СТАНОВЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ УПРАЖНЕНИЙ С ЛЕНТОЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современная художественная гимнастика - это взаимосвязанный тандем искусства и спорта. Сложнокоординационные комбинации, состоящие из гимнастических, акробатических, танцевальных, плавных и пластичных упражнений с предметами в сочетании с разнообразным по стилю музыкальным сопровождением составляют основу современной художественной гимнастики. Благодаря взаимосвязи гимнастики и балета вырабатываются координация и выразительность каждого движения, пластика, чувство ритма, грациозность и артистичность. В статье представлены термины упражнений с лентой в художественной гимнастике в процессе развития и формирования. Представлены их различия в начале зарождения художественной гимнастики и их описание и применение в правилах соревнований в настоящее время. Сформулированы требования к гимнастической терминологии при описании терминов упражнений с лентой и правила их использования. Приведены примеры различия описания одних и тех же упражнений в правилах соревнований вида спорта в процессе его зарождения и эволюции.

Полный текст

Художественная гимнастика - технико-эстетический вид спорта, входящий в официальную программу современных олимпийских игр, в основе которого лежит исполнение под музыкальное сопровождение соревновательных композиций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, мяч, обруч, скакалка, булава) и без него. Состязательная программа состоит из индивидуальных и групповых упражнений. Художественная гимнастика как вид спорта создавалась в течение многих десятилетий. Она появилась в начале ХХ в. благодаря синтезу стилизованных гимнастических движений и новых форм хореографического и танцевального искусства (Бирюк 1981: 10; Бобырева 2013: 31; Винер-Усманова, Крючек и др. 2014: 11; Художественная гимнастика 2003: 12). Еще в процессе создания первого учебного пособия по гимнастике в начале ХХ в. авторами была высказана мысль о необходимости создания гимнастической терминологии, которая позволила бы специалистам усовершенствовать подготовку физкультурных кадров. В этом вопросе во многом помогла разработка специальной гимнастической терминологии во многих ритмопластических направлениях. В эти же годы начали формироваться виды гимнастики с различной направленностью: спортивные и оздоровительные. На Всесоюзной научно-методической конференции по вопросам дальнейшего развития массовой гимнастики, которая проходила в Москве в 1984 г., была утверждена следующая классификация видов гимнастики: оздоровительные, образовательно-развивающие и спортивные. Оздоровительные виды гимнастики - гигиеническая и ее разновидности - сопутствуют занимающимся в течение всей жизни, являются формами физической культуры широких слоев населения, обеспечивают оптимальное текущее функциональное состояние организма, восстанавливают работоспособность, повышают эмоциональный тонус, оказывают профилактическое воздействие в условиях профессиональной деятельности (рис. 1). Лечебная гимнастика и ее разновидности также относятся к данной группе видов гимнастики оздоровительной направленности. Образовательно-развивающие виды - основная гимнастика и прикладная гимнастика - используются с целью планомерного физического воспитания, обеспечиваемого государственными программами. С помощью этих базовых видов гимнастики дети, подростки, юниоры, молодежь достигают нового, более высокого уровня общефизической подготовленности, приобретают важные двигательные умения и навыки прикладного и профессионально-прикладного характера. К образовательно-развивающим видам гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая и профессионально-прикладная. Спортивные виды гимнастики культивируются как самостоятельные виды спорта. Выделение двух подгрупп: массовых спортивных видов и спортивных видов объясняется рядом причин. Возрастание трудности программ, нацеленных на достижение высокого спортивного мастерства и участие в ответственных соревнованиях, требует круглогодичной специализированной интенсивной подготовки, проявления индивидуальных способностей к данному виду спорта, что связано с направленным отбором занимающихся. С целью подъема массовости, привлечения к спортивным видам гимнастики буквально всех желающих разработаны упрощенные классификационные программы категории «Б», доступные и детям, и взрослым. К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная и художественная гимнастика, спортивная акробатика и спортивная аэробика, прыжки на батуте, двойном мини-трампе и акробатической дорожке, акробатический рок-н-ролл (рис. 2). Рис. 1. Оздоровительные виды гимнастики Рис. 2. Спортивные виды гимнастики Художественная гимнастика зародилась в 1934 г. в г. Ленинграде в Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1934 г. в Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта были приглашены руководители самых известных ритмопластических школ в стране. В этом же году на его базе была открыта Высшая школа художественного движения. Именно этот момент и является официальным началом развития художественной гимнастики как вида спорта. Основной предмет специальной подготовки студентов в школе был назван художественной гимнастикой. Ведущей спортивной международной организацией является Международная федерация гимнастики (Fedération Internatnale de Gymnastique (FIG)) - ФИЖ, которая признала художественную гимнастику самостоятельным видом спорта в 1962 г. С 1963 г. начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР, образовывается федерация художественной гимнастики СССР. С этого периода советские гимнастки систематически участвуют в международных состязаниях, включая чемпионаты мира (с 1963 г.) и Европы (с 1978 г.). В процессе эволюции и становления в художественной гимнастике все больший удельный вес приобретали упражнения с предметами (Бобырева 2013: 35). Следует подчеркнуть, что отличительной особенностью художественной гимнастики является использование предметов: мяча, скакалки, обруча, булав и ленты. О ленте, по нашему мнению, следует говорить более подробно, как о самом «трудном» предмете по технике исполнения в художественной гимнастике. Упражнения с лентой могут применяться во всех разнообразных видах гимнастики, в зависимости от целей и задач обучения (Художественная гимнастика 2003; Пшеничникова, Власова и др. 2010, 2016). Следует учитывать, что рациональное использование предметов художественной гимнастики на различных видах занятий существенно повышает интерес и эмоциональное состояние занимающихся различного возраста. Так, например, упражнения с лентой на начальном этапе обучения в художественной гимнастике рекомендуется проводить в игровой форме. Практика показала, что при анализе соревновательных оценок за исполнение упражнений с лентой гимнастки получают самые низкие оценки. Кроме того, следует также уточнить терминологическое название элементов, особенно «змеек» и «спиралей». Следует разобраться в терминологии не только с основным названием элементов, но и с расположением частей предмета. Целью нашего исследования является определение особенностей названия различных движений с лентой в процессе ее применения как предмета в художественной гимнастике с учетом совершенствования правил соревнований. Как известно, ленту начали использовать как спортивный предмет с 1927 г., после того, как танец с лентой исполнил известный танцовщик Асаф Мессерер в балете Глиера «Красный мак». Считается, что он является основоположником этого танцевального направления. В 1941 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта организовал комиссию с целью корректировки и расширения гимнастической терминологии 1938 года. В 1950 г. вышли в свет спортивная классификация и наглядное учебное пособие, составленное в целях целостной и грамотной трактовки классификационной программы. В данном источнике представлены следующие термины: отмах шарфа; круг шарфом, лентой и т. д. Программа для мастеров спорта, разработанная в 1954 г., содержит следующие названия элементов: горизонтальная спираль лентой; вертикальная лента. Ленинградскими специалистами разрабатывались классификационные программы по художественной гимнастике (1950, 1954 и 1956 гг.) и правила соревнований (1950, 1951, 1954 и 1955 гг.). Первая программа, содержащая разрядные требования вплоть до мастеров спорта, введена в действие Советом Министров СССР 12 августа 1954 г. (Гимнастика 1938, 1958; Художественная гимнастика 1954). В эту программу уже были включены упражнения с лентой; при анализе рисунков ленты, представленных в научно-методической литературе изданий с 1954 по 1971 гг., выявлено, что горизонтальное или вертикальное положение ленты в змейках и спиралях раньше определялось по одному «витку». Следует указать на то, что в настоящее время в Международных правилах соревнований по художественной гимнастике версий 2013-2016 и 2017-2020 гг. терминологическое название элементов упражнений с лентой определяется теперь по всей ее длине. Например, ошибки рассматриваются в спиралях и змейках и в других элементах как при расположении витков спиралей или змеек, а также махов, кругов, восьмерок и других элементов. Кроме того, на судейскую оценку во многом влияют следующие факторы: проход через рисунок или над рисунком ленты; вращательное движение палочки ленты вокруг кисти; закручивание (раскручивание) ленты; движение ленты вокруг части тела, которое создается, когда палочка ленты удерживается различными частями тела (кисть, шея, колено, локоть); спирали (4-5 кругов, плотных и одинаковых по высоте, выполняемых по воздуху или по полу); змейки (4-5 волн, плотных и одинаковых по высоте, выполняемых по воздуху или по полу); перекат палочки ленты по части тела. Все перечисленные выше движения составляют трудность выполнения упражнения в сочетании с основными движениями тела - равновесиями, вращениями, прыжками. Таким образом, современные тенденции развития художественной гимнастики характеризуется увеличением количества и разнообразия элементов с предметами, в частности, с лентой. Эти грациозные и сложнокоординационные движения имеют перспективу, т. к. создают наиболее благоприятные условия для проявления лучших сторон и специфических особенностей художественной гимнастики, а именно пластичности, динамичности и выразительности движений, делающих выступления гимнасток еще более зрелищными и эффектными.
×

Об авторах

Г. Н. Пшеничникова

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

кандидат педагогических наук, профессор кафедры гимнастики и режиссуры

Е. А. Поздеева

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гимнастики и режиссуры

Ю. В. Коричко

Нижневартовский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания

А. А. Селезнева

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

магистрант кафедры гимнастики и режиссуры

Список литературы

  1. Бирюк Е. В. 1981. Художественная гимнастика. Киев: Радянська школа.
  2. Бобырева Н. Н. 2013. Терминология художественной гимнастики: структурно-семантическое сопоставление в русском и английском языках. Казань: Казан. ун-т.
  3. Винер-Усманова И. А., Крючек Е. С., Медведева Е. Е., Терехина Р. Н. 2014. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития. Москва: Человек.
  4. Власова О. П., Коричко Ю. В., Пшеничникова Г. Н. 2016. Истоки художественной гимнастики. Нижний Тагил: Нижнетагильский гос. соц.-пед. ин-т.
  5. Гимнастика: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. 1938 / Коряковский И.М., Орлов Л.П., Штакельберг Л.Д., Янанис С.В. (ред.). Москва; Ленинград: Физкультура и спорт.
  6. Гимнастика: Учебник для институтов физической культуры. 1958 / Орлов Л.П. (ред.). Москва: Физкультура и спорт.
  7. Пшеничникова Г. Н., Власова О. П., Коричко Ю. В. 2010. Обоснование рассредоточенного применения упражнений на гибкость в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 5, 42-48.
  8. Художественная гимнастика: Учебное пособие для секций коллективов физ. культуры. 1954 / Шишкарева Ю.Н., Орлов Л.П. (ред.). Москва: Физкультура и спорт.
  9. Художественная гимнастика: Учебник для тренеров, преподавателей и студентов ин-тов физ. культ. 2003 / Карпенко Л.А. (ред.). Москва: Физкультура и спорт.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах