№ 1 (2021)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

К вопросу о формировании и развитии профессиональных компетенций студента – будущего учителя истории

Антонова А.В.

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема современного высшего педагогического образования, связанная с формированием и развитием профессиональных компетенций будущего учителя истории. Цель статьи заключается в выявлении на основе анализа федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, а также собственного педагогического опыта профессиональных компетенций будущего учителя истории, необходимых для повышения качества подготовки педагога в процессе учебной и внеучебной работы в вузе. В статье представлены различные трактовки понятия «профессиональные компетенции педагога», рассматриваемые как отечественными, так и зарубежными исследователями последний десятилетий. На основе анализа профессиональных задач и видов деятельности, заявленных в ФГОС ВПО и ВО (2011 г., 2014 г., 2016 г., 2018 г.), было выявлено пять профессиональных компетенций учителя истории, которые вошли в учебные планы и рабочие учебные программы по дисциплинам предметной подготовки бакалавра (профиль «История и обществознание»): «Методика обучения и воспитания в историческом образовании», «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении истории», «Игровые технологии в обучении и воспитании», «Педагогические мастерские» как дополнительные к общепрофессиональным компетенциям, содержащимся в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей истории осуществляется в рамках учебной работы студентов, а их развитие и практическое применение – в процессе внеаудиторной работы. Профессиональные компетенции педагога характеризуют уровень его профессиональной подготовки, отношение к работе, самому себе и влияют на эффективность осуществления учебно-воспитательной работы в школе.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):5-12
pages 5-12 views

К вопросу об изучении формирования soft skills в зарубежных исследованиях

Ивашкова А.А.

Аннотация

В статье анализируются зарубежные психолого-педагогические исследования по проблеме формирования гибких навыков у студентов колледжа. Сегодняшние студенты являются будущими работодателями и работниками прибыльных мировых предприятий. Сложная ситуация в современной экономике показывает, что новым выпускникам уже недостаточно иметь только знания по учебным предметам, от них все больше требуется повышение уровня дополнительных навыков, которые невозможно получить в процессе обучения: креативность, ответственность, коммуникабельность и многие другие. Чтобы студенты выделялись как перспективные активы для многонациональных организаций, они должны инвестировать в развитие того, что обозначается как мягкие навыки. Именно они увеличат перспективу успешного трудоустройства. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах и связаны с эмоциональным интеллектом. Можно сказать, что мягкие навыки относятся к личностным чертам, беглости языка, личным привычкам, дружелюбию и оптимизму. Гибкие навыки дополняют жесткие навыки, которые являются техническими требованиями профессии, могут быть важной частью организации, особенно если организация имеет дело с людьми. В исследовании дается обзор зарубежной литературы, посвященной изучению формирования soft skills. По мнению большинства западных ученых, гибкие навыки – важнейшие компетенции, необходимые для успешной реализации потенциала; система профессионального образования не готова к формированию soft skills, в следствие этого требуется коренное изменение образовательных программ и учебных планов; формирование мягких навыков предполагает использование современных инновационных технологий и привлечение ведущих специалистов различных областей. Soft skills – надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):13-17
pages 13-17 views

Исследование социокультурной ценности семьи в сознании курсантов военного вуза

Лен А.А., Торкунова О.И., Филоненко Л.В.

Аннотация

В статье рассматривается социокультурная ценность семьи в сознании курсантов военного вуза в свете изменений, произошедших в брачно-семейной сфере в современном российском обществе. В первой части статьи раскрывается актуальность данной проблемы, содержание терминальных ценностей, их классификация и характеристика отдельных групп. В статье выделены некоторые тенденции, произошедшие в общественном сознании конца XX – начала XXI веков, касающиеся ценностей брачно-семейной сферы. Чтобы глубже проникнуть в природу данной проблемы, было изучено множество трудов, сопоставлены ведущие научные подходы ученых в исследовании терминальных ценностей. В статье рассматриваются теоретические представления о семейно-брачных отношениях и результаты эмпирического исследования социокультурной ценности семьи в сознании курсантов в рамках преподавания дисциплин кафедры военно-политической работы Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Приводятся данные методик, осуществлен подробный качественный анализ уровня смысложизненных ориентаций, наиболее значимых терминальных ценностей курсантов. Воспитательное воздействие на курсантов с целью формирования ценности семьи в военном вузе носит комплексный характер. На решение данной проблемы направлено, в том числе, содержание программ обучения дисциплин «Психология», «Психология и педагогика», «Работа с личным составом в ВС РФ». В статье делается важный вывод о том, что подготовка курсантов к семейной жизни является значимой составной частью военно-политической работы в военном вузе, а корректировка и формирование терминальных ценностей молодежи в соответствии с общественно значимыми ценностями возможны при планомерном, целенаправленном психолого-педагогическом процессе подготовки курсантов к семейно-брачным отношениям.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):18-23
pages 18-23 views

Реализация социально-педагогических условий духовно-нравственного развития студентов в образовательном процессе вуза

Ибрагимова Л.А., Мехдиева И.Д.

Аннотация

В статье, посвященной актуальной проблеме духовно-нравственного развития и воспитания бакалавров педагогического направления, представлен содержательный анализ возможностей и перспектив образовательных и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в социально-педагогических условиях. Определены направления взаимодействия образовательных организаций и обучающихся, как условие духовно-нравственного развития студентов в образовательном процессе вуза. Излагаются идеи просветительской и образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию обучающихся вуза, самих педагогов на основе базовых национальных ценностей и традиций отечественной культуры. В статье представлены основополагающие принципы духовно-нравственного воспитания и развития бакалавров. Предлагаются основные направления работы по формированию базовых понятий, входящих в структуру самосознания. Определена роль консолидирующих участников образовательного процесса в деле духовного и нравственного воспитания молодежи. Предпринята попытка анализа образовательных программ, ориентированных на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся вуза.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):24-31
pages 24-31 views

Подготовка будущих бакалавров нелингвистических направлений к межкультурному взаимодействию

Сургутскова Г.А.

Аннотация

Процесс глобализации, развивающийся в настоящее время, приводит к расширению взаимодействий различных стран, народов и их культур. Влияние осуществляется посредством культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями, путем научного сотрудничества, торговли, туризма и т. д. Общение с представителями различных культур становится составным элементом обыденной жизни любого человека. Все чаще высшие учебные заведения осуществляют обмен студентами, преподаватели организуют совместные проекты и проходят стажировки за рубежом, участвуя, таким образом, в межкультурной коммуникации и диалоге культур. Межкультурное взаимодействие студентов в высших учебных заведениях является одним из основных аспектов успешной адаптации в международной академической среде, позволяет иностранным студентам чувствовать себя намного ближе друг к другу, а также регулировать процесс адаптации в течение длительного времени. Кроме того, происходит развитие элементов культурной идентичности. Высшим учебным заведениям необходимо определять наиболее эффективные формы, методы работы со студентами, которые позволят подготовить их к межкультурному взаимодействию, особенно в условиях академической мобильности. В статье раскрываются особенности диалога культур применительно к межкультурному взаимодействию на примере высших учебных заведений. Проанализированы трудности, с которыми сталкиваются учащиеся высших учебных заведений при межкультурном взаимодействии. Названы основные причины проблем в общении в рамках интегральной подготовки бакалавров нелингвистических направлений. Предпринята попытка раскрыть проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе межкультурного взаимодействия в высших учебных заведениях, и показать их зависимость от типа культуры. В процессе межкультурного взаимодействия каждая из сторон стремится к тому, чтобы разрешить свои проблемы: сохранить свою идентичность, стать частью той культуры, в которой сейчас существует и т. д. Был сделан вывод о том, что диалог культур применительно к межкультурному взаимодействию в современной образовательной среде позволяет сформулировать закономерности, которые относятся к иноязычному общению между студентами. Подчеркивается, что подготовка студентов к взаимодействию с представителями других культур является важным и необходимым этапом процесса их «вливания» в международное академическое сообщество.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):32-39
pages 32-39 views

Самостоятельная подготовка обучающихся к семинарским занятиям по дисциплине «Региональные народно-певческие стили»

Соловьева И.Н.

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые аспекты организации самостоятельной работы обучающихся бакалавриата российских образовательных организаций высшего образования творческой направленности по направлению подготовки «Искусство народного пения» при подготовке к семинарским занятиям по учебной дисциплине «Региональные народно-певческие стили». Значимым условием эффективного самообразования обучающихся бакалавриата и формирования профессионально ценных качеств будущего специалиста в области народно-певческой культуры является признание важности роли самостоятельной работы современного студента в структуре педагогического процесса, протекающего в условиях отечественной высшей школы. В статье кратко характеризуется типовая структура семинарского занятия, ключевые задачи и принципы его организации. Автор раскрывает этапы рекомендуемого алгоритма информационно-поисковой и информационно-аналитической работы обучающихся бакалавриата с научной, учебно-методической и нотной литературой. Изложен авторский взгляд на специфику содержания календарно-тематического плана учебной дисциплины «Региональные народно-певческие стили», раскрываемого в том числе в форме семинарского занятия. Охарактеризованы особенности организации и проведения семинара, отмечено его значение в контексте воспитания способности обучающихся к применению в профессиональной практике усвоенных ими знаний, умений и навыков.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):40-47
pages 40-47 views

Создание базового образовательного контента для дистанционного обучения

Пластинина Н.А., Григорьева Е.С.

Аннотация

С конца 1990-х годов ХХ века повсеместное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится не только мировой тенденцией, но и одним из самых значимых процессов, качественно повлиявших на содержание, формы и методы обучения. Пандемия COVID-19, обусловившая глобальный переход на дистанционное образование (ДО), особенно остро показала необходимость пересмотра стратегий развития образования в целом и формирования цифровых компетентностей преподавателя вуза, его готовности и способности адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды. Одним из условий, обеспечивающих успешность цифровизации обучения, является владение навыками по созданию качественного базового контента для дистанционного обучения. Рассматривается совокупность существующих условий, критериев и факторов, влияющих на качество образовательного контента для эффективного онлайн-обучения. В статье подробно раскрыты этапы проектирования базового контента электронного обучающего курса. Предложены практические рекомендации по созданию базового контента для ДО на примере текстовых редакторов и средств визуализации информации. Описаны методические особенности разработки информационного контента электронного обучающего курса. Обосновано, что для создания качественного контента педагогу необходимы знания и навыки в области педагогического дизайна, ИКТ, тайм-менеджмента и онлайн коммуникации. Предложенные принципы проектирования базового контента и критерии могут представлять интерес для преподавателей и методистов, занимающихся разработкой электронных курсов, а также широкого круга пользователей.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):48-55
pages 48-55 views

Личностные индикаторы академической мобильности студентов с инвалидностью в контексте профессиональной подготовки

Волосникова Л.М., Кукуев Е.А., Огороднова О.В., Патрушева И.В.

Аннотация

Открытость современного университета обеспечивает включенность в образование студентов гетерогенных групп. Значимым трендом мирового образовательного пространства является академическая мобильность. Успешность образования студентов с инвалидностью определяется их личностной готовностью быть активными и академически мобильными. Отмечается тенденция к реализации академической мобильности в процессе профессиональной подготовки в основном через создание внешних условий. При этом недостаточно внимания уделяется анализу мобильности как личностного образования, что детерминирует слабую обеспеченность механизмов ее формирования, тем более у студентов с инвалидностью. Цель данного исследования – анализ личностных индикаторов академической мобильности студентов с инвалидностью на основе портфолио респондентов, содержащих сведения о фактах академической мобильности в опыте студентов, опроса о представлениях и мотивации респондентов к осуществлению академической мобильности, Томского опросника ригидности Г.В. Залевского. Полученные результаты свидетельствуют о низкой активности студентов в учебной, научной деятельности, выходящей за пределы образовательной программы. При этом готовность к академической мобильности высказывают более половины числа респондентов. Сравнительный анализ исследованных компонентов в выборках студентов с нормой по здоровью и с инвалидностью показал: невыраженность ригидности у студентов с инвалидностью; корреляционные связи характеристик ригидности с особенностями инвалидности; выраженность компонентов личностной готовности к академической мобильности у студентов с инвалидностью. Представленные результаты обладают высокой уникальностью и доказывают важность инклюзивной трансформации образовательного пространства университетов для обеспечения возможности обучения и академической мобильности студентов гетерогенных групп.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):56-65
pages 56-65 views

Методика развития творческой самореализации студентов колледжей культуры и искусств

Павлов Д.Н.

Аннотация

Развитие творческой самореализации личности является одним из основных ориентиров модернизации системы современного российского образования. Однако анализ содержания учебных планов, программ, состояния современной практики обучения студентов колледжей культуры и искусств, обучающихся по специальностям, связанным с музыкальным искусством, свидетельствует о недостатке внимания педагогов к проблеме творческой самореализации обучаемых. Освоение студентами музыкально-композиционной деятельности может способствовать успешному овладению ими средствами музыкального выражения, нахождению собственных приемов творческой самореализации. Делается вывод о том, что процесс развития творческой самореализации у студентов колледжей культуры и искусств в музыкально-композиционной деятельности представляет собой поэтапный переход от самопознания и самооценки студентами своих возможностей в осуществлении данной деятельности, – через формирование у них умений и навыков музыкальной импровизации, сочинения музыки, развитие мотивации к саморазвитию, – к самоутверждению студентов и самооценке результатов музыкально-композиционной деятельности. В статье представлена методика развития творческой самореализации студентов колледжей культуры и искусств в музыкально-композиционной деятельности, включающая: формы обучения – мелкогрупповые, индивидуальные и практические занятия; формы внеурочной деятельности – музыкальная гостиная, музыкальный лекторий, творческая мастерская; методы обучения – наблюдения за музыкой, исследовательский, мозгового штурма, авторской интроспекции, ассоциативный, портфолио; приемы – объяснения собственных действий, обратной связи, рефлексии; методы и приемы творческой работы – комбинирования, трансформации, эскизной работы.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):66-73
pages 66-73 views

Применение технологии формирующего оценивания на занятиях по иностранному языку в вузе

Орехова Ю.М.

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы модернизации образования в высшей школе, связанные с внедрением нового Федерального образовательного стандарта. Новая образовательная парадигма требует поиска эффективных средств формирования ключевых компетенций, необходимых для личностного и профессионального развития человека. Отечественные ученые указывают на сложившуюся в современной педагогической практике ситуацию, при которой применение инновационных методов обучения противоречит традиционным системам оценивания. Одним из способов устранения данного противоречия в условиях реализации компетентностного подхода на занятиях по иностранному языку может быть внедрение новых оценочных методов и создание фонда оценочных средств по дисциплине. Предлагается использовать технологию формирующего оценивания для реализации учебно-познавательного аспекта занятия и развития регулятивных умений обучающихся. В статье описаны концептуальные идеи технологии, обоснована целесообразность ее использования на практических занятиях по иностранному языку в вузе и определена этапность ее внедрения в учебный процесс. Также наглядно представлен учебно-познавательный аспект в системе «школа – вуз». Перечислены учебные и регулятивные умения обучающихся (самоконтроль, самооценка, саморегуляция и т. д.), развиваемые посредством систематического использования данной технологии на занятиях по иностранному языку. Анализируются основные приемы технологии формирующего оценивания, реализация которых мыслится наиболее эффективной в вузе (критериальное оценивание, письменный комментарий от педагога, ментальная карта, самоотчет, письменный опросник), а также приводятся примеры их реализации на практических занятии по английскому языку.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):74-80
pages 74-80 views

Состояния операторов эргатических систем в фокусе педагогической деятельности

Масленко Н.В.

Аннотация

Состояния человека и способы их регуляции представлены как значимая проблема специалиста, включенного в систему «человек – техническое устройство». Неблагоприятные состояния человека-оператора в эргатической системе снижают когнитивные функции специалиста, приводят к ошибкам и сбоям в работе систем. Перечислены возможные средства и опыт оценки состояний операторов систем особой важности. Актуализируется задача повышения надежности работы эргатических систем посредством саморегуляции состояний у операторов. Дано описание исследования представлений студентов, выпускников, специалистов о состояниях и способах их регуляции; выявлены дефициты представлений студентов и специалистов о состояниях операторов, их значимости в работе эргатических систем. Дополнительно обозначены ориентиры для профессиональной подготовки специалистов по техническим направлениям и специальностям, которые способны обеспечивать надежность работы эргатических систем посредством саморегуляции собственных состояний операторов. Представлено авторское понятие «информационно-аналитическая готовность операторов в условиях рисков и неопределенности». Информационно-аналитическая готовность оператора в сфере производства направлена на повышение надежности работы эргатической системы; в сфере профессионального образования она становится одной из приоритетных задач в педагогической деятельности. Уточнено содержание модели выпускника образовательного учреждения по техническим направлениям и специальностям. Обозначен ряд мероприятий образовательной среды для реализации новой модели.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):81-87
pages 81-87 views

Педагогическое моделирование как конструкт теоретизации и научного поиска

Козырева О.А.

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования педагогического моделирования в системе непрерывного образования и профессионально-педагогических отношений. Приведены особенности постановки и решения задач повышения качества формирования потребностей и возможностей использования педагогического моделирования в системе непрерывного образования и профессионально-педагогических отношений на ступенях СПО, ВО, ДПО. Уточнены понятия «педагогическое моделирование», «теоретизация», «функции использования педагогического моделирования», «модели повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования», «принципы повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования», «технология повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования», «педагогические условия повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования». Выделены функции использования педагогического моделирования, модели повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования, принципы повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования, педагогические условия повышения качества постановки и решения задач теоретизации и педагогического моделирования. Представлены статистические результаты анализа качества использования педагогического моделирования в системе СПО, ВО, ДПО.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):88-94
pages 88-94 views

Личностно-ориентированный подход к развитию эмоциональной регуляции у будущих медицинских работников

Исупов П.В.

Аннотация

Цель публикации заключается в актуализации проблемы развития эмоциональной регуляции у обучающихся медицинского колледжа как будущих медицинских специалистов среднего звена. Известно, что медицинская профессия относится к профессиям, характеризующимся значительными эмоциональными, физическими и психическими нагрузками, что может вызывать у специалистов профессиональные деформации, в том числе эмоциональное выгорание. Испытывая влияние эмоциогенных факторов, негативных эмоциональных переживаний, связанных с тяжелыми событиями (болезнь, страдание, смерть), специалист интуитивно прибегает к механизмам психологической защиты, что способствует, с одной стороны, развитию неконструктивных стратегий профессионального поведения в отношении пациента (грубость, черствость, равнодушие); с другой стороны, снижает личностный эмоциональный ресурс и приводит специалиста к эмоциональному выгоранию. Для исследования обозначенной проблемы выбраны личностно-ориентированный и аксиологический подходы. В проведенном исследовании доказано, что эмоциональная регуляция развивается поэтапно, причем первые этапы соответствуют логике онтологического развития личности. В ходе педагогического эксперимента выявлено, что обучающиеся медицинского колледжа сознательно выбрали будущую профессию, демонстрируют достаточную учебную мотивацию, при этом оптимальным уровнем развития эмоциональной регуляции обладает чуть более четверти студентов. Исследование доказывает необходимость и возможность педагогического воздействия в период профессионального обучения будущих медицинских специалистов среднего звена. В качестве решения данной проблемы предлагается развивать эмоциональную регуляцию на этапе профессионального образования. Развитие ценностно-смыслового уровня эмоциональной регуляции в процессе профессионального образования обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий по интериоризации обучающимися медицинского колледжа профессиональных ценностей и смыслов. В числе условий апробировано развитие рефлексивных умений, ценностно-смысловое опосредствование, освоение стратегий эмоциональной регуляции. Результаты эксперимента подтвердили правомерность разработанных теоретических положений и организационно-педагогических условий.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):95-101
pages 95-101 views

Условия эффективного функционирования процесса формирования культуры делового общения курсантов военных вузов

Ерофеев Д.В.

Аннотация

В профессиональной деятельности военнослужащих культура делового общения является неотъемлемой частью. На основе анализа сущности и содержания культуры делового общения курсантов выявлены пробелы в разработанности данного научного направления в военных вузах Российской Федерации. В связи с этим потребность изучения этой научной проблемы приобретает научно-практическую и актуальную значимость. Научно-практические решения проблемы противоречия между выросшей деловой активностью военнослужащих и низким уровнем готовности к ведению делового общения в социальной и служебной сфере могут стать важной составляющей в общей программе преобразований в подготовке военных специалистов и дальнейших исследовательских работ. Целью проводимого научного исследования является определение условий эффективного функционирования процесса формирования культуры делового общения курсантов военных вузов. Задача научного исследования – формирование культуры делового общения и актуализация процесса ее формирования у курсантов военных вузов. Для решения поставленной задачи применялись теоретические методы: анализ диссертационных исследований, сравнительный анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта. В качестве методологической основы применялась совокупность основных подходов: системного, деятельностного, аксиологического, культурологического. Был сделан вывод, что эффективность процесса формирования культуры делового общения обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, который разработан в рамках данного исследования, и определяется выбранной методологией исследования и особенностями изучаемого феномена культуры делового общения курсантов военных вузов.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):102-108
pages 102-108 views

Мониторинг готовности студентов старших курсов медицинских вузов к профессиональной деятельности

Жолудова А.Н., Полякова О.В.

Аннотация

В статье представлены результаты мониторинга студентов старших курсов медицинского вуза, в том числе с инвалидностью и/или с ОВЗ, который включал в себя тестирование и устный опрос, направленные на определение их профессиональной готовности. Современные подходы к подготовке специалистов для сферы практического здравоохранения, их профессиональная мобильность внутри отрасли, развитие высокотехнологичной медицины, потребность общества в разнообразных специалистах сферы практического здравоохранения и снижение престижа и популярности ряда врачебных специальностей – все это влияет на проблему готовности студентов старших курсов медицинских вузов к профессиональной деятельности. Актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами: усилением процессов интеграции медицинского образования и практического здравоохранения, возрастанием их роли в науке и жизни общества, изменением структуры и содержания медицинского образования; существующей необходимостью изучения процесса формирования готовности студентов старших курсов медицинских вузов к профессиональной деятельности; необходимостью выявления новых путей и средств формирования готовности студентов старших курсов медицинских вузов к профессиональной деятельности.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):109-115
pages 109-115 views

Видеолекция как пример внедрения цифровых технологий в образовательный процесс вуза

Вариясова Е.В., Иванова Е.А., Карнюшина В.В.

Аннотация

Активный темп развития цифровых технологий оказал существенное влияние и на образовательный процесс. Высшие учебные заведения массово переходят на дистанционные курсы, влоги, видеохостинги, научно-популярные образовательные платформы. Все эти платформы предлагают лекции по различным областям знаний, независимо от строгой учебной программы, уровня образования или даже профессиональной ориентации. Развитие современных медиаформатов подразумевает возможность активного взаимодействия пользователя с контентом. Может ли формат видеолекции отвечать данным требованиям? Или пользователь контента остается пассивным и не может ни на что влиять? Как долго сможет существовать такой обучающий формат и каковы его перспективы? В столь стремительно изменяющихся условиях жизни навыки гибкости и адаптации распространяются и на учебный процесс, и на форматы преподавания. Для повышения эффективности работы быстро подстроиться и адаптироваться необходимо всем: преподавателям, лекторам и обучающимся. Предпринята попытка исследовать популярность и эффективность видеолекций, выявить проблемы, связанные с такой формой преподавания, и предложить возможные решения для разработки образовательной модели онлайн-взаимодействия, способствующей развитию коммуникативных и учебных навыков.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):116-123
pages 116-123 views

Особенности организации работы по обучению навыкам оказания первой доврачебной помощи в техническом вузе

Бардина Е.Г., Янчий С.В.

Аннотация

Анализ современных научных источников, а также мировые и российские тенденции развития вопросов безопасности жизнедеятельности человека свидетельствуют о важности приобретения знаний, умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему. Рассмотрена организация учебного и внеучебного процессов выпускающей кафедры технического вуза, нацеленных на их формирование у различных категорий обучающихся. Изучены возможности подразделения университета и особенности организации учебной, внеучебной, профориентационной и других видов работ двух структурных подразделений, в работе которых принимает участие профессорско-преподавательский состав кафедры в исследуемой теме. Предложены примеры авторских разработок обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата вуза) студентов бакалавриата, магистратуры, специалитета в группах, закрепленных за выпускающей кафедрой. Проанализированы виды работ, способствующие получению необходимых компетенций слушателями Института послевузовского профессионального образования. Показаны дополнительные возможности выпускающей кафедры в организации внеучебной, профориентационной деятельности по формированию исследуемых навыков. Приведены примеры мероприятий, в которых особое значение имеет практическая составляющая. Особенностью всех мероприятий с участием преподавательского состава кафедры является системность их проведения, которая может способствовать закреплению результата у разных категорий обучаемых в техническом вузе.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021;(1):124-131
pages 124-131 views