Условия эффективного функционирования процесса формирования культуры делового общения курсантов военных вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В профессиональной деятельности военнослужащих культура делового общения является неотъемлемой частью. На основе анализа сущности и содержания культуры делового общения курсантов выявлены пробелы в разработанности данного научного направления в военных вузах Российской Федерации. В связи с этим потребность изучения этой научной проблемы приобретает научно-практическую и актуальную значимость. Научно-практические решения проблемы противоречия между выросшей деловой активностью военнослужащих и низким уровнем готовности к ведению делового общения в социальной и служебной сфере могут стать важной составляющей в общей программе преобразований в подготовке военных специалистов и дальнейших исследовательских работ. Целью проводимого научного исследования является определение условий эффективного функционирования процесса формирования культуры делового общения курсантов военных вузов. Задача научного исследования – формирование культуры делового общения и актуализация процесса ее формирования у курсантов военных вузов. Для решения поставленной задачи применялись теоретические методы: анализ диссертационных исследований, сравнительный анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта. В качестве методологической основы применялась совокупность основных подходов: системного, деятельностного, аксиологического, культурологического. Был сделан вывод, что эффективность процесса формирования культуры делового общения обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, который разработан в рамках данного исследования, и определяется выбранной методологией исследования и особенностями изучаемого феномена культуры делового общения курсантов военных вузов.

Полный текст

Введение. Культура делового общения курсантов военных вузов регламентируется требованиями общевоинских уставов, инструкций и приказов соответствующих командиров и начальников. Следствием недостаточной сформированности знаний, навыков и умений в сфере ведения делового общения является возникновение эмоциональных барьеров и межличностных конфликтов. Важное влияние на эффективность процесса формирования культуры делового общения курсантов военных вузов оказывают условия, в которых они формируются и развиваются.

Экспериментальная часть. Эффективность результата процесса формирования культуры делового общения напрямую зависит от создания специальных педагогических условий. Понятие «условия» достаточно глубоко рассмотрено в исследованиях отечественных ученых. Н.М. Борытко под педагогическими условиями понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2].

Е.В. Швачко и М.Е. Дуранов трактуют понятие «педагогические условия» как сложившиеся обстоятельства, среду, педагогическую ситуацию, в рамках которых реализуются факторы, цели управления процессом [16].

А.Ф. Аменд, Н.В. Уварина, Н.О. Яковлева, Н.М. Яковлева понимают под педагогическими условиями комплекс мер, способствующих повышению результативности педагогического процесса [4].

Практическое осмысление категории «условие» способствует выявлению педагогических условий, направленных на решение намеченной проблемы. В процессе выявления педагогических условий, повышающих эффективность функционирования процесса формирования культуры делового общения курсантов в военном вузе мы ориентировались на ряд важных факторов.

Во-первых, соответствие условий выбранной методологии исследования и особенностям изучаемого феномена культуры делового общения курсантов военных вузов.

Во-вторых, условия по содержанию должны усилить процесс формирования культуры делового общения и, применимо к достаточно жестко регламентируемым требованиям деятельности в военных вузах, не допускать нарушений уставов, внутренних распорядков, должностных инструкций и программ подготовки по военно-учетным специальностям, согласовываться с требованиями, предъявляемыми современным обществом к военному специалисту [17].

В-третьих, следует учитывать тенденции изменения содержания образования в военных вузах, специфику профессиональной деятельности курсантов.

В результате были выявлены следующие педагогические условия формирования культуры делового общения курсантов военных вузов:

  1. Четкое определение структурных компонентов культуры делового общения и выявление их значения в профессиональной деятельности курсантов военных вузов.

И.А. Сафонов, рассматривая профессиональную деятельность курсантов военных вузов, выделяет следующие ее основные компоненты: 1) мотивационно-ценностный компонент; 2) когнитивный компонент; 3) деятельностный компонент; 4) рефлексивный компонент [13].

Ю.А. Самедова выделяет в деятельности курсантов военных вузов следующие компоненты: культурно-исторический, социально-педагогический и духовно-нравственный [12].

Н.П. Мураев в своем исследовании утверждает, что составляющая основ профессиональной культуры курсантов включает теоретико-мировоззренческий и информационно-познавательный компоненты [8].

Данными авторами рассматриваются компоненты развития профессиональных качеств, необходимых для будущих офицеров. Опираясь на работы указанных выше авторов, попытаемся обосновать понятие, роль и значение культуры делового общения в профессиональной деятельности курсантов военных вузов. Кратко охарактеризуем выделенные структурные понятия и компоненты культуры делового общения курсантов военных вузов.

Культура. Культура (от лат. culture – возделывание, развитие, воспитание, образование) определяется как «исторически сложившийся уровень развития общества, способностей и творческих сил человека, который выражается в различных формах и типах организации жизнедеятельности людей, в их взаимодействии и общении, а также материальных и духовных ценностях, создаваемых ими» [1].

Важно выделить в качестве основного направления уровень развития способностей курсантов, выраженных в различных формах и типах организации профессиональной деятельности, в их взаимодействии и общении в воинских коллективах, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Общение. Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия отдельных личностей, социальных групп, в котором происходит обмен информацией, деятельностью, настроением, опытом, способностями, умениями и навыками.

А.А. Леонтьев определяет данное понятие как «процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Общение – то, что обеспечивает коллективную деятельность» [7].

Давид Ранзел (David Ruenzel) – преподаватель со стажем работы более 10 лет в учебных заведениях США – считает, что трудности в общении у студентов впоследствии приводят к девиантному поведению, что является проблемой в среде подростков [19].

Давид Кауфман (David Kauffman) считает, что образовательной системе штата Массачусетс программа свободного воспитания и обучения по индивидуальным планам малоэффективна в формировании культуры общения и развитии профессиональной компетенции студентов [18].

Мари Винн (Marie Winn) утверждает трудности в общении студентов и преподавателей возникают вследствие отсутствия опыта межличностного общения [23].

Кристин Хагис (Kristine Hughes) предлагает избавляться от трудностей в общении, возникающих у старших школьников, посредством внеурочной работы со специальными воспитателями [22].

В данном исследовании общение рассматривается как процесс обучения курсантов правилам поведения, обеспечивающий высокий уровень сформированности культуры делового общения.

Деловое общение. Только в общих обязанностях военнослужащего содержится более 34 указаний на личные и профессиональные характеристики, наличие которых является непременным условием формирования основ профессиональной культуры курсанта. Анализ обязанностей военнослужащего приводит к выводу, что деловое общение является составной частью культуры взаимоотношений и поведения военнослужащего в воинском коллективе и обществе. Понятие деловое общения отражает уровень реально существующих отношений «военнослужащий – военнослужащий», «военнослужащий – другие люди». Таким образом, деловое общение является значимым инструментом для решения целей и задач предметной деятельности и является необходимой коммуникацией в профессиональной деятельности военнослужащих.

Культура делового общения. А.Р. Зеркалина определяет культуру делового общения как систему норм и требований к поведению людей в процессе профессиональной деятельности [5].

В своей публикации А.Р. Зеркалина считает, что культура делового общения предполагает [5]: 1) высокую коммуникативную культуру, т. е. искусство говорить (в том числе публично) и слушать; 2) умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера; 3) умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов. Проведя анализ понятий, приходим к выводу, что культура делового общения представляет собой высокий уровень способности ведения диалога в деловом мире, сфере профессиональной деятельности.

Ключевые (определяющие) компетенции являются универсальными по характеру и степени применения, востребованы всеми военно-учетными специальностями и являются метапрофессиональными. Ключевые компетенции составляют инвариантную часть профессиональных компетенций военных специалистов и опираются на систему макро-, миди- и мини-умений, необходимых для практической деятельности военнослужащих. Составляющие ключевых компетенций: знать: материальные и духовные ценности профессионального сообщества; уметь: осуществлять сбор, отбор, анализ, обобщение, синтез, сохранение, передачу информации; владеть: формами и методами общения при организации профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции – базовая (обязательная) часть профессиональных компетенций, необходимых для осуществления основных видов профессиональной деятельности военного специалиста. Содержание и освоение компетенций проектируется в интересах военно-профессиональной (служебной) деятельности выпускников военных вузов. Составляющие общекультурных компетенций: знать: адекватные способы общения, а также методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; уметь: реализовывать адекватные способы общения в процессе взаимодействия, вести дискуссию и полемику, осуществлять просветительскую и воспитательную деятельность в сфере публичной и частной жизни; владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору решений.

Профессиональные компетенции – вариативная часть профессиональных компетенций, они помогают получению углубленных знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура). Составляющие профессиональных компетенций: знать: приемы построения отношений с военнослужащими в духе терпимости и взаимного уважения; уметь: вести организационно-управленческую деятельность, выбирать, обосновывать, принимать и реализовывать управленческие решения; владеть: способами организации воинского коллектива.

Профессионально-специализированные компетенции актуальны только для определенной военно-учетной специальности и специфичны для конкретного вида или рода Вооруженных сил Российской Федерации. Составляющие профессионально-специализированных компетенций: знать: регламент взаимоотношения между военнослужащими; уметь: организовывать коммуникативную деятельность в рамках правил, регламентирующих уставов и инструкций, соблюдать основные принципы единоначалия всеми категориями военнослужащих; владеть: методами самоконтроля и самокоррекции поведения в различных ситуациях общения.

Далее рассмотрим компоненты культуры делового общения. Информационно-ценностный компонент (профессионально-личностная заинтересованность курсантов в использовании делового общения в своей военно-профессиональной деятельности) формирует комплекс материальных и духовных ценностей, мировоззренческих и социальных установок участников общения.

Когнитивный компонент формирует комплекс знаний теории и ситуативных особенностей культуры общения [21]. Основной функцией когнитивного компонента является знания методов, форм и средств ведения делового общения при организации военно-профессиональной (служебной) деятельности.

Деятельностный компонент обеспечивает решение военно-профессиональных задач способами делового общения. Основной функцией деятельностного компонента является решение поведенческих задач и способность обосновать свой выбор.

Рефлексивный компонент (самооценка и самоанализ курсантом своей готовности к ведению делового общения, деятельности и ее результатов).

Вышеперечисленные компоненты культуры делового общения проявляются на трех уровнях – высоком, достаточном и низком.

Были выявлены следующие педагогические условия:

  1. Первое условие – определение компонентов культуры делового общения и выявление их значения в профессиональной деятельности – обеспечивает формирование профессиональной компетентности курсантов военных вузов с учетом требований, предъявляемых современным обществом к военному специалисту. Его формирует информационно-ценностный компонент.
  2. Второе условие – обогащение культуры делового общения курсантов посредством создания социально-культурной образовательной среды в рамках воспитательной системы военного вуза под руководством преподавателя, командиров подразделений, в едином педагогическом процессе и во внеучебное время. Данное условие позволит создать специальную социально-культурную образовательную среду, представляющую собой систему работы с курсантами военных вузов в условиях социума и культуры.

Обратимся к рассмотрению понятия «социально-культурная деятельность», структурно состоящего из двух исходных терминов: «социум» и «культура».

Т.Ю. Купач, В.Н. Машин, А.Ю. Григоров в статье описываю термин «социум» как совокупность социальных, взаимодействующих между собой субъектов (организаций, институтов воспитания, социальных групп) [0].

Доналд Мк. Каабе (Donald Mc. Cabe) выделяет необходимость установления доверительных отношений между преподавателем и студентами [20].

«Культура» – совокупность традиций, ценностей, норм, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова, включая этнос, нацию, общество, которые выполняют функции социальной ориентации и обеспечивают консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности) [1].

Таким образом, курсанты военных вузов в социуме обеспечиваются набором необходимых ролей и технологий их выполнения. Культура будет способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности будущего офицера, преодолению социально-ролевой ограниченности. «Социум» влияет на субъект деятельности, «культура» – на сферу и качество коммуникативной деятельности курсантов. Системообразующим фактором при формировании и функционировании структурных компонентов культуры делового общения является активная деятельность курсантов в социально-культурной образовательной среде.

Создание социально-культурной образовательной среды позволит развивать у курсантов военных вузов представления о нормах, ценностях военной службы, о способах поведения и собственной роли в выбранной профессии. Тем самым данное условие придает процессу профессиональной подготовки курсантов коммуникативный, деятельностный, интерактивный характер [14].

Организацию этого процесса необходимо обеспечить посредством: 1) определения целей воспитательной работы в социально-культурной образовательной среде, с учетом ориентации на развитие воспитания личности курсанта, развитие коммуникативного потенциала; 2) применения различных средств социально-культурной образовательной среды в целях создания условий полноценного воспитания личности курсанта, раскрытия его духовно нравственных способностей; 3 организации межличностного общения, которое предполагает диалог, различные позиции, ситуации, способствующие формированию культуры делового общения; 4) использования социальных институтов воспитания (музеи Боевой Славы, аллеи Героев Советского Союза, культовые сооружения, военные вузы, семья, историко-краеведческие музеи и т. д., которые представляют собой часть социальной среды с ее культурным накоплением); 5) развития управления социально-культурной образовательной средой в военном вузе на основе интеллектуальной, эмоциональной, предметно-творческой, оздоровительной деятельности.

При организации мероприятий социально-культурной деятельности следует предусмотреть возможность корректировки содержания воспитательной системы. Следовательно, данное условие позволяет применять новые возможности в методологии педагогического процесса при формировании культуры делового общения с учетом использования всего потенциала социально-культурной образовательной среды, формирует когнитивный и деятельностный компоненты.

  1. Третье условие – внедрение в образовательный процесс военного вуза элементов коммуникативного тренинга – позволит преодолеть коммуникативные барьеры, связанные с недостаточной способностью курсантов ориентироваться в различных ситуациях общения, со слабыми навыками владения средствами социального поведения, отсутствием знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, т. е. отсутствием коммуникативной компетентности [10].

Коммуникативная компетентность является значимым фактором, определяющим эффективность взаимодействия и общения курсантов в повседневной деятельности, успешность развития личности будущих офицеров. Поэтому развитие коммуникативной компетентности является важным аспектом как личностной, так и профессиональной сферы деятельности военного специалиста, поскольку деятельность связана с другими военнослужащими. Внедрение элементов коммуникативного тренинга позволяет рассмотреть личностный компонент коммуникативной компетентности как важнейшую составляющую ядра личности курсантов военных вузов. Преподавателю, ведущему коммуникативного тренинга необходимо создавать учебно-методические материалы, обеспечивающие его эффективное применение [3].

Н.В. Уварина в своей статье считает, что для актуализации творческого потенциала личности необходимо, чтобы все творческие задания были выстроены в определенной последовательности и представляли собой систему [15].

Подготовка к проведению коммуникативного тренинга включает следующие мероприятия: 1) корректировка должностных инструкций по специализации с учетом современных требований; 2) определение основных целей и задач обучения; 3) разработка и описание инструкции для курсантов (как выполнять упражнение) и для ведущего (как проводить упражнение); 4) проведение входной диагностики уровня коммуникативной компетентности обучаемых; 5) подготовка необходимого раздаточного учебно-методического материала [9].

Обсуждение результатов. В исследовании определены этапы формирования коммуникативной компетентности курсантов: 1) установление положительного социально-психологического климата в учебной группе, способствующего наибольшей эффективности коммуникативного тренинга; 2) формирование знаний об эффективной коммуникации, повышение эмпатических способностей; 3) развитие качеств, способствующих повышению уровня коммуникабельности курсантов; 4) проработка ситуаций, требующих использования определенных навыков, получаемых на тренинге (навыки убедительной речи, навыки установления контакта в различных ситуациях, навыки принятия решения и т. д.); 5) завершение тренинга [11].

Следует подчеркнуть, что формирование коммуникативной компетентности предваряется этапами, которые характеризуются в основном деятельностным и рефлексивным компонентами (решение поведенческих задач и способность обосновать свой выбор, самооценка и самоанализ готовности к ведению делового общения). Проведенный анализ подтверждает, что внедрение вышеуказанных педагогических условий в образовательный процесс военных вузов реализует следующие задачи: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработка навыков понимания себя, других военнослужащих; развитие навыков убедительной речи; аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов; обучение участников ориентации в проблеме;  развитие и расширение навыков принятия решений, нахождения компромисса; активизация процесса самопознания.

Выводы. Следовательно, можно сделать вывод: эффективность процесса формирования культуры делового общения обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, который разработан в рамках данного исследования и определяется выбранной методологией исследования и особенностями изучаемого феномена культуры делового общения курсантов военных вузов. Реализация вышеуказанных педагогических условий в системе военного образования позволит формировать культуру делового общения у выпускников военных вузов.

×

Об авторах

Дмитрий Владимирович Ерофеев

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Erofe_ev@mail.ru
Россия, Челябинск

Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь. М.; СПб., 1993. С. 669.
  2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград, 2001. С. 181.
  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999. С. 153.
  4. Емельянов О.А. Педагогическая профилактика девиантного поведения военнослужащих внутренних войск и обеспечение надежности профессиональной деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2012. №3(7). C. 2.
  5. Зеркалина А.Р. Культура делового общения как социально-педагогическая проблема // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. №2 (92). С. 266–270.
  6. Купач Т.Ю., Машин В.Н., Григоров А.Ю. Социально-культурная деятельность курсантов высших военных авиационных образовательных учреждений и ее воспитательный потенциал // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 233–236.
  7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979. С. 46.
  8. Мураев Н.П. Педагогическая сущность, содержание и структура процесса формирования основ профессиональной культуры курсантов // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 184–185.
  9. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация М., 2001. С. 58–82.
  10. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг. СПб., 2006. С. 224.
  11. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М., 2001. С. 144.
  12. Самедова Ю.А. Государственно-патриотическое воспитание курсантов военных вузов // Психолого-педагогические вопросы военно-профессиональной деятельности. 2015. № 4.
  13. Сафонов И.А. Этапы становления проблемы формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов // Мир педагогики и психологии. 2019. № 2 (31). С. 39–45.
  14. Суслова Е.А. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения // Развитие социально-перцептивной компетенции личности: Материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А.А. Бодалева. М., 1998. С. 248.
  15. Уварина Н.В. Принципы актуализации творческого потенциала личности в образовательном процессе // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 73–76.
  16. Швачко Е.В., Дуранов М.Е. Концепция как инструмент изучения социокультурных проблем образования и развития личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. №6(50). С. 200–206.
  17. Augusti G. Quality and accreditation in engineering education in Europe //Proceedings. International Symposium on Innovation and Quality in Engineering Education. Valladolid (Spain). 2012. P. 26–28.
  18. Kauffman D. et al. Lost at Sea: Without a Curriculum, Navigating Instruction Can be Tough--Especially for New Teachers // American Educator. 2002. Vol. 26. №2. P. 6.
  19. Ruenzel D. Once more, with feeling // Teacher magazine. 2002. P. 3–12.
  20. Donald Mc. Cabe. Cheating, Why Student Do It and How We Can Help Them Stop // American Educator. 2001. Winter. P. 1–7.
  21. Ehlers A. Inklusion, Selbstbestimmung und Partizipation als Qualitȁtsmerkmale von Bildung: Dissertation zur Erlangung des akademischen Gradeseines Doktors der Philosophi. Koblenz Landau, 2009. P. 25.
  22. Hughes C. New times? New learners? New voices? Towards a contemporary social theory of learning // British Journal of Sociology of Education. 2004. Vol. 25. №3. P. 395-408.
  23. Marie Winn. What Television Chases Out Of Life // American Educator. 2002. Summer. P. 7–12.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.