О методике проведения практических занятий по информационным технологиям управления бакалаврам управленческих специальностей
- Авторы: Абрамян Г.В.1, Катасонова Г.Р.2
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена
- Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
- Выпуск: № 1 (2013)
- Страницы: 3-5
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49192
- ID: 49192
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Переход высшей профессиональной школы на обучение по программам ФГОС ВПО третьего поколения предусматривает значительное количество практических и самостоятельных занятий. Рассматриваются вопросы проведения практических занятий по информационным технологиям управления для бакалавров управленческих специальностей. Предлагается методика, позволяющая максимально индивидуализировать обучение бакалавров.
Ключевые слова
Полный текст
В связи с переходом высшей профессиональной школы на обучение по программам ФГОС ВПО третьего поколения у студентов вместо традиционной информатики на первых курсах вводятся дисциплины «Техника работы на ПЭВМ» или «Информационные технологии», предполагающие небольшое количество лекционных, но значительное количество практических и самостоятельных занятий. Абитуриенты, имеющие хорошие и отличные оценки в аттестате, могут иметь разный уровень умений и практических навыков самостоятельной работы в области информатики. Это объясняется тем, что в специализированных школах по информатике применяются передовые методы обучения и опроса, а в общеобразовательных школах практикуется чаще всего только работа на ПЭВМ в режиме пользователя Интернета. В этих школах занятия и опрос проводятся в традиционной форме, и у будущих студентов не формируются навыки и умения работы в соответствии с современными болонскими соглашениями и рейтинговыми методиками оценивания и анализа успеваемости школьников. Кроме того, у них часто отсутствует опыт проведения самостоятельной работы. В связи с этим необходима методика, позволяющая максимально индивидуализировать обучение бакалавров, научить их грамотно, четко, лаконично излагать теоретический материал с использованием соответствующей научной терминологии и развить навыки и умения проведения внеаудиторной самостоятельной работы. Данная методика включает в себя основные этапы: 1. Разработка теоретического демонстрационного материала и лабораторного практикума с размещением его на сайте университета. Дает студентам возможность заранее подготовиться к практической аудиторной работе, познакомиться с элементами теории, индивидуальными заданиями, контрольными вопросами и предварительно оформить лабораторный журнал. Это позволяет сократить время на оформление работы и подготовиться к ее защите. 2. Разработка правил поведения студентов в учебной лаборатории и правил проведения защиты работ. Позволяет студентам развивать навыки и умения самостоятельного выполнения задания, более рациональной организации работы и взаимодействия с коллективом. Работа засчитывается только при устном ответе и при сдаче звукового файла, записанного дома полного комментария при изучении лабораторной работы. 3. Разработка правил для проведения исследовательских работ, за которые проставляются дополнительные баллы за творчество. Исследовательский метод — высшая форма воспитания творческой инициативы студентов, их самостоятельности. Студенты при этом являются не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Цель учебной исследовательской деятельности — приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе приобретения новых знаний. Самостоятельная исследовательская работа, выполненная студентом дома, может быть представлена как в виде статичных страниц с анимационными компонентами, так и в виде последовательного визуального ряда. Для более эффективной подачи информации может быть выполнена презентации по соответствующей теме и озвучена студентом «за кадром». Когда студенты индивидуально отвечают по пройденному теоретическому материалу при защите лабораторной работы или сдают на проверку созданный дома звуковой файл с записанным ответом или разобранной методикой работы в программе, это позволяет им позволяет постепенно отвыкнуть от «зависимости» обращаться за помощью к соседям, приучает разбираться со своими вопросами и заданиями самостоятельно, развивая навыки грамотного изложения мыслей. Использование презентаций благодаря большому интересу и творческой увлеченности формирует компетенции в области дизайнерского искусства и ораторского мастерства. Основными жанрами мультимедиапрезентаций в зависимости от области применения являются презентация для показа на больших экранах, презентация для персональных контактов и распространения на компакт-дисках и презентация-наглядное пособие для доклада. Презентация-ролик для трансляции на большом экране позволяет заинтересовать, привлечь внимание зрителей, ее показывают на выставках, конференциях и других публичных мероприятиях. Прокрутка с повтором ролика на выставке позволяет выделиться среди конкурентов и привлечь посетителей к выставочному стенду компании. Демонстрация ролика перед выступлением — это своего рода «введение в тему», чтобы сфокусировать внимание аудитории и создать соответствующий эмоциональный настрой перед докладом. Основные критерии презентации в этой области — динамика, насыщенность действия. Продолжительность — в среднем от одной до нескольких минут. Презентации на флеш-носителях для раздачи и персональных контактов позволяют студентам показывать их в ходе беседы с преподавателем на мониторе компьютера. Подобная презентация позволяет наглядно продемонстрировать тот или иной аспект переговоров. Помимо этого, файл с презентацией, который остается преподавателю для проверки, служит аргументом для принятия им решения по рассматриваемому вопросу. Оптимальной программной оболочкой данных презентаций является Adobe Flash. Флеш-презентации удобны тем, что запускаются автоматически вне зависимости от программного обеспечения, дают максимальные возможности навигации по разделам и позволяют объединить в себе самые разнообразные мультимедийные компоненты. Ввиду ограниченности аудиторных часов в вузе, студенты имеют возможность более подробно изучать возможности сложных программных продуктов, получая дополнительные баллы за творческий процесс. 4. Разработка правил выполнения контрольных работ и иных видов контроля, в том числе и тестовых. Наличие правил выполнения контрольных работ по вариантам позволяет студентам отвыкать от «зависимости» обращаться за помощью к однокурсникам и избавляясь от неуверенности в собственных знаниях. Применяя данную методику при проведении практических занятий, удается значительно индивидуализировать процесс проведения практических работ по ИТУ, т.к. студенты в зависимости от их способностей и организованности практически со второго занятия уже имели собственные графики выполнения и защиты работ. Поэтому сроки выполнения учебного плана у всех были разные. Кто-то выполнил раньше, кто-то позже, но все, кто ходил и занимался, уложились в отведённые сроки. У большинства студентов удалось развить навыки самостоятельного выполнения учебных заданий. Введение табличек с реквизитами студентов и обращение к ним во время учебного процесса по имени и отчеству обеспечивают в аудитории доброжелательную учебную атмосферу. Таким образом, студенты-бакалавры самостоятельно проектируют учебный процесс, идут от практики к теории и затем к новой практике, многократно по-разному повторяют учебный материал. Работа в группах и в движении способствует их заинтересованности в результатах учебного труда и повышению качества образования. При таком подходе учеба становится удовольствием, а не только временем, которое необходимо отбыть в аудитории для получения диплома. А преподаватель на занятиях выступает в роли консультанта и аудитора работ с последующим выставлением баллов за активность на занятиях, самостоятельную и творческую работу.×
Об авторах
Геннадий Владимирович Абрамян
Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена
Email: abrgv@rambler.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48
Галия Рузитовна Катасонова
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Email: 1366galia@mail.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры информационных технологий 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48
Список литературы
- Абиссова М.А., Фокин Р.Р. Сервисы обучения информатике и информационным технологиям в высшей школе. СПб., 2010.
- Абрамова Г.С. Практическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
- Абрамян Г.В., Фокин Р.Р. О методике разработки учебных пособий по информатике // Телекоммуникации, математика и информатика — исследования и инновации: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6. СПб., 2002.
- Емельянов А.А. Организация сервиса коллективной разработки сложных комплексов программ. СПб., 2010.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 544 от 20 мая 2010 г. URL: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140436.pdf
- Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2006.
Дополнительные файлы
