К вопросу об установлении поэтического псевдонима Л.А.Тихомирова
- Авторы: Милевский О.А.1
-
Учреждения:
- Сургутский государственный педагогический университет
- Выпуск: № 4 (2012)
- Страницы: 32-35
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49225
- ID: 49225
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается такая малоизвестная сфера литературной деятельности Л.А.Тихомирова-революционера, как поэзия. На основе использования различных форм литературоведческого анализа устанавливается его поэтический псевдоним и авторство в ряде стихотворных произведений.
Ключевые слова
Полный текст
Фигура Льва Александровича Тихомирова, яркого неординарного русского мыслителя, проделавшего путь от идеолога революционной организации «Народная воля» до адепта самодержавной монархии, автора классического политико-философского сочинения «Монархическая государственность», прожившего непростую жизнь и имевшего сложную политическую биографию, не раз привлекала к себе внимание ученых — историков, философов и правоведов. Намного меньше известно о нем как о неординарном литераторе. Только в последние годы, благодаря исследователям А.В.Репникову [9] и С.М.Сергееву [11], увидела свет и впервые была проанализирована его повесть «В последние дни» (эсхатологическая фантазия) [9], но еще меньше знаком Л.А.Тихомиров научной и читающей общественности как революционный поэт. Конечно, поэтом в классическом смысле этого слова его назвать довольно сложно. Однако сам факт обращения Л.А.Тихомирова в годы своего революционного прошлого к поэтическому творчеству уже интересен с точки зрения характеристики масштабов его личности. Стихи поэтов-революционеров 70-х гг. XIX в., ожидавших наказания за революционную пропаганду в российских тюрьмах, решено было опубликовать отдельным сборником за границей — в Женеве, в типографии народнической газеты «Работник». Такой поэтический сборник, включивший в себя стихи в основном находившихся в санкт-петербургском Доме предварительного заключения в ожидании решения по знаменитому процессу «193-х» народников, увидел свет в 1877 г. Он вышел под символическим названием «Из-за решетки» — сборник стихотворений русских заключенных по политическим причинам в период 1873—77 гг., осужденных и ожидающих суда. В период советского развития гуманитарной науки исследователи не раз обращались к изучению литературного наследия писателей из революционно-демократического лагеря. В этом ряду можно назвать имена таких ученых, как В.Ф.Захарина [3] и Б.П.Веревкин [1], рассматривавших в основном пласт нелегальной народнической литературы. Изучению и анализу собственно поэтического творчества революционеров посвящены такие фундаментальные работы, как, например, «Вольная русская поэзия второй половины XIX в.» [2] Над подобной проблематикой трудились и такие специалисты, как Н.В.Осьмаков [8]. В своем труде, посвященном изучению различных этапов развития русской революционной поэзии, он уделил много внимания и сборнику «Из-за решетки». Мы не будем детально касаться литературного анализа помещенных в нем поэтических композиций. Об этом уже достаточно написано. Нас больше интересует другой вопрос: как устанавливались имена авторов тех или иных произведений. По конспиративным соображениям той эпохи все имена опубликованных в сборнике авторов были скрыты под псевдонимами. И если ряд имен был узнаваем, а их стихи достаточно исследованы [8. С. 54—67], то по причинам идеологического свойства о причастности к сборнику Л.А.Тихомирова лишний раз предпочитали не говорить. Только в работе В.А.Твардовской о Н.А.Морозове содержится краткое упоминание о том, что одним из авторов выше указанного поэтического сборника являлся и Л.А.Тихомиров [12. С. 171]. Думается, что в настоящее время в свете проснувшегося интереса к консервативному наследию и для воссоздания более полной картины литературно-общественной деятельности Л.А.Тихомирова необходимо ликвидировать и эту лакуну. Для решения подобной научной задачи первоначально решено было воспользоваться методом исключения. Опираясь на работы предшественников, удалось выяснить, что под псевдонимом Вербовчанин скрывался С.С.Синегуб, под аббревиатурой М.Н. — Н.А.Морозов, М.М. — М.Д.Муравский, А.Чорный — Ф.В.Волховский, О.П. — П.А.Орлов и т.д. В результате подобного исключения в списке неразгаданных псевдонимов осталась группа из шести авторов. Причем псевдонимы Д.А. и П.А., по-видимому, были анаграммами. Таким образом, группу удалось сократить до четырех — это псевдонимы В.Носов, Б.Помпха, Л.Михайлов, Кар… Дабы завершить идентификацию, решено было прибегнуть к историко-сравнительному анализу. Иначе говоря, на основе изучения поэтического материала, содержащегося в сборнике, сравнить описанные там события с реальной настоящей и прошлой жизнью Л.А.Тихомирова. Тем более что тюремное заключение, продолжавшееся свыше четырех лет, оставляло для тогда еще очень молодого и неискушенного человека, небольшое количество тем для поэтических упражнений. Поэтому вполне логично было предположить, что одной из наиболее вероятных тем будет обращение к недавнему революционному прошлому, которое в тюрьме еще более героизировалось. Поиски в данном направлении действительно дали определенный результат. В сборнике «Из-за решетки» есть стихотворение «К моему пиджаку», подписанное Кар… и имеющее, по-видимому, автобиографический характер. Обращают на себя внимание следующие строки: Ты помнишь дом за … ою заставой? Там жили бедность, дружба и любовь; Друзьям нужда казалося забавой, И часто кровь их грела вместо дров… Увы, как сон минуло время это: Ты помнишь ночь, когда обеим нам Пришлось усесться в «черную карету», Сказав «прости» свободе и друзьям? [4. С. 57] Данный отрывок, несомненно, переносит нас в недалекое прошлое героя. И обратившись к данным полицейского дознания, удалось установить, что описанные в стихотворении моменты имели непосредственное отношение к судьбе Л.А.Тихомирова [16. С. 60]. Он, став членом санкт-петербургского кружка «чайковцев» (в научной литературе его еще называют «Большим обществом пропаганды»), вместе с С.С.Синегубом и его супругой снимал домик за Невской заставой и вел активную пропаганду среди фабричных рабочих. Там же в ночь с 11 на 12 ноября 1873 г. и произошел арест Л.А.Тихомирова. О том, как это происходило, он и сам впоследствии оставил свидетельство [14]. Другим важным моментом, подтверждающим тождество Л.А.Тихомирова и автора, писавшего под псевдонимом Кар…, на наш взгляд, является стихотворение «Из апостола Павла». Проникнутое щемящей тоской, оно передает внутренний мир героя, сломленного превосходящими силами противника, но не сдавшегося и с гордым достоинством ожидавшего своего конца. Чего стоят, например следующие строфы: Подвигом добрым я подвизался, Честно свой путь совершил, Веру в душе сохранил, Злобы врагов не боялся… Время настало… Пути беспокойного Видится близкий конец, Вьется терновый венец И для меня недостойного [4. С. 54—55]. Но в этом небольшом стихотворении нам интересно другое, а именно обращение к религиозным мотивам. В тот период времени господствующим умонастроением в головах радикальной молодежи был атеизм. Если в тюрьме кто-то и читал Библию, то обращение к библейской тематике в поэтическом творчестве было нехарактерно для «передовой молодежи». Однако знакомство с воспоминаниями Л.А.Тихомирова позволило нам установить тот факт, что еще в Петропавловской крепости, когда ощущалась нехватка книг, он много времени проводил за чтением доступных ему в крепости православных первоисточников. Читал он, например, Четьи Минеи, захватившие и увлекшие его [15]. Изучение Евангелия стало одним из его любимейших занятий. На ознакомление с ним он затратил целый год [13. С. 71]. Уж не тогда ли созрело в его голове это стихотворение, как нельзя лучше свидетельствующее о напряженной работе, идущей в глубине души. Таким образом, данное обстоятельство, хотя и косвенно, но также работает на подтверждение гипотезы о том, что псевдонимом Кар… подписывался Л.А.Тихомиров. Со стихотворением «Из апостола Павла» связанно и еще одно важное свидетельство, подтверждающее авторство Л.А.Тихомирова. В своих воспоминаниях, размышляя о характере Л.А.Тихомирова и о причинах, вызвавших переход последнего в монархический лагерь, хорошо знавший его по парижской эмиграции Н.С.Русанов упоминает о том, что стихотворное переложение исповеди апостола Павла принадлежит перу Л.А.Тихомирова [10. С. 157]. И наконец, еще одним важным фактом, подтверждающим выдвинутое предположение, является следующий. У противников версии может возникнуть вполне обоснованный вопрос: «Что же обозначает выбранный псевдоним?». Казалось бы, ответа на него нет. Но обратимся за помощью к генеалогическому древу рода Тихомировых. Несложные изыскания позволили нам узнать, что девичья фамилия матери нашего героя Христины Николаевны была Каратаева. Отсюда и взят, хотя и в сокращенной форме, псевдоним Кар…. Об этом свидетельствует также то обстоятельство, что уже после процесса «193-х» Л.А.Тихомиров, перейдя на нелегальное положение и примкнув к организации «Земля и воля», а чуть позже став членом редакции ее печатного органа, по заданию Центрального кружка много времени проводил в легальных литературных салонах либерально-демократического направления, при этом известен он там был под именем Ивана Григорьевича Каратаева [7. С. 167]. Вращаясь в литературных кругах, Л.А.Тихомиров очень быстро установил тесные связи с редактором «Отечественных записок» Н.К.Михайловским и с Н.В.Шелгуновым, соредактором журнала «Дело», в котором он начал печататься с конца 1880 г. Одним из его журналистских псевдонимов стал псевдоним И.Каратаев [6. С. 167]. Например, под этим именем им была опубликована статья в № 3 журнала «Дело» за 1881 г. [5. С. 98—119]. Таким образом, на основании анализа и сопоставления всех вышеприведенных данных можно сделать достаточно точный вывод о том, что в поэтическом сборнике «Из-за решетки» среди произведений других революционеров помещены и стихи Л.А.Тихомирова, писавшего под псевдонимом Кар… Установление данного факта позволит в дальнейшем биографам и исследователям творческого наследия Л.А.Тихомирова не только изучить и проанализировать тексты его стихотворений, но и через знакомство с его поэтическими произведениями составить более полное впечатление о психолого-эмоциональном состоянии, в котором он находился в годы тюремного заключения. Это в свою очередь может дать ключ к пониманию того, что подтолкнуло его на данном этапе жизненного пути к еще большей радикализации политических воззрений и в конечном итоге, в конце 70-х гг. XIX в., сделало сторонником насильственных революционных действий, а осенью 1879 г. и членом Исполнительного комитета только что созданной организации «Народная воля».×
Об авторах
Олег Анатольевич Милевский
Сургутский государственный педагогический университет
Email: Olegmilevsky@mail.ru
доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин 628417, г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2, каб. 315
Список литературы
- Веревкин Б.П. Русская нелегальная революционная печать. М., 1960.
- Вольная русская поэзия второй половины XIX в. Л., 1959.
- Захарина В.Ф. Голос революционной России: литература революционного подполья 70-х годов XIX в. «Издания для народа». М., 1971.
- Из-за решетки. Сборник стихотворений русских заключенных по политическим причинам в период 1873—77 г., осужденных и ожидающих суда. Женева, 1877.
- Каратаев И. Воинская повинность в Малоархангельском уезде (1874—1879 гг.) // Дело. 1881. № 3.
- Козьмин Б.П. Неизданная записка Н.В.Шелгунова // Каторга и ссылка.1929. № 8—9.
- Малинин В.А. История русского утопического социализма: вторая половина XIX — начало XX вв. М., 1991.
- Осьмаков Н.В. Родина. Народ. Революция: Этапы развития русской революционной поэзии второй половины XIX — начала XX в. М., 1977.
- Репников А.В. Неизвестная мистическая повесть Л.А.Тихомирова // Эхо. Сборник статей по новой и новейшей истории Отечества. М., 1999. Вып. 1.
- Русанов Н.С. В эмиграции. М., 1929.
- Сергеев С.М. В последние дни. Примечания // Тихомиров Л.А. Христианство и политика. М., 2002.
- Твардовская В.А. Н.А.Морозов в русском освободительном движении. М., 1983.
- Тихомиров Л.А. Заговорщики и полиция. М., 1930.
- Тихомиров Л.А. Развязка // Московские ведомости. 1895. № 315.
- Тихомиров Л.А. Тюрьма // Московские ведомости. 1895. № 336.
- Хроника социалистического движения в России. 1878—1887 гг. М., 1906.
Дополнительные файлы
