Personality-oriented approach to the development of emotional regulation in future medical professionals

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the publication is to actualize the problem of the development of emotional regulation in medical college students as future mid-level medical specialists. It is known that the medical profession belongs to professions characterized by significant emotional, physical and mental stress, which can cause professional deformations in specialists, including emotional burnout. Experiencing the influence of emotiogenic factors, negative emotional experiences, the specialist intuitively resorts to the mechanisms of psychological defense, which contributes to the development, on the one hand, of non-constructive strategies of professional behavior towards the patient (rudeness, callousness, indifference); on the other hand, the constant encounter with difficulties, with the experience of negative emotions, with difficult events (illness, suffering, death) reduces the personal emotional resource and leads the specialist to emotional burnout. Personality-oriented and axiological approaches were chosen to study the indicated problem. The study proves that emotional regulation develops in stages, and the first stages are logical to the ontological development of the individual. In the course of the pedagogical experiment, it was proved that the students of the medical college deliberately chose their future profession, demonstrate sufficient educational motivation, while just over a quarter of the students have the optimal level of development of emotional regulation. The conducted research proves the necessity and possibility of pedagogical influence during the period of professional training of future mid-level medical specialists. As a solution to this problem, the author of the publication proposes to develop emotional regulation at the stage of professional education. The development of the value-semantic level of emotional regulation in the process of vocational education is provided by a complex of organizational and pedagogical conditions for the interiorization of professional values and meanings by students of the medical college. Among the conditions tested were the development of reflexive skills, value-semantic mediation, mastering strategies of emotional regulation. The results of the experiment confirmed the legitimacy of the developed theoretical provisions and organizational and pedagogical conditions.

Full Text

Введение. Многие профессии требуют значительных нагрузок не только физического, но и эмоционально-психологического плана, следовательно, здоровье взрослого населения, как ресурс повышения человеческого капитала и важнейший ресурс социально-экономического развития, является первоочередной заботой государства. Профессия медицинского работника относится к числу наиболее трудных профессий, владение которой требует значительных душевных затрат, переживания сильных эмоций [2]. Продолжительное выполнение эмоционально напряженной профессиональной деятельности может стать причиной психоэмоциональных нарушений, эмоционального выгорания и других видов профессиональной деформации. Эмоциональному выгоранию в большей степени подвержены представители именно коммуникативных, помогающих профессий: врачи, учителя, психологи, социальные работники [4].

Изучение профессиональных деформаций опирается на значительные теоретико-методологические предпосылки, разработанные в психологии. Вместе с тем, по мнению Н.Е. Водопьяновой, несмотря на постоянный рост исследований по проблемам эмоционального и профессионального выгорания как признака профессиональной дезадаптации и деформации, научно обоснованные технологии его профилактики и коррекции продолжают оставаться в поле зрения исследователей [6]. Особенно данный вопрос актуален для педагогической науки. Профилактическая робота в период профессионального образования специалистов данных профессий не приносит желаемых результатов, поскольку эмоциональное выгорание для студентов не является личностной проблемой до начала профессиональной деятельности. Изучение психолого-педагогических теоретических основ, результатов исследований в области профессиональных деформаций и, в частности, эмоционального выгорания, позволило обратиться к феномену эмоциональной регуляции как личностному качеству, обеспечивающему развитие эмоциональной стабильности под влиянием внешних факторов [15].

Предположение о том, что сформированность эмоциональной регуляции на ценностно-смысловой основе обеспечивает субъекту профессиональной деятельности успешность профессиональной адаптации, пропедевтику профессиональных деформаций, сохранение психоэмоционального здоровья послужило ведущей идеей исследования, в ходе которого была осуществлена попытка развития ценностно-смысловой эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа.

Экспериментальная часть. Проблема эмоционального выгорания для медицинских работников не вызывает сомнений. В работах Д.Н. Решетова, А.А. Бельтюковой приводятся данные о том, что распространенность синдрома эмоционального выгорания среди психиатров, наркологов, психотерапевтов составляет почти 80%; для специалистов среднего звена (медицинских сестер, акушерок, фельдшеров) данный показатель составляет почти 90%. В качестве социально-психологических признаков проявления синдрома в литературе описаны хроническая усталость, снижение и потеря энергии, нарушения памяти и внимания (недостаточная точность, дезорганизация), недостаток мотивации, а также личностные изменения (сниженный интерес, цинизм, агрессивность). Психосоматическими личностными признаками называются головная боль, гастроинтестинальные расстройства (симптом раздраженного желудка, диарея), кардиоваскулярные нарушения (тахикардия, аритмия, артериальная гипертензия) [19].

Как уже отмечалось, для медицинских работников актуальность профессиональных деформаций обусловлена спецификой и факторами профессионального труда [1]. Ежедневно сталкиваясь с болью, страданиями, смертью, бурно переживая события профессиональной повседневности, медицинский работник проходит несколько стадий психоэмоциональной адаптации: от активной эмоциональной отзывчивости до определенной эмоциональной сопротивляемости. Условная шкала динамики эмоциональной реакции медицинского работника в процессе его профессиональной деятельности является предметом данного исследования. Анализ предыдущих исследований подтверждает, что в начале своей профессиональной деятельности медицинский работник переживает события вовлеченно и достаточно тяжело, долго восстанавливает свое эмоциональное состояние, затем прибегает к механизмам и стратегиям эмоциональной и психологической защиты, а позже – к психологическим механизмам эмоционального сопротивления, старается личностно не принимать внешние эмоциогенные факторы. В результате динамики эмоциональных реакций развиваются профессиональные деформации в двух направлениях: с одной стороны, медицинский работник начинает проявлять скупость эмоциональных реакций, что внешне выглядит как черствость, цинизм, безразличие и даже грубость в отношениях с пациентами. С другой стороны, медицинский работник, стараясь следовать этико-деонтологическим принципам медицинской деятельности, демонстрирует все признаки эмоционального выгорания. По утверждению Н.Е. Водопьяновой, профессия медицинских работников среднего звена «относится к профессиям высокой моральной ответственности за здоровье и жизнь людей, требует значительных психологических, физических и эмоциональных затрат, не имеет определенных критериев успешности и эффективности» [6].

Анализ теоретических положений и результатов исследований позволяет предположить, что развитие эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа как личностного качества в период профессионального обучения и как профессиональной компетенции для предстоящей профессиональной деятельности обеспечит будущим медицинским специалистам среднего звена профилактику эмоционального выгорания и сохранение здоровья [13].

Для экспериментального исследования проблемы развития эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа были выбраны следующие критерии и диагностические методики оценки их показателей:

– мотивационно-ценностный критерий, показатели которого – мотивация профессионального выбора и мотивация учебно-профессиональной деятельности – оценивались с помощью методики К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности» и методики оценки учебной мотивации студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) [18];

– когнитивно-ценностный критерий, позволяющий определить уровень знаний о будущей профессиональной деятельности, сформированность системы ценностных ориентаций, основанной на прямом ранжировании списка ценностей, с применением диагностической методики «Профессиональная готовность»;

– рефлексивно-ценностный критерий, оценивающий степень развития рефлексии при помощи диагностической методики А.В. Карпова [11];

– эмоционально-регуляционный критерий, оценивающий общий уровень развития эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа при помощи теста на эмоциональную регуляцию [27; 28]; теста-опросника А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; диагностики копинг-стратегий «Выход из сложных ситуаций» Э. Хайма [17].

В проведенном экспериментальном исследовании приняли участие 476 обучающихся по специальностям «Сестринское дело 34.02.02»; «Лечебное дело 31.02.01»; «Акушерское дело 31.02.02» Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

В исследовании по оценке обоснованных критериев получены результаты, подтверждающие, что среди респондентов 20% выбирают данную профессию, так как она нравится; 42% желают помогать людям, лечить людей; 35% респондентов стремятся облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей. Следовательно, очевидно, что обучающиеся медицинского колледжа сделали осознанный профессиональный выбор, что подтверждается незначительным числом выборов материальной заинтересованности (7%), выбора профессии по совету кого-либо (8%) или случайного выбора (3%). Оценка мотивационно-ценностного критерия подтвердила теоретические выводы о том, что сознательно сделанный профессиональный выбор еще не гарантирует эффективной профессиональной деятельности и не может обеспечить сохранение здоровья в профессиональной деятельности.

Анализ результатов оценки когнитивно-ценностного критерия показал недостаточный уровень представлений о содержании будущей профессиональной деятельности. Так 59,39% респондентов не обладают достаточным объемом знаний о выбранной профессии. Однако две трети (65,5%) обучающихся медицинского колледжа, принявшие участие в исследовании, обладают устойчивым интересом к выбранной профессии.

Оценка рефлексивно-ценностного критерия показала, что рефлексивность как необходимое личностное качество будущего медицинского работника среднего звена и как основной механизм развития эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа развит недостаточно: подавляющее большинство показало средний уровень ближе к низкому (87% обучающихся).

Осмысление теории развития эмоциональной регуляции в логике личностного развития, принципов личностно-ориентированного и аксиологического подходов позволило сформулировать следующие положения, правомерность которых была доказана в ходе педагогического исследования:

– развитие ценностно-смыслового уровня эмоциональной регуляции обучающихся медицинского колледжа опирается на результаты предыдущих этапов развития эмоциональной регуляции как личностного качества в процессе общего развития личности. Результаты мониторинга по разработанным критериям показали, что оптимальным уровнем эмоциональной регуляции обладают чуть более четверти обучающихся медицинского колледжа (27,2%). При этом критический уровень показали 7,8% респондентов, допустимый уровень – 65%. Полученные в исследовании результаты подчеркивают актуальность выбранного направления исследования и доказывают необходимость педагогического воздействия;

– организация процесса развития ценностно-смысловой эмоциональной регуляции как личностного качества у обучающихся медицинского колледжа в образовательном пространстве обеспечивается созданием условий для актуализации и развития личностных мотивационно-смысловых механизмов рефлексии и ценностно-смыслового опосредствования и освоения операционально-технических механизмов как стратегий эмоциональной регуляции в квазипрофессиональной деятельности;

– содержательно процесс развития ценностно-смысловой эмоциональной регуляции определяют ценности и смыслы будущей профессиональной деятельности. В ходе исследования было обнаружено, что свой профессиональный выбор обучающиеся сделали сознательно, что выбор будущей профессии не определяется прагматическими мотивами, при этом обучающиеся демонстрируют недостаточность знаний о видах профессиональной деятельности, о ее ценностях и смыслах;

– процесс развития ценностно-смысловой эмоциональной регуляции в образовательном пространстве осуществляется посредством интериоризации ценностей будущей профессии, которые, переходя во внутренний план, становятся личностными ценностными и ориентациями, и далее, в период непосредственной профессиональной деятельности, трансформируются в профессиональные смыслы, определяя профессионально-личностную стратегию развития специалиста;

– реализация совокупности организационно-педагогических условий развития ценностно-смысловой эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа в ходе педагогического эксперимента подтвердила правомерность выдвинутых положений. Так, оптимальный уровень развития исследуемого качества на контрольном этапе показали 67,8% будущих медицинских специалистов среднего звена.

Обсуждение результатов. Выбранная стратегия исследования отвечает личностно-ориентированному подходу, позволяющему обратиться к сущностным потребностям личности в сохранении своего психоэмоционального здоровья за счет внутренних ресурсов. Вместе с тем большинство современных исследователей подчеркивают актуальность проблемы эмоционального выгорания специалистов помогающих и коммуникативно-ориентированных профессий и при этом отмечают недостаточность разработанных способов профилактики. В основном в исследованиях предлагаются условия и программы профилактики, включающие диагностику, тренинги коррекции, развитие чувства уверенности в коммуникациях (М.А. Воробьева, А.В. Мищенко, А.В. Суховершин и др.) [7; 14; 21]. В логике проведенного исследования теоретико-методологический интерес представляют работы Н.К. Баклановой, А.Ю. Василенко, Н.В. Гафарова, И.А. Кураповой, О.А. Семиздраловой, Е.Г. Таткиной [3; 5; 8; 12; 20; 22]. Авторы в поиске возможностей профилактики эмоционального выгорания педагогов, преподавателей вузов, будущих медицинских сестер обращаются к ресурсам самой личности. Так, А.Ю. Василенко предлагает развитие гуманности как нравственной позиции личности [5]; И.А. Курапова утверждает, что в изучении данного феномена менее всего изучены ценностно-смысловые и духовно-нравственные ресурсы личности, а также их роль в возникновении и развитии синдрома эмоционального выгорания, в профилактике которого исследователь предлагает ориентировать педагогов на развитие гуманистических ценностей, что позволит им выйти из экзистенциального кризиса, имманентно связанного с профессиональной деформацией [12]. Е.Г. Таткина в попытке ранней профилактики эмоционального выгорания у будущих медицинских сестер предлагает развивать умения саморегуляции в коммуникации [22]; О.А. Семиздралова разрабатывает систему психолого-педагогического сопровождения обучения приемам саморегуляции посредством моделирования фрустрирующих ситуаций педагогической деятельности для будущих педагогов [20]; Н.А. Польская исследует психологические механизмы и основы самоповреждающего поведения [16]. Большое место феномен эмоциональной регуляции, в том числе и когнитивной эмоциональной регуляции, занимает в зарубежной науке [23-26].

Таким образом, в психологии к настоящему времени сложилось несколько направлений исследования феномена эмоционального выгорания как вида профессиональной деформации и его профилактики, при этом исследований, дающих практические руководства по подготовке медицинских специалистов среднего звена к будущей эмоционально затратной профессиональной деятельности в педагогической науке, нет.

Выводы. В настоящее время перспективными направлениями являются разработки в русле личностно-ориентированного подхода, позволяющие обратиться к внутренним ресурсам личности будущего специалиста, к развитию у него осознания собственных усилий по совладанию с различными жизненными трудностями, внутреннего стремления к обогащению поведенческого репертуара конструктивными стратегиями. Данный подход отвечает гуманистической парадигме, способствует развитию субъектной позиции специалиста, несущего ответственность за свою деятельность, жизнь и здоровье [2; 3; 8; 9].

Изучение психолого-педагогических источников позволило сделать вывод, что развитие эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа соответствует логике личностного развития и последовательно проходит три этапа. Первый этап – развитие базальной эмоциональной регуляции как непроизвольное приспособление к окружающей среде – соответствует естественному развитию личности человека и в норме не требует дополнительного педагогического воздействия. Второй этап – развитие сознательно-волевой эмоциональной регуляции, отражающей развитие условных рефлексов социального взаимодействия личности в период ее социализации – также в случае нормального развития происходит под естественным влиянием социализирующих факторов (семья, школа, профессиональное образовательное пространство и др.). Третий этап – развитие ценностно-смысловой эмоциональной регуляции, соответствующей высшему уровню произвольной регуляции (саморегуляции) – требует соответствующего педагогического воздействия, эффективность которого была доказана в ходе педагогического исследования. Данный вывод имеет важное научно-практическое значение, поскольку не требует значительных вложений и затрат в период профессионального обучения, но перспективен для будущей профессиональной деятельности. Таким образом, реализуемая в процессе обучения специально организованная педагогическая работа по развитию у обучающихся медицинского колледжа эмоциональной регуляции будет способствовать развитию жизненной стойкости, сохранению здоровья будущих медицинских работников среднего звена, будет способствовать качественному, отзывчивому выполнению своих профессиональных функций [10].

×

About the authors

Pavel V. Isupov

Nizhnevartovsk Medical College

Author for correspondence.
Email: isupovpv75@gmail.com
Russian Federation, Nizhnevartovsk

References

  1. Akimova, N.A., & Kovalenko, A.D. (2017). Analiz mneniya meditsinskikh sester ob urovne udovletvorennosti svoei professional'noi deyatel'nost'yu. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsii, 7(6). 1319-1322. (In Russ.).
  2. Anashkina, N.N., & Khabarova, T.Yu. (2016). Sindrom emotsional'nogo vygoraniya u meditsinskikh rabotnikov kak psikhologicheskii fenomen. Tsentral'nyi nauchnyi vestnik, 1(2(2)). 3-5. (In Russ.).
  3. Baklanova, N.K., & Isaeva, A.P. (2014). Sindrom emotsional'nogo vygoraniya meditsinskikh rabotnikov srednego zvena: prichiny i puti preodoleniya. In Psikhologicheskoe zdorov'e spetsialista sotsial'noi sfery, Moscow. 85-92. (In Russ.).
  4. Varykhanova, K.V., & Miromanova, S.V. (2015). Vzaimosvyaz' emotsional'nogo vygoraniya meditsinskikh rabotnikov s vidami motivatsii professional'noi deyatel'nosti v usloviyakh sovremennogo zdravookhraneniya. Molodezhnyi vestnik IRGTU, (3). 12. (In Russ.).
  5. Vasilenko, A.Yu. (2008). Lichnostnye faktory profilaktiki emotsional'nogo vygoraniya v protsesse professional'noi samoaktualizatsii: Dis. … kand. psikhol. nauk. Khabarovsk. (In Russ.).
  6. Vodop'yanova, N.E., & Starchenkova, E.S. (2008). Sindrom vygoraniya diagnostika i profilaktika. St. Petersburg. (In Russ.).
  7. Vorob'eva, M.A. (2006). Issledovanie emotsional'nogo vygoraniya u pedagogov. Obrazovanie i nauka: Izvestiya Ural'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii obrazovaniya, (1). 70-75. (In Russ.).
  8. Gafarova, N.V. (2012). Rol' lichnostnykh osobennostei v professional'noi i sotsial'noi dezadaptatsii (na primere meditsinskikh rabotnikov): Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk. Ekaterinburg. (In Russ.).
  9. Gol'menko, A.D., Il'in, V.P., Khaptanova, V.A., & Vygovskii, E.L. (2017). Vzaimosvyaz' i vzaimoobuslovlennost' professional'no-psikhologicheskoi dizadaptatsii i somaticheskikh narushenii u meditsinskikh rabotnikov. Institut psikhologii RAN. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda, 2(1). 75-90. (In Russ.).
  10. Ibragimova, L.A., & Isupov, P.V. (2018). On the problem of emotional regulation among middle level medical staff. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (2). 27-33. (In Russ.).
  11. Karpov, A.V. (2003). Refleksivnost' kak psikhicheskoe svoistvo i metodika ee diagnostiki. Psikhologicheskii zhurnal, 24(5). 45–57. (In Russ.).
  12. Kurapova, I.A. (2009). Nravstvenno-tsennostnaya regulyatsiya emotsional'nogo vygoraniya v professional'noi deyatel'nosti: na primere pedagogov srednei i vysshei shkoly: Dis. … kand. psikhol. nauk. Moscow. (In Russ.).
  13. Lopanova, I.M., & Nikolaeva, A.N. (2016). Osobennosti meditsinskoi etiki i deontologii v rabote meditsinskoi sestry. In Problemy i perspektivy vysshego i srednego sestrinskogo obrazovaniya: integratsiya v sovremennoe zdravookhranenie: Sb. tez. Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moscow. 68-172. (In Russ.).
  14. Mishchenko, A.A. (2013). Emotsional'naya sostavlyayushchaya truda personala v kul'turnom prostranstve organizatsii. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 6(122). 60-66. (In Russ.).
  15. Pervichko, E.I. (2016). Kul'turno-deyatel'nostnyi podkhod k probleme regulyatsii emotsii: teoreticheskoe obosnovanie i empiricheskaya verifikatsiya kontseptual'noi modeli. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal, 2(22). 3-17. (In Russ.).
  16. Pol'skaya, N.A. (2017). Psikhologiya samopovrezhdayushchego povedeniya. Moscow. (In Russ.).
  17. Pol'skaya, N.A., & Razvalyaeva, A.Yu. (2017). Razrabotka oprosnika emotsional'noi disregulyatsii. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya, 25(4). 71-93. (In Russ.).
  18. Rean, A.A. (2006). Psikhologiya i psikhodiagnostika lichnosti: Teoriya, metody issledovaniya, praktikum. St. Petersburg. 84-86. (In Russ.).
  19. Reshetov, D.N., & Bel'tyukova, A.A. (2016). Sindrom emotsional'nogo vygoraniya u meditsinskikh rabotnikov: problemy i perspektivy preduprezhdeniya. In Ekonomika i sotsium: sovremennye modeli razvitiya: Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov, (11). 86-92. (In Russ.).
  20. Semizdralova, O.A. (2006). Profilaktika emotsional'nogo vygoraniya na rannikh etapakh professionalizatsii uchitelya: Dis. … kand. psikholog. nauk. Moscow. (In Russ.).
  21. Sukhovershin, A.V. (2012). Izbytochnaya professional'naya identifikatsiya kak odin iz faktorov emotsional'nogo vygoraniya (k postanovke problemy). Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, (43). 6-9. (In Russ.).
  22. Tatkina, E.G. (2010). Osobennosti rannei psikhoprofilaktiki emotsional'nogo vygoraniya u meditsinskikh sester: Dis. … kand. psikholog. nauk. Tomsk. (In Russ.).
  23. Campos, J. J., Frankel, C. B., & Camras, L. (2004). On the nature of emotion regulation. Child development, 75(2), 377-394. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2004.00681.x
  24. Cicchetti, D., Ackerman, B. P., & Izard, C. E. (1995). Emotions and emotion regulation in developmental psychopathology. Development and psychopathology, 7(1), 1-10. https://doi.org/10.1017/S0954579400006301
  25. Cole, P. M., Martin, S. E., & Dennis, T. A. (2004). Emotion regulation as a scientific construct: Methodological challenges and directions for child development research. Child development, 75(2), 317-333. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2004.00673.x
  26. Diamond, L. M., & Aspinwall, L. G. (2003). Emotion regulation across the life span: An integrative perspective emphasizing self-regulation, positive affect, and dyadic processes. Motivation and Emotion, 27(2), 125-156. https://doi.org/10.1023/A:1024521920068
  27. Gross, J. J. (2001). Emotion regulation in adulthood: Timing is everything. Current directions in psychological science, 10(6), 214-219. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00152
  28. Sheppes, G., Scheibe, S., Suri, G., Radu, P., Blechert, J., & Gross, J. J. (2014). Emotion regulation choice: a conceptual framework and supporting evidence. Journal of Experimental Psychology: General, 143(1), 163. https://doi.org/10.1037/a0030831

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies