Single concentrations of particulate matter PM2,5 and PM10 in the lower layers of the atmosphereof Tobolsk

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The aim of the work is to determine the single concentrations of particulate matter in the lower layers of the atmosphere of Tobolsk. To achieve this goal, the following tasks were set: to determine the amount of PM2,5 and PM10 in various functional zones of the city; to create schemes for the quantitative distribution of suspended particles throughout the city; to localize areas with high levels of pollution for further monitoring; to analyze the influence of certain meteorological indicators (temperature and humidity air) on the content of suspended particles. The measurements were performed according to the repeatedly tested method using the “AIR TESTER CW-HAT 200” device. It is established that in the lowers air layers of Tobolsk the content of PM2,5 and PM10 is low, the average geometric values are 5 and 7 ug/m3, respectively, which is significantly lower than the established maximum single concentrations for this indicator. The lowest values were found in the industrial and utility and storage zones, the highest values were found near the highway zone and in the city center, which suggests that the main source of PM2. 5 and PM10 is vehicles. Two sites with an increased level of pollution by suspended particles were localized. There were no significant correlations between PM2,5 and PM10 concentrations and air temperature and humidity.

Full Text

Введение. Наблюдения за экологическим состоянием и качеством воздушного пространства в условиях города являются важной и актуальной научной задачей, а проведение государственного мониторинга атмосферного воздуха необходимо [13]. Городские территории отличаются высокими темпами урбанизации, значительным числом промышленных объектов, большими количествами эксплуатируемых единиц автотранспорта. Все это в совокупности оказывает серьезное влияние на экологическую обстановку, вызывает рост ряда проблем, в их числе загрязнение атмосферы различными соединениями и взвешенными частицами (от англ. particulate matter (РМ) – «взвешенные частицы»). Под понятиями РМ10 и РМ2,5 следует считать частицы пыли с аэродинамическим диаметром менее 10 и 2,5 микрометров соответственно [11; 19]. Данные частицы представляют наибольшую опасность для здоровья населения, Всемирной организацией здравоохранения было установлено, что при их попадании в живые организмы значительно ухудшается состояние легочно-дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем, а при долговременном воздействии отмечается преждевременная смертность [4]. Этим и объясняется возросшее количество работ по данной тематике в последние годы как отечественных, так и зарубежных исследователей. Исследовано содержание РМ2,5 и РМ10 в атмосферном воздухе с территории жилых зон [2; 10]; представлены классификация, источники поступления и методы мониторинга указанных частиц [14]. Содержание РМ10 и РМ2,5 в атмосферном воздухе является актуальным объектом изучения [1; 5]. Процесс изучения взвешенных частиц (РМ) привлекает интерес и зарубежных исследователей. K.J. Maji, A.K. Dikshit, A. Deshpande, оценили влияние РМ10 и РМ2,5 на здоровье населения [23]. Другие актуальные исследования последних лет представлены в работах ряда ученых [15, 18; 24; 26].

Тобольск – промышленный город на севере Тюменской области с численностью населения немногим более ста тысяч человек. Неоднократно проводились исследования по оценке экологического состояния различных природных сред города и окрестностей, среди которых стоит отметить [9; 12], но в данных работах основными изучаемыми объектами являются почвы и снежный покров. Наблюдения за качеством и составом атмосферного воздуха практически не проводились, а с учетом того, что в Тобольске функционирует один из крупнейших в стране нефтехимических комбинатов, данные наблюдения имеют высокую степень актуальности. Исходя из вышесказанного целью данной работы является определение разовых концентраций взвешенных частиц РМ2,5 и РМ10 в приземных слоях атмосферы различных функциональных зон г. Тобольска.

Материалы и методы исследования. Измерения разовых концентраций РМ2,5 и РМ10 были выполнены 23 июня 2020 г. на территории г. Тобольск в 25 точках в различных функциональных зонах с помощью портативного счетчика взвешенных частиц “AIR TESTER CW-HAT 200”.

Для того, чтобы спроецировать возможный перенос частиц пыли в органы дыхания населения, все замеры осуществлялись на высоте 170 см от поверхности земли. Для исключения случайных данных измерения проводились в трехкратной повторности, за контрольное значение принималось среднее геометрическое (поскольку распределение числовых значений взвешенных частиц не соответствовало нормальному закону распределения, в качестве средних значений было решено использовать среднее геометрическое из этих трех).

Применяемая методика определения РМ2,5 и РМ10 с помощью указанного прибора хорошо зарекомендовала себя в ряде работ [21-22; 30]. Суть ее заключается в регистрации оптического излучения. Встроенный в прибор лазерный диод проецирует оптический луч, который при попадании в измерительную камеру рассеивается аэрозольными частицами, пересекающими луч. В результате полученное рассеянное излучение фиксируется фотоприемником. Величина рассеянного излучения прямо пропорциональна массовой концентрации частиц.

Схемы, представленные в работе, были построены с использованием программного обеспечения “ArcGIS 10.6.1”, в котором с помощью инструментов интерполяции растра (интерполяции методом обратно взвешенных расстояний) выполнены схемы количественного распределения частиц РМ2,5 и РМ10 в приземных слоях атмосферы г. Тобольск.

Статистическая обработка полученных результатов была выполнена с использованием программы Microsoft Office Excel. Определена зависимость количества взвешенных частиц от температуры и влажности воздуха в период выполнения измерений путем подсчета коэффициентов матрицы корреляции.

Результаты и их обсуждение. На рисунке 1 представлена схема функциональных зон г.Тобольск с нанесенными на нее точками выполненных измерений (http://www.admtobolsk.ru/tob_grad/gen_plan/).

По результатам измерения разовых концентраций взвешенных частиц установлено, что приземные слои атмосферы г. Тобольск не подвергаются серьезной аэротехногенной нагрузке. Диапазоны варьирования невелики, среднее геометрическое для РМ2,5 составляет 5 мкгм3 (диапазон варьирования – 2–13 мкг/м3); для РМ10 – 7 мкг/м3 (диапазон варьирования – 3–19 мкг/м3), что значительно меньше значений ПДКм.р. (максимальная разовая предельно допустимая концентрация), указанных в [11], которые равняются 300 и 160 мкг/м3 для РМ10 и РМ2,5 соответственно. Выявленные невысокие значения позволяют говорить о том, что в целом в городе наблюдается благоприятная аэрогенная обстановка. Но важно отметить, что наблюдения данной работы являются разовыми, их основная цель – установить территории с наиболее загрязненными приземными слоями атмосферы для проведения в них дальнейшего долгосрочного мониторинга. Важно также отметить, что одной из возможных причин выявленных низких концентраций РМ2,5 и РМ10 является тот факт, что измерения, представленные в данном исследовании, были произведены летом. Для содержания взвешенных частиц в воздухе характерна сезонная изменчивость из-за особенностей циркуляции атмосферы, так максимальные концентрации РМ2,5 и РМ10 обычно фиксируются в зимний период, а минимальные – в летний.

Как известно, наибольшую опасность представляют частицы РМ2,5 [4; 14]. Так как в отечественной литературе мало представлены материалы по содержанию данного загрязнителя в атмосфере сопредельных городов, для оценки (в геоэкологии, одним из методических приемов оценки загрязнения является сравнение собственных данных с литературными) загрязнения было решено сравнить данные, полученные в результате исследования с данными за летний период по некоторым городам мира. Результат данного сравнения приведен в таблице 1.

 

Рис. 1. Схема точек измерений и функциональных зон г. Тобольск: 1 – точки измерений; 2 – автотрасса Тюмень-Сургут; 3 – дороги внутригородского назначения; 4 – железная дорога; 5 – зона многоэтажной застройки; 6 – зона малоэтажной застройки; 7 – общественно-деловая зона; 8 – зона промышленного и коммунально-складского назначения; 9 – зона историко-культурного центра; 10 – зона зеленых насаждений, городских лесов и рекреации

 

Таблица 1

Концентрации взвешенных частиц РМ2,5 в летний период в некоторых города мира, мкг/м

Страна, город

РМ2,5

Россия, Тобольск [данные автора]

5

Россия, Тюмень [8]

13

США* [16]

16,2

Китай, Пекин [29]

85,8

Бразилия* [17]

15,2

Япония, Иокогама [20]

20,8

Финляндия, Хельсинки [27]

12,1

Украина** [6]

23

Греция, Афинны [28]

25,3

Польша, Забже [25]

18,4

Примечание: * – исследование проводилось в нескольких городах; ** – город исследования не указан.

 

Выполненное сравнение подтверждает достоверность полученных нами данных. Несмотря на то, что полученные значения несколько ниже, чем для остальных городов, результаты все же хорошо сопоставимы между собой. Важно отметить, что в указанных исследованиях измерения проводились в крупных городах и мегаполисах, именно поэтому содержания РМ2,5 незначительно превышают наши данные. Исключением являются результаты исследования [29], где отмечена существенная разница с измерениями, представленными в нашей работе, но это легко объяснить тем, что загрязнение атмосферного воздуха является одной из главных экологических проблем современного Китая, так что завышенные концентрации взвешенных частиц для приземных слоев атмосферы китайских городов следует считать характерной особенностью страны.

Одной из задач работы было установить, какая из обследованных функциональных зон города является наиболее загрязненной взвешенными частицами, для этого измерения выполнялись в следующих зонах города согласно [7]: многоэтажной застройки, малоэтажной застройки, общественно-деловой, зоне промышленного и коммунально-складского назначения, зоне историко-культурного центра города, зоне автотрассы.

 

Рис. 2. Средние геометрические значения РМ2,5 и РМ10 в различных функциональных зонах г. Тобольск: функциональные зоны (ось ординат): 1 – многоэтажной застройки; 2 – малоэтажной застройки;3 – общественно-деловая; 4 – промышленного и коммунально-складского назначения; 5 – историко-культурного центра;6 – автотрассы

 

Разделение точек измерений по функциональным зонам города позволило установить, что наибольший вклад в загрязнение приземных слоев атмосферы вносит автотранспорт. Измерения, выполненные вблизи автотрассы Р-404 (Тюмень – Сургут) показали наиболее высокие значения (среднее геометрическое составляет 12 мкг/м3 и 17 мкг/м3 для РМ2,5 и РМ10 соответственно), но данные значения также не превышают значений ПДКм.р. Что касается распределения взвешенных частиц по остальным функциональным зонам города, то они практически идентичны для зон многоэтажной и малоэтажной застроек, общественно-деловой, зоны историко-культурного центра. Важно отметить, что наименьшие значения были выявлены в промышленной зоне. Ранее отмечалось, что содержание взвешенных частиц в талых снеговых водах с территории промзоны Тобольска практически идентично с фоновым содержанием (отмечены единичные превышения), отсутствует прямая связь между преимущественными направлениями распространения выбросов от промышленных источников и местоположением наиболее загрязненных участков [12].

Для того, чтобы визуально отобразить характер загрязнения взвешенными частицами города и идентифицировать локальные участки с повышенными значениями, были построены схемы распределения содержания РМ2,5 и РМ10 по территории города. Результат приведен на рисунке 3.

 

Рис. 3. Схема распределения содержания взвешенных частиц в приземных слоях атмосферы г. Тобольск: а) – РМ2,5; б) – РМ10

Примечание: цветом отображаются диапазоны концентраций РМ2,5 и РМ10, в ug/m3

 

Распределения взвешенных частиц разного аэродинамического диаметра весьма схожи. Выполненная работа позволила установить два очага повышенных значений, их локализация (точки № 1, 12) подтверждает тезис о том, что наибольшую негативную нагрузку на качество воздуха в приземных слоях атмосферы города оказывает именно автотранспорт ввиду того, что данные очаги пространственно привязаны к зоне автотрассы. Отмечается также отдельный участок повышенных значений для РМ10, локализованный в центре города. Ввиду того, что, согласно функциональному зонированию города, данный участок не относится к зоне промышленного назначения, можно говорить о том, что источником более высоких концентраций РМ10 также выступает автотранспорт. В работе [8] для города Тюмени выявленный участок с завышенными количествами взвешенных частиц, также пространственно расположен в центре города. В ходе исследования, вопреки ожиданиям, установлено, что функциональная зона промышленного и коммунально-складского назначения оказалась наиболее незагрязненной. В результате можно говорить о том, что крупные промышленные предприятия г. Тобольск не выступают основным источником аэротехногенного загрязнения и не оказывают значительного негативного влияния на состав и качество атмосферного воздуха на территории города.

Параллельно с основными измерениями определялись показатели относительной влажности и температуры воздуха. Для того, чтобы определить влияние этих показателей на концентрацию взвешенных частиц, была составлена матрица корреляции между этими параметрами (табл. 2).

 

Таблица 2

Матрица корреляции между содержанием взвешенных частиц и некоторыми метеорологическими параметрами

 

РМ2,5

РМ10

t ° C

RH, %

РМ2,5

1

 

 

 

РМ10

0,932

1

 

 

t °C

0,084

-0,096

1

 

RH, %

-0,14

0,053

-0,888

1

Примечание: жирным цветом выделены значения, достоверные при доверительной вероятности p<0,05

 

Не выявлены существенные корреляционные связи между содержанием РМ2,5 и РМ10 и такими метеорологическими показателями, как температура и влажность воздуха. Аналогичные выводы были получены в исследовании [8] для города Тюмень, а также в работе [22]. Следовательно, можно говорить о том, что количество взвешенных частиц в воздухе не зависит от указанных показателей, а оказывающими существенное влияние на число РМ2,5 и РМ10 будут являться другие метеорологические факторы.

Выводы. По результатам измерений, выполненных 23 июня 2020 г., установлено, что средние геометрические значения РМ2,5 и РМ10 значительно меньше ПДКм.р., что позволяет говорить об умеренном аэротехногенном загрязнении приземных слоев атмосферы г. Тобольск. Полученные данные о содержании РМ2,5 хорошо сопоставимы с результатами аналогичных работ других исследователей в различных городах мира. Определены два участка повышенного загрязнения для проведения дальнейшего долгосрочного мониторинга, установлены причины их локализации. Наиболее подверженной загрязнению взвешенными частицами является функциональная зона вблизи автотрассы, наименьшие обнаруженные значения РМ2,5 и РМ10 отмечены в зонах промышленного и коммунально-складского назначения. Как итог, несмотря на наличие в городе крупных промышленных объектов, основным источником атмосферного загрязнения выступает автотраспорт. В работе не выявлено значимых корреляционных связей между содержанием РМ2,5 и РМ10 и такими метеорологическими факторами, как температура и относительная влажность воздуха, аналогичные выводы были получены ранее для г. Тюмень, в котором основным источником взвешенных частиц также является автотранспорт. Следовательно, процесс загрязнения приземных слоев атмосферы крупных городов юга Тюменской области идет по одной специфике, где наименьшую роль играют выбросы от предприятий, наибольшую – выбросы от передвижных источников.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 19-05-50062\19).

×

About the authors

Roman Yu. Pozhitkov

Tyumen Scientific Centre SB RAS

Author for correspondence.
Email: pozhitkov-roma@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7957-1337
Russian Federation, Tyumen

References

  1. Azarov, V.N., & Kalyuzhina, E.A. (2011). Ob organizatsii monitoringa RM10 I RM2,5 na primere g. Volgograda. Vestn. Volgograd. gos. arkhitekturno-stroitel’nogo un-ta. Ser. Stroitel’stvo I arkhitektura, (25(44)), 398–401. (in Russ.).
  2. Borovlev, A.E. (2020). Issledovaniya soderzhaniya melkodispersnykh chastits v atmosfernom vozdukhe zhiloi zo-ny Belgoroda. Regional’nye geosistemy, 44(97). 97–103. (in Russ.). https://doi.org/10.18413/2712-7443-2020-44-1-97-103
  3. Vlasov, D.V., Kasimov, N.S., & Kosheleva, N.E. (2015). Geokhimiya dorozhnoi pyli (Vostochnyi okrug Moskvy). Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 5: Geografiya, (1). 23–33. (in Russ.).
  4. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya, Evropeiskoe regional’noe byuro. Obzor dannykh o vozdei-stvii zagryazneniya vozdukha na zdorov’e – proekt REVIHAAP. https://clck.ru/VQuJ8
  5. Zavorueva, E.N., Zavoruev, V.V., & Pechenkin, F.A. (2017). Kontsentratsiya vzveshennykh chastits v prizemnom sloe at-mosfery goroda Krasnoyarska v 2013–2016 godakh. Put’ nauki, (4(38)). 13–15. (in Russ.).
  6. Maremukha, T.P., & Petrosyan, A.A. (2016). Zagryaznenie atmosfernogo vozdukha fraktsiyami melkodispersnoi pyli (RM10 I RM2,5) v raione funktsionirovaniya ugol’noi TES. Zdorov’e I okruzhayushchaya sreda, 26, 39–42. (in Russ.).
  7. Ofitsial’nyi sait administratsii goroda Tobol’ska. http://www.admtobolsk.ru/tob_grad/gen_plan/
  8. Pozhitkov, R.Yu. (2020). Soderzhanie vzveshennykh chastits RM2,5 I RM10 v prizemnom sloe atmosfery g. Tyumeni v iyune 2020 g. Optika atmosfery I okeana, 33(12(383)). 913–917. (in Russ.). https://doi.org/10.15372/AOO20201202
  9. Popova, E.I. (2016). Opredelenie fitotoksichnosti pochv goroda Tobol’ska metodom biotestirovaniya. So-vremennye problemy nauki I obrazovaniya, (4). 216. (in Russ.).
  10. Prosviryakova, I.A., & Shevchuk, L.M. (2017). Otsenka soderzhaniya tverdykh chastits RM10 I RM2,5 v atmosfernom voz-dukhe na territorii zhiloi zastroiki v zone vliyaniya vybrosov. Zdorov’e I okruzhayushchaya sreda, 27, 51–54. (in Russ.).
  11. RD 52.04.830-2015. Massovaya kontsentratsiya vzveshennykh chastits RM10 I RM2,5 v atmosfernom vozdukhe. Metodika izmerenii gravimetricheskim metodom (2015). St. Petersburg. (in Russ.).
  12. Fakashchuk, N.Yu., & Soromotin, A.V. (2017). Otsenka sostoyaniya snezhnogo pokrova I pochv Tobol’skoi promzony. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekologiya I prirodopol’zovanie, 3(2). 22–33. (in Russ.). https://doi.org/10.21684/2411-7927-2017-3-2-22-33
  13. Federal’nyi zakon ot 4 maya 1999 g. №96-FZ “Ob okhrane atmosfernogo vozdukha” (s ispravleniyami I dopolneniyami) (1999). Moscow. (in Russ.).
  14. Shubabko, E.N., Shubabko, O.E., & Dorokhov, A.M. (2020). Vliyanie vzveshennykh chastits (pyli fraktsii RM10 I RM2,5) na zdorov’e I zhizn’ lyudei. In Rossiya I slavyanskie narody v XIX-XXI vv. sbornik statei: Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Bryansk, 370–379. (in Russ.).
  15. Bae, H. J. (2014). Effects of Short-term Exposure to PM 10 and PM 2.5 on Mortality in Seoul. Journal of Environmental Health Sciences, 40(5), 346-354. https://doi.org/10.5668/JEHS.2014.40.5.346
  16. Bell, M. L., Dominici, F., Ebisu, K., Zeger, S. L., & Samet, J. M. (2007). Spatial and temporal variation in PM2. 5 chemical composition in the United States for health effects studies. Environmental health perspectives, 115(7), 989-995. https://doi.org/10.1289/ehp.9621
  17. De Miranda, R. M., de Fatima Andrade, M., Fornaro, A., Astolfo, R., de Andre, P. A., & Saldiva, P. (2012). Urban air pollution: a representative survey of PM 2.5 mass concentrations in six Brazilian cities. Air Quality, Atmosphere & Health, 5(1), 63-77. https://doi.org/10.1007/s11869-010-0124-1
  18. Janssen, N. A. H., Fischer, P., Marra, M., Ameling, C., & Cassee, F. R. (2013). Short-term effects of PM2. 5, PM10 and PM2. 5–10 on daily mortality in the Netherlands. Science of the Total Environment, 463, 20-26. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2013.05.062
  19. Janssen, N. A., Hoek, G., Simic-Lawson, M., Fischer, P., Van Bree, L., Ten Brink, H., ... & Cassee, F. R. (2011). Black carbon as an additional indicator of the adverse health effects of airborne particles compared with PM10 and PM2. 5. Environmental health perspectives, 119(12), 1691-1699. https://doi.org/10.1289/ehp.1003369
  20. Khan, M. F., Shirasuna, Y., Hirano, K., & Masunaga, S. (2010). Characterization of PM2. 5, PM2. 5–10 and PM> 10 in ambient air, Yokohama, Japan. Atmospheric Research, 96(1), 159-172. https://doi.org/10.1016/j.atmosres.2009.12.009
  21. Li, X., Zhang, H., Jing, J., & Huang, D. (2015). Surface modification of a low-density ceramic for gas–solid separation. Surface and Coatings Technology, 262, 103-110. https://doi.org/10.1016/j.surfcoat.2014.12.020
  22. Liu, J., Man, Y., & Liu, Y. (2014). Temporal variability of PM 10 and PM 2.5 inside and outside a residential home during 2014 Chinese Spring Festival in Zhengzhou, China. Natural Hazards, 73(3), 2149-2154. https://doi.org/10.1007/s11069-014-1157-9
  23. Lu, F., Xu, D., Cheng, Y., Dong, S., Guo, C., Jiang, X., & Zheng, X. (2015). Systematic review and meta-analysis of the adverse health effects of ambient PM2. 5 and PM10 pollution in the Chinese population. Environmental research, 136, 196-204. https://doi.org/10.1016/j.envres.2014.06.029
  24. Maji, K. J., Dikshit, A. K., & Deshpande, A. (2017). Disability-adjusted life years and economic cost assessment of the health effects related to PM 2.5 and PM 10 pollution in Mumbai and Delhi, in India from 1991 to 2015. Environmental Science and Pollution Research, 24(5), 4709-4730. https://doi.org/10.1007/s11356-016-8164-1
  25. Rogula-Kozłowska, W., Klejnowski, K., Rogula-Kopiec, P., Mathews, B., & Szopa, S. (2012). A study on the seasonal mass closure of ambient fine and coarse dusts in Zabrze, Poland. Bulletin of Environmental Contamination and Toxicology, 88(5), 722-729. https://doi.org/10.1007/s00128-012-0533-y
  26. Sicard, P., Khaniabadi, Y. O., Perez, S., Gualtieri, M., & De Marco, A. (2019). Effect of O 3, PM 10 and PM 2.5 on cardiovascular and respiratory diseases in cities of France, Iran and Italy. Environmental science and pollution research, 26(31), 32645-32665. https://doi.org/10.1007/s11356-019-06445-8
  27. Sillanpää, M., Hillamol, R., Kerminen, V. M., Pakkanen, T., & Salonen, R. (2000). Chemical composition and mass balance of an urban aerosol during various seasons. Journal of aerosol science, 31, S309-S310. https://doi.org/10.1016/S0021-8502(00)90319-7
  28. Silanpää, M., Hillamo, R., Saarikoski, S., Frey, A., Pennanen, A., Makkonen, U., Spolnik, Z., van Grieken, R., Braniš, M., Brunekreef, B., Chalbot, M-C., Kuhlbusch, T., Sunyer, J., Kerminen, V. M., Kultala, M., Salonen, R. O. (2006). Chemical composition and mass closure of particulate matter at six urban sites in Europe. Atmospheric Environment, (40), 212-223. https://doi.org/10.1016/j.atmosenv.2006.01.063
  29. Zhao, X., Zhang, X., Xu, X., Xu, J., Meng, W., Pu, W. (2009). Seasonal and diurnal variations of ambient PM2,5 concentration in urban and rural environments in Beijing. Atmospheric Environment, 43(18), 2893-2900. https://doi.org/10.1016/j.atmosenv.2009.03.009
  30. Zhu, X., Lei, L., Wang, X., Zhang, Y. (2018). Air quality and passenger comfort in an air-conditioned bus microenvironment. Environ. Monit. Assess, 190(5), 276. https://doi.org/10.1007/s10661-018-6593-7

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Scheme of measurement points and functional zones of Tobolsk: 1 - measurement points; 2 - Tyumen-Surgut highway; 3 - intracity roads; 4 - railway; 5 - zone of multi-storey buildings; 6 - zone of low-rise buildings; 7 - public and business area; 8 - zone for industrial and municipal storage purposes; 9 - zone of the historical and cultural center; 10 - zone of green spaces, urban forests and recreation

Download (164KB)
3. Fig. 2. Average geometric values of РМ2,5 and РМ10 in various functional zones of Tobolsk: functional zones (ordinate axis): 1 - multi-storey buildings; 2 - low-rise buildings; 3 - public and business; 4 - for industrial and communal storage purposes; 5 - historical and cultural center; 6 - highways

Download (48KB)
4. Fig. 3. Scheme of distribution of the content of suspended particles in the surface layers of the atmosphere of Tobolsk: a) - PM2.5; b) - PM10

Download (159KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies