Features of the organization of work on teaching the skills of first aid skills in a technical university

Cover Page

Abstract


An inquiry into the modern scientific sources and the global and Russian trends in the development of human life safety issues pointed to the importance of premedical first aid knowledge and skills. This study considered the organization of educational and extracurricular processes of the graduate department of a technical university aimed at the formation of premedical first aid skills in students. It examined the possibilities of the university divisions and the features of how educational, extracurricular, career guidance and other training work is organized in two structural divisions where the teaching staff of the department takes part in the activity under study. The paper offers examples of the author developments in teaching Health and Wellness (all Bachelor majors and training programs) to Bachelor, Master and Specialist students in groups assigned to the graduate department. The types of work that contribute to acquiring the necessary competencies by students of the Institute of Postgraduate Professional Education were analyzed. The paper shows additional possibilities of the graduate department in the organization of extracurricular and vocational guidance activities, aimed at formation of the premedical first aid skills, and gives examples of activities in which the practical component is particularly important. A distinction of all activities in which the teaching staff of the department participates is that they are held consistently, thus contributing to the consolidation of the learning outcome in students of different categories at a technical university.


Full Text

Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи и контроль знаний для большинства работников некоторых организаций (например, в энергетике, на опасных производственных объектах) является обязательным. Однако, эти знания и практический опыт необходимы не только работникам отдельных производств [9; 18]. Необходимость оказания помощи человеку может возникнуть как на любом производстве, так и в быту [20].

Особенно актуальны данные вопросы в связи со складывающейся современной международной обстановкой: периодически возникающими ЧС природного и техногенного характера, возможностью терактов, распространения заболеваний вирусного характера, а также тенденцией наличия несчастных случаев на производстве и т. д., которые могут приводить к травмам различной степени тяжести у работников и населения, профессиональным заболеваниям и летальному исходу [21]. Поэтому знание приемов оказания первой доврачебной помощи необходимо каждому человеку [14; 15].

В этой связи возрастает роль образовательных учреждений в формировании необходимых компетенций, в том числе по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим, у школьников [17; 19], студентов различных уровней образовательных учреждений [8], слушателей курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, а также у самих педагогических работников [1; 7; 13]. 

Проанализирована деятельность профессорско-преподавательского состава (ППС) выпускающей кафедры технического вуза, которая дает теоретические основы и практические навыки в вопросах охраны труда, промышленной экологии, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях, организации современной системы правового обеспечения безопасности жизнедеятельности студентов вуза. Необходимо отметить, что данное подразделение способствует формированию компетенций, необходимых не только для выпускаемых направлений подготовки очного и заочного отделения вуза, но и на всех направлениях подготовки университета, в рамках обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Кроме того, в подразделении ведется профориентационная работа со школьниками и обучение слушателей на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки в вышеназванных сферах.

Цель исследования – выявить особенности организации учебной, внеучебной, профориентационной и другой работы по формированию навыков оказания первой доврачебной помощи на примере деятельности ППС выпускающей кафедры технического вуза.

В связи с этим необходимо отметить, что в структурных подразделениях рассматриваемого технического вуза функционируют службы, которые занимаются организацией, функционированием, совершенствованием систем управления в области охраны труда, промышленной экологии, пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций, согласно действующему законодательству, которые также касаются вопросов обучения навыкам оказания первой доврачебной помощи работающего персонала. Однако в рамках исследования проанализированы только особенности деятельности ППС выпускающей кафедры.

Первостепенно проанализируем основные возможности деятельности выпускающей кафедры технического вуза по формированию навыков оказания первой доврачебной помощи. Организация учебного процесса кафедры представлена на рисунке 1.

Анализируя данные рисунка 1, можно отметить, что ППС выпускающей кафедры работает в двух подразделениях, которые оказывают образовательные услуги в исследуемом направлении, а именно: непосредственно выпускающая кафедра и Институт послевузовского профессионального образования. Рассматривая особенности организации учебного процесса выпускающей кафедры (рис. 1), можно отметить два основных направления в формировании интересующих навыков: обучение студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» дневной, заочной и очно-заочной форм всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата; обучение студентов бакалавриата, магистратуры, специалитета в группах, обучающихся на выпускающей кафедре (20.03.01, 20.04.01, 18.03.02, 18.04.02, 20.05.01).

Особенности в организации учебного процесса кафедры по формированию навыков оказания первой доврачебной помощи при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:

  1. Дисциплина охватывает большое количество обучаемых. Так, за 2019–2020 учебный год в рассматриваемом образовательном заведении дисциплину изучили около 3000 студентов разных форм подготовки.
  2. Образовательные компетенции большинства направлений подготовки предусматривают овладение методами оказания первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
  3. Теоретическая часть дисциплины содержит вопросы защиты населения и территорий от опасностей и чрезвычайных ситуаций и предлагает варианты безопасного поведения при различных нештатных ситуациях и пр. Практическая часть включает работы (практические/лабораторные), связанные с приобретением навыков оказания доврачебной помощи.
  4. С целью эффективного освоения компетенций дисциплины был сделан выбор технологии обучения в пользу практики онлайн-обучения [4; 5]. Сложно переоценить значение различных интерактивных технологий, который часто применяют преподаватели с этой целью [8]. Так, применялась программа для разработки мобильного контента iSpring Suite 8, которая дала возможность создать мультимедийный курс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (свидетельство о регистрации электронного ресурса № 22462 ОФЭРНиО, 22.12.2016 г.) [12]. В соответствие с рабочей программой дисциплины он содержит лекционный курс и лабораторную часть, посвященные вопросам формирования навыков доврачебной помощи (рис. 2, 3). В процессе обучения у студента появляется возможность не только получить необходимые компетенции при проведении аудиторных занятий, но и параллельно изучить материал в онлайн-режиме. Или в обратном направлении: сначала онлайн-режим, а затем аудиторное занятие, тогда появляется возможность дискуссии студента с преподавателем по проблемной ситуации или решения задач профориентационной направленности.

Рис. 1. Возможности выпускающей кафедры технического вуза при формировании навыков оказания первой доврачебной помощи

Рис. 2. Интерфейс лекции по теме «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» в системе iSpring Suitе 8

Возвращаясь к рисунку 1, проанализируем возможности учебного процесса специалитета и направлений подготовки бакалавриата и магистратуры.

Рис. 3. Интерфейс лабораторной работы по теме «Сердечно-легочная реанимация» в системе iSpring Suitе 8

Определим, что учебные планы направлений магистратуры не содержат дисциплин, в рамках которых вырабатываются компетенции, связанные с оказанием первой доврачебной помощи, т. к. эти вопросы включены в программу бакалавриата. В программе магистратуры предусмотрен акцент на вопросы, связанные с профессиональными заболеваниями, воздействием вредных и опасных производственных факторов.

В учебных планах направления подготовки бакалавриата 18.03.02 можно рассматривать лишь одну дисциплину, программа которой предусматривает формирование подобных компетенций – «Безопасность жизнедеятельности». Остановимся подробнее на специалитете 20.05.01 и направлении подготовки бакалавриата 20.03.01. Учебные планы этих направлений содержат самостоятельные дисциплины, связанные с формированием исследуемых навыков. В таблице приведены наименования интересующих дисциплин, а также примеры разработок онлайн-обучения. Анализируя содержательную часть дисциплин, можно отметить, что их создатели сконцентрировали свое внимание на практических вопросах оказаниях доврачебной помощи, алгоритмах ее проведения и др.

 

Таблица

Дисциплины, связанные с формированием навыков оказания первой доврачебной помощи
в специалитете 20.05.01 и направлении подготовки бакалавриата 20.03.01,
 и примеры
разработок онлайн-обучения

 

направление подготовки бакалавриата/ специалитета

дисциплина согласно учебному плану

разработка в системе
 iSpring Suitе 8

официальная регистрация

20.03.01

Медико-биологические основы безопасности

Мультимедийный курс лекций по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности»

Находится в стадии регистрации в ОФЭРНиО

20.05.01

Основы первой медицинской помощи

Мультимедийный учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы первой медицинской помощи»

Св-во о регистрации электронного ресурса №23485, ОФЭРНиО, 15.02.2018 г. [3]

 

Продолжим анализ данных рисунка 1. Рассмотрим второе подразделение кафедры, в работе которого принимает участие ППС кафедры – Институт послевузовского профессионального образования. Общее число слушателей Института (далее приведены цифры за 2019 г.) – 619 чел., обучаемых по программам профессиональной переподготовки (260, 500, 1000 час), а также на курсах повышения квалификации. Из них 159 чел. изучают вопросы оказания первой доврачебной помощи, которые включены в программы обучения за этот же период. Так, программа подготовки «Техносферная безопасность: Безопасность труда» включает дисциплину «Организация обучения и проверки знаний работников по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, оказанию первой медицинской доврачебной помощи» (106 чел.), программа «Пожарная безопасность» – дисциплину «Первая медицинская помощь» (9 чел.). Слушатели приобретают необходимые компетенции при помощи дистанционных образовательных технологий. В частности, для изучения дисциплин применяется система дистанционного обучения «Прометей», которая способствует не только овладению слушателями знаниями, умениями и навыками, но и позволяет отследить уровень сформированности компетенций [2; 10] посредством применения различных форм тестирования. Также 41 чел. прошли курсы повышения квалификации по оказанию первой помощи.

Кроме того, службами университета в 2018 г. организовано обучение руководителей и специалистов подразделений технического вуза вопросам охраны труда, пожарной безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях, которое проводилось силами ППС выпускающей кафедры. В рамках обучения освещались вопросы, связанные с приобретением навыков оказания первой доврачебной помощи. Рассмотрим дополнительные функции, которые выполняет ППС кафедры технического вуза.

  1. В каждом вузе проводится профориентационная работа, имеющая важное значения для деятельности университета в будущем [6; 11].

Так, ежегодно в России проходит Всероссийская олимпиада школьников по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9–11 классов. Традиционно она проводится в два тура: теоретический и практический. Площадкой для проведения регионального этапа более десятка лет является рассматриваемый технический вуз. ППС кафедры принимает участие в качестве членов жюри обоих туров. Организатором выступает определенная служба университета. Задания составлены таким образом, что ежегодно в практическом туре олимпиады присутствует один этап – «Оказание первой доврачебной помощи». На нем обычно представлены различные виды травм и повреждений у пострадавшего, а именно: травмы различного характера у детей или взрослых (присутствуют тренажеры и необходимое оборудование, имитирующее травму), отсутствие признаков жизни у человека и пр. В задачу учащегося входит правильное и быстрое (на время) проведение первой доврачебной помощи. После выполнения и присвоения балла учащемуся за выполнение данного этапа проводится «работа над ошибками». Хочется отметить, что около 60% школьников при выполнении данного этапа практически не совершают ошибок. Это говорит о том, что в рамках обучения в общеобразовательных учреждениях учащихся достаточно неплохо готовят к оказанию первой доврачебной помощи, если учесть, что эти процедуры довольны непросты для школьников.

  1. При помощи и с участием ППС кафедры в техническом университете был сформирован Студенческий спасательный отряд. В его функции входит участие в различных мероприятиях, связанных с освещением вопросов безопасности на различных уровнях в образовательных учреждениях (школа – вуз), участие в ежегодных мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, олимпиадах), посвященных формированию культуры безопасного поведения подрастающего поколения, развитие и становление аварийно-спасательных работ, волонтерское движение и т. д.

Приведем пример лишь одного подобного мероприятия. С целью практической подготовки учащихся по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» ежегодно Главное управление МЧС России по субъектам РФ проводит слет-соревнование школьников «Школа безопасности», в организации которого принимают участие спасатели (около 15 человек ежегодно) совместно с ППС кафедры. Школьникам помогают сформировать практические умения и навыки действий при экстремальных ситуациях, в том числе по оказанию первой доврачебной помощи. Для школьников данное мероприятие несет огромную практическую пользу, поскольку условия проведения приближены к реальным. Все этапы проходят на базе оздоровительного лагеря «Пламя», поэтому формирование навыков проходит в определенных психофизиологических условиях, что еще больше способствует их закреплению.

Выводы. 1. Выполнен анализ деятельности ППС выпускающей кафедры технического университета, по результатам которого определены основные возможности в организации учебного процесса, нацеленные на формирование навыков оказания первой доврачебной помощи у различных категорий обучаемых в вузе: студентов, преподавателей, слушателей профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

  1. Установлены особенности учебной деятельности двух подразделений вуза (выпускающей кафедры и Института послевузовского профессионального образования), в работе которых принимает участие ППС кафедры. Обобщены виды работ, предложены примеры разработок обучения по нескольким дисциплинам.
  2. Показаны дополнительные возможности выпускающей кафедры, при участии ППС, в организации внеучебной, профориентационной деятельности по формированию вышеназванных навыков. Приведены примеры мероприятий, в которых особое значение имеет практическая составляющая. Условия проведения мероприятий максимально приближены к реалиям нашего времени, что способствует не только выработке навыков, но и их закреплению на длительное время.

About the authors

Ekaterina G. Bardina

Omsk State Technical University

Author for correspondence.
Email: bgdomgtu@mail.ru

Russian Federation, Omsk

PhD

Svetlana V. Yanchiy

Omsk State Technical University

Email: syanchij@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7656-2972

Russian Federation, Omsk

PhD

References

  1. Grishagin, V., & Farberov, V. O. (2007). kontseptsii nepreryvnogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Vysshee obrazovanie v Rossii, (12). 33–35. (In Russ.).
  2. Eltunova, I.B. (2015). Model' sistemy otsenki professional'nykh kompetentsii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, (1). (In Russ.).
  3. Zueva, O.M., & Yanchii, S.V. (2018). Mul'timediinyi UMK po distsipline “Osnovy pervoi meditsinskoi pomoshchi”. Nauka i obrazovanie, (2 (105)). 15. (In Russ.).
  4. Kochisov, V.K., Gogitsaeva, O.U., & Timoshkina, N.V. (2015). Rol' distantsionnogo obucheniya v izmenenii sposobov i priemov obrazovatel'nogo protsessa v vuze. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, 18 (1). 395–407. (In Russ.).
  5. Loshchakov, A.M. (2016). Informatsionnoe soprovozhdenie distsipliny «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» kak vazhnoe uslovie povysheniya kachestva obrazovaniya. Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniya, 2(11). 168–171. (In Russ.).
  6. Makarov, V.V., Nefedov, A.I., & Vil'shuk, V.A. (2011). Ob effektivnosti sistemy proforientatsii abiturientov v 2010 godu. Omskii nauchnyi vestnik, 2 (96). 109–112.
  7. Malayan, K.R. (2018). Rol' obrazovaniya i nauki v reshenii problem bezopasnosti i okhrany okruzhayushchei sredy. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti, (12). 56–59. (In Russ.).
  8. Matveeva, A.A., & Ivantsova, E.A. (2018). Primenenie interaktivnykh tekhnologii v kontekste formirovaniya ekologoorientirovannoi lichnosti budushchikh spetsialistov. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, (2). 68–74. (In Russ.).
  9. Mel'nikova, D.A., Alekina, E.V., Yagovkin, G.N., & Voropaeva, L.V. (2019). Chelovecheskii faktor kak ob"ekt obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti, (4). 18–22. (In Russ.).
  10. Pechnikov, A.N., & Prenzov, A.V. (2017). The Approach to Assessing the Formation of Special Competences. The Education and science journal, 19(5). 28-54. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-28-54
  11. Rzaeva, G.I. (2014). Voprosy professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov pri izuchenii bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v starshikh klassakh. Molodoi uchenyi. (5-1 (64)). 61–62. (In Russ.).
  12. Serdyuk, V.S., Ventsel', V.D., Yanchii, S.V., & Utyuganova, V.V. (2016). Mul'timediinyi EUMK po distsipline “Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti” (20.03.01 – Tekhnosfernaya bezopasnost' i prirodoustroistvo, uroven' – bakalavriat). Khroniki ob"edinennogo fonda elektronnykh resursov “Nauka i obrazovanie”, (11 (90)). 8. (In Russ.).
  13. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» (s izmeneniyami i dopolneniyami). http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4bYPgpqaL
  14. Shapovalov, K.A., & Shapovalova, L.A. (2019). Osnovy didaktiki temy “Travmaticheskii shok» uchebnogo modulya “Pervaya pomoshch' pri travmakh, neschastnykh sluchayakh, katastrofakh i stikhiinykh bedstviyakh” predmeta “Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti” dlya gumanitarnykh i tekhnicheskikh universitetov. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti, (1). 57–64. (In Russ.).
  15. Ahmad, A., Akhter, N., Mandal, R. K., Areeshi, M. Y., Lohani, M., Irshad, M., ... & Haque, S. (2018). Knowledge of basic life support among the students of Jazan University, Saudi Arabia: Is it adequate to save a life?. Alexandria journal of medicine, 54(4), 555-559. https://doi.org/10.1016/j.ajme.2018.04.001
  16. El-Den, S., Moles, R., Choong, H. J., & O’Reilly, C. (2020). Mental Health First Aid training and assessment among university students: A systematic review. Journal of the American Pharmacists Association. https://doi.org/10.1016/j.japh.2019.12.017
  17. Ekaprasetia, F., Kristianto, H., & Susanto, T. (2018). First Aid Guideline (FAG): A first aid education application for children aged 11–14 years in Indonesia. Journal of Taibah University Medical Sciences, 13(6), 587-591. https://doi.org/10.1016/j.jtumed.2018.05.002
  18. Lingard, H. (2002). The effect of first aid training on Australian construction workers' occupational health and safety motivation and risk control behavior. Journal of safety research, 33(2), 209-230. https://doi.org/10.1016/S0022-4375(02)00013-0
  19. Ekaprasetia, F., Kristianto, H., & Susanto, T. (2018). First Aid Guideline (FAG): A first aid education application for children aged 11–14 years in Indonesia. Journal of Taibah University Medical Sciences, 13(6), 587-591. https://doi.org/10.1016/j.jtumed.2018.05.002
  20. Nara, Y., & Sata, T. (2016). Construction of the practical model and learning program for risk literacy of everyday life: Based on students’ awareness. Procedia computer science, 96, 1258-1266. https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.08.170
  21. Zwetsloot, G. I., Kines, P., Ruotsala, R., Drupsteen, L., Merivirta, M. L., & Bezemer, R. A. (2017). The importance of commitment, communication, culture and learning for the implementation of the Zero Accident Vision in 27 companies in Europe. Safety science, 96, 22-32. https://doi.org/10.1016/j.ssci.2017.03.001

Supplementary files

Supplementary Files Action
1.
Рис. 1. Возможности выпускающей кафедры технического вуза при формировании навыков оказания первой доврачебной помощи

Download (96KB) Indexing metadata
2.
Рис. 2. Интерфейс лекции по теме «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» в системе iSpring Suitе 8

Download (60KB) Indexing metadata
3.
Рис. 3. Интерфейс лабораторной работы по теме «Сердечно-легочная реанимация» в системе iSpring Suitе 8

Download (66KB) Indexing metadata

Statistics

Views

Abstract - 80

PDF (Russian) - 34

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies