Approaches to the definition of the concept «professional orientation of the personality»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the approaches of various authors to the definition of the concepts of “personality orientation” and “professional orientation of personality” in psychological and pedagogical literature. The purpose of this article is to analyze the approaches available in psychological and pedagogical science to define the concept of “personality orientation” in order to identify common grounds and define the concept of “professional personality orientation”. Most scientists consider orientation as one of the most important characteristics of the personality structure and to a greater extent the definition of this concept is associated with such terms as needs, interests, motives, drives, goals, activity, attitude. The term “orientation” in the psychological and pedagogical literature retains uncertainty in its concept and can be interpreted quite broadly. In psychological and pedagogical approaches, the phenomenology of this concept can be based on various grounds: one can take as a basis the subject of orientation, which a person is aimed at in his activity; and, in fact, the object of orientation, which is influenced by his mental properties. The subject of orientation can be the operational sphere of activity: human actions to achieve their goals in accordance with the orientation; professional sphere, aesthetic sphere, humanistic sphere, personal characteristics of character, etc. Various vectors of orientation form a specific system that forms the psychological appearance of a person and directs her activity in the process of life. The classification of different types of personality orientation can be very diverse, as well as approaches to the interpretation of this concept. The component structure of personality orientation is also variable. Generalization of the data obtained allows us to conclude that professional orientation is an integral part of the general orientation of the personality, that its component hierarchical structure confirms the mobility, dynamism and responsiveness of professional orientation to development. The obtained results of the analysis allow us to design pedagogical conditions for the development of professional orientation among students.

Full Text

Новый вызов к системе профессионального и высшего образования, связанный с динамикой и социальности и рынка труда, с устареванием знаний и лоббированием искусственного интеллекта, с появлением новых профессий и новых форм трудовой занятости, поднимает проблему профессиональной направленности личности на новую ступень научного осмысления. К вопросам профессионального, в том числе педагогического образования, добавляются вопросы о сохранении контингента обучающихся, о сохранении молодого педагога в школе, о создании условий для благополучного, гармоничного профессионально-личностного развития специалиста, о ресурсном обеспечении непрерывного образования педагога в течение всей жизни. Для системы Российского образования сохранение и развитие педагогических кадров является важнейшей задачей [9].

Направленность личности, как научное понятие, в гуманитарных исследованиях имеет различное толкование в зависимости от точки зрения, позиции исследователя или предмета исследования, что вполне закономерно. С другой стороны, построение терминологического аппарата при изучении проблемы профессиональной направленности личности требует соблюдение принципа однозначности терминов, согласно которому каждому конкретному термину должно соответствовать определенное значение. Иными словами, каждый термин не должен использоваться для обозначения других объектов в терминологическом поле той же науки.

В данной работе целью стоит анализ понятия «направленность личности» в различных трактовках и с позиций различных авторов для выявления общего и различного в рассмотренных вариантах определений в поиске новых механизмов и способов развития профессиональной направленности личности.

О содержании понятия «направленность личности».

Как показано в различных исследованиях, впервые проблему направленности личности в психологической науке начал разрабатывать С.Л. Рубинштейн. Ученый полагал, что «в основе направленности личности лежат тенденции, которые являются источником разнообразной всесторонней деятельности» [23]. Данные тенденции отражают потребности и интересы личности. В свою очередь, потребность способствует появлению направленности на предмет удовлетворения данной потребности. Именно внешние воздействия в виде влечений, интересов, желаний обусловливают возникновение направленности личности.

В случае с влечениями, благодаря раздражителю внутри организма, линия активности исходит от внутреннего желания к внешнему предмету. Однако данная активность может исходить также от внешнего к внутреннему, в случае, когда индивидом общественно-значимые задачи и цели ставятся выше личностных, что является проявлением, к примеру, гуманистической направленности личности. В этом случае общественно-значимое порождает внутри личности динамические тенденции, существенно отличимые от первоначальных тенденций, направленных на удовлетворение внутренних, личных потребностей, интересов, желаний.

Таким образом, в подходе С.Л. Рубинштейна выдвигается принцип детерминизма, определяющий преломление внешнего через внутреннее, с помощью которого предполагается разрешать проблему взаимодействия внешнего и внутреннего [23]. Из этого следует, что поведение, активность, деятельность человека опосредованно детерминирована внутренними потребностями, целями и мотивами. В своих многочисленных экспериментах С.Л. Рубинштейн, разрабатывая принцип детерминизма, предлагал испытуемым разнообразные подсказки для решения мыслительной задачи, которыми они, однако, пользовались только в том случае, если самостоятельно продвигались вперед в анализе решаемой задачи. С позиции гуманистического принципа детерминизма следует, что строго дозируемое внешнее воздействие влияет на испытуемого в зависимости от внутренних условий его мышления. Таким образом, внешние воздействия формируют деятельность личности, однако, главную роль здесь играют именно внутренние условия, опосредствующие все внешние воздействия и определяющие, какие из внешних воздействий будут участвовать в процессе детерминации жизнедеятельности субъекта [23]. Используя теоретические положения С.Л. Рубинштейна, можно делать вывод, что в процессе формирования и развития профессиональной направленности личности существенное место занимают представления о профессии: изменение представлений о значимости профессии способствует развитию профессиональной направленности личности [23].

Работы А.Н. Леонтьева дополняют принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна. В подходе ученого, индивид обладает определенными потребностями и наклонностями от рождения, но они выступают предпосылками (возможностями) его развития, однако перестают быть чем-то индивидуальным, находящемся внутри личности, в тот момент, когда личность начинает действовать. Иными словами, А.А. Леонтьев в качестве ведущего подхода к изучению направленности личности, выдвигает деятельностный подход, в котором именно деятельность рассматривается основанием для развития направленности личности [14].

Принцип преломления реализуется в теории установки Д.Н. Узнадзе. Здесь главным механизмом регуляции поведения личности, определяющим его направленность, ученый обосновывает установку [26]. Направленность формируется в процессе модификации психологического облика личности в ходе ее взаимодействия с окружающей действительностью, с конкретной ситуацией. Таким образом, действия личности в конкретной ситуации, в определенной мере уже предопределено (установлено) еще до начала взаимодействия с ситуацией. Окружающая действительность воздействует на личность, изменяет ее, побуждает к возникновению той или иной направленности в соответствии с наличным психологическим портретом личности, ее характером, поведением, убеждениями и пр. Установка является как бы промежуточным звеном между внешним поведением личности и ее внутренними мотивами, имеющимися потребностями. Для удовлетворения потребности личности формируется определенная установка в зависимости от конкретной ситуации, которая и определяет ее направленность [26].

Близок к подходу Д.Н. Узнадзе и Б.Ф. Ломов, который считал, что направленность личности формируется в процессе развития личности и определяет ее общий психологический склад [15]. На каждом этапе взросления индивида «под влиянием доминирующей деятельности формируется социальная установка, фиксирующая отношения субъекта к объектам окружающей действительности, что и становится его направленностью. В дальнейшей жизни направленность определяет жизненные позиции личности в ситуациях семьи, трудового сообщества, дружеского круга общения, общественных отношений, профессиональной деятельности» [15].

Применительно к проблеме нашего исследования, потребность в педагогической деятельности выражается в педагогических интересах, взглядах, в отношении к воспитанию и работе с детьми, что и является установкой, которая в свою очередь определяет и регулирует поведение личности для удовлетворения потребности в педагогической деятельности

В работах Г. Олпорта, направленность личности является характеристикой зрелой личности, сущность которой определяется как развитие в определенном направлении, как выраженная активность личности. Направленность порождается целью, перспективами и амбициями личности, она проявляется только при условии целенаправленного планирования личностью своей жизни. В основе направленности лежит цель, к которой стремится личность. Г. Олпорт пытается определить деятельность индивида не через его прошлый опыт, как это делают другие ученые, а через влияние из будущего [21]. Ученый вводит понятие «личностных черт», то есть предрасположенности человека действовать определенным образом в различных ситуациях. Например, робкий человек будет вести себя сдержанно и спокойно дома, в гостях, в общественных местах и т. д. Если человек дружелюбен, он будет оставаться дружелюбным в большинстве случаев. Если же поступки и привычки не соответствуют личностным чертам, то это не означает, что данных черт нет. Таким образом, черты личности, будучи сформированными, определяют ее поступки в дальнейшем [26].

В продолжении данной традиции, где направленность есть некий психологический склад, интегративная характеристика личности, можно отнести и работы В.С. Мерлина. Направленность личности, по мнению В.С. Мерлина, является психическим свойством, определяющим общее направление деятельности индивида в различных обстоятельствах. Свойства личности выражают направленность, а также характер, вместе они образуются в процессе жизнедеятельности и находятся под влиянием природных задатков. Ценностное отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира выражается в мотивах деятельности личности [18].

В психологии сложилось отдельное направление в отношении изучения направленности личности на основе мотивов и мотивационной системы. Так, К.К. Платонов характеризует направленность как совокупность доминирующих мотивов, которые определяют поведение индивида независимо от условий. По мнению ученого, направленность личности является одним из компонентов структуры личности, включающим в себя несколько связанных иерархией форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждения. Направленность не имеет врожденных задатков и поэтому социально обусловлена, следовательно, направленность формируется исходя из среды, в которой находится индивид [22].

В подходе, разрабатываемом Л.И. Божович и ее учениками, направленность также определяется структурой мотивационной сферы личности и состоит из «устойчиво доминирующей системы мотивов», в которой выделяются ведущие мотивы, подчиняющие себе остальные, менее значимые и динамические мотивы, постоянно меняющиеся на протяжении всей жизни. Доминирующие мотивы характеризуют всю мотивационную сферу личности. Именно структура направленности личности определяет ее характеристики: влечения, интересы, стремления, переживания, черты характера [4].

В данном же русле направленность личности понимает Н.И. Шевандрин, который полагает, что «направленность личности является системой устойчивых мотивов, обусловливающих ее динамику и определяющих ведущие тенденции ее поведения. Направленность позволяет спрогнозировать будущее поведение человека, определить его активность и целеполагание» [29].

В работах современных исследователей, направленность личности понимается как вектор, задающий направление активности личности. В частности, Д.В. Колесов, выделяет два вида направленности личности – «направленность на самореализацию и направленность на самоутверждение. Любые динамические тенденции, такие как мотивы, потребности, интересы, влечения и т. д., формируются под влиянием либо одного, либо другого вида (вектора) направленности – на самореализацию и/или самоутверждение. Любая деятельность является лишь способом реализации двух видов направленности и достижения самореализации и/или самоутверждения» [12]. В работах Н.Д. Левитова, собственно направленность личности понимается как синоним характера: «характер является выражением психических качеств личности в ее направленности и воле» [13]. Ученый считает данные термины тождественными и напрямую взаимосвязанными. Характер и темперамент закладывают отношение индивида к окружающему миру и предопределяют его направленность, поскольку деятельность человека определяется и детерминируется его отношением к миру, к окружающей действительности, к социуму.

Таким образом, анализ различных подходов позволяет сделать вывод о том, что, определяя содержание понятия «направленность личности», в качестве основы определения можно взять и предмет направленности (на что направлена психическая и поведенческая активность личности), и внутренние устремления (мотивы, цели, установки и т. д.) личности. Так, предметом направленности может выступать операционная сфера деятельности, а именно: действия человека по достижению своих целей и в соответствии с его направленностью. Также это могут быть профессиональная сфера, эстетическая, гуманистическая и др. В литературе рассматривают не только общую направленность личности, но выдвигают тезис о многомерности данного феномена: разнообразные векторы направленности образуют специфическую систему, которая формирует психологический облик личности и направляет ее активность в процессе жизнедеятельности. Иными словами, у человека может быть одновременно множество направленностей, не исключающих друг друга. Например, эстетическая, гуманистическая, педагогическая, художественная и эгоистическая направленности вполне себе сосуществуют вместе.

Классификация разных направленностей личности может быть очень разнообразной, как и подходы к определению данного понятия, что было доказано выше. Значительное число авторов сходятся во мнении, что в основе направленности личности лежат потребности. Именно потребности направляют личность на предмет удовлетворения возникающей потребности. Однако можно ли выделить потребности, которые регулируют весь спектр взаимодействия индивида с окружающей действительностью? Рассматривая направленность как детерминанту поведения, можно сделать вывод, что удовлетворение тех или иных потребностей происходит строго в соответствии с направленностью личности: Д.Н. Узнадзе считает, что это – установка; Д.В. Колесов считает, что это – вектор активности на самоутверждение и самореализацию; Н.Д. Левитов полагает, что это – активность выраженности характера. Общим во взглядах ученых является неоспоримая позиция, что направленность являет собой форму динамических тенденций, которые задают действиям личности направление активности.

О содержании понятия «профессиональная направленность личности».

В данной публикации необходимо рассмотрение понятия «профессиональная направленность личности» по отношению к понятию «направленность личности». Большинство ученых характеризуют профессиональную направленность как часть общей направленности личности, формируемую сложившимися у личности профессиональными интересами, мотивами выбора профессии, потребностями в определенном виде труда, ценностным отношением к конкретному виду труда, целями, установками. В психологии достаточно обосновано, что профессиональная направленность личности является отражением общей направленности личности в области профессии и связанной с общей направленности личности. В данном случае труд является средством воспитания личности и способствует развитию направленности. Так, например, в работах А.Г. Ковалева, профессиональная направленность личности включает осознание долга и интереса к профессиональному делу. Интерес может проявляться как к самой профессиональной деятельности (к процессу), так и к результатам профессиональной деятельности. «Интерес к результатам профессиональной деятельности проявляется в таких формах, как: интерес к заработной плате, к результатам профессионального совершенствования, к общему развитию личности. Для гармоничного развития личности необходимо гармоничное сочетание как непосредственного, так и опосредованного интереса к профессии» [11].

К числу важных факторов развития профессиональной направленности личности следует отнести мотивы выбора профессии, поскольку, очевидно, что степень выраженности мотивов выбора профессии коррелирует с уровнем сформированности профессиональной направленности. Не случайно, в литературе имеет место значительное число разнообразных мотивов выбора профессии и мотивов профессионального самоопределения. Например, в работах М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича основными характеристиками профессиональной направленности называются интерес, склонность, желание совершенствоваться в процессе трудовой деятельности. Здесь большую роль играют духовные ценности, которые проявляются в положительном отношении к профессии, в любви к своему делу. По мнению ученых, профессиональная направленность проявляется во внутреннем принятии целей и задач профессиональной деятельности, в отношении общества к профессии, ее полезности, уникальности. Профессия формирует убеждения и ценности человека: его личностное развитие зависит от рода его профессиональной деятельности. М.И. Дьяченко считает, «что важнейшим элементом профессиональной направленности личности являются профессиональные мотивы, проявляющиеся в положительном отношении к профессии, в склонностях и способностях» [5]. А.П. Сейтешев включает в профессиональную направленность предметное содержание, ценностные ориентации и динамические свойства, такие как устойчивость эмоционального состояния, вовлеченность в учебно-познавательную деятельность (рис.) [25].

 

Рис. Компоненты профессиональной направленности личности (по А.П. Сейтешеву)

 

Согласно П.А. Шавиру, «профессиональная направленность — это общие особенности личности, обусловливающие предрасположенность личности к конкретной сфере человеческой деятельности» [28]. Профессиональная направленность начинается с потребности в профессиональном самоопределении, что зарождается еще на уровне учебно-познавательных интересов обучающегося школы. На этом уровне в отношении профессии ведущими факторами являются внешние атрибуты профессиональной деятельности, и только в процессе погружения в профессию появляются более осознанные факторы – формируются убеждения, установки, идеалы, изменяются и формируются представления о жизни и ценностях [28]. В работе П.А. Шавир особого внимания заслуживает обоснованность социальных мотивов в формировании и развитии профессиональной направленности личности, что дало право автору рассматривать профессиональную направленность как профессиональное самосознание. Именно осознание личностью себя как субъекта профессиональной деятельности формирует профессиональную направленность. Автор убежден, что «до окончания школы человеку необходимо организовать различные виды трудовой деятельности в соответствии с выявленными профессиональными интересами. Именно осознание себя в процессе труда позволит определить сущность профессиональной направленности» [28].

Интересно, что, обращаясь к понятию «профессиональная направленность личности», ученые и исследователи прибегают не к феноменологическим рассуждениям, а к поиску компонентов и структуры данного феномена. Скорее, это только подтверждает актуальность проблемы развития профессиональной направленности у обучающихся и современной молодежи. Так, Э.Ф. Зеер в своей структуре профессиональной направленности выделяет четыре основных компонента:

  • «мотивы (осознаваемые – мотивы успеха, профессионального роста и неосознаваемые – стремление к власти, самоутверждению, творческой самореализации);
  • ценностные ориентации (смысл трудовой деятельности, уровень заработка, благосостояние, карьерный рост, социальное положение профессии в обществе и др.);
  • профессиональную позицию (серьезное отношение к профессии, амбиции и готовность к труду);
  • социально-профессиональный статус (признание обществом значимости профессии)» [7].

Согласно Э.Ф. Зееру, в ходе формирования и развития профессиональной направленности у личности могут возникать противоречия между:

  • мотивами профессиональной деятельности и финансовой удовлетворенностью;
  • неосознанными мотивами и ценностными ориентациями, убеждениями, мировоззрением;
  • направленностью на успех, карьерный рост и несоответствующими этому психологическими свойствами [7].

В работе С.Е. Залесской среди критериев профессиональной направленности обосновываются такие как: уровень мотивации профессиональных намерений, сочетание учебных и профессиональных интересов, уровень сформированности нравственных и трудовых идеалов, жизненных ценностей, степень выраженности профессиональных потребностей [6].

Разумеется, что инновационных подходов в определении профессиональной направленности личности не стоило ожидать. Подавляющее большинство исследований проходило в русле традиционных психолого-педагогических подходов. Например, Г.М. Андреева профессиональную направленность личности предлагает изучать в русле социальной установки: как особую предиспозицию – предрасположенность человека действовать запрограммированно в определенной последовательности [2]. Согласно А.К. Марковой, профессиональную направленность определяют побудительные силы личности, которые определяются интересами, склонностями, мотивами, убеждениями в мотивационной сфере личности [16]. Направленность, включающая в себя ценности и идеалы, обуславливает мотивационный компонент личности. Педагогическая направленность характеризуется мотивацией к профессии педагога, в основе которой лежит ориентация на личность ученика, его развитие, помощь в преодолении трудностей [16]. Иными словами, подход А.К. Марковой остается в русле отечественной традиции Л.И. Божович и ее школы.

Для нашего исследования ценным оказывается концепция профессионального развития Л.М. Митиной. В качестве ведущего фактора развития личности автором рассматривается активность, внутренняя среда личности. С одной точки зрения основополагающим основанием развития личности является ее способность к гибкой адаптации на любые внешние изменения. Согласно противоположной точке зрения, человек активно проявляет себя во взаимодействии с внешними изменениями. Данная позиция, по мнению Л.М. Митиной, наиболее востребована в настоящее время при изучении проблемы профессионально-личностного развития. Автор выделяет человека как субъекта, способного выбирать свой собственный профессиональный, жизненный путь развития. Субъектность личности определяет возможности человека для самореализации в профессии. Л.М. Митина считает, что профессиональную направленность определяет мотивационно-смысловая характеристика личности [19]. Возникает необходимость в изучении профессиональной направленности личности как основы для проектирования траектории профессионального становления специалиста в соответствии с его мотивами, интересами, ценностями и дальнейшего его профессионально-личностного роста и развития.

Развитие концептуальных идей Л.М. Митиной находит отражение в современных исследованиях. Так, согласно Л.Н. Зыбиной, в основе профессиональной направленности лежит познавательный интерес к профессии, склонность к определенному виду деятельности, потребность в развитии [8]. Профессиональная направленность является интегральной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, которая проявляется в побуждениях в мотивационной сфере личности как векторе саморазвития. Л.Н. Зыбина делает вывод о том, что профессиональная направленность является проявлением общей направленности, ориентирующей деятельность личности в профессиональной сфере, придающей профессиональной деятельности устойчивость к внешним воздействиям, обусловливающей мотивы и цели активности личности [8]. По мнению автора, профессиональная направленность включает в себя все компоненты психической сферы личности – мотивационный, эмоциональный, когнитивный, поведенческий мотивационно-потребностный, перспективно-целевой, духовный, ценностно-смысловой (как системообразующий). Заслуживает уважения предлагаемая автором иерархическая структура профессиональной направленности личности («вертикаль»): «мотив – цель – смысл – ценность – духовное удовлетворение» [8].

Согласно Г.П. Чирковой, профессиональная направленность является интегративным качеством личности, включающим в себя интересы, намерения, установки, потребности, что отражает склонность личности заниматься определенным видом трудовой деятельности [27]. Автор определяет зависимость между уровнем сформированности профессиональной направленности педагога и качеством воспринимаемой им учебно-познавательной информации. Профессиональная направленность педагога формируется под влиянием системного характера воспринимаемой информации. В основе развития профессиональной направленности лежит формирование положительного отношения человека к профессии. Г.П. Чирковой доказана связь развития самоопределения с развитием самосознания. Ученый считает, что профессиональная направленность лежит в основе профессионального самоопределения [27].

Е.А. Савина видит в основе профессиональной направленности три компонента мотивационной сферы личности: мотивы выбора профессии, отражающие осознание человеком смысла профессиональной деятельности; учебные мотивы, определяющие субъектность личности в ходе учебной деятельности; систему отношений к профессии и к себе как к профессионалу, определяющую планирование и цели обучения, формирование положительного образа профессии [24]. В мотивационной парадигме работает и Е.А. Андреева, считающая, что профессиональная направленность является личностным новообразованием, которое выражается в системе доминирующих мотивов, которые стимулируют учебно-профессиональную деятельность, а также определяют специфику направленности их деятельности [3]. Г.В. Муравьев рассматривает профессиональную направленность как систему устойчивых свойств личности, определяющей ее психологический склад, обусловливающий ее активность по планированию собственной профессиональной деятельности, что лежит в основе профессионального самоопределения личности [20].

Как видно, из приведенных определений понятий и направленности личности и профессиональной направленности личности, можно вычленить основные ключевые термины: мотивы, цели, интересы, установки, что подтверждает сложность и многозначность данного понятия. Также следует подчеркнуть, что в исследованиях достаточно предложений относительно компонентной структуры данного феномена, что подтверждает активный научный поиск способов развития профессиональной направленности личности.

Анализ фундаментальных работ и результатов современных исследований позволяет заключить, что направленность в узком смысле рассматривается как качество личности, как главный структурный компонент деятельностной активности, чем обусловливает и определяет индивидуальные особенности проявлений личностной активности. В широком смысле направленность является эмоционально-ценностной системой, определяющей структуру личностных мотивов, где направленность детерминирует субъектную позицию личности.

Впервые направленность личности как динамические тенденции в современной психологии описал К. Левин. Он разделял динамический и смысловой аспекты направленности, пытаясь объяснить человеческую психику. С этих позиций, следует понимать, что профессиональная направленность личности формируется под влиянием социально-нравственного самоопределения, с другой стороны – направленность сама детерминирует это самоопределение.

Объектом педагогической направленности, согласно Е.А. Климову, является человек, предметом является деятельность, которая направлена на его развитие, воспитание, обучение. Таким образом, педагогическую профессиональную направленность от других видов направленности отличает объектно-предметное содержание [10].

Большинством ученых в основе профессиональной направленности определяют мотивационные образования, поскольку именно мотивационная сфера детерминирует направленность личности. (Е.В. Карпова, В.И. Ковалев). Согласно авторским концепциям, профессиональная направленность имеет метасистемный уровень, поскольку, профессиональная направленность, с одной стороны, является самостоятельной системой, с другой стороны – она входит в метасистему общей направленности личности. Профессиональная направленность, по мнению автора, формируется через мотивационно-смысловую сферу направленности личности по избирательному отношению к профессии, что выражается через мотивы, потребности, ценностные ориентации [17]. Следовательно, развитие мотивов профессиональной деятельности в рамках аксиологического подхода как способа развития профессиональной направленности представляется наиболее результативным, так как «актуализация мотивационной сферы личности педагога через развитие смысла, ценности его профессиональной деятельности способствует развитию у него активной субъектной позиции в профессии [1]. Следовательно, с одной стороны, профессиональная направленность формируется под влиянием таких мотивационных образований, как установка, потребности, ценности, цели и т. д. С другой стороны, профессиональная направленность характеризуется отношением индивида к профессиональной деятельности, эмоционально-волевой готовностью к профессиональной деятельности.

Анализ содержания понятия «направленность личности» дает право сделать вывод, что направленность формируется, исходя из внешних обстоятельств, внешних условий, в которых находится и с которыми вступает в контакт человек. Следовательно, профессиональная направленность может развиваться в специально созданных условиях трудовой и ценностно-смысловой сферы. Поскольку даже при несомненном определении конкретной сферы деятельности индивида на основе его психологических и физиологических особенностей, интересов, целей, идеалов, все равно конкретная профессиональная деятельность формирует направленность, а не наоборот. Именно конкретная профессиональная деятельность формирует профессиональные и познавательные интересы, мотивы, ценности; именно данные компоненты профессиональной направленности способствуют ее формированию. Следовательно, направленность у индивида может быть абсолютно любой, в зависимости от того, в каких условиях он находится, что подтверждает вывод о том, что профессиональная направленность, как и общая направленность поддается изменению, развитию.

Педагогическая направленность, как частный вид профессиональной направленности, соответственно, формируется в педагогических условиях, педагогической среде. Но даже подходящие педагогические условия не гарантируют формирования педагогической направленности у каждого индивида, поскольку, прежде всего, формирование направленности определяется сформированностью профессиональных интересов, ценностей, мотивов. Если данные компоненты не развиваются в человеке под воздействием внешних условий, если личность не принимает, не заинтересована, направленность не будет развиваться в должной степени, и не будет сформирована. Направленность зависит от внешних условий, а потому она не является устойчивым компонентом личности, и потому подвержена изменениям и, следовательно, развитию.

×

About the authors

Georgij T. Kirtava

Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen

Author for correspondence.
Email: tp.16@inbox.ru
Russian Federation, St. Petersburg

Anna V. Kandaurova

Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen

Email: kandaurova@list.ru

Doctor of Pedagogical Sciences

Russian Federation, St. Petersburg

References

  1. Aivarova, N.G., & Timoshkina, M.V. (2021). Psychological and pedagogical conditions for the formation of the subjective attitude of students to educational and professional activities. Bulletin of the Nizhnevartovsk State University. 4(56), 59–67. (in Russ.). https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-4/06
  2. Andreeva, G.M. (1986). Socio-psychological aspects of the activation of the human factor. Questions of psychology. 3, 5-15. (in Russ.).
  3. Andreeva, E.A. (2011). Features of the professional and pedagogical orientation of the personality of future primary school teachers. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University. AND I. Yakovlev, 3-2(71), 12-15. (in Russ.).
  4. Bozhovich, L.I. (1995). Selected psychological works: Probl. personality formation / Ed. DI. Feldstein. Moscow: Intern. ped. acad., 209. (in Russ.).
  5. Dyachenko, M.I., & Kandybovich, L.A. (1993). Psychology of higher education. Minsk: Universitetskoe, 368. (in Russ.).
  6. Zalesskaya, S.E. (1990). Features of the manifestation of the professional orientation of high school students in the conditions of labor training: Dis. … cand. psychol. Sciences: 19.00.07. Minsk, 188 p. (in Russ.).
  7. Zeer, E.F. (2003). Psychology of vocational education. Moscow: MPSI, 480 p. (in Russ.).
  8. Zybina, L.N. (2009). Dynamics of the level of professional orientation of students of psychologists in the process of obtaining higher education // World of science, culture, education, 6(18), 203-206. (in Russ.).
  9. Ibragimova, L.A., & Sabitova, E.O. (2022). Methodological approaches to creating conditions for successful professional growth of teachers of a general education organization // Bulletin of the Nizhnevartovsk State University, 3(59), 23-35. (in Russ.). https://doi.org/10.36906/2311-4444/22-3/03
  10. Klimov, E.A. (2004). Psychology of professional self-determination: Proc. allowance for students. higher ped. textbook institutions, Moscow: Publishing Center “Academy”, 304. (in Russ.).
  11. Kovalev, A.G. (1971). Personality and ways of its formation. Moscow: Knowledge, 31. (in Russ.).
  12. Kolesov, D.V. (2008). Orientation of personality. Development of Personality, 4, 8-21. (in Russ.).
  13. Levitov, N.D. (1956). Questions of the psychology of character. M.: Uchpedgiz, 368. (in Russ.).
  14. Leontiev, A.A. (2005). Activity, consciousness, personality. M.: Meaning, 431. (in Russ.).
  15. Lomov, B.F. (1984). Methodological and theoretical problems of psychology. M.: Science, 444. (in Russ.).
  16. Markova, A.K. (1993). Psychology of teacher's work: a book for teachers M.: Education, 193. (in Russ.).
  17. Menshchikova, I.A. (2016). Professional orientation of university students. Eurasian Union of Scientists, 2(23), 30-32. (in Russ.).
  18. Merlin, V.S. (1986). Essay on the integral study of individuality. Moscow: Pedagogy, 253. (in Russ.).
  19. Mitina, L.M. (2014). Psychology of personal and professional development of subjects of education. St. Petersburg: Nestor-History, 376 p. (in Russ.).
  20. Muravyov, G.V. (2019). Comprehensive support for the formation of professional orientation of cadets in the conditions of a maritime university. World of Science, Culture, Education, 1(74), 212-214. (in Russ.).
  21. Allport, G. (2002). Formation of personality: Selected works / Per. from English. L.V. Trubitsyna and D.A. Leontiev. M.: Meaning, 930. (in Russ.).
  22. Platonov, K.K. (1956). Psychology of work. Lecture notes. M., 102. (in Russ.).
  23. Rubinstein, S.L. (2010). Fundamentals of General Psychology. St. Petersburg: Peter, 720. (in Russ.).
  24. Savina, E.A., & Filinkova, E.B. (2010). Professional Orientation of the Personality of Pedagogical College Students in Conditions of Project-Based Learning. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences, 3, 87-92. (in Russ.).
  25. Seiteshev, A.P. (1990). Professional orientation of the individual: Theory and practice of education. Alma-Ata: Science of the KazSSR, 333. (in Russ.).
  26. Uznadze, D.N. (2004). General psychology. M.: Meaning, 412. (in Russ.).
  27. Chirkova, G.P. (2006). Pedagogical vocation and professional suitability for work as a teacher of students of the national pedagogical faculty. Pedagogical sciences, 3, 143-145. (in Russ.).
  28. Shavir, P.A. (1981). Psychology of professional self-determination in early youth. M.: Pedagogy. 96 p. (in Russ.).
  29. Shevandrin, N.I. (1998). Psychodiagnostics, correction and personality development. M.: VLADOS, 507. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. Components of the professional orientation of the individual (according to A.P. Seiteshev)

Download (146KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies