компетентности, повышение удовлетворенности педагога, позволяющие реализовать замысел – развитие эмоциональной отзывчивости у детей.

Постоянно действующие онлайн-консультации по запросу или затруднениям, возникающим в процессе освоения нового опыта.

Демонстрационные занятия с детьми для коллег.

Действующий рефлексивный семинар, позволяющий осмыслить обогащение нового опыта и выявить затруднения.

 

Подготовка педагога к развитию эмоциональной отзывчивости у детей, безусловно, задача актуальная и своевременная. Современные нормативные документы в области дошкольного образования указывают на необходимость решения данной задачи. Вместе с тем, очевидно, что развитие эмоциональной и социально-коммуникативной сфер ребенка, осуществляемые в образовательном процессе дошкольной организации, несмотря на имеющие место методические рекомендации и разработки, сопряжено с личностными особенностями самого педагога, с его способностью к эмпатии, к эмоциональной отзывчивости, в целом к эмоциональным отношениям. Не все личностные качества и способности являются отзывчивыми на педагогическое воздействие и, прежде всего, во взрослом возрасте. В этом случае именно модель подготовки «Обучение на рабочем месте» нам представляется наиболее оптимальной.

Как отмечают О.Н. Олейникова и А.А. Муравьева, собственно данная модель зародилась ещё в ремесленных трудовых отношениях, когда «ремесленники передавали свои профессиональные знания подмастерьям» [17]. Волна интереса к данной модели в последние десятилетия породила такие его модификации как «дуальное обучение, виртуальные фирмы, сэндвич-модель обучения, чередующееся обучение, другие» [17]. Сегодня по мнению авторов, именно данная модель занимает лидирующее положение на рынке предложений о повышении квалификации и переподготовки.

Преимущества данной модели заключаются в следующем: без отрыва от работы; удобное время и место; возможность непрерывной и безотлагательной апробации (закрепления) полученных знаний на практике; непрерывная коммуникация с коллегами, закрепляющая новые знания и умения; командность работы; распространение ценного опыта; учет особенностей организации (контингента обучающихся, родителей, педагогического коллектива) и другие.

Пилотажные исследования подтвердили актуальность и востребованность рассматриваемой проблемы в современной образовательной среде [5]. Стремительные цифровизация, технологизация, нарастающая информатизация жизни современного человека на фоне очевидных преимуществ, все более сокращает непосредственное человеческое общение, что объясняет с одной стороны рост «эмоциональной черствости», «эмоциональной глухоты», равнодушия людей, а с другой – рост нервно-психически больных людей, рост депрессии среди населения, в том числе и среди молодежи. Вне случайно, важнейшими педагогическими задачами последних лет являлись задачи формирования и развития общечеловеческих и традиционных ценностей, ценностей семьи, патриотического воспитания, развития детского движения. Проблема развития эмоциональной отзывчивости с раннего возраста, безусловно, является перспективным направлением в русле гуманитарного научного знания и нравственного воспитания в педагогической практике.

Проведенное исследование подтверждает, что в современном динамично развивающемся мире, демонстрирующим современному человечеству выраженные тенденции нелинейности, хрупкости, неопределённости, человек все больше нуждается в социальной защищенности, в социальной поддержке, переживая сложные состояния нервного напряжения, эмоционального выгорании и просто снижения эмоционального фона. В этой ситуации человек все больше нуждается в поддержке, в эмоциональном одобрении, что актуализирует проблему развития эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная отзывчивость несмотря на то, что имеет определенные психофизиологические основания, рассматривается в педагогике как способность, развиваемую в процессе непосредственного межличностного общения и взаимодействия. Сенситивным возрастом для развития данной способности является старший дошкольный возраст. Успешность процесса развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников обусловлена мотивированной готовностью и профессиональной компетентностью педагога. Апробация модели подготовки педагога к развитию эмоциональной отзывчивости в модели «Обучение на рабочем месте» подтвердила свою оптимальность и целесообразность.

×

About the authors

Valeria S. Verbovskaya

Herzen Russian State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: lerawerb@mail.ru
Russian Federation, Saint Petersburg

References

  1. Abul'hanova, K.A. (2014) K problemam ekologii lichnosti i vozmozhnosti psihologicheskoj podderzhki // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva (Vestnik KGPU), 4(30), 6-22. (in Russ.).
  2. Babaeva, T.I., Rimashevskaya L.S. (2012) Kak razvivat' vzaimootnosheniya i sotrudnichestvo doshkol'nikov v detskom sadu: igrovye situacii, igry, etyudy: uchebno-metodicheskoe posobie. St. Petersburg: Detstvo Press, 217 s. (in Russ.).
  3. Batishchev, G.S. (1997) Vvedenie v dialektiku tvorchestva. Moskva: Yurajt, 385 s. (in Russ.).
  4. Breslav, G.M. (1990) Emocional'noe formirovanie lichnosti v detstve: norma i otklonenie. Moscow: Pedagogika, 144 s. (in Russ.).
  5. Verbovskaya, V.S. (2022) Emocional'naya otzyvchivost' kak odin iz rezul'tatov emocional'nogo vospitaniya v starshem doshkol'nom vozraste. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 8. 4. 66-78. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-6. (in Russ.).
  6. Vygotskij, L.S. (1997) Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. St. Petersburg: Soyuz, 91 s. (in Russ.).
  7. Gogoberidze A.G., Izotova E.I., Ezopova S.A., Novickaya V.A. (2023) Koncepciya razvitiya doshkol'nogo obrazovaniya do 2030 goda: zadachi i instrumenty realizacii v usloviyah edinogo obrazovatel'nogo prostranstva. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. (118). 22–34. (in Russ.).
  8. Gruzdova I.V. (1998) Razvitie emocional'noj otzyvchivosti na muzyku u fqnb yjvthdetej mladshego doshkol'nogo vozrasta: avtoref. diss…. kand. ped. nauk. Moskva, 1998. 16 s. (in Russ.).
  9. Dovgaya N.A. (2007) Ob osobennostyah razvitiya emocional'noj sfery. Doshkol'noe vospitanie. № 12, 23-34. (in Russ.).
  10. Dodonov B.I. (1987). V mire emocij. Kiev: Politizdat, 140 s. (in Russ.).
  11. Dorfman L.Ya. (1993) Metaindividual'nyj mir: metodologicheskie i teoreticheskie problemy. Moskva: Smysl, 456. (in Russ.).
  12. Zaporozhec A.V. (1972) Pedagogicheskie v psihologicheskie problemy vsestoronnego razvitiya i podgotovki starshih doshkol'nikov. Doshkol'noe vospitanie. 4, 37-42. (in Russ.).
  13. Kurnosova S.A. (2007) Vospitanie emocional'noj otzyvchivosti u mladshih shkol'nikov, iz opyta raboty. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 14, 278-293. (in Russ.).
  14. Lebedeva Yu.V. (2012) Razvitie emocional'noj otzyvchivosti kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2 (33), 79 - 81. (in Russ.).
  15. Lejbina A.V., Pons F., Semenov Yu.I. (2020) Predstavlenie rossijskih uchitelej o dobrote i ee proyavleniyah v pedagogicheskoj deyatel'nosti. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 17. 4. 5-20. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.4.1 (in Russ.).
  16. Martynova L.N. (2008) Formirovanie emocional'noj otzyvchivosti na muzykal'nye proizvedeniya u 5-7-letnih vospitannikov detskih domov: na materiale prazdnikov: diss… kand. ped. nauk. Elec. 235. (in Russ.).
  17. Murav'eva A.A., Olejnikova O.N. (2022) Obuchenie na rabochem meste kak osnovnoj trend v mezhdunarodnoj praktike professional'nogo obrazovaniya i obucheniya. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2, 57-74. https:// doi.org/10.52944/PORT.2022.49.2.006 (in Russ.).
  18. Neverovich Ya.3. (1986) Motivaciya i emocional'naya regulyaciya deyatel'nosti u detej doshkol'nogo vozrasta. Razvitie social'nyh emocij u detej doshkol'nogo vozrasta. Moscow. 68-77. (in Russ.).
  19. Nestik T.A. (2023) Social'nyj optimizm rossiyan v usloviyah krizisa: rezul'taty longityudnogo issledovaniya. Psihologicheskij zhurnal. 44, 3, 5-17 s. https://doi.org/10.31857/S020595920026152-3 (in Russ.).
  20. Ryaguzova E.V. (2024) Paradoksy dobroty v kontekste prosocial'nogo povedeniya: analiz sovremennyh koncepcij. Social'naya psihologiya i obshchestvo. 15(1), 5-21. https://doi.org/10.17759/sps.2024150101 (in Russ.).
  21. Slavskaya A.V. (2005) Razvitie emocional'noj otzyvchivosti u mladshih shkol'nikov v processe obucheniya igre na fortepiano: diss. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 186. (in Russ.).
  22. Suhomlinskij V.A. (1990) Kak vospitat' nastoyashchego cheloveka: (Etika kommunisticheskogo vospitaniya). Pedagogicheskoe nasledie. Moscow: Pedagogika, 288. (in Russ.).
  23. Ushinskij K.D. (1950) Sobranie sochinenij. Tom 9. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoj antropologii. Tom vtoroj / Gl. red. A.M. Egolin. Moscow. Izd-vo Akademii pedagogicheskih nauk. 629. (in Russ.).
  24. Fedorov Yu.M. (1992) Universum morali. Tyumen': Tyumen. nauch. centr SO Rossijskoj AN, 418. (in Russ.).
  25. Fukuyama F. (2004) Nashe postchelovecheskoe budushchee: posledstviya biotekhnologicheskoj revolyucii. Moscow. Kratkaya istoriya budushchego. M.: Sindbad, 496 s. (in Russ.).
  26. Cvicinskaya A.M., Bulygina M.V. (2023) Proyavleniya prosocial'nosti po otnosheniyu drug k drugu u siblingov doshkol'nogo i rannego vozrasta. Social'nye nauki i detstvo. 4-2, 39-52. https://doi.org/10.17759/ssc.2023040203 (in Russ.).
  27. Shestakova L.M., Leont'eva T.V. (2021) Emocional'noe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 202, 226-236 (in Russ.).
  28. Shpet G.G. (1927) Vvedenie v etnicheskuyu psihologiyu. Moskva. 147s. (in Russ.).
  29. Yasinskih L.B. (2003) Rol' empatii v razvitii emocional'noj otzyvchivosti u starshih doshkol'nikov. Teoriya i praktika obrazovaniya v period detstva. Ekaterinburg. 247-250. (in Russ.).
  30. Hawker C.J. (2019) A generosity of spirit. Nat Rev Mater. 4. 623-–624. https://doi.org/10.1038/s41578-019-0134-z

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.