Business communication cultures of military students

Cover Page

Abstract


The business communication culture is an inalienable aspect of the professional activity of military personnel. The analysis of the essence and content of the business communication culture demonstrated by military students revealed some gaps in the development of this academic discipline in the military universities of the Russian Federation. The need to study this problem is acquiring scientific topicality and practical importance. The military service persons are more actively involved into business activities now but their level of preparedness to conduct business communication in the social and service sphere is rather low. Scientific and practical solutions to this contradiction can become an important component in the general program of transformations in the training of military specialists and further research. This research aimed to determine the conditions for the effective functioning of the process of forming a business communication culture among students of military universities. The practical task of the research was to form a business communication culture and to actualize the process of its formation among students of military universities. To solve the task, theoretical methods were used such as analysis of thesis research; comparative analysis of philosophical, sociological, psychological and pedagogical literature; and study and generalization of advanced pedagogical experience. The methodological basis was a set of basic approaches, namely, systemic, activity-based, axiological, and cultural. The study showed that the effectiveness of the process of forming a business communication culture is ensured by the implementation of a framework of pedagogical conditions, which was developed in this study, and is determined by the selected research methodology and the peculiarities of the studied phenomenon, i.e. the business communication culture of military students.


Full Text

Введение. Культура делового общения курсантов военных вузов регламентируется требованиями общевоинских уставов, инструкций и приказов соответствующих командиров и начальников. Следствием недостаточной сформированности знаний, навыков и умений в сфере ведения делового общения является возникновение эмоциональных барьеров и межличностных конфликтов. Важное влияние на эффективность процесса формирования культуры делового общения курсантов военных вузов оказывают условия, в которых они формируются и развиваются.

Экспериментальная часть. Эффективность результата процесса формирования культуры делового общения напрямую зависит от создания специальных педагогических условий. Понятие «условия» достаточно глубоко рассмотрено в исследованиях отечественных ученых. Н.М. Борытко под педагогическими условиями понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2].

Е.В. Швачко и М.Е. Дуранов трактуют понятие «педагогические условия» как сложившиеся обстоятельства, среду, педагогическую ситуацию, в рамках которых реализуются факторы, цели управления процессом [16].

А.Ф. Аменд, Н.В. Уварина, Н.О. Яковлева, Н.М. Яковлева понимают под педагогическими условиями комплекс мер, способствующих повышению результативности педагогического процесса [4].

Практическое осмысление категории «условие» способствует выявлению педагогических условий, направленных на решение намеченной проблемы. В процессе выявления педагогических условий, повышающих эффективность функционирования процесса формирования культуры делового общения курсантов в военном вузе мы ориентировались на ряд важных факторов.

Во-первых, соответствие условий выбранной методологии исследования и особенностям изучаемого феномена культуры делового общения курсантов военных вузов.

Во-вторых, условия по содержанию должны усилить процесс формирования культуры делового общения и, применимо к достаточно жестко регламентируемым требованиям деятельности в военных вузах, не допускать нарушений уставов, внутренних распорядков, должностных инструкций и программ подготовки по военно-учетным специальностям, согласовываться с требованиями, предъявляемыми современным обществом к военному специалисту [17].

В-третьих, следует учитывать тенденции изменения содержания образования в военных вузах, специфику профессиональной деятельности курсантов.

В результате были выявлены следующие педагогические условия формирования культуры делового общения курсантов военных вузов:

  1. Четкое определение структурных компонентов культуры делового общения и выявление их значения в профессиональной деятельности курсантов военных вузов.

И.А. Сафонов, рассматривая профессиональную деятельность курсантов военных вузов, выделяет следующие ее основные компоненты: 1) мотивационно-ценностный компонент; 2) когнитивный компонент; 3) деятельностный компонент; 4) рефлексивный компонент [13].

Ю.А. Самедова выделяет в деятельности курсантов военных вузов следующие компоненты: культурно-исторический, социально-педагогический и духовно-нравственный [12].

Н.П. Мураев в своем исследовании утверждает, что составляющая основ профессиональной культуры курсантов включает теоретико-мировоззренческий и информационно-познавательный компоненты [8].

Данными авторами рассматриваются компоненты развития профессиональных качеств, необходимых для будущих офицеров. Опираясь на работы указанных выше авторов, попытаемся обосновать понятие, роль и значение культуры делового общения в профессиональной деятельности курсантов военных вузов. Кратко охарактеризуем выделенные структурные понятия и компоненты культуры делового общения курсантов военных вузов.

Культура. Культура (от лат. culture – возделывание, развитие, воспитание, образование) определяется как «исторически сложившийся уровень развития общества, способностей и творческих сил человека, который выражается в различных формах и типах организации жизнедеятельности людей, в их взаимодействии и общении, а также материальных и духовных ценностях, создаваемых ими» [1].

Важно выделить в качестве основного направления уровень развития способностей курсантов, выраженных в различных формах и типах организации профессиональной деятельности, в их взаимодействии и общении в воинских коллективах, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Общение. Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия отдельных личностей, социальных групп, в котором происходит обмен информацией, деятельностью, настроением, опытом, способностями, умениями и навыками.

А.А. Леонтьев определяет данное понятие как «процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Общение – то, что обеспечивает коллективную деятельность» [7].

Давид Ранзел (David Ruenzel) – преподаватель со стажем работы более 10 лет в учебных заведениях США – считает, что трудности в общении у студентов впоследствии приводят к девиантному поведению, что является проблемой в среде подростков [19].

Давид Кауфман (David Kauffman) считает, что образовательной системе штата Массачусетс программа свободного воспитания и обучения по индивидуальным планам малоэффективна в формировании культуры общения и развитии профессиональной компетенции студентов [18].

Мари Винн (Marie Winn) утверждает трудности в общении студентов и преподавателей возникают вследствие отсутствия опыта межличностного общения [23].

Кристин Хагис (Kristine Hughes) предлагает избавляться от трудностей в общении, возникающих у старших школьников, посредством внеурочной работы со специальными воспитателями [22].

В данном исследовании общение рассматривается как процесс обучения курсантов правилам поведения, обеспечивающий высокий уровень сформированности культуры делового общения.

Деловое общение. Только в общих обязанностях военнослужащего содержится более 34 указаний на личные и профессиональные характеристики, наличие которых является непременным условием формирования основ профессиональной культуры курсанта. Анализ обязанностей военнослужащего приводит к выводу, что деловое общение является составной частью культуры взаимоотношений и поведения военнослужащего в воинском коллективе и обществе. Понятие деловое общения отражает уровень реально существующих отношений «военнослужащий – военнослужащий», «военнослужащий – другие люди». Таким образом, деловое общение является значимым инструментом для решения целей и задач предметной деятельности и является необходимой коммуникацией в профессиональной деятельности военнослужащих.

Культура делового общения. А.Р. Зеркалина определяет культуру делового общения как систему норм и требований к поведению людей в процессе профессиональной деятельности [5].

В своей публикации А.Р. Зеркалина считает, что культура делового общения предполагает [5]: 1) высокую коммуникативную культуру, т. е. искусство говорить (в том числе публично) и слушать; 2) умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера; 3) умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов. Проведя анализ понятий, приходим к выводу, что культура делового общения представляет собой высокий уровень способности ведения диалога в деловом мире, сфере профессиональной деятельности.

Ключевые (определяющие) компетенции являются универсальными по характеру и степени применения, востребованы всеми военно-учетными специальностями и являются метапрофессиональными. Ключевые компетенции составляют инвариантную часть профессиональных компетенций военных специалистов и опираются на систему макро-, миди- и мини-умений, необходимых для практической деятельности военнослужащих. Составляющие ключевых компетенций: знать: материальные и духовные ценности профессионального сообщества; уметь: осуществлять сбор, отбор, анализ, обобщение, синтез, сохранение, передачу информации; владеть: формами и методами общения при организации профессиональной деятельности.

Общекультурные компетенции – базовая (обязательная) часть профессиональных компетенций, необходимых для осуществления основных видов профессиональной деятельности военного специалиста. Содержание и освоение компетенций проектируется в интересах военно-профессиональной (служебной) деятельности выпускников военных вузов. Составляющие общекультурных компетенций: знать: адекватные способы общения, а также методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; уметь: реализовывать адекватные способы общения в процессе взаимодействия, вести дискуссию и полемику, осуществлять просветительскую и воспитательную деятельность в сфере публичной и частной жизни; владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору решений.

Профессиональные компетенции – вариативная часть профессиональных компетенций, они помогают получению углубленных знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура). Составляющие профессиональных компетенций: знать: приемы построения отношений с военнослужащими в духе терпимости и взаимного уважения; уметь: вести организационно-управленческую деятельность, выбирать, обосновывать, принимать и реализовывать управленческие решения; владеть: способами организации воинского коллектива.

Профессионально-специализированные компетенции актуальны только для определенной военно-учетной специальности и специфичны для конкретного вида или рода Вооруженных сил Российской Федерации. Составляющие профессионально-специализированных компетенций: знать: регламент взаимоотношения между военнослужащими; уметь: организовывать коммуникативную деятельность в рамках правил, регламентирующих уставов и инструкций, соблюдать основные принципы единоначалия всеми категориями военнослужащих; владеть: методами самоконтроля и самокоррекции поведения в различных ситуациях общения.

Далее рассмотрим компоненты культуры делового общения. Информационно-ценностный компонент (профессионально-личностная заинтересованность курсантов в использовании делового общения в своей военно-профессиональной деятельности) формирует комплекс материальных и духовных ценностей, мировоззренческих и социальных установок участников общения.

Когнитивный компонент формирует комплекс знаний теории и ситуативных особенностей культуры общения [21]. Основной функцией когнитивного компонента является знания методов, форм и средств ведения делового общения при организации военно-профессиональной (служебной) деятельности.

Деятельностный компонент обеспечивает решение военно-профессиональных задач способами делового общения. Основной функцией деятельностного компонента является решение поведенческих задач и способность обосновать свой выбор.

Рефлексивный компонент (самооценка и самоанализ курсантом своей готовности к ведению делового общения, деятельности и ее результатов).

Вышеперечисленные компоненты культуры делового общения проявляются на трех уровнях – высоком, достаточном и низком.

Были выявлены следующие педагогические условия:

  1. Первое условие – определение компонентов культуры делового общения и выявление их значения в профессиональной деятельности – обеспечивает формирование профессиональной компетентности курсантов военных вузов с учетом требований, предъявляемых современным обществом к военному специалисту. Его формирует информационно-ценностный компонент.
  2. Второе условие – обогащение культуры делового общения курсантов посредством создания социально-культурной образовательной среды в рамках воспитательной системы военного вуза под руководством преподавателя, командиров подразделений, в едином педагогическом процессе и во внеучебное время. Данное условие позволит создать специальную социально-культурную образовательную среду, представляющую собой систему работы с курсантами военных вузов в условиях социума и культуры.

Обратимся к рассмотрению понятия «социально-культурная деятельность», структурно состоящего из двух исходных терминов: «социум» и «культура».

Т.Ю. Купач, В.Н. Машин, А.Ю. Григоров в статье описываю термин «социум» как совокупность социальных, взаимодействующих между собой субъектов (организаций, институтов воспитания, социальных групп) [0].

Доналд Мк. Каабе (Donald Mc. Cabe) выделяет необходимость установления доверительных отношений между преподавателем и студентами [20].

«Культура» – совокупность традиций, ценностей, норм, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова, включая этнос, нацию, общество, которые выполняют функции социальной ориентации и обеспечивают консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности) [1].

Таким образом, курсанты военных вузов в социуме обеспечиваются набором необходимых ролей и технологий их выполнения. Культура будет способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности будущего офицера, преодолению социально-ролевой ограниченности. «Социум» влияет на субъект деятельности, «культура» – на сферу и качество коммуникативной деятельности курсантов. Системообразующим фактором при формировании и функционировании структурных компонентов культуры делового общения является активная деятельность курсантов в социально-культурной образовательной среде.

Создание социально-культурной образовательной среды позволит развивать у курсантов военных вузов представления о нормах, ценностях военной службы, о способах поведения и собственной роли в выбранной профессии. Тем самым данное условие придает процессу профессиональной подготовки курсантов коммуникативный, деятельностный, интерактивный характер [14].

Организацию этого процесса необходимо обеспечить посредством: 1) определения целей воспитательной работы в социально-культурной образовательной среде, с учетом ориентации на развитие воспитания личности курсанта, развитие коммуникативного потенциала; 2) применения различных средств социально-культурной образовательной среды в целях создания условий полноценного воспитания личности курсанта, раскрытия его духовно нравственных способностей; 3 организации межличностного общения, которое предполагает диалог, различные позиции, ситуации, способствующие формированию культуры делового общения; 4) использования социальных институтов воспитания (музеи Боевой Славы, аллеи Героев Советского Союза, культовые сооружения, военные вузы, семья, историко-краеведческие музеи и т. д., которые представляют собой часть социальной среды с ее культурным накоплением); 5) развития управления социально-культурной образовательной средой в военном вузе на основе интеллектуальной, эмоциональной, предметно-творческой, оздоровительной деятельности.

При организации мероприятий социально-культурной деятельности следует предусмотреть возможность корректировки содержания воспитательной системы. Следовательно, данное условие позволяет применять новые возможности в методологии педагогического процесса при формировании культуры делового общения с учетом использования всего потенциала социально-культурной образовательной среды, формирует когнитивный и деятельностный компоненты.

  1. Третье условие – внедрение в образовательный процесс военного вуза элементов коммуникативного тренинга – позволит преодолеть коммуникативные барьеры, связанные с недостаточной способностью курсантов ориентироваться в различных ситуациях общения, со слабыми навыками владения средствами социального поведения, отсутствием знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, т. е. отсутствием коммуникативной компетентности [10].

Коммуникативная компетентность является значимым фактором, определяющим эффективность взаимодействия и общения курсантов в повседневной деятельности, успешность развития личности будущих офицеров. Поэтому развитие коммуникативной компетентности является важным аспектом как личностной, так и профессиональной сферы деятельности военного специалиста, поскольку деятельность связана с другими военнослужащими. Внедрение элементов коммуникативного тренинга позволяет рассмотреть личностный компонент коммуникативной компетентности как важнейшую составляющую ядра личности курсантов военных вузов. Преподавателю, ведущему коммуникативного тренинга необходимо создавать учебно-методические материалы, обеспечивающие его эффективное применение [3].

Н.В. Уварина в своей статье считает, что для актуализации творческого потенциала личности необходимо, чтобы все творческие задания были выстроены в определенной последовательности и представляли собой систему [15].

Подготовка к проведению коммуникативного тренинга включает следующие мероприятия: 1) корректировка должностных инструкций по специализации с учетом современных требований; 2) определение основных целей и задач обучения; 3) разработка и описание инструкции для курсантов (как выполнять упражнение) и для ведущего (как проводить упражнение); 4) проведение входной диагностики уровня коммуникативной компетентности обучаемых; 5) подготовка необходимого раздаточного учебно-методического материала [9].

Обсуждение результатов. В исследовании определены этапы формирования коммуникативной компетентности курсантов: 1) установление положительного социально-психологического климата в учебной группе, способствующего наибольшей эффективности коммуникативного тренинга; 2) формирование знаний об эффективной коммуникации, повышение эмпатических способностей; 3) развитие качеств, способствующих повышению уровня коммуникабельности курсантов; 4) проработка ситуаций, требующих использования определенных навыков, получаемых на тренинге (навыки убедительной речи, навыки установления контакта в различных ситуациях, навыки принятия решения и т. д.); 5) завершение тренинга [11].

Следует подчеркнуть, что формирование коммуникативной компетентности предваряется этапами, которые характеризуются в основном деятельностным и рефлексивным компонентами (решение поведенческих задач и способность обосновать свой выбор, самооценка и самоанализ готовности к ведению делового общения). Проведенный анализ подтверждает, что внедрение вышеуказанных педагогических условий в образовательный процесс военных вузов реализует следующие задачи: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработка навыков понимания себя, других военнослужащих; развитие навыков убедительной речи; аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов; обучение участников ориентации в проблеме;  развитие и расширение навыков принятия решений, нахождения компромисса; активизация процесса самопознания.

Выводы. Следовательно, можно сделать вывод: эффективность процесса формирования культуры делового общения обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, который разработан в рамках данного исследования и определяется выбранной методологией исследования и особенностями изучаемого феномена культуры делового общения курсантов военных вузов. Реализация вышеуказанных педагогических условий в системе военного образования позволит формировать культуру делового общения у выпускников военных вузов.

About the authors

Dmitry V. Erofeev

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: Erofe_ev@mail.ru

Russian Federation, Chelyabinsk

References

  1. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' (1993). Moscow; St. Petersburg. (in Russ.).
  2. Borytko, N.M. (2001). V prostranstve vospitatel'noi deyatel'nosti. Volgograd. (in Russ.).
  3. Vachkov, I.V. (1999). Osnovy tekhnologii gruppovogo treninga. Moscow. (in Russ.).
  4. Emel'yanov, O.A. (2012). Pedagogicheskaya profilaktika deviantnogo povedeniya voennosluzhashchikh vnutrennikh voisk i obespechenie nadezhnosti professional'noi deyatel'nosti. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya, 3(7). 2. (in Russ.).
  5. Zerkalina, A.R. (2014). Kul'tura delovogo obshcheniya kak sotsial'no-pedagogicheskaya problema. Zhurnal nauchnykh publikatsii aspirantov i doktorantov, (2 (92)). 266–270. (in Russ.).
  6. Kupach, T.Yu., Mashin, V.N., & Grigorov, A.Yu. (2014). Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kursantov vysshikh voennykh aviatsionnykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii i ee vospitatel'nyi potentsial. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 10(5-2). 233–236. (in Russ.).
  7. Leont'ev, A.A. (1979). Pedagogicheskoe obshchenie. Moscow. (in Russ.).
  8. Muraev, N.P. (2014). Pedagogicheskaya sushchnost', soderzhanie i struktura protsessa formirovaniya osnov professional'noi kul'tury kursantov. Transportnoe delo Rossii, (1). 184–185. (in Russ.).
  9. Pankratov, V.N. (2001). Manipulyatsii v obshchenii i ikh neitralizatsiya Moscow. 58–82. (in Russ.).
  10. Pakhal'yan, V.E. (2006). Gruppovoi psikhologicheskii trening. St. Petersburg. (in Russ.).
  11. Prutchenkov, A.S. (2001). Sotsial'no-psikhologicheskii trening v shkole. Moscow. (in Russ.).
  12. Samedova, Yu.A. (2015). Gosudarstvenno-patrioticheskoe vospitanie kursantov voennykh vuzov. Psikhologo-pedagogicheskie voprosy voenno-professional'noi deyatel'nosti, (4). (in Russ.).
  13. Safonov, I.A. (2019). Etapy stanovleniya problemy formirovaniya proektno-tekhnologicheskoi kul'tury kursantov voennykh vuzov. Mir pedagogiki i psikhologii, 2(31). 39–45. (in Russ.).
  14. Suslova, E.A. (1998). Razvitie sotsial'no-pertseptivnoi kompetentnosti v sisteme professional'nogo obshcheniya. In Razvitie sotsial'no-pertseptivnoi kompetentsii lichnosti: Materialy nauchnoi sessii, posvyashchennoi 75-letiyu akademika A.A. Bodaleva, Moscow. 248. (in Russ.).
  15. Uvarina, N.V. (2012). Printsipy aktualizatsii tvorcheskogo potentsiala lichnosti v obrazovatel'nom protsesse. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, (12). 73–76. (in Russ.).
  16. Shvachko, E.V., & Duranov, M.E. (2012). Kontseptsiya kak instrument izucheniya sotsiokul'turnykh problem obrazovaniya i razvitiya lichnosti. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 6 (50). 200–206. (in Russ.).
  17. Augusti, G. (2012, April). Quality and accreditation in engineering education in Europe. In Proceedings. International Symposium on Innovation and Quality in Engineering Education. Valladolid (Spain) (pp. 26-28).
  18. Kauffman, D., Johnson, S. M., Kardos, S. M., Liu, E., & Peske, H. G. (2002). Lost at Sea: Without a Curriculum, Navigating Instruction Can be Tough--Especially for New Teachers. American Educator, 26(2), 6.
  19. Ruenzel, D. (2002). Once more, with feeling. Teacher magazine, 3-12.
  20. Donald Mc. (2001). Cabe. Cheating, Why Student Do It and How We Can Help Them Stop. American Educator. Winter., 1–7.
  21. Ehlers, A. (2009). Inklusion, Selbstbestimmung und Partizipation als Qualitȁtsmerkmale von Bildung: Dissertation zur Erlangung des akademischen Gradeseines Doktors der Philosophi. Koblenz Landau, 25
  22. Hughes, C. (2004). New times? New learners? New voices? Towards a contemporary social theory of learning. British Journal of Sociology of Education, 25(3), 395-408.
  23. Winn, M. (2002). What Television Chases out of Life. American Educator, 26(2).

Statistics

Views

Abstract - 13

PDF (Russian) - 6

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies