Description of the technology for forming students' ethnic identity in the modern context: research results

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In modern conditions of the development of the information society, there is a tendency to complicate the content and structure of the identity of the individual, which is the result of his free choice. Simple identification with cultural patterns becomes impossible due to the blurring of value orientations, unified, standardized norms and values imposed by mass culture, the media and communications, virtual reality technologies. Children, adolescents and young people have problems identifying themselves as a person in society due to the multiplicity of self-images that can coexist and conflict at the same time. Actualization of the problem of ethnic identity is especially acute for the pedagogical community: along with the need to educate a citizen and a patriot in the implementation of state policy in the field of education, this problem is no less relevant for vocational education that trains teachers. Appeal to the problem of the formation of ethnic identity is connected, first, with the socio-cultural changes taking place in society, the processes of modernization of education. The ethnic identity of a developing personality is determined by a complex interaction of various factors (historical, geographical, religious, and sociocultural). The declared priorities of the state policy in the field of culture and education, national policy, first, aim at the formation of civic identity in a multicultural and multi-confessional society, a component of which is ethnic identity. The purpose of the article is to refine the concept of “ethnic identity” in the context of the study, to describe the technology of forming the ethnic identity of students by means of extracurricular activities, and to present the results of an empirical study. The article discusses the possibilities of extracurricular activities for the formation of ethnic identity, taking into account the regional context at the level of primary general education. An interpretation of the results of the empirical study and conclusions are presented.

Full Text

Важнейшим государственном документом, определяющим направления и механизмы стратегического развития страны», утверждается, что цель государственной политики заключается в упрочении национального самосознания и укреплении духовной общности многонационального народа страны (https://clck.ru/34ZU3e). В этом же документе утверждается, что для «сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России» недостаточно специальных образовательных, культурных и просветительских мероприятий и программ «по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества» (https://clck.ru/34ZU3e0.

Вместе с тем, на современном этапе приоритеты воспитания в образовательных организациях Российской Федерации обозначены в государственных документах на всех уровнях образования. Так, изменения в части достижения личностных результатов зафиксированы в федеральных государственных образовательных стандартах всех уровней образования; обновлены структура и содержание федеральной рабочей программы воспитания на всех уровнях образования (https://clck.ru/33RKKX). В данных документах акцентируется внимание на необходимости «приобщения обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, формирование российской гражданской идентичности обучающихся» (https://clck.ru/34ZU3e; https://clck.ru/33RKKX). В федеральном государственном образовательном стандарте на всех уровнях образования сохраняется преемственность в формулировании личностных результатов, в том числе, с использованием в качестве ориентира гражданской идентичности (ФГОС НОО, п. 1; п. 40). В части гражданско-патриотического воспитания в качестве ориентира подчеркивается необходимость «осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности» (ФГОС НОО, п. 41.1.1). Следует отметить, что целевые ориентиры результатов воспитания включают в числе других и «этнокультурный контекст». Так, в федеральной образовательной программе перечислены результаты этнокультурного воспитания, среди которых уважение духовно-нравственной культуры своего народа, своей семьи; интериоризация семейных ценностей, понимание и принятие своей национальной, религиозной принадлежности; любовь и гордость за свою страну, за свой народ, владение языком и культурой страны, народа, этноса, другие (https://clck.ru/33RKKX). Очевидно, что задачи воспитания патриотизма, гражданской и этнической идентичности перекликаются.

Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы по всем уровням образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Так, на уровне начального общего образования предполагается их достижение через усвоение социально-значимых знаний; на уровне общего образования – в процессе формирования и развития социально-значимых отношений; на уровне среднего общего образования – в процессе реализации социально значимых дел, формирования субъектного опыта. Как подчеркивается в Рабочей программе воспитания, выражение собственной гражданской позиции, направленной на пользу малой родине и стране в целом происходит в процессе изучения и восстановления культурного наследия (http://form.instrao.ru).

Таким образом, актуальной педагогической задачей на сегодняшний день становится задача воспитания гражданина и патриота отечества, выражающего любовь, гордость к стране и народу, носителя культуры собственного этноса. Решение данной педагогической задачи целесообразно рассматривать, начиная с начальной школы, когда воспитание, формирование и развитие этнической и гражданской идентичности происходит органично с освоением общекультурного наследия. Кроме того, интегративная связь данных качеств научно обоснована: этническая идентичность является частью гражданской идентичности [11].

Проблема идентичности является одной из ключевых для различных областей знаний (философских знаний, социологических наук, психологических, реже – педагогических). Как самостоятельная область изучения этническая идентичность становится предметом исследований таких ученых, как А.Г. Асмолов [2], В.П. Левкович [13], Г.У. Солдатова [17], С.В. Рыжова [15] и др.

Вопросы формирования этнической идентичности в контексте педагогической науки, различные ее аспекты рассматривались различными учеными в различных контекстах. Так, формирование позитивной этнической идентичности подростков и психолого-педагогические условия ее эффективного формирования в условиях городской среды изучались А.А. Байченко [3]; региональный контекст становления этнической идентичности обучающихся в процессе обучения в начальной школе рассматривала И.Б. Лайпанова [12]; этнопедагогические приёмы обучения русскому народному творчеству – Н.С. Ширяева [20]; этнокультурное воспитание младших школьников средствами театральной деятельности выступило предметом исследования Г.И. Губа [6]; в работах О.Л. Романовой рассматривается проблема развития этнической идентичности [14], И.А. Снежкова изучала особенности этнических представлений у младших школьников [16]. Например, обращая исследовательский интерес к содержанию этнической идентичности, в своей работе Е.В. Беляева выделяет в содержательной структуре интересующего нас феномена когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, наполняя их определённым содержанием (от знаний особенностей той или другой национальности до глубокого осознания своей собственной принадлежности к определённому этносу и возможностях проявления идентичности на поведенческом уроне) [4].

Для нашего исследования важное значение имеют результаты, полученные в ходе следующих психологических исследований: «развитие этнической идентичности в онтогенезе», позитивная этническая идентичность [9]; возрастные границы развития этнической идентичности [19]; природа этнической идентичности; концепция этнической идентичности [19]. А именно, в исследованиях научно обосновано, что сензитивный период для становления и формирования этнической идентичности, это – период обучения в начальной школе.

Методологической основой исследования является субъекно-деятельностный подход, обеспечивающий процесс формирования этнической идентичности, в котором обучающийся выступает субъектом своей активности и деятельности [2; 5], и ценностно-смысловой подход, направленный на содействия внутренней активности субъекта по осмыслению представляемой информации и ее интеграции в структуру индивидуального опыта; источником содержания ценностно-смысловой сферы личности выступают реальные жизненные отношения, которые связывают человека с объективной действительностью и реализуются в процессах его субъектной активности [5].

В ходе исследования конкретизировано понятие «этническая идентичность» за счет реализации ценностно-смыслового подхода в образовательном процессе, направленного на трансляцию ценностных представлений и ориентаций, моделей идентификации, определяющего этапы и методы освоения ценностных ориентаций в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, особенностей образовательного процесса в школе, контингента обучающихся, их родителей. Анализ литературных источников, в том числе диссертационных исследований по проблеме, позволил определить сущность понятия и ее структуру. А именно: этническая идентичность рассматривается нами как социально-психологический феномен, который выражается в соотнесении индивидом себя с этнической общностью в различных аспектах (когнитивном, поведенческом и эмоциональном), «основывается на чувстве принадлежности и сопричастности к данному этносу» [1; 4]. Подчеркнем, многие авторы акцентируют внимание на том, что этническая идентичность представляет собой субъектно значимую, актуализированную часть гражданской идентичности, которая проявляется в солидарности с людьми своей национальности, необходимости принадлежать своему народу [11; 17; 18].

Технология формирования этнической идентичности обучающихся (технология ФЭИ) рассматривается нами как система способов организации деятельности педагога и обучающегося, направленная на выстраивание их эффективного взаимодействия по освоению форм, видов и содержания деятельности (этнокультурное содержание внеурочной деятельности). Критериями и показателями сформированности этнической идентичности обучающихся являются когнитивный (осведомленность обучающихся в сфере отличительных признаков этнических групп, владение родным языком, знание культуры народа); эмоциональный (чувство принадлежности к группе, отношение к ней); поведенческий (проявление себя как члена группы, выстраивание взаимоотношений в поликультурной среде).

Целью реализации технологии ФЭИ является создание условий для формирования этнокультурной идентичности обучающихся и достижения запланированных образовательных результатов (сформированности этнической идентичности).

Технология ФЭИ включает содержательную, методическую и организационную части.

Характеризуя содержательную часть, отметим необходимость использования воспитательного потенциала учебных дисциплин и их интеграцию, преемственность с содержанием программ внеурочной деятельности. Интегрирующим компонентом урочной и внеурочной деятельности становятся арт-технологии (уроки театра, изотерапия; сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование), которые способствуют формированию доверительных отношений, являются средством самовыражения и творчества личности. Они соответствуют фундаментальной потребности личности в самоактуализации.

Обучающиеся знакомятся с региональной историей и культурой; осваивают малые жанры устного народного творчества – сказки, былины, потешки, пословицы, поговорки, загадки и другие. Безусловно, приобщение обучающихся к богатейшему содержанию народной культуры позволяет им не только знакомиться с ней, но и, осмысливая, интериоризировать лучшие образцы культурного наследия народа, тем самым ощущать свою принадлежность к нему.

Поскольку внеурочная деятельность обладает более широким потенциалом вариативности занятости детей, так как включает все виды и формы деятельности, отличные от урочной (игровую, трудовую, досуговую, спортивную, краеведческую, творческую, художественную, познавательно-развлекательную и др.), постольку в описываемом исследовании активно используется именно потенциал внеурочной деятельности обучающихся.

Методическая часть технологии направлена на адекватный отбор методов педагогического воздействия на обучающихся, обеспечивающих развитие личности ребенка в интеллектуальном и эмоциональном плане, освоение образцов социально-культурных форм поведения, обеспечивающих формирование когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов становления и формирования этнической идентичности растущей личности. К таким методам, зарекомендовавшим себя высокой эффективностью в формировании этнической идентичности школьников, относятся, прежде всего, методы народной педагогики (народные игры, народный музыкальный фольклор, различные варианты устного народного творчества и т. п.), позволяющие в реальной педагогической практике показать истинное богатство народной культуры.

Организационная часть технологии обосновывает необходимость подготовки педагогов к формированию этнической идентичности обучающихся, ведению этнокультурной деятельности как в контексте личностно-профессионального развития (опыт овладения этнокультурными ценностями; моделями поведения в моноэтнической и полиэтнической среде), так и в контексте развития этнокультурной компетенции (глубокие знания об этнических общностях и их культуре; выбор наиболее социально приемлемой формы активной деятельности в зависимости от ситуации; развитие ответственности в выборе и реализации этнокультурной деятельности) [7].

В современном поликультурном и многонациональном образовательном пространстве, педагог должен на высоком сознательном уровне принимать своеобразие образа жизни этнических сообществ, высвечивать именно положительные и позитивные стороны поликультурного взаимодействия при несомненной атмосфере уважения, доверия в многонациональном коллективе класса, школы, социума. Только в такой атмосфере, безусловного уважения и доверия, которое должен создавать и транслировать современный педагог, способно сохранение языка, культурного населения и традиций всех этносов страны.

Технология формирования этнической идентичности апробирована нами на базе гимназии им. Н.Д. Лицмана (г. Тобольск). Некоторые результаты апробации были опубликованы в статье С.Ш. Кадыровой [10]. Содержательно представим этапы реализации технологии (подготовительный, просветительский, процессуальный, итоговый).

Подготовительный этап предполагает постановку целей и задач, формирование мотивации обучающихся по их вовлеченности во внеурочную деятельность с этнокультурной направленностью, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, деятельность детско-взрослых общностей. На данном этапе в процессе целеполагания педагог выстраивает доверительные отношения с обучающимися, создает дружественную атмосферу, атмосферу уважения и взаимопонимания; организует целенаправленное (включенное) наблюдение; совместно с обучающимися вырабатывает правила дальнейшего социального взаимодействия.

Просветительский этап технологии представляет собой целенаправленный процесс информирования обучающихся и их родителей об имеющемся социально-культурном опыте и культуре этносов, проживающих на территории области. На данном этапе с использованием различных интерактивных форм совместной деятельности детей и родителей происходит процесс систематизации, осмысления и принятия знаний и информации о различных этнически особенностях. Так, обучающиеся вместе с родителями знакомились с книгами об истории и культуре Тобольска и Тюменской области; принимали участие в театрализованных постановках по мотивам народных сказок, былин, с использованием народных танцев и песен. Большое значение играют совместные творческие задания, кода дети с родителями выполняют проекты по изучению народных традиций, обычаев, праздников, кухни, костюмов и др., систематизирующих знания и представления детей о той этнической культуре, к которой они принадлежат.

Процессуальный этап технологии включает в себя разработку и реализацию программ внеурочной деятельности этнокультурной направленности. На данном этапе формируется опыт социально значимой деятельности обучающихся на основе полученных социально и этнически значимых знаний. Для данного этапа разработан и реализуется «сквозной» факультативный курс «Традиционная культура славян» для обучающихся 1-4 классов, в котором использованы различные содержание, формы и виды деятельности по формированию этнической идентичности обучающихся. Отметим, что значимым фактором формирования этнической идентичности является использование оригинальных (подлинных) документов и материалов. Такие ресурсы разработаны в Тюменской области и активно используются в образовательной деятельности, как например, удаленный электронный зал Президентской библиотеки, обеспечивающий свободный доступ к оригинальным электронным ресурсам (архивные материалы региональной тематики, старинные карты, видеохроники, видеофильмы, аудиоматериалы, репродукции); ресурсы этномузея, действующего в МАОУ СОШ № 15 г. Тобольска, Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Педагог при организации этнокультурной воспитательной деятельности использует оригинальные произведения культуры (в форме слайдов, презентаций, видеозаписей, репродукций) на своих занятиях, сопровождает демонстрацию этнического материала литературными, музыкальными, художественными и театрализованными средствами. Одним из авторских методов реализации рассматриваемой технологии формирования этнической идентичности является метод творческой этнохудожественной репрезентации культурно-исторического образа славян. Применение этого метода способствует более глубокому приобщению детей к культурному национальному наследию. Интерактивные творческие методы формирования этнической идентичности формируют персональный опыт обучающихся в процессе освоения деятельности по интерпретации, рефлексии, осмыслению своего отношения, чувств, мнений, впечатлений к тем или иным образцам наследия.

Разумеется, такой формат работы требует и от педагога особых компетенций, в том числе личностного отношения к культурному национальному наследию. Педагог должен профессионально владеть и художественным словом, и культурно-историческими национальными знаниями. Данное положение требует актуализации этнического компонента в профессиональном образовании при подготовке будущих педагогов для начального общего образования. Материалы данного исследования могут быть положены в основу образовательного модуля для системы высшего педагогического профессионального образования.

На итоговом этапе реализации технологии формирования этнической идентичности необходимо организовать закрепление полученных результатов, акцентируя внимание детей именно на положительном. Организация обратной связи по обмену впечатлениями, эмоциями, коллективное обсуждение личностных достижений и реальных жизненных примеров, особенно связанных с семейным этническим воспитанием, имеет очевидное смыслообразующее значение в формировании этнической идентичности.

Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе исследования были задействованы 55 обучающихся 2-х классов и 17 педагогов гимназии им. Д.Н. Лицмана г. Тобольска. При построении выборки учитывался этнический состав населения г. Тобольска. Поэтому были выбраны три наиболее многочисленные этнические группы: русские, украинцы и татары.

Для изучения уровня сформированности этнической идентичности в качестве критериев мы опирались на компоненты этнической идентичности – когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

На констатирующем этапе эксперимента были отобраны методы и методики для изучения уровня сформированности каждого компонента этнической идентичности.

Критерии когнитивного компонента:

  • этническая осведомленность, который изучался с помощью анкетного опроса и включала следующие показатели: знание родного языка, знание этнических традиций, знание истории своего народ;
  • этническое самоопределение – изучалось с помощью теста «Кто я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда и включала показатель «умение давать себе этническое самоназвание».

По результатам анкетного опроса было выявлено, что большинство второклассников (83%) ответили на вопросы о владении родным языком и привели примеры пословиц, сказок, песен и танцев своего народа (58,2%). Только 27,3% учащихся показали осведомленность о существовании людей разных национальностей своими родителями, и только 9,1% учащихся подтвердили, что информацию о разных этнических группах получили на уроках по предмету «Окружающий мир». Анализ ответов показал, что семье принадлежит значительная роль в развитии этнической идентичности детей, в то время как начальная школа мало уделяет внимания передаче этнокультурной информации.

Однако, на контрольном этапе эксперимента школьники при ответах на вопросы о народных пословицах, поговорках, сказках и легендах, песнях и танцах перечисляли их в большем количестве, чем на констатирующем этапе. Школьники даже предлагали показать танец, изобразить героя той или иной сказки или легенды. Анализ результатов показал, что лучшее знание народных пословиц, поговорок, сказок демонстрировали учащиеся, в семьях которых общение происходит на русском языке.

Большинство второклассников назвали среди этнодифференцирующих признаков «язык» и «яркие внешние особенности». Около 20% учащихся вместе с этими признаками дополнительно указали признак – «национальная одежда»; 21,8% учащихся ко всем перечисленным указали признак «традиции и обычаи»; 9,1% учащихся отметили – «народные праздники, песни, танцы. Около 5,5% учащихся не ответили на данный вопрос. На контрольном этапе все учащиеся указали этнодифференцируемые признаки; большинство учащихся показали способность, наряду с простыми, очевидными отличительными признаками этнических групп указывать и более сложные.

Этническое самоопределение (представление собственной этнической принадлежности) изучалось с помощью теста «Кто я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда [18].

Анализ результатов показал, что в ряду объективных характеристик наибольшую важность для учащихся представляют следующие: базовая категория («человек») – 83,6% учащихся; семейная категория («сын», «дочь») – 81,8% учащихся; профессиональная категория («ученик», «школьник») – 72,7%.

Этническую принадлежность «русский», «россиянин» указали 63,6% (на констатирующем этапе) и 92,7% (на формирующем этапе); региональную принадлежность –58,2% и 65,5% соответственно. На контрольном этапе были указаны те же основания этнической идентификации, однако, увеличилось количество учащихся, считающих основаниями этнической идентификации национальность родителей (44,8%) и родной язык (42,7%).

Полученная на констатирующем этапе информация является подтверждением теоретического положения о том, что основу этнической осведомленности учащихся начальных классов составляет ряд очевидных показателей, таких как внешность, язык, составляющие материальной культуры, обычаи. Умение школьника понимать этнические признаки, способность к их восприятию, описанию, интерпретации постепенно повышается, их система с течением времени начинает вбирать в себя все новые компоненты, к которым можно отнести общих предков, общую историческую судьбу, вероисповедание.

На контрольном этапе эксперимента была получена позитивная динамика по уровню сформированности когнитивного компонента

Уровень сформированности эмоционального компонента предполагал оценку отношения к членству в этнической общности, а именно – желание принадлежать к этнической общности. На констатирующем этапе 94,5% учащихся считают русский язык своим родным языком. Так, например, учащаяся второго класса, объяснила, что «у русского родным языком является русский, у белоруса – белорусский, у француза – французский» [10]. Русским языком владели все учащиеся, которые принимали участие в исследовании, о чем они написали в своих ответах. Незначительные трудности в плане произношения наблюдались у 14,5% учащихся. 83,6% учащихся ответили, что в своих семьях они общаются на русском языке. На контролирующем этапе эксперимента все дети назвали русский язык своим родным языком. У детей отсутствовали проблемы с произношением. Для выявления желания учащегося принадлежать к этнической общности мы предложили школьникам поразмышлять над тем, в какой стране хотел бы он родиться и какой национальности он хотел бы быть. Анализ слов, высказанных учащимися в беседе, показал, что они очень эмоциональны и недостаточно осознают собственное отношение к своей этнической идентичности. В этой ситуации следует учитывать состояние учащихся, а именно: комфорт или дискомфорт, который испытывают они в процессе осознания собственной этнической идентичности, когда они понимают, что являются представителями определенного этноса. Таким образом, результаты констатирующего этапа указывают на недостаточную выраженность этнической идентичности обучающихся начальной школы.

Поведенческий компонент этнической идентичности изучался по критерию «проявление себя членом определенной общности»: использует ли ребенок в общении родной язык, использует ли национальную одежду, соблюдает ли национальные традиции и обычаи, а также участвует ли он в народных праздниках; соблюдает культурные традиции своего этноса, читает ли книги и журналы на своем языке. В качестве методов были выбраны беседа и наблюдение за деятельностью школьников и их поведением.

На констатирующем этапе было выявлено, что не все учащиеся младших классов придерживаются национальных традиций и обрядов, принимают участие в проведении народных праздников. На формирующем этапе ситуация существенно изменилась. Контрольный этап показал активизацию деятельности школьников в событиях и мероприятиях этнокультурной направленности. Школьники принимали активное участие в организации и проведении всех праздников в гимназии, в народных гуляниях в городе. Об этом свидетельствуют рассказы обучающихся, выставки рисунков, фотографий, коллажи, которые оформлены вместе с родителями и принесены в школу.

По результатам изучения этнической идентичности обучающихся на констатирующем этапе мы получили данные о недостаточном уровне сформированности этнической идентичности обучающих. Отметим, что нами полученные выводы согласуются с выводами исследований авторов, согласно которым этническая идентичность обучающихся младших классов находится на этапе становления и характеризуется диффузностью [4; 6; 12].

В соответствии с этим возникли основания для изучения потенциальной готовности педагогов для формирования этнической идентичности во внеурочной деятельности. Для выявления степени понимания проблемы формирования этнической идентичности у младших школьников педагогам гимназии было предложено ответить на несколько вопросов. В опросе приняли участие 17 педагогов, из них шестнадцать с высшим образованием и один со средним специальным образованием. Педагогический стаж большей части педагогов – более 20 лет.

При ответах на вопрос о понимании сущности термина «этническая идентичность» педагоги основным этнодифференцирующим признаком называли язык, а также традиции, фольклор. На вопрос о том, отражают ли педагоги в планах учебно-воспитательной работы задачи, которые связаны с формированием у младших школьников этнической идентичности, есть ли в планах своей деятельности внеурочные мероприятия по этой проблеме, большая часть педагогов указали ответ «от случая к случаю». На вопрос о необходимости постановки целей для вовлечения школьников во внеурочную деятельность этнокультурной направленности педагоги выбрали ответ: «Понимание своей культуры как составляющей всемирной» (76,5%), при этом готовность к совершенствованию своих знаний в этой сфере выразили только 23,5% педагогов; 64,7% педагогов считают, что объем тех знаний, которые у них есть, достаточны, чтобы сформировать этническую идентичность обучающихся средствами внеурочной деятельности.

Полученные данные о готовности педагогов к формированию этнической идентичности обучающихся определили содержание формирующего этапа работы с педагогами.

Результаты исследования показали важную роль для формирования этнической идентичности изучения и освоения этнокультуры русского и других народов России. Учащиеся, в педагогически организованной деятельности которых присутствует (пускай даже в разной степени) освоение русской культуры, в большей степени склонны к идентификации себя, как представителя российского народа, даже если они имеют нерусское этническое происхождение.

В ходе исследования была выявлена позитивная тенденция обучающихся младших классов в формировании этнической идентичности, готовность к усвоению этнокультурных ценностей как основы для формирования этнической идентичности. Также полученные данные позволили подтвердить положение о том, что формирование этнокультурных представлений и ценностей начинается в семье и поддерживается семьей на протяжении школьного обучения. Период обучения в начальной школе является сензитивным для формирования и воспитания этнической идентичности по мере взросления обучающегося. Предложено разработать систему общекультурных и профессиональных компетенций, синхронизированных с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования к личностным образовательным результатам освоения основной общеобразовательной программы и с целями рабочей программы воспитания по достижению ценностных ориентиров воспитания по формированию этнической и гражданской идентичности школьников.

В ходе исследования были изучены вопросы готовности педагогов к работе по формированию этнической идентичности обучающихся. Анализ полученных результатов дают право заключить, что подготовка педагогов к формированию этнической идентичности обучающихся, которая является составной и неотъемлемой частью воспитания гражданско-патриотических ценностей, российской гражданской идентичности, должна осуществляться еще в вузе – в период профессионального образования. Профессиональное образование должно обеспечить не только систему сформированных профессиональных компетенций, но и систему нравственно-ценностных качеств будущего специалиста, формирующих в совокупности профессионально-нравственную позицию социально зрелой личности выпускника вуза [8]. Данная задача, исходя из анализа ФГОС ВО, сегодня не решается в должной степени. Именно в период профессионального образования формируется профессиональная педагогическая направленность будущих учителей, следовательно, органичное включение в содержание образовательных дисциплин содержания о проблеме формирования этнической идентичности обучающихся, будет способствовать решению данной проблемы.

×

About the authors

Natalia G. Milovanova

Tyumen State University

Author for correspondence.
Email: natamil2004@mail.ru

Doctor of Pedagogical Sciences

Russian Federation, Tyumen

Suliya S. Kadyrova

Tyumen State University

Email: kadyrowa.suliya2011@yandex.ru
Russian Federation, Tyumen

References

  1. Arutyunov, S.A. (1989). Narody` i kul`tura: razvitie i vzaimodejstvie. M.: Nauka, 247. (in Russ.).
  2. Asmolov, A.G. (2010). Social`ny`e e`ffekty` obrazovatel`noj politiki. Nacional`ny`j psixologicheskij zhurnal, (2(4)), 100-106. (in Russ.).
  3. Bajchenko, A.A. (1999). Formirovanie e`tnicheskoj identichnosti gorodskix podrostkov. Avtoref. dis. … kand. ped. nauk. M. (in Russ.).
  4. Belyaeva, E.V. (2005). Psixologo-pedagogicheskoe vozdejstvie skazki na formirovanie e`tnicheskoj identichnosti mladshix shkol`nikov. Avtoref. dis. … kand. psixol. nauk. Kursk. (in Russ.).
  5. Bratus`, B.S. (1985). Nravstvennoe soznanie lichnosti (Psixologicheskoe issledovanie). M.: Znanie, 64. (in Russ.).
  6. Guba, G.I. (2007). E`tnokul`turnoe vospitanie doshkol`nikov i mladshix shkol`nikov v teatral`noj deyatel`nosti. Avtoref…dis. … kand. ped. nauk. Kursk, (in Russ.).
  7. Zarkenova, Zh.T. (2017). Soderzhanie i struktura e`tnokul`turnoj kompetencii budushhix pedagogov. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, 3, 14-17. URL: https://clck.ru/34eaw7 (data obrashheniya: 31.03.2023). (in Russ.).
  8. Ibragimova, L.A., & Mexdieva, I.D. (2019). K voprosu o nravstvennom razvitii studentov v period professional`noj podgotovki v obrazovatel`nom uchrezhdenii // Social`noe i pedagogicheskoe obrazovanie: Vektory` razvitiya: Materialy` Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnevartovsk, 20-23. (in Russ.).
  9. Idrisova, Yu.A. (2007). Formirovanie pozitivnoj e`tnicheskoj identichnosti starshix podrostkov. Avtoref. dis. ... k. psixol. nauk. Samara. (in Russ.).
  10. Kady`rova, S.Sh. (2016). Texnologiya formirovaniya e`tnicheskoj identichnosti detej mladshego shkol`nogo vozrasta v usloviyax obrazovatel`nogo uchrezhdeniya. Azimut nauchny`x issledovanij: pedagogika i psixologiya, 66-69. (in Russ.).
  11. Kozhanov, I.V. (2018). Formirovanie grazhdanskoj identichnosti lichnosti v processe e`tnokul`turnoj socializacii v sisteme neprery`vnogo obrazovaniya. Avtoref. dis. … doktor ped. nauk. Cheboksary`. (in Russ.).
  12. Lajpanova, I.B. (2014). Stanovlenie e`tnicheskoj identichnosti mladshego shkol`nika v processe obucheniya. Fundamental`ny`e issledovaniya, (12 (ch.8)), 1758-1761. (in Russ.).
  13. Levkovich, V.P., & Kuzmiczkajte, L.D. (1992). Formirovanie e`tnicheskogo soznaniya podrostka v sem`e. Psixologicheskij zhurnal, t. 13, (6), 35-42. (in Russ.).
  14. Romanova, O.L. (1994). Razvitie e`tnicheskoj identichnosti u detej i podrostkov. Avtoref. dis… kand. psixol. nauk. (in Russ.).
  15. Ry`zhova, S.V. (2008). E`tnicheskaya identichnost` v kontekste mezhe`tnicheskoj tolerantnosti. Avtoref. dis. … kand. sociol. nauk. M. (in Russ.).
  16. Snezhkova, I.A. (2004). Formirovanie e`tnicheskix predstavlenij ukrainskix i russkix shkol`nikov. Sociologicheskie issledovaniya, (11), 45-48. (in Russ.).
  17. Soldatova, G.U., Chigar`kova, S.V., Kulesh, E.V., & Tixomirov, M.Yu. (2018). E`tnosocial`ny`e i lichnostny`e prediktory` napravlennosti mezhkul`turnoj kommunikacii u zhitelej rossijskix gorodov s razlichny`m e`tnicheskim sostavom naseleniya. Psixologicheskie issledovaniya, t. 11, (62), 8. URL: http://psystudy.ru (20.03.2023). (in Russ.).
  18. Stefanenko, T.G. (1999). Individual`ny`e strategii konstruirovaniya e`tnicheskoj identichnosti. M.: Institut psixologii RAN, «Akademicheskij proekt», 240. (in Russ.).
  19. Stefanenko, T.P. (1999). E`tnopsixologiya. M.: Institut psixologii RAN, «Akademicheskij proekt», 320. (in Russ.).
  20. Shiryaeva, N.S. (2002). Formirovanie celostnogo predstavleniya o narodnoj kul`ture u mladshix shkol`nikov na urokax russkogo narodnogo tvorchestva. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kirov. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies