№ 4 (2016)

Статьи

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИНГВОСАМООБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Бобыкина И.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу концептуальных аспектов развития культуры лингвосамообразования обучающихся как одного из направлений инновационной педагогической деятельности в вузе. Обоснована необходимость пересмотра целеполагающих и организационных установок иноязычного образования, обновления содержания и технологий, повышения требований качества профессиональной подготовки в соответствии с современным этапом развития российского общества и актуальными тенденциями в сфере высшего образования. Исходя из философской идеи саморазвития человека как внутреннего механизма его изменения, раскрыта сущность и общая логика развития культуры лингвосамообразования. Особое внимание уделяется описанию содержательной и кумулятивной сущности способности человека к самообразованию с помощью иностранного языка. Представлены структурные компоненты и параметрические характеристики культуры лингвосамообразования как источника личностного и профессионального роста. Проанализированы внешние и внутренние признаки познавательной самостоятельности как личностного качества, степень сформированности которого влияет на уровень сознательного самосозидания личности. Подчеркивается важность самоидентификации, способствующей становлению студента субъектом деятельности. Наряду с теоретико-методологическими основами рассматриваются праксиологические аспекты развития культуры лингвосамообразования студентов в практике обучения иностранному языку в вузе. Подробно описывается схема усвоения опыта самоуправления на основе функционального анализа самообразовательной деятельности. Рассматривается классификация стратегий, позволяющая выбрать наиболее эффективные в конкретно заданных условиях саморазвития. Анализ теоретического и эмпирического исследований позволил выявить закономерности социокультурного, дидактического и личностного уровней. Представляя собой комплекс объективно существующих устойчивых связей, установленные закономерности и соответствующие им принципы (социальные, дидактические, специальные) определяют требования к моделированию процесса подготовки студентов к непрерывному самообразованию с помощью иностранного языка.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):3-11
pages 3-11 views

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЧТЕНИЮ

Бутева В.Е.

Аннотация

В данной статье предпринята попытка проанализировать современные подходы к обучению чтению и обозначить те, применение которых имеет положительное влияние на формирование стратегической компетенции в процессе обучения профессионально ориентированному чтению. В рамках данной проблематики нами выделены четыре подхода: коммуникативно-деятельностный, профессионально ориентированный, рефлексивный и когнитивно-коммуникативный. Стратегическую компетенцию в процессе обучения профессионально ориентированному чтению мы определяем как способность личности на основе полученных знаний и умений адекватно использовать усвоенный набор способов / действий для понимания смысла текста. Основу стратегической компетенции составляют знания, навыки и умения использовать учебные стратегии для овладения речевыми и языковыми компетенциями и коммуникативные стратегии, а также знания психокогнитивных особенностей студентов технического вуза. Обучение иноязычному профессионально ориентированному чтению должно строиться на базе когнитивно-коммуникативного подхода, где чтение рассматривается как интеллектуальный процесс, в котором важны две стороны: как читатель конструирует значение, и какую информацию читатель вынесет из текста. Формирование стратегической компетенции в процессе обучения профессионально ориентированному чтению способствует: формированию умений зрелого чтения, лексико-грамматических навыков чтения; усвоению, присвоению информации профессиональных текстов; развитию интеллекта студентов. Основным принципом обучения когнитивно-коммуникативного подхода является осмысленный подход к обучению, который требует от студента в процессе обучения профессионально ориентированному чтению проявления гибкости в выборе стратегий. Стратегия чтения - это целенаправленная и регулируемая последовательность конкретных действий личности, которая приводит к желаемому результату чтения. Во время ориентации студентов на выбор стратегий необходимо учитывать механизмы чтения, которые функционируют во время восприятия, прогнозирования и осмысления. В статье доказано, что формирование стратегической компетенции должно осуществляться на основе изучающего чтения с учетом психолингвистической модели развития чтения. Репертуар стратегий зависит от задач чтения. В процессе изучающего чтения внимание студента направлено на детальное восприятие текста, что позволяет осознать структурные компоненты текста, установить его смысловое содержание, т.е. готовит студента к интуитивному восприятию формы и детальному пониманию содержания. Итак, в основу формирования стратегической компетенции положен когнитивно-коммуникативный подход, где механизмы чтения рассматриваются с учетом интеллектуальных процессов, что происходят в сознании студентов во время понимания и извлечения информации из профессионально ориентированного текста.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):11-18
pages 11-18 views

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Истомина И.П.

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки будущих бакалавров педагогического образования к профессиональной деятельности в области духовно-нравственого воспитания обучающихся. Данная задача обозначена в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Автор подчеркивает, что организация работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся представляет собой актуальную педагогическую задачу, не только заявленную политикой в области образования, но и представляющую собой актуальную потребность современного российского общества, демонстрирующего снижение духовности, деформацию духовных и нравственных ценностей. В статье обосновывается необходимость подготовки студентов к работе, направленной на формирование у них знаний, умений и способностей организовать работу по развитию у обучающихся ценностных установок духовно-нравственного содержания. Автор предлагает для решения обозначенной проблемы в качестве методического инструментария учебный курс, ориентированный на формирование у студентов таких компетенций как: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности. В статье представлено содержание основных разделов учебного курса «Основы истоковедения», где раскрываются основные положения концепции духовно-нравственного воспитания российских обучающихся, входящей в структуру социокультурной образовательной программы «Социокультурные истоки». В статье представлен авторский диагностический инструментарий, ориентированный на индивидуальную и групповую работу. По мнению автора, при изучении курса «Основы истоковедения» с использованием активных методов обучения у студентов будут сформированы профессиональные компетенции, направленные на организацию работы по формированию базовых национальных ценностей у обучающихся.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):18-24
pages 18-24 views

К СТАНОВЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: АНАЛИЗ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Клеменцова Н.Н.

Аннотация

Статья посвящена проблеме трактовки общекультурной компетентности федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Общекультурная компетентность выпускника рассматривается как один из результатов образовательного процесса и важнейший фактор развития личности обучающегося. Автор обращается к описанию результатов освоения основных образовательных программ разных направлений и уровней профессиональной подготовки с целью выявления их соответствия требованиям подготовки специалиста нового типа, характеризующегося не только высокими профессиональными качествами, но и общей культурой и образованностью. В статье выявляется ряд существенных недочетов, связанных с описанием результатов образовательной деятельности в терминах общекультурной компетентности, свидетельствующих о невысокой степени стандартизации данных результатов, постулируемых ФГОС ВПО-3. Поскольку ФГОС ВО-3+ лишь частично снимают данные недочеты, надежды на их окончательное преодоление возлагаются на образовательные стандарты четвертого поколения. Автор статьи разделяет мнение той части научно-педагогической общественности, которая оптимистически оценивает подвижки в деле реформирования отечественного высшего образования, и полагает, что существование выявленных и выявляемых проблем, сопровождающих внедрение ФГОС в образовательный процесс вузов, в частности касающихся описания результатов образовательной деятельности с привлечением понятия общекультурной компетентности, не ставит под сомнение саму возможность и необходимость такого описания. Данное положение может лишь свидетельствовать о сложности описываемого объекта и указывать на необходимость тщательной доработки используемого образовательными стандартами понятийного аппарата. Незыблемым остается и само понимание того, что современное высшее профессиональное образование так же немыслимо без своей общекультурной составляющей, как и полноценное развитие личности без ее культуры.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):24-32
pages 24-32 views

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Корж Т.Н.

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной концептосферы студентов неязыковых вузов в рамках курса профессионально ориентированного иностранного языка. Направленность преподавания иностранных языков в неязыковых вузах на обучение языку специальности открывает новые возможности для формирования профессиональной компетенции будущего специалиста через интеграцию и тесную взаимосвязь между дисциплинами профессионального и общенаучного циклов. Содержание курса иностранного языка для профессиональных целей уточняется в свете положений когнитивной науки - когнитивной психологии и когнитивной лингвистики, которые ставят в центр исследований ментальные процессы - репрезентацию знаний, их сохранение и извлечение. Установлено, что для обучения профессионально ориентированным языкам в условиях неязыкового вуза оптимальным является когнитивно-коммуникативный подход, при котором когнитивная функция языка становится доминирующей. Единицей организации профессиональных знаний выступают профессиональные концепты, совокупность которых образует профессиональную концептосферу специалиста. Обучение профессионально ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе целесообразно проводить в три этапа. На первом этапе обучения необходимо сформировать достаточную иноязычную коммуникативную компетенцию на основе текстов общего или общенаучного, научно-популярного характера. Собственно профессионально ориентированное обучение проходит на втором этапе в рамках разработанного курса, основу которого составляют аутентичные профессиональные тексты. Приобретенные на этом этапе навыки и умения используются для совершенствования работы со специальной литературой на заключительном этапе. Формирование профессиональных концептов финансовой сферы средствами иностранного языка продемонстрировано на примере курса «Basics of Banking».
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):32-39
pages 32-39 views

ОПРЕДЕЛЕНИE КОМПЛЕКСА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСТНОГО ПЕРЕВОДА СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ

Плеханова Ю.В.

Аннотация

Определение критериев оценки качества переводов при подготовке студентов-лингвистов представляет собой один из наиболее дискуссионных и неоднозначных вопросов подготовки будущих переводчиков. В статье рассматриваются зарубежные и отечественные подходы к оценке качества перевода, применяемые как в производственно-профессиональных, так и в академических целях. Приводятся мнения зарубежных ученых-лингвистов: Ю. Найды, который заявляет, что в основу оценки качества перевода может быть положена концепция «динамической эквивалентности», Ж. Дарбельне, который выделил девять параметров, определяющих качество перевода, Х. Фермеера, К. Райс, которые положили в основу оценки перевода «скопос»-теорию, и др. В статье дается характеристика некоторым существующим моделям оценки качества перевода, разработанным государственными учреждениями за рубежом (Sical, SAE J 2450, BlackJack и т.д.). Особое внимание уделяется зарубежным и отечественным исследованиям по определению качества студенческих переводов, в основе которых лежит предположение, что качество перевода может определяться количеством и качеством ошибок, допущенных при его выполнении. В статье подробно освещаются существующие классификации переводческих ошибок, предложенные А. Уртадо, К. Сэгино, Л. Латышевым, Н. Гарбовским, Д. Бузаджи, Е. Аликиной и др. В результате анализа и обобщения различных подходов и классификаций переводческих ошибок отечественных и зарубежных лингвистов предлагается комплекс критериев оценки качества устного перевода студентов-лингвистов.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):39-43
pages 39-43 views

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Прикот О.Г.

Аннотация

В статье предпринята попытка предложить один из вероятных путей разработки подхода к определению методологических оснований проектирования управленческих инноваций в контексте становления феномена непрерывного образования в России. Проблемная ситуация очевидна: в настоящее время происходит институализация указанного явления, требующая адекватных управленческих действий на всех уровнях системы образования, однако методологические подходы, которые должны лечь в основу принятия соответствующих управленческих решений, не определены, более того, такая задача в отечественном научно-образовательном сообществе в достаточной мере не актуализирована. Суть исследования - в попытке синтеза современных философско-методологических представлений о диалектике живого и неживого, линейного и нелинейного в развитии образовательных систем, и результатов создания условий формальной институализации непрерывного образования в рамках действующего законодательства. К основным результатам исследования следует отнести: описание организационных теорий, приемлемых для построения образовательных организаций, развивающихся в контексте становления института непрерывного образования; описание идеологических оснований концепции эффективной школы в трактовке П. Мортимора - частном случае «мультиразумной» организационной системы, создаваемой для целей образования. Базовый вывод: локализация вышеуказанных контекстов происходит в границах локальной нормативной базы конкретной образовательной организации. То есть, совершая управленческие действия по приведению ее содержания в соответствие с действующими правовыми нормами, закрепленными в нормативных актах более высокого уровня, руководитель должен определенно представлять те основания, которые инициировали их разработку и введение в правоприменительную практику. Основными методами исследования, таким образом, являлись: философско-методологический анализ существования современных образовательных систем, правовой анализ нормативной базы институализации непрерывного образования, процедуры системного синтеза. Результаты исследования используются в системе дополнительного профессионального образования, в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации менеджеров образования.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):43-49
pages 43-49 views

РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПОРТАЛЕ «ОБРАЗОВАНИЕ НА РУССКОМ»

Яскевич М.И., Нефедова И.К.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с анализом современных тенденций в развитии образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Описаны цели и задачи создания Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина одной из крупнейших отечественных интернет-платформ дистанционного образования - портала «Образование на русском». Представлен опыт реализации дополнительных профессиональных программ в области преподавания русского языка как иностранного в системе дистанционного обучения на портале «Образование на русском». Приводится тематика новых дополнительных профессиональных программ, посвященных актуальным вопросам методики преподавания русского языка как иностранного. Приведены результаты исследований аудитории слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. При проведении исследования использованы методы анализа, синтеза, статистические методы. Показана высокая востребованность дистанционных программ дополнительного профессионального образования преподавателями-русистами в России и за рубежом. Приводится перечень российских регионов и зарубежных стран, представители которых являются активными слушателями программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Результаты проведенного исследования показывают высокую степень заинтересованности слушателей портала «Образование на русском» в освоении дистанционных профессиональных программ по предложенной тематике, получении новых компетенций и совершенствовании профессиональных навыков в области теории и практики преподавания русского языка с использованием дистанционных образовательных технологий. Развитие дистанционного образования с использованием ресурсов портала «Образование на русском» требует дальнейшей разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования для российских и зарубежных преподавателей русского языка и литературы. Задача расширения перечня дистанционных программ актуального содержания требует вовлечения в эту работу высокопрофессиональных преподавателей, экспертов и специалистов через развитие механизмов мотивации авторских коллективов, с учетом лучшего зарубежного и российского опыта.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):49-55
pages 49-55 views

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХОККЕИСТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ АДАПТАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ

Антипова О.С.

Аннотация

Статья посвящена вопросам изучения особенностей физического развития хоккеистов в процессе многолетней подготовки в детско-юношеских спортивных школах и их значения для профессионального отбора. В статье представлен вариант решения медико-биологических вопросов профессионального отбора в детском и подростковом спорте, в частности, в хоккее с шайбой. Мы предположили, что если на индивидуальной основе возрастных изменений наиболее информативных морфологических характеристик юных хоккеистов сформулировать педагогические условия и воздействия, то процесс спортивной подготовки уже на начальном этапе учебно-тренировочного цикла будет более эффективным. Таким образом, в статье рассматриваются возрастные особенности адаптации хоккеистов 7-16 лет к физическим нагрузкам по данным динамики изменений наиболее приоритетных морфологических показателей физического развития. Экспериментально выявлены особенности морфологического статуса хоккеистов с целью индивидуализации тренировочного процесса за счет корректирующих воздействий, способствующих сохранению их здоровья. Разработаны оценочные нормативы физического развития, выявляющие сильные и слабые стороны морфологического потенциала спортсмена, что является обоснованием их применения в процессе построения индивидуальной модели хоккеиста высокого класса.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):56-63
pages 56-63 views

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ В СТРИТБОЛЕ

Байбакова Т.В., Ляликова Н.Н.

Аннотация

Популярность стритбола сегодня возрастает с каждым днем. Игра отличается высокой скоростью, а также большим арсеналом разнообразных атакующих и защитных действий. Специфика игры на малой площадке предъявляет особые требования к технико-тактической, психологической и физической подготовленности игроков. Амплуа игроков должны быть универсальными. Каждый должен обладать умениями и навыками разыгрывающего, нападающего или центрового игрока. Поэтому для большей эффективности обучение технико-тактическим действиям и их совершенствование (ТТД) ведется параллельно с овладением техническими приемами и тактическими взаимодействиями. Определена структура семестрового цикла в процессе годичной подготовки студентов-баскетболистов, состоящая из следующих мезоциклов: втягивающего, базового, предсоревновательного, соревновательного и восстановительно-поддерживающего, а также четырехнедельный график подготовки студентов к соревнованиям, где особое внимание обращено на совершенствование скоростных, координационных способностей и тактических взаимодействий. Экспериментальная технология обучения позволяет нам создать условия для пошагового освоения автономных по содержанию модулей, осуществлять промежуточный контроль, совпадающий с завершением каждого модуля, уделять больше внимания качеству освоения технико-тактических приемов (ТТП), специфических действий в стритболе за счет последовательного обучения с выделением приоритетных элементов в технике и тактике. Применение модульной технологии на учебно-тренировочных занятиях позволяет студентам-баскетболистам, используя специальные упражнения, повышать результативность ТТД и соревновательно-игровую активность, оказывает положительное влияние на качество образовательного процесса, особо акцентирует внимание на структуре учебного материала, построении программы.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):63-68
pages 63-68 views

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК 12-14 ЛЕТ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Коричко Ю.В.

Аннотация

Спортивная аэробика - это сложнокоординационный вид спорта, который характеризуется способностью спортсменов выполнять в соответствии с музыкальным сопровождением непрерывный комплекс различных соединений движений высокой интенсивности, заимствованных из традиционных танцев. Соревновательная программа в этом виде спорта - это произвольное упражнение, в котором спортсмены демонстрируют непрерывный и высоко интенсивный комплекс, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). В статье представлены результаты исследований по анализу взаимосвязи показателей общей и специальной физической подготовленности девушек 12-14 лет, занимающихся спортивной аэробикой на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации). Проанализированы результаты по особенностям состава и структуры специфических движений при исполнении соревновательных комбинаций в спортивной аэробике на основе видеоанализа соревнований и опроса тренеров. Выявлено, что показатели общей и специальной физической подготовки в спортивной аэробике имеют своеобразную специфику и тесно взаимосвязаны с показателями контрольно-переводных нормативов по смежным технико-эстетическим видам спорта. Выявленные особенности содержания соревновательных индивидуальных программ в спортивной аэробике позволят выработать в дальнейшем наиболее рациональный подход к эффективному подбору подготовительных и подводящих упражнений в спортивной аэробике. Материалы, представленные в статье, могут быть рекомендованы тренерам по спортивной аэробике при планировании тренировочного процесса на этапе спортивной специализации, а также широкому кругу специалистов в области физической культуры и спорта.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):68-72
pages 68-72 views

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Красникова О.С.

Аннотация

В статье изучаются современные подходы и методики оценивания физической подготовленности студентов вузов. Показатели физической подготовленности определяют степень воздействия физкультурно-спортивной деятельности на организм обучающегося. Педагогический контроль физических способностей студентов обеспечивает качество образовательного процесса. Оперативная информация об уровне физической подготовленности студента позволит своевременно внести коррективы. Цель исследования - разработка оценочных нормативов показателей физической подготовленности юношей Нижневартовского государственного университета. В работе использовались методы литературного обзора, тестирования, математической статистики и графического представления материала. В исследовании приняли участие 209 юношей 1-4 курсов неспортивных факультетов Нижневартовского государственного университета. Было проведено тестирование физической подготовленности студентов с применением батареи тестов. По результатам проведенного исследования были определены внутригрупповые закономерности распределения результатов тестов. Установлен хороший уровень развития скоростно-силовых способностей и гибкости. Выше среднего уровня развиты координационные способности, но слабо проявляются силовые качества мышц верхнего плечевого пояса. На основе полученных данных были рассчитаны оценочные критерии для выявления индивидуального уровня физической подготовленности студента, применение которых поможет качественно улучшить образовательный процесс в вузе.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):73-78
pages 73-78 views

МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Пащенко Л.Г.

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты изучения проявления мотивов занятий физическими упражнениями лиц юношеского, 1-го и 2-го зрелого возрастов, выделены ведущие и малозначимые мотивы. В исследовании приняли участие 76 женщин и 64 мужчины зрелого возраста, посещающих организованные физкультурно-оздоровительные занятия в физкультурно-оздоровительном центре, 78 юношей и 140 девушек, обучающихся на 1-3 курсах ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», которые были дифференцированы по двум группам: в первую вошли студенты (39 юношей и 100 девушек), чей двигательный режим был ограничен обязательными занятиями физической культурой, во вторую (39 юношей и 40 девушек) - студенты, чей двигательный режим расширен дополнительными физкультурно-оздоровительными или спортивными занятиями. Для достижения поставленной цели была использована модифицированная анкета М. М. Безруких «Оценка мотивации к занятиям физической культурой», для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики. Исследование показало наличие мотивированных изменений в отношении современного человека к физической культуре. Представлена иерархия в системе мотивационных факторов занимающихся, отражающая их взгляды на ожидаемые результаты. Более выраженная мотивация к занятиям физической культурой и спортом отмечается у студентов с расширенным объемом двигательной активности. Также серьезное, продуманное отношение к систематическим занятиям физическими упражнениями отмечается у лиц зрелого возраста, посещающих организованные занятия физкультурно-оздоровительной направленности на базе физкультурно-оздоровительного центра.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):78-84
pages 78-84 views

ВКЛАД ГОНОЧНОГО И СТРЕЛКОВОГО КОМПОНЕНТОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БИАТЛОНИСТОВ В ИТОГОВЫЙ СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НА ОСНОВНЫХ ДИСТАНЦИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Реуцкая Е.А., Николаев Е.М.

Аннотация

Статья посвящена изучению соревновательной деятельности высококвалифицированных биатлонистов на основе анализа гоночного и стрелкового компонентов их подготовленности. Для выявления вклада гоночного и стрелкового компонентов подготовленности высококвалифицированных биатлонистов в итоговый спортивный результат был проведен корреляционный анализ итогового спортивного результата (занятое место в гонке) с показателями соревновательной деятельности высококвалифицированных биатлонистов. Для корреляционного анализа использовались технические протоколы («SIWI-DATA») этапов Кубка мира по биатлону сезона 2015-2016 гг. Анализ результатов исследования показал, что вклад гоночного и стрелкового компонентов подготовленности в итоговый спортивный результат на различных дистанциях отражает неодинаковые по уровню своего проявления параметры подготовленности высококвалифицированных биатлонистов. Вклад гоночного и стрелкового компонентов подготовленности биатлонистов в различных видах соревновательных программ определяется не только способностями и функциональными механизмами, но и внешними, погодными факторами соревновательной деятельности, что предопределяет возможность их избирательного воздействия. Вследствие чего для достижения высокого спортивного результата высококвалифицированные биатлонисты должны в равной степени иметь достаточно хорошую гоночную и стрелковую подготовку, а также уметь вариативно их использовать соответственно условиям, сложившимся в ходе соревнований.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):84-90
pages 84-90 views

ХАРАКТЕРИСТИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЭЛИТНЫХ СПОРТСМЕНОК В КОМПЛЕКСНОМ ПЛАВАНИИ

Трещева О.Л., Карпеева С.А.

Аннотация

Статья посвящена исследованию соревновательной практики элитной мировой спортсменки, многократной чемпионки и рекордсменки мира в комплексном плавании Катинки Хоссу (Венгрия), которая с 2012 по 2015 гг. выигрывала общий зачет Кубка мира, установила 15 мировых рекордов, являлась неоднократной победительницей Чемпионатов Европы и Мира, максимально реализовывала свой потенциал в главных соревнованиях годичных макроциклов. Количество соревнований оказывает влияние на стабильность достижений и продолжительность удержания спортсменом состояния спортивной формы на протяжении длительного соревновательного периода, что стимулирует прирост достижений. Прирост спортивных результатов в течение макроцикла подготовки статистически значимо связан с общим количеством стартов, что указывает на важность количественных характеристик соревновательной практики для обеспечения необходимого темпа спортивного совершенствования. Представлены материалы, раскрывающие объем соревновательной практики венгерской пловчихи, и, для сравнения, российской спортсменки, являющейся лидером сборной команды России в комплексном плавании с 2012 по 2015 гг. Исследования показали, что объем соревновательной практики венгерской спортсменки растет из года в год, изменяются парциальные объемы проплываемых на соревнованиях дистанций разными способами, что обусловило изменение раскладки на дистанции 200 м комплексным плаванием и позволило установить мировой рекорд в 2015 году. У российской спортсменки соревновательный объем проплываемых дистанций меньше от 6 до 11 раз, имеет тенденцию к снижению из года в год и, соответственно, ухудшаются результаты в комплексном плавании в главных соревнованиях годичных макроциклов.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2016;(4):90-95
pages 90-95 views