Motivation as a factor of ICT-competence building of administrative and managerial personnel of a university


Cite item

Full Text

Abstract

The present article is concerned with the efficiency of different types of motivation, structure of a motivational kernel of administrative activities, the experiment, which defines the characteristics of motivation to learn and to use information and communication technologies in professional activities, features of motivation of the administrative and managerial personnel of an advanced age.

Full Text

Приоритетный национальный проект «Образование» позволил отработать новый подход, основанный на идее выдвижения доступного качественного образования в отдаленные территории путем создания и развития в федеральных округах крупных инновационных научно-образовательных комплексов — федеральных университетов; однако несомненно, что одобренная Правительством РФ в июне 2011 г. «Программа развития Южного федерального университета (ЮФУ) на 2011—2020 годы» может быть исполнена при наличии квалифицированного административно-управленческого персонала (АУП) в области информационных и коммуникационных технологий. По М.Коваленко [1], сложность в освоении новых информационных и коммуникационных технологий управленцами связана с рядом факторов, многие из которых обусловлены возрастными и психологическими особенностями, в том числе — с низким уровнем мотивации. К. Замфир [6] определяла эффективность следующих типов мотивации: 1. денежный заработок; 2. стремление к карьерному продвижению по работе; 3. желание не подвергаться критике со стороны руководителя и коллег; 4. стремление избежать возможных наказаний или неприятностей; 5. ориентация на престиж и уважение со стороны других; 6. удовлетворение от хорошо выполненной работы; 7. общественная полезность труда. Как отмечают исследователи [1, 2, 3], мотивационное ядро управленческой деятельности в вузе включает в себя несколько уровней: · первый уровень — престижность профессии, возможности заниматься управленческой деятельностью, познавательный интерес к предметам и осуществление самореализации; · второй уровень — наличие управленческих способностей, умственный характер труда; · третий уровень — удовлетворение от работы в управленческой команде, от общения в творческом коллективе, независимость труда от внешних факторов, например, от материальной выгоды. Однако мотивационная структура с течением времени под воздействием различных факторов изменяется, одни мотивы утрачивают свою силу, другие, напротив, становятся более важными. Как свидетельствуют результаты исследований [1, 3, 4, 6], управленцы современных вузов «ожидают» того, что их надежды успешно свершатся, и в целом не предрасположены к каким-то конкретным действиям, поскольку сегодня в высшей школе не существует развитой системы мотивационного подкрепления собственно управленческих усилий и достижений. По этой причине важными представляются программы усиления внутренней мотивации, например, для появления прежнего энтузиазма в работе и стремлении повышать свою компетентность. Проведён эксперимент, определяющий характеристики мотивации к изучению и использованию ИКТ в профессиональной деятельности АУП вуза. С целью определения указанных характеристик было проведено анкетирование 100 представителей всех категорий АУП Южного федерального университета. Для анализа данных была произведена выборка случайным образом — по двадцать анкет из каждой группы респондентов. Анкета содержала ряд вопросов, направленных на определение компьютерной тревожности, характера мотивации к повышению квалификации в области ИКТ, выбора предпочтения в форме проведения повышения квалификации, базовых знаний в области ИКТ. При ответе на вопросы, направленные на выявление характера мотивации, респонденты выбирали несколько вариантов ответа. В эксперименте участвовал АУП различного возраста, были выделены две возрастные группы: до 40 лет и после 40 лет. Подобный выбор обусловлен введением предмета «информатика» в подготовку будущих управленцев в конце 80-х гг. прошлого века, поэтому управленцы до 40 лет в некоторой степени владеют (владели) основами ИКТ, для управленцев, получивших базовое образование до этого времени, работа с компьютерной техникой является инновацией. Мотивация является одним из важнейших факторов обеспечения качества управленческого процесса в вузе. При определении мотивации к изучению ИКТ были выделены следующие ее типы: · удовлетворение собственного интереса — «интересно»; · потребность в росте самооценки — «для повышения самооценки»; · желание карьерного роста (ИКТ-компетентность сейчас стала одним из системообразующих факторов карьерного роста) — «для карьерного роста»; · жесткие требования образовательного учреждения — «заставили». На рис. 1 представлена диаграмма, отражающая распределение по ведущему типу мотивации всех опрошенных управленцев. Данные свидетельствуют о высоком уровне мотивации, обусловленной интересом к познанию нового и стремлением к самосовершенствованию. Очевидно, что у управленцев преобладает внутренняя мотивация, обусловленная стремлением к саморазвитию, повышением своей профессиональной компетентности. Рис. 1. Мотивация АУП вуза к изучению ИКТ Детализация по возрасту отражена на рис. 2. Диаграмма отражает схожесть в определении ведущего типа мотивации — удовлетворение собственного интереса, стремление к саморазвитию, который можно отнести к познавательным мотивациям. По мнению А.Маслоу [5], это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Актуализизация потребности в саморазвитии увеличивает сила его мотивации к деятельности. Интерес к изучению информационных технологий подкрепляется ежедневным развитием техники и использованием ее в различных сферах деятельности, в том числе — профессиональной. В повышении самооценки более заинтересованы управленцы старшего возраста, мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме — связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Управленцы старшего возраста зачастую уже имеют определенный статус в обществе и стремятся его поддержать. Стремление к повышению самооценки, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться, желание «не отставать от более молодых коллег» является хорошим стимулом к росту ИКТ-компетентности. Карьерный рост не сильно беспокоит АУП старшего возраста, поскольку многие из них уже достигли определенных профессиональных вершин, в то время как более молодые управленцы работают на перспективу. Присутствует ненулевой показатель мотивации, обусловленной требованиями учебного заведения, по нашему мнению, он был бы несколько выше при увеличении количества опрошенных управленцев. В данном случае имеет место негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Приобретение новых знаний в этом случае приобретает характер защитного действия и является принудительным. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать, подобная мотивация является кратковременным, но достаточно мощным стимулом. На рис. 3 отображены данные по мотивации к изучению ИКТ АУП вуза. Управленцы с большим интересом относятся к изучению ИКТ, это можно объяснить наличием научно-исследовательской составляющей в профессиональной деятельности, подвигающей к использованию технологий, в некоторой степени экономящих временные затраты и расширяющих индивидуальное образовательное пространство. В ходе исследования была выявлена корреляция между мотивацией и компьютерной тревожностью управленцев старшего возраста Рис. 2. Мотивация к изучению ИКТ АУП вуза разного возраста мотивация в школе Рис. 3. Мотивация к изучению ИКТ АУП вуза Таким образом, мотивация влияет на процесс формирования ИКТ-компетнтности АУП вуза, определяя выбор теоретических и методических подходов к формированию у него способности осуществлять поиск, сбор, анализ, обработку профессиональной информации, использовать прикладное программное обеспечение и АСУ для решения управленческих задач.
×

About the authors

Andrey Ravilyevich Gazizov

Southern Federal University

Email: gaandre@yandex.ru
post-graduate student of the Department of Information Technology and Methods of Teaching Informatics

References

  1. Коваленко М.И. Повышение квалификации педагогов старшего возраста в области информационных технологий: методика, средства, эффективность. Ростов на/Д, 2009.
  2. Колбасова Л.О. Профессиональная компетентность (социально-философский анализ). Автореф. дис. … канд. филос. наук. Чебоксары, 2009.
  3. Левина М.М. Основы технологии обучения профессионально-педагогической деятельности // ИПК и переподготовка руководящих работников и специалистов в образовании. М., 1996.
  4. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М., 1993.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб., 2003.
  6. Морозова О.П. Концептуальные основы развития профессиональной деятельности учителя в условиях модернизации образования // Педагогический профессионализм в современном образовании / Новосибирский гос. пед. ун-т; ред. Е.В.Андриенко. Новосибирск, 2006. Ч. 1.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies