№ 1 (2023)
Всеобщая история
Кем же был Аблавий, первый историк готов?
Аннотация
В статье рассматриваются основные версии происхождения Аблавия, автора истории готов, и выдвигается собственная гипотеза соответствия между писателем и историческим деятелем. Отмечено, что вопрос о личности и характере деятельности историка Аблавия до сих пор остаётся дискуссионным, так как о его существовании мы знаем только из цитат в «Гетике», тексте Иордана VI века. Исследован широкий спектр основных версий его происхождения, которые предлагались разными исследователями, начиная с эпохи Возрождения. Указано, что единой версии его происхождения не существует, высказываются мнения, что Аблавий мог быть историком, географом, епископом или префектом. Анализ упоминаний Аблавия у Иордана позволил определить какие сведения могли быть заимствованы из сочинения данного автора. Рассмотрены исторические личности с именем Аблавий и причины, которые могли побудить их написать текст, посвященный готам. Предложена версия о том, что историк Аблавий и префект Аблавия могли быть одним и тем же лицом, и высказана мысль о характере его труда, такого как краткое повествование, описывающее жизнь и историю задунайских варваров и посвященное, прежде всего, победе императора Константина над готами и сарматами.



Животный мир в картине мира Филосторгия
Аннотация
В статье рассматривается место животного мира в картине мира Филосторгия. Будучи заметным представителем Александрийской школы и еретической церковной историографии IV-V вв. н.э, он гораздо серьезнее подошел к этому вопросу, обращая внимание на символику, происхождение, внешний вид и взаимоотношение с человеком того или иного биологического вида. Все это соотносится с методами биологических описаний в античности, некоторые из которых используются и современными биологами. Осторожное обращение с биологической терминологией Аристотеля и Плиния заметно в употреблении такого ключевого понятия картины мира Филосторгия, как φύσις. Относительно животных он употребляет это слово в значении рода, что удачно соотносится с «Историей животных» Аристотеля. Делается вывод, что описания животных в «Церковной истории» является подражанием «Естественной истории» Плиния Старшего и «Истории животных» Аристотеля. Пытаясь следовать, с одной стороны, Полибию в освещении политических событий Римской империи; с другой – Евсевию Кесарийскому в рассказе о религиозной борьбе между течениями в христианстве, иудаизмом и языческими культами; Аристотелю и Плинию Старшему в стремлении представить весь космос от Рая и небес, до земных глубин и Ада, – Филосторгий создал религиозное и политическое сочинение с элементами научных описаний, предназначенное для образованного читателя и имеющее целью воспитать гражданина Рима, разносторонне развитого евномианина.



Отечественная история
Жительницы провинциальных регионов в бракоразводных процессах с прелюбодействующими мужьями во второй половине XIX – начале XX в.
Аннотация
Целью исследования явилось изучение особенностей бракоразводного процесса женщин с прелюбодеями как в центральных епархиях, так и на периферии во второй половине XIX – начале XX вв. Представлены итоги изучения вопроса в результате анализа дел о расторжении брака Тверской, Ярославской и Тобольской духовными консисториями. Особое внимание уделено существующим в то время формам мужского прелюбодеяния и зависимости вероятности окончания дела разводом от их тяжести. Выяснено, что легче всего было получить разрешение на развод, при наличии свидетелей, имевших возможность подтвердить семейные отношения мужа с другой женщиной, и более того – рождение у них незаконного ребенка. В статье представлены этапы бракоразводного процесса по причине мужского прелюбодеяния, основные категории сроков решения таких дел. Подтвердилась гипотеза о том, что крестьянкам было сложнее, чем представительницам других сословий получить развод с мужем-изменником, этому мешали как низкая грамотность и незнание законов, так и боязнь последствий от мужа, причем со временем их грамотность возрастала, а патриархальность взглядов оставалась и в начале XX в. Из рассмотренных дел только в относящихся к крестьянским разводам супруги соглашались примириться, крестьянские дела почти никогда не оканчивались расторжением брака. Интересны и различия мотивов: для крестьянок первостепенным желанием, даже необходимостью было вступление в новое замужество с целью обретения в доме хозяина, добытчика и помощника, для других сословий мотивом выступал именно развод, так как измена считалась «оскорблением».



Повседневная жизнь Омска в начале ХХ века на страницах местных периодических изданий
Аннотация
В статье представлена характеристика повседневной жизни города Омска в начале ХХ в. на основе публикаций в местных периодических изданиях в 1907-1914 гг. В качестве исторического источника в работе использованы газеты «Омский телеграф» и «Омский вестник», пользовавшиеся популярностью среди населения и ставшие своего рода инструментом формирования общественного мнения. Использование проблемно-хронологического метода позволило выделить и рассмотреть характерные черты повседневной жизни сквозь призму периодической печати. С помощью сравнительно-исторического метода осуществлялось сопоставление материалов газет по конкретной проблеме. В результате авторами выделены основные направления повседневной жизни горожан, получившие наиболее широкое отражение в изданиях в исследуемый период. Это вопросы благоустройства города, санитарно-эпидемиологического состояния, строительства водопровода, культурно-развлекательной сферы, информация о различных происшествиях. Сведения, представленные в заметках, фельетонах и публицистических статьях давали разностороннюю характеристику имевшей место действительности. В исследовании на основе материалов периодической печати показано участие городских жителей в благотворительной и просветительской деятельности. Отмечается, что большая часть публикаций представлена в виде заметок, содержащих краткую информацию без какого-либо анализа событий. Тем не менее региональная периодическая печать как исторический источник обладает большим информационным потенциалом для изучения повседневности. Авторы отмечают важность комплексного использования газет, официальных документов, воспоминаний и писем для того, чтобы полнее погрузиться в атмосферу начала ХХ в. и составить яркий образ города с его проблемами и достижениями в различных сферах.



«Тобольские епархиальные ведомости» как источник по истории социального обеспечения и благотворительности русской православной церкви 1882-1905 гг.
Аннотация
В статье на примере анализа публикаций в «Тобольских епархиальных ведомостях» рассматривается возможность использования периодического печатного издания как источника по истории социального обеспечения и благотворительности Русской православной церкви в 1882-1905 гг. Отмечается, что вопросы благотворительности и социального обеспечения освещались в «Тобольских епархиальных ведомостях» в двух плоскостях: пропедевтический корпус и информационные материалы о жизни и деятельности епархиальных, приходских и корпоративных благотворительных организаций. Пропедевтический корпус актуализировал указанные направления деятельности епархиального руководства и духовенства посредством проповеди, объявлений и воззваний, в основном размещался в неофициальной части издания и был, зачастую, переполнен «эмоциональными высказываниями». Информационные материалы о жизни и деятельности епархиальных, приходских и корпоративных благотворительных организаций размещены в официальном отделе, имеют четкую структуру. Делается вывод об уникальности «Тобольских епархиальных ведомостей» как источника, содержащего широкий спектр разнообразной информации по истории социального обеспечения и благотворительности Русской православной церкви указанного периода.



Совершенствование организации и контента палестинских чтений епархиальными отделами Императорского Православного Палестинского Общества в начале ХХ века
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы совершенствования организации и контента Палестинских чтений, проводившихся епархиальными отделами Императорского Православного Палестинского Общества в начале ХХ века. Выделены направления соответствующих изменений, к числу которых отнесены: создание специальных комиссий, занимавшихся координацией деятельности по проведению чтений, попытки формирования передвижных групп для чтений сельской местности, использование средств визуализации («волшебных фонарей и «туманных картин» к ним), совместное пение или исполнение музыкальных произведений приглашенным хором, демонстрация привезенных из Святой Земли предметов (икон, камней, пальмовых веток, ракушек и др.) и в некоторых случаях раздача привезенных из Палестины кусочков земли и воды из реки Иордан. Информирование о предстоящих чтениях осуществлялось путем публикации объявлений в газетах, расклейки афиш, устным сообщением в храме или учебном заведении, а также ударом церковного колокола. Делается вывод, что несмотря на ряд успехов в улучшении контента и организации Палестинских чтений, постепенное накопление опыта их проведения, тем не менее, интересные находки, приемы, предложенные и внедренные в практику теми или иными епархиальными отделами, не анализировались и не обобщались, не становились предметом всеобщего внимания и тиражирования, что служило сдерживающим фактором для дальнейшего роста их популярности.



Телесные образы очеловеченного пространства у коренных народов Югры
Аннотация
Проблема как человек воспринимает себя в этом мире всегда относилась к общественно значимым. Исследования истории представлений о пространстве максимально значимы для нашей обширной России. Процессы их формирования связаны как с глубокой древностью, так и с современностью. Целью настоящей публикации является анализ мысленного моделирования пространства как своеобразного тела в традиционной культуре коренных народов Югры. Для её достижения необходимо разрешение следующих задач: рассмотрение аспектов взаимной эволюции образов человеческой телесности и внешнего мира у обско-угорских народов Югры на основе предварительной реконструкции причин возникновения телесных представлений в древности. Методической базой исследования выступил междисциплинарный подход, с использованием ряда теоретических положений антропологии. Согласно данным положениям, в процессах антропогенеза наши предки сумели адаптироваться к внешней среде через телесное подражание представителям животного мира. В свою очередь наивный зооморфизм человека ментально дополнялся антропоморфизмом окружающего мира.
Этнографические материалы о традиционной культуре народов Югры свидетельствуют, что на природный мир, а затем и на социальные отношения ментально переносились свойства человеческого тела. Перенос осуществлялся посредством мифов. Полученные результаты доказывают противоречивость и неоднозначность взаимодействия образов тела, объектов природы и мифических персонажей обско-угорского фольклора. Предполагаем, что направление дальнейших исследований будет связано с рассмотрением специфики исторической и культурной эволюции образов социального тела в очеловеченном пространстве окраинных земель, к числу которых может быть отнесена и Югра.



Крестьянские комитеты общественной взаимопомощи Кузнецкого округа в 1922-1932 гг.
Аннотация
Статья посвящена актуальной и малоизученной проблеме деятельности кресткомов в Кузнецком округе. С привлечение документов регионального архива автор прослеживает процесс становления и развития крестьянских комитетов общественной взаимопомощи в доколхозной деревне, определяет роль местных партийных органов, окружного и районных отделов социального обеспечения и районных комитетов общественной взаимопомощи в организации внутренней жизни крестьянских комитетов. Выявлены категории получателей социальной помощи среди малообеспеченного крестьянства: бывшие красноармейцы и красные партизаны, инвалиды и жертвы белого террора, семьи красноармейцев, вдовы и сироты, трудоармейцы, больные и престарелые, испытывавшие материальную нужду. Выделены основные источники социальной помощи: членские взносы; фонды комитетов крестьянской взаимопомощи, которые пополнялись путём получения бесхозного имущества, добровольный сбор пожертвований, самообложение их членов по утверждённой норме с десятины посева, средства от реализации урожая, собранного с общественных запашек. Трудовая помощь многодетным вдовам сводилась к вывозке дров, сена, весенней пахоте и другим тяжёлым работам. Установлено, что во второй половине 1920-х гг. с развитием свободной торговли возросла хозяйственная активность сельских обществ взаимопомощи, охватывавших около 50% крестьянских домовладений, включая и часть середняков. Их деятельность стала более разнообразной и была направлена на увеличение общественной запашки, организацию совместных предприятий.



Нарушения в продовольственной сфере во Владимирской области в годы Великой Отечественной войны
Аннотация
В статье рассматриваются нарушения в продовольственной сфере в годы Великой Отечественной войны на примере Владимирской области. В годы Великой Отечественной войны в связи с потерей в 1941-1942 гг. РККА обширных территорий сложился острый дефицит продовольствия, следствием чего стало полуголодное существование значительной массы населения тыла. Для городского населения была установлена карточная система снабжения. Главное внимание уделено анализу недостатков в продовольственном снабжении, а также преступлениям в данной сфере. Доступ отдельных лиц к дефицитному товару складывал основу для различных нарушений в сфере снабжения продовольствием, главным из которых были спекуляции и незаконное расходование карточек. Анализ доступных источников, созданных городскими комитетами партии Владимирского региона, показывает, что эффективность противодействия нарушениям в продовольственной сфере со стороны правоохранительных органов не отличалась эффективностью. На эту негативную сторону их работы неоднократно обращали внимание на заседаниях и пленумах горкомов разных городов области. Случаи хищения продовольствия носили неоднозначный характер, и если махинации с талонами и воровство продуктов руководителями и работниками складов и столовых были в основном способом нажиться на бедах сограждан, то кражи продуктов несовершеннолетними и военнослужащими объяснялись их полуголодным существованием. Автор пришёл к выводу, что ряд проблем, имевших место в сфере продовольственного обеспечения, были системными и в течение войны избавиться от них не удавалось. Несмотря на формально жёсткое законодательство, относительно расхищения продуктов питания случаев уголовных преступлений оставалось значительное количество на всём протяжении войны.



Плацдарм «большой нефти»: первый посёлок геологоразведчиков в Сургуте
Аннотация
В статье рассмотрен процесс формирования первого посёлка геологоразведчиков, прибывших в Сургут в 1957 году для организации проведения нефтепоисковых работ. Особое внимание уделено созданию производственной и поселковой инфраструктуры на основании собранных автором воспоминаний «теневых акторов» – непосредственных участников событий, газетных публикаций и архивных материалов. Отмечается значение первого посёлка геологов, как основного плацдарма для будущих геологоразведочных работ в одном из перспективных на нефть районов Среднего Приобья. Автор отмечает, что инфраструктура посёлка геологоразведчиков была компактно создана в непосредственной близости от основных объектов жизнеобеспеченья районного центра Сургута. Данное обстоятельство позволило компенсировать трудности, возникавшие в следствии необустроенности геологов. Положительным моментом явилась близость посёлка к основному транспортному узлу – реке Обь. Это обеспечивало успешное построение транспортной логистики с другими населенными пунктами региона и основной базой экспедиции, располагавшейся в Новосибирске. Данное обстоятельство в последующие годы позволило организовать проведение нефтепоисковых работ в соседних с Сургутом районах, где расположились отдельные партии геологов. Плацдарм Сургутской нефтеразведочной экспедиции стал главным ресурсным центром, где аккумулировался и распределялся материально-технический арсенал для остальных геологических единиц региона, требовавшийся для проведения работ по поиску и открытию первых месторождений нефти.



Деятельность культурно-просветительских учреждений Ханты-Мансийского национального округа в 50-е годы XX века
Аннотация
Статья посвящена изучению деятельности культурно-просветительских учреждений Ханты-Мансийского национального округа в 1950-е годы, недостаточно освещенная в отечественной историографии. Актуальность исследования объясняется необходимостью восполнения данного пробела на основе анализа разных видов источников. Источниковой базой исследования послужили материалы окружных газет «Сталинская трибуна» и «Ленинская правда», а также впервые вводимые в научный оборот неопубликованные архивные материалы. Освещена работа красных чумов, красных лодок, культбаз, клубов, кинотеатров, музея, библиотек. Сделан вывод, что направления деятельности культурно-просветительских учреждений на территории округа были достаточно разнообразными, а работа с коренным населением не ограничивалась лишь просвещением. К факторам, негативно влиявшим на развитие культурно-просветительской деятельности в округе, относились низкая материально-техническая база учреждений, недостаток квалифицированных кадров, удаленность населенных пунктов друг от друга, проблемы с электричеством. Учреждения культуры имели ограниченные ресурсы для организации полноценного досуга населения.



«Terra incognita»: «Среднее Приобье» против «Сибирского Приуралья» (нефтепоисковые работы на территории Ханты-Мансийского национального округа в 1950-е гг.)
Аннотация
В статье дан анализ стратегии поисково-разведочных работ на территории Ханты-Мансийского национального округа в 1950-е гг., накануне эпохи «великих геологических открытий». Выявлены факторы, определившие длительную локализацию нефтяного поиска на периферии Западно-Сибирской низменности, в Сибирском Приуралье, после открытия здесь Березовского газового (1953 г.) и Шаимского нефтяного (1960 г.) месторождений. Показано, как это повлияло на финансирование и объемы работ экспедиций Среднего Приобья, что, в итоге, задержало открытие Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Данные, приведенные в статье, подтверждают, что в отличие от Тюменского геологического управления, которое медлило с выходом в этот район, новосибирские геологи интенсифицировали нефтепоисковые работы в Широтном Приобье и, в значительной мере, подготовили открытие Мегионского и Усть-Балыкского месторождений.



К проблематике коммеморативных знаков, посвященных семье бывшего императора Николая II: по материалам г. Тюмени
Аннотация
Одним из источников формирования исторической памяти являются коммеморативные знаки, распложенные в городском ландшафте. Мемориализация имен членов семьи Романовых вызывает неоднозначную реакцию в общественном сознании россиян. Официальный порядок установки объектов монументального искусства в г. Тюмени исключает размещение знаков коммеморации при наличии подобной реакции горожан. Однако при этом дает возможность инициаторам устанавливать объекты на частных и закрытых для обозрения территориях, на которые не распространяется юрисдикция городских властей. Предметом исследования является проблематика коммеморативных знаков, посвященных семье бывшего императора Николая II. При этом исследуются объекты, расположенные исключительно в границах г. Тюмени. Цель статьи – выявить проблемы, связанные с размещением, популяризацией и сохранением указанных знаков коммеморации. Для достижения цели автором были поставлены следующие задачи: изучить историю создания, места размещения и доступность для обозрения обозначенных объектов. Методология работы основана на принципе объективности и историзма, также применяется описательный и сравнительный метод исследования. Особое внимание в ходе исследования уделено определению роли инициаторов создания объектов. Согласно результатам исследования большинство знаков установлено без официального оформления документов. Объекты расположены в частных либо используемых религиозной организацией владениях. Данное обстоятельство накладывает отпечаток на их общее восприятие зрителем. В свою очередь, находясь в ограниченных для обозрения условиях, знаки коммеморации являются малодоступными для посещения. Изучение отношения тюменцев к описанным объектам, а также степени их известности среди горожан требует отдельного социологического исследования.


