PORTFOLIO AS A SELF-GUIDED LEARNING TECHNOLOGY FOR TRAINING EXTRAMURAL STUDENTS


Cite item

Full Text

Abstract

This paper is devoted to the issue of self-guided work as a learning activity of extramural pedagogical students majoring in preschool education. While the requirements towards future preschool teachers are being strengthened, there is a need to review the forms and technologies of pedagogical training and activate self-guided student work as an effective learning activity. Out-of-class self-guided work has a great educational potential, since allowing the students to develop the ability for independent research. In this paper the author shares some experience in organizing self-guided work among students, particularly, by using a thematic portfolio for training extramural students. This type of a portfolio is applied not only as traditional technology for evaluating the learning outcomes, but also as a technology for organizing the teaching and learning process. The author has analyzed theoretical reference sources and approaches applied by the Russian researchers in defining the role of a portfolio as a teaching and learning technology in various educational institutions. The analysis has showed consent among Russian scholars in using this self-guided learning technology in field-specific courses for extramural students. This work describes a thematic portfolio as teaching and learning technology, author’s experience in using a portfolio, its structure, content and functions. The paper is of a particular practical significance, since it presents an original model of a thematic portfolio and its approximate structure consisting of three parts, including 1) theoretical part (documents reflecting the theoretical component of a particular subject); 2) practical part (creative student projects and works on a subject); 3) productive part (learning results on a subject). The portfolio structure suggested by the author can be used to arrange self-guided student learning of other pedagogical disciplines. The structural elements of the portfolio make students focus on studying a certain subject’s theoretical component, its conceptual framework, on making a list of reference sources and on practicing the acquired theoretical knowledge in particular teaching situations. By applying the technology of a thematic portfolio, one meets major objectives of teaching the courses related to pedagogical theories and technologies of preschool education.

Full Text

Высшее образование претерпевает существенные изменения как в содержании, так и в организации обучения студентов. Формирование у студентов вуза умений качественно и эффективно решать проблемы, которые могут возникнуть в процессе их будущей профессиональной деятельности, - одна из основополагающих задач высшего педагогического образования. Условием успешного решения данной задачи является компетентностный подход, предусмотренный в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01/050100 «Педагогическое образование» (степень «бакалавр»), овладение системой компетенций (ФГОС 2009). Студент, обучающийся по профилю «Дошкольное образование», в результате освоения дисциплины «Теории и технологии развития речи детей» должен овладеть следующими компетенциями (ФГОС 2009): «Знать современные концепции и технологии речевого развития дошкольников; психолого-педагогические и лингвистические основы речевого развития дошкольников (ОК-1); вариативные и альтернативные программы развития речи (ПК-2); Уметь диагностировать степень речевого развития детей; использовать результаты диагностики в прогнозировании их дальнейшего речевого развития и планировании педагогической работы с детьми (ПК-3); грамотно осуществлять работу по развитию речи детей (ПК-2); Владеть опытом работы с научной и методической литературой по курсу (ОК-1); проведения исследовательских заданий с детьми по выявлению речевых умений (ПК-3); осуществления педагогической деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста (ПК-2)» (ФГОС 2009). Особое место занимает общеобразовательная компетенция ОК-1 - владение опытом работы с научной и методической литературой по курсу, от которого зависит формирование других перечисленных компетенций. Опыт работы с научной и методической литературой студент приобретает в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Реальностью современного профессионального образования при изучении студентами каждой учебной дисциплины становится изменение соотношения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в сторону увеличения объема последней. Увеличение доли часов, отводимых на данный вид учебной деятельности, объясняется тем, что именно самостоятельная работа студентов является наиболее эффективным средством профессиональной подготовки в вузе. Использование этого важного резерва является фактором повышения качества вузовского образования, а также фактором развития потребности в самообразовательной деятельности и саморазвития студента как будущего профессионала. Неслучайно вопросам организации самостоятельной работы студентов и оценки ее результатов посвящено немало исследований. Особенно важно решение этих вопросов при обучении студентов-заочников. Новые требования к подготовке специалистов ставят перед преподавателем высшей школы задачу разработки эффективных средств организации самостоятельной работы студентов. Одним из таких средств может служить технология «Портфолио», основанная на компетентностном подходе (М. В. Бахарева, О. А. Бизикова, К. Э. Безукладников, Н. В. Зеленко, Е. В. Кравченко, А. Г. Могилевская, Г. В. Сороковых и др.). Идея ее использования в системе образования получила широкое распространение, но, как правило, она включается в образовательный процесс в качестве технологии альтернативного оценивания (О. А. Бизикова, К. Э. Безукладников, Е. В. Кравченко, Г. В. Сороковых, Е. Е. Федотова и др.). Слово «портфолио» происходит от англ. portfolio - портфель или папка для документов. Сегодня словом «портфолио» называют список работ специалиста, представляющих его умения, навыки и знания с лучших сторон. В общем смысле слова - это некое досье, перечень образцов работ, снимков или достижений, визитная карточка соискателя, которая представляет его умения и навыки. Цель портфолио - убедить потенциального работодателя или клиента работать с соискателем. В педагогической литературе значение слова модифицируется в зависимости от особенностей образовательной технологии. Так, авторы выделяют различные типы этого документа, исходя из целей его создания. Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости обучающегося и отражающая его успехи (похвальные грамоты, благодарственные письма и другие виды наград за учебу, достижения в спорте, общественной жизни и т.п.). Второй тип - рефлексивный портфолио, раскрывающий динамику личностного развития, помогающий отследить результативность обучающегося как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются контрольные и творческие работы: сочинения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты психологических обследований и т.д. - то есть все то, что делалось в течение определенного срока (например, года). В переносе на вузовские программы это могут быть конспекты или планы непосредственно образовательной работы с детьми и сценарии проведения режимных моментов, развлечений, организации и проведения проектной деятельности с детьми и др. Третий тип - проблемно-исследовательский портфолио, создание которого связано с написанием реферата, научной работы, статьи, тезисов, подготовкой к выступлению на конференции. Четвертый тип - тематический портфолио, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. В педагогической литературе представлено довольно много вариантов портфолио, что свидетельствует о широком распространении соответствующей технологии в образовательных учреждениях. Она стала применяться не только для оценки достижений, но и для введения механизмов самоконтроля качества образования и развития, формирования умений адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно дальнейшего самосовершенствования. В педагогике высшей школы портфолио определяется как «способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента за определенный период его обучения» (Кравченко 2012: 120). Однако практика показала, что возможности данной технологии значительно шире оценивания, она может активно влиять и на другие образовательные процессы, в частности, стимулировать самостоятельную работу студентов, расширять возможности их самообучения, развивать умения планировать и организовывать свою образовательную деятельность (Игонина 2009; Кудрявцева 2008). Это новое качество сразу было замечено рядом исследователей, отразивших свои наблюдения в определениях портфолио: «отчет по процессу обучения учащегося (студента): что он узнал и как проходил процесс обучения»; «коллекция работ и образовательных результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения» (Новикова и др. 2008). Е. Ю. Кудрявцева присваивает портфолио статус «инструмента самообразовательной деятельности». Она обращает внимание на его потенциальные возможности в активизации деятельности студента, в стимулировании его стремления к профессиональному становлению (Кудрявцева 2008). Ссылаясь на мнение Т. Б. Табардановой, Е. В. Игонина видит основную цель составления студентами портфолио не только в развитии их самостоятельности в образовательной деятельности и объективности самооценки, но и в повышении конкурентоспособности (Игонина 2009). Рассматривая развитие профессиональных качеств личности студента как одно из значимых направлений применения этой папки документов, Е. В. Игонина выделяет ряд функций, указывающих на потенциальные возможности технологии в организации самостоятельной работы студентов: мотивационную, организационную, операциональную, рефлексивную (Игонина 2009). Работая со студентами-заочниками (курс «Теория и технология развития речи детей»), мы использовали тематический портфолио, который создается, как уже было сказано выше, в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Это упорядоченная, структурированная совокупность документированных учебных достижений самостоятельной деятельности студента-заочника, отражающая динамику освоения им отдельной темы курса; качество самообразования и развития профессиональных компетенций студента; его самореализацию и самооценку. «Тематический портфолио», создаваемый в процессе изучения определенной темы или отдельного модуля, задает систему самостоятельной работы студента. Принцип обучения был сформулирован для студентов так: «Делай по-своему, исходя из своих интересов, опыта и способностей, и оценивай результаты своей учебной деятельности в соответствии с этим». Но при этом содержание папки структурировалось таким образом, чтобы студенты освоили логику изучения темы с точки зрения научно-практической ориентации. Благодаря заданной структуре, можно судить об учебных, творческих и общих компетенциях студентов-заочников. По каждой теме студентам предлагается собирать стандартизированный набор отдельных файлов. Каждый файл - это материал, необходимый для усвоения отдельной темы. Файлы содержат: 1) документы, отражающие изучение теоретического содержания темы: - глоссарий (определение основных терминов, необходимых для формирования понятийного аппарата студентов); - схемы или таблицы, раскрывающие теоретические и методические аспекты темы (классификации подходов, структурирование теоретических положений, алгоритмы технологий непосредственной образовательной деятельности с детьми, классификации методических приемов, средств и т.д.); - конспекты или тезисы источников (рекомендуемых и дополнительных); - библиографический список публикаций из современной периодики и их краткие аннотации и т.п.; 2) практические творческие работы, например: - конспекты или планы непосредственной образовательной деятельности (НОД) с детьми; - картотеки или «мини-сборники» игр для детей, раскрывающие технологии реализации задач по изучаемой образовательной области программы детского сада; - сценарии различных форм работы с детьми; - разработки организации проектной деятельности детей (детских, детско-родительских и др.); - материал для работы с родителями (сообщения для родительских собраний, памятки, эскизы родительских уголков и пр.); - компьютерные презентации для сопровождения различных форм работы с детьми (НОД, развлечения и др.) и их родителями (собрания, деловые игры и пр.); - диагностический инструментарий для изучения достижений детей по данному аспекту работы (критерии и показатели, параметры оценки, методы исследования); 3) результаты освоения темы: рейтинг-лист; лист самооценки (рефлексии), включающий самооценку подготовки к занятию в его начале и в конце; тесты или педагогические ситуации, решенные дома или на занятии, с их оценкой; контрольные работы. Структурные элементы предложенного студентам тематического портфолио отражают основные компетенции по усвоению содержания курса. Составление теоретического раздела ориентирует на приобретение опыта работы с теоретической и практической литературой (ОК-1, ПК-2); второй раздел - ПК-2, ПК-3. Третий раздел развивает умения самоанализа и самооценки. Перед началом работы студентам даются задания, способствующие правильной организации деятельности. Это могут быть перечень терминов для составления глоссария, рекомендации к оформлению практического материала, в том числе форма таблицы и др. (Пример 1). Пример 1 Задание к изучению темы «Развитие у детей словообразовательных умений» 1. Составить глоссарий к теме. Примерный перечень понятий: 1) мотивирующая основа слова, 2) производное слово, 3) производящее слово, 4) словообразование, 5) способ словообразования, 6) словообразовательное значение, 7) формант, 8) этимология, 9) этимологический анализ. 2. Составить схему выделенных исследователями принципов усвоения словообразования детьми. 3*. Подготовить сообщение о понимании детьми словообразовательной структуры слова. 4. Выписать из программ содержание работы с детьми по обучению их словообразованию (конкретизировать программные задачи). Дать анализ двух (или более*) вариативных программ, начиная с 1-й младшей группы и заканчивая подготовительной группой. 5. К каждой задаче подобрать игру или упражнение для ее решения. Оформить подобранные игры в виде таблицы или в виде картотеки. Пример оформления таблицы Программная задача Игры и упражнения 1. Образовывать слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами (2-3 года) Игровое упражнение «Ласковые имена». Цель: учить детей называть друг друга по имени ласково (Танечка, Олечка, Вовочка). Ход игры. Кратко излагается ход игры или упражнения. 2. 6. Подобрать стихи, в которых представлены однокоренные слова. 7*. Составить конспект грамматического занятия с детьми, содержанием которого являются задачи по обучению детей словообразованию. Примечание. Пункты, отмеченные звездочкой, выполняются по желанию, оцениваются как дополнительный балл за тему. В дальнейшем студенты сами определяют и содержание глоссария, и форму представления материалов. Как показывает анализ педагогических источников, одним из условий профессионального и личностного развития является осмысление и упорядочивание своей образовательной деятельности, систематизация ее опыта в словесном отчете, в выражении своего отношения к ее результатам (К. Э. Безукладников, Н. В. Зеленко, А. Г. Могилевская, Г. В. Сороковых и др.). Использование технологии тематического портфолио позволяет преподавателю управлять самостоятельной работой заочников по изучению отдельной темы или всего курса, а студентам - целенаправленно осваивать тему курса, вынесенную на самостоятельное изучение. Предлагаемые памятки для анализа и оценки практических материалов (Пример 2) и листы оценки материалов по каждой теме (Пример 3) позволяют студенту дать объективную самооценку относительно усвоения каждой темы, увидеть свои достижения или пробелы. Пример 2 Памятка для анализа и самооценки картотеки игр и упражнений для обучения детей словообразованию 1. Полнота охвата программных задач в картотеке: · охвачены все программные задачи - 3 балла; · нет материала по 1-2-м задачам - 2 балла; · нет материала более чем по 2-м задачам - 1 балл. 2. Конкретизация каждой задачи в речевом материале игр и упражнений (конкретизация предполагает использование по каждому способу различных тематических групп слов и слов из разных частей речи, например, суффиксальным способом могут образовываться названия действующих лиц, посуды, притяжательные прилагательные, глаголы от звукоподражательных слов и т.д.): · задача конкретизируется подробно - 3 балла; · частичная конкретизация - 2 балла; · отсутствие конкретизации - 1 балл. 3. Ясность описания игры или упражнения: · описание дает полное представление об их содержании - 3 балла; · нет полной ясности о содержании игры или упражнения - 2 балла; · присутствует только название игры (упражнения) - 1 балл. 4. Наличие пометок о возрасте детей, для которых предназначены игры и упражнения: · пометки сделаны для каждого упражнения - 3 балла; · пометки сделаны только в некоторых случаях - 2 балла; · пометок нет - 1 балл. 5. Можно ли рекомендовать картотеку для использования в практике? · можно без доработок и дополнений - 3 балла; · можно, но с некоторой доработкой - 2 балла; · может использоваться со значительной доработкой - 1 балл. 6. Презентабельность оформления: · без замечаний - 3 балла; · с небольшими замечаниями - 2 балла; · небрежно - 1 балл. Пример 3 Памятка для оценки материалов портфолио по изучению темы «Обучение дошкольников способам словообразования» Содержание портфолио Самооценка Оценка Документы 1. Глоссарий. 2. Материал о способах словообразования в русском языке. 3. Схемы, отражающие особенности усвоения детьми словообразовательной системы языка (понимания словообразовательной структуры, усвоения способов словообразования). 4. Сводная таблица для анализа программного содержания. 5. Схема «Направления работы по обучению детей словообразованию». Творческие работы 1. Картотека игр и упражнений для работы с детьми по словообразованию, подобранная в соответствии с программным содержанием (задание, выполненное подгруппами). 2. Подборка стихотворений по данному разделу для работы с детьми. 3. Творческие материалы, собранные по личной инициативе. Результаты 1. Лист самооценки усвоения материала темы. 2. Перечень документов в портфолио по изучаемой теме. 3. Выполнение тестов. Структура тематического портфолио помогает студентам не только в реализации текущей самостоятельной работы, но и оказывает помощь в сборе материалов при выполнении контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ, поскольку она задает своеобразный алгоритм изучения педагогической проблемы или темы. Данную технологию можно использовать для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретной дисциплины, включая поощрение самообучения и обеспечение подхода, при котором студенты могут самостоятельно определять траекторию своего профессионального развития, оценивать качество своих достижений. Для преподавателя вуза методика тематического портфолио является не только эффективной технологией оценивания уровня усвоения курса студентом, но и помогает решать важные педагогические задачи, включая постоянную поддержку высокой учебной мотивации студентов; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения; развитие навыков их рефлексивной и оценочной деятельности; формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; возможность равной поддержки развития студентов. Форма самостоятельной работы студента в процессе создания тематического портфолио - внеаудиторная, индивидуальная, по виду - это текущая самостоятельная работа, по содержанию заданий она носит теоретический, практический и исследовательский характер. Как индивидуальная папка студента, в которой накапливаются теоретические и практические материалы, отражаются его индивидуальные достижения в профессиональном развитии, тематический портфолио может использоваться студентами в ходе педагогической практики и в будущей профессиональной деятельности. Собранные студентом тематические папки по всем профильным дисциплинам могут быть представлены работодателю при устройстве на работу как свидетельство готовности выпускника к соответствующей профессиональной деятельности. Таким образом, тематический портфолио можно рассматривать как технологию организации самостоятельной работы студентов-заочников, обеспечивающую самооценку результативности прохождения своей образовательной деятельности и динамики своего профессионального развития и, в конечном итоге, как технологию формирования профессиональных компетенций.
×

About the authors

Olga Anatolyevna Bizikova

Nizhnevartovsk State University

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at the Department of Pedagogy and General and Social Education

References

  1. Бахарева М. В., Никитина Э. В., Угольникова Е. Г. 2006. Использование технологии «учебный портфолио» // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование» 1, 41-45.
  2. Бизикова О. А. 2009. Тематический портфолио как средство формирования компетентности студентов // Е. В. Гончарова (отв. ред.) Использование современных педагогических технологий в рамках модернизации образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, 88-91.
  3. Безукладников К. Э. 2008. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе 8, 66-70.
  4. Зеленко Н. В., Могилевская А. Г. 2009. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании 1, 61-63.
  5. Игонина Е. В. 2009. Функции портфолио студента высшего учебного заведения // http://gisap.eu/ru/node/734. (2009. 7 февраля).
  6. Кныш И. А., Пастухова И. П. 2008. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование 1, 69-73.
  7. Кравченко Е. В. 2012. Портфолио в системе профессиональных достижений студентов // Сибирский педагогический журнал 7, 120-122.
  8. Кудрявцева Е. Ю. 2008. Портфолио как инструмент самообразовательной деятельности учащихся // Профильная школа 4, 8-12.
  9. Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А.С. 2008. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы 2, 32-35.
  10. Сороковых Г. В. 2007. Методический портфель студента-практиканта как способ формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе 1, 54-58.
  11. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (2009, 25 декабря).
  12. Федотова Е. Е., Новикова Т. Г., Прутченков А. С. 2005. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школе // Школьные технологии 3, 171-180.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies