№ 3 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 23
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/issue/view/2968
Статьи
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» В ОмГПУ
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема реализации дисциплин по физической культуре и спорту в рамках элективных курсов, включенных в базовую часть программы подготовки бакалавров, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. В связи с тем, что освоение дисциплины является обязательным для всех обучающихся вуза, особое внимание в образовательном стандарте уделено организации занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В результате освоения учебной дисциплины выпускники вуза должны уметь поддерживать уровень физической подготовки, необходимый для полноценной, в том числе профессиональной, жизнедеятельности. Несмотря на существующие теоретические исследования, практическая реализация учебной дисциплины зачастую вызывает затруднения, связанные с вопросами организации занятий, обеспеченностью материальной базы, проведением регулярного медицинского обследования, распределением студентов по группам здоровья. Анализ нормативных документов, научно-методической литературы, медицинской документации и результатов реальной педагогической практики высшей школы позволил представить систему средств, методов и форм физической культуры, основанную на различных методологических подходах. С целью обобщения опыта работы авторами описаны условия и модель повышения уровня здоровья и функционального состояния, а также формирования привычек здорового образа жизни у обучающихся вуза, отнесенных к категории инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; предложены варианты использования средств физической культуры в зависимости от степени функциональных отклонений и характера заболеваний. Вдобавок изложен опыт использования системы оценивания результатов освоения дисциплины, включающей элементы самоконтроля занимающихся, выявлены возможные трудности в процессе реализации дисциплины «Элективные курсы по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Содержание изложенного в статье материала указывает на необходимость формирования у обучающихся мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями, создания организационных, научно-методических, кадровых условий, способствующих формированию здорового образа жизни и повышению уровня физической подготовленности обучающихся. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям физической культуры, осуществляющим подготовку бакалавров по различным направлениям.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):4-9



МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ОПТИМИЗАЦИИ ОБЪЕМА ЗАПОМИНАЕМОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрена методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения, направленная на уменьшение объема репродуктивного обучения. Представлены описание и результаты реализации совокупности рациональных методов представления, анализа и проектирования содержания обучения: метода экспертной оценки; метода частотного анализа элементарного (минимально достаточного) содержания с обязательным выделением профессионально признанных фундаментально значимых элементов (в данном случае лексических единиц), с целью оптимизации объема запоминаемого содержания обучения иностранному языку в неязыковом вузе. На основе реализации метода экспертной оценки были определены профессионально-значимые лексические умения, направленные на формирование профессиональных компетенций, отраженных в стандарте образования. Используя метод частотного анализа элементного содержания, был проведен сравнительно-сопоставительный анализ лексических единиц глоссариев учебных пособий и списков лексических единиц, составленных преподавателями-экспертами. С целью определения минимального запоминаемого лексического содержания и выделения общей инвариантной части было проанализировано и сопоставлено содержание трех частотных словарей, пяти списков лексических единиц, пересечения множеств инвариантной части частотных словарей и инвариантной части списков лексических единиц, предоставленных профильными кафедрами. В результате частотный анализ языкового материала позволил получить общую инвариантную часть. Эффективность методики анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения была доказана результатами экспериментальной работы, проводимой поэтапно в период с 2012 по 2016 гг. В образовательный процесс был внедрен методический комплекс и комплекс оценочных процедур. Анализ полученных результатов оценки позволяет обосновано включать в требования к выпускнику умение применять в профессиональной деятельности выделенный набор запоминаемых лексических единиц, не обращаясь к справочной литературе.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):9-16



ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Аннотация
Внедрение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс среднего профессионального образования обеспечивает повышение его качества. В данной статье рассмотрены классификационные признаки электронных образовательных ресурсов, выделены цели применения ЭОРов в образовательном процессе, обозначена проблема рационального использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе в рамках реализации федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования. В статье представлен обзор компаний, специализирующихся на разработке электронных образовательных ресурсов для внедрения прогрессивных методик преподавания при традиционных технологиях ведения занятий, а также в дистанционном образовании. Наряду с достоинствами использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов имеется множество нерешенных задач, таких как разработка ЭОР преподавателями, не имеющими достаточной профессиональной подготовки в этой области, педагогических ошибок, совершаемых преподавателями, разрабатывающими ЭОР (неправильное определение дидактических целей занятия, басплановость занятия, случайность применения ЭОР в структуре занятии и др.), а также отсутствие специализированного программного обеспечения и мультимедийного оборудования. Изучение исследований в области формирования образовательного контента направлено на усовершенствование процесса организации и функционирования информационной и коммуникационной среды, а именно использование технологических платформ. Особое внимание уделяется описанию технологических платформ, представленных определенными системами управления обучением, обозначены их достоинства для преподавателей системы СПО. Электронные образовательные ресурсы, представляя собой набор инструментариев, повышающих качественную составляющую учебного процесса, дисциплинируют обучающихся, задают четкую последовательность учебных действий обучающихся, обеспечивая максимальную наглядность и информативность занятия.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):16-20



ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Аннотация
В статье представлены результаты исследования содержания и особенностей реализации внеучебной деятельности современного вуза в контексте социально-педагогического подхода. Научный интерес к данной теме связан с ролью внеучебной деятельности в процессе формирования профессионально важных качеств личности современного студента, его профессиональной компетентности. Подчеркивается значимость и потенциал данного вида деятельности в профессиональной подготовке студента. Рассматривается сущностно-содержательная характеристика понятия «внеучебная деятельность», ее взаимосвязь с социальной функцией современного вуза. Внеучебная деятельность, осуществляемая в контексте социально-педагогического подхода, предполагает целенаправленное использование возможностей социальной среды как дополнительного педагогического средства воздействия на личность студента, обеспечение условий эффективного социального воспитания, творческой самореализации, формирования социальной активности, успешного социального развития личности. Акцентируется внимание на теоретико-методологических основах социально-педагогического подхода, определяющих иной смысловой характер современного образовательного процесса, необходимого для профессиональной подготовки на уровне высшего образования. Излагается современное понимание сущности социально-педагогического подхода в педагогической науке, включающее: основные понятия, принципы деятельности, приемы, методы построения образовательной деятельности. Выявлена специфика реализации социально-педагогического подхода во внеучебной деятельности вуза. Данный подход предполагает организацию внеучебной деятельности при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение студентов в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей их личности. Особое внимание уделяется анализу воспитательного потенциала вуза, который рассматривается как внутренний ресурс, способный оптимизировать процесс организации внеучебной деятельности и повысить ее эффективность. В статье отражены результаты эмпирического пилотажного исследования, позволяющие выделить наиболее значимые для современных преподавателей виды внеучебной деятельности и мотивацию участия в ней. Показан опыт конкретного университета, основанный на реализации программы дополнительного профессионального образования для тьюторов, сопровождающих внеучебную деятельность в вузе. Раскрыто содержание такого вида социально значимой деятельности, как наставничество. Обосновывается необходимость поиска адекватных форм взаимодействия современного вуза с социальными институтами и обществом в целом; определяются приоритетные направления дальнейшего исследования.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):21-25



ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства и дизайна в процессе обучения, воспитания и развития студентов, повышения их профессиональной компетентности, необходимой для дальнейшей работы в школе с учащимися. Показаны актуальность и важность в современных условиях оптимизации образования преподавания студентам, будущим педагогам-художникам, названных дисциплин. В статье представлен обзор разработанных коллективами специалистов и отдельными учеными учебных программ, учебных пособий, учебников, пособий для учителей и учащихся школ с 1 по 11 классы. В работе подчеркивается, что преподавание декоративно-прикладного искусства, основанное на народных традициях, умениях и навыках, передаваемых из поколения в поколение, дает возможность соединить исторически унаследованную культуру и творческое восприятие окружающего мира. Дан анализ проблем, связанных с преподаванием предметов образовательной области «Искусство» и черчения в школе, столь необходимых для всестороннего, гармоничного развития личности. Решению этих проблем во многом может способствовать изучение основ дизайна в современной школе, которое способствует приобщению к миру эстетическому, формирует проектную и художественную культуру, развивает творческий потенциал учащихся. Изучение основ дизайна формирует разносторонне развитую личность, способную заниматься проектной, художественно-конструкторской и графической деятельностью. Интеграционная дизайнерская деятельность возможна в результате подготовки обучаемого на основе универсальных принципов и единства таких предметов, как рисунок, живопись, композиция, черчение и техническая графика, художественное конструирование, лепка, эргономика, история искусств и др. Сегодня, в условиях наступления глобализации, константой социокультурных процессов становится народная художественная культура, основа декоративно-прикладного искусства и дизайн-образование со своими нравственными, эстетическими потенциалами. Следовательно, подготовка студентов и школьников в этом направлении должна соответствовать веяниям времени, т.е. она должна укрепляться, совершенствоваться и развиваться. Такая подготовка способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности, умению творчески мыслить и проектировать свою деятельность.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):26-30



СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Стремительные трансформации, происходящие в российской экономике, диктуют новые требования к качеству иноязычной подготовки выпускников неязыковых вузов. Новая социально-экономическая парадигма построена на переходе от технологий, основанных на использовании энергетических ресурсов, к технологиям, базирующимся на использовании информации. Недостаточное владение иностранным языком профессионалами различных специальностей препятствует их интеграции в мировое профессиональное сообщество. В статье рассматриваются современные концепции обучения иностранным языкам студентов нелингвистических специальностей и анализируются точки зрения отечественных и зарубежных ученых на системность и моделирование в обучении иностранным языкам. Автор придерживается положения о том, что владение студентами - будущими профессионалами - иноязычной коммуникативной компетенцией в вузах нелингвистического профиля является необходимым компонентом подготовки специалистов любого профиля. Для достижения эффективного результата деятельности необходимо владение профессиональной компетенцией, которая проявляется в способности использовать усвоенные знания, умения и навыки. Формирование профессиональных компетенций реализуется на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов, системного использования профессионального контекста и поэтапного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Деятельностный компонент выступает в качестве концептуальной основы рационализации процесса обучения, так как деятельностное содержание требует соответствующих ему технологий, форм организации учебного процесса и методов обучения иностранным языкам.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):31-38



ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетентности курсантов в ведомственном вузе в процессе самообразования. Цель работы - доказать, что одним из условий эффективности процесса самообразования курсантов является их активное участие в научно-исследовательской деятельности. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы; классификация; обобщение педагогического опыта. Основываясь на опыте Пермского института ФСИН России, автор описывает формы научно-исследовательской деятельности курсантов, которые используются в учебном процессе и во внеучебное время. Автор предлагает формировать профессиональную коммуникативную компетентность в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи», включать коммуникативные блоки профильной направленности в циклы общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, в программы практик в процессе реализации основной образовательной программы, а также в рамках занятий научно-исследовательской деятельностью. Это связано с тем, что иных лингвистических дисциплин (кроме русского языка и культуры речи), направленных на формирование данных компетенций, в учебных планах нет. Подробно описан процесс развития коммуникативной компетентности курсантов путем организации их научно-исследовательской работы. Предложены упражнения, развивающие готовность курсантов к коммуникации в научной сфере.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):39-43



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
С введением новых федеральных образовательных стандартов в высшей школе компетентностный подход становится ведущим в образовании. Задача преподавателя - организовать учебный процесс так, eq чтобы студенты научились получать, перерабатывать и eq использовать eq большой объем полезной информации, т.е. все больше часов отводится на самостоятельную работу. Предмет рассмотрения данной статьи - вопросы формирования информационно-коммуникационной компетентности у бакалавров - будущих учителей английского языка посредством активного внедрения ИКТ-технологий. Автор делится опытом организации самостоятельной работы студентов с бесплатными инструментальными онлайн-программами. Студенты становятся более автономными в создании образовательного контента и взаимодействии с другими участниками процесса обучения. Преподаватель выступает в качестве модератора учебной деятельности, осуществляет «обратную связь». В статье представлен широкий обзор ИКТ-технологий с использованием онлайн-ресурсов, которые помогут будущим учителям освоить важные компьютерные программы при планировании уроков английского языка на разных ступенях обучения: разработка «облаков слов», интеллект-карт, комплекса интерактивных упражнений и тестов-тренажеров, составление учебных кроссвордов и мультимедийных презентаций и др. Использование онлайн-ресурсов в процессе решения профессионально-ориентированных методических задач обеспечивает развитие информационной культуры студентов, способствует формированию навыков творческого саморазвития.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):43-48



ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ АБИТУРИЕНТАМИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию инноваций в профессиональном образовании и оценке влияния внедренных образовательных инноваций на выбор образовательного учреждения абитуриентами. Предмет исследования - восприятие образовательных инноваций абитуриентами педагогического вуза. Целью исследования выступало определение степени влияния знаний абитуриентов об образовательных инновациях, используемых в образовательной организации, на их выбор образовательного учреждения. Задачами исследования являлись определение осведомленности абитуриентов об образовательных инновациях, определение места образовательных инноваций среди критериев выбора вуза абитуриентами, определение готовности абитуриентов к обучению с использованием образовательных инноваций. Исследование было проведено с использованием анкетирования в марте 2016 г. Выборка респондентов составила 142 школьников Нижнего Новгорода в возрасте от 13 до 18 лет. Анкеты обрабатывались статистическими методами, формировались сводные таблицы и проводилась графическая интерпретация результатов. В ходе исследования выявлялись критерии выбора образовательного учреждения, осведомленность школьников о целях, содержании и возможных видах инноваций в профессиональном образовании, мнение абитуриентов о необходимости обновления образовательных программ вуза, отношение школьников к уровневым заданиями и индивидуальным образовательным траектория обучения, заинтересованность абитуриентов в использовании инновационных образовательных технологий, а также инновационные образовательные технологии, которые в наибольшей степени интересны для будущих студентов. По итогам исследования были получены следующие результаты: в целом школьники адекватно понимают сущность и необходимость образовательных инноваций в образовательном процессе (что связано с активным внедрением инноваций и в современной школе); образовательные инновации не рассматриваются абитуриентами как важный критерий выбора образовательной организации для дальнейшего образования; абитуриентам интересны возможности электронного/дистанционного обучения, выбора содержания образования и построения индивидуальных образовательных траекторий, применения активных методов обучения, участия в проектной и научно-исследовательской деятельности. На основании результатов проведенного исследования сформулированы рекомендации по продвижению образовательных инноваций на рынке образовательных услуг. Образовательные инновации целесообразно позиционировать как способы эффективной организации образовательного процесса, которые позволяют повышать качество профессиональной подготовки. В статье представлены конкретные рекомендации по позиционированию образовательных инноваций вузом для продвижения его на рынке образовательных услуг. Материалы исследования могут представлять интерес для исследователей, которые занимаются изучением проблем внедрения инноваций в образовательный процесс вуза, позиционирования и продвижения инновационных образовательных услуг.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):48-56



СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
Статья посвящена актуальной для педагогического образования и педагогической науки проблеме социального благополучия. Обращение к проблеме социального благополучия как маркеру удовлетворенности и успешности жизни современного человека объясняется необходимостью исследования адаптационных механизмов человека в условиях глобальных системных изменений. Происходящие во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества изменения оказывают существенное влияние на изменения представлений человека о вечно существующих категориях, таких как понимание смысла жизни и требования к качеству жизни. Актуальность проблемы обусловлена также обращением внимания политики и гуманитарной науки на развитие человеческого капитала. Именно в рамках данной тенденции образование сегодня рассматривается как ведущий фактор развития личности, обеспечивающий человеку возможность ориентироваться в изменяющейся социально-экономической ситуации, в условиях трансформации мира профессий, трансформации профессионального образования в мире системных изменений, что деформирует субъектное представление о собственном социальном благополучии. На современном этапе системных изменений в мире и обществе проблемы исследования феномена социального благополучия становятся еще более затруднительными по разным причинам. Сложный этап социально-экономического развития общества, деформация основных жизненных ценностей определили необходимость включения в учебные планы многих высших учебных заведений курса «Современные теории социального благополучия», что обозначило ряд проблем дидактического характера, прежде всего, отсутствие в гуманитарных науках на сегодняшний день однозначного толкования термина «благополучие». В статье рассмотрены различные (отечественные и зарубежные) точки зрения на понятие «благополучие», а также обобщен опыт преподавания данного курса в течение шести лет (2010-2016 гг.) для студентов российских вузов, обучающихся по педагогическому направлению.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):57-62



АКТУАЛЬНЫЕ УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ
Аннотация
Роль физического воспитания в формировании личности детей часто оказывается недооцененной. В этой связи была предпринята попытка изучить актуальные уровни и особенности взаимосвязи показателей физического и умственного развития дошкольников. В исследовании приняли участие 50 детей 5-6 лет, посещающих МБДОУ № 14 «Березка» г. Ханты-Мансийска. В исследовании использовались методы анализа научно-методической литературы, педагогического и психологического тестирования, методы математической статистики. Анализ актуальных уровней развития физических качеств показал, что лишь сила ног в тесте «прыжок в длину с места» демонстрирует достаточный уровень своего развития (суммарная доля результатов уровней «выше среднего» и «высокий» составила 60,7%). Средний уровень зафиксирован в метании мяча на дальность правой рукой - 31,4%, в наклоне вперед с измерением глубины - 56,8%, в беге на 300 м - 35,3%. Ряд показателей продемонстрировал перевес в сторону уровней «ниже среднего» и «низкий». Так, в метании мяча на дальность левой рукой суммарный показатель этих уровней составил 78,4%, в подъеме туловища за 30 сек. - 70,6%, в беге на 300 м - 53%, в беге на 30 м - 64,7%. По результатам исследования умственного развития показатель среднего уровня попадает в диапазон от 25 до 50%, т.е. наблюдается норма с точки зрения статистики. Но если 30% показателей попадают в диапазон среднего уровня, то распределение по уровням других показателей должно быть поровну: как в сторону уровня высокого и выше среднего, так и в сторону уровня низкого и ниже среднего. Однако в нашем случае обнаруживается перевес в сторону уровней «низкий» и «ниже среднего», где суммарный показатель наглядно-образного мышления по общепринятой методике составил 58%, показатель словесно-логического мышления по общепринятой методике - 46%, показатель наглядно-образного мышления по модифицированной методике - 57%, показатель словесно-логического мышления по модифицированной методике - 47%. Для определения взаимосвязи показатели умственного развития были сопоставлены с результатами выполнения детьми двигательных тестов. Достоверная степень корреляции была выявлена между показателем силы мышц левой руки и наглядно-образным мышлением (rs = 0,394). При этом в отношении других взаимосвязей показателей умственного и физического развития был обнаружен большой разброс коэффициента корреляции, который расположился преимущественно в переделах от 0,03 до 0,394. Анализ взаимосвязей физического и умственного развития, имея теоретически обоснованное взаимовлияние, демонстрирует отсутствие таких связей на практическом уровне. Решение данной проблемы, как показывает наш эмпирический опыт, лежит в плоскости систематического включения в практику физического воспитания дошкольников упражнений и двигательных заданий спортивно-игрового характера с акцентом на мыслительные процессы.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):63-68



К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЬИ В МИНИ-ФУТБОЛЕ
Аннотация
В работе проведен краткий теоретический и эмпирический анализ проблемного вектора деятельности арбитра соревнований по мини-футболу. Уделено внимание психологическим средствам и методам работы, основанным на когнитивном подходе, который позволяет изучить представления о взаимодействии различных участников игрового процесса. Целью исследования явилось изучение элементов структуры личности арбитра, которые влияют на успешность судейской деятельности в мини-футболе, определение доминирующих личностных качеств арбитра на каждом этапе профессионального становления, а также разработка и экспериментальное обоснование эффективности тренинговых занятий по развитию важных профессиональных качеств судьи. Предметом исследования явились представления участников игрового процесса об образе судейской деятельности и связанная с ней рефлексивная работа личности арбитра в процессе формирования профессиональной компетентности. В исследовании были изучены элементы структуры личности, влияющие на успешность профессиональной (управленческой) деятельности судьи спортивных соревнований по мини-футболу. К решению прикладной задачи взаимодействия в системе «судья-игрок» применяются относительно новые в системе научного знания основы семантической теории межличностного общения. В работе также расширены возможности применения семантического дифференциала, специально разработанного и научно обоснованного посредством применения методов математической статистики. Полученные результаты вносят вклад в разработку педагогических и психологических исследований о смысловых составляющих межличностного взаимодействия в системе «судья-игрок».
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):69-73



К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИОННОМ И ПЕРСПЕКТИВНОМ РАЗВИТИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье представлен анализ эволюционного развития в период с 1990-х гг. по настоящее время экстремальных видов спорта, являющихся формой досуговой деятельности представителей молодежных спортивных субкультур в Тюменской области. Исследование проводилось методом контент-анализа. В результате проведенного ретроспективного анализа определены три этапа развития: первый этап - формирование молодежных спортивных субкультур (1990-е гг.), второй этап - образование общественных органов управления экстремальными видами спорта и организация взаимодействия с государственными управленческими структурами (с 1999 по 2008 гг.), третий этап - углубленное формирование организованного управления спортивными субкультурами на базе местного и регионального взаимодействия общественных организаций и объединений с государственными управленческими структурами (с 2009 г. по настоящее время). Изучение эволюционного развития экстремального движения в Тюменской области позволило определить тенденции и проблемы становления данного направления спортивной деятельности. В свою очередь, выделенные тенденции и проблемы обусловливают перспективы развития экстремальных видов спорта и молодежных спортивных субкультур экстремальной направленности Тюменского региона.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):74-79



БЛОКОВАЯ СИСТЕМА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
Аннотация
В статье проанализирована готовность студентов Омского государственного технического университета к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). С учетом профессиональной направленности и приоритетного развития отстающих физических качеств студентов разработана авторская блоковая методика построения учебно-тренировочных занятий по направлению «Легкая атлетика». В авторской методике использована блоковая система трех типов: накопительный, трансформирующий, реализационный мезоцикловые блоки и последовательная их смена в каждом семестре. Годичный цикл состоит из двух полугодичных циклов - учебно-тренировочных занятий первого и второго семестров. Накопительный мезоцикловой блок посвящен развитию общей выносливости, общей физической и технической подготовленности. Трансформирующий блок представлен тренировочными специальными микроциклами нагрузок различной преимущественной направленности: на силу, скорость и скоростную выносливость. При последовательном чередовании тренировочных специальных микроциклов концентрированного тренировочного воздействия разной преимущественной направленности сохраняется высокий уровень развития физических качеств, необходимый для сдачи норм комплекса ГТО. Реализационный мезоцикловой блок предполагает сдачу контрольных нормативов в виде внутригрупповой соревновательной деятельности. В результате проведенных исследований выявлено, что авторская методика блокового построения концентрированных нагрузок позволяет увеличить уровень физической подготовленности студентов ОмГТУ. Проанализированы результаты по итогам сдачи норм комплекса ГТО на начало и конец педагогического эксперимента.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):79-85



К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Аннотация
Спортивная аэробика - это популярный вид спорта, входящий как самостоятельная дисциплина в Международную федерацию гимнастики (FIG), который характеризуется способностью спортсменов выполнять в соответствии с музыкальным сопровождением динамичный комплекс специфических двигательных действий с высокой интенсивностью. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с эстетическими показателями спортивно-технического мастерства в спортивной аэробике и некоторыми аспектами оценивания музыкально-двигательной подготовленности. Приведены данные по наличию состава необходимых эстетических характеристик в спортивной аэробике (состав элементов соединений, динамичность исполнения композиции, соподчиненность элементов и целостности, художественное оформление композиции). Выявлены отличительные признаки в эстетических компонентах движений в различных соревновательных номинациях, позволяющие оптимизировать процесс подготовки гимнастов, специализирующихся в спортивной аэробике. Данные исследований можно учитывать при разработке и постановке соревновательных композиций, при подборе спортсменов в номинациях, а также при выборе средств эстетического воспитания. Приведены данные проведенного анкетирования тренеров-преподавателей по спортивной аэробике по ранжированию спортивно-эстетических показателей в зависимости от номинации соревновательных выступлений (индивидуальные выступления - женщины, мужчины, смешанная пара, трио, группа). Представлены результаты корреляционного анализа показателей экспресс-оценки исполнения учебно-контрольного комплекса упражнений и уровня физической подготовленности школьников, занимающихся аэробикой.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):85-90



ПЛОТНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ТРАССЫ В СКАЛОЛАЗАНИИ
Аннотация
Поиск путей повышения соревновательной эффективности в спортивном скалолазании диктует необходимость изучения закономерностей соревновательного процесса. На основании многолетних исследований был определен ряд факторов, оказывающих влияние на результат непосредственно в ходе прохождения соревновательной трассы. Одним из таких факторов является плотность выступления. В ходе многолетних исследований были изучены выступления на международных соревнованиях высококвалифицированных спортсменок в лазании на трудность ( п = 1639). Было установлено, что максимально высокие значения плотности лазания (до 100%) встречаются не часто и присутствуют в двух случаях: у слабо подготовленных спортсменок на сложной трассе или на относительно простой у высококвалифицированных участниц. Концентрация максимальных и близких к ним показателей плотности наблюдается в зоне низких и средних значений спортивного результата и снижается на заключительном этапе выступления. Полученные данные позволяют сделать заключение о низкой степени связи плотности с результатом выступления на квалификационном этапе соревнований: R = - 0,13 для общей группы ( п = 483), включающей показатели спортсменок как низкого, так и высокого уровня спортивной подготовки. На стадии полуфинала, когда слабо подготовленные спортсменки отсеиваются, степень связи фактора с результатом увеличивается до R = 0,30, вырастает и уровень значимости связи. Средний показатель плотности лазания на полуфинальных и финальных трассах составляет 85,8%, причем эта величина незначительно отличается и в группе финалистов мировых состязаний: 84,8%. Наиболее часто встречающиеся показатели плотности среди спортсменок, демонстрирующих высокие спортивные результаты, лежит в интервале 80-90%. Связь плотности лазания с результатом имеет вид нелинейной зависимости U-образного типа и описывается полиномом третьей степени, позволяющим рассчитать индивидуальный график движения по соревновательной трассе с заданными показателями плотности в зависимости от планируемого на определенном этапе выступления результата. Регрессионный анализ показал, что составляющая часть результата, связанная с оптимальным выбором плотности, в зависимости от числа учтенных факторов находится в интервале β п = (0,03, 0,08). В заключительной части соревновательной трассы фактор плотности оказывает прямое положительное влияние на результат, что ведет к изменению характеристик и других, связанных с ним, временных признаков, например, темпа движения или чистого времени выступления.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):90-94



К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Проблема конкурентоспособности в последнее время особенно актуальна для молодежи и представляет собой отсроченный результат образования, так как определяется не столько сегодняшней востребованностью и трудоустройством выпускника, сколько его мобильностью на рынке труда, длительной успешностью его профессиональной карьеры. Современное общество требует повышения качества профессионального образования, высокого уровня профессиональной подготовки и нуждается в конкурентоспособных специалистах, которые отвечают требованиям профессиональных стандартов. Особая специфика проявляется в этой связи в вопросах подготовки инженерных кадров, поскольку деятельность инженера, управляющего технологически сложными процессами, требует большей отдачи, значительных интеллектуальных, моральных и физических затрат, высокого уровня сформированности профессиональной культуры. В статье рассматривается проблема формирования конкурентоспособности будущего специалиста как одна из главных проблем, которая стоит перед высшими учебными заведениями. Конкурентоспособность студента, его профессиональная мобильность должны обеспечиваться высоким качеством результатов образовательной деятельности, системная интеграция которой обеспечивает формирование мобильной личности, личности свободной и ответственной, способной к творческой деятельности, готовой к масштабной реализации своих потенциальных возможностей. Рассматривая качества личности, проявляющиеся при занятиях физической культурой и спортом и определяющие конкурентоспособность, мы исходили из понимания сущности конкурентоспособности как одной из способности личности к социально-психологическому и физическому развитию. Цель нашей работы заключается в определении роли физической культуры в формировании профессиональной конкурентоспособности будущих специалистов технического вуза. Анализ научной литературы показал, что концептуальные идеи по формированию профессиональной конкурентоспособности студентов средствами физической культуры в высших учебных заведениях имеют недостаточное научное обоснование. Многие исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности студента. В связи с этим необходима разработка новых подходов в высшем образовании, способных обеспечить формирование конкурентоспособности специалистов инженерных специальностей.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):94-99



МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ, АДАПТАЦИИ, РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Аннотация
Проблема построения современного образовательного процесса на принципах здоровьеформирования имеет исключительное значение для высшей школы, так как установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении будущего конкурентоспособного специалиста. Здоровьесберегающий образовательный процесс должен обеспечивать сохранение и укрепление психического, физического, социального и духовно-нравственного здоровья студенческой молодежи в период ее обучения. В статье рассматривается мониторинг показателей здоровья, адаптации и работоспособности в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов. В ходе работы были проведены исследования по оценке уровня знаний теоретического и методико-практического материала по физической культуре в области сохранения и укрепления здоровья; анкетирование студентов по самооценке состояния здоровья и физической активности; оценка гармоничности телосложения; выявлена динамика физической подготовленности; оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; оценка психологических показателей студентов. Данное исследование проводилось в период с 2014 по 2016 гг. у 300 студентов по различным видам спортивных специализаций, преподаваемых на кафедре физического воспитания Омского государственного технического университета. Цель исследования: определение правильности подбора средств, методов и физических нагрузок в период обучения в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Анализ показателей, выявленных в результате педагогических исследований, позволил нам внести необходимые коррективы в организацию здоровьесберегающей деятельности по улучшению состояния здоровья, повышению физической активности, физической подготовленности и работоспособности студентов за период обучения.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):99-105



ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
Аннотация
Статья посвящена проблеме подготовки студентов к сдаче норм нового комплекса «Готов к труду и обороне» в связи с его массовым внедрением в вузах страны. Низкий уровень физической подготовленности студентов Омского государственного технического университета (ОмГТУ), выявленный в результате исследования, позволил сделать вывод о необходимости целенаправленной подготовки студенческой молодежи к многоборью ГТО. Разработана программа подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО в соответствии с требованиями VI ступени. Цикл подготовки программы состоит из 3-х мезоциклов, включающих занятия различной направленности в зависимости от акцентов на определенные виды ГТО. В результате педагогического эксперимента установлено, что использование разработанной программы обеспечивает статистически более высокий прирост показателей общей физической подготовленности студентов по сравнению с традиционной программой. Выявлен значительный прогресс результатов в тех видах комплекса, где наблюдалось наибольшее отставание. Это позволяет увеличить количество студентов, успешно сдавших нормы нового комплекса ГТО и желающих активно заниматься массовым спортом.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):105-109



ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация
В настоящей статье представлен анализ материалов зарубежных и отечественных источников, освещающих особенности реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в странах Европы, в Америке, Африке и Азии, характеризующих показатели физической активности взрослого населения и мотивы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Физическая активность населения и мотивы занятий физической культурой и спортом в анализируемых публикациях определялись методом анкетирования. Результаты исследования показали неоднозначность оценки уровня физической активности населения ввиду отсутствия единого подхода по определению в различных странах. Количество физически не активного населения различается и составляет от 10% до 80%. Физическая активность женщин ниже, чем у мужчин. Не подтвердился тезис Всемирной организации здравоохранения о более высоком уровне физической активности населения развитых стран по сравнению со странами с низким уровнем доходов. Физическая активность зависит от реализуемых в странах государственных программ по развитию физической культуры и спорта. Мотивационные характеристики взрослого населения, побуждающие к занятиям физической культурой и спортом, существенно не отличаются в нашей стране и за рубежом.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):110-116



ТЕХНОЛОГИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА У ЛЮДЕЙ С ШЕЙНЫМ ОСТЕОХОНДРОЗОМ
Аннотация
В статье изложены результаты проведенного исследования с применением педагогического эксперимента по определению эффективности разработанной технологии комплексного использования оздоровительной физической культуры и точечного массажа у людей с шейным остеохондрозом. В педагогическом эксперименте участвовали две группы испытуемых (контрольная и экспериментальная) по 12 человек в каждой. В работе использовались другие методы научного исследования: анализ литературных источников, педагогические наблюдения, контрольные испытания, математическая статистика с применением критерия Вилкоксона. В экспериментальной группе оздоровительная физическая культура применялась с учетом особенностей четырех двигательных режимов: щадящего, тонизирующего, восстановительного, тренирующего. Точечный массаж респондентов проводился по пяти парным симметрично расположенным точкам и одной непарной точке, находящимся на голове людей. В контрольной группе оздоровительная физическая культура применялась по общепринятой методике с учетом особенностей трех периодов состояния пациентов: острого, подострого, ремиссии. Массаж шеи и плечевого пояса испытуемых проводился ручной, по классической схеме. За время проведенного педагогического эксперимента все наблюдаемые показатели в экспериментальной и контрольной группах улучшились. В контрольной группе сила левой кисти стала лучше на 1,9 кг (6,1%), правой кисти - на 2,2 кг (7,5%). Данные силовой выносливости мышц живота стали лучше на 2,3 подъема (9,1%), силовой выносливости мышц спины - на 3,5 сек. (12,1%). В экспериментальной группе изменения этих цифр были выражены значительнее. Так, сила левой кисти увеличилась на 4,9 кг (14%), правой кисти - на 4,2 кг (4,1%). Также значительнее возросли показатели силовой выносливости мышц живота на 4,2 подъема (34,5%), силовой выносливости мышц спины - на 6,1 сек. (21,3%). Все изменения цифровых показателей в экспериментальной группе были достоверными (Р < 0,05). Данные педагогических наблюдений подтверждают эту динамику изменений состояния респондентов за время педагогического эксперимента. Их субъективные показатели сна, аппетита и настроения (САН) стали улучшаться несколько ранее и более выраженно в экспериментальной группе. Полученные данные в ходе исследования показали, что разработанную технологию можно рекомендовать для практического использования с целью профилактики или устранения шейного остеохондроза.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):116-120



НЕДОСТАТКИ В ПЛАНИРОВАНИИ И ОФОРМЛЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Аннотация
Данная статья имеет целью обратить внимание начинающих исследователей и их научных руководителей на типичные недостатки в планировании и оформлении магистерских и кандидатских диссертаций, выполняемых по педагогическим специальностям. В настоящее время издано большое количество обстоятельной методической литературы, призванной оказать помощь соискателям ученой степени в подготовке, проведении исследований, написании и оформлении диссертационной работы. Тем не менее соискатели и научные руководители не уделяют должного внимания изучению требований, предъявляемых к диссертациям, и оформляют их «по образцу и подобию» диссертаций других авторов, при этом копируют чужие ошибки и добавляют собственные. В представленной статье автор предпринял попытку указать на наиболее распространенные недостатки и ошибки, встречающиеся в кандидатских диссертациях. В статье излагаются общие требования к кандидатской диссертации и рассматриваются характерные недостатки, встречающиеся при планировании исследования и оформлении его результатов. Обсуждаются типичные ошибки в наиболее существенных методологических характеристиках, возникающие при планировании и оформлении магистрантами и аспирантами диссертационной работы, даны некоторые рекомендации по их устранению.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):121-128



ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С УЧЁТОМ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В числе приоритетных задач современного дошкольного образования - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Считается, что ребёнок с отклонениями в состоянии здоровья не может достичь высоких результатов развития, однако научных данных, подтверждающих это положение, в литературе представлено недостаточно. Целью работы стало изучение особенностей физической подготовленности и умственного развития детей 6-7 лет, отнесённых к I-III группам здоровья. В исследовании приняли участие дошкольники 6-7 лет г. Тюмени. Общее число обследованных составило 225 человек (99 мальчиков и 126 девочек). Использовались такие методы как: изучение документации, тестирование, методы математической статистики. В результате было установлено, что показатели умственного развития и физической подготовленности детей 6-7 лет, отнесённых к разным группам здоровья, не имеют достоверных различий по t-критерию Стьюдента, а анализ среднегрупповых значений выявил различные тенденции для групп мальчиков и девочек. Если мальчики, имеющие нарушения здоровья, демонстрируют более низкие показатели умственного развития и физической подготовленности, чем их здоровые сверстники. То у девочек, наоборот, лучшие результаты показывают дети с хроническими заболеваниями (III группа здоровья). На основании полученных результатов педагогам рекомендовано дифференцировать нагрузку для мальчиков и девочек, имеющих одинаковые группы здоровья; создавать благоприятные условия для осуществления двигательной деятельности мальчиками; обучать детей осмысленному выполнению двигательных действий.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(3):128-133


