Independent training of students for seminars on the discipline “Regional Folk Singing Styles”

Cover Page

Abstract


The article considers the key aspects of individual work performed by undergraduate students of Russian institutions of higher education of creative orientation educated in training direction “Art of Folk Singing”, as a part of preparation for workshop (seminar) sessions run within the frames of the academic discipline “Regional Styles of Folk Singing”. On the author’s view, one of the most important condition for today’s undergraduate students’ good self-education and fostering of a further folk singing culture specialist’s professionally valuable qualities is appreciation of significance of a role of a modern student’s individual work in general structure of pedagogical process running in the Russian higher school. The author of the paper briefly describes a typical structure of a workshop (seminar), its key management tasks and principles. Steps of an algorithm of information search and analysis of education materials by students are disclosed. The article outlines the author’s opinion on content peculiarities of issue-related calendar plan of academic discipline “Regional Styles of Folk Singing” that discloses particularly through a workshop (seminar) form. Also, the specifics of management of a workshop (seminar) are given; the author notices importance of a workshop (seminar) in the context of training students’ ability to apply received knowledge, skills practically.


Full Text

Российский государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения предполагает переход от традиционной концепции системы обучения к философии приобретения базовой суммы знаний, необходимых для дальнейшего саморазвития личности и достижения обучающимися успеха в будущей профессиональной деятельности. Сложившийся облик педагогики отечественной высшей школы претерпевает неизбежные изменения за счет внедрения экспериментальных технологий организации обучения, общих изменений в характере организации учебно-методической деятельности в образовательных организациях высшего образования. Вместе с тем работа высшей школы ориентирована на привитие обучающимся вкуса к самообразованию, на формирование устойчивой потребности в повышении их профессиональной квалификации.

Одним из обязательных компонентов организации эффективности учебного процесса является, с одной стороны, формирование устойчивой мотивации обучающегося к познавательно-исследовательской деятельности и личным академическим достижениям, а с другой – формирование готовности преподавателя к корректировке содержания преподаваемой им дисциплины, к поиску форм и методов раскрытия этого содержания. В этой связи основные профессиональные усилия современного преподавателя российской высшей школы должны сосредотачиваться на повышении роли самостоятельной работы обучающихся.

В педагогическом плане самостоятельная работа рассматривается как ориентация процесса образования на развитие у студентов познавательных и созидательных способностей [9, с. 91–92]. В данном контексте основной педагогической задачей является научить студентов мыслить, усваивать знания и саморазвиваться. Самостоятельная работа студентов осуществляется с целью формирования профессиональных, общекультурных компетенций, понимаемых как способность применять умения, знания и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Главными задачами организации самостоятельной работы являются: мотивация обучающихся к освоению учебных дисциплин; повышение уровня ответственности за свое обучение; создание условий для формирования способности к самообразованию; развитие общих и профессиональных компетенций [10].

Для того, чтобы самостоятельная работа стала действительно полноценной, обучающемуся нужно приобрести опыт осуществления функций преподавателя, таких как: анализ, планирование, регулирование, оценка деятельности. Современному обучающемуся необходимо понимать, для чего ему нужны приобретаемые знания, умения и навыки и осознавать, каким образом его личные академические успехи отразятся на последующем трудоустройстве и качестве будущей профессиональной деятельности. В идеале, у будущего специалиста должна сформироваться ориентация на ведение самостоятельного информационного поиска в массивах данных по профильным дисциплинам. В таком контексте одна из ключевых рабочих задач педагога состоит в том, чтобы изменить отношение современного обучающегося к самостоятельной работе, убедительно аргументировать ее важность и значение [7, с. 82]. Самостоятельная работа в вузе должна носить системный, непрерывный, усложняющийся характер и включать все виды работы: аудиторные и внеаудиторные. Самостоятельная работа должна быть ориентирована на обучающегося с учетом уровня подготовки и присущего каждому обучающемуся индивидуального стиля учебной деятельности [15, с. 138–143]. В процессе организации самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности проявляется специфика данной работы, которая заключается в том, что она принципиально меняет диспозиции участников учебного процесса – преподавателя и студентов, функции и содержание их деятельности [1, с. 81–84].

Вопросу повышения роли самообразования в процессе обучения в целом посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. Так, в своем труде «Школа для ХХI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, подчеркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от образования?» он получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Современные и будущие работодатели заинтересованы в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т. е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоких гуманитарных знаниях [27, с. 7].

По мнению А.А. Вербицкого, чтобы стать теоретически и практически компетентным, студенту необходимо совершить двойной подход: от знака (информации) к мысли, а от мысли – к действию, поступку. Переход от информации к ее применению, к действию опосредован мыслью, интеллектуальным процессом, что и делает эту информацию осмысленной [11, с. 101–107.]. Как указывает И.А. Свеженцева, «локомотивом в организации самостоятельной работы бакалавров на современном этапе должен быть тезис «научить добывать знания самостоятельно». Способность получить информацию нового качества без посторонней помощи становится мoщнейшим стимулом в профессиональной деятельности, осознанием своего «я» и «я могу», формирует устойчивую потребность в самообразовании» [19, с. 87].

С этой точки зрения быть субъектом обучения, прежде всего, означает осуществлять самоуправление учебной деятельностью, а это предполагает сформированность у обучающегося специфических функций и средств такого управления. К числу таких специфических средств перехода от «внешнего управления» самостоятельной работой к самоуправлению относятся самомотивация, саморегуляция, самоорганизация, самоконтроль и самооценка. Эффективность самостоятельной работы обучающихся обусловливается сформированностью именно этих компонентов, а не увеличением удельного веса самостоятельных работ [1, с. 83].

Специфика образования в сфере культуры в целом и самостоятельной работы обучающихся в частности заключается в том, что их целью является формирование компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной предметной области, в том числе: для качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения на уровне межпредметных связей; для формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся, и др.

Особенно актуальна самостоятельная работа при изучении специальных дисциплин, когда обучающийся охватывает широкий круг необходимой специальной литературы и у него вырабатываются определенные навыки в соответствующей профессиональной области [15, с. 139].

В данной статье представлены исследования по проблеме внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при подготовке к семинарским занятиям по учебной дисциплине «Региональные народно-певческие стили».

Структура учебного плана образовательных организаций высшего образования в сфере культуры по направлению подготовки «Искусство народного пения» ориентирована на воспитание высокопрофессионального специалиста, понимающего ценность самообразования и способного к творческому применению накопленной суммы знаний. Учебный процесс построен таким образом, чтобы посредством внеаудиторной самостоятельной работы вызвать интерес к участию в активных формах педагогического процесса – гаранту эффективности учебной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это вид самоорганизованной учебной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской деятельности обучающихся, выполняемой ими во внеаудиторное время по заданию и при дистанционном методическом руководстве преподавателя. Для современного обучающегося именно самостоятельная работа становится основой формой участия в образовательном процессе. Соотношение времени, отводимого на аудиторную работу, и времени, отводимого на самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности обучающихся [21, с. 171].

В отличие от аудиторных занятий, внеаудиторная самостоятельная работа нацелена на активное развитие способности обучающегося к самостоятельной формулировке проблемы, к поиску, анализу и применению альтернативных вариантов ее решения. На первый план, в данном контексте, выступает психологическая готовность обучающегося к признанию личной ответственности за последствия самостоятельно принятых решений [1, с. 81].

Семинар – одна из основных форм организации практических занятий, специфика которой состоит в коллективном обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно или под руководством преподавателя [20, с. 333]. В современной педагогике данной форме проведения занятий посвящены труды В.И. Андреева [5], В.Б. Бокутя [7], Б. Манделя [12]. Так, по утверждению В.И. Андреева, «семинарские занятия позволяют педагогу контролировать результативность самостоятельной работы обучающихся по подготовке к коллективному обсуждению наиболее актуальных вопросов и проблем по дисциплине, а также осуществлять мониторинг эффективности качества усвоения знаний, полученных обучающимися в ходе аудиторных занятий» [5, с. 283].

В рамках направления подготовки «Искусство народного пения» учебная дисциплина «Региональные народно-певческие стили» изучается в следующих формах: лекционные, семинарские, практические занятия, контролируемая самостоятельная работа и внеаудиторная самостоятельная работа студентов. В ходе освоения учебной дисциплины обучающиеся изучают особенности идентификации признаков своеобразия локального музыкального фольклора, специфику выявления вариативности схожих образцов песенного фольклора исполнителями различных территорий, оригинальные типы музыкальной стилистики и исполнительские приемы, характерные для народного пения различных регионов России, и другие вопросы.

В процессе проведения лекционных, практических, лабораторных занятий обучающиеся овладевают содержанием основных единиц категориального аппарата дисциплины, приобретают навыки уверенного оперирования комплексом способов, приемов, методов аналитической работы, учатся грамотному применению своих знаний и умений на практике. Проведение семинарских занятий выводит образовательный процесс по данной дисциплине на более высокий качественный уровень.

Согласно исследованиям, процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие особенно эффективно, когда реализуется поиск ответов всей учебной группой, обучающимся дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления у студентов [21, с. 171–174]. Внеаудиторная самостоятельная работа по подготовке обучающихся к семинарским занятиям по данной дисциплине способствует решению ряда задач: формирование углубленных знаний обучающихся по музыкально-певческой культуре регионов России по заранее сформулированному перечню вопросов за счет самостоятельного изучения ими рекомендованной педагогом научной и учебно-методической литературы, нотных материалов; приобретение обучающимися уверенного навыка определения состава факторов, оказывающих решающее влияние на формирование этнического состава населения конкретной территории, особенности жанрового состава традиционной культуры регионов России; развитие у обучающихся способности к систематизации и обобщению массивов теоретических знаний по ранее изученным темам; совершенствование навыков подготовки обзорных сообщений и развернутых докладов по заданным педагогом темам на основе содержательного анализа учебных и учебно-методических пособий, нотных сборников; воспитание способности обучающихся к самостоятельному размышлению на темы, изучаемые в ходе освоения учебной дисциплины.

Процесс подготовки обучающегося к выступлению с докладом на семинарском занятии принято разбивать на следующие этапы:

– составление плана самостоятельной работы обучающегося;

– определение источниковой базы и изучения круга вопросов, представленных педагогом для рассмотрения на семинарском занятии;

– изучение литературы, рекомендованной педагогом для самоподготовки к занятию, а также ознакомление с содержанием дополнительных источников, освещающих тему семинарского занятия;

– подготовка конспекта доклада по кругу вопросов к семинарскому занятию.

Из перечисленных этапов наиболее трудоемкими являются аналитическая работа с перечнем рекомендованных источников и подготовка конспективных записей или компилятивная формулировка тезисов будущего доклада. Для обстоятельного раскрытия заявленной темы семинарского занятия обучающийся изучает информацию, представленную в учебных, учебно-методических пособиях, нотных источниках традиционных песенных образцов регионального фольклора России. В случае недостатка материалов по теме семинарского занятия обучающийся получает ориентирующую консультацию педагога, позволяющую скорректировать направление его самостоятельного информационного поиска. Важную роль в подготовке к семинарскому занятию для будущих специалистов в области народно-певческой культуры следует отвести вопросам грамотного подбора нотного материала, привлекаемого педагогом для формирования навыков обучающихся в области анализа музыкально-стилистических особенностей русских народных песен различных регионов России.

Такой вид педагогического контакта преподавателя с обучающимися позволяет гарантировать успешное освоение дисциплины, контролировать процессы формирования умений и навыков результативной самостоятельной учебно-творческой, исполнительской деятельности обучающихся, препятствовать уклонению обучающихся от ответственности за выбор и практическое воплощение решений учебных и творческих задач. Формат доклада обучающегося на семинарском занятии предполагает логически связное повествование по заявленному вопросу; чтение с листа – неприемлемый вариант изложения обучающимся подготовленного материала. Во-первых, в такой ситуации педагог лишен возможности удостовериться в свободном владении и твердости знаний, усвоенных докладчиком в ходе самостоятельной подготовки, во-вторых, аудитория, заслушивающая доклад, представленный в стиле «громкие читки», не проявляет живого интереса к его содержанию, что становится причиной низкого качества усвоения учебного материала.

Навыки публичного выступления, получаемые обучающимися в ходе работы на семинарских занятиях, направлены на формирование способности к связному изложению собственных мыслей – весьма важному условию профессиональной востребованности будущего специалиста. План-конспект доклада для семинарского занятия, самостоятельно подготовленного обучающимся, может включать в себя: историко-культурные, географические и климатические условия формирования певческой традиции; лаконичную характеристику основных этапов формирования певческого стиля; региональные особенности музыкальной культуры; местные особенности народного исполнительства; специфику бытования свадебного обряда; описание народного костюма; характеристики диалекта.

При подготовке к семинарскому занятию целесообразно использовать информационно-коммуникационных технологии. Компьютер является универсальным средством для доступа к базе данных, проведения в ней необходимых операций. Плодотворное использование информационных и коммуникационных технологий положительно меняет характер учебного процесса, помогает привлечь обучающихся к получению знаний и резко повысить объем получаемых знаний и запоминание полученного материала, помогает их аналитическому мышлению. Существует возможность выбора из большого количества методических средств: использование компьютерных технологий в процессе обучения, объединение рациональных и эмоциональных аспектов, добавление игр, использование моделей [6, с. 2–5]. Благодаря возможностям современных информационно-коммуникационных технологий обучающийся может дополнить свой доклад демонстрацией тематических фото-, аудио-, и видеоматериалов, раскрывающих особенности бытования обрядовой и внеобрядовой поэзии, местного репертуара, музыкальной стилистики песенного фольклора, манеры исполнения песен, исполнительских приемов, общие комплексы и детали традиционных костюмов.

Выбор формы проведения семинарского занятия определяется характером поставленной педагогом учебной задачи, заявленной темой, кругом изучаемых вопросов и обусловлен спецификой учебной дисциплины. Из всей совокупности видового разнообразия семинарских занятий целесообразно использовать следующие:

– тематический семинар (занятие посвящено изучению только одного из аспектов регионального народно-певческого стиля; круг вопросов, выносимых на рассмотрение группы обучающихся, ранее не получил освещения ни на лекционных, ни на практических занятиях);

– обобщающий семинар (занятие нацелено на закрепление ранее освоенного обучающимися материала по теме, охватывающей все составляющие региональной певческой традиции (этнический состав населения, особенности народной культуры, специфика традиций народного песенного исполнительства, региональная специфика свадебного обряда, диалектные особенности устной речи территории, вид народного костюма)).

Преподаватель заранее знакомит обучающихся с тематикой семинарского занятия. В качестве иллюстрации приведем пример. В календарно-тематическом плане рабочей программы дисциплины «Региональные народно-певческие стили», наряду с темами, связанными со спецификой бытования различных певческих стилей России, представлена тема семинарского занятия: «Особенности сибирской певческой традиции». В ходе самостоятельной работы по подготовке к семинарскому занятию обучающиеся изучают исследования отечественных этномузыкологов: Ф.Ф. Болонева и М.Н. Мельникова [22], А.М. Мехнецова [13; 14], Н.К. Пархоменко [16], В.М. Щурова [17; 25; 26]. Также особое внимание уделяется исследованиям по песенному фольклору Алтайского края: О.А. Абрамовой [2; 3; 4], Н.И. Бондаревой [8], О.С. Щербаковой [23; 24] по обозначенной теме. Кроме того, непосредственно на семинаре обучающиеся могут подкреплять теоретическую часть доклада практической демонстрацией песенного материала сибирской певческой традиции, как в сольной, так и в групповой версии. Данный вид демонстрации возможен благодаря тому, что изучение и освоение местного песенного репертуара происходит на смежных дисциплинах профиля подготовки: «Вокальная подготовка», «Ансамблевое пение» и ряда других.

Итак, семинар – групповой вид занятия, предусматривающий ведение коллективной дискуссии по ходу представления докладов обучающимися. В этой связи, на усмотрение педагога, решается вопрос о синхронном конспектировании студенческой аудиторией фрагментов докладов (для последующего использования материалов в ходе подготовки к формам контроля – зачету, экзамену). Вопросы, возникающие у слушателей и участников групповой дискуссии по содержанию представляемых докладов, разрешаются коллективными усилиями: заслушиваются дополнения, комментарии, мнения, взгляды.

Анализируя технологию семинара, Б. Мандель подчеркивает, что «в ходе семинара педагог может использовать уточняющие, встречные, наводящие и проблемные вопросы. Уточняющие вопросы позволят выступающему конкретизировать высказанную мысль, более определенно сформулировать ее. Наводящие вопросы выводят обсуждение вопроса в нужное русло, устраняют нежелательные отклонения. Встречные вопросы направлены на самостоятельность мышления, способствуют выявлению неточности в выводах выступающего. Проблемные вопросы – методический прием, направленный на углубление знаний, создание проблемной ситуации, повышение активности обучающихся» [12, с. 55].

Самостоятельную работу следует рассматривать не только с точки зрения достижения учебных целей, а в более широком контексте – как средство формирования самостоятельности как личностной характеристики будущего специалиста, повышающее его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующее у него активно преобразовательное отношение к окружающей действительности и к самому себе [1, с. 82]. В организации самостоятельной работы в вузе все более проявляется компетентностная парадигма профессионального образования. Связанные с нею тенденции характеризуются наличием положительной мотивации студентов к самостоятельной работе как виду учебно-познавательной деятельности. В учебный процесс все больше внедряются активные профессионально ориентированные технологии обучения как основа асинхронной самостоятельной работы и ее методического обеспечения. Эти подходы способствуют развитию мотивационной сферы студентов, накоплению различных типов опыта деятельности, активизации субъектной позиции обучаемых, развитию культуры самообразовательной деятельности [18, с. 85].

Таким образом, самостоятельная подготовка к работе на семинарских занятиях учебной дисциплины «Региональные народно-певческие стили» развивает у обучающихся, во-первых – навыки в области целеполагания, планирования, оценки эффективности деятельности; во-вторых – информационно-поисковые и информационно-аналитические умения и навыки при работе с массивами научной, учебной, учебно-методической литературы, нотными источниками; в-третьих – развивает ранее приобретенные навыки составления логически корректного и информационно насыщенного плана-конспекта по заданной теме, в-четвертых – формирует базовые навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности, способность к самоконтролю и критической самооценке.

Будущие специалисты, владеющие стандартным набором методов научного познания, имеющие устойчивый интерес к постоянному расширению академического кругозора, развитые навыки эффективной работы с научной, учебно-методической и нотной литературой, грамотно излагающие усвоенный теоретический материал, умеющие дать объективную оценку уровню своих знаний, способные применять полученные знания на практике, после окончания вуза будут конкурентоспособными субъектами на рынке труда.

About the authors

Irina N. Solovyova

Altai State Institute of Culture

Author for correspondence.
Email: irina.solo.solo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7111-8100

Russian Federation, Barnaul

References

  1. Abasov, Z. (2007). Proektirovanie i organizatsiya samostoyatel'noi raboty studentov. Vysshee obrazovanie v Rossii, (10). 81–84. (in Russ.).
  2. Abramova, O.A. (1999). Russkaya traditsionnaya narodnaya kul'tura sela Vorob'evo Shipunovskogo raiona Altaiskogo kraya: materialy fol'klornykh ekspeditsii. Barnaul, (3). 81. (in Russ.).
  3. Abramova, O.A. (1999). Russkaya traditsionnaya narodnaya kul'tura Ust'-Koksinskogo raiona Respubliki Altai: materialy fol'klornykh ekspeditsii. Barnaul, (4). 35. (in Russ.).
  4. Abramova, O.A. (1999). Traditsionnaya narodnaya kul'tura “Polyakov” i “Kamenshchikov” Rudnogo Altaya. Barnaul. (in Russ.).
  5. Andreev, V.I. (2013). Pedagogika vysshei shkoly. Innovatsionno-prognosticheskii kurs. Kazan'. (in Russ.).
  6. Anisimov, P.F. (2004). Novye informatsionnye i obrazovatel'nye tekhnologii kak faktor modernizatsii uchebnogo zavedeniya. Srednee professional'noe obrazovanie, (6). 2–5. (in Russ.).
  7. Bokut', B.V., Sokoreva, S.I., Shemetkov, L.A., & Kharlamov, I.F. (1989). Vuzovskoe obuchenie: problemy aktivizatsii. Minsk. (in Russ.).
  8. Bondareva, N.I. (1995). Russkie narodnye pesni Altaiskogo kraya. 1. Moscow. (in Russ.).
  9. Brilliantova, O.O. (2012). Monitoring kachestva znanii studentov. In Innovatsii v sisteme vysshego obrazovaniya: Materialy III Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii, 91–92. (in Russ.).
  10. Brilliantova, O.O., & Maslieva, S.N. (2016). Samostoyatel'naya rabota studentov v vuzovskom uchebnom protsesse. Vysshaya shkola, (9). 79–81. (in Russ.).
  11. Verbitskii, A.A., & Kruglikov, V.V. (1998). Kontekstnoe obuchenie: formirovanie motivatsii. Vysshee obrazovanie v Rossii, (4). 101–107. (in Russ.).
  12. Mandel, B. (2016). Seminar – chast' nashei zhizni. Rektor vuza, (3). 50–59. (in Russ.).
  13. Mekhnetsov, A. (1973). Khorovodnye pesni, zapisannye v Tomskoi oblasti (Pesni Tomskogo Priob'ya). Leningrad; Moscow. (in Russ.).
  14. Mekhnetsov A.M. (2012). Narodno-pesennaya kul'tura starozhil'cheskogo naseleniya Zapadnoi Sibiri. St. Petersburg. (in Russ.).
  15. Pak, Yu.N., Shil'nikova, I.O., & Pak, D.Yu. (2015). Samostoyatel'naya rabota studenta v usloviyakh GOS novogo pokoleniya (Opyt Kazakhstana). Vysshee obrazovanie v Rossii, (6). 138–144. (in Russ.).
  16. Parkhomenko, N.K. (1985.) Russkie narodnye pesni Tomskoi oblasti: Dlya peniya (solo, ansambl', khor) s soprovozhdeniem bayana i bez soprovozhdeniya. Moscow. (in Russ.).
  17. Shchurov, V. (2010). Pesni altaiskikh kazakov: sbornik. Barnaul. (in Russ.).
  18. Petukhova, T.P., Belonovskaya, I.D., Glotova, M.I., & Pashkevich, M.S. (2012). Samostoyatel'naya rabota glazami studentov i prepodavatelei: rezul'taty monitoringa. Vysshee obrazovanie v Rossii, (1). 80–85. (in Russ.).
  19. Svezhentseva, I.A. (2017). Status samostoyatel'noi raboty v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve vuza. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki, (3(7)). 87–90. (in Russ.).
  20. Mizherikov, V.A. (2004). Slovar'-spravochnik po pedagogike. Moscow. (in Russ.).
  21. Sorokina, E.I., & Makovkina, L.N. (2015). Organizatsionnye formy obucheniya v vuze. In Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: Materialy III Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (g. Kazan', oktyabr' 2015 g.). Kazan', 171–174. (in Russ.).
  22. Bolonev, F.F., & Mel'nikov, M.N. (1985). Khorovodnye i igrovye pesni Sibiri. Novosibirsk. (in Russ.).
  23. Shcherbakova, O.S. (2012). Pesennyi fol'klor ukrainskikh pereselentsev Altaya kak osnova znakomstva s etnotipom ukraintsev-sibiryakov. In Karusel' druzhby: Materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Barnaul, 109–111. (in Russ.).
  24. Shcherbakova, O.S. (2015). Pesni ukrainskikh pereselentsev Altaya i osobennosti ikh osvoeniya v molodezhnom narodno-pevcheskom kollektive (iz opyta raboty s fol'klornym ansamblem “Uzor'e”). In Kul'tura v evraziiskom prostranstve: traditsii i novatsii. Barnaul, 217–220. (in Russ.).
  25. Shchurov, V.M. (1986). O regional'nykh traditsiyakh v russkom narodnom muzykal'nom tvorchestve. In Muzykal'naya fol'kloristika. Moscow. 3. 11–17. (in Russ.).
  26. Shchurov, V.M. (2009). Russkie pesni Altaiskogo Belovod'ya [Noty]: dlya peniya (solo, khor) bez soprovozhdeniya. Moscow. (in Russ.).
  27. Schlechty, P. C. (1990). Schools for the 21st century: Leadership imperativesfor educational improvement.

Statistics

Views

Abstract - 10

PDF (Russian) - 3

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies