On the issue the formation and development of professional competencies of a student - a future history teacher

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article considers the urgent problem of modern higher pedagogical education related to the formation and development of professional competencies of a future teacher. The purpose of the article is to identify, on the basis of analysis of federal state educational standards of higher education, as well as own pedagogical experience of the professional competencies of a future history teacher, which are necessary to improve the quality of teacher training in the process of educational and extracurricular work at a university. The article presents various interpretations of the concept of “professional competencies of a teacher” presented by both domestic and foreign researchers. Based on the analysis of professional tasks and activities declared in the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education and Higher Professional Education (2011, 2014, 2016, 2018). Five professional competencies of a history teacher have been identified. They are included in the curricula and working curricula for the disciplines of the subject preparation of the bachelor's degree (profile “History and Social Studies”): “Methods of teaching and upbringing in historical education”, “Use of information and communication technologies in teaching history”, “Game technologies in teaching and upbringing”, "Pedagogical workshops" as additional to the general professional competencies contained in the federal state educational standard of higher education. The formation of professional competencies of future history teachers is carried out as part of the students' academic work, and their development and practical application in the process of extracurricular work. The professional competencies of the teacher are characterized by his level of professional training, his attitude to work, to himself and affect the effectiveness of the implementation of educational and educational work in school.

Full Text

Введение. Современная система образования в России претерпевает значительные изменения, которые связаны с его модернизацией, одной из главных задач которой является повышение качества образования в целом, и прежде всего педагогического образования.

Базовыми элементами, определяющими развитие современного высшего образования в России, являются Федеральные государственные образовательные стандарты, в основу которых положен компетентностный подход, предполагающий достижение субъектами образования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Модернизация высшего образования связана с потребностями общества в конкурентоспособных, компетентных педагогах, обладающих стремлением к постоянному личностному совершенствованию и профессиональному росту. Переход к компетентностной парадигме в образовании предполагает становление такого учителя, который сможет успешно адаптироваться к постоянно меняющимся социокультурным условиям жизни, заниматься самообразованием на протяжении всей трудовой деятельности, проявлять самостоятельность и творчество. В связи с этим формирование профессиональных компетенций студента – будущего учителя в системе высшего педагогического образования является актуальным.

Вопросы профессиональных компетенций педагога рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей последних десятилетий: Е.Н. Бондаренко, И.С. Гаврилова, З.У. Завзанова, Т.А. Зотова, Е.В. Иванова, И.А. Патронова, Т.В. Рихтер, И.З. Сковородкина, Н.А. Чечева, Ю.А. Шуплецова, Civis Zaragoza Mireia, Diaz-Gibson Jordi, Fontanet Caparros Annabel и др. [2-6; 10; 12; 13; 18-20].

В научной педагогической литературе представлены различные дефиниции данного понятия. Компетенции – это набор способностей, которые человек применяет на практике, выполняя свою профессиональную, академическую или социальную деятельность [20, с. 2].

Е.Н. Бондаренко отмечает, что «профессиональные компетенции будущего учителя французские исследователи Kiviniemi K., Labruno G., Newmann F., Toutin P. [21] соотносят с тремя областями: знаниями своей учебной дисциплины, управлением учением, знаниями образовательной системы и ее окружения» [2, с. 43]. Таким образом, понятие «профессиональные компетенции учителя» рассматривается авторами как синтез предметных и психолого-педагогических знаний, педагогических умений и способностей, обуславливающих успех деятельности педагога.

Проблема профессиональных компетенций учителя активно изучается и отечественными учеными. Одни исследователи под профессиональными компетенциями педагога понимают совокупность знаний, умений и навыков, а также способность их применять в педагогической деятельности [12]; другие – интегральные качества учителя, объединяющие в себе знания, умения, навыки и опыт, необходимые для решения педагогических задач [3].

Наиболее полно раскрыто содержание понятия «профессиональные компетенции» исследователем Т.А. Зотовой, согласно которому «предметные (профессиональные) компетенции учителя представляют собой педагогическую адаптированную систему: научных знаний, способов деятельности (умения действовать по образцу); опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку» [5, с. 180].

Анализ научной педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что профессиональные компетенции – интегративное свойство личности педагога, проявляющееся в способности и готовности осуществлять все виды профессионально-педагогической деятельности на основе приобретенных научных знаний, сформированных умений и навыков, и наличия опыта решения различных проблемных ситуаций.

Методы исследования. Был проведен теоретический анализ научной педагогической литературы по теме исследования, федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образования», начиная с 2011 г. по 2018 г., а также анализ собственного педагогического опыта работы в вузе, которые позволили выявить профессиональные компетенции студентов – будущих учителей истории.

Результаты исследования. В связи с принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование» учебно-воспитательный процесс в вузе направлен на формирование и развитие у будущих педагогов универсальных и общепрофессиональных компетенций. 

Согласно ФГОС ВО (2018 г.), образовательная организация имеет право включить в программу бакалавриата одну или несколько профессиональных компетенций, обеспечивающих качественную подготовку педагога. В связи с этим предложен один из подходов к выявлению профессиональных компетенций учителя истории, необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности в образовательной организации.

В процессе выявления профессиональных компетенций учителя истории необходимо учитывать влияние таких факторов, как: направление подготовки, область, объекты и виды профессиональной деятельности педагога; профессиональные задачи и общепрофессиональные компетенции, представленные в ФГОС ВО. Перечень общепрофессиональных компетенций будущего педагога (ФГОС ВО 2018 г.) включает следующие компетенции. Выпускник: способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей; способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся; способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности; способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ; способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и др. [17, с. 9–10].

Приведенный перечень общепрофессиональных компетенций педагога представлен очень обобщенно и является универсальным для учителей разных предметов, в связи с чем возникает необходимость выявления профессиональных компетенций учителя истории, учитывающих особенности его подготовки в системе высшего педагогического образования, специфики профессиональной деятельности и учебного предмета «История».

Анализ профессиональных задач и видов деятельности, заявленных в ФГОС ВПО и ФГОС ВО [14-17], а также анализ собственного педагогического опыта позволили выявить следующие профессиональные компетенции учителя истории: «владение предметно-методическими умениями (картографическими, хронологическими, аналитическими, методическими и др.) для обеспечения качества учебно-воспитательной работы по истории; способность применять исторические знания в процессе осуществления учебно-воспитательной работы в образовательных организациях; способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности, повышать квалификацию и уровень профессионализма; способность и готовность использовать современные информационно-коммуникационные технологии в учебной и внеучебной работе по истории; способность и готовность к проектной деятельности в профессиональной сфере» [1, с. 9–10].

Взаимосвязь профессиональных задач и компетенций учителя истории отражена в таблице. Данные таблицы показывают, что профессиональные компетенции, выделенные автором, соотносятся с профессиональными задачами, которые необходимо выполнять учителю истории в процессе педагогической деятельности.

Таблица

Взаимосвязь профессиональных задач и компетенций учителя истории

Профессиональные задачи педагога
согласно ФГОС ВПО и ФГОС ВО

 

Профессиональные компетенции учителя
истории, выделенные автором

Формирование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий [16, с. 5]

 

Способность и готовность использовать современные ИКТ в учебной и внеучебной работе по истории

 

Организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям и отражающих специфику областей знаний [15, с. 4]

 

Владение предметно-методическими умениями для обеспечения качества учебно-воспитательной работы по истории;

способность применять исторические знания в  процессе осуществления учебно-воспитательной работы в образовательных организациях

Изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития [15, с. 3–4]

 

Способность и готовность к проектной деятельности в профессиональной сфере

Осуществление профессионального самообразования и личностного роста [16, с. 5], проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры [15, с. 4]

 

Способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности, повышать квалификацию и уровень профессионализма

 

Рассмотрим каждую профессиональную компетенцию, выделенную автором, подробно.

Компетенция «Владение предметно-методическими умениями для обеспечения качества учебно-воспитательной работы по истории» представляет собой систему научных знаний, умений и навыков в области теории и методики преподавания отечественной и всеобщей истории, функционирующую в виде способов деятельности.

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов по специальности «История», а также по направлению подготовки «Педагогическое образование» [15; 17], позволил выявить следующую совокупность предметно-методических умений учителя истории: хронологические (умение работать с исторической хронологией); картографические (умение работать с исторической картой); аналитические (умение анализировать исторические явления и процессы, выявлять каузальные (причинно-следственные) связи, критически воспринимать концепции различных историографических школ; умения и навыки историографического, источниковедческого и библиографического анализа; умение анализировать актуальные проблемы теории и методики обучения в школьном историческом образовании и др.); методические (умение осуществлять выбор и применять педагогически обоснованные технологии и методики в обучении истории; умение использовать современные средства оценивания результатов обучения; владение методологией и методами исторического исследования; владение методикой составления рабочих учебных программ, технологических карт урока; умение применять стандарты исторического образования; умение организовать внеучебную деятельность учащихся по предмету, осуществлять формирование и развитие гражданственности и патриотизма обучающихся посредством учебного предмета «История»); информационные (владение современными методами поиска, обработки и использования информации: составление обзоров, аннотаций, рефератов, библиографии; умение интерпретировать информацию и адаптировать ее для адресата; умение пользоваться различными источниками изучения исторического образования как отрасли научного знания и др.); прогностические (умение прогнозировать образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного предмета «История», трудности, возникающие у обучающихся в процессе изучения истории; прогнозирование эффекта от применения различных технологий и методик обучения и воспитания).

Компетенция «Способность применять исторические знания в процессе осуществления учебно-воспитательной работы в образовательных организациях» состоит в применении знаний в области всеобщей и отечественной истории в процессе учебной и воспитательной работы с обучающимися, позволяющих пробудить у подрастающего поколения интерес к изучению истории и создать мотивирующую образовательную среду на уроках и внеклассных мероприятиях по предмету.

Знания – это «результат познания действительности, получивший подтверждение в практике…» [11, с. 144]. Без знаний не может быть продуктивной и целенаправленной деятельности. Хотя знания и являются важным компонентом подготовки педагога, но сами по себе они не гарантируют проявление профессиональных компетенций.

Учитель истории, благодаря широкому историческому кругозору и умелому использованию исторических фактов в процессе организации различных видов учебных занятий и воспитательных мероприятий, может пробудить у учащихся познавательный интерес к предмету, привить уважительное отношение к традициям нашего государства, сформировать духовно-нравственные ценности, способствующие воспитанию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.

Компетенция «Способность самостоятельно приобретать знания и умения по специальности, повышать квалификацию и уровень профессионализма» проявляется в умении личности овладевать знаниями, навыками и способами деятельности без посторонней помощи, а также в стремлении студента к самореализации посредством учебной и самообразовательной деятельности. Данная компетенция состоит в том, что студент – будущий учитель не ограничивается приобретением только базовых знаний и умений, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (базовые знания в области педагогики, психологии, всеобщей и отечественной истории, археологии и этнологии, источниковедения, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки, методики обучения истории и обществознания, специальных исторических дисциплин и др.), а активно занимается самообразованием, по своей инициативе, самостоятельно расширяет историческое и информационное поле знаний, развивает свои предметные умения и навыки посредством выполнения разных видов деятельности в рамках аудиторной и внеаудиторной работы, занимается самосовершенствованием своих личностных и профессиональных качеств, повышает квалификацию, участвуя в научно-методических семинарах, онлайн-вебинарах, научно-практических конференциях, педагогических форумах, дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах.

Компетенция «Способность и готовность использовать современные информационно-коммуникационные технологии в учебной и внеучебной работе по истории» заключается во владении методикой проведения урока или внеклассного мероприятия с использованием информационных-коммуникационных и мультимедийных технологий (умение использовать интернет-ресурсы, пользоваться персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, создавать мультимедийные презентации, электронные учебные материалы, сайты, интернет-анкеты, видеоролики и т. д.), способствующих повышению качества учебно-воспитательных мероприятий по истории.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении истории позволяет организовать цифровую образовательную среду и повысить качество школьного исторического образования, стимулируя познавательный интерес и мотивацию учеников к предмету.

Информационные технологии позволяют «оживить» уроки истории, сделать их современными, интересными и запоминающимися благодаря применению аудио- и видеоматериалов, цветного иллюстративного материала, разнообразных источников и анимационных исторических карт.

Перспективы использования учителем информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках истории разнообразны и безграничны (образовательные сайты, интерактивные игры, электронные мультимедийные учебники и др.), а эффективное их применение в учебно-воспитательном процессе во многом зависит от цифровой компетентности педагога в области владения компьютерной и мультимедийной техникой и методикой проведения урока с использованием ИКТ.

Компетенция «Способность и готовность к проектной деятельности в профессиональной сфере» проявляется в умении учителя осуществлять проектирование, прогнозирование, анализ и самоконтроль своей педагогической деятельности, а также проектировать индивидуальные маршруты обучения для разных категорий учеников по предмету.

Данная компетенция включает в себя следующие компоненты: проектирование рабочих учебных программ и индивидуальных маршрутов обучения, учитывающих возрастные особенности, уровень интеллектуального развития и достижений обучающихся; проектирование содержания учебного предмета «История», технологий и методик обучения и воспитания, современных средств оценивания результатов обучения; проектирование профессиональной карьеры, профессионального самообразования и личностного роста; умение создавать научно-исследовательские проекты в предметной области «История».

Развитие умений проектирования – сложный, и в то же время закономерный процесс самореализации личности учителя, который включает в себя этапы зарождения, становления и совершенствования.

Анализ педагогической литературы позволил выделить особенности проектирования как вида деятельности педагога, которые состоят в том, что: проектирование представляет собой напряженный интеллектуальный труд; проектирование предполагает проявление творчества, изобретательности и креативности; осуществляется для обеспечения эффективного решения задач обучения и воспитания; проектировочные умения определяют мастерство педагога и успешность реализации его в профессии [7-9].

Таким образом, проектная деятельность – это важный компонент профессиональной деятельности педагога и универсальное средство развития его личности.

Выделенные профессиональные компетенции вошли в учебные планы и рабочие учебные программы по дисциплинам предметной подготовки бакалавра (профиль «История и обществознание»): «Методика обучения и воспитания в историческом образовании», «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении истории», «Игровые технологии в обучении и воспитании», «Педагогические мастерские» как дополнительные к общепрофессиональным компетенциям, содержащимся в ФГОС ВО.

Процесс формирования и развития профессиональных компетенций будущего учителя истории в системе педагогического образования проходит соответствующие этапы – от теоретической и методической подготовки в учебном процессе до ее практической реализации в педагогической деятельности в школах и внеаудиторной работе.

Внеаудиторная работа выступает площадкой для практической реализации компетенций студента-историка в различных видах деятельности.

В процессе развития профессиональных компетенций будущих учителей истории в Уральском государственном педагогическом университете используются разнообразные виды внеаудиторной работы:  научно-практические конференции, «круглые столы», семинары, онлайн-вебинары; профессиональные конкурсы («Я – учитель», «Педагогический дебют» и др.); научно-исследовательские проекты (конкурс социально значимых проектов «Моя инициатива в образовании» и др.); заседания клубов (педагогического клуба «Диалог», исторических клубов «Tempora» и «Кельтика»); интеллектуальные игры, исторические олимпиады и интерактивные игры по дисциплинам предметной подготовки; музыкально-литературные вечера, посвященные Дню учителя, Дню защитника Отечества, Великой Отечественной войне и др.; посещение кинотеатров, театров, музеев, выставок; выпуск студенческой газеты «Вестник Клио»; студенческие праздники («День первокурсника», «Последний звонок» и др.); международный фестиваль любителей истории «День Грифона» и др.

Заключение. Итак, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

– профессиональные компетенции необходимо включать в рабочие учебные программы дисциплин предметной подготовки будущих учителей истории для повышения качества их подготовки к педагогической деятельности;

– формирование и развитие профессиональных компетенций будущего учителя истории в системе высшего педагогического образования представляет собой трудоемкий и поэтапный процесс, осуществляемый в рамках как учебной, так и внеучебной работы студента;

– профессиональные компетенции – это важная составляющая в формировании будущего учителя, которая характеризует его уровень профессиональной подготовки, отношение к работе, самому себе и влияет на эффективность осуществления педагогической деятельности.

×

About the authors

Anna V. Antonova

Ural State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: av-spirit@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7999-341X
Russian Federation, Ekaterinburg

References

  1. Antonova, A. V. (2016). The main approaches to the definition of de- scriptors of professional competences of fu- ture teacher of history technology learning at the university. In Istoriko-pedagogicheskie chteniya: Sb. st. Ekaterinburg, (20-3). 6–14. (in Russ.).
  2. Bondarenko, E. N. (2009). Vozzreniya na professional'nye kompetentsii sovremennogo uchitelya v razlichnykh stranakh mira. Vysshee obrazovanie segodnya, (1), 42-44. (in Russ.).
  3. Gavrilova, I.S. (2016). Formirovanie professional'nykh kompetentsii u pedagogov uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya: Avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Orel. (in Russ.).
  4. Zavzanova, Z.U. (2012). Kompetentsii pedagoga professional'nogo obucheniya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki, 4(21). 55-57. (in Russ.).
  5. Zotova, T.A. (2010). Osobennosti formirovaniya professional'nykh kompetentsii u studentov-istorikov pedagogicheskikh vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1(20). 179–181. (in Russ.).
  6. Ivanova, E.V., &Vinogradova, I.A. (2016). Sertifikatsiya v sisteme otsenki professional'nykh kompetentsii pedagoga. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 12(177). 75–81. (in Russ.).
  7. Kirikova, Z.Z., & Tarasyuk, O.V. (2003). Pedagogicheskoe proektirovanie v kontekste sotsial'nogo proektirovaniya. Obrazovanie i nauka, 3(21). 116–130. (in Russ.).
  8. Kurina, V.A. (2013). Pedagogicheskoe proektirovanie kak sposob tvorcheskoi organizatsii obrazovatel'nogo prostranstva. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Gumanitarnye nauki, 4(28). 196–204. (in Russ.).
  9. Niatshin, A.T. (2008). Razvitie proektirovochnykh umenii studentov vuza na osnove ispol'zovaniya novykh informatsionnykh tekhnologii: Dis. … kand. ped. nauk. Cheboksary. (in Russ.).
  10. Patronova, I.A. (2019). "Competences of the future" as professional and personal competences of the teacher. Kaliningradskii vestnik obrazovaniya, (4). 4–8. (in Russ.).
  11. Polonskii, V.M. (2004). Slovar' po obrazovaniyu i pedagogike. Moscow. (in Russ.).
  12. Rikhter, T.V. (2014). Formirovanie professional'nykh kompetentsii studentov pedagogicheskogo vuza. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 3(9). 73–75. (in Russ.).
  13. Skovorodkina, I.Z. (2012). Razvitie professional'nykh kompetentsii pedagoga: usloviya uspekha. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiya, (1). 212–213. (in Russ.).
  14. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 – Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya “bakalavr”): prikaz ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.01.2011 g. N46. (in Russ.).
  15. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 46.03.01 – Istoriya (uroven' bakalavriata): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 7.08.2014 g. №950.
  16. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 – Pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09.02.2016 g. N91. (in Russ.).
  17. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 – Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki): prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22.02.2018 g. N125. (in Russ.).
  18. Checheva, N.A. (2015). Rezul'taty monitoringa urovnya sformirovannosti professional'nykh kompetentsii pedagoga. Nauchnyi dialog, (12(48)). 474–484. (in Russ.).
  19. Shupletsova, Yu.A., & Yastremskaya, Yu.A. (2020). Cooperation with school as a prerequisite for the formation of students’ professional competencies. World of Science, Culture and Education, 2(81). https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00261
  20. Zaragoza, M. C., Díaz-Gibson, J., Caparrós, A. F., & Solé, S. L. (2021). The teacher of the 21st century: professional competencies in Catalonia today. Educational Studies, 47(2), 217-237. https://doi.org/10.1080/03055698.2019.1686697
  21. Karazhigitova, K. N., Stycheva, O. A., Sartaeva, H. M., Abisheva, R. Z., Smanova, G. L., Oralbekova, A. K., & Arzymbetova, S. Z. (2019). Ways of Formation of Professional Competences of Students of Pedagogical Higher Education Institutions. Amazonia Investiga, 8(21), 130-141.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies