Teacher’s Professional Qualifications in Terms of Competency Model Pedagogical Growth

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper considers the system of professional qualifications for teachers of subject education and defines the most important criterion for obtaining a higher pedagogical education. As part of the implementation of the structural model of teacher education, bachelor's and master's programs are distinguished. Each level is an independent system, but in unity,  they form a model of a complete higher pedagogical education. This study established the pedagogical model of professional growth of a bachelor's graduate at the formal and non-formal levels of education, and the pedagogical trajectory of a graduate of a master's program determined the deepening of qualifications and work in higher education. The results of this study indicate a clear system of qualification levels, however, at the level of its content – professional competence – there is no single description of its constituent competencies. In the context of the competence-based approach to teaching implemented in higher education, pedagogical and methodological competence for a teacher of any qualification, as well as research competence for a master's degree graduate, are defined as a key component of pedagogical qualification. Based on the analysis of previous studies of teacher training under the conditions of a competency-based model, regulations and standards, the previously defined competencies were identified as basic ones. The development of the basic competencies of a teacher is determined by the system of professional growth and, within the framework of the “lifelong learning” model, forms a system of continuous teacher education. The system of professional growth in this study is determined by the qualifications achieved and depends on the education system: for a teacher of secondary education, the model for improving pedagogical skills through obtaining qualification categories is determined as the basis, and for a teacher of higher education, obtaining an academic degree, title and professional growth by position is available. Lifelong education for a teacher in this study also depends on the level: in secondary education – an increase in the level of pedagogical and methodological activities, and in higher education – an increase in the level of scientific and pedagogical activity throughout the entire period of professional activity.

Full Text

Реализация компетентностного подхода в высшей школе подчёркивает ориентацию на формирование актуальных профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН) в виде содержательной основы педагогического образования [13] с учётом его целей, организации педагогического процесса и оценки результатов обучения [8], и их совокупность определяется как профессиональная компетентность, подтверждаемая сдачей ГИА и получением диплома и свидетельствующая о готовности выпускника «решать поставленные профессиональные задачи в различных ситуациях» [24].

В условиях реализации структурной модели высшего педагогического образования бакалавриата и магистратуры базовыми составляющими компетентности педагога определены педагогическая и методическая компетенции для эффективной работы в системе образования любого уровня.

Педагогическая квалификация каждого уровня определяет дальнейшее профессиональное развитие: рассмотрены структурные компоненты обучения и получения квалификации в вузе, структура профессиональных компетенций согласно профстандарта и особенности профессионального роста педагогов с точки зрения непрерывного повышения педагогического мастерства.

В изучении проблематики настоящего исследования – уровней педагогических квалификаций и компетентностной подготовки педагогов, проанализированы работы В.А. Адольфа, В.В. Афанасьева, В.Н. Белкиной, В.Н. Введенского, А.Б. Вифлеемского, Б.В. Гнеденко, В.А. Гусева, В.А. Далингер, Н.В. Дулиной, Ю.М. Забродина, Э.Ф. Зеер, И. А. Зимней, И.Ф. Исаева, А.В. Карпова, М. М. Кашапова, Л.Д. Кудрявцева, Н. В. Кузьминой, И.Б Лайпановой, Н. Н. Лобановой, Г.Л. Луканкина, М.И. Лукьяновой, И.Е. Маловой, А.К. Марковой, В.Л. Матросова, Л.М. Митиной, И.С. Михайловой, А.И. Мищенко, С.Г. Молчанова, А.Г. Мордкович, М.В. Потоцкого, Н.А. Рыбакиной, В.А. Сластёнина, Е.И.Смирнова, И.Д. Сорвачёвой, А.В Хуторского, В.Д. Шадрикова, Н.А. Шайденко, А.Я.Хинчина, Л.В. Черепановой, М.Г. Яновой.

Основу описания структуры педагогических квалификаций и профессиональной компетентности, а также определения возможной профессиональной траектории составили анализ предшествующих исследований по рассматриеваемой теме и нормативных положений организации высшего педагогического образования по программам бакалавриата и магистратуры «Педагогическое образование»: госстандарта (ФГОС по направлениям 44.03.01, 44.03.05 и 44.04.01) в части формирования универсальных (УК) и общепрофессиональных (ОПК) компетенций [19-21] и общей системы обучения, уровней профессиональной квалификации (УПК) [18] и профстандарта педагога (ПС) [12] в части формируемых профессиональных компетенций (ПК) в системе формирования профессиональной компетентности.

По результатам теоретического анализа основой всех педагогических исследований подготовки учителя определено понятие «профессиональная компетентность» на основе достигнутого уровня профессиональной педагогической квалификации [2], сформированная в процессе непрерывного образования учителя [25] и рассматриваемая как не только профессиональные базовые знания, но и мотивационно-ценностные ориентации [18], включаящая «заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективно-продуктивной деятельности в определенной сфере» [23] и достигаемая посредством приобретения знаний, умений и навыков и способов их реализации для решения профессиональных задач [15].

Профессия педагога является социально значимой в обществе, а само получение педагогического образования – длительный процесс, занимающий не менее 4 лет по программе бакалавриата. Важнейшей частью такого обучения является подготовка компетентного специалиста – молодого учителя, поскольку «педагогическое образование – это особое образование, обеспечивающее сочетание обучения и воспитания будущего поколения» [1].

В 2011 году высшее педагогическое образование, по программам которого готовятся учителя предметного обучения, разделено в рамках структурной или уровневой модели «бакалавриат+магистратура» (по схеме 4/5+2) и заменило существовавшее ранее традиционное непрерывное высшее педагогическое образование в течение 5 лет.

Реализация структурной модели педагогического образования предполагает последовательность: бакалавриат даёт общий педагогический профиль без узкой специализации, а магистратура нацелена на получение полного высшего педагогического образования и профилизацию [14]; отсутствие узкой специализации бакалавров «объясняется ограниченным сроком подготовки» [4].

Структурная (уровневая) модель высшего педагогического образования также положена в основу национальной модели высшего образования, формирующейся с 1 сентября 2023 года: утверждена трёхуровневая система базового и специализированного высшего образования, а также профессионального образования (аспирантуры): для подготовки учителей-предметников предложено увеличить срок обучения до 5–6 лет на уровне базового высшего образования с получением квалификации «учитель», а углублённая специализация в магистратуре в течение 1–2 лет предполагает получение калификаций «педагог-методист, педагог-исследователь и педагог-эксперт» [10], а научно-педагогическая квалификация достигается в аспирантуре по укрупнённой группе научных специальностей 5.8 «Педагогика» и ведёт получению степени кандидата наук.

Полученная квалификация подтверждает формальный уровень высшего образования педагога. Для педагога (учителя и преподавателя) предметного обучения необходимо профильное высшее образование [12] по 6–9 уровням квалификации [18]: при этом для учителя средней и старшей школы или преподавателя СПО необходим 6 уровень квалификации [12], подразумевающий окончание бакалавриата, а для высшей школы минимальным (к должностям ассистента или преподавателя для ППС) станет 7 уровень квалификации, достигаемый после окончания магистратуры.

В рамках квалификационных требований педагог-бакалавр способен осуществлять самостоятельную педагогическую деятельность, применять полученные профессиональные знания для достижения поставленных целей, а педагог-магистр дополнительно способен определять стратегию педагогической деятельности, решать профессиональные задачи с использованием разнообразных методов и технологий [18], а также заниматься педагогическими исследованиями [21].

Профессиональные траектории педагога-бакалавра и педагога-магистра в рамках педагогической деятельности учителем в школе или преподавателем в СПО идентичны и предполагают последовательную модель профессионального роста (рис. 1) лишь в педагогическом и методическом аспектах.

Последовательная модель предполагает повышение педагогического мастерства на основе полученной квалификации бакалавра или магистра (единая квалификация «высшее образование») и направлена на горизонтальный рост непрерывного образования педагога в школе или СПО в педагогической и методической составляющих. Получение квалификационной категории предусмотрено за образовательные результаты учащихся и методическую работу; в отдельных случаях, за особые заслуги в педагогике возможно получение почётного звания «заслуженный учитель», а за выдающиеся – «народный учитель».

 

Рис. 1. Модель педагогического роста в среднем образовании

 

В свою очередь, параллельная модель реализуется повышением квалификации и углублённой подготовкой для выпускника бакалавриата (на формальном уровне) и её совершенствованием для выпускника как бакалавриата, так и магистратуры (на неформальном уровне); представим её на рисунке 2.

 

Рис. 2. Формальная и неформальная модели повышения квалификации педагога в среднем образовании

 

Профессиональная траектория в рамках педагогической деятельности преподавателем в высшей школе возможна только для выпускника магистратуры [21] и предполагает более сложную модель профессионального роста для ППС, представленную на рисунке 3.

 

Рис. 3. Модель педагогического роста в высшей школе

 

В основе модели для ППС находится квалификация «магистр», расширение которой возможно в первую очередь по формальной научно-преподавательской траектории: «магистр → кандидат наук → кандидат наук, доцент → доктор наук, доцент → доктор наук, профессор».

Квалификация преподавателя высшей школы предполагает научно-педагогическую деятельность на всех уровнях ППС: научная квалификация подтверждается учёной степенью кандидата и доктора наук по определённой научной специальности, а педагогическая – педагогическим званием доцента и профессора по специальности и получение звания возможно только после получения учёной степени; за особые заслуги в науке и высшей школе возможно присвоение почётного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», а за выдающиеся – «народный учитель».

В совокупности составляющих, уровень профессиональной квалификации реализуется в интеграции компонентов – компетенций – в систему профессиональной компетентности [15].

Компетенции определяются в форме обобщенных способов действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, практический способ реализации компетентности [5].

Профессиональная компетентность, как отмечено ранее, неотделима от квалификации, является её основой и «проявляется в умениях, навыках и возможностях совершать определенные действия на достаточном профессиональном уровне» [7], и исходя из двухуровневой системы высшего педагогического образования существует в двух независимых аспектах:

  1. Как независимая компетентность педагога-бакалавра, работающего в школе или СПО является эффективной моделью профессионального роста без ограничений (на рис. 1, бакалавриат = высшее образование);
  2. Как структурная компетентность для педагога-бакалавра, желающего повысить квалификацию до магистра (рис. 2) или расширить преподавательскую траекторию в высшей школе (рис. 3).

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога является системой непрерывного обучения в течение жизни [25]: в первой модели основой станут программы повышения квалификации, ориентированные на педагогическую и методическую деятельности (методику преподавания предмета), а во второй – ориентация на научно-исследовательскую деятельность [3].

В отличие от системы педагогических квалификаций, к настоящему моменту не сложилось единой системы педагогических компетенций, и в настоящем исследовании они сформированы исходя из положений ФГОС в части УК, ОПК [19; 20; 21, п. 3.2-3.3] и ПК, формируемых вузом в ООП и в соответствии с профстандартом [19; 20; 21, п. 3.4], а также на основе компонентов будущей профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры педагогического образования [19; 20; 21, п. 1.12].

Таким образом, компетентность педагога в настоящем исследовании определена в двух аспектах – теоретическом и практическом:

На теоретическом уровне профессиональная компетентность подтверждается сдачей ГИА и получением диплома и определяется как сформированные УК, ОПК и ПК, соответствующие ПС [12].

На практическом уровне профессиональная компететность реализуется через компоненты в виде сформированных навыков и свидетельствует о готовности решать профессиональные задачи [15; 19; 20; 21, п. 1.12], и «является интеграцией...теоретической, практической и личностной составляющих» [15].

На рисунке 4 представлена структура компетентности педагога по ФГОС.

 

Рис. 4. Структура профессиональной компетентности педагога по ФГОС

 

Практическая реализация компетентности – педагогическая деятельность на определённом уровне образования: для бакалавра – в школе или колледже, а для магистра – на любом его уровне.

Исходя из этого условия, определяем ключевыми педагогическую и методическую компетенции (а для магистров также и научно-исследовательскую) в качестве базовых как определённых действий или способов: знаний, умений и навыков, способствующих выполнению профессиональной деятельности [15]. Представим их описание в рамках соответствующей квалификации (табл. 1).

 

Таблица 1. Характеристика базовых компетенций педагога

Базовые компетенции педагога

Содержание компетенции

Педагогическая

Для бакалавра: применение современных образовательных технологий, проведение учебных занятий с учётом современных методик, приемов, методов и средств обучения (по ФГОС), осуществление учебного процесса в соответствии с рабочей программой по предмету.

Для магистра дополнительно: разработка новых методов, методик и технологий обучения, при наличии практического опыта дополняется умениями в решении задач, связанных  с повышением эффективности процессов обучения.

Методическая

Для бакалавра и магистра при работе в среднем образовании: разработка рабочей программы (РП) по предмету на основе ПООП или ФООП, тематического планирования.

Для магистра при работе в высшей школе: на уровне ассистента/преподавателя – организация работы согласно УП и РП; на уровне от старшего преподавателя – разработка и внедрение методического обеспечения дисциплины в соответствии с ООП (УП, РП, системы оценивания).

Научно-исследовательская

Для магистра при работе в высшей школе: владение методологическими знаниями и технологией исследовательской деятельности на уровне, достаточном для НИР в формах подготовки научных работ, учебных пособий и методических разработок.

 

Вторая группа компетенций как компонетов педагогической деятельности определена в качестве функциональных: проектная, сопровождения и организационно-управленческая, являющиеся универсальными и применимыми в разных ситуациях [15], предполагают «владение педагогической технологией, выражающееся в способности проектировать образовательную деятельность с учетом перспектив развития и деятельности детей и оценивать степень достижения спрогнозированных результатов [16].

Представим их описание в рамках соответствующей квалификации (табл. 2).

 

Таблица 2. Характеристика функциональных компетенций педагога

Базовые компетенции педагога

Содержание компетенции

Проектная

Для бакалавра и магистра на любом уровне образования направлена на формирование умений работы в информационном пространстве, профессиональное саморазвитие, творчество, информационную культуру, совершенствование и систематизацию знаний, профессионально-значимых умений и навыков, осмысленное применение педагогических навыков и умений, формирование мотивации к обучению.

Сопровождения

Для бакалавра и магистра на любом уровне образования включает организацию внеучебной деятельности учащихся, определение их дидактического потенциала и возможных путей дальнейшего развития.

Организационно-управленческая

Для бакалавра и магистра на любом уровне образования ориентирована на готовность к выполнению управленческих функций, владение основными из них, совершенствование организационно-управленческих навыков и практических знаний и умений, способов планирования, контроля и коррекции деятельности в образовательном процессе.

 

Отдельное направление – повышение компетентности педагогических работников на всех уровнях образования как развитие принципа «образование в течение жизни» формирует систему педгогической деятельности непрерывного педагогического образования (НПО). Рассмотрим её реализацию на примере г. Севастополя.

Система НПО также может быть представлена на двух уровнях: в системе среднего (общего и професионального) и высшего образования (высшей школы) и каждый из них может быть разделён на два подуровня: для начинающего педагога (со стажем до 3 лет) и для опытного педагога (со стажем от 3–5 лет).

Система НПО в среднем образовании для молодого педагога основана на базе квалификации бакалавра или магистра, предполагает повышение педагогического и методического уровней квалификации и реализуется в школе или колледже через модель наставничества в форме «Школа молодого учителя»: наставником становится педагог, имеющий первую или высшую квалификационную категорию, и в течение года основной формой взаимодействия становится методическая помощь начинающему педагогу. Методическая помощь направлена на решение компенсаторных (пробелов в подготовке), адаптационных (приспособление учителя к работе в новых условиях) и развивающих (развитие педагогического мастерства и творчества) затруднений [7].

Также для решения этих затруднений уже на этапе обучения в вузе Севастопольским государственным университетом реализуется проект «Школа под ключ»: основанный в 2019 году по инициативе ректора В.Д. Нечаева и сформированный на базе гуманитарно-педагогического института под руководством И.Н. Авдеевой, его основной задачей определена подготовка педагогических команд учителей-предметников для школ [11]. Формирование педагогической команды предполагает взаимодействие участников, настаничество на педагогическом и методическом уровнях, формирование всей нормативной базы педагогического процесса в течение 2 лет обучения. Участниками, как правило, являются магистранты педагогического образования. На 2023 год успешно реализованы три проекта – «Инженерная школа», «Экотех+» и ОЦ «Бухта Казачья».

Система НПО в среднем образовании для опытного педагога реализуется на базе центра непрерывного повышения педагогического мастерства (ЦНППМ), созданного в городе Севастополе в 2021 году на базе института развития образования. В основе его деятельности – формирование организационно-педагогических условий эффективного кадрового потенциала педагогов, повышения их квалификации и педагогического мастерства на основе реализации дополнительных профессиональных программ (информального обучения повышения квалификации и профессиональной переподготовки) [9]. Основными формами работы определены вебинары, мастер-классы в онлайн-формате и заседания руководителей методических объединений, педагогические сессии в школах и колледжах, методические выезды, семинары и конференции – в очном формате.

В целом, реализация системы НПО в среднем образовании соответствует модели педагогического роста (рис. 1) и повышения квалификации педагога (рис. 2), но расширяется дополнительными программами (мастер-классами педагогов, вебинарами, семинарами, педагогическими конференциями) и обучением педагогов эффективным формам проведения занятий: проведением практикумов-семинаров по педагогическому общению, деловых игр по решению нестандартных педагогических проблем, «в которых могли бы быть реализованы индивидуально-личностные качества педагогов в условиях свободного выбора способов самореализации накопленных знаний и умений в целях развития более высокого уровня профкомпетентности» [6].

Система НПО в высшей школе для молодого преподавателя (или ассистента) основана на базе квалификации магистра и предполагает повышение научно-педагогического уровня через обучение в аспирантуре (в рамках ФГТ основной является модель наставничества в виде взаимодействия с научным руководителем), а дополнительно – в рамках программ повышения квалификации. Содержание программ повышения квалификации в системе НПО необходимо соотносить «с основными особенностями педагогической и информационной деятельности педагога...на основе результатов подготовки специалистов с требованиями социального заказа к качеству подготовки» [22]. 

Система НПО в высшей школе для преподавателя (ассистента), либо старшего преподавателя со стажем научно-педагогической деятельности от 3 лет, либо преподавателя (ассистента), окончившего аспирантуру предполагает защиту кандидатской диссертации как возможности повышения не только квалификации, но и продолжения профессиональной траектории роста. Реализация системы НПО в высшей школе соответствует модели научно-педагогического роста в высшей школе (рис. 3) по системе «кандидат наук → кандидат наук, доцент → доктор наук, доцент → доктор наук, профессор» и дополняется повышением квалификации, написанием научных статей, учебных и методических пособий, участием в научных проектах и грантах.

На всех уровнях НПО «необходимо создавать условия для развития и профессионального самосовершенствования учителя, как на стадии обучения, так и в период постдипломного образования» [17].

Определена иерархичная структура педагогических квалификаций в подготовке педагогов предметного обучения в условиях реализации уровневой модели высшего образования, на формальном уровне формирующей определённый объём профессиональной компетентности как совокупности приобретённых компетенций для решения профессиональных задач в рамках 6–9 квалификационных уровней.

Установлено, что каждая полученная квалификация (бакалавра или магистра) является самостоятельной, но совокупность их формирует полное педагогическое образование.

Расширение и углубление квалификации на каждом её уровне возможно также через неформальное образование на дополнительных программах повышения квалификации и переподготовки.

Содержанием полученной квалификации определены компетенции. В качестве базовых для педагога любого уровня выделены педагогическая и методическая компетенции, а для выпускников магистратуры – дополнительно научно-исследовательская компетенция.

Реализация системы непрерывного образования связана с повышением педагогического мастерства на основе достигнутого уровня квалификации: установлены возможные педагогические траектории для выпускников бакалавриата и магистратуры. Каждому уровню квалификации доступны определённые педагогические должности: выпускнику бакалавриата – учителем в школе или преподавателем СПО, высший уровень связан с возможностью получения высшей категории и дополнительной категории; для выпускника магистратуры доступна также возможно работы в высшей школе с возможностью профессионального роста и получения учёной степени и учёного звания.

×

About the authors

Yuri V. Danko

Sevastopol State University

Email: bonifacius-zs@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5958-9866
SPIN-code: 9944-9375
Russian Federation, Sevastopol

Ekaterina I. Sheremeta

Sevastopol State University

Author for correspondence.
Email: kosova945@mail.ru
Russian Federation, Sevastopol

References

  1. Baty`rshina, A.R., & Zajniev, R. (2020). Podgotovka uchitelya kak odno iz vazhnejshix napravlenij v obrazovanii. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. №. 5. S. 28-38. (in Russ.).
  2. Vifleemskij, A.B. (2014). Zachem nuzhen professional`ny`j standart pedagoga? Narodnoe obrazovanie. № 3 (1436). S. 34-42. (in Russ.).
  3. Votincev, A.V. (2022). Innovacionnaya infrastruktura vuza kak uslovie povy`sheniya professional`noj kompetentnosti pedagoga. (in Russ.).
  4. Zajceva, S.A., & Kiselev, V.S. (2021). Vuzovskaya podgotovka mnogoprofil`nogo pedagoga. Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya. № 1. S. 18-21. (in Russ.).
  5. Zeer, E`.F. (2004). Modernizaciya professional`nogo obrazovaniya: kompetentnostny`j podxod. Obrazovanie i nauka. № 3. S. 42-52. (in Russ.).
  6. Karaev, V.Sh. (2020). Pedagogicheskie usloviya kak faktor povy`sheniya professional`noj kompetentnosti pedagoga fizicheskoj kul`tury`. Problemy` sovremennoj nauki i obrazovaniya. № 6-2 (151). S. 55-58. (in Russ.).
  7. Lajpanova, I.B. (2020). Metodicheskaya rabota kak sredstvo razvitiya professional`noj kompetentnosti molodogo uchitelya. Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. № 69-3. S. 169-172. (in Russ.).
  8. Nigmatov, Z.G., & Shakirova, L.R. (2012). Teoriya i texnologii obucheniya v vy`sshej shkole: Kurs lekcij. Kazan`, 357 s. (in Russ.).
  9. O sozdanii Centra neprery`vnogo povy`sheniya masterstva pedagogicheskix rabotnikov ot 1604.2021 g. https://inlnk.ru/Bp8Kzv (in Russ.).
  10. Ob utverzhdenii perechnej special`nostej i napravlenij podgotovki vy`sshego obrazovaniya, nauchny`x special`nostej, v sootvetstvii s kotory`mi osushhestvlyaetsya realizaciya obrazovatel`ny`x programm pilotnogo proekta, predusmotrennogo Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maya 2023 g. № 343 «O nekotory`x voprosax sovershenstvovaniya sistemy` vy`sshego obrazovaniya». https://clck.ru/35ETyv (in Russ.).
  11. Pedagogicheskij proekt «Shkola pod klyuch» SevGU. https://goo.su/Qz0Ri6 (in Russ.).
  12. Professional`ny`j standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel`nost` v sfere doshkol`nogo, nachal`nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovaniya) (vospitatel`, uchitel`)» ot 06.12.2013 g. (in Russ.).
  13. Ry`bakina, N.A. (2018). Obrazovatel`naya kompetenciya: sushhnost` i pedagogicheskaya model` formirovaniya v kontekste neprery`vnogo obrazovaniya. Obrazovanie i nauka. T. 20. №. 5. S. 32-55. (in Russ.).
  14. Slastyonin, V.A., Isaev, I.F., & Shiyanov, E.N. Pedagogika. 2007. 496 s. (in Russ.).
  15. Sorvachyova, I.D. (2022). Professional`ny`e kompetencii i kompetentnost` pedagoga. Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. №. 74-2. S. 212-215. (in Russ.).
  16. Tixomirova, O.V. (2020). Metodika ocenivaniya professional`noj kompetentnosti pedagoga obshhego obrazovaniya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. № 1 (112). S. 77-84. (in Russ.).
  17. Tixonova, A.Yu., & Solnceva, O.V. (2020). Podgotovka pedagogicheskix kadrov kak problema issledovaniya. Povolzhskij pedagogicheskij poisk. № 2. S. 48-54. (in Russ.).
  18. Urovni kvalifikacii v celyax razrabotki proektov professional`ny`x standartov ot 22.01 2013 g. (in Russ.).
  19. FGOS bakalavriata po napravleniyu 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» ot 22.02.2018 g. (in Russ.).
  20. FGOS bakalavriata po napravleniyu 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki)» ot 22.02.2018 g. (in Russ.).
  21. FGOS magistratury` po napravleniyu 44.04.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» ot 22.02.2018 g. (in Russ.).
  22. Xakimova, M.F. (2022). Organizacionno-pedagogicheskie usloviya podgotovki pedagogicheskix kadrov v usloviyax cifrovizacii obrazovaniya. Nauka i obrazovanie segodnya. № 2 (71). S. 70-72. (in Russ.).
  23. Xupsarokova, A.M., & Xakunova, F.P. (2011). Predmetno soderzhatel`ny`e komponenty` polikul`turnoj kompetentnosti pedagoga. Vestnik Ady`gejskogo gosudarstvennogo universiteta. №1.
  24. Xutorskoj, A.V. (2003). Klyuchevy`e kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy` obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. № 2. S. 58-64. (in Russ.).
  25. Shajdenko, N.A., & Kipurova, S.N. (2019). Sushhnost` professional`noj kompetentnosti uchitelya. Pedagogicheskie chteniya. S. 55-61. (in Russ.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Model of pedagogical growth in secondary education

Download (48KB)
3. Fig. 2. Formal and informal models of teacher training in secondary education

Download (67KB)
4. Fig. 3. Model of pedagogical growth in higher education

Download (88KB)
5. Fig. 4. Structure of professional competence of a teacher according to the Federal State Educational Standard

Download (106KB)


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies